Северный классицизм
Скандинавский классицизм — стиль архитектуры , который ненадолго расцвел в скандинавских странах ( Швеция , Дания , Норвегия и Финляндия ) между 1910 и 1930 годами.
До возрождения интереса к этому периоду в 1980-е годы (ознаменованного несколькими научными исследованиями и публичными выставками) скандинавский классицизм рассматривался как простая интерлюдия между двумя гораздо более известными архитектурными движениями, национальным романтизмом или модерном (часто рассматриваемым как эквивалент или модерн). параллельно модерну ) и функционализму (он же модернизм ).
История
[ редактировать ]Развитие скандинавского классицизма не было изолированным явлением, оно возникло на основе классических традиций, уже существующих в странах Северной Европы, а также на новых идеях, преследуемых в немецкоязычных культурах. Таким образом, скандинавский классицизм можно охарактеризовать как сочетание прямых и косвенных влияний народной архитектуры (скандинавской, итальянской и немецкой) и неоклассицизма , а также ранних проявлений модернизма от Deutscher Werkbund – особенно их выставки 1914 года – и к середине 1914 года. 1920-е годы: Эспри Нуво, возникший на основе теорий Ле Корбюзье .
Модернистское влияние вышло за рамки простой эстетики: урбанизация была связана с современными строительными технологиями и введением правил как в строительстве, так и в городском планировании , и, более того, с подъемом социальных сил, которые привели к изменению политической идеологии в сторону левых, что привело к Скандинавское государство всеобщего благосостояния и новые программы для общественных зданий, таких как больницы (например, больница Беккомберга в западном Стокгольме (1927–1935) Карла Вестмана ) и школы (например, школа Фридхемсплан, Стокгольм (1925–27) Георга А. Нильссона). ). Но хотя скандинавский классицизм использовался для ряда важных общественных зданий, он также применялся в качестве модели для недорогого жилья (например, садовый городок Пуу-Кяпюля в Хельсинки (1920–25 гг.) Мартти Валикангаса) и домашней архитектуры в целом. (например, доступное чувство стиля для нуворишей ).
1930 год обычно считается конечной точкой скандинавского классицизма, потому что это был год Стокгольмской выставки , спроектированной в основном Гуннаром Асплундом и Сигурдом Леверенцем , когда более пуристский модернизм был представлен как модель современного общества. Однако после этого ключевые здания продолжали строиться в классическом стиле, в частности Морской музей Эстберга в Стокгольме (1931–34).
Известные архитекторы
[ редактировать ]Некоторые архитекторы достигли кульминации своей карьеры уже тогда, когда появился стиль национального романтизма , но их последние работы были выполнены в стиле скандинавского классицизма (например, Карл Вестман ), карьера других достигла кульминации в скандинавском классицизме (например, Ивар Тенгбом и Рагнар Остберг ), в то время как другие позже достигли гораздо большего значения как модернистские архитекторы (например, Арне Якобсен , Алвар Аалто и Свен Маркелиус ). Однако двумя фигурами, достигшими наибольшего значения в оба периода, были шведские архитекторы Гуннар Асплунд и Сигурд Леверенц .
Дания : Кей Фискер , Хак Кампманн , Кай Готтлоб , Ивар Бентсен , Повл Бауманн , Пол Холсё , Эдвард Томсен , Томас Хэвнинг , Хольгер Якобсен , Кааре Клинт , Арне Якобсен , Карл Петерсен , Оге Рафн , Стин Эйлер Расмуссен , Свен Рисом и Фриц Шлегель .
Финляндия : Гуннар Таучер , Уно Ульберг , Мартти Валикангас , Х.С. Сирен , Алвар Аалто , Паули Э. Бломстедт , Элси Борг , Эрик Бриггман , Хилдинг Экелунд , Хейкки Сийконен и Ойва Каллио .
Норвегия : Ларс Бакер , Лоренц Ри , Сверре Педерсен , Николай Бир , Финн Бернер , Харальд Хальс , Херман Мунте-Каас , Гудольф Блакстад , Финн Брин , Йенс Дункер и Йохан Эллефсен .
Швеция : Рагнар Эстберг , Гуннар Асплунд , Карл Вестман , Сигурд Леверенц , Карл Бергстен , Зигфрид Эриксон , Торбен Грут , Рагнар Хьорт , Сирилл Йоханссон , Эрик Лаллерстедт , Гуннар Лече , Свен Маркелиус , Гуннар Морссинг , Джордж Нильссон , Туре Райберг , Альбин Старк , Эскил Сундал , Ларс Исраэль Вальман , Свен Валландер , Хакон Альберг и Ивар Тенгбом .
Хотя эти архитекторы перечислены по странам, в этот период произошел интенсивный культурный обмен между странами Северной Европы (многие архитекторы работали более чем в одной), а также значительное развитие в сфере деятельности архитектора: от консультанта буржуазии до градостроителя. Речь идет об инфраструктуре, жилье и коммунальных услугах. Как выразился шведский историк Хенрик О. Андерсон, это была архитектура демократии, а не радикального авангардизма . Более того, за исключением Финляндии, другие страны Северной Европы избежали участия в Первой мировой войне , что позволило продолжить культурное развитие.
Отношения с другими движениями
[ редактировать ]Интерес к скандинавскому классицизму, особенно в его наиболее классической форме, возник в конце 1970-х — начале 1980-х годов, в разгар постмодернизма, когда критики, историки и преподаватели архитектуры искали исторические прецеденты для архитектуры таких архитекторов, как Майкл Грейвс , Леон Криер и Роберт Стерн . Скандинавский классицизм создал этот прецедент, особенно с такими оригинальными зданиями, как кинотеатр Scandia Гуннара Асплунда в Стокгольме (1924), здание окружного суда Листера (1917–21), вилла Снельман в Дюрсхольме (1917–18) и Стокгольмская публичная библиотека (1920–28), а также пейзаж и здания кладбища Скогскиркогорден в Стокгольме (1917–1940) работы Асплунда и Сигурда Леверенца.
Что касается архитектурного стиля , было несколько прецедентов или причин, объясняющих возникновение скандинавского классицизма. Первой была существующая классическая традиция, заимствованная из архитектуры абсолютизма – то есть классических архитектурных символов власти шведской и датской монархий – вплоть до народного языка, например, с точки зрения симметрии, детализации и пропорций.
На протяжении XIX века существовал ряд факторов, способствовавших более упрощенному классицизму. Преподавание Ж. Н. Л. Дюрана в Политехнической школе Парижа в начале XIX века было попыткой рационализировать язык и строительные методы классицизма, допуская при этом простые аддитивные композиции. Учение Дюрана распространилось, войдя в немецкую культуру в форме романтического классицизма с творчеством Фридриха Гилли и Карла Фридриха Шинкеля . В то время ученые открывали остатки Помпеи и открывали использование ярких цветов в римской архитектуре – аспект, который был более или менее забыт в эпоху Возрождения , но также заново открывали Грецию и Египет. Эти аспекты были включены в неоклассицизм и продолжены в скандинавском классицизме (например, Музей Торвальдсена , Копенгаген , 1839–1848 гг., М.Г. Биндесбёлль, включает египетские мотивы, как и Стокгольмская публичная библиотека Асплунда).
Следует также учитывать «круги реакции». Модерн и национальный романтизм не имели большого влияния в Дании, в то время как в Швеции, Норвегии и Финляндии также наблюдались сильные реакции национального романтизма. Неоклассицизм пришел в Финляндию через Санкт-Петербург как универсальный язык, но к концу XIX века стал олицетворять чужеродное присутствие – присутствие России . Также в Петербурге зародился стиль, получивший позднее название « Раздетый классицизм» . Таким образом, когда в Финляндии и Норвегии появились признаки политической независимости, утвердилась суровая национальная романтическая архитектура – местный вариант модерна – играющая на националистических мифах. Таким образом, скандинавский классицизм был контрреакцией на этот стиль и эклектизм в целом; движение к универсализму , интернационализму и упрощению.
Многие архитекторы, практиковавшие скандинавский классический стиль, совершили паломничество в северную Италию, чтобы изучить итальянскую народную архитектуру. Поскольку в то время между странами Северной Европы и Германией были тесные культурные связи, еще одним важным источником были немецкие критики модерна, в частности Герман Мутезиус , который был пропагандистом английского движения искусств и ремесел и основал Deutscher Werkbund в 1907 году. и Пауль Шульце-Наумбург, а также ученик последнего Генрих Тессенов и Питер Беренс .
В свою очередь, мышление скандинавского классицизма стало одной из основ развития модернизма в скандинавских странах. Идея о том, что должна была существовать преемственность между народным языком и модернизмом, рассматривалась как противоречащая сложившемуся историческому мнению о возникновении модернизма, начиная с Ле Корбюзье и его «5 пунктов архитектуры» , которые рассматриваются как отменяющие пять основных принципов классицизма. Демонстрацию в реальном времени перехода от северного классицизма к чистому функционализму предлагает проект Алвара Аалто Выборгской библиотеки (1927–35), который претерпел глубокую трансформацию по сравнению с первоначальным предложением архитектурного конкурса 1927 года (во многом благодаря Гуннару Асплунд) до строго функционалистского здания, построенного восемь лет спустя в пуристском модернистском стиле под влиянием Ле Корбюзье.
Ссылки
[ редактировать ]- Анджелетти, Анджело; Гайя Ремидди (1998). Алвар Аалто и северный классицизм . Рим: Ф.лли Паломби. ISBN 88-7621-666-9 . (На итальянском и английском языках)
- Балслев Йоргенсен, Лисбет; Деметрий Порфирий (1987). «Неоклассическая архитектура в Копенгагене и Афинах». Архитектурный дизайн . 57 (3–4): 1–80. ISSN 0003-8504 .
- Паавилайнен, Симо; Палласмаа, Юхани, изд. Северный классицизм 1910-1930 (на английском и шведском языках). Хельсинки: Музей финской архитектуры. ISBN 951-9229-21-3 .
- Салокорпи, Аско, изд. (1985). Классическая традиция и современное движение . Материалы Международного симпозиума Алвара Аалто , 2. Хельсинки: Финская ассоциация архитекторов. ISBN 951-9229-38-8 .