Jump to content

Мебель Людовика XV.

Украшение комода, приписываемое Чарльзу Крессенту (1745–49).

Мебель периода Людовика XV (1715–1774) отличается изогнутыми формами, легкостью, удобством и асимметрией; он заменил более формальную, коробчатую и массивную мебель стиля Людовика XIV . Здесь применялась маркетри с использованием инкрустаций из экзотических пород дерева разных цветов, а также слоновой кости и перламутра.

В этом стиле было три различных периода. В первые годы (1715–1730), называемые Регентством, когда король был слишком молод, чтобы править, мебель следовала массивному геометрическому стилю Людовика XIV. С 1730 по 1750 год, период, известный как первый стиль, он был гораздо более асимметричным, богато украшенным и ярким, в моде, называемой рокайль . Примерно с 1750 года и до смерти короля в 1774 году началась реакция против крайностей рокайля. Стиль Людовика XV показал влияние неоклассицизма , основанного на недавних археологических открытиях в Италии и Греции. В нем использованы римские и греческие мотивы. В более поздней мебели присутствовали декоративные элементы китайского стиля и других экзотических стилей. [ 1 ]

Мебель Людовика XV была разработана не для огромных парадных залов Версаля Людовика XIV, а для небольших, более интимных салонов, созданных Людовиком XV и его любовницами мадам де Помпадур и мадам Дюбарри . Он включал несколько новых типов мебели, в том числе комод и шифоньер, а многие предметы, особенно стулья и столы, были спроектированы так, чтобы их можно было легко переставлять или перемещать из комнаты в комнату, в зависимости от типа функции. [ 2 ]

После смерти Людовика XIV 1 сентября 1715 года королем стал его внук Людовик XV, родившийся в 1710 году. Из-за его молодого возраста Францией правил регент Филипп Орлеанский до 1723 года. В этот период стиль мебели мало изменился по сравнению с периодом Людовика XIV; он был массивным, богато украшенным и торжественным, предназначенным для гигантских парадных залов нового Версальского дворца . В 1722 году Людовик XV переехал из Парижа, где он жил с регентом, в Версаль, начал собственное правление и постепенно привнес свой собственный вкус в искусство, архитектуру и мебель. [ 3 ]

Людовик оставил внешний вид Версаля и других дворцов практически неизменным, но, начиная с 1738 года, он значительно перепроектировал интерьеры, создав маленькие апартаменты или меньшие апартаменты и салоны для себя, королевы Марии Лещинской , на которой он женился в 1725 году, а позже , для его главных любовниц, мадам де Помпадур и мадам дю Барри . В этих салонах был оставлен традиционный этикет и формальность Людовика XIV. Эти новые номера меньшего размера были оформлены в новом стиле, отвечающем потребностям комфорта, интимности и элегантности. Начиная примерно с 1730 года, он отдавал предпочтение стилю, называемому рокайль , термину, обозначавшему орнаментальное украшение, напоминающее стилизованную морскую ракушку, стилю, который выражал веселье и фантазию. Орнамент редко появлялся на экстерьере новых зданий, но щедро появлялся в интерьерах, на стенах, потолках и мебели. [ 3 ] Архитекторы Робер де Котт и Анж-Жак Габриэль интерьеры Версальского дворца , дворца Фонтенбло и замка Компьень . переделали в новом стиле [ 4 ]

Вскоре в Париже появились дворцовые резиденции с интерьерами в стиле рокай. В их число входили отель Soubise в Париже (ныне Национальный архив) в 1705 году; отель Матиньон (ныне резиденция премьер-министра Франции) в 1721 году работы Жана Куртона; и отель Biron (ныне Музей Родена ) Жана Обера . Они также появились во французских провинциях, королевской резиденции Эммануэля Эре в Нанси , а также в Экс-ан-Провансе и Бордо . Во всех этих зданиях были помещения, оформленные в новом стиле; спальни приобрели новое значение и были окружены меньшими прихожими и кабинетами, включая комнату совершенно нового типа - столовую. Всем им требовалась новая мебель, соответствующая новому стилю и обустройству. [ 5 ]

На протяжении четверти века дизайн мебели в стиле рокай был доминирующим, особенно под влиянием Жюста-Ореля Мейссонье (1695-1750), архитектора итальянского происхождения, ставшего королевским архитектором и дизайнером Людовика XV, и орнамента. дизайнер Николя Пино (1684-1754). Под их влиянием прямые линии исчезли, сменившись кривыми, орнаменты потеряли всякую симметрию, повсюду появились гирлянды цветов. Дизайны, вдохновленные китайским искусством и другими экзотическими источниками, появлялись в изобилии, хотя стиль рокайль никогда не достиг такого изобилия, как стиль рококо , появившийся в Италии, Австрии и Германии. [ 6 ]

В 1740-х годах стиль начал медленно меняться; украшение стало менее экстравагантным и более сдержанным. В 1754 году брат мадам де Помпадур, маркиз де Мариньи, сопровождал дизайнера Николя Кошена и делегацию художников и ученых в Италию, чтобы увидеть недавние открытия в Помпеях и Геркулануме , а также совершил грандиозную экскурсию по другим классическим памятникам. Они вернулись полные энтузиазма по поводу нового классического стиля, основанного на римских и греческих памятниках. В 1754 году они опубликовали манифест против стиля рокай, призывая вернуться к классицизму. Мариньи после смерти Людовика XV позже стал директором по строительству Людовика XVI. [ 6 ]

Между 1755 и 1760 годами формы мебели и внутреннего убранства начали меняться в то, что стало известно как Второй стиль Людовика XV, или Переходный стиль . Декор рокайль остался, но стал более сдержанным и сдержанным. Во-вторых, новая волна увлечения Древней Грецией и Римом принесла с собой ряд новых декоративных тем, хотя линии мебели не сильно изменились. Это положило начало тому, что стало французским неоклассицизмом или стилем Людовика XVI . [ 7 ]

Дизайнеры

[ редактировать ]

Среди первых дизайнеров мебели при Людовике XV во время Регентства был Клод III Одран , который отвечал за дизайн мебели при Людовике XIV; Пьер Лепотр , который в 1699 году стал главным дизайнером Людовика XIV, и Жиль-Мари Оппенорд , уроженец Голландии, который стал дизайнером мебели для регента. Проекты Оппонордта 1714 года для декора отеля de Pomponne на площади Победы с изогнутыми формами S и C помогли познакомить парижан с новым стилем. Другой важной фигурой во внедрении нового стиля был художник Ватто , бывший ученик Одрана, который, помимо своих знаменитых картин, создал арабески для деревянных изделий нового замка Ла Муэтт. [ 8 ]

В 1730-х годах среди известных дизайнеров были скульптор и архитектор Николя Пино и ювелир Жюст-Орель Мейсонье ; в их работах было больше асимметрии, закрученных элементов цветочного дизайна и контр-кривых. В 1736 году резчик и скульптор-ювелир Жан Мондон опубликовал Premier Livre de form rocquaille et carte , первую книгу, посвященную этому стилю, и был одним из первых, включивших элементы шинуазри , особенно драконов, феникса и других фигур. Гравюры с изображением их рисунков на мебели, изделиях из дерева и других украшениях широко распространялись по всей Европе, что сделало стиль рокай образцом для подражания художников и мастеров в других странах. [ 8 ]

Эстампилль или подпись под столешницей Бернарда II ван Рисамбурга.

Мебель Людовика XV была создана в результате сотрудничества сложной сети дизайнеров и мастеров. Менюзье шевилей изготовил деревянный каркас мебели, который скреплялся за счет конструкции и деревянных или дюбелей; использование гвоздей или клея было запрещено. Затем Эбенист называемыми покрыл раму и родную древесину тонкими кусочками экзотической древесины, маркетри . Во времена правления Людовика XIV для этого покрытия чаще всего использовалось черное дерево, но, начиная с 1675-80 годов, стали использовать более экзотические и красочные породы дерева, которые могли дать более живописные эффекты. Иногда их помещали в кубические узоры или шахматные доски, или представляли арабески, цветочные узоры, трофеи или живописные сцены. Первоначально бляшки имели толщину около сантиметра, но к концу периода толщина бляшек составляла лишь немногим более двух миллиметров. [ 9 ] Затем мебель дополнили бронзовщики , изготовившие ручки и ручки; doeurs , которые их золотили; фондёры ; , занимавшиеся металлообработкой резчики или скульпторы по дереву, выполнявшие детали декора, ножки и другую резьбу; лакировщики лака и верниссеры , наносившие несколько слоев или олифы . [ 10 ]

После 1751 года каждая работа подписывалась мастером, руководившим работой. Эта марка, названная Estampille , использовала нагретый утюг для нанесения на изделие инициалов мастера. Обычно его размещали на спинках задних перекладин стульев, под мрамором комодов и секретарей и под потолком столов . отметки часто отсутствуют, либо забыты мастером, либо испорчены. Учитывая высокую стоимость автографов известных мастеров, поддельные эстампильи не являются чем-то неизвестным. [ 9 ]

Стулья и диваны

[ редактировать ]

Между 1769 и 1775 годами дизайнер мебели Андре Жакоб Рубо опубликовал серию книг гравюр под названием «L'Art du Menusier» , в которых подробно описываются категории и стили. Он разделил стулья на две категории; те, у кого прямая спина, называются á la Reine , а те, у кого спина закругленная, называются en cabriolet . [ 6 ] Кресла -кабриолеты обычно были легче, часто имели тростниковые сиденья и спинки, и их можно было легко перемещать. Он включил несколько новых стилей, в частности « вуайез» — небольшой стул с подлокотниками на спинке, чтобы сидящий мог либо смотреть вперед, либо повернуться и сесть верхом на стул, положив руки на спинку стула. [ 11 ]

Fauteuils , или кресла , были больше и создавались для комфорта; их стили развивались во время правления Людовика XV. В первые годы Регентства (1715-23) кресла имели короткие изогнутые ножки, верх спинки был слегка изогнут, а опоры спинки и подлокотники были прямыми. Кресла среднего периода Людовика XV (1723-1750) были меньше, чем эпохи Людовика XIV, но более удобны. Ноги были более изогнутыми, верх спины был округлым и часто имел небольшой орнаментальный рисунок. Спинка стула приобрела более изящную скрипичную форму. Эта форма стала известна как Chaise à la Reine , или «Стул королевы». [ 11 ]

Появилось множество других новых форм, созданных специально для комфорта. У Bergere было низкое сиденье с дополнительной подушкой, а иногда к подлокотникам по обе стороны спины добавлялись мягкие крылья, которые защищали голову от сквозняков, что также облегчало сон. Другими новыми типами, которые были представлены, были маркиза , по сути, кресло, расширенное для размещения двух человек, и шезлонг , кресло с удлиненным сиденьем для поддержки ног, и герцогиня , где два стула можно было объединить с удлинением между ними. [ 12 ] Еще одним новым типом стал Fauteuil de Cabinet , стул, предназначенный для использования с письменным столом и обеспечивающий больший комфорт во время письма. Обычно оно было обито кожей, прикрепленной позолоченными гвоздями к каркасу, имело закругленные углы, причем одна ножка стула ставилась спереди, другая — непосредственно сзади, для большей устойчивости. Изогнутая спинка и подлокотники кресла обнимали сидящего. [ 13 ]

Страсть к востоку и экзотике вскоре отразилась и на мебели. Был представлен новый тип сиденья La Saltane , двухместный; другой тип, называемый « Оттоманка» , со спиной в форме, называемой «ан-гондола» , и подлокотниками, обхватывающими овальное сиденье, и другой тип, называемый «ла-папос» , без рук и спины; и, наконец, Le Sofa с подушками, которые можно было перемещать и переставлять. [ 12 ]

Последняя фаза стиля Людовика XV, постепенный переход к неоклассике, оказала ограниченное влияние на стулья. Основные формы остались, но украшение все чаще принимало форму цветочных гирлянд, называемых l'antique, в повторяющемся ритме, который контрастировал с извилистой формой резных ножек и рамы. [ 7 ]

Консоли и столы

[ редактировать ]

Стол -консоль или консольный столик был разработан для размещения у стены, часто перед зеркалом, и на нем можно было разместить статуэтки или фарфоровые предметы. Это был один из самых богато украшенных предметов мебели раннего периода Людовика XV. Обычно он был сделан из дуба, резной и позолоченный и украшен рокайльным декором, обычно в виде ракушек и листвы. Ножки в форме преувеличенной буквы S или обратной буквы S. Несущая рама под столом также была богато украшена, иногда на ней располагались фарфоровые предметы и скульптурные фигурки драконов или других мифических животных. Лицо стола часто имело маски рокайля. ag rocaille по образцу ракушек и листвы. Сверху у них обычно была пластина из цветного мрамора. [ 14 ]

Еще одним популярным стилем стола был письменный стол или плоский стол. Он был представлен Андре-Шарлем Булем примерно в 1710 году, в конце правления Людовика XIV, в качестве замены письменного стола, установленного на двух колоннах с выдвижными ящиками. Ранние версии Буля были изготовлены из черного дерева и темного дерева, имели восемь ножек и шесть ящиков, украшенных ручками из позолоченной бронзы. Слегка изогнутые ножки заканчиваются позолоченными украшениями в форме оленьих лап. позолоченные бронзовые шпильки Углы и ножки украшали . Позже в этот период плоские столы были украшены обилием маркетри; они делались из дуба или испании, были украшены тонкими пластинками экзотических пород дерева контрастных цветов. Другим знаменитым создателем столов был Шарль Крессен , продолжавший изысканный и гармоничный орнаментальный стиль Буля. [ 15 ]

Примерно после 1755 года появилось несколько небольших специализированных и портативных столиков, некоторые из них были предназначены для мадам де Помпадур. В их число входил table de chevet , очень маленький хозяйственный столик, сделанный из дуба и инкрустированный палисандром и другими ценными породами дерева, который можно было поставить в чулан, когда он не нужен; Table d'en-cas , или стол «На всякий случай», небольшой столик с двумя ящиками, небольшим шкафчиком с решетчатой ​​дверцей и мраморной столешницей; Шифоньер . , небольшой столик с изящно изогнутыми ножками и фарфоровой столешницей Еще одним маленьким столиком был столик кабаре или кафе с небольшой мраморной столешницей и длинными ножками, на котором можно было подавать кофе или напитки. Версия, представленная в 1770 году, отличалась геометрическим орнаментом и неоклассическим фризом вокруг плато. [ 16 ]

Еще одним популярным типом небольшого столика был Table de туалетный столик или туалетный столик. Одна особая разновидность, en coeur , или в форме сердца, была специально разработана для мужчин; он стоял на трех ножках, установленных на роликах, содержал множество ящиков и небольших отделений, а сверху имел складное зеркало. [ 17 ]

В позднем, втором стиле Людовика XV, после 1750 года, столы утратили изгибы рококо и приобрели классические (или воображаемые классические) детали, в том числе ножки столов в виде дорических колонн; лапы грифона и лапы льва на ногах; трофеи оружия, фризы и фигуры нимф, треножники и рога изобилия. Этот стиль был довольно образно назван а-ля Грек и предвещал будущий неоклассический период. [ 18 ]


Комоды и сундуки

[ редактировать ]

Комод (название которого означает «удобный») был изобретен при Людовике XIV , чтобы заменить гроб или большой сундук. Он был тяжелым, похожим на коробку, с короткими ножками и обильным украшением из позолоченной бронзы. Во время Регентства и раннего стиля Людовика XV, особенно в комодах Шарля Крессена , комоды стали более изящными, с более длинными S-образными ножками и шпанголетами или стилизованными женскими туловищами по углам над ножками. Фасады комодов стали более округлыми. Позолоченные бронзовые лозы вились и вились по фасаду. Бронзовые украшения в виде масок были заменены лицами улыбающихся женщин, пальметтами, а позже и новой темой — стилизованными крыльями летучей мыши. Ракушка была распространенным центральным элементом декора рокайля, часто сочетаясь с листьями аканта. Ручки ящиков имели форму переплетенных цветов. Ближе к концу раннего периода появились и скульптурные изображения различных животных. [ 19 ]

Большое количество квалифицированных эбенистов со всей Европы было нанято для изготовления комодов из ценных пород дерева и другой мебели для новых квартир, построенных Людовиком XV в Версале, Фонтенбло и других его резиденциях. Среди них были Жан-Франсуа Обен , Роже Вандеркруз Лакруа , Жиль Жубер , Антуан Годро и Мартен Карлен . [ 20 ]

С течением времени маркетри, или инкрустация из разноцветного дерева, становилась все более изысканной и доминирующей. Появились различные геометрические узоры, в том числе шахматная доска, звезды и ромбовидные узоры, а также букеты цветов из тонкой маркетри. [ 20 ] Были внедрены новые методы лакировки дерева, основанные на китайской и японской технике, которые часто использовались на передних панелях комодов. Был представлен особый вариант, названный façon de Chine или «китайская мода», в котором позолоченный бронзовый орнамент и ручки контрастировали с черным лакированным деревом. В дизайне часто заимствовались мотивы китайского и японского искусства. [ 19 ]

Начиная с 1755-60 годов началась реакция против излишеств рокайльной формы . Формы комодов стали более коробчатыми, передняя часть стала плоской, а ножки короче, хотя и сохранили небольшой S-образный изгиб. Лица комодов были украшены геометрическими фризами из дубовых листьев, роз или змей и мотивами драпировки - ранним проявлением греко-римского неоклассического стиля. [ 7 ]

Новая форма комода, Cartonnier , появилась в 1760-х годах, вдохновленная несколько фантастическими идеями древнегреческой мебели. Его фасад был щедро украшен фризами, трофейными гербами и львиными головами, а наверху на пьедестале, поддерживаемом двумя закрученными волютами, стояла группа точных копий классических греческих статуй. [ 21 ]

Во время правления Людовика XV бюро и секретер постепенно превратились в форму современного письменного стола, наряду с множеством более сложных вариаций. В начале 18 века Андре Шарль Буль и Шарль Крессан создали Bureau au plat . письменный стол с колоннами ящиков, изящными изогнутыми ножками, декором из позолоченной бронзы и тонкой инкрустацией геометрических форм. Жак Дюбуа изготовил таким образом серию знаменитых письменных столов в 1740-х годах.

Примерно в 1750 году появилась новая разновидность, названная Secretaire à capuchin или à la Bourgone , которая содержала секцию ящиков, которые можно было поднимать вверх, а верхняя часть складывалась в поверхность для письма. Помимо ящиков, внутри было еще несколько потайных отделений. Вскоре после этого появилось множество других вариантов; Secretaire en pent , или наклонный стол, впервые появился примерно в 1735 году. Это был небольшой шкаф с наклонной передней панелью, выходящей на поверхность для письма. Его также называли en dos d'âne , или «стиль ослиной спины». У мадам де Помпадур была одна из них, сделанная между 1748–1752 годами и покрытая красным и синим лаком в китайском стиле, сочетавшем рокайль и экзотику. Примерно в 1750 году Матье Криэр изготовил секретер в этом стиле с инкрустацией из фиалки, амаранте, атласного дерева и позолоченной бронзы. [ 22 ]

Примерно в то же время появилась гораздо более простая разновидность — pupitre à écrire дебютная кафедра для письма стоя. Лучшие модели обычно изготавливались из дуба и ели, покрываясь инкрустацией из розового дерева, атласного дерева и амаранта. У них были маленькие колеса, которые можно было легко перемещать, запирающееся отделение под наклонной верхней поверхностью и полки внизу для больших документов. [ 22 ]

Secretaire en Armoire был более крупной и вертикальной вариацией, основанной на форме шкафа; это был большой сундук со складной поверхностью для письма и ящиками и полками внутри. Он был спроектирован так, чтобы стоять у стены, и появился примерно в 1750 году. Он часто представлял собой маркетри с геометрическим узором, напоминающим кубики темного и светлого дерева, дизайн, очень популярный в последние годы периода Людовика XV.

Bonheur -du-jour представлял собой небольшой письменный стол со шкафом, появившийся примерно в 1760 году. Согласно новому стилю позднего периода Людовика XV, он не имел позолоченной бронзы. У него были изящные изогнутые ножки, а верхняя часть была геометрической, с изящными инкрустациями из цветов маркетри.

Самым знаменитым новым типом письменного стола, изобретенного при Людовике XV, был Bureau à cylindre или письменный стол с выдвижной крышкой, который появился примерно в 1760 году. Мастером этой формы был Жан-Франсуа Эбен . На нем не было никакой позолоченной бронзы, кроме изящного фриза наверху; очень тонкая маркетри из цветов и интерьер с потайными отделениями. Было сделано множество вариантов, в том числе письменный стол Людовика XV, который сейчас выставлен в Версале. [ 22 ]

При Людовике XV спальня была местом церемоний; формальное пробуждение короля в его спальне (даже если на самом деле он спал в другом месте) было формальным событием, на котором присутствовали члены двора и посетители дворца. Форма кровати и ее покрытие изменились при Людовике XV. Ранние кровати имели четыре столба и балдахин, подвешенный к прямоугольной форме сверху. При Людовике XV появилась Lit à la polonaise ( польская кровать ) с балдахином, подвешенным к коронообразной конструкции; и Lit à la Duchesse , где балдахин поддерживался только с одного конца. Кровать обычно была отделена от остальной части комнаты балюстрадой, а табуреты располагались за пределами балюстрады, чтобы Суд мог стать свидетелем формального пробуждения.

Знаменитая энциклопедия и Дени Дидро Жана ле Рона д'Аламбера (1751–72) включала изображения кроватей в стиле Полонез и в стиле Турк (более богато украшенная и экзотическая версия герцогини), а также кровати, помещенной в нишу. (Том 8, стр. 216).

Переход от рокайля к неоклассицизму

[ редактировать ]

Позже, во времена правления Людовика XV, между 1755 и 1760 годами, вкусы в мебели начали меняться. Дизайн рокайля стал более сдержанным и сдержанным, а в новых конструкциях мебели стало проявляться влияние античности и неоклассицизма. Комоды стали иметь более геометрические формы; декор перешел от рокайля к геометрическим формам, гирляндам дубовых листьев, цветам и классическим мотивам. Ноги постепенно менялись от S-образных до прямых, часто по образцу греческих или римских колонн, сужающихся к концу. Распространенными украшениями были стилизованные сосновые шишки и завязанные ленты. Новый тип высокого шкафа, Картонье , появился между 1760 и 1765 годами. Он был вдохновлен греческой мифологией и архитектурой, с фризами, сводами, скульптурными трофеями, бронзовыми головами львов и другими классическими элементами. [ 26 ]

Эбенисты Жан-Анри Ризенер , Жан-Франсуа Лелё , Мартин Карлин и Давид Рентген , а также менюзье Жорж Жакоб были одними из самых важных создателей переходного стиля позднего Людовика XV. Их карьера продолжилась и достигла своего пика во время следующего правления Людовика XVI.

Список мастеров-дизайнеров и создателей мебели при Людовике XV

[ редактировать ]

Примечания и цитаты

[ редактировать ]
  1. ^ Дючер 1988 , стр. 136–37.
  2. ^ Renault & Lazé 2000 , стр. 63–73.
  3. ^ Перейти обратно: а б Renault & Lazé 2000 , стр. 63–67.
  4. ^ Вигандт 2005 , стр. 9–13.
  5. ^ Вигандт 2005 , с. 13.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Вигандт 2005 , с. 54.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Дюшер 1988 , с. 146.
  8. ^ Перейти обратно: а б Из Моранта 1970 , с. 355.
  9. ^ Перейти обратно: а б Вигандт 2005 , с. 22-25.
  10. ^ Де Морант 1970 , с. 379.
  11. ^ Перейти обратно: а б Из Моранта 1970 , с. 380.
  12. ^ Перейти обратно: а б Из Моранта 1970 , с. 381.
  13. ^ Вигандт 2005 , с. 64.
  14. ^ Вигандт 2005 , стр. 42–43.
  15. ^ Вигандт 2005 , стр. 42–50.
  16. ^ Вигандт 2005 , стр. 90–91.
  17. ^ Вигандт 2005 , стр. 92.
  18. ^ Дючер 1988 , с. 138.
  19. ^ Перейти обратно: а б Renault & Lazé 2000 , стр. 63–65.
  20. ^ Перейти обратно: а б Дюшер 1988 , с. 144.
  21. ^ Дючер 1988 , стр. 146–147.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Вигандт 2005 , стр. 85–88.
  23. ^ «Шедевры Николя Эрто: диваны на миллион евро, достойные королевской любовницы» . 18 ноября 2016 г.
  24. ^ «(#270) Исключительная пара каминных диванов с каркасом и одним подлокотником из ореха и бука, вырезанных и позолоченных маслом периода Людовика XV, около 1755 года, штамп Н. ЭЕРТО» .
  25. ^ История и дата установки, [ 23 ] часть того же набора, включая изображение [ 24 ]
  26. ^ Дючер 1988 , стр. 146–47.

Библиография

[ редактировать ]
  • Де Морант, Генри (1970). История декоративного искусства . Книжный магазин Хакахетте.
  • Кабанн, Перр (1988), Классическое искусство и барокко , Париж: Ларусс, ISBN  978-2-03-583324-2
  • Дюшер, Робер (1988), Характеристики стилей , Париж: Фламмарион, ISBN  2-08-011539-1
  • Рено, Кристоф (2006), Стили архитектуры и мебели , Париж: Жиссеро, ISBN  978-2-877-4746-58
  • Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2000), Стили архитектуры и мебели , Издания Жан-Поля Жиссеро, ISBN  978-2877474658
  • Вигандт, Клод-Поль (2005), Le Mobilier Français-Régence Louis XV , Париж: Массен, ISBN  2-7072-0254-1
  • Стиль Людовика XV. (2008). В Британской энциклопедии . Получено 2 мая 2008 г. из Британской энциклопедии Online.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c15ba1a7c2c159f6a2003a124bd47997__1710257580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/97/c15ba1a7c2c159f6a2003a124bd47997.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Louis XV furniture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)