Морис Дени
Морис Дени | |
---|---|
Автопортрет, 1916 год. | |
Рожденный | Морис Дени 25 ноября 1870 г. Гранвиль, Манш , Франция |
Умер | 13 ноября 1943 г. Париж, Франция | (72 года)
Образование | Школа изящных искусств . Академии Жюлиана |
Известный | Живопись, рисунок |
Морис Дени (англ. Французский: [зерно] ; 25 ноября 1870 г. - 13 ноября 1943 г.) [1] был французским художником, художником-декоратором и писателем. Важная фигура переходного периода между импрессионизмом и современным искусством . [2] он связан с Les Nabis , символизмом , а позже и неоклассицизмом . [3] Его теории легли в основу кубизма , фовизма и абстрактного искусства . После Первой мировой войны он основал Ateliers d'Art Sacré (Мастерские сакрального искусства), украшал интерьеры церквей и работал над возрождением религиозного искусства.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Морис Дени родился 25 ноября 1870 года в Гранвиле, Манш , прибрежном городке в регионе Нормандия во Франции. Его отец имел скромное крестьянское происхождение; после четырех лет службы в армии он пошел работать на вокзал. Его мать, дочь мельника, работала швеей. После свадьбы в 1865 году они переехали в Сен-Жермен-ан-Ле в пригороде Парижа. Его отец работал в офисе администрации Западной железной дороги в Париже. [4]
Морис был единственным ребенком. С раннего возраста его страстью были религия и искусство. Он начал вести дневник в 1884 году, в возрасте тринадцати лет. В 1885 году он записал в своем дневнике свое восхищение цветами, светом свечей и благовониями во время церемоний в местной церкви. [5] Он часто посещал Лувр и особенно восхищался работами Фра Анджелико , Рафаэля и Боттичелли . В возрасте пятнадцати лет он написал в своем дневнике: «Да, я должен стать христианским художником, прославлять все чудеса христианства, я чувствую, что это то, что нужно». [6] В 1887 году он обнаружил новый источник вдохновения — произведения Пюви де Шаванна . [7]
Дени был принят студентом в одну из самых престижных парижских школ — лицей Кондорсе , где он преуспел в философии. Однако в конце 1887 года он решил покинуть школу и в 1888 году поступил в Академию Жюлиана , чтобы подготовиться к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств в Париже. Там он учился у художника и теоретика Жюля Жозефа Лефевра . Он сдал вступительные экзамены в изящные искусства в июле 1888 года, а в ноябре сдал еще один экзамен, чтобы получить степень бакалавра философии. [8]
Наби
[ редактировать ]- Автопортрет в 18 лет (1889 г.)
- Восхождение на Голгофу (1889)
- Католическая тайна (1889)
- Романский мотив (1890), Художественный музей округа Лос-Анджелес
В Академии Жюлиана среди его сокурсников были Поль Серюзье и Пьер Боннар , которые разделяли идеи о живописи. Через Боннара он познакомился с другими художниками, в том числе с Эдуаром Вюйаром , Полем Рансоном , Кер-Ксавье Русселем и Германом-Полем . В 1890 году они сформировали группу, которую назвали « Наби» , от слова «Наби» — на иврите «Пророк». Их философия основывалась на философии позитивизма и трудах Огюста Компта и Ипполита Тена . Я отверг натурализм и материализм в пользу чего-то более идеалистического. Денис описал это в 1909 году: «Искусство — это уже не зрительное ощущение, которое мы собираем, подобно как бы фотографии природы. Нет, это творение нашего духа, для которого природа — лишь повод». [9]
В своей технике Дени сначала обратился к неоимпрессионистскому стилю Сёра , но отверг его как слишком научный. В 1889 году Дени был очарован выставкой произведений Гогена и его друзей в кафе Вольпони, на окраине Парижской универсальной выставки 1889 года . Вспоминая это позже, Денис писал: «Какое изумление, а затем какое откровение! Вместо окон, выходящих на природу, как у импрессионистов, это были поверхности цельно-декоративные, мощно красочные, окаймленные брутальными мазками, разделенные». [9] Работы Гогена оказали непосредственное влияние на творчество Дени. Гогена Ярко окрашенные формы «Vache au-dessus du gouffre» , впервые показанные в 1889 году, появились в октябре 1890 года в работе Дени « Taches du Soleil sur la Terrace» , а затем в «Одиночении Христа» Дени (1918). [10]
К концу 1880-х годов Наби разошлись, но их идеи повлияли на более поздние работы Боннара и Вюйяра , а также художников-ненаби, таких как Анри Матисс . [11]
японизм
[ редактировать ]- Сентябрьский вечер (1891), Музей Орсе.
Еще одним влиянием на Дениса в то время было искусство Японии. Интерес французских художников к японскому искусству возник в 1850-х годах, затем возобновился благодаря выставкам на Всемирной выставке в Париже (1855) и снова возродился в 1890 году благодаря крупной ретроспективе японских гравюр в Школе изящных искусств. Еще до 1890 года Денис вырезал и изучал иллюстрации каталога Japan Artistique, изданного Зигфридом Бингом . В ноябре 1888 года он заявил своему другу Эмилю Бернару, что хочет перейти от «Придания цвета ( Пюви де Шаванн )» к «смешению с Японией». Его картины в японском стиле отличались широким форматом, очень стилизованной композицией и декором, напоминающими японские ширмы. [12]
«Плоская поверхность, покрытая цветами, собранными в определенном порядке»
[ редактировать ]В августе 1890 года Денис закрепил свои новые идеи и изложил их в знаменитом эссе, опубликованном в журнале Art et Critique . Знаменитой первой строкой эссе было: «Помните, что картина, прежде чем стать боевой лошадью, обнаженной женщиной или каким-то анекдотом, по существу представляет собой плоскую поверхность, покрытую цветами, собранными в определенном порядке». Эта идея не была оригинальной для Дениса; эта идея была выдвинута незадолго до этого Ипполитом Тэном в «Философии искусства» , где Тэн писал: «Картина — это цветная поверхность, на которой различные тона и различные степени света помещены с определенным выбором; в этом ее суть. существование." Однако именно выражение Дени привлекло внимание художников и стало частью фундамента модернизма . Денис был одним из первых художников, настаивавших на плоскостности картинной плоскости — одной из великих отправных точек модернизма . Однако, как пояснил Денис, он не имел в виду, что форма картины важнее сюжета. Далее он писал: «Глубина наших эмоций проистекает из достаточности этих линий и этих цветов, чтобы объяснить себя... все содержится в красоте работы». В своем эссе он назвал это новое движение «неотрадиционализмом», в противоположность «прогрессизму» неоимпрессионистов, возглавляемых Сёра . После публикации этой статьи Денис стал самым известным представителем философии Наби, хотя на самом деле эта группа была очень разнообразной и имела много разных мнений об искусстве. [13]
Следующим крупным событием в жизни Дени стала его встреча с Мартой Мёрье в октябре 1890 года. С июня 1891 года у них завязался длительный роман, тщательно задокументированный в его дневнике, и 12 июня 1893 года они поженились. Она стала важной частью его творчества. , появляясь на многих картинах, а также в декоративных работах, такие нарисованные веера часто представляют собой идеализированную фигуру, олицетворяющую чистоту и любовь. [14]
Символизм
[ редактировать ]- Марта за фортепиано (1891)
- Тройной портрет Марты (1892)
- Портрет Марты (1893 г.)
- Обнаженная с букетом фиалок (1894)
К началу 1890-х годов Денис пришел к художественной философии, которой руководствовалась большая часть его более поздних работ и которая изменилась очень мало; что суть искусства заключалась в выражении любви и веры, которые для него были схожими вещами. [15] 24 марта 1895 года он написал в своем дневнике: «Искусство остается отныне верным прибежищем, надеждой на смысл жизни и утешительной мыслью о том, что в нашей жизни мало красоты проявляется и что мы продолжаем дело Творения». ....Поэтому произведение искусства имеет достоинство, вписанное в чудесную красоту цветов, света, в пропорциях деревьев и форме волн, в совершенстве лиц, чтобы описать нашу бедную и прискорбную жизнь, полную страданий; надежда и мысль». [16]
Мир искусства находился в переходном периоде в начале 1890-х годов, со смертью Ван Гога в 1890 году и Сера в 1891 году, а также с первым отъездом Гогена на Таити . Французское государство постепенно отказывалось от своего доминирования в искусстве посредством организуемых им ежегодных салонов. Независимый Салон был основан в 1884 году, а в 1890 году официальный Салон разделился на две части с образованием Национального общества изящных искусств с собственной ежегодной выставкой. Денис показывал свои работы в обоих салонах, а также в салоне La Libre Esthétique в Брюсселе, ведущей европейской витрине авангардного искусства. Литературное движение, называемое символизмом, было начато Жаном Мореасом в статье в Le Figaro в 1891 году. В марте 1891 года критик Жорж-Альбер Дурер написал статью для Mercure-de-France, назвав Дени ведущим примером «символизма в живописи». Работы Дени привлекли внимание критиков и важных покровителей, в первую очередь Артура Юка, владельца известной газеты La Dépêche de Toulouse. который организовал собственные художественные салоны и приобрел ряд работ Дениса. [17]
Денис экспериментировал с другими видами искусства и декоративным искусством. Начиная с 1889 года, чтобы иллюстрировать издание книги стихов «Сажесс» Поля Верлена , Дени вырезал серию из семи сильно стилизованных гравюр на дереве, раскрывая суть своего творчества. Его покровитель Юк заказал два больших декоративных панно в виде гобеленов для своего офиса в Тулузе. Денис, как и другие художники того периода, также создавал красочные литографии- плакаты с арабесками в стиле модерн .
Начиная с 1891 года, вскоре после помолвки, Денис сделал Марту самым частым персонажем своих картин; она была изображена в очищенной и идеализированной форме выполняющей домашние дела, дремлющей и за обеденным столом. Она появлялась в его пейзажах и в его самых амбициозных работах того времени, в серии под названием «Музы» , которую он начал в 1893 году и показал в Салоне Независимых в 1893 году. Первую картину он продал своему другу Артуру Фонтейну; В 1899 году французское государство приобрело одну из картин, что стало его первым официальным признанием. [18]
Его жена играла на фортепиано, и на протяжении 1890-х годов у Дениса возрастал интерес к связи между музыкой и искусством. Он нарисовал ее портрет за фортепиано в 1890 году. Он разработал плавную литографию с изображением Марты для обложки нот «Дамуазель Элю» Клода Дебюсси , а также еще одну литографию для стихотворения «Пеллеас и Мелизанда» Мориса Метерлинка. , которую Дебюсси превратил в оперу; а в 1894 году он написал «Маленький воздух » по мотивам стихотворения «Принцесса Мален» . Стефана Малларме , самого выдающегося литературного сторонника символизма В 1893 году сделал совместный проект с писателем Андре Жидом , объединивший искусство и литературу; он предоставил серию из тридцати литографий в сопровождении длинного эссе Жида под названием « Путешествие д'Уриена» . Литографии не иллюстрировали текст, но подходили к тем же темам с точки зрения художника. [19]
Еще одной темой, которую он затронул в этот период, были отношения между священной любовью и светской любовью. На картине были три женские фигуры, две обнаженные и одна одетая, по образцу «Концерта Шампетра» и «Священной любви и светской любви» и » « Деженер-сюр-л'эрб Мане Тициана . виадука Сен-Жермен-ан-Ле Место действия — его собственный сад на фоне . Обнаженные фигуры олицетворяли священную любовь, а он облачал фигуры светской любви. Он написал еще одну картину, на этот раз обнаженную Марту в саду, изображающую одновременно священную и светскую любовь в одной фигуре. [20]
Модерн и декоративное искусство
[ редактировать ]- Апрель , или Дорога жизни , одно из четырех панно для спальни молодой девушки (1892 г.)
- Расписная ширма с голубями (1896 г.), Музей Орсе.
- Витраж для частного дома (1896 г.)
- Вторая панель из «Легенды о святом Губерте» (1895–97).
- Портрет Ивонны Леролль в трех аспектах (1897)
В середине 1890-х годов, с появлением стиля модерн в Брюсселе и Париже, Дени стал уделять больше внимания декоративному искусству, хотя его темы семьи и духовности остались прежними. Многие из его новых проектов были заказаны Сэмюэлем Бингом , арт-дилером, чья галерея дала название модерну . Его новые проекты включали дизайнерские обои, витражи, гобелены, абажуры, ширмы и вентиляторы. Но хотя он работал в тот период времени и использовал материалы модерна, его темы и стиль остались явно его собственными.
Его самой важной декоративной работой была серия расписных панно для кабинета барона Кочина, вместе названная «Легенда о святом Губерте» , написанная между 1895 и 1897 годами. Она свободно опиралась на капеллу Медичи во Флоренции и работы Николя Пуссена . Делакруа и Пьер Пюви де Шаванн . Кочин и его семья появляются на одной панели, а жена Дениса Энн - на другой. Панели прославляли семьи и веру. Архиепископ Парижский служил мессу в своем офисе, когда в 1907 году французское правительство национализировало его резиденцию и другое церковное имущество. [21]
Он создал небольшое количество портретов, в том числе необычный портрет Ивонны Леролль (1897), на котором она изображена в трех разных позах на одной и той же картине.
Неоклассицизм
[ редактировать ]- Украшение часовни Сент-Круа-дю-Везине (1899 г.)
- Игра в бадминтон , игра с ракеткой на лужайке (1900 г.)
- Посвящение Сезанна (1900)
В январе 1898 года Дени впервые посетил Рим, где работы Рафаэля и Микеланджело в Ватикане произвели на него сильное впечатление. Он написал длинное эссе « Les Arts a Rome» , в котором заявил: «Классическая эстетика предлагает нам одновременно метод мышления и метод желания быть, мораль и в то же время психологию... Классическая традиция в целом по логике усилий и величию результатов в некотором роде параллельна религиозной традиции человечества». [22] В том же году скончались два ведущих деятеля символизма в искусстве — Гюстав Моро и Пюви де Шаванн . По возвращении в Париж Дени переориентировал свое искусство в сторону неоклассицизма с более четкими линиями и фигурами. В марте 1898 года он отметил в своем дневнике: «Подумайте о поздних картинах, где Христос является центральной фигурой… Вспомните большие мозаики Рима. Совместите использование крупномасштабных декоративных средств с прямыми эмоциями природы». [23]
Дени был большим поклонником Поля Сезанна ; он побывал в доме Сезанна в 1896 году и написал статью, в которой сообщил комментарий Сезанна: «Я хочу сделать из импрессионизма что-то прочное и долговечное, как искусство в музеях». В статье Дени охарактеризовал Сезанна как «Пуссена импрессионизма» и назвал его основателем современного неоклассицизма. Одна из самых важных работ Дени этого периода — «Посвящение Сезанна» (1900), написанная после смерти его друга Поля Сезанна. На переднем плане изображены друзья Сезанна, некоторые из них бывшие наби; слева направо ( Одилон Редон , Эдуар Вюйар , критик Андре Меллерио , Амбруаз Воллар , сам Дени, Поль Серюзье , Поль Рансон , Кер-Ксавье Руссель , Пьер Боннар и жена Дени Марта). Картина выглядит очень мрачной, потому что все они одеты в траурное черное, но в ней есть и второе послание; картины, выставленные за фигурами и на мольберте, представляют собой переход современного искусства: от произведений Гогена и Ренуара на задней стене к картине Сезанна на мольберте, иллюстрирующей, с точки зрения Дени, переход от импрессионизма и символизм в сторону неоклассицизма. [24]
На Дени повлияли политические потрясения того времени, такие как дело Дрейфуса (1894–1906), которое разделило французское общество и мир искусства: Эмиль Золя и Андре Жид с одной стороны защищали Дрейфуса, а Роден , Ренуар и Дени — с другой. другой. Дени находился в Риме на протяжении большей части мероприятий, и это не повлияло на его дружбу с Жидом. Более значимым для него было движение французского правительства по ограничению власти церкви, а также решение правительства официально разделить церковь и государство в 1905 году. Дени присоединился к националистическому и прокатолическому движению «Французское действие» в 1904 году и остался член до 1927 года, когда группа перешла к крайне правым позициям и была официально осуждена Ватиканом. [25]
Неоклассицизм против фовизма: пляжные картинки
[ редактировать ]- Вакх и Ариадна (1907), Эрмитаж.
- Полифем (1907), ГМИИ , Москва
- Купальщицы в Перрос-Гиреке (1912)
- Волна (1916)
Примерно до 1906 года Дени считался авангардом парижских художников, но в этом году Анри Матисс представил «Радость жизни» яркими и противоречивыми красками фовизма . В ответ Денис все больше обращался к мифологии и тому, что он назвал «христианским гуманизмом». В 1898 году он купил небольшую виллу на пляже в Перрос-Гиреке в Бретани , которая тогда была отдаленной и малонаселенной рыбацкой деревней. В 1907 году он использовал пляж в качестве декорации для неоклассической картины «Бахус и Ариадна» , сделав его ярче и показав счастливую семью, резвящуюся обнаженной на пляже. За этим он последовал серией фотографий обнаженной натуры на пляже или в сельской местности, основанных на мифологических темах. [26]
Дизайн и иллюстрация книги
[ редактировать ]- Литография на фронтисписе из серии «Амур» (1899 г.)
- Плакат опубликован в журнале Les Maîtres de l’Affiche
С 1899 по 1911 год Денис занимался также графикой. Для издателя Воллара он сделал набор из двенадцати цветных литографий под названием «Амур» , который имел художественный, но не коммерческий успех. Затем он вернулся к гравюрам на дереве, выполнив черно-белую серию « Подражание Иисусу-Христу » в сотрудничестве с гравером Тони Бельтраном, которая была опубликована в 1903 году, а затем иллюстрации для «Сажесс» поэта Поля Верлена , опубликованные в 1911 году. В 1911 году он начал работу над иллюстрациями к «Фиоретте» святого Франциска Ассизского . Для этого проекта он в одиночку путешествовал на велосипеде по Умбрии и Тоскане , делая рисунки. Последняя работа, опубликованная в 1913 году, была наполнена богатыми и красочными цветочными иллюстрациями. Он также создал высокодекоративные дизайны книг и иллюстрации к Вита Нова» Данте « (1907) и двадцать четыре иллюстрации к «Элоа» Альфреда де Виньи (1917). Последняя работа, сделанная в разгар Первой мировой войны, была более мрачной, чем его предыдущие работы, и в основном окрашена в бледно-голубые и серые цвета. [27]
Архитектурное оформление
[ редактировать ]- «История Психеи» , панно для особняка Ивана Морозова , Москва (1908)
- Часть фрески купола Театра Елисейских полей , Париж (1908-11).
В 1908 году Денис начал работу над важным декоративным проектом для русского мецената Ивана Морозова , который был крупным покровителем Клода Моне и Огюста Ренуара и владел «Ночным кафе» Винсента Ван Гога . Денис создал большое панно «История Психеи » для музыкальной комнаты московского особняка Морозова, а позже дополнил дизайн несколькими дополнительными панно. Гонорар за этот проект позволил ему купить дом на берегу моря в Бретани. Затем он взялся за более амбициозный проект — купол для нового театра Елисейских полей , строящегося в Париже архитектором Огюстом Перре . Театр был современным; это было первое крупное здание в Париже, построенное из железобетона, и считается первым зданием в стиле ар-деко ; но работы Дениса были чисто неоклассическими. Темой была история музыки с фигурами Аполлона и Муз. Перре построил для Дени специальную студию, чтобы он мог написать произведение такого масштаба. [28]
Преподавание и теория — «новый классический порядок»
[ редактировать ]Начиная с 1909 года, он преподавал живопись в Академии Рансона в Париже, где среди его учениц была Тамара де Лемпицка . Позже она отдала ему должное за то, что он научил ее ремесленной технике живописи, хотя ее стиль ар-деко сильно отличался от его. Он также посвятил большую часть своего времени написанию теорий. В 1909 году он опубликовал «Теории» , в которых были собраны статьи, написанные им об искусстве с 1890 года, описывающие путь искусства от Гогена до Матисса (чьи работы он не любил) до Сезанна и Майоля , под подзаголовком: «От символизма и Гогена к новый классический порядок». Книга получила широкое распространение, и до 1920 года было опубликовано еще три издания. В нее вошло его эссе 1906 года «Солнце», в котором он описал упадок импрессионизма: «Общая ошибка всех нас заключалась в том, что мы прежде всего искали свет. лучше было бы прежде искать Царства Божия и справедливости Его, то есть выражения духа нашего в красоте, а остальное пришло бы само собой». Сюда также входила его идея о том, что «Искусство — это освящение природы, той природы, которую можно найти в каждом, кто доволен жизнью». [29] И там описывалась его теория творчества, которая нашла источник искусства в характере художника: «То, что создает произведение искусства, — это сила и воля художника». [30]
Тематика его зрелых работ включала пейзажи и этюды фигур, особенно матери и ребенка. Но на свой основной интерес Денис ответил в 1907 году неоклассической картиной «Бахус и Ариадна» , сделав ее ярче и показав счастливую семью, резвящуюся обнаженной, но более скромно на пляже. Он написал серию работ с изображением обнаженной натуры на пляже, отдавая дань уважения купальщикам Рафаэля и классической наготе Венеры Милосской и других греческих скульптур. [26] осталась картина на религиозные сюжеты, например «Достоинство труда», заказанная в 1931 году Международной федерацией христианских профсоюзов для украшения парадной лестницы Центра Уильяма Раппарда .
Церковные окна и убранство
[ редактировать ]- Часовня Приората, Сен-Жермен-ан-Ле (1915-28)
- Окно церкви Нотр-Дам-дю-Рейнси.
- Алтарь церкви Святого Эспри в Париже.
- Фреска церкви Сен-Никез. Реймс
В последний период своей жизни и творчества он все больше обращал свое внимание на масштабные фрески и религиозное искусство. В 1914 году Дени приобрел бывшую больницу Сен-Жермен-ан-Ле, построенную при Людовике XIV в 17 веке. Он переименовал здание в «Приорат» и между 1915 и 1928 годами с помощью архитектора Огюста Перре украсил здание, особенно недостроенную часовню, которую он наполнил фресками, витражами, статуями и мебелью по своему собственному эскизу. В 1916 году заявил о своем намерении стремиться к «высшей цели живописи - крупномасштабной декоративной фреске». в период с 1916 года до своей смерти в 1943 году он выполнил двадцать фресок. [31]
Помимо Приората, его другие крупные работы этого периода включают украшение церкви Нотр-Дам-дю-Ренси , инновационной железобетонной церкви в стиле ар-деко в пригороде Парижа, спроектированной Огюстом Перре , которая была завершена в 1924 году. Церковь была спроектирована в духе Сент-Шапель в Париже, чтобы придать витражам максимальный эффект. Окна были созданы в сотрудничестве с художником-витражистом Маргаритой Юре ; Дени разработал фигуративное искусство в центре каждого окна, а Маргарита Юре создала окно и абстрактные стеклянные узоры вокруг него. Другие крупные религиозные произведения включают часовню церкви Сен-Луи в Венсенне (1927 г.), окна часовни Ла-Кларте в Перросе (1931 г.) и церковь Тонон, его последний проект перед его смертью в 1943 году. [31]
5 февраля 1919 года, вскоре после Первой мировой войны, Дени и Жорж Девальеры основали Ateliers d'Art Sacre , или мастерские сакрального искусства. (1914–18) как часть широкого движения в Европе за примирение церкви с современной цивилизацией. [32] Ателье создавали произведения искусства для церквей, особенно тех , которые были опустошены недавней войной. Денис сказал, что он против академического искусства, потому что оно приносит эмоции в жертву условностям и искусственности, и против реализма, потому что это проза, а ему нужна музыка. Прежде всего он хотел красоты, которая была атрибутом божественности. [33]
Самой важной церковью, украшенной Ателье, была церковь Église du Saint-Esprit в Париже, законченная в 1934 году. Фрески и фрески в интерьере были написаны Жоржем Девальером , Робером Пухеоном , Николя Унтерстеллером и Элизабет Бранли. Церковь была украшена членами церкви. Ателье священного искусства , демонстрирующий историю воинствующей церкви и историю торжествующей церкви со 2 по 20 века. Чтобы обеспечить единство декораций, архитектор установил стандартную высоту для всех изображенных людей и красный цвет для всех фонов. Центральной темой картин является «история воинствующей церкви и история торжествующей церкви со 2-го по 20-й век». Денис написал две основные работы: «Алтарь» и еще одну большую работу рядом с ним. [34] Церковные фрески, которые он нарисовал, находились под сильным влиянием искусства эпохи Возрождения, которое он видел в церквях Италии, особенно работ Джотто и Микеланджело. В 1922 году он писал: «Возвышенное — это подход к предмету или стене с величественным, благородным и ни в коем случае не мелочным отношением». [35]
Гражданские фрески
[ редактировать ]В конце 1920-х и 1930-х годах его престиж был таков, что он получил заказы на ряд фресок для важных гражданских зданий. К ним относятся потолок над лестницей французского Сената в Люксембургском дворце ; и фрески для хосписа города Сент-Этьен , где он вернулся к красочным и неоклассическим темам своих пляжных картин. Ему было поручено сделать две фрески для Дворца Шайо , построенного к Парижской международной выставке 1937 года . Дени пригласил нескольких друзей из своей ранней карьеры, Пьера Боннара , Эдуара Вюйара и Русселя , принять участие в проекте вместе с ним. Две панели прославляют духовную музыку и светскую (нерелигиозную музыку) в красочном неоклассическом стиле, напоминая его украшение купола Театра Елисейских Полей . На классическом панно изображено древнее празднование в садах Боболи в Риме, которые он недавно посетил. Картины все еще можно увидеть, хотя они были несколько изуродованы более поздними ремонтами.
В последние годы жизни у него также было два важных заказа за пределами Франции, оба по его любимой теме христианской веры и гуманизма; первый, в 1931 году, для отделений Международного бюро труда в Женеве, по заказу Международной ассоциации христианских трудящихся в Женеве на тему «Христос, проповедующий рабочим»; и второй, в 1938 году, для новой штаб-квартиры Лиги Наций . на тему вооружения ради мира, изображающая фигуру Орфея, укрощающего тигра войны. [36]
Поздняя жизнь
[ редактировать ]В январе 1940 года, на семидесятом году жизни, он подвел итоги своих достижений в своем дневнике: «Мой брак: Делакруа восхищался и понимал; Энгр бросил; порвал с экстремистами. Я стал чиновником, одновременно культивируя тайное беспокойство искусство, которое выражает мое видение и мою мысль, и в то же время заставляет меня лучше осознавать уроки мастеров». [37] Денис умер в Париже от травм, полученных в результате автомобильной аварии в ноябре 1943 года. Дата его смерти указывается по-разному: 2-я, 3-я или 13-я.
Личная жизнь
[ редактировать ]Дени женился на своей первой жене Марте Мёрье в 1893 году. У них было семеро детей, и она позировала для многочисленных работ Дени. После ее смерти в 1919 году Денис расписал часовню, посвященную ее памяти. Он снова женился 22 февраля 1922 года на Элизабет Гратероллеор, которую он использовал в качестве модели для одной из фигур в куполе Театра Елисейских Полей. У них было двое детей, Жан-Батист (1923 г.р.) и Полина (1925 г.р.). Элизабет также присутствует на нескольких картинах Дени, иногда вместе с Мартой.
Он был очень активен в Римско-католической церкви как третичный член мирского религиозного ордена. В 1907 году он присоединился к традиционалистскому и националистическому движению «Французское действие» , но ушел в 1927 году после того, как группа перешла к крайне правым позициям и была осуждена Ватиканом . Во время Второй мировой войны он решительно отверг правительство Виши. [38]
Цитаты об искусстве
[ редактировать ]Опубликованные произведения и частный журнал Дени дают обширное представление о его философии искусства, которую он развивал на протяжении всей своей жизни.
- «Искусство остается верным прибежищем, надеждой на смысл нашей жизни здесь, и эта утешительная мысль о том, что в нашей жизни тоже есть немного красоты и что мы продолжаем дело творчества... труд искусства заслуга, чтобы записать дивную красоту цветов, света, пропорций деревьев и формы волн, и совершенство лица, чтобы записать нашу бедную и печальную жизнь, полную страданий, надежд и мыслей». ( Журнал , 24 марта 1895 г.) [40]
- «Декоративное и назидательное. Именно этим я хочу, чтобы искусство было прежде всего». ( Новые теории (1922) [41]
- «Живопись есть прежде всего искусство подражания, а не слуга какой-то воображаемой «чистоты»». ( Новые теории (1922) [42]
- «Не упускайте из виду основные цели живописи: выражение, эмоции, наслаждение; понимать средства, рисовать декоративно, возвышать форму и цвет». ( Журнал , 1930) [43]
Выставки
[ редактировать ]- 1963 С 28 июня по 29 сентября 1963 года в Музее Тулуз-Лотрека, Альби . Картины, акварели, рисунки, литографии , с предисловием Аньес Умберт. [44]
- 1980 — Музей Мориса Дени открыт в доме художника в парижском пригороде Сен-Жермен-ан-Ле .
- 1995 В 1995 году в британской Художественной галерее Уокера в Ливерпуле состоялась крупная ретроспективная выставка .
- 2007 Аналогичная выставка была организована в Музее изящных искусств Монреаля в 2007 году; это было первое крупное шоу Дениса в Северной Америке. [45]
Грабеж и реституция
[ редактировать ]В 2023 году картина Дениса « Стоящий мальчик под деревом», выставленная на сайте German Lost Art Foundation, [46] был найден семьей жертвы Холокоста Марселя Монте, у которого он был украден. [47]
См. также
[ редактировать ]- Генри Леролль , покровитель
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Морис Дени | Французский художник | Британника» . 27 февраля 2024 г.
- ^ Бульон 2006 , стр. 72–73.
- ^ «Денис, Морис». Белинда Томсон, Grove Art Online, Oxford Art Online, Oxford University Press . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ Бульон 2006 , с. 14.
- ^ Бульон 2006 , стр. 14–15.
- ↑ Морис Дени – французский художник (1870–1943) , h2g2, 14 июня 2007 г.
- ↑ Журнал , 18 декабря 1887 г.
- ^ global.britanica.com
- ^ Jump up to: а б Бульон 2006 , стр. 17–18.
- ^ Бульон 2006 , стр. 18–19.
- ^ oxfordindex.oup.com
- ^ Бульон 2006 , с. 20.
- ^ Бульон 2006 , стр. 20–21.
- ^ Бульон 2006 , стр. 22–23.
- ^ Бульон 2006 , стр. 23.
- ↑ Журнал Дени от 24 марта 1895 г., цитируется в Bouillon, стр. 25
- ^ Бульон 2006 , стр. 27–29.
- ^ Бульон 2006 , стр. 30–33.
- ^ Бульон 2006 , стр. 35–37.
- ^ Бульон 2006 , стр. 40–41.
- ^ Бульон 2006 , с. 49.
- ^ Цитируется в Bouillon, 2006, стр. 51.
- ^ Бульон 2006 , стр. 51–56.
- ^ Бульон 2006 , стр. 58–59.
- ^ Бульон 2006 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Бульон 2006 , стр. 59–61.
- ^ Бульон 2006 , стр. 68–69.
- ^ Бульон 2006 , с. 70.
- ^ Бульон 2006 , с. 34.
- ^ Бульон 2006 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Бульон 2006 , стр. 76–77.
- ^ Ринюи, Поль-Луи (7 ноября 2002 г.). «Возрождение сакрального искусства в 1945–1960 годы и «ссора из-за сакрального искусства» » . Эдускол . Проверено 8 августа 2014 г.
- ^ Росси, Мишель (25 сентября 2010 г.). «Искусство и католическая вера в XX веке: пути творчества…» . Епархия Арраса . Проверено 8 августа 2014 г.
- ^ Церковь Святого Духа, База Мериме, Министерство культуры Франции.
- ^ Бульон 2006 , с. 89.
- ^ Бульон 2006 , с. 90.
- ↑ Журнал, 1 января 1940 г. Цитируется в Бульоне, стр. 101.
- ^ Бульон 2006 , с. 91.
- ^ Цитируется в Бульоне, Морис Дени - Духовное в искусстве , с. 21
- ^ Журнал, цитируемый в Бульоне, Морис Дени - Духовное в искусстве , с. 100
- ^ Журнал, цитируемый в Бульоне, Морис Дени - Духовное в искусстве , с. 100
- ^ Журнал, цитируемый в Бульоне, Морис Дени - Духовное в искусстве , с. 100
- ^ Цитируется в Бульоне, Морис Дени - Духовное в искусстве , с. 100
- ^ Аньес Умберт: Сопротивление, Мемуары оккупированной Франции , тр. Барбара Меллор: Лондон, Bloomsbury Publishing, ISBN 978 0 7475 9674 5
- ^ Морис Дени: в Монреальском музее изящных искусств | Новости искусства
- ^ «Денис, поиск Мориса | Утерянная база данных произведений искусства» . www.lostart.de . Проверено 6 ноября 2023 г.
- ^ «Город Пассау возвращает наследникам Марселя Монтё две работы, разграбленные нацистами» . lootedart.com . Проверено 6 ноября 2023 г.
В июле 1944 года Марсель Монтё был арестован в Париже, переведен в лагерь для интернированных Дранси, затем депортирован 31 июля 1944 года конвоем № 77, одним из последних крупных депортационных конвоев, и убит в Освенциме-Биркенау 15 августа 1944 года. Сразу после войны семья Монтё попыталась вернуть имущество, полностью разграбленное немцами (мебель, посуда, библиотеки и произведения искусства), но подавляющее большинство картин так и осталось неотслеживаемым. Две возвращаемые сегодня работы были отправлены в Оберхаусмузей в Пассау, где они были сгруппированы в коллекцию украденных произведений. Лишь в 2019 году французские юристы семьи Монте мэтры Патрик Клюгман и Иван Терель на основе работы доктора Эммануэль Полак и при содействии специалистов по генеалогии французской фирмы ADD Associés обнаружили таблицу Камиля. Бомбуа в немецкой базе данных Lostart.de, в которой перечислены произведения, разграбленные во время Второй мировой войны.
Библиография
[ редактировать ]- Бульон, Жан-Поль (2006). Морис Дени – Духовное в искусстве (на французском языке). Париж: Галлимар. ISBN 2-07-031929-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рассел Т. Клеман, Четыре французских символиста: справочник по Пьеру Пюви де Шаванну, Гюставу Моро, Одилону Редону и Морису Дени, Greenwood Press, 1996, ISBN 0-313-29752-5 и ISBN 978-0-313-29752-6
- Фреш-Тори, Клэр, и Перучки-Петри, Урсула, изд.: Наби: пророки модернизма , Kunsthaus Zürich & Grand Palais, Париж и Престель, Мюнхен, 1993 г. ISBN 3-7913-1969-8 (немецкий), (французский)
- Поль Жамо , Морис Дени, 1945, ASIN B000XY26Y6
- Жан-Жак Левек, Морис Дени, 2006 г. ISBN 2-86770-181-3 и ISBN 978-2-86770-181-8
- Дайан Гуллар – Морис Дени (1870–1943). Уроки Италии из его дневника (на французском языке) | Уроки Италии на основе его журнала (на английском языке) http://www.frenchandenglish.com/wp-content/uploads/2011/08/ASUMasters042109.pdf ; https://silc.asu.edu/news/school-awards-radke-prize-translation#:~:text=After%20Radke's%20death,%20her%20sister%20and%20several%20friends,%20Maurice%20Denis's% 20journal%20from%20французский%20на%20английский . [ мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Мориса Дени или о нем в Internet Archive
- Официальный сайт Musee Maurice Denis (на французском языке)
- Пьер Боннар, Графика , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Денисе (см. Указатель)
- Дайан Гуллар – Морис Дени (1870–1943). Уроки Италии из его дневника (на французском языке) | Уроки Италии на основе его журнала (на английском языке)
- 1870 рождений
- 1943 смертей
- Выпускники лицея Кондорсе
- Выпускники Школы изящных искусств
- Французские художники XIX века.
- Французские художники-мужчины
- Французские художники-символисты.
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины 20-го века
- Академия выпускников Джулиана
- Члены Академии Художеств
- Наби (искусство)
- Люди из Манша
- Французские католики
- Миряне-доминиканцы
- Художники из Нормандии
- Художники Понт-Авена
- Французские художники-постимпрессионисты
- Командоры Почетного легиона
- Смерти в результате дорожно-транспортных происшествий во Франции
- Французские художники-мужчины XIX века