Рококо
Потолок бального зала Ка Реццонико в Венеции с иллюзионистской квадратурной картиной Джованни Баттисты Крозато (1753 г.); Комод Чарльза Крессена (1730 г.); Кайзерзал в Вюрцбургской резиденции работы Бальтазара Ноймана (1749–1751) | |
Годы активности | 1730-1760-е годы |
---|---|
Расположение | Франция, Италия, Центральная Европа |
Рококо реже рококо ( / rə ˈ / k oʊ k oʊ , rə- KOH -koh , США также / ˌ r oʊ k ə ˈ k oʊ / ROH -kə- KOH , Французский: [ʁɔkɔko] или [ʁokoko] ), также известный как позднее барокко , представляет собой исключительно декоративный и драматический стиль архитектуры, искусства и декора, который сочетает в себе асимметрию, завитки, позолоту, белые и пастельные тона, скульптурную лепнину и фрески в стиле Тромпель , чтобы создать удивление и иллюзия движения и драмы. Его часто называют окончательным выражением движения барокко . [1]
Стиль рококо зародился во Франции в 1730-х годах как реакция на более формальный и геометрический стиль Людовика XIV . Он был известен как «стиль рокайль », или «стиль рокайль». [2] Вскоре он распространился на другие части Европы, особенно на север Италии, Австрию, юг Германии, Центральную Европу и Россию. [3] Оно также оказало влияние на другие виды искусства, особенно на скульптуру, мебель, изделия из серебра, стекла, живопись, музыку, театр. [4] и литература. [5] Хотя изначально рококо был светским стилем, который в основном использовался для интерьеров частных резиденций, он имел духовный аспект, который привел к его широкому использованию в церковных интерьерах, особенно в Центральной Европе, Португалии и Южной Америке. [6]
Этимология
[ редактировать ]
Слово рококо как юмористическая вариация слова рокайль впервые было использовано Пьером -Морисом Куэйсом . [7] [8] Рокайль изначально представлял собой метод украшения с использованием гальки, ракушек и цемента, который со времен Возрождения часто использовался для украшения гротов и фонтанов. [9] [10] В конце 17 и начале 18 веков рокайль стал термином для обозначения своего рода декоративного мотива или орнамента, появившегося в стиле позднего Людовика XIV , в форме морской ракушки, переплетенной с аканта листьями . В 1736 году дизайнер и ювелир Жан Мондон опубликовал Premier Livre de forme rocquaille et cartel — сборник рисунков орнаментов мебели и внутреннего убранства. Это было первое появление в печати термина рокайль для обозначения этого стиля. [11] Мотив резных или лепных ракушек сочетался с пальмовыми листьями или вьющимися лозами для украшения дверных проемов, мебели, стеновых панелей и других архитектурных элементов. [12]
Термин рококо впервые был использован в печати в 1825 году для описания «вышедшего из моды и старомодного» декора. Он использовался в 1828 году для украшения, «принадлежавшего к стилю XVIII века, перегруженному витыми орнаментами». В 1829 году писатель Стендаль описал рококо как «стиль рокайль XVIII века». [13]

В 19 веке этот термин использовался для описания чрезмерно декоративной архитектуры или музыки. [14] [15] С середины 19 века этот термин был принят историками искусства . Хотя до сих пор ведутся споры об историческом значении этого стиля, рококо теперь часто рассматривается как отдельный период в развитии европейского искусства .
Характеристики
[ редактировать ]Рококо отличается обильным декором с обилием изгибов, контр-изгибов, волнистости и элементов, созданных по образцу природы. Внешний вид зданий в стиле рококо часто прост, а в интерьерах полностью преобладает их орнамент. Стиль был очень театральным, призванным произвести впечатление и трепет с первого взгляда. Планы этажей церквей часто были сложными и представляли собой переплетающиеся овалы; Во дворцах парадные лестницы стали центральным элементом и предлагали разные точки зрения на украшение. [1] Основными орнаментами рококо являются: асимметричные ракушки, листья аканта и других растений, птицы, букеты цветов, фрукты, музыкальные инструменты, ангелы и китайцы ( пагоды , драконы, обезьяны, причудливые цветы и китайцы). [16]
Этот стиль часто включал в себя живопись, лепную лепнину и резьбу по дереву, а также квадратуру или потолочные росписи в стиле иллюзионизма, которые создавали впечатление, что входящие в комнату смотрят вверх на небо, где на них смотрят херувимы и другие фигуры. . Используемые материалы включали штукатурку, окрашенную или оставленную белой; сочетания древесины разных цветов (обычно дуб, бук или орех); лакированное дерево в японском стиле, орнамент из позолоченной бронзы, мраморные столешницы комодов или столов. [17] Целью было создать впечатление удивления, трепета и удивления при первом взгляде. [18]
Различия между барокко и рококо
[ редактировать ]Рококо имеет следующие характеристики, которых у барокко нет :
- частичный отказ от симметрии, все состоит из изящных линий и изгибов, в духе модерна
- асимметричные изгибы и С-образные волюты
- декоративные цветы, например цветочные фестоны
- периодическое использование восточноазиатских мотивов ( китайский стиль , японизм )
- теплые пастельные тона [19] (беловато-желтый, кремовый, жемчужно-серый, очень светло-голубой) [20]
Франция
[ редактировать ]Стиль рокайль , или французское рококо, появился в Париже во времена правления Людовика XV и процветал примерно между 1723 и 1759 годами. [21] Этот стиль использовался, в частности, в салонах: новый стиль помещения был призван произвести впечатление и развлечь гостей. Самым ярким примером был салон принцессы в отеле de Soubise в Париже, спроектированный Жерменом Боффраном и Шарлем-Жозефом Натуаром (1735–1740). К характеристикам французского рококо относились исключительная художественность, особенно в сложных рамах для зеркал и картин, вылепленных из гипса и часто позолоченных; и использование растительных форм (лиан, листьев, цветов), переплетающихся в сложные конструкции. [22] Мебель также отличалась извилистыми изгибами и растительным орнаментом. Среди ведущих дизайнеров мебели и мастеров этого стиля были Жюст-Орель Мейсонье , Шарль Крессан и Николя Пино . [23] [24]
Стиль рокайль просуществовал во Франции до середины 18 века, и хотя он стал более изогнутым и растительным, он так и не достиг экстравагантного изобилия рококо в Баварии, Австрии и Италии. Открытия римских древностей, начавшиеся в 1738 году в Геркулануме и особенно в Помпеях в 1748 году, повернули французскую архитектуру в направлении более симметричного и менее яркого неоклассицизма .
- Салон отеля de Soubise в Париже (1735–1740), автор Жермен Боффран .
- Дизайн стола Жюста-Ореля Мейсонье (1730 г.)
- Большая палата принца, Отель де Субиз (1735–1740)
- Работа по дереву в отеле Варенжевиль работы Николя Пино (1735 г.)
- Комод Чарльза Крессена (1730 г.), поместье Уоддесдон
- Деталь двери отеля Самуэль Бернар из Парижа (1740-е гг.)
- Позолоченный и чеканный бронзовый поясок часов работы Жана Жозефа де Сен-Жермена и Ж. Булле ( ок. 1745 – ок. 1749 ).
- Церковь Нотр-Дам, Бордо (1684–1707)
Италия
[ редактировать ]Художники в Италии, особенно в Венеции , также создали яркий стиль рококо. Венецианские комоды имитировали изогнутые линии и резной орнамент французского рокайля, но с особой венецианской вариацией; произведения были написаны, часто с пейзажами, цветами или сценами Гварди или других художников, или шинуазри , на синем или зеленом фоне, что соответствовало цветам венецианской школы художников, чьи работы украшали салоны. Среди известных художников-декораторов были Джованни Баттиста Тьеполо , который расписывал потолки и фрески церквей и палаццо, и Джованни Баттиста Крозато , который расписывал потолок бального зала Ка Реццонико в манере квадратуро , создавая иллюзию трехмерности. Тьеполо путешествовал по Германии со своим сыном в 1752–1754 годах, украшая потолки Вюрцбургской резиденции , одной из главных достопримечательностей баварского рококо. Ранее знаменитым венецианским художником был Джованни Баттиста Пьяццетта , написавший несколько известных церковных потолков. [25]
Венецианское рококо также отличалось исключительной стеклянной посудой, особенно муранским стеклом , часто гравированным и окрашенным, которое экспортировалось по всей Европе. Работы включали разноцветные люстры и зеркала с чрезвычайно богато украшенными рамами. [25]
- Потолок Санти Джованни и Паоло, Венеция , работы Пьяццетты (1727 г.)
- Юнона и Луна , Джованни Баттиста Тьеполо (1735 – 1745)
- Люстра из муранского стекла в Ка'Реццонико (1758 г.)
- Потолок бального зала Ка'Реццонико с потолком Джованни Баттиста Крозато (1753 г.)
Южная Германия
[ редактировать ]В церковном строительстве, особенно в южном немецко-австрийском регионе, иногда исключительно из практических соображений создаются гигантские пространственные творения, которые, однако, не кажутся монументальными, а характеризуются своеобразным сплавом архитектуры, живописи, лепнины и т. д. часто стирающие границы между художественными жанрами, характеризуются светлой невесомостью, праздничной веселостью и движением.Декоративный стиль рококо достиг своего апогея на юге Германии и Австрии с 1730-х по 1770-е годы. Там оно и по сей день доминирует в церковном ландшафте и глубоко укоренилось в массовой культуре. Впервые он был завезен из Франции через публикации и работы французских архитекторов и декораторов, в том числе скульптора Клода III Одрана , дизайнера интерьеров Жиля-Мари Оппенорда , архитектора Жермена Боффрана , скульптора Жана Мондона, а также рисовальщика и гравера Пьера Лепотра . Их работы оказали важное влияние на немецкий стиль рококо, но не достигают уровня построек южной Германии. [26]
Немецкие архитекторы адаптировали стиль рококо, но сделали его гораздо более асимметричным и более богато украшенным, чем французский оригинал. Немецкий стиль характеризовался взрывом форм, ниспадающих каскадом по стенам. Он отличался лепниной в форме кривых и встречных изгибов, извилистыми узорами, потолками и стенами без прямых углов, а также лепной листвой, которая, казалось, ползла вверх по стенам и потолку. Декор часто позолочен или посеребрен, чтобы контрастировать с белыми или бледно-пастельными стенами. [27]
Архитектор и дизайнер бельгийского происхождения Франсуа де Кювилье был одним из первых, кто создал здание в стиле рококо в Германии с павильоном Амалиенбурга в Мюнхене (1734–1739), вдохновленным павильонами Трианон и Марли во Франции. Он был построен как охотничий домик, с площадкой на крыше для отстрела фазанов. Зеркальный зал внутри, выполненный художником и скульптором Иоганном Баптистом Циммерманом , был гораздо более ярким, чем любое французское рококо. [28]
Еще одним ярким примером раннего немецкого рококо является Вюрцбургская резиденция (1737–1744), построенная для принца-епископа Иоганна Филиппа Франца фон Шенборна из Вюрцбурга Бальтазаром Нойманом . Нойманн побывал в Париже и консультировался с французскими художниками-декораторами рокайля Жерменом Боффраном и Робером де Коттом . Хотя внешний вид был выполнен в более сдержанном стиле барокко, интерьер, особенно лестницы и потолки, был намного светлее и декоративнее. Князь-епископ в 1750–1753 годах пригласил итальянского художника эпохи рококо Джованни Баттиста Тьеполо для создания фрески над вершиной трехуровневой парадной лестницы. [29] [30] [31] Нойман описал интерьер резиденции как «театр света». Лестница также была центральным элементом резиденции Ноймана, построенной во дворце Аугустусбург в Брюле (1743–1748). В этом здании лестница вела посетителей вверх через лепную фантазию картин, скульптур, изделий из металла и декора, открывая удивительные виды на каждом шагу. [29]
было построено несколько известных паломнических церквей В 1740-х и 1750-х годах в Баварии , интерьеры которых оформлены в характерном варианте стиля рококо. Одним из наиболее ярких примеров является Вискирхе ( 1745–1754), построенная по проекту Доминикуса Циммермана . Как и большинство баварских паломнических церквей, внешний вид очень простой, со стенами пастельных тонов и небольшим орнаментом. Войдя в церковь, посетитель сталкивается с удивительным театром движения и света. Он представляет собой святилище овальной формы и деамбулаторий такой же формы, наполняющий церковь светом со всех сторон. Белые стены контрастировали с колоннами из синей и розовой лепнины в хоре, а куполообразный потолок окружен гипсовыми ангелами под куполом, изображающим небеса, заполненные красочными библейскими фигурами. Другие известные паломнические церкви включают Базилику Четырнадцати Святых Помощников Бальтазара Неймана (1743–1772). [32] [33]
- Амалиенбург Павильон в Мюнхене работы Франсуа де Кювилье (1734–1739).
- Зеркальный зал Амалиенбурга работы Иоганна Баптиста Циммермана (1734–1739).
- Взгляд на центральную лестницу дворца Аугустусбург в Брюле, автор Бальтазар Нейман (1741–1744).
- Вискирхе работы Доминикуса Циммермана (1745–1754).
- Интерьер базилики Четырнадцати Святых Помощников работы Бальтазара Неймана (1743–1772).
- Императорский зал в Вюрцбургской резиденции работы Бальтазара Ноймана (1749 – 1751)
- Золотой кабинет Китайского дворца, Ораниенбаум, Россия , построенный Антонио Ринальди для Екатерины Великой (1762–1778).
Иоганн Михаэль Фишер был архитектором аббатства Оттобойрен (1748–1766), еще одной достопримечательности баварского рококо. Церковь, как и большая часть архитектуры рококо в Германии, отличается замечательным контрастом между правильностью фасада и обилием декора в интерьере. [29]
Британия
[ редактировать ]В Великобритании рококо называли «французским вкусом» и оказали меньшее влияние на дизайн и декоративное искусство, чем в континентальной Европе, хотя его влияние ощущалось в таких областях, как изделия из серебра, фарфора и шелка. Уильям Хогарт помог разработать теоретическую основу красоты рококо. (1753) он утверждал Хотя он и не упоминал рококо по имени, в своем «Анализе красоты» , что волнистые линии и S-образные изгибы, заметные в рококо, были основой изящества и красоты в искусстве или природе (в отличие от прямой линии или круга в классицизме ). . [34]
Рококо медленно приходил в Англию. Прежде чем войти в рококо, британская мебель какое-то время следовала неоклассической палладианской модели под руководством дизайнера Уильяма Кента , который создавал дизайн для лорда Берлингтона и других важных покровителей искусств. Кент путешествовал по Италии с лордом Берлингтоном между 1712 и 1720 годами и привез с собой множество моделей и идей Палладио. Он спроектировал мебель для дворца Хэмптон-Корт лорда Берлингтона (1732 г.), Чизвик-хауса Томаса Кока (1729 г.) в Лондоне, Холкхэм-холла Роберта Уолпола в Норфолке, Хоутон-холла , для Девонширского дома в Лондоне и Рушам-хауса . [23]
Красное дерево появилось в Англии примерно в 1720 году и сразу же стало популярным для изготовления мебели наряду с ореха древесиной . Рококо начал появляться в Англии между 1740 и 1750 годами. Мебель Томаса Чиппендейла была наиболее близка к стилю рококо. В 1754 году он опубликовал «Справочник джентльменов и краснодеревщиков», каталог образцов рококо, шинуазри и других стилей. даже готическая мебель, добившаяся широкой популярности, выдержала три издания. В отличие от французских дизайнеров, Чиппендейл не использовал в своей мебели маркетри или инкрустацию. Преобладающими дизайнерами инкрустированной мебели были Вайл и Коб, краснодеревщики короля Георга III . Другой важной фигурой в британской мебели был Томас Джонсон , который в 1761 году, очень поздно, опубликовал каталог дизайнов мебели в стиле рококо. К ним относится мебель, основанная на довольно фантастических китайских и индийских мотивах, в том числе кровать с балдахином, увенчанная китайской пагодой (сейчас находится в Музее Виктории и Альберта ). [25]
Среди других известных фигур британского рококо был серебряный мастер Чарльз Фридрих Кандлер.
- Дизайн парадной кровати Томаса Чиппендейла (1753–1754).
- Предлагаемый китайский диван Томаса Чиппендейла (1753–1754).
- Дизайн комода и подставок для ламп Томаса Чиппендейла (1753–1754).
- Дизайн подсвечников в «Китайском вкусе» Томаса Джонсона (1756 г.)
- Стул Чиппендейл (1772 г.), Метрополитен-музей
- Мангал работы серебряника Чарльза Фридриха Кандера (1735 г.), Метрополитен-музей.
Россия
[ редактировать ]Русский стиль рококо был представлен в основном императрицей Елизаветой и Екатериной Великой в восемнадцатом веке придворными архитекторами, такими как Франческо Бартоломео Растрелли.
Работы Растрелли в таких дворцах, как Зимний дворец в Санкт-Петербурге и Екатерининский дворец в Царском Селе , включали в себя многие черты западноевропейской архитектуры рококо, в том числе величественные залы, украшенные сусальным золотом, зеркалами и большими окнами для естественного освещения интерьеров, а также мягкие пастельные тона, обрамленные большими окнами с капюшонами и карнизами на внешней стороне с мотивами рокайля, такими как асимметричные ракушки и камни. [35] Плафоны часто украшали завитки в стиле рококо, окружающие аллегорические картины древнегреческих и римских богов и богинь. [36] Пол часто инкрустировали паркетными рисунками из разных пород дерева, чтобы создать сложные узоры в изделиях из дерева.
Русская православная церковная архитектура также находилась под сильным влиянием стилей рококо в восемнадцатом веке, часто с изображением квадратного греческого креста с четырьмя равноудаленными крыльями. Фасады были окрашены в светлые пастельные тона, такие как синий и розовый, а колокольни часто увенчивались позолоченными луковичными куполами. [37]
Фредерик Рококо
[ редактировать ]
Фредерицианское рококо — это форма рококо, которая развилась в Пруссии во время правления Фридриха Великого и объединила влияния Франции, Германии (особенно Саксонии ) и Нидерландов . [38] Самым известным ее приверженцем был архитектор Георг Венцеслав фон Кнобельсдорф . художник Антуан Песне Более того, на рисунки Кнобельсдорфа повлияли и даже сам король Фридрих. Известные здания в стиле Фредерика включают дворец Сан-Суси , [39] Потсдамский городской дворец и части дворца Шарлоттенбург .
Упадок и конец
[ редактировать ]Искусство Франсуа Буше и других художников того периода с его акцентом на декоративную мифологию и галантность вскоре вызвало реакцию и спрос на более «благородные» темы. В то время как рококо продолжалось в Германии и Австрии, Французская академия в Риме начала преподавать классический стиль. Это было подтверждено назначением Жана Франсуа де Труа на пост директора академии в 1738 году , а затем в 1751 году Шарля-Жозефа Натуара .
Мадам де Помпадур , фаворитка Людовика XV, способствовала упадку стиля рококо. В 1750 году она отправила своего брата Абеля-Франсуа Пуассона де Вандьера с двухлетней миссией для изучения художественных и археологических событий в Италии. Его сопровождали несколько художников, в том числе гравер Шарль-Николя Кошен и архитектор Суффло . Они вернулись в Париж со страстью к классическому искусству. Вандьер стал маркизом Мариньи и был назначен генеральным директором Королевских зданий . Он повернул официальную французскую архитектуру в сторону неоклассики. Кочин стал важным искусствоведом; он осудил мелкий стиль Буше и призвал к созданию большого стиля с новым акцентом на старину и благородство в академиях живописи и архитектуры. [40]
Начало конца рококо наступило в начале 1760-х годов, когда такие деятели, как Вольтер и Жак-Франсуа Блондель, начали высказывать критику поверхностности и вырождения искусства. Блондель осудил «нелепую мешанину ракушек, драконов, тростника, пальм и растений» в современных интерьерах. [41]
К 1785 году рококо вышло из моды во Франции, его заменил порядок и серьезность художников-неоклассиков, таких как Жак-Луи Давид . В Германии рококо конца 18-го века высмеивали как Zopf und Perücke («косичка и парик»), и эту фазу иногда называют Zopfstil . Рококо оставалось популярным в некоторых немецких провинциальных государствах и в Италии, пока вторая фаза неоклассицизма, « стиль ампир », не пришла с наполеоновскими правительствами и не смела рококо.
Мебель и отделка
[ редактировать ]Орнаментальный стиль, называемый рокайлем, возник во Франции между 1710 и 1750 годами, в основном во время регентства и правления Людовика XV ; стиль также назывался Луи Квинз . Его основными характеристиками были живописные детали, кривые и контр-кривые, асимметрия и театральное изобилие. На стенах новых парижских салонов извилистые узоры, обычно выполненные из позолоченной или расписной лепнины, обвивали дверные проемы и зеркала, словно виноградные лозы. Одним из самых ранних примеров был отель Soubise в Париже (1704–1705) с его знаменитым овальным салоном, украшенным картинами Буше и Шарля-Жозефа Натуара . [42]
Самым известным французским дизайнером мебели того периода был Жюст-Орель Мейсонье (1695–1750), который также был скульптором и художником. и ювелир для королевского двора. Он имел титул официального дизайнера Палаты и Кабинета Людовика XV. Его работы сегодня хорошо известны благодаря огромному количеству гравюр, сделанных по его работам, которые популяризировали этот стиль по всей Европе. Он оформлял произведения для королевских семей Саксонии и Португалии .
Италия была еще одним местом, где процветал рококо, как на ранней, так и на более поздней стадии. Мастера Рима, Милана и Венеции производили богато украшенную мебель и декоративные предметы.
- Кандлабра работы Жюста-Орель Мейсонье (1735 – 1740)
- Колесница Аполлона, дизайн потолка графа Белинского работы Мейсонье , Варшава, Польша (1734 г.)
- Канапе по проекту Мейсонье для графа Белинского, Варшава, Польша (1735 г.)
- Консольный столик, Рим, Италия ( ок. 1710 г. )
Скульптурный декор включал в себя флёретты, пальметты, ракушки и листву, вырезанные из дерева. Самые экстравагантные формы рокайля были обнаружены в консолях — столах, предназначенных для установки у стен. Коммоды . , или сундуки, впервые появившиеся при Людовике XIV, были богато украшены рокайлевым орнаментом из позолоченной бронзы Они были изготовлены мастерами, в том числе Жан-Пьером Лацем , а также представляли собой маркетри из разноцветного дерева, иногда помещенное в кубические узоры на шашечной доске, выполненные из светлого и темного дерева. В этот период также пришло появление шинуазри , часто в форме лакированных и позолоченных комодов, названных «китайским соколом» Верниса Мартина , в честь эбениста, который представил эту технику во Франции. Ормолу , или позолоченная бронза, использовалась такими мастерами, как Жан-Пьер Латц . Латц сделал особенно богато украшенные часы, установленные на картонье для Фридриха Великого для его дворца в Потсдаме. [ нужны разъяснения ] . Кусочки импортного китайского фарфора часто помещались в оправы в стиле рококо из ормолу (позолоченной бронзы) для демонстрации на столах или консолях в салонах. Другие мастера имитировали японскую лакированную мебель, изготавливали комоды с японскими мотивами. [18]
- Стол для мюнхенской резиденции Бернарда II ван Рисамбурга (1737 г.)
- Часы-ларец Фридриха Великого (1742 г.)
- Китайская фарфоровая чаша и две рыбы в позолоченной бронзе, Франция (1745–1749).
- Лакированный комод в стиле шинуазри работы Бернара II ван Рисамбурга, Музей Виктории и Альберта (1750–1760)
Британское рококо имело тенденцию быть более сдержанным. Дизайн мебели Томаса Чиппендейла сохранил изгибы и ощущение, но не дотянул до французской высоты причудливости. Самым успешным представителем британского рококо был, вероятно, Томас Джонсон , талантливый резчик и дизайнер мебели, работавший в Лондоне в середине 18 века.
Рисование
[ редактировать ]Элементы стиля рокайля появились в творчестве некоторых французских живописцев, в том числе склонность к живописности в деталях; кривые и контркривые; и диссимметрия, которая заменила движение барокко изобилием, хотя французский рокайль никогда не достигал экстравагантности германского рококо. [43] Ведущим сторонником был Антуан Ватто , особенно в «Отправлении на Китеру» (1717), Лувр , в жанре под названием «Галантный праздник», изображающем сцены молодых дворян, собравшихся вместе, чтобы отпраздновать это событие в пасторальной обстановке. Ватто умер в 1721 году в возрасте тридцати семи лет, но его работы продолжали оказывать влияние до конца столетия. Версия картины Ватто под названием «Паломничество на Киферу» была куплена Фридрихом Великим Прусским в 1752 или 1765 году для украшения своего дворца Шарлоттенбург в Берлине. [43]
Преемником Ватто и Галантного праздника в декоративной живописи стал Франсуа Буше (1703–1770), любимый художник мадам де Помпадур . Среди его работ — чувственная «Туалет Венеры» (1746), ставшая одним из самых известных образцов этого стиля. Буше участвовал во всех жанрах того времени, создавая гобелены, модели для фарфоровой скульптуры, декорации для Парижской оперы и Комической оперы , а также декор для ярмарки Сен-Лорана . [44] Среди других важных художников стиля Fête Galante были Николя Ланкре и Жан-Батист Патер . Этот стиль особенно повлиял на Франсуа Лемуана , который расписал роскошное убранство потолка Салона Геркулеса в Версальском дворце , завершенное в 1735 году. [43] Картины с галантными праздниками и мифологическими сюжетами Буше, Пьера-Шарля Тремольера и Шарля-Жозефа Натуара украшали знаменитый салон отеля Субиз в Париже (1735–1740). [44] Среди других художников в стиле рококо: Жан Франсуа де Труа (1679–1752), Жан-Батист ван Лоо (1685–1745), два его сына Луи-Мишель ван Лоо (1707–1771) и Шарль-Амеде-Филипп ван Лоо (1719–1771). 1795), его младший брат Шарль-Андре ван Лоо (1705–1765), Николя Ланкре (1690–1743) и Жан Оноре Фрагонар (1732–1806).
В Австрии и Южной Германии наибольшее влияние на стиль рококо оказала итальянская живопись. Венецианский художник Джованни Баттиста Тьеполо , которому помогал его сын Джованни Доменико Тьеполо , был приглашен для написания фресок для Вюрцбургской резиденции (1720–1744). Самым выдающимся художником баварских церквей в стиле рококо был Иоганн Баптист Циммерманн , расписавший потолок Вискирхе ( 1745–1754).
- Антуан Ватто , «Отправление на Киферу» (1717)
- « Ужин с ветчиной » Николя Ланкре (1735 г.)
- Потолок Салона Геркулеса работы Франсуа Лемуана (1735 г.)
- Туалет Венеры ( Франсуа Буше 1746)
- Потолочная фреска в Вюрцбургской резиденции (1720–1744) работы Джованни Баттиста Тьеполо .
- Потолок Вискирхе работы Иоганна Баптиста Циммермана (1745–1754).
Скульптура
[ редактировать ]- «Скрытая дама (Чистота)» Антонио Коррадини (1722 г.)
- Амур , Эдме Бушардон , Национальная художественная галерея (1744 г.)
- Прометей Николя -Себастьяна Адама (1762 г.)
- Вертумн и Помона Жана -Батиста Лемуана (1760)
- Пигмалион и Галатея, Стивен Морис Фальконе (1763 г.)
- Опьянение вином — Клод Мишель (Клодион), терракота, 1780–1790-е гг.
Скульптура рококо была театральной, чувственной и динамичной, создавая ощущение движения во всех направлениях. Чаще всего его можно было встретить в интерьерах церквей, обычно тесно связанных с живописью и архитектурой. Религиозная скульптура следовала стилю итальянского барокко, примером чего является театральный алтарь Карлскирхе в Вене.
Скульптура раннего рококо или рокайля во Франции была легче и предлагала больше движения, чем классический стиль Людовика XIV. Этому способствовала, в частности, мадам де Помпадур , фаворитка Людовика XV, которая заказала множество работ для своих замков и садов. Скульптор Эдме Бушардон изобразил Купидона , вырезающего свои стрелы любви из палицы Геракла . Фигуры в стиле рококо также заполнили более поздние фонтаны в Версале , такие как Фонтан Нептуна Ламберта-Сигисберта Адама и Николя-Себастьяна Адама (1740). пригласил их в Пруссию Благодаря успеху в Версале, Фридрих Великий для создания скульптуры фонтана для парка Сан-Суси в Пруссии (1740-е годы). [45]
Этьен-Морис Фальконе (1716–1791) был еще одним ведущим французским скульптором того периода. Фальконе был наиболее известен своей «Медный всадник» статуей Петра Великого в Санкт-Петербурге, но он также создал серию небольших работ для богатых коллекционеров, которые можно было воспроизвести в серии из терракоты или отлить из бронзы. Французские скульпторы Жан-Луи Лемуан , Жан-Батист Лемуан , Луи-Симон Буазо , Мишель Клодион , Ламбер-Сигисбер Адам и Жан-Батист Пигаль создавали серии скульптур для коллекционеров. [46]
В Италии Антонио Коррадини был одним из ведущих скульпторов стиля рококо. Венецианец, он путешествовал по Европе, работал у Петра Великого в Петербурге, при дворах в Австрии и Неаполе . Он отдавал предпочтение сентиментальным темам и сделал несколько искусных работ женщин с лицами, закрытыми вуалью, одна из которых сейчас находится в Лувре . [47]
- Атлантиды в верхнем дворце Бельведер в Вене, автор Иоганн Лукас фон Хильдебрандт (1721–1722)
- Прозрачный алтарь в соборе Толедо работы Нарцисо Томе (1721–1732).
- Портал дворца маркиза Двух Вод , Валенсия, Испания (1740–1744 гг.)
- Фонтан Нептуна и дворец Амфитриты в Версале работы Ламберта-Сигисберта Адама и Николя-Себастьяна Адама (1740 г.)
- Фонтан нимф работы Ламберта-Сигисберта Адама во дворце Сан-Суси , Пруссия (1740-е гг.)
- Алтарь милосердия с изображением статуй Четырнадцати Святых Помощников в Базилике Четырнадцати Святых Помощников
Наиболее сложные образцы скульптуры рококо были найдены в Испании, Австрии и южной Германии, в убранстве дворцов и церквей. Скульптура была тесно интегрирована с архитектурой; невозможно было понять, где заканчивается одно и начинается другое. Во дворце Бельведер в Вене (1721–1722 гг.) сводчатый потолок Зала Атлантов держится на плечах мускулистых фигур, созданных Иоганном Лукасом фон Хильдебрандтом . Портал дворца маркиза де Дос Агуаса в Валенсии (1715–1776) был полностью залит скульптурами, вырезанными из мрамора по эскизам Иполито Ровиры Броканделя. [48]
Алтарь El Transparente в главной часовне собора Толедо представляет собой высокую скульптуру из полихромного мрамора и позолоченной лепнины в сочетании с картинами, статуями и символами. Его создал Нарцисо Томе (1721–1732). Его конструкция позволяет свету проходить сквозь него, и при изменении освещения кажется, что он движется. [49]
Фарфор
[ редактировать ]Появилась новая форма мелкомасштабной скульптуры - фарфоровая фигура или небольшая группа фигур, первоначально заменившая сахарные скульптуры на больших обеденных столах, но вскоре ставшая популярной для размещения на каминных полках и мебели. Число европейских фабрик неуклонно росло на протяжении столетия, и некоторые из них производили фарфор, который мог себе позволить растущий средний класс. Увеличилось и количество использованного на них красочного надглазурного декора . Обычно их моделировали художники, обучавшиеся скульптуре. Обычными сюжетами были персонажи из комедии дель арте , городские уличные торговцы, любовники и фигуры в модной одежде, а также пары птиц.
Иоганн Иоахим Кендлер был самым важным модельером мейсенского фарфора , первой европейской фабрики, которая оставалась самой важной примерно до 1760 года. Немецкий скульптор швейцарского происхождения Франц Антон Бустелли создал большое разнообразие красочных фигурок для фарфоровой мануфактуры Нимфенбург в Баварии. которые продавались по всей Европе. Этому примеру последовал французский скульптор Этьен-Морис Фальконе (1716–1791). Создавая также масштабные произведения, он стал директором Севрской фарфоровой мануфактуры и производил небольшие произведения, обычно о любви и веселье, для серийного производства.
- Урок музыки , фарфор Челси , Метрополитен-музей ( ок. 1765 г. )
- Главный алтарь Карлскирхе в Вене (1737 г.)
- Чашка с блюдцем; в. 1753 ; фарфор мягкая паста с глазурью и эмалью; Музей искусств округа Лос-Анджелес
- Фигура продавца сыра работы Франца Антона Бустелли , Нимфенбургский фарфор (1755 г.)
Музыка
[ редактировать ]существовал период рококо В истории музыки , хотя он не так известен, как раннее барокко и более поздние классические формы. Сам музыкальный стиль рококо развился из музыки барокко как во Франции, где новый стиль назывался style galant («галантный» или «элегантный» стиль), так и в Германии, где он назывался empfindsamer Stil («чувствительный» стиль). стиль"). Ее можно охарактеризовать как легкую, интимную музыку с чрезвычайно сложными и изысканными формами орнаментации . Примерами могут служить Жан-Филипп Рамо , Луи-Клод Дакен и Франсуа Куперен во Франции; в Германии основными сторонниками этого стиля были К. П. Э. Бах и Иоганн Христиан Бах , два сына И. С. Баха .
Во второй половине XVIII века произошла реакция на стиль рококо, в первую очередь против чрезмерного использования орнаментов и украшений. под руководством Кристофа Виллибальда Глюка Эта реакция положила начало классической эпохе . К началу 19 века католическое мнение отвернулось от пригодности этого стиля для церковного контекста, поскольку он «никоим образом не способствовал чувствам преданности». [50]
Русский композитор эпохи романтизма Петр Ильич Чайковский написал « Вариации на тему рококо» , соч. 33, для виолончели с оркестром в 1877 году. Хотя тема по происхождению не рококо, она написана в стиле рококо.
Мода
[ редактировать ]
Мода рококо основывалась на экстравагантности, элегантности, изысканности и украшении. Женской моде XVII века противопоставлялась мода XVIII века, богато украшенная и утонченная, настоящий стиль рококо. [51] Эта мода распространилась за пределы королевского двора в салоны и кафе восходящей буржуазии. [52] Яркий, игривый, элегантный стиль оформления и дизайна, который мы теперь знаем как «рококо», тогда был известен как стиль рокайль, стиль модерн, подагра. [53]
Стиль, появившийся в начале восемнадцатого века, представлял собой летучую одежду . [51] струящееся платье, ставшее популярным в конце правления короля Людовика XIV. Это платье имело черты лифа с крупными складками, струящимися по спине до земли поверх округлой нижней юбки. Цветовая палитра была богатой, темные ткани сопровождались сложными, тяжелыми деталями дизайна. После смерти Людовика XIV стили одежды стали меняться. Мода обратилась к более легкому, легкомысленному стилю, переходя от периода барокко к известному стилю рококо. [54] Более поздний период был известен своими пастельными тонами, более откровенными платьями и множеством оборок, оборок, бантов и кружев в качестве отделки. Вскоре после того, как было представлено типичное женское платье в стиле рококо, халат à la Française, [51] платье с узким лифом, глубоким вырезом, обычно с большим бантом из ленты по центру спереди, широкими корзинами и щедро отделанным большим количеством кружев, лент и цветов.
Ватто Складки [51] также стал более популярным, названным в честь художника Жана- Антуана Ватто , который с огромной точностью расписывал детали платьев вплоть до кружевных стежков и другой отделки. Позже, примерно в 1718 году, в моду вошли «корзины» и «мантуи ». Это были широкие обручи под платьем, расширявшие бедра в стороны, и вскоре они стали основным предметом официальной одежды. Это дало периоду рококо культовое платье с широкими бедрами в сочетании с большим количеством украшений на одежде. Широкие корзины носили в особых случаях и могли достигать 16 футов (4,9 метра) в диаметре. [55] и обручи меньшего размера носили в повседневной обстановке. Эти особенности изначально пришли из испанской моды семнадцатого века, известной как Guardainfante , первоначально предназначенной для скрытия беременного живота, а затем переосмысленной как корзина. [55] 1745 год стал Золотым веком рококо с появлением во Франции более экзотической восточной культуры, называемой a la turque . [51] Это стало популярным благодаря любовнице Людовика XV, мадам де Помпадур , которая поручила художнику Шарлю-Андре ван Лоо изобразить ее в образе турецкой султанши.
В 1760-х годах появился стиль менее формальных платьев, одним из которых был полонез , вдохновленный Польшей. Оно было короче французского платья, что позволяло видеть нижнюю юбку и лодыжки, что облегчало передвижение. Еще одним платьем, вошедшим в моду, было платье a l'anglais , включавшее элементы, вдохновленные мужской модой; короткий жакет, широкие лацканы и длинные рукава. [54] У него также был плотный лиф, пышная юбка без корзин, но все же немного длинная сзади, образующая небольшой шлейф, и часто какой-то кружевной платок, который носили на шее. Еще одним предметом был «редингот», нечто среднее между накидкой и пальто.
Аксессуары также были важны для всех женщин того времени, поскольку они добавляли роскоши и украшения телу, соответствуя их платьям. На любой официальной церемонии дамы были обязаны прикрывать руки перчатками, если их одежда была без рукавов. [54]
Литература
[ редактировать ]В литературе этот термин «бесполезно расплывчатый, но обычно предполагает веселую легкость и интимность тона, а также элегантную игривость». [5] рококо Основными литературными жанрами были малые формы, такие как эротическая легкая поэзия ( фр . poésie légère или poésie fugitive ), сонет , мадригал и другие песни, пастораль , сказка, новелла , но были и длинные повествовательные стихотворения , например, Кристофа Мартина. Виланда Немецкоязычный шедевр «Оберон» .
Преимущественно французский литературный стиль 18-го века , находящийся под влиянием школы Пресьез 17-го века , представлен Анной Клод де Кайлюс , автором «Искусства любви» П. Ж. Бернара, Александром Массоном де Пезе (повествовательная поэма « Купание Зелиса» ), аббатом де Фавр (стихотворение «Четыре часа туалетной дамы »), Эварист де Парни , Жан-Батист Луве де Кувре и другие писатели. Рококо имело также последователей в Италии ( Паоло Ролли , Пьетро Метастазио ) и Германии ( Фридрих фон Хагедорн , Иоганн Вильгельм Людвиг Гляйм , Иоганн Уз , Иоганн Николаус Гётц ), [56] и в меньшей степени – в английских и русских ( Ипполит Богданович ) сочинениях.
Галерея
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]- Церковь Сан-Франсиско-де-Ассис, Ору-Прету , Бразилия, 1749–1774 гг., Автор Алейжадиньо.
- Андреевская церковь, Киев , 1744–1767 гг., проект Франческо Бартоломео Растрелли.
- в стиле рококо Дворец Браницких в Белостоке , иногда называемый « Польским Версалем ».
- Базилика Санто-Доминго, Лима , Перу, построенная в 1766 году Мануэлем де Амат-и-Юньентом.
- Церковь аббатства Фюрстенцелль , 1739-1744 гг.
Гравюры
[ редактировать ]- Неизвестный художник. Аллегории астрономии и географии. Франция (?), ок. 1750-е годы
- А. Авелен по мотивам Mondon le Fils. Счастливый момент. 1736 г.
- А. Авелен по мотивам Mondon le Fils. Китайский Бог. Гравюра из произведения «Четвертая книга форм, украшенная рокайлями, картелями, фигурами птиц и драконов» 1736 г.
Рисование
[ редактировать ]- Антуан Ватто , Пьеро , 1718–1719 гг.
- Антуан Ватто, «Отправление на Киферу» , 1718–1721 гг.
- Жан-Батист ван Лоо , «Триумф Галатеи» , 1720 г.
- Жан Франсуа де Труа , «Чтение Мольера» , 1728 год.
- Фрэнсис Хейман , «Танцующие доярки» , 1735 год.
- Шарль-Андре ван Лоо , «Привал на охоту» , 1737 год.
- Франсуа Буше , «Триумф Венеры» , 1740 г.
- Густав Лундберг , Портрет Франсуа Буше , 1741 год.
- Франсуа Буше, Диана, выходящая из ванны , 1742 год.
- Джованни Баттиста Тьеполо , «Пир Клеопатры» , 1743 год.
- Франсуа Буше, Мария-Луиза О'Мерфи , 1752 г.
- Морис Кантен де Латур , в полный рост Портрет маркизы де Помпадур , 1748–1755 гг.
- Франсуа Буше «Портрет маркизы де Помпадур» , 1756 год.
- Жан Оноре Фрагонар , «Качели» , 1767 год.
- Жан Оноре Фрагонар, «Вдохновение» , 1769 г.
- Жан Оноре Фрагонар, Портрет мужчины, ранее ошибочно идентифицированного как Дени Дидро , 1769 год.
- Элизабет Виже-Лебрен , Мария-Антуанетта с розой , 1783 год.
- Жан-Оноре Фрагонар, «Буравчик» , 1770–1775 гг.
Живопись эпохи рококо
[ редактировать ]- Жан-Батист-Симеон Шарден , «Натюрморт со стеклянной флягой и фруктами» , ок. 1750 г.
- Томас Гейнсборо , «Мистер и миссис Эндрюс» , 1750 год.
- Жан-Батист Грёз , «Избалованное дитя» , ок. 1765 г.
- Джошуа Рейнольдс , Джордж Клайв и его семья с индийской горничной, 1765 год.
- Луи-Мишель ван Лоо , Портрет Дени Дидро , 1767 год.
- Томас Гейнсборо, «Синий мальчик» , 1770 г.
- Томас Гейнсборо, «Портрет миссис Мэри Грэм» , 1777 г.
См. также
[ редактировать ]- Итальянское искусство рококо
- Рококо живопись
- Рококо в Португалии
- Рококо в Испании
- Культурное движение
- Позолоченная резьба по дереву
- История живописи
- Хронология итальянских художников до 1800 г.
- Иллюзионистическая роспись потолка
- стиль Людовика XV.
- Мебель Людовика XV.
- Льеж-Аахен, мебель в стиле барокко
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хопкинс 2014 , с. 92.
- ^ Дючер 1988 , с. 136.
- ^ «Письменный стол в стиле рококо» . Музей Виктории и Альберта. Архивировано из оригинала 21 октября 2018 года . Проверено 20 октября 2018 г.
- ^ «Стиль рококо (дизайн)» . Британская онлайн- энциклопедия . Архивировано из оригинала 28 августа 2012 года . Проверено 24 апреля 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Болдик 2015 .
- ^ Бэйли 2014 .
- ^ Онлайн-словарь Мерриам-Вебстера
- ^ Моник Вагнер, От Галлии до Де Голля: Очерк французской цивилизации. Питер Лэнг, 2005, с. 139. ISBN 0-8204-2277-0
- ^ Онлайн-словарь Ларусса
- ^ Мэрилин Стокстад, изд. История искусств. 4-е изд. Нью-Джерси: Прентис Холл, 2005. Печать.
- ^ Морант 1970 , стр. 355.
- ^ Рено 2006 , с. 66.
- ^ «Этимология рококо» (на французском языке). Ортолонг: сайт Национального центра текстовых и лексических ресурсов . Проверено 12 января 2019 г.
- ↑ Ancien Regime Rococo. Архивировано 11 апреля 2018 года в Wayback Machine . Bc.edu. Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ «Рококо (1700–1760)» . HuntFor.com. 2007. Архивировано из оригинала 7 октября 2009 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Граур 1970 , стр. 193–194.
- ^ Граур 1970 , стр. 194.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дюшер 1988 , с. 144.
- ^ Граур 1970 , стр. 160–163.
- ^ Граур 1970 , стр. 192.
- ^ Ловреглио, Аурелия и Анна, Словарь мебели и предметов искусства , Ле Робер, Париж, 2006, стр. 369
- ^ Хопкинс 2014 , стр. 92–93.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морант 1970 , стр. 382.
- ^ Кляйнер, Фред (2010). Искусство Гарднера на протяжении веков: западный взгляд . Cengage Обучение. стр. 583–584. ISBN 978-0-495-57355-5 . Проверено 21 февраля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Морант 1970 , стр. 383.
- ^ де Морант 1970 , стр. 354–355.
- ^ Дючер 1988 , стр. 150–153.
- ^ Дючер 1988 , с. 150.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Прина и Демартини 2006 , стр. 222–223.
- ^ «Вюрцбургская резиденция» . Бавария . Архивировано из оригинала 30 октября 2018 года.
- ^ Филд, Б.М. (2001). Величайшая архитектура мира: прошлое и настоящее . Издательство Ридженси Хаус, ООО
- ^ Дючер 1988 , с. 152.
- ^ Кабанн 1988 , стр. 89–94.
- ^ «Влияние рококо в британском искусстве - манекены» . манекены . Проверено 23 июня 2017 г.
- ^ «Биография Растрелли, Франческо Бартоломео в Интернет-галерее искусств» . www.wga.hu.
- ^ «Бартоломео Франческо Растрелли» . Государственный музей-заповедник «Царское Село» .
- ^ «Архитектура Русской Православной Церкви» . Обернский университет .
- ^ Локер, Тобиас (2017). «Фредерикиан Рококо на службе Германской империи: Всемирная выставка в Париже 1900 года и декоративное искусство» . ACTA ARTIS: Estudis d'Art Modern (4–5): 89–97. doi : 10.1344/actaartis.4-5.2017.19634 . ISSN 2014-1912 .
- ^ Майкл Шерф; Ганс Бах; Джоан Клаф (2012). Дворец Сан-Суси (2-е изд.). Берлин. ISBN 978-3-422-04036-6 . OCLC 796240061 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кабанн 1988 , с. 106.
- ^ «Доступная страница не существует на сервере» . UB Гейдельберг . Архивировано из оригинала 17 марта 2020 года . Проверено 8 апреля 2013 г.
- ^ Кабанн 1988 , с. 102.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кабанн 1988 , с. 98.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кабанн 1988 , с. 104.
- ^ Duby & Daval 2013 , pp. 789–791.
- ^ Duby & Daval 2013 , p. 819.
- ^ Duby & Daval 2013 , pp. 781–832.
- ^ Duby & Daval 2013 , pp. 782–783.
- ^ Duby & Daval 2013 , pp. 802–803.
- ^ Гитманн, Г. (1912). «Католическая энциклопедия: стиль рококо» . Новый Адвент . Транскрипция Германи, Ферруччо . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Фукуи А. и Суо Т. (2012). Мода: история с 18 по 20 век .
- ^ «Барокко/Рококо 1650–1800» . История костюма .
- ^ Гроб, С. (2008). Рококо: продолжающаяся кривая, 1730–2008 гг . Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Революция стиля Марии-Антуанетты» . Нэшнл Географик . Ноябрь 2016. Архивировано из оригинала 1 апреля 2017 года . Проверено 22 апреля 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гласскок, Дж. «Силуэт и опора восемнадцатого века» . Метрополитен-музей . Проверено 22 апреля 2018 г.
- ^ Эрматингер 1928 .
- ^ Хосе Кампече (1796 г.). «Донья Мария де лос Долорес Гутьеррес дель Масо и Перес» . Бруклинского музея Сайт . Нью-Йорк.
Библиография
[ редактировать ]- Бейли, Говен Александр (2014). Духовное рококо: декор и божественность от салонов Парижа до миссий Патагонии . Фарнем: Эшгейт.
- Болдик, Крис (2015). «Рококо» . Оксфордский словарь литературных терминов (онлайн-версия) (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191783234 .
- Кабанн, Перр (1988). Классическое искусство и барокко . Париж: Ларусс. ISBN 978-2-03-583324-2 .
- Исторический словарь Парижа . Карманная книга. 2013. ISBN 978-2-253-13140-3 .
- Дроге, Энн (2004). Переходный период и стили Людовика XVI . Les Editions de l’Amateur. ISBN 2-85917-406-0 .
- Дюби, Жорж; Даваль, Жан-Люк (2013). Скульптура от античности до 20 века . Ташен. ISBN 978-3-8365-4483-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) (французский перевод с немецкого) - Дюшер, Роберт (1988). Характеристика стилей . Париж: Фламмарион. ISBN 2-08-011539-1 .
- Эрматингер, Эмиль (1928). Барокко и рококо в немецкой поэзии (на немецком языке). Лейпциг; Берлин: Б. Г. Тойбнер.
- Фиерро, Альфред (1996). История и словарь Парижа . Роберт Лаффон. ISBN 2-221--07862-4 .
- Старлинг, Неага (1970). Стили в декоративном искусстве (на румынском языке). поиск
- Хопкинс, Оуэн (2014). Стили в архитектуре . Дюнод. ISBN 978-2-10-070689-1 .
- Морант, Генри (1970). История декоративного искусства . Книжный магазин Хакахетте.
- Прина, Франческа; Демартини, Елена (2006). Маленькая энциклопедия архитектуры . Париж: Солнечная. ISBN 2-263-04096-Х .
- Рено, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели . Париж: Жиссеро. ISBN 978-2-877-4746-58 .
- Тексье, Саймон (2012). Париж – Панорама архитектуры от античности до наших дней . Париж: Париграмма. ISBN 978-2-84096-667-8 .
- Вила, Мари Кристина (2006). Парижская музыка – восемь веков истории . Париж: Париграмма. ISBN 978-2-84096-419-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кимбалл, Фиске (1980). Создание декоративного стиля рококо . Нью-Йорк: Dover Publications . ISBN 0-486-23989-6 .
- Арно Шёнбергер и Халлдор Зёнер, 1960. Эпоха рококо . Опубликовано в США под названием «Эпоха рококо: искусство и цивилизация XVIII века» (первоначально опубликовано на немецком языке в 1959 году).
- Леви, Майкл (1980). Живопись Венеции восемнадцатого века . Итака: Издательство Корнельского университета . ISBN 0-8014-1331-1 .
- Келемен, Пал (1967). Барокко и рококо в Латинской Америке . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 0-486-21698-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- All-art.org: Рококо в «Истории искусства»
- «Руководство по стилю рококо» . Британские галереи . Музей Виктории и Альберта . Проверено 16 июля 2007 г.
- История рококо. Искусство, архитектура и роскошь. Архивировано 21 мая 2021 года в Wayback Machine. Латгальской академии истории и культуры
- Bergerfoundation.ch: примеры стиля рококо
- Barock-und Rococo- Architektur, Volume 1, Part 1, 1892 (на немецком языке) Зал редких книг Кеннета Францхайма II, Библиотека архитектуры и искусства Уильяма Р. Дженкинса, Цифровая библиотека Хьюстонского университета.