Jump to content

Северный классицизм

Стокгольмская публичная библиотека (1920–28) Гуннара Асплунда .

Скандинавский классицизм стиль архитектуры , который ненадолго расцвел в скандинавских странах ( Швеция , Дания , Норвегия и Финляндия ) между 1910 и 1930 годами.

До возрождения интереса к этому периоду в 1980-е годы (ознаменованного несколькими научными исследованиями и публичными выставками) скандинавский классицизм рассматривался как простая интерлюдия между двумя гораздо более известными архитектурными движениями, национальным романтизмом или модерном (часто рассматриваемым как эквивалент или модерн). параллельно модерну ) и функционализму (он же модернизм ).

Главное управление полиции Копенгагена (1924 г.), автор Хак Кампманн .

Развитие скандинавского классицизма не было изолированным явлением, оно возникло на основе классических традиций, уже существующих в странах Северной Европы, а также на новых идеях, преследуемых в немецкоязычных культурах. Таким образом, скандинавский классицизм можно охарактеризовать как сочетание прямых и косвенных влияний народной архитектуры (скандинавской, итальянской и немецкой) и неоклассицизма , а также ранних проявлений модернизма от Deutscher Werkbund – особенно их выставки 1914 года – и к середине 1914 года. 1920-е годы: Эспри Нуво, возникший на основе теорий Ле Корбюзье .

Модернистское влияние вышло за рамки простой эстетики: урбанизация была связана с современными строительными технологиями и введением правил как в строительстве, так и в городском планировании , и, более того, с подъемом социальных сил, которые привели к изменению политической идеологии в сторону левых, что привело к Скандинавское государство всеобщего благосостояния и новые программы для общественных зданий, таких как больницы (например, больница Беккомберга в западном Стокгольме (1927–1935) Карла Вестмана ) и школы (например, школа Фридхемсплан, Стокгольм (1925–27) Георга А. Нильссона). ). Но хотя скандинавский классицизм использовался для ряда важных общественных зданий, он также применялся в качестве модели для недорогого жилья (например, садовый городок Пуу-Кяпюля в Хельсинки (1920–25 гг.) Мартти Валикангаса) и домашней архитектуры в целом. (например, доступное чувство стиля для нуворишей ).

1930 год обычно считается конечной точкой скандинавского классицизма, потому что это был год Стокгольмской выставки , спроектированной в основном Гуннаром Асплундом и Сигурдом Леверенцем , когда более пуристский модернизм был представлен как модель современного общества. Однако после этого ключевые здания продолжали строиться в классическом стиле, в частности Морской музей Эстберга в Стокгольме (1931–34).

Известные архитекторы

[ редактировать ]
Парламент Финляндии , Хельсинки (1926–1931), автор Йохан Зигфрид Сирен .
Ратуша Хаугесунна (1922–1931) Гудольфа Блакстада и Германа Мунте-Кааса .

Некоторые архитекторы достигли кульминации своей карьеры уже тогда, когда появился стиль национального романтизма , но их последние работы были выполнены в стиле скандинавского классицизма (например, Карл Вестман ), карьера других достигла кульминации в скандинавском классицизме (например, Ивар Тенгбом и Рагнар Остберг ), в то время как другие позже достигли гораздо большего значения как модернистские архитекторы (например, Арне Якобсен , Алвар Аалто и Свен Маркелиус ). Однако двумя фигурами, достигшими наибольшего значения в оба периода, были шведские архитекторы Гуннар Асплунд и Сигурд Леверенц .

Дания : Кей Фискер , Хак Кампманн , Кай Готтлоб , Ивар Бентсен , Повл Бауманн , Пол Холсё , Эдвард Томсен , Томас Хэвнинг , Хольгер Якобсен , Кааре Клинт , Арне Якобсен , Карл Петерсен , Оге Рафн , Стин Эйлер Расмуссен , Свен Рисом и Фриц Шлегель .

Финляндия : Гуннар Таучер , Уно Ульберг , Мартти Валикангас , Х.С. Сирен , Алвар Аалто , Паули Э. Бломстедт , Элси Борг , Эрик Бриггман , Хилдинг Экелунд , Хейкки Сийконен и Ойва Каллио .

Норвегия : Ларс Бакер , Лоренц Ри , Сверре Педерсен , Николай Бир , Финн Бернер , Харальд Хальс , Херман Мунте-Каас , Гудольф Блакстад , Финн Брин , Йенс Дункер и Йохан Эллефсен .

Швеция : Рагнар Эстберг , Гуннар Асплунд , Карл Вестман , Сигурд Леверенц , Карл Бергстен , Зигфрид Эриксон , Торбен Грут , Рагнар Хьорт , Сирилл Йоханссон , Эрик Лаллерстедт , Гуннар Лече , Свен Маркелиус , Гуннар Морссинг , Джордж Нильссон , Туре Райберг , Альбин Старк , Эскил Сундал , Ларс Исраэль Вальман , Свен Валландер , Хакон Альберг и Ивар Тенгбом .

Хотя эти архитекторы перечислены по странам, в этот период произошел интенсивный культурный обмен между странами Северной Европы (многие архитекторы работали более чем в одной), а также значительное развитие в сфере деятельности архитектора: от консультанта буржуазии до градостроителя. Речь идет об инфраструктуре, жилье и коммунальных услугах. Как выразился шведский историк Хенрик О. Андерсон, это была архитектура демократии, а не радикального авангардизма . Более того, за исключением Финляндии, другие страны Северной Европы избежали участия в Первой мировой войне , что позволило продолжить культурное развитие.

Отношения с другими движениями

[ редактировать ]
Стокгольмский морской музей (1931–1934) Рагнара Эстберга .
Skogskyrkogården , кладбище (1917–1940) Гуннара Асплунда и Сигурда Леверенца .
Жилой район рабочих Пуу-Кяпюля, Хельсинки (1920–25), автор Мартти Вяликангас .

Интерес к скандинавскому классицизму, особенно в его наиболее классической форме, возник в конце 1970-х — начале 1980-х годов, в разгар постмодернизма, когда критики, историки и преподаватели архитектуры искали исторические прецеденты для архитектуры таких архитекторов, как Майкл Грейвс , Леон Криер и Роберт Стерн . Скандинавский классицизм создал этот прецедент, особенно с такими оригинальными зданиями, как кинотеатр Scandia Гуннара Асплунда в Стокгольме (1924), здание окружного суда Листера (1917–21), вилла Снельман в Дюрсхольме (1917–18) и Стокгольмская публичная библиотека (1920–28), а также пейзаж и здания кладбища Скогскиркогорден в Стокгольме (1917–1940) работы Асплунда и Сигурда Леверенца.

Что касается архитектурного стиля , было несколько прецедентов или причин, объясняющих возникновение скандинавского классицизма. Первой была существующая классическая традиция, заимствованная из архитектуры абсолютизма – то есть классических архитектурных символов власти шведской и датской монархий – вплоть до народного языка, например, с точки зрения симметрии, детализации и пропорций.

На протяжении XIX века существовал ряд факторов, способствовавших более упрощенному классицизму. Преподавание Ж. Н. Л. Дюрана в Политехнической школе Парижа в начале XIX века было попыткой рационализировать язык и строительные методы классицизма, допуская при этом простые аддитивные композиции. Учение Дюрана распространилось, войдя в немецкую культуру в форме романтического классицизма с творчеством Фридриха Гилли и Карла Фридриха Шинкеля . В то время ученые открывали остатки Помпеи и открывали использование ярких цветов в римской архитектуре – аспект, который был более или менее забыт в эпоху Возрождения , но также заново открывали Грецию и Египет. Эти аспекты были включены в неоклассицизм и продолжены в скандинавском классицизме (например, Музей Торвальдсена , Копенгаген , 1839–1848 гг., М.Г. Биндесбёлль, включает египетские мотивы, как и Стокгольмская публичная библиотека Асплунда).

Здание посольства Германии в Санкт-Петербурге. , построенный в 1913 году. Считается самым ранним образцом раздетого классицизма.

Следует также учитывать «круги реакции». Модерн и национальный романтизм не имели большого влияния в Дании, в то время как в Швеции, Норвегии и Финляндии также наблюдались сильные реакции национального романтизма. Неоклассицизм пришел в Финляндию через Санкт-Петербург как универсальный язык, но к концу XIX века стал олицетворять чужеродное присутствие – присутствие России . Также в Петербурге зародился стиль, получивший позднее название « Раздетый классицизм» . Таким образом, когда в Финляндии и Норвегии появились признаки политической независимости, утвердилась суровая национальная романтическая архитектура – ​​местный вариант модерна – играющая на националистических мифах. Таким образом, скандинавский классицизм был контрреакцией на этот стиль и эклектизм в целом; движение к универсализму , интернационализму и упрощению.

Многие архитекторы, практиковавшие скандинавский классический стиль, совершили паломничество в северную Италию, чтобы изучить итальянскую народную архитектуру. Поскольку в то время между странами Северной Европы и Германией были тесные культурные связи, еще одним важным источником были немецкие критики модерна, в частности Герман Мутезиус , который был пропагандистом английского движения искусств и ремесел и основал Deutscher Werkbund в 1907 году. и Пауль Шульце-Наумбург, а также ученик последнего Генрих Тессенов и Питер Беренс .

В свою очередь, мышление скандинавского классицизма стало одной из основ развития модернизма в скандинавских странах. Идея о том, что должна была существовать преемственность между народным языком и модернизмом, рассматривалась как противоречащая сложившемуся историческому мнению о возникновении модернизма, начиная с Ле Корбюзье и его «5 пунктов архитектуры» , которые рассматриваются как отменяющие пять основных принципов классицизма. Демонстрацию в реальном времени перехода от северного классицизма к чистому функционализму предлагает проект Алвара Аалто Выборгской библиотеки (1927–35), который претерпел глубокую трансформацию по сравнению с первоначальным предложением архитектурного конкурса 1927 года (во многом благодаря Гуннару Асплунд) до строго функционалистского здания, построенного восемь лет спустя в пуристском модернистском стиле под влиянием Ле Корбюзье.

  • Анджелетти, Анджело; Гайя Ремидди (1998). Алвар Аалто и северный классицизм . Рим: Ф.лли Паломби. ISBN  88-7621-666-9 . (На итальянском и английском языках)
  • Балслев Йоргенсен, Лисбет; Деметрий Порфирий (1987). «Неоклассическая архитектура в Копенгагене и Афинах». Архитектурный дизайн . 57 (3–4): 1–80. ISSN   0003-8504 .
  • Паавилайнен, Симо; Палласмаа, Юхани, изд. Северный классицизм 1910-1930 (на английском и шведском языках). Хельсинки: Музей финской архитектуры. ISBN  951-9229-21-3 .
  • Салокорпи, Аско, изд. (1985). Классическая традиция и современное движение . Материалы Международного симпозиума Алвара Аалто , 2. Хельсинки: Финская ассоциация архитекторов. ISBN  951-9229-38-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 04a66449c925a8305c491e6d15dee7ed__1715724480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/ed/04a66449c925a8305c491e6d15dee7ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nordic Classicism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)