Архитектура сербо-византийского возрождения
Современный сербо-византийский архитектурный стиль , неовизантийский архитектурный стиль или сербский национальный архитектурный стиль — это стиль сербской архитектуры , который существовал со второй половины 19-го века до первой половины 20-го века. Этот стиль зародился в традиции средневековой сербско-византийской школы и был частью международного неовизантийского стиля .
История и характеристики
[ редактировать ]Начало современного сербско-византийского стиля лежит в романтическом духе , который был распространен в Европе в первой половине XIX века, а на сербских землях появился к середине века и был жив до последних десятилетий. Начало этого стиля можно рассматривать как «сопротивление» новым влияниям «западного стиля» ( классицизма , необарокко ) в Княжестве Сербия . [1] Стиль характеризуется формами и украшениями сербско-византийского архитектурного наследия. [1] Этот архитектурный подход не привязан строго к церковной архитектуре; на самом деле этот стиль процветал в светской архитектуре. Он также тесно связан с влиянием модерна . [1]
Современный сербско-византийский архитектурный стиль состоит из трех периодов: первый или ранний период представляет собой сочетание «западного стиля» с элементами византийской архитектуры . Типичным примером является церковь Св. Георгия в Смедерево , где в продольном основании (характерном для Запада) выступают пять куполов в виде т.н. «Греческий крест». Второй период связан с расширением и усилением Сербии, теперь уже как королевства (1882–1914). В этот период стиль «определен». Строится множество церквей, редко другие формы строительства. Примеры за пределами территории Королевства Сербия редки. Третий и последний период относится ко времени между двумя мировыми войнами, когда произошло внезапное распространение этого стиля на всю территорию Королевства сербов, хорватов и словенцев, позднее — Югославии , хотя его присутствие было гораздо более доминирующим в восточная, «сербская» (в основном Центральная Сербия ) часть дела Королевства. Примеры западной части Королевства Югославия редки и в основном связаны с конкретными образцами церковной архитектуры Сербской Православной Церкви. Кроме того, есть примеры, связанные с сербами в диаспоры , как церковь Св. Спиридона в Триесте, спроектированная Карло Мачиакини . Постройки этого периода одинаково религиозные и светские.
Вторая мировая война и после нее стали поворотным моментом; после войны с приходом коммунизма все формы историзма в сербской архитектуре отбрасываются, в том числе сербо-византийский стиль. [1] После падения социалистической Югославии сербско-византийский стиль вернулся благодаря строительству новых религиозных зданий, таких как церкви и монастыри.
Архитекторы
[ редактировать ]Выдающимися архитекторами этого стиля (упорядочены по времени их деятельности):
Примеры
[ редактировать ]Ранний период (около 1850-1880 гг.)
[ редактировать ]- Собор Святого Георгия в Смедерево работы Андрея Дамьянова
- Сербский православный собор в Нише работы Андрея Дамьянова
- Сербский православный собор во Вранье работы Андрея Дамьянова
- Сербский православный собор в Сараево Андрея Дамьянова
- Собор Святой Троицы в Мостаре Андрея Дамьянова
- Церковь Вознесения Господня в Белграде работы Павла Станишича и Йована Ристича
Средний период (1880-1914)
[ редактировать ]- Церковь Святого Спиридона в Триесте работы Карло Мачиакини
- Старая церковь в Панчево работы Светозара Ивачковича.
- Церковь Св. Элиас и Лесковац , Светозар Ивачкович
- Церковь на Новом кладбище в Белграде Светозара Ивачковича
- Церковь Святого Петра в Ягодине работы Светозара Ивачковича
- Часовня на кладбище в Сремских Карловцах работы Владимира Николича.
- Церковь Святой Троицы в Парачине работы Йована Илкича
- Церковь Святого Георгия в Крушеваце работы Душана Живановича
- Церковь Святого Архангела Михаила в Герцег-Нови
- Св. Церковь Саввы в Косовской Митровице работы Андры Стевановича
- Церковь Святого Георгия в Опленаце работы Андры Стевановича
- Здание старой телефонной станции в Белграде Бранко Таназевича.
- Дом Фонда Вука в Белограде, автор Бранко Таназевич
- Районные офисы во Вранье Петра Поповича
Поздний период (1914-1941)
[ редактировать ]- Гимназия в Чачаке Драгутина Маслача
- Гимназия в Сремской Митровице Момира Коруновича
- Церковь Вознесения Христова в Крупани Момира Коруновича
- Министерство почты в Белграде Момира Коруновича
- Дом «Сокол» в Биелине, автор Момир Корунович
- Старое почтовое отделение в Белграде , Момир Корунович
- Храм Христа Спасителя в Баня-Луке работы Душана Живановича
- Церковь Святого Саввы Богдана Нестеровича и Александра Дероко
- Белый дворец в Дединье , Белград, авторы Живоин Николич, Виктор Лукомский и Николай Краснов
- Дом Елезовича в Белграде, автор Александр Дероко
- Здание Патриархии в Белграде Виктора Лукомского
- Церковь Святого Марка в Белграде Бранко и Петра Крстичей
- Церковь Св. Константин и Елена в Пожеге автора Василий Адросов
- Дом «Сокол» в Сомборе, работы Дж. Базлера и В. Сабо.
- Бански Двор в Баня-Луке
- The mausoleum in Corfu by Nikolay Krasnov
- Дом Джорджевича на Топчидере в Белграде, Бранислав Койич
- Отель в Сопочани недалеко от Нови-Пазара от Драгиши Брашована
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Карлтон, Ричард; Бешо, Смайо, ред. (2019). «Перспективы утраты и восстановления культурного наследия через 20 лет после окончания конфликта в Боснии и Герцеговине». Наследие под давлением – угрозы и решения: исследования влияния и «мягкой силы» в исторической среде . Книги Оксбоу. стр. 244–258. ISBN 9781789252477 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кадиевич, Александр (1997). поисков национального стиля в сербской архитектуре, середина XIX — середина XX века Один век . Строительная книга. ISBN 978-8-6395-0339-0 .