Jump to content

стиль Людовика XV.

Овальный салон отеля de Soubise (ныне Национальный архив ), Париж (1735–1740).

Стиль Людовика XV или Людовик Квинз ( / ˌ l i ˈ k æ̃ z / , Французский: [lwi kɛ̃z] ) — стиль архитектуры и декоративного искусства, появившийся во времена правления Людовика XV . С 1710 по 1730 год, период, известный как Режанс , он был в значительной степени продолжением стиля Людовика XIV его прадеда и предшественника Людовика XIV . Примерно с 1730 по 1750 год он стал более оригинальным, декоративным и ярким в так называемом стиле рокайль под влиянием любовницы короля, мадам де Помпадур . Это положило начало европейскому движению рококо . С 1750 года и до смерти короля в 1774 году он стал более трезвым, упорядоченным и начал проявлять влияние неоклассицизма .

Архитектура

[ редактировать ]

Главным архитектором короля с 1734 по 1742 год был Жак Габриэль его более известный сын Анж-Жак Габриэль , а затем до конца правления . Его основные работы включали Военную школу , ансамбль зданий с видом на площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия ; 1761–1770) и Малый Трианон в Версале (1764). В период правления Людовика XV, хотя интерьеры были богато украшены, фасады постепенно становились проще, менее орнаментированными и более классическими. Фасады, спроектированные Габриэлем, были тщательно рифмованы и уравновешены рядами окон и колонн, а в больших зданиях, таких как площадь Согласия , часто присутствовали большие аркады на уровне улицы и классические фронтоны или балюстрады на линии крыши. Орнаментальные элементы иногда включали изогнутые кованые балконы с волнистым орнаментом в стиле рокайль, похожим на рокайльный декор интерьеров. [1]

Религиозная архитектура того периода также была сдержанной и монументальной и в конце правления имела тенденцию к неоклассическому стилю. Основные примеры включают церковь Сен-Женевьева (ныне Пантеон ), построенную с 1758 по 1790 год по проекту Жака-Жермена Суффло , и церковь Сен-Филипп-дю-Руль (1765–1777) Жана Шальгрена , в которой представлены огромный неф с цилиндрическим сводом. [2]

Внутренняя отделка

[ редактировать ]

Внутреннее убранство во времена правления Людовика XV разделилось на два периода; первый особенно отличался орнаментом рокайля , скульптурными извилистыми кривыми и контр-кривыми, часто с цветочными и растительными узорами, нанесенными на панели стен, часто с медальонами в центре. Большие зеркала на панелях часто обрамлялись скульптурными пальмовыми листьями или другими цветочными украшениями. В отличие от стиля рококо орнамент обычно был сдержанным, симметричным и уравновешенным. В ранний период стиля дизайн часто был вдохновлен французскими версиями китайского искусства, животными, особенно обезьянами ( Singerie ) и арабесками, или темами, взятыми из работ художников того периода, в том числе Жана Берена Младшего , Ватто и Жан Одран . [3]

После 1750 года, в ответ на излишества более раннего стиля, узоры и лепнина на внутренних стенах были белого или бледного цвета, более геометрическими, украшенными скульптурными гирляндами, розами и коронами, а также узорами, вдохновленными Древней Грецией и Римом. . Этот стиль был найден в Салоне компании в Пти-Трианоне и был предшественником стиля Людовика XVI . [4]

Стулья стиля Людовика XV по сравнению со стульями Людовика XIV отличались легкостью, удобством и гармонией линий. Поперечная опора ног исчезла, а стулья были сконструированы так, чтобы можно было удобно сидеть. Ноги имели изогнутую S-образную форму. Резной декор состоял из скульптурных флёреток, пальметт, ракушек и листвы. Досье , слегка изогнутую , , или спинка стула, представляла собой скрипку как скрипка. Появилось несколько новых вариантов стульев, в том числе бержер с мягкими подлокотниками, исповедальня с мягкими подлокотниками; « Маркиза » двухместное бержере с низкой спинкой и короткими подлокотниками. [5]

Консольный стол представлял собой стол, предназначенный для размещения у стены и обычно используемый для демонстрации предметов искусства; это почти всегда было в стиле рокайль, с волнистыми изгибами, по образцу ракушек и листвы. очень извилистый, извилистый рокайль, созданный по образцу морских ракушек и листвы.

Комод представлял собой новый тип мебели, впервые появившийся в конце правления Людовика XIV. Это был комод, опирающийся на четыре S-образные ножки. Обычно он украшал орнамент из позолоченной бронзы, но во времена правления Людовика XV его также покрывали бляшки из экзотического дерева разных цветов с геометрическими узорами или цветочными фигурами. Появился особый вариант, названный façon de Chine или «китайская мода», в котором позолоченная бронза противопоставлялась черному лакированному дереву. Большое количество квалифицированных эбенистов со всей Европы было нанято для отделки деревянных комодов и другой мебели для короля. Среди них были Жан-Франсуа Обен , Роже Вандеркруз Лакруа , Жиль Жубер , Антуан Годро и Мартен Карлен . [6]

Появилось множество других новых видов мебели, в том числе шифоньер — шкаф с пятью ящиками и туалетный столик — своего рода письменный стол с тремя ставнями, в центральной из которых было зеркало. [7]

Позже, во времена правления Людовика XV, между 1755 и 1760 годами, вкусы в мебели начали меняться. Дизайн рокайля стал более сдержанным и сдержанным, а в новых дизайнах мебели стало проявляться влияние античности и неоклассицизма. Комоды стали иметь более геометрические формы; декор перешел от рокайля к геометрическим формам, гирляндам дубовых листьев, цветам и классическим мотивам. Новый тип высокого шкафа, Картонье , появился между 1760 и 1765 годами. Он был вдохновлен греческой мифологией и архитектурой, с фризами, сводами, скульптурными трофеями, бронзовыми головами львов и другими классическими элементами. [8]

Рисование

[ редактировать ]

Доминирующими сюжетами живописи раннего правления Людовика XV были мифология и история, как и у Людовика XIV. Позже во время правления, когда Людовик начал строить новые апартаменты во дворцах Версаля и Фонтенбло , его вкусы больше обратились к пасторальным сценам и жанровой живописи. Мадам де Помпадур , любовница короля, также была одной из главных покровительниц художников того периода. [9]

Самым любимым художником короля был Франсуа Буше . Он создавал для короля всевозможные произведения искусства; религиозные картины, жанровые сцены, пейзажи, пасторали и экзотические сцены, часто с участием веселых и соблазнительных обнаженных людей. Поскольку другой большой страстью короля была охота, он написал картины «Охота на леопарда» (1765 г.) и «Охота на крокодилов» (1767 г.) для новых покоев короля в Версале. В 1767 году, ближе к концу карьеры, он был назван первым королевским художником . [10]

Среди других известных художников - Жан Батист Удри , чьи сцены охоты украшали королевские апартаменты в Версале и были превращены в гобелены и популярные гравюры; художники-портретисты Морис Кантен де ла Тур и Жан-Марк Наттье , создававшие портреты для королевской семьи и аристократии; и художник-жанрист Жан-Батист-Симеон Шарден . [11]

Скульптура

[ редактировать ]

Скульптурные стили Великого века Людовика XIV продолжали доминировать на протяжении большей части правления Людовика XV. Мадам де Помпадур была особенно страстной покровительницей скульптуры, и многие бюсты и статуи были изготовлены из нее или по ее заказу. Наиболее выдающимися скульпторами раннего периода были Гийом Кусту Младший и его брат Гийом Кусту Старший , Робер Ле Лоррен и Эдме Бушардон . Бушардон создал конную статую Людовика XV для центра новой площади Людовика XV (ныне площадь Согласия ), которая была смоделирована по образцу статуи Людовика XIV на площади Людовика-ле-Гран (ныне Вандомская площадь ) Франсуа Жирардона . После смерти Бушардона статую завершил другой крупный монументалист того периода, Жан-Батист Пигаль . В конце правления Людовика XV скульпторы стали уделять больше внимания лицам; Лидерами этого нового стиля были Жан-Антуан Гудон, известный своими бюстами знаменитых писателей и государственных деятелей, и Огюстен Пажу , который сделал известные портретные бюсты естествоиспытателя Жоржа-Луи Леклера, графа де Бюффона и мадам дю Барри . В этот период скульптура стала приобретать более широкую аудиторию благодаря репродукциям из терракоты и неглазурованного фарфора. [12]

Урбанизм: монументальные площади и фонтаны

[ редактировать ]

В последние годы своего правления Людовик построил новую большую площадь в центре города, площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия ), с гармоничным рядом новых зданий, спроектированных Анж-Жаком Габриэлем . Он построил и другие монументальные площади в центрах Ренна и Бордо . Он также построил один монументальный фонтан в Париже, Fontaine des Quatre-Saisons , со скульптурами Эдме Бушардона ; но он был неудачно расположен на узкой улице и, хотя в нем было много скульптур, из-за устаревшего водоснабжения Парижа он производил очень мало воды. Фонтан подвергся критике со стороны Вольтера в письме Анне Клод де Кайлюс в 1739 году, когда он еще строился:

Я не сомневаюсь, что Бушардон превратит этот фонтан в прекрасный образец архитектуры; но что за фонтан имеет только два крана, куда придут носильщики воды, чтобы наполнить ведра? В Риме фонтаны строят не для украшения города. Нам нужно избавиться от вкуса, который груб и убог. Фонтаны должны быть построены в общественных местах и ​​просматриваться со всех ворот. нет ни одного общественного места В огромном предместье Сен-Жермен ; от этого у меня кровь закипает. Париж подобен статуе Навуходоносора , частично сделанной из золота, частично из грязи. [13]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и цитаты

[ редактировать ]
  1. ^ Дючер (1988) с. 140
  2. ^ Дючер (1988) с. 140
  3. ^ Дючер (1988), стр. 142
  4. ^ Дючер (1988), стр. 142–143
  5. ^ Дючер (1988), стр. 144
  6. ^ Дючер (1988), стр. 144
  7. ^ Дючер (1988), стр. 144
  8. ^ Дючер (1988), стр. 146–147
  9. ^ Геганик (2008)
  10. ^ Геганик (2008), стр. 76
  11. ^ Геганик (2008), стр. 76–77
  12. ^ Геганик (2008), стр. 77
  13. Письмо Вольтера Кайлюсу, отрывок из книги А. Розеро (1902), цитируемый в Париже и его фонтанах от эпохи Возрождения до наших дней , из коллекции Paris et son Patrimoine , под руководством Беатрис де Андиа, генерального делегата художественных действий. de la Ville de Paris, 1998. Сборник текстов по истории парижских фонтанов.) Перевод Д. Р. Сифкина.

Библиография

[ редактировать ]
  • Дюшер, Робер, Характеристики стилей (1988), Фламмарион, Париж (на французском языке); ISBN   2-08-011539-1
  • Париж и его фонтаны от эпохи Возрождения до наших дней , из коллекции «Париж и сын Patrimoine» , режиссер Беатрис де Андиа, генеральный представитель художественной деятельности города Парижа, 1998 год.
  • Стиль Людовика XV. (2008). В Британской энциклопедии . Получено 2 мая 2008 г. из Британской энциклопедии Online.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 820eeafe149b7cf5975fa863c352ca25__1717334580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/25/820eeafe149b7cf5975fa863c352ca25.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Louis XV style - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)