Jump to content

Лука Джордано

Лука Джордано
Автопортрет, гр. 1692 г.
Рожденный ( 1634-10-18 ) 18 октября 1634 г.
Умер 3 января 1705 г. ( 1705-01-03 ) (70 лет)
Неаполь, Неаполитанское королевство
Другие имена Лука быстрый
Известный Рисование
Движение Барокко

Лука Джордано (18 октября 1634 – 3 января 1705) [1] был итальянским художником позднего барокко и гравёром в области офорта . Свободно и декоративно, он успешно работал в Неаполе , Риме , Флоренции и Венеции , прежде чем провести десять лет в Испании.

Ранняя жизнь и обучение

[ редактировать ]
Лука Джордано
Венера и Марс , ок. 1670-е годы
Демокрит , 1690, Гамбургский Кунстхалле.
Воскресение , после 1665 года, Residenzgalerie , Зальцбург
Сон Соломона , ок. 1694–1695 гг.
Похищение Лукреции , 1663 год.
Аллегория Золотого руна , Касон дель Буэн Ретиро, Мадрид, ок. 1694 г.

Джордано родился в Неаполе и был сыном художника Антонио Джордано. [2] Примерно в 1650 году он поступил в ученики к Рибере . [3] по рекомендации вице-короля Неаполя [4] и на его ранние работы сильно повлиял его учитель. Как и Рибера, он нарисовал множество поясных фигур философов, либо воображаемые портреты конкретных фигур, либо типовые типы. [5]

Он получил прозвище Luca fa presto , что переводится как «Лука рисует быстро». Его скорость как в дизайне, так и в ручной работе, а также его универсальность, которая позволяла ему обманчиво подражать другим художникам, заслужили для него два других эпитета: «Удар молнии» ( Fulmine ) и «Протей» живописи. [4]

После периода обучения в Риме, Парме и Венеции Джордано разработал сложный стиль барокко, сочетающий в себе венецианские и римские влияния. Его зрелое творчество сочетает в себе орнаментальную пышность Поля Веронезе с живыми сложными схемами, «большой манерой» Пьетро да Кортона . Он также известен своим живым и эффектным использованием цвета. [4]

Флоренция

[ редактировать ]

В 1682–1683 годах Джордано написал различные серии фресок во Флоренции, в том числе одну на куполе капеллы Санта Корсини -Мария-дель-Кармине во Флоренции . В большом блоке, занимаемом бывшим дворцом Медичи, он расписал потолок Библиотеки Риккардиана ( Аллегория Божественной Мудрости ) и длинную галерею Палаццо Медичи-Риккарди . Огромные фрески последнего находятся в пристройке галереи 1670-х годов с видом на сады. Планирование осуществлялось под руководством Алессандро Сеньи по заказу Франческо Риккарди . Они включают в себя прототип агиографического прославления семьи Медичи в центре, окруженный серией взаимосвязанных повествований: аллегорических фигур (« Кардинальные добродетели» , « Стихии природы» ) и мифологических эпизодов ( «Нептун и Амфитрита» , «Похищение Прозерпины» , «Триумфальное шествие»). Вакха , Смерть Адониса , Цереры и Триптолема ). [6]

Придворный художник в Испании (1692–1702).

[ редактировать ]

В 1692 году Джордано отправился в Испанию по приглашению Карла II . Он пробыл там десять лет и вернулся в Неаполь в 1702 году после смерти Карла. Находясь в Испании, он нарисовал крупные декоративные схемы во дворце Буэн-Ретиро , Эль-Эскориале , ризнице собора Толедо и Королевском дворце Аранхуэса . Аллегория Золотого руна , ок. 1694 года Фреска на потолке Касон-дель-Буэн-Ретиро является одной из возможных причин того, что здание сохранилось, когда большинство других зданий дворцового комплекса Буэн-Ретиро были снесены в девятнадцатом веке. Теперь это пристройка к музейному комплексу Прадо, содержит библиотеку для исследователей. Он также написал часть фресок в церкви Святого Антония Германского и множество картин для двора, частных покровителей и церквей. [7] Его ученики Аньелло Росси и Маттео Пачелли помогали ему в Испании.

Джордано пользовался популярностью при испанском дворе, и король пожаловал ему титул «кабальеро». [4] Его работы можно увидеть по всему Мадриду и в Музее Прадо. [8] хранится большая подборка его произведений. Неподалеку находится Настоящая Академия изящных искусств Сан-Фернандо. [9] владеет несколькими его работами, а в соседнем музее Тиссена-Борнемисы находится « Суд Саломона». [10] долгосрочный кредит, принадлежащий частной коллекции баронессы Кармен Тиссен.

Поздняя работа в Неаполе

[ редактировать ]

После своего возвращения в Неаполь в начале 1702 года Джордано продолжал плодотворно рисовать. [7] Выполненные в более легком, менее риторическом стиле, эти поздние работы, предвосхищающие рококо, оказали влияние на протяжении восемнадцатого века и вызвали восхищение Фрагонара . [7]

Он тратил большие суммы на щедрые дела и был особенно либерален по отношению к более бедным художникам. Одним из его принципов было то, что хороший художник — это тот, кто нравится публике, и что публику больше привлекают цвета, чем дизайн. [4]

Джордано обладал удивительной способностью, которая часто создавала впечатление поверхностности его произведений. Он оставил много работ в Риме и еще больше в Неаполе. Из последних - его Христос, изгоняющий торговцев из храма в церкви Падри Джироламини , колоссальное произведение, полное выразительных "лаццарони" или нищих из Неаполя; также фрески Триумфа Юдифи в Сане Мартино [1] и те, что в Tesoro della Certosa, включая тему Моисея и Медного Змея ; и росписи купола в церкви Санта-Бриджида . В этой церкви находится могила самого художника. Другими яркими примерами являются « Суд Париса», ранее находившийся в Gemäldegalerie в Берлине , но разрушенный во время Второй мировой войны , и «Христос с врачами в храме » в Палаццо Корсини в Риме . В последующие годы он написал влиятельные фрески для Капеллы Корсини, Палаццо Медичи-Риккарди и других произведений. [4]

Джордано умер в Неаполе в 1705 году. Источники расходятся во мнениях относительно того, умер ли он 3 или 12 января 1705 года.

Его лучшими учениками в живописи были Паоло де Маттеис и Никола Малинконико . Однако его влияние, как и его путешествия и карьера, было широким и плодотворным. Например, говорят, что он оказал влияние в Венеции на Себастьяно Риччи , Джован Баттиста Ланжетти , Джованни Коли и Филиппо Герарди . [11] Среди других учеников были Хуан Антонио Бухас , Нунцио Феррайуоли (Нунций скорбящих), Ансель Фьямминго (иль Франческитто или Франческитто), Джованни Баттиста Лама , Андреа Мильонико , Джузеппе Симонелли , Андреа Виченти , Андреа Визо , [12] Томмазо Фазано , Томмазо Джаквинто , Доменико ди Марино , Пьетро ди Мартино , Педро де Калабрия , Маттео Пачелли , Франсиско Трамуллес , Николо Мария Росси , Аньелло Росси , [13] и Раймондо де Доминичи . [14]

В молодости Джордано со значительным мастерством гравировал произведения, в том числе некоторые из своих собственных картин, таких как « Избиение священников Ваала» . Он также много рисовал на хрустальных окантовках зеркал, шкафов и других предметов, которые можно увидеть во многих итальянских дворцах, и в этом виде искусства был мастером Пьетро Гарофало . [4]

Критическая репутация

[ редактировать ]

Джордано критиковали за то, что он был плодовитым трейдером всех стилей и не был мастером ни в одном из них. Майкл Леви отмечает о нем: «Джордано был идеальным художником в стиле рококо , быстрым, плодовитым, ярким цветом, уверенным в мастерстве рисования, всегда талантливым и никогда не касавшимся грани гениальности». [15] Его считали прото- Тьеполо , реанимировавшим величественную манеру Кортоны в стиле, который стал бы ярче благодаря Тьеполо.

См. также Категорию: Картины Луки Джордано .
  1. ^ Лука Джордано в Британской энциклопедии
  2. ^ Картина в Неаполе 1606-1705 , стр.68
  3. ^ Картина в Неаполе 1606-1705 , стр.51.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Джордано, Лука » энциклопедия Британская Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 31.
  5. ^ Картина в Неаполе 1606-1705 , стр.169.
  6. ^ Палаццо Медичи.
  7. ^ Jump up to: а б с Картина в Неаполе 1606-1705 гг ., стр.168
  8. ^ «Джордано, Лука — Коллекция — Национальный музей Прадо» . www.museodelprado.es . Проверено 18 ноября 2019 г.
  9. ^ «Поиск по автору — Каталог цифровой живописи RABASF» . www.academiacolecciones.com . Проверено 18 ноября 2019 г.
  10. ^ «Суд Соломона» . Национальный музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 18 ноября 2019 г.
  11. ^ Р. Виттковер, страницы 346, 348.
  12. ^ Дж. Р. Гоббс, стр. 104-105.
  13. ^ Спунер, Ширджашуб (1873 г.). Биографическая история изобразительного искусства, являющаяся воспоминаниями о жизни и творчестве выдающихся художников, скульпторов и архитекторов . Филадельфия: Дж. Гебби. п. лм. .
  14. ^ Изобразительное искусство , тома 1-2, Джованни Баттиста Дженнаро Гросси, Энциклопедическая типография дель Джорнале, Дорога Сальвадоре а Сант-Анджело-а-Нило № 48, Неаполь (1820 г.); стр. 197.
  15. ^ Леви, Майкл. От рококо до революции: основные тенденции в живописи восемнадцатого века , 1985:24.

Дополнительные источники

[ редактировать ]
  • Живопись в Неаполе 1606-1705: От Караваджо до Джордано . Каталог выставки, проходившей в Королевской академии в Лондоне. Лондон: Королевская академия. 1982.
  • Де Доминичи, Бернардо (1729). Франческо Риккардо (ред.). Жизнь Кавальера Д. Луки Джордано, неаполитанского художника» . Франческо Риккардо, Неаполь. п. 1 .
  • Ultimate Reference Suite с Британской энциклопедией 2004 г. DVD-диск
  • О. Феррари — Дж. Скавицци, Лука Джордано , Неаполь, разные издания (1966, 1992, 2000)
  • М.Хорак, Важные работы Луки Джордано в Пьяченце , в "Стренна Пьячентина 2011" - Amici dell'Arte, Пьяченца 2011
  • Дж. Скавицци - Дж. Де Вито, Лука Джордано молодой 1650-1664 , Неаполь, 2012 г.
  • М. Хорак, Лука Джордано: большой алтарь в Санта-Терезе , в «Панораме Музеи», XVII год, н.э. 1, 2012 г.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e7b5f794802d7f564ac6e8b3bafb39dc__1714757640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/dc/e7b5f794802d7f564ac6e8b3bafb39dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Luca Giordano - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)