Лука Джордано
Лука Джордано | |
---|---|
![]() Автопортрет, гр. 1692 г. | |
Рожденный | |
Умер | 3 января 1705 г. Неаполь, Неаполитанское королевство | (70 лет)
Другие имена | Лука быстрый |
Известный | Рисование |
Движение | Барокко |
Лука Джордано (18 октября 1634 – 3 января 1705) [1] был итальянским художником позднего барокко и гравёром в области офорта . Свободно и декоративно, он успешно работал в Неаполе , Риме , Флоренции и Венеции , прежде чем провести десять лет в Испании.
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]





Джордано родился в Неаполе и был сыном художника Антонио Джордано. [2] Примерно в 1650 году он поступил в ученики к Рибере . [3] по рекомендации вице-короля Неаполя [4] и на его ранние работы сильно повлиял его учитель. Как и Рибера, он нарисовал множество поясных фигур философов, либо воображаемые портреты конкретных фигур, либо типовые типы. [5]
Он получил прозвище Luca fa presto , что переводится как «Лука рисует быстро». Его скорость как в дизайне, так и в ручной работе, а также его универсальность, которая позволяла ему обманчиво подражать другим художникам, заслужили для него два других эпитета: «Удар молнии» ( Fulmine ) и «Протей» живописи. [4]
После периода обучения в Риме, Парме и Венеции Джордано разработал сложный стиль барокко, сочетающий в себе венецианские и римские влияния. Его зрелое творчество сочетает в себе орнаментальную пышность Поля Веронезе с живыми сложными схемами, «большой манерой» Пьетро да Кортона . Он также известен своим живым и эффектным использованием цвета. [4]
Флоренция
[ редактировать ]В 1682–1683 годах Джордано написал различные серии фресок во Флоренции, в том числе одну на куполе капеллы Санта Корсини -Мария-дель-Кармине во Флоренции . В большом блоке, занимаемом бывшим дворцом Медичи, он расписал потолок Библиотеки Риккардиана ( Аллегория Божественной Мудрости ) и длинную галерею Палаццо Медичи-Риккарди . Огромные фрески последнего находятся в пристройке галереи 1670-х годов с видом на сады. Планирование осуществлялось под руководством Алессандро Сеньи по заказу Франческо Риккарди . Они включают в себя прототип агиографического прославления семьи Медичи в центре, окруженный серией взаимосвязанных повествований: аллегорических фигур (« Кардинальные добродетели» , « Стихии природы» ) и мифологических эпизодов ( «Нептун и Амфитрита» , «Похищение Прозерпины» , «Триумфальное шествие»). Вакха , Смерть Адониса , Цереры и Триптолема ). [6]
Придворный художник в Испании (1692–1702).
[ редактировать ]В 1692 году Джордано отправился в Испанию по приглашению Карла II . Он пробыл там десять лет и вернулся в Неаполь в 1702 году после смерти Карла. Находясь в Испании, он нарисовал крупные декоративные схемы во дворце Буэн-Ретиро , Эль-Эскориале , ризнице собора Толедо и Королевском дворце Аранхуэса . Аллегория Золотого руна , ок. 1694 года Фреска на потолке Касон-дель-Буэн-Ретиро является одной из возможных причин того, что здание сохранилось, когда большинство других зданий дворцового комплекса Буэн-Ретиро были снесены в девятнадцатом веке. Теперь это пристройка к музейному комплексу Прадо, содержит библиотеку для исследователей. Он также написал часть фресок в церкви Святого Антония Германского и множество картин для двора, частных покровителей и церквей. [7] Его ученики Аньелло Росси и Маттео Пачелли помогали ему в Испании.
Джордано пользовался популярностью при испанском дворе, и король пожаловал ему титул «кабальеро». [4] Его работы можно увидеть по всему Мадриду и в Музее Прадо. [8] хранится большая подборка его произведений. Неподалеку находится Настоящая Академия изящных искусств Сан-Фернандо. [9] владеет несколькими его работами, а в соседнем музее Тиссена-Борнемисы находится « Суд Саломона». [10] долгосрочный кредит, принадлежащий частной коллекции баронессы Кармен Тиссен.
Поздняя работа в Неаполе
[ редактировать ]После своего возвращения в Неаполь в начале 1702 года Джордано продолжал плодотворно рисовать. [7] Выполненные в более легком, менее риторическом стиле, эти поздние работы, предвосхищающие рококо, оказали влияние на протяжении восемнадцатого века и вызвали восхищение Фрагонара . [7]
Он тратил большие суммы на щедрые дела и был особенно либерален по отношению к более бедным художникам. Одним из его принципов было то, что хороший художник — это тот, кто нравится публике, и что публику больше привлекают цвета, чем дизайн. [4]
Джордано обладал удивительной способностью, которая часто создавала впечатление поверхностности его произведений. Он оставил много работ в Риме и еще больше в Неаполе. Из последних - его Христос, изгоняющий торговцев из храма в церкви Падри Джироламини , колоссальное произведение, полное выразительных "лаццарони" или нищих из Неаполя; также фрески Триумфа Юдифи в Сане Мартино [1] и те, что в Tesoro della Certosa, включая тему Моисея и Медного Змея ; и росписи купола в церкви Санта-Бриджида . В этой церкви находится могила самого художника. Другими яркими примерами являются « Суд Париса», ранее находившийся в Gemäldegalerie в Берлине , но разрушенный во время Второй мировой войны , и «Христос с врачами в храме » в Палаццо Корсини в Риме . В последующие годы он написал влиятельные фрески для Капеллы Корсини, Палаццо Медичи-Риккарди и других произведений. [4]
Джордано умер в Неаполе в 1705 году. Источники расходятся во мнениях относительно того, умер ли он 3 или 12 января 1705 года.
Влияние
[ редактировать ]Его лучшими учениками в живописи были Паоло де Маттеис и Никола Малинконико . Однако его влияние, как и его путешествия и карьера, было широким и плодотворным. Например, говорят, что он оказал влияние в Венеции на Себастьяно Риччи , Джован Баттиста Ланжетти , Джованни Коли и Филиппо Герарди . [11] Среди других учеников были Хуан Антонио Бухас , Нунцио Феррайуоли (Нунций скорбящих), Ансель Фьямминго (иль Франческитто или Франческитто), Джованни Баттиста Лама , Андреа Мильонико , Джузеппе Симонелли , Андреа Виченти , Андреа Визо , [12] Томмазо Фазано , Томмазо Джаквинто , Доменико ди Марино , Пьетро ди Мартино , Педро де Калабрия , Маттео Пачелли , Франсиско Трамуллес , Николо Мария Росси , Аньелло Росси , [13] и Раймондо де Доминичи . [14]
В молодости Джордано со значительным мастерством гравировал произведения, в том числе некоторые из своих собственных картин, таких как « Избиение священников Ваала» . Он также много рисовал на хрустальных окантовках зеркал, шкафов и других предметов, которые можно увидеть во многих итальянских дворцах, и в этом виде искусства был мастером Пьетро Гарофало . [4]
Критическая репутация
[ редактировать ]Джордано критиковали за то, что он был плодовитым трейдером всех стилей и не был мастером ни в одном из них. Майкл Леви отмечает о нем: «Джордано был идеальным художником в стиле рококо , быстрым, плодовитым, ярким цветом, уверенным в мастерстве рисования, всегда талантливым и никогда не касавшимся грани гениальности». [15] Его считали прото- Тьеполо , реанимировавшим величественную манеру Кортоны в стиле, который стал бы ярче благодаря Тьеполо.
Галерея
[ редактировать ]- См. также Категорию: Картины Луки Джордано .
- Святого Михаила , гр. 1663, Золотая галерея, Берлин
- Падение восставших ангелов , ок. 1666 г., Художественно-исторический музей.
- Поклонение волхвов
- Сотворение человека , 1684–1686, фреска в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции.
- Триумф Юдифи , Чертоза-ди-Сан-Мартино , Неаполь
- Триумф Медичи в облаках Олимпа , 1684–1686, фреска в Палаццо Медичи-Риккарди.
- Марс и Венера с Амуром , 1663, Музей Каподимонте, Неаполь.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лука Джордано в Британской энциклопедии
- ^ Картина в Неаполе 1606-1705 , стр.68
- ^ Картина в Неаполе 1606-1705 , стр.51.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Чисхолм, Хью , изд. (1911). » энциклопедия Британская Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 31.
- ^ Картина в Неаполе 1606-1705 , стр.169.
- ^ Палаццо Медичи.
- ^ Jump up to: а б с Картина в Неаполе 1606-1705 гг ., стр.168
- ^ «Джордано, Лука — Коллекция — Национальный музей Прадо» . www.museodelprado.es . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ «Поиск по автору — Каталог цифровой живописи RABASF» . www.academiacolecciones.com . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ «Суд Соломона» . Национальный музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ Р. Виттковер, страницы 346, 348.
- ^ Дж. Р. Гоббс, стр. 104-105.
- ^ Спунер, Ширджашуб (1873 г.). Биографическая история изобразительного искусства, являющаяся воспоминаниями о жизни и творчестве выдающихся художников, скульпторов и архитекторов . Филадельфия: Дж. Гебби. п. лм. .
- ^ Изобразительное искусство , тома 1-2, Джованни Баттиста Дженнаро Гросси, Энциклопедическая типография дель Джорнале, Дорога Сальвадоре а Сант-Анджело-а-Нило № 48, Неаполь (1820 г.); стр. 197.
- ^ Леви, Майкл. От рококо до революции: основные тенденции в живописи восемнадцатого века , 1985:24.
Дополнительные источники
[ редактировать ]- Живопись в Неаполе 1606-1705: От Караваджо до Джордано . Каталог выставки, проходившей в Королевской академии в Лондоне. Лондон: Королевская академия. 1982.
- Де Доминичи, Бернардо (1729). Франческо Риккардо (ред.). Жизнь Кавальера Д. Луки Джордано, неаполитанского художника» . Франческо Риккардо, Неаполь. п. 1 .
- Ultimate Reference Suite с Британской энциклопедией 2004 г. DVD-диск
- О. Феррари — Дж. Скавицци, Лука Джордано , Неаполь, разные издания (1966, 1992, 2000)
- М.Хорак, Важные работы Луки Джордано в Пьяченце , в "Стренна Пьячентина 2011" - Amici dell'Arte, Пьяченца 2011
- Дж. Скавицци - Дж. Де Вито, Лука Джордано молодой 1650-1664 , Неаполь, 2012 г.
- М. Хорак, Лука Джордано: большой алтарь в Санта-Терезе , в «Панораме Музеи», XVII год, н.э. 1, 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 60 работ Луки Джордано или после него на Art UK сайте
- Научные статьи о Луке Джордано на английском языке как в Интернете, так и в формате PDF – Галерея старых мастеров Испании.
- Лука Джордано в Artcyclopedia
- Работа месяца – Эрминия и пастухи – Фонд герцогского дома Мединасели
- Хусепе де Рибера, 1591–1652 , полный текстовый каталог выставки из Метрополитен-музея, который включает материалы о Луке Джордано (см. Указатель)