Jump to content

Бель Эпок

Бель Эпок
1871–1914
Включая
Лидер(ы) Патрис де МакМахон , Жюль Греви , Жюль Ферри , Сади Карно , Жорж Эрнест Буланже , Раймон Пуанкаре
Хронология
Эпоха романтизма
( Вторая республика и Вторая империя )
Первая мировая война ,
Межвоенная Франция ,
Ревущие двадцатые

( «Прекрасная эпоха» англ. Французское произношение: [bɛlepɔk] ) или La Belle Époque ( по-французски «Прекрасная эпоха») — период французской и европейской истории , который начался после окончания франко-прусской войны в 1871 году и продолжался до начала Первой мировой войны. в 1914 году. Приходившийся в эпоху Третьей французской республики , это был период, характеризующийся оптимизмом, просвещением, региональным миром, экономическим процветанием, национализмом. , колониальная экспансия , а также технологические , научные и культурные инновации. В эту эпоху культурного и художественного климата Франции (особенно в Париже того времени ) заметно процветало искусство , а многочисленные шедевры литературы, музыки, театра и изобразительного искусства получили широкое признание.

«Прекрасная эпоха» была названа так в ретроспективе, когда ее стали считать « золотым веком » континентальной Европы в отличие от ужасов наполеоновских войн и Первой мировой войны. «Прекрасная эпоха» была периодом, когда, по словам историка Р. Р. Палмера, « Европейская цивилизация достигла наибольшего могущества в глобальной политике, а также оказала максимальное влияние на народы за пределами Европы». [ 1 ]

[ редактировать ]
Большой фойе Фоли Бержер кабаре

Две разрушительные мировые войны и их последствия сделали Belle Époque временем joie de vivre (радости жизни) в отличие от невзгод XIX века. Это был также период стабильности, которым Франция наслаждалась после беспорядков первых лет Третьей республики , сопровождавшихся поражением во франко-прусской войне , восстанием Парижской Коммуны и падением генерала Жоржа Эрнеста Буланже . Поражение при Буланже и празднование Всемирной выставки 1889 года в Париже положили начало эпохе оптимизма и процветания. Французский империализм находился в расцвете сил. Это был культурный центр мирового влияния, его образовательные , научные и медицинские учреждения находились на переднем крае Европы. [ 2 ]

Однако это не было полностью реальностью жизни ни в Париже, ни во Франции. Во Франции существовал большой экономический низший класс , который никогда не видел многих чудес и развлечений Прекрасной эпохи. [ 3 ] Бедность Парижа оставалась повсеместным явлением в городских трущобах и сельском крестьянстве в течение десятилетий после окончания Прекрасной эпохи. [ 4 ] [ 5 ] Конфликты между правительством и Римско-католической церковью в тот период были регулярными. Некоторые представители художественной элиты видели конец века в пессимистическом свете.

модерн Кофейный сервиз в стиле из мейсенского фарфора работы Теодора Груста, 1902 год.

Те, кто смог извлечь выгоду из процветания той эпохи, были привлечены к новым формам легких развлечений во время Прекрасной эпохи, а парижская буржуазия или успешные промышленники, называемые нуворишами , все больше подвергались влиянию привычек и причуд городского населения. элитный социальный класс, известный в народе как Tout-Paris («весь Париж» или «все в Париже»). [ 6 ] Казино де Пари открылось в 1890 году. Менее обеспеченной публике Парижа развлечения предоставляли кабаре , бистро и мюзик-холлы . [ 7 ]

Кабаре «Мулен Руж» — достопримечательность Парижа, открытая и по сей день. Фоли -Бержер стал еще одним знаковым местом. Стили исполнения бурлеск были более распространены в Париже Belle Époque, чем в более солидных городах Европы и Америки. Лиана де Пужи , танцовщица , светская львица и куртизанка , была хорошо известна в Париже как ведущая артистка лучших кабаре. Танцоры и певцы Прекрасной эпохи, такие как Полэр , Мистингетт , Паулюс , Эжени Фужер , Ла Гулю и Джейн Авриль , были парижскими знаменитостями, некоторые из которых моделировали Тулуз-Лотрека культовые плакаты был . Танец канкан популярным стилем кабаре XIX века, который появляется на плакатах Тулуз-Лотрека той эпохи.

Карикатура Яна Духа 1900 года из журнала Le Frou Frou, высмеивающая тенденцию парижского стиля в пользу маленькой груди («Разве она смешна, эта женщина, с ее огромной грудью?» «Кажется, это все еще продолжается в провинции»). [ 8 ]

, Эйфелева башня построенная для того, чтобы служить парадным входом на Всемирную выставку 1889 года, проходившую в Париже, стала привычным символом города для его жителей и гостей со всего мира. В 1900 году в Париже прошла еще одна успешная Всемирная выставка — Exposition Universelle . Париж был глубоко изменен реформами Второй Империи в городской архитектуре и общественных удобствах. Реконструкция Парижа Османом изменила его жилье, планировку улиц и зеленые насаждения. Районы, пригодные для прогулок, были хорошо известны во времена Прекрасной эпохи.

Дешевый уголь и дешевая рабочая сила способствовали культу орхидеи [ 9 ] и сделал возможным совершенствование фруктов, выращенных под стеклом , поскольку аппарат государственных обедов распространился на высшие классы. Экзотические перья и меха занимали в моде более заметное место, чем когда-либо прежде, поскольку высокая мода была изобретена в Париже, центре Прекрасной эпохи, где мода начала меняться в годовом цикле. В Париже такие рестораны, как Maxim's Paris, приобрели новое великолепие и престиж как места для парадов богатых. Maxim's Paris был, пожалуй, самым эксклюзивным рестораном города. Богемный иной гламур, преследуемый в кабаре Монмартра образ жизни приобрел .

В крупных общественных зданиях, таких как Опера Гарнье, огромные пространства были отведены под дизайн интерьера, как места для выставок в стиле модерн. После середины 19 века железные дороги связали все крупные города Европы с такими курортными городами, как Биарриц , Довиль , Виши , Аркашон и Французская Ривьера . Их вагоны были строго разделены на первый и второй класс, но сверхбогатые люди теперь начали заказывать частные железнодорожные вагоны , поскольку эксклюзивность, а также демонстрация были признаком роскошной роскоши.

Политика

[ редактировать ]
Европа во время Прекрасной эпохи (1911)

Годы между франко-прусской войной и Первой мировой войной характеризовались необычайной политической стабильностью в Западной и Центральной Европе . Хотя напряженность в отношениях между Францией и Германией сохранялась в результате потери Францией Эльзаса-Лотарингии Германии в 1871 году, ряду дипломатических конференций удалось урегулировать споры, угрожавшие общему миру: Берлинский конгресс в 1878 году, Берлинская конференция по Конго в 1878 году. 1884 г., и Альхесирасская конференция 1906 г. Действительно, для многих европейцев в эпоху «Прекрасной эпохи» транснациональные, классовые важны как национальная идентичность, особенно среди аристократов. Джентльмен из высшего сословия мог путешествовать по большей части Западной Европы без паспорта и даже проживать за границей с минимальным бюрократическим регулированием. [ 10 ] Первая мировая война, общественный транспорт, распространение грамотности и различные проблемы гражданства изменили ситуацию.

В «Прекрасной эпохе» существовала классовая структура , гарантировавшая дешевую рабочую силу. Система парижского метрополитена присоединилась к омнибусам и трамваям в перевозке трудоспособного населения, в том числе и прислуги, не проживавшей в богатых центрах городов. Одним из результатов таких поездок на работу стала пригородизация, позволившая кварталы рабочего класса и высшего класса разделить на большие расстояния.

Газетный заголовок открытого письма Эмиля Золя к французскому правительству и стране, осуждающего обращение с капитаном Альфредом Дрейфусом во время дела Дрейфуса.

Тем временем международное рабочее движение также реорганизовалось и укрепило общеевропейскую, классовую идентичность среди классов, труд которых поддерживал «Прекрасную эпоху». Самой заметной транснациональной социалистической организацией был Второй Интернационал . Анархисты разного толка действовали активно в период, предшествовавший Первой мировой войне. Политические убийства и покушения на убийства все еще были редкостью во Франции (в отличие от России), но были и некоторые заметные исключения, включая убийство президента Мари Франсуа Сади Карно в 1894 году. взорвалась бомба В 1893 году в Палате депутатов Франции , в результате чего были ранены, но никто не погиб. Терроризм против гражданского населения также произошел в 1894 году, совершенный Эмилем Анри , который убил посетителя кафе и ранил нескольких других.

Во время «Прекрасной эпохи» Франция пользовалась относительной политической стабильностью дома. Внезапная смерть президента Феликса Фора во время его пребывания у власти застала страну врасплох, но не оказала дестабилизирующего воздействия на правительство. Самым серьезным политическим вопросом, с которым столкнулась страна в этот период, было дело Дрейфуса . Капитан Альфред Дрейфус был ошибочно признан виновным в государственной измене на основании сфабрикованных доказательств со стороны французских правительственных чиновников. Антисемитизм , направленный против Дрейфуса и терпимый широкой французской общественностью в обычном обществе, был центральным вопросом в полемике и последовавших за этим судебных процессах. Общественные дебаты вокруг дела Дрейфуса переросли в бурю негодования после публикации книги «Я обвиняю…!» , открытое письмо, направленное в газеты известным писателем Эмилем Золя , осуждающее коррупцию в правительстве и французский антисемитизм. Дело Дрейфуса привлекло внимание французов на несколько лет и широко освещалось в газетах.

сменилось очень мало режимов, главным исключением стала , которая пережила республиканскую революцию в 1910 политике . Португалия В европейской году Утверждалось, что глубокая политическая нестабильность противоречила спокойной поверхности европейской политики той эпохи. [ 11 ] Фактически, между 1897 и 1914 годами милитаризм и международная напряженность значительно возросли, а первые предвоенные годы были отмечены всеобщей конкуренцией вооружений в Европе. Кроме того, эта эпоха была эпохой массового зарубежного колониализма , известного как Новый Империализм . Самой известной частью этой имперской экспансии была борьба за Африку .

Конфликты и войны

[ редактировать ]
Пробковый шлем – символ колониализма в тропических районах планеты.
Мировые империи 1900 года. Британская империя , благодаря доминированию Королевского флота . (розовая) в настоящее время является самой могущественной в мире, среди прочего

Большинство великих держав (и некоторые второстепенные, такие как Бельгия, Нидерланды или Дания) стали участвовать в империализме , строя свои собственные зарубежные империи, особенно в Африке и Азии. Хотя было множество революций, гражданских войн и колониальных восстаний, наиболее заметными из них являются: франко-прусская война (1870–1871 гг.), русско-турецкая война (1877–1878 гг.), война на Тихом океане (1879–1884 гг.), две англо-бурские войны (1880–1881 и 1899–1902 гг.), Первая китайско-японская война . (1894–1895), Первая итало-эфиопская война (1895–1896), Греко-турецкая война (1897), Испано-американская война (1898), Филиппино-американская война (1899–1902), Русско- Японская война (1905 г.) и Итало-турецкая война (1911–1912 гг.).

Первая Балканская война (1912–1913) и Вторая Балканская война (1913) считаются прологами Первой мировой войны (1914–1918), уровень материальных и человеческих разрушений которой на промышленном уровне знаменует конец Прекрасной эпохи .

Были также заметные дипломатические конфликты, которые могли спровоцировать мировые войны, такие как Британский ультиматум 1890 года , Фашодский инцидент (1898 год), Первый марокканский кризис (1905–1906 годы) и Второй марокканский кризис (1911 год).

Наука и технологии

[ редактировать ]
Peugeot Type 3 построен во Франции в 1891 году.
Телеграфный ключ , используемый для передачи сообщений азбукой Морзе .
Гибель « Титаника» в 1912 году — самая известная трагедия той эпохи.
« Флайер Райта» : первый продолжительный полет на управляемом самолете с двигателем, тяжелее воздуха (1903 г.).
Первый в мире постер к комедии «L'Arroseur Arrosé» , 1895 год.

Belle Époque была эпохой великого научного и технического прогресса в Европе и мире в целом. Изобретения Второй промышленной революции , которые стали широко распространены в эту эпоху, включают в себя совершенствование легкоподрессоренных бесшумных экипажей во множестве новых модных форм, которые к концу эпохи были вытеснены автомобилем , который в течение первого десятилетия своего существования был Роскошный эксперимент для состоятельных людей. [ 12 ] Французские производители автомобилей, такие как Peugeot, уже были пионерами в производстве карет. Эдуард Мишлен изобрел съемные пневматические шины для велосипедов и автомобилей в 1890-х годах. Скутер также являются и мопед изобретениями Прекрасной эпохи.

Ряд французских изобретателей запатентовали продукты, оказавшие длительное влияние на современное общество. После того, как телефон присоединился к телеграфу в качестве средства быстрой связи, французский изобретатель Эдуард Белен разработал Белинограф, или Wirephoto , для передачи фотографий по телефону. Электрический свет стал вытеснять газовое освещение , а неоновые огни во Франции были изобретены .

Франция была лидером ранних кинематографических технологий. Кинематограф был изобретен во Франции Леоном Були и использован Огюстом и Луи Люмьерами , братьями, которые провели первые в мире кинопоказы. Братья Люмьер внесли много других новшеств в кинематографию . Именно в это время были разработаны кинофильмы , хотя они стали обычным явлением только после Первой мировой войны.

Хотя самолет оставался увлекательным экспериментом, Франция была лидером в авиации . Франция создала первые в мире национальные военно-воздушные силы в 1910 году. Два французских изобретателя, Луи Бреге и Поль Корню , провели независимые эксперименты с первыми летающими вертолетами в 1907 году.

Анри Беккерель открыл радиоактивность в 1896 году, работая с фосфоресцирующими материалами. Его работа подтвердила и объяснила более ранние наблюдения относительно урана солей , сделанные Абелем Ньепсом де Сен-Виктором в 1857 году.

Именно в эту эпоху биологи и врачи наконец пришли к пониманию микробной теории болезней область бактериологии , и возникла . Луи Пастер был, пожалуй, самым известным ученым Франции того времени. Пастер разработал пастеризацию и вакцину против бешенства . Математик и физик Анри Пуанкаре внес важный вклад в чистую и прикладную математику, а также опубликовал книги для широкой публики по математическим и научным предметам. Мария Склодовская-Кюри работала во Франции, получив Нобелевскую премию по физике в 1903 году и Нобелевскую премию по химии в 1911 году. Физик Габриэль Липпманн изобрел интегральную визуализацию , которая используется до сих пор.

Искусство и литература

[ редактировать ]
Огюст Ренуар , Бал дю мулен де ла Галетт , 1876, холст, масло, 131 × 175 см, Музей Орсе

В 1890 году Винсент Ван Гог умер . Именно в 1890-е годы его картины достигли того восхищения, в котором они были лишены при его жизни; сначала среди других художников, затем постепенно среди публики. Реакция против идеалов импрессионистов характеризовала изобразительное искусство Парижа во время Прекрасной эпохи. Среди постимпрессионистских движений в Париже были Наби , Салон Розы + Креста , символистское движение (также в поэзии, музыке и изобразительном искусстве), фовизм и ранний модернизм . Между 1900 и 1914 годами экспрессионизм овладел многими художниками Парижа и Вены. ранние работы кубизма и абстракции Были выставлены . Иностранное влияние сильно ощущалось и в Париже. Официальная художественная школа Парижа, École des Beaux-Arts , провела выставку японской гравюры, которая изменила подходы к графическому дизайну, отдельным плакатам и книжной иллюстрации ( Обри Бердсли находился под влиянием аналогичной выставки, когда он посетил Париж в 1890-х годах). Экспонаты африканского племенного искусства также захватили воображение парижских художников на рубеже 20-го века.

Ар-нуво — самое популярное художественное движение, возникшее в этот период. Этот преимущественно декоративный стиль ( югендстиль в Центральной Европе), характеризующийся криволинейными формами и вдохновленными природой мотивами, стал заметным с середины 1890-х годов и доминировал в прогрессивном дизайне на большей части территории Европы. Его использование в паблик-арте Парижа, например, Эктора Гимара на станциях парижского метро , сделало его синонимом города.

Среди выдающихся художников Парижа эпохи «Прекрасной эпохи» были постимпрессионисты, такие как Одилон Редон , Гюстав Моро , Морис Дени , Пьер Боннар , Эдуард Вюйяр , Поль Гоген , Анри Матисс , Эмиль Бернар , Анри Руссо , Анри де Тулуз-Лотрек (чья репутация улучшилась). существенно после его смерть), Джузеппе Амисани и молодого Пабло Пикассо . В скульптуре также стали доминировать более современные формы, как, например, в работах уроженца Парижа Огюста Родена .

Пикассо , «Авиньонские девицы» (1907), Музей современного искусства , Нью-Йорк.

Хотя импрессионизм в живописи зародился задолго до Прекрасной эпохи, поначалу он был встречен со скептицизмом, если не с явным презрением, публикой, привыкшей к реалистическому и изобразительному искусству, одобренному Академией. В 1890 году Моне начал свою серию «Стога сена» . Импрессионизм, который считался художественным авангардом в 1860-х годах, не получил широкого признания до окончания Первой мировой войны. Академический стиль живописи, связанный с Академией художеств в Париже, оставался самым уважаемым стилем среди публики в Париже. . Художники, которые обратились к публике Belle Époque, включают Уильяма-Адольфа Бугро английского прерафаэлита , , Джона Уильяма Уотерхауса , и лорда Лейтона с его изображениями идиллических римских сцен. Более прогрессивные вкусы покровительствовали барбизонской школы художникам -пленэрам . Эти художники были соратниками прерафаэлитов, вдохновивших поколение эстетически мыслящих « Душей ».

Многие успешные образцы стиля модерн с заметными региональными вариациями были построены во Франции, Германии , Бельгии , Испании , Австрии ( Венский сецессион ), Венгрии , Богемии , Сербии и Латвии . Вскоре он распространился по всему миру, включая Перу , Бразилию , Аргентину , Мексику и США .

Европейская литература претерпела серьезные изменения во время Прекрасной эпохи. Литературный реализм и натурализм достигли новых высот. Среди самых известных французских писателей-реалистов и натуралистов — Ги де Мопассан и Эмиль Золя . Реализм постепенно перерос в модернизм , который возник в 1890-х годах и стал доминировать в европейской литературе в последние годы Прекрасной эпохи и в межвоенные годы . Классика модернизма « В поисках утраченного времени» была начата Марселем Прустом в 1909 году и опубликована после Первой мировой войны. Работы немца Томаса Манна также оказали огромное влияние во Франции, например, «Смерть в Венеции », опубликованная в 1912 году. Колетт потрясла Францию ​​публикацией серии сексуально откровенных романов о Клодин и других произведений. Йорис-Карл Гюисманс , получивший известность в середине 1880-х годов, продолжал экспериментировать с темами и стилями, которые были связаны с символизмом и декадентским движением , в основном в своей книге à rebours . Андре Жид , Анатоль Франс , Ален-Фурнье и Поль Бурже - один из самых популярных французских писателей-фантастов того времени.

Французский плакат 1894 года работы Жюля Шере , передающий яркий дух Прекрасной эпохи.

символисты, такие как Шарль Бодлер Среди поэтов на переднем плане оставались . Хотя сборник стихов Бодлера «Цвета зла» был опубликован в 1850-х годах, он оказал сильное влияние на следующее поколение поэтов и художников. Декадентское движение очаровывало парижан, заинтриговало Поля Верлена и, прежде всего, Артюра Рембо , который стал архетипическим enfant ужасным Францией. Рембо «Освещения» были опубликованы в 1886 году, а впоследствии были опубликованы и другие его работы, оказавшие влияние на сюрреалистов и модернистов во время Прекрасной эпохи и после нее. Стихи Рембо были первыми произведениями свободного стиха, увиденными французской публикой. Свободный стих и типографские эксперименты также проявились в «Un coup de dés jamais n'abolira le hasard» Стефана Малларме , предвосхищая дадаизм и конкретную поэзию . Поэзия Гийома Аполлинера знакомила читателей с темами и образами современной жизни. «Космополис: Международное ежемесячное обозрение» оказало далеко идущее влияние на европейских писателей и вышло в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге и Берлине.

В популярном буржуазном театре Парижа преобладали легкие фарсы Жоржа Фейдо и представления кабаре . Театр перенял новые современные методы, в том числе экспрессионизм, и многие драматурги написали пьесы, которые шокировали современную публику либо откровенным изображением повседневной жизни и сексуальности, либо необычными художественными элементами. Театр-кабаре также стал популярным.

В музыкальном плане «Прекрасная эпоха» характеризовалась салонной музыкой . Это не считалось серьезной музыкой, а скорее короткими произведениями, доступными широкой публике. Помимо произведений для фортепиано соло или скрипки и фортепиано, «Прекрасная эпоха» славилась большим песенным репертуаром (мелодии, романсы и т. д.). Итальянцы были величайшими сторонниками этого типа песни, а величайшим защитником этого стиля был Франческо Паоло Тости . Хотя песни Тости так и не покинули репертуар полностью, салонная музыка вообще впала в период безвестности. Даже на бис певцы боялись их петь на серьезных концертах. В этот период процветал и вальс. Оперетты также были на пике своей популярности благодаря таким композиторам, как Иоганн Штраус III , Эммерих Кальман и Франц Легар . Многие композиторы Прекрасной эпохи, работающие в Париже, популярны и сегодня: Игорь Стравинский , Эрик Сати , Клод Дебюсси , Лили Буланже , Жюль Массне , Сезар Франк , Камиль Сен-Санс , Габриэль Форе и его ученик Морис Равель. . [ 13 ] По мнению Форе и Равеля, любимым композитором «Прекрасной эпохи» был Эдвард Григ , который пользовался пиком своей популярности как в парижской концертной, так и в салонной жизни (несмотря на его позицию в отношении обвиняемых по делу Дрейфуса). Равель и Фредерик Делиус сошлись во мнении, что французская музыка того времени представляла собой просто «Эдвард Григ плюс третий акт Тристана ». [ 14 ]

Современный танец начал превращаться в мощное художественное развитие театра. Танцовщица Лои Фуллер выступала на популярных площадках, таких как Folies Bergère , а также привезла свой эклектичный стиль исполнения за границу. Сергея Дягилева принёс «Русский балет» славу Вацлаву Нижинскому и утвердил современную балетную технику. The Ballets Russes представили несколько балетных шедевров, в том числе «Жар-птицу» и «Весну священную» (иногда одновременно вызывающие волнения публики).

Belle Époque по странам

[ редактировать ]
Карта колониальных империй (и их колоний) в 1885 году, когда после Берлинской конференции того же года начался раздел Африки между колониальными державами.
Флаг-карта мира (1900 г.).
Флаг-карта мира (1914 г.), незадолго до начала Первой мировой войны (1914–1918 гг.), завершившей этап Прекрасной эпохи .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Палмер, Роберт Розуэлл (20 сентября 2013 г.). История Европы в современном мире . Колтон, Джоэл, Крамер, Ллойд С. (11-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. ISBN  978-0076632855 . OCLC   882719311 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Жюли Де Жарден (октябрь 2011 г.). «Страсти мадам Кюри» . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 27 ноября 2012 года . Проверено 11 сентября 2012 г.
  3. ^ Ридер, К. (2020). Марэ: история квартала. Соединенное Королевство: Издательство Ливерпульского университета, стр. 74.
  4. ^ Шоу, М. (2015). Война и геноцид: организованные убийства в современном обществе. Германия: Вили. стр.10
  5. ^ Мартин, БФ (1999). Лицемерие правосудия в «Прекрасную эпоху». США: LSU Press. пассим.
  6. ^ Мартин-Фюжье, Энн (1993). Элегантная жизнь, или Образование всего Парижа: 1815–1848 гг . Париж: Порог. ISBN  2-02-018218-1 . ОСЛК   34960131 .
  7. ^ Ишервуд, Роберт М. (1981). «Развлечения на парижских ярмарках в восемнадцатом веке» . Журнал современной истории . 53 (1): 24–48. дои : 10.1086/242240 . ISSN   0022-2801 . JSTOR   1877063 . S2CID   144101254 .
  8. ^ Источник: Ле Фру Фру, 1900 г., стр. 128.
  9. ^ «Бесспорно, любимыми цветами Belle Époque были орхидеи и каллы » (Габриэль Фар-Беккер, Art Nouveau 2007, стр. 112; мода на орхидеи описана в книге Эрика Хансена «Орхидейная лихорадка: садоводческая сказка о любви, похоти»). и «Безумие» , 2000.
  10. ^ AJP Тейлор , Английская история 1914–1945 и Борьба за господство в Европе, 1848–1918
  11. ^ Арно Дж. Майер, Стойкость старого режима: Европа до Великой войны
  12. Первый Ford Model T , автомобиль для масс, сошел с конвейера в 1908 году.
  13. ^ Марио д'Анджело (2013) Музыка в Прекрасной эпохе. Париж: Éditions du Manuscrit.
  14. ^ Некту, Жан-Мишель (2009). «Григ. Пребывание в Париже 1903 года» (PDF) . Griegsociety.com .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Калифа, Доминик . Прекрасная эпоха: история культуры, Париж и за его пределами (издательство Колумбийского университета, 2021).
  • «Прекрасная эпоха» . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1982. ISBN  0870993291 .
  • Маколифф, Мэри. На заре Прекрасной эпохи: Париж Моне, Золя, Бернхардта, Эйфеля, Дебюсси, Клемансо и их друзей (Rowman & Littlefield, 2011).
    • Маколифф, Мэри. Сумерки Прекрасной эпохи: Париж Пикассо, Стравинского, Пруста, Рено, Марии Кюри, Гертруды Стайн и их друзей во время Великой войны (Rowman & Littlefield, 2014) онлайн .
  • Рудорф, Раймонд. Belle Epoque: Париж 1890-х годов (Хэмиш Гамильтон, 1972).
  • Вайрс, Ричард. «Париж: Прекрасная эпоха» . Обзор истории 1.4 (1977): 60–72.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05dcfc54d7e2d95f1fc3b3cc1b1367d2__1724213880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/d2/05dcfc54d7e2d95f1fc3b3cc1b1367d2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Belle Époque - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)