Jump to content

Морис Дени

Морис Дени
Автопортрет, 1916 год.
Рожденный
Морис Дени

( 1870-11-25 ) 25 ноября 1870 г.
Умер 13 ноября 1943 г. ( 1943-11-13 ) (72 года)
Париж, Франция
Образование Школа изящных искусств . Академии Жюлиана
Известный Живопись, рисунок

Морис Дени (англ. Французский: [зерно] ; 25 ноября 1870 г. - 13 ноября 1943 г.) [1] был французским художником, художником-декоратором и писателем. Важная фигура переходного периода между импрессионизмом и современным искусством . [2] он связан с Les Nabis , символизмом , а позже и неоклассицизмом . [3] Его теории легли в основу кубизма , фовизма и абстрактного искусства . После Первой мировой войны он основал Ateliers d'Art Sacré (Мастерские сакрального искусства), украшал интерьеры церквей и работал над возрождением религиозного искусства.

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Морис Дени родился 25 ноября 1870 года в Гранвиле, Манш , прибрежном городке в регионе Нормандия во Франции. Его отец имел скромное крестьянское происхождение; после четырех лет службы в армии он пошел работать на вокзал. Его мать, дочь мельника, работала швеей. После свадьбы в 1865 году они переехали в Сен-Жермен-ан-Ле в пригороде Парижа. Его отец работал в офисе администрации Западной железной дороги в Париже. [4]

Морис был единственным ребенком. С раннего возраста его страстью были религия и искусство. Он начал вести дневник в 1884 году, в возрасте тринадцати лет. В 1885 году он записал в своем дневнике свое восхищение цветами, светом свечей и благовониями во время церемоний в местной церкви. [5] Он часто посещал Лувр и особенно восхищался работами Фра Анджелико , Рафаэля и Боттичелли . В возрасте пятнадцати лет он написал в своем дневнике: «Да, я должен стать христианским художником, прославлять все чудеса христианства, я чувствую, что это то, что нужно». [6] В 1887 году он обнаружил новый источник вдохновения — произведения Пюви де Шаванна . [7]

Дени был принят студентом в одну из самых престижных парижских школ — лицей Кондорсе , где он преуспел в философии. Однако в конце 1887 года он решил покинуть школу и в 1888 году поступил в Академию Жюлиана , чтобы подготовиться к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств в Париже. Там он учился у художника и теоретика Жюля Жозефа Лефевра . Он сдал вступительные экзамены в изящные искусства в июле 1888 года, а в ноябре сдал еще один экзамен, чтобы получить степень бакалавра философии. [8]

В Академии Жюлиана среди его сокурсников были Поль Серюзье и Пьер Боннар , которые разделяли идеи о живописи. Через Боннара он познакомился с другими художниками, в том числе с Эдуаром Вюйаром , Полем Рансоном , Кер-Ксавье Русселем и Германом-Полем . В 1890 году они сформировали группу, которую назвали « Наби» , от слова «Наби» — на иврите «Пророк». Их философия основывалась на философии позитивизма и трудах Огюста Компта и Ипполита Тена . Я отверг натурализм и материализм в пользу чего-то более идеалистического. Денис описал это в 1909 году: «Искусство — это уже не зрительное ощущение, которое мы собираем, подобно как бы фотографии природы. Нет, это творение нашего духа, для которого природа — лишь повод». [9]

В своей технике Дени сначала обратился к неоимпрессионистскому стилю Сёра , но отверг его как слишком научный. В 1889 году Дени был очарован выставкой произведений Гогена и его друзей в кафе Вольпони, на окраине Парижской универсальной выставки 1889 года . Вспоминая это позже, Денис писал: «Какое изумление, а затем какое откровение! Вместо окон, выходящих на природу, как у импрессионистов, это были поверхности цельно-декоративные, мощно красочные, окаймленные брутальными мазками, разделенные». [9] Работы Гогена оказали непосредственное влияние на творчество Дени. Гогена Ярко окрашенные формы «Vache au-dessus du gouffre» , впервые показанные в 1889 году, появились в октябре 1890 года в работе Дени « Taches du Soleil sur la Terrace» , а затем в «Одиночении Христа» Дени (1918). [10]

К концу 1880-х годов Наби разошлись, но их идеи повлияли на более поздние работы Боннара и Вюйяра , а также художников-ненаби, таких как Анри Матисс . [11]

Еще одним влиянием на Дениса в то время было искусство Японии. Интерес французских художников к японскому искусству возник в 1850-х годах, затем возобновился благодаря выставкам на Всемирной выставке в Париже (1855) и снова возродился в 1890 году благодаря крупной ретроспективе японских гравюр в Школе изящных искусств. Еще до 1890 года Денис вырезал и изучал иллюстрации каталога Japan Artistique, изданного Зигфридом Бингом . В ноябре 1888 года он заявил своему другу Эмилю Бернару, что хочет перейти от «Придания цвета ( Пюви де Шаванн )» к «смешению с Японией». Его картины в японском стиле отличались широким форматом, очень стилизованной композицией и декором, напоминающими японские ширмы. [12]

«Плоская поверхность, покрытая цветами, собранными в определенном порядке»

[ редактировать ]

В августе 1890 года Денис закрепил свои новые идеи и изложил их в знаменитом эссе, опубликованном в журнале Art et Critique . Знаменитой первой строкой эссе было: «Помните, что картина, прежде чем стать боевой лошадью, обнаженной женщиной или каким-то анекдотом, по существу представляет собой плоскую поверхность, покрытую цветами, собранными в определенном порядке». Эта идея не была оригинальной для Дениса; эта идея была выдвинута незадолго до этого Ипполитом Тэном в «Философии искусства» , где Тэн писал: «Картина — это цветная поверхность, на которой различные тона и различные степени света помещены с определенным выбором; в этом ее суть. существование." Однако именно выражение Дени привлекло внимание художников и стало частью фундамента модернизма . Денис был одним из первых художников, настаивавших на плоскостности картинной плоскости — одной из великих отправных точек модернизма . Однако, как пояснил Денис, он не имел в виду, что форма картины важнее сюжета. Далее он писал: «Глубина наших эмоций проистекает из достаточности этих линий и этих цветов, чтобы объяснить себя... все содержится в красоте работы». В своем эссе он назвал это новое движение «неотрадиционализмом», в противоположность «прогрессизму» неоимпрессионистов, возглавляемых Сёра . После публикации этой статьи Денис стал самым известным представителем философии Наби, хотя на самом деле эта группа была очень разнообразной и имела много разных мнений об искусстве. [13]

Следующим крупным событием в жизни Дени стала его встреча с Мартой Мёрье в октябре 1890 года. С июня 1891 года у них завязался длительный роман, тщательно задокументированный в его дневнике, и 12 июня 1893 года они поженились. Она стала важной частью его творчества. , появляясь на многих картинах, а также в декоративных работах, такие нарисованные веера часто представляют собой идеализированную фигуру, олицетворяющую чистоту и любовь. [14]

Символизм

[ редактировать ]

К началу 1890-х годов Денис пришел к художественной философии, которой руководствовалась большая часть его более поздних работ и которая изменилась очень мало; что суть искусства заключалась в выражении любви и веры, которые для него были схожими вещами. [15] 24 марта 1895 года он написал в своем дневнике: «Искусство остается отныне верным прибежищем, надеждой на смысл жизни и утешительной мыслью о том, что в нашей жизни мало красоты проявляется и что мы продолжаем дело Творения». ....Поэтому произведение искусства имеет достоинство, вписанное в чудесную красоту цветов, света, в пропорциях деревьев и форме волн, в совершенстве лиц, чтобы описать нашу бедную и прискорбную жизнь, полную страданий; надежда и мысль». [16]

Мир искусства находился в переходном периоде в начале 1890-х годов, со смертью Ван Гога в 1890 году и Сера в 1891 году, а также с первым отъездом Гогена на Таити . Французское государство постепенно отказывалось от своего доминирования в искусстве посредством организуемых им ежегодных салонов. Независимый Салон был основан в 1884 году, а в 1890 году официальный Салон разделился на две части с образованием Национального общества изящных искусств с собственной ежегодной выставкой. Денис показывал свои работы в обоих салонах, а также в салоне La Libre Esthétique в Брюсселе, ведущей европейской витрине авангардного искусства. Литературное движение, называемое символизмом, было начато Жаном Мореасом в статье в Le Figaro в 1891 году. В марте 1891 года критик Жорж-Альбер Дурер написал статью для Mercure-de-France, назвав Дени ведущим примером «символизма в живописи». Работы Дени привлекли внимание критиков и важных покровителей, в первую очередь Артура Юка, владельца известной газеты La Dépêche de Toulouse. который организовал собственные художественные салоны и приобрел ряд работ Дениса. [17]

Денис экспериментировал с другими видами искусства и декоративным искусством. Начиная с 1889 года, чтобы иллюстрировать издание книги стихов «Сажесс» Поля Верлена , Дени вырезал серию из семи сильно стилизованных гравюр на дереве, раскрывая суть своего творчества. Его покровитель Юк заказал два больших декоративных панно в виде гобеленов для своего офиса в Тулузе. Денис, как и другие художники того периода, также создавал красочные литографии- плакаты с арабесками в стиле модерн .

Начиная с 1891 года, вскоре после помолвки, Денис сделал Марту самым частым персонажем своих картин; она была изображена в очищенной и идеализированной форме выполняющей домашние дела, дремлющей и за обеденным столом. Она появлялась в его пейзажах и в его самых амбициозных работах того времени, в серии под названием «Музы» , которую он начал в 1893 году и показал в Салоне Независимых в 1893 году. Первую картину он продал своему другу Артуру Фонтейну; В 1899 году французское государство приобрело одну из картин, что стало его первым официальным признанием. [18]

Его жена играла на фортепиано, и на протяжении 1890-х годов у Дениса возрастал интерес к связи между музыкой и искусством. Он нарисовал ее портрет за фортепиано в 1890 году. Он разработал плавную литографию с изображением Марты для обложки нот «Дамуазель Элю» Клода Дебюсси , а также еще одну литографию для стихотворения «Пеллеас и Мелизанда» Мориса Метерлинка. , которую Дебюсси превратил в оперу; а в 1894 году он написал «Маленький воздух » по мотивам стихотворения «Принцесса Мален» . Стефана Малларме , самого выдающегося литературного сторонника символизма В 1893 году сделал совместный проект с писателем Андре Жидом , объединивший искусство и литературу; он предоставил серию из тридцати литографий в сопровождении длинного эссе Жида под названием « Путешествие д'Уриена» . Литографии не иллюстрировали текст, но подходили к тем же темам с точки зрения художника. [19]

Еще одной темой, которую он затронул в этот период, были отношения между священной любовью и светской любовью. На картине были три женские фигуры, две обнаженные и одна одетая, по образцу «Концерта Шампетра» и «Священной любви и светской любви» и » « Деженер-сюр-л'эрб Мане Тициана . виадука Сен-Жермен-ан-Ле Место действия — его собственный сад на фоне . Обнаженные фигуры олицетворяли священную любовь, а он облачал фигуры светской любви. Он написал еще одну картину, на этот раз обнаженную Марту в саду, изображающую одновременно священную и светскую любовь в одной фигуре. [20]

Модерн и декоративное искусство

[ редактировать ]

В середине 1890-х годов, с появлением стиля модерн в Брюсселе и Париже, Дени стал уделять больше внимания декоративному искусству, хотя его темы семьи и духовности остались прежними. Многие из его новых проектов были заказаны Сэмюэлем Бингом , арт-дилером, чья галерея дала название модерну . Его новые проекты включали дизайнерские обои, витражи, гобелены, абажуры, ширмы и вентиляторы. Но хотя он работал в тот период времени и использовал материалы модерна, его темы и стиль остались явно его собственными.

Его самой важной декоративной работой была серия расписных панно для кабинета барона Кочина, вместе названная «Легенда о святом Губерте» , написанная между 1895 и 1897 годами. Она свободно опиралась на капеллу Медичи во Флоренции и работы Николя Пуссена . Делакруа и Пьер Пюви де Шаванн . Кочин и его семья появляются на одной панели, а жена Дениса Энн - на другой. Панели прославляли семьи и веру. Архиепископ Парижский служил мессу в своем офисе, когда в 1907 году французское правительство национализировало его резиденцию и другое церковное имущество. [21]

Он создал небольшое количество портретов, в том числе необычный портрет Ивонны Леролль (1897), на котором она изображена в трех разных позах на одной и той же картине.

Неоклассицизм

[ редактировать ]

В январе 1898 года Дени впервые посетил Рим, где работы Рафаэля и Микеланджело в Ватикане произвели на него сильное впечатление. Он написал длинное эссе « Les Arts a Rome» , в котором заявил: «Классическая эстетика предлагает нам одновременно метод мышления и метод желания быть, мораль и в то же время психологию... Классическая традиция в целом по логике усилий и величию результатов в некотором роде параллельна религиозной традиции человечества». [22] В том же году скончались два ведущих деятеля символизма в искусстве — Гюстав Моро и Пюви де Шаванн . По возвращении в Париж Дени переориентировал свое искусство в сторону неоклассицизма с более четкими линиями и фигурами. В марте 1898 года он отметил в своем дневнике: «Подумайте о поздних картинах, где Христос является центральной фигурой… Вспомните большие мозаики Рима. Совместите использование крупномасштабных декоративных средств с прямыми эмоциями природы». [23]

Дени был большим поклонником Поля Сезанна ; он побывал в доме Сезанна в 1896 году и написал статью, в которой сообщил комментарий Сезанна: «Я хочу сделать из импрессионизма что-то прочное и долговечное, как искусство в музеях». В статье Дени охарактеризовал Сезанна как «Пуссена импрессионизма» и назвал его основателем современного неоклассицизма. Одна из самых важных работ Дени этого периода — «Посвящение Сезанна» (1900), написанная после смерти его друга Поля Сезанна. На переднем плане изображены друзья Сезанна, некоторые из них бывшие наби; слева направо ( Одилон Редон , Эдуар Вюйар , критик Андре Меллерио , Амбруаз Воллар , сам Дени, Поль Серюзье , Поль Рансон , Кер-Ксавье Руссель , Пьер Боннар и жена Дени Марта). Картина выглядит очень мрачной, потому что все они одеты в траурное черное, но в ней есть и второе послание; картины, выставленные за фигурами и на мольберте, представляют собой переход современного искусства: от произведений Гогена и Ренуара на задней стене к картине Сезанна на мольберте, иллюстрирующей, с точки зрения Дени, переход от импрессионизма и символизм в сторону неоклассицизма. [24]

На Дени повлияли политические потрясения того времени, такие как дело Дрейфуса (1894–1906), которое разделило французское общество и мир искусства: Эмиль Золя и Андре Жид с одной стороны защищали Дрейфуса, а Роден , Ренуар и Дени — с другой. другой. Дени находился в Риме на протяжении большей части мероприятий, и это не повлияло на его дружбу с Жидом. Более значимым для него было движение французского правительства по ограничению власти церкви, а также решение правительства официально разделить церковь и государство в 1905 году. Дени присоединился к националистическому и прокатолическому движению «Французское действие» в 1904 году и остался член до 1927 года, когда группа перешла к крайне правым позициям и была официально осуждена Ватиканом. [25]

Неоклассицизм против фовизма: пляжные картинки

[ редактировать ]

Примерно до 1906 года Дени считался авангардом парижских художников, но в этом году Анри Матисс представил «Радость жизни» яркими и противоречивыми красками фовизма . В ответ Денис все больше обращался к мифологии и тому, что он назвал «христианским гуманизмом». В 1898 году он купил небольшую виллу на пляже в Перрос-Гиреке в Бретани , которая тогда была отдаленной и малонаселенной рыбацкой деревней. В 1907 году он использовал пляж в качестве декорации для неоклассической картины «Бахус и Ариадна» , сделав его ярче и показав счастливую семью, резвящуюся обнаженной на пляже. За этим он последовал серией фотографий обнаженной натуры на пляже или в сельской местности, основанных на мифологических темах. [26]

Дизайн и иллюстрация книги

[ редактировать ]

С 1899 по 1911 год Денис занимался также графикой. Для издателя Воллара он сделал набор из двенадцати цветных литографий под названием «Амур» , который имел художественный, но не коммерческий успех. Затем он вернулся к гравюрам на дереве, выполнив черно-белую серию « Подражание Иисусу-Христу » в сотрудничестве с гравером Тони Бельтраном, которая была опубликована в 1903 году, а затем иллюстрации для «Сажесс» поэта Поля Верлена , опубликованные в 1911 году. В 1911 году он начал работу над иллюстрациями к «Фиоретте» святого Франциска Ассизского . Для этого проекта он в одиночку путешествовал на велосипеде по Умбрии и Тоскане , делая рисунки. Последняя работа, опубликованная в 1913 году, была наполнена богатыми и красочными цветочными иллюстрациями. Он также создал высокодекоративные дизайны книг и иллюстрации к Вита Нова» Данте « (1907) и двадцать четыре иллюстрации к «Элоа» Альфреда де Виньи (1917). Последняя работа, сделанная в разгар Первой мировой войны, была более мрачной, чем его предыдущие работы, и в основном окрашена в бледно-голубые и серые цвета. [27]

Архитектурное оформление

[ редактировать ]

В 1908 году Денис начал работу над важным декоративным проектом для русского мецената Ивана Морозова , который был крупным покровителем Клода Моне и Огюста Ренуара и владел «Ночным кафе» Винсента Ван Гога . Денис создал большое панно «История Психеи » для музыкальной комнаты московского особняка Морозова, а позже дополнил дизайн несколькими дополнительными панно. Гонорар за этот проект позволил ему купить дом на берегу моря в Бретани. Затем он взялся за более амбициозный проект — купол для нового театра Елисейских полей , строящегося в Париже архитектором Огюстом Перре . Театр был современным; это было первое крупное здание в Париже, построенное из железобетона, и считается первым зданием в стиле ар-деко ; но работы Дениса были чисто неоклассическими. Темой была история музыки с фигурами Аполлона и Муз. Перре построил для Дени специальную студию, чтобы он мог написать произведение такого масштаба. [28]

Преподавание и теория — «новый классический порядок»

[ редактировать ]

Начиная с 1909 года, он преподавал живопись в Академии Рансона в Париже, где среди его учениц была Тамара де Лемпицка . Позже она отдала ему должное за то, что он научил ее ремесленной технике живописи, хотя ее стиль ар-деко сильно отличался от его. Он также посвятил большую часть своего времени написанию теорий. В 1909 году он опубликовал «Теории» , в которых были собраны статьи, написанные им об искусстве с 1890 года, описывающие путь искусства от Гогена до Матисса (чьи работы он не любил) до Сезанна и Майоля , под подзаголовком: «От символизма и Гогена к новый классический порядок». Книга получила широкое распространение, и до 1920 года было опубликовано еще три издания. В нее вошло его эссе 1906 года «Солнце», в котором он описал упадок импрессионизма: «Общая ошибка всех нас заключалась в том, что мы прежде всего искали свет. лучше было бы прежде искать Царства Божия и справедливости Его, то есть выражения духа нашего в красоте, а остальное пришло бы само собой». Сюда также входила его идея о том, что «Искусство — это освящение природы, той природы, которую можно найти в каждом, кто доволен жизнью». [29] И там описывалась его теория творчества, которая нашла источник искусства в характере художника: «То, что создает произведение искусства, — это сила и воля художника». [30]

Тематика его зрелых работ включала пейзажи и этюды фигур, особенно матери и ребенка. Но на свой основной интерес Денис ответил в 1907 году неоклассической картиной «Бахус и Ариадна» , сделав ее ярче и показав счастливую семью, резвящуюся обнаженной, но более скромно на пляже. Он написал серию работ с изображением обнаженной натуры на пляже, отдавая дань уважения купальщикам Рафаэля и классической наготе Венеры Милосской и других греческих скульптур. [26] осталась картина на религиозные сюжеты, например «Достоинство труда», заказанная в 1931 году Международной федерацией христианских профсоюзов для украшения парадной лестницы Центра Уильяма Раппарда .

Церковные окна и убранство

[ редактировать ]

В последний период своей жизни и творчества он все больше обращал свое внимание на масштабные фрески и религиозное искусство. В 1914 году Дени приобрел бывшую больницу Сен-Жермен-ан-Ле, построенную при Людовике XIV в 17 веке. Он переименовал здание в «Приорат» и между 1915 и 1928 годами с помощью архитектора Огюста Перре украсил здание, особенно недостроенную часовню, которую он наполнил фресками, витражами, статуями и мебелью по своему собственному эскизу. В 1916 году заявил о своем намерении стремиться к «высшей цели живописи - крупномасштабной декоративной фреске». в период с 1916 года до своей смерти в 1943 году он выполнил двадцать фресок. [31]

Помимо Приората, его другие крупные работы этого периода включают украшение церкви Нотр-Дам-дю-Ренси , инновационной железобетонной церкви в стиле ар-деко в пригороде Парижа, спроектированной Огюстом Перре , которая была завершена в 1924 году. Церковь была спроектирована в духе Сент-Шапель в Париже, чтобы придать витражам максимальный эффект. Окна были созданы в сотрудничестве с художником-витражистом Маргаритой Юре ; Дени разработал фигуративное искусство в центре каждого окна, а Маргарита Юре создала окно и абстрактные стеклянные узоры вокруг него. Другие крупные религиозные произведения включают часовню церкви Сен-Луи в Венсенне (1927 г.), окна часовни Ла-Кларте в Перросе (1931 г.) и церковь Тонон, его последний проект перед его смертью в 1943 году. [31]

5 февраля 1919 года, вскоре после Первой мировой войны, Дени и Жорж Девальеры основали Ateliers d'Art Sacre , или мастерские сакрального искусства. (1914–18) как часть широкого движения в Европе за примирение церкви с современной цивилизацией. [32] Ателье создавали произведения искусства для церквей, особенно тех , которые были опустошены недавней войной. Денис сказал, что он против академического искусства, потому что оно приносит эмоции в жертву условностям и искусственности, и против реализма, потому что это проза, а ему нужна музыка. Прежде всего он хотел красоты, которая была атрибутом божественности. [33]

Самой важной церковью, украшенной Ателье, была церковь Église du Saint-Esprit в Париже, законченная в 1934 году. Фрески и фрески в интерьере были написаны Жоржем Девальером , Робером Пухеоном , Николя Унтерстеллером и Элизабет Бранли. Церковь была украшена членами церкви. Ателье священного искусства , демонстрирующий историю воинствующей церкви и историю торжествующей церкви со 2 по 20 века. Чтобы обеспечить единство декораций, архитектор установил стандартную высоту для всех изображенных людей и красный цвет для всех фонов. Центральной темой картин является «история воинствующей церкви и история торжествующей церкви со 2-го по 20-й век». Денис написал две основные работы: «Алтарь» и еще одну большую работу рядом с ним. [34] Церковные фрески, которые он нарисовал, находились под сильным влиянием искусства эпохи Возрождения, которое он видел в церквях Италии, особенно работ Джотто и Микеланджело. В 1922 году он писал: «Возвышенное — это подход к предмету или стене с величественным, благородным и ни в коем случае не мелочным отношением». [35]

Гражданские фрески

[ редактировать ]

В конце 1920-х и 1930-х годах его престиж был таков, что он получил заказы на ряд фресок для важных гражданских зданий. К ним относятся потолок над лестницей французского Сената в Люксембургском дворце ; и фрески для хосписа города Сент-Этьен , где он вернулся к красочным и неоклассическим темам своих пляжных картин. Ему было поручено сделать две фрески для Дворца Шайо , построенного к Парижской международной выставке 1937 года . Дени пригласил нескольких друзей из своей ранней карьеры, Пьера Боннара , Эдуара Вюйара и Русселя , принять участие в проекте вместе с ним. Две панели прославляют духовную музыку и светскую (нерелигиозную музыку) в красочном неоклассическом стиле, напоминая его украшение купола Театра Елисейских Полей . На классическом панно изображено древнее празднование в садах Боболи в Риме, которые он недавно посетил. Картины все еще можно увидеть, хотя они были несколько изуродованы более поздними ремонтами.

В последние годы жизни у него также было два важных заказа за пределами Франции, оба по его любимой теме христианской веры и гуманизма; первый, в 1931 году, для отделений Международного бюро труда в Женеве, по заказу Международной ассоциации христианских трудящихся в Женеве на тему «Христос, проповедующий рабочим»; и второй, в 1938 году, для новой штаб-квартиры Лиги Наций . на тему вооружения ради мира, изображающая фигуру Орфея, укрощающего тигра войны. [36]

Поздняя жизнь

[ редактировать ]

В январе 1940 года, на семидесятом году жизни, он подвел итоги своих достижений в своем дневнике: «Мой брак: Делакруа восхищался и понимал; Энгр бросил; порвал с экстремистами. Я стал чиновником, одновременно культивируя тайное беспокойство искусство, которое выражает мое видение и мою мысль, и в то же время заставляет меня лучше осознавать уроки мастеров». [37] Денис умер в Париже от травм, полученных в результате автомобильной аварии в ноябре 1943 года. Дата его смерти указывается по-разному: 2-я, 3-я или 13-я.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Дени женился на своей первой жене Марте Мёрье в 1893 году. У них было семеро детей, и она позировала для многочисленных работ Дени. После ее смерти в 1919 году Денис расписал часовню, посвященную ее памяти. Он снова женился 22 февраля 1922 года на Элизабет Гратероллеор, которую он использовал в качестве модели для одной из фигур в куполе Театра Елисейских Полей. У них было двое детей, Жан-Батист (1923 г.р.) и Полина (1925 г.р.). Элизабет также присутствует на нескольких картинах Дени, иногда вместе с Мартой.

Он был очень активен в Римско-католической церкви как третичный член мирского религиозного ордена. В 1907 году он присоединился к традиционалистскому и националистическому движению «Французское действие» , но ушел в 1927 году после того, как группа перешла к крайне правым позициям и была осуждена Ватиканом . Во время Второй мировой войны он решительно отверг правительство Виши. [38]

Цитаты об искусстве

[ редактировать ]

Опубликованные произведения и частный журнал Дени дают обширное представление о его философии искусства, которую он развивал на протяжении всей своей жизни.

«Помните, что картина, прежде чем стать боевым конем, обнаженной женщиной или каким-нибудь анекдотом, по существу представляет собой плоскую поверхность, покрытую цветами, собранными в определенном порядке». ( Искусство и критика , август 1890 г.) [39]
«Искусство остается верным прибежищем, надеждой на смысл нашей жизни здесь, и эта утешительная мысль о том, что в нашей жизни тоже есть немного красоты и что мы продолжаем дело творчества... труд искусства заслуга, чтобы записать дивную красоту цветов, света, пропорций деревьев и формы волн, и совершенство лица, чтобы записать нашу бедную и печальную жизнь, полную страданий, надежд и мыслей». ( Журнал , 24 марта 1895 г.) [40]
«Декоративное и назидательное. Именно этим я хочу, чтобы искусство было прежде всего». ( Новые теории (1922) [41]
«Живопись есть прежде всего искусство подражания, а не слуга какой-то воображаемой «чистоты»». ( Новые теории (1922) [42]
«Не упускайте из виду основные цели живописи: выражение, эмоции, наслаждение; понимать средства, рисовать декоративно, возвышать форму и цвет». ( Журнал , 1930) [43]

Выставки

[ редактировать ]
Морис Дени, Легенда о святом Губерте

Грабеж и реституция

[ редактировать ]

В 2023 году картина Дениса « Стоящий мальчик под деревом», выставленная на сайте German Lost Art Foundation, [46] был найден семьей жертвы Холокоста Марселя Монте, у которого он был украден. [47]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Морис Дени | Французский художник | Британника» . 27 февраля 2024 г.
  2. ^ Бульон 2006 , стр. 72–73.
  3. ^ «Денис, Морис». Белинда Томсон, Grove Art Online, Oxford Art Online, Oxford University Press . Проверено 18 июня 2014 г.
  4. ^ Бульон 2006 , с. 14.
  5. ^ Бульон 2006 , стр. 14–15.
  6. Морис Дени – французский художник (1870–1943) , h2g2, 14 июня 2007 г.
  7. Журнал , 18 декабря 1887 г.
  8. ^ global.britanica.com
  9. ^ Jump up to: а б Бульон 2006 , стр. 17–18.
  10. ^ Бульон 2006 , стр. 18–19.
  11. ^ oxfordindex.oup.com
  12. ^ Бульон 2006 , с. 20.
  13. ^ Бульон 2006 , стр. 20–21.
  14. ^ Бульон 2006 , стр. 22–23.
  15. ^ Бульон 2006 , стр. 23.
  16. Журнал Дени от 24 марта 1895 г., цитируется в Bouillon, стр. 25
  17. ^ Бульон 2006 , стр. 27–29.
  18. ^ Бульон 2006 , стр. 30–33.
  19. ^ Бульон 2006 , стр. 35–37.
  20. ^ Бульон 2006 , стр. 40–41.
  21. ^ Бульон 2006 , с. 49.
  22. ^ Цитируется в Bouillon, 2006, стр. 51.
  23. ^ Бульон 2006 , стр. 51–56.
  24. ^ Бульон 2006 , стр. 58–59.
  25. ^ Бульон 2006 , с. 55.
  26. ^ Jump up to: а б Бульон 2006 , стр. 59–61.
  27. ^ Бульон 2006 , стр. 68–69.
  28. ^ Бульон 2006 , с. 70.
  29. ^ Бульон 2006 , с. 34.
  30. ^ Бульон 2006 , с. 72.
  31. ^ Jump up to: а б Бульон 2006 , стр. 76–77.
  32. ^ Ринюи, Поль-Луи (7 ноября 2002 г.). «Возрождение сакрального искусства в 1945–1960 годы и «ссора из-за сакрального искусства» » . Эдускол . Проверено 8 августа 2014 г.
  33. ^ Росси, Мишель (25 сентября 2010 г.). «Искусство и католическая вера в XX веке: пути творчества…» . Епархия Арраса . Проверено 8 августа 2014 г.
  34. ^ Церковь Святого Духа, База Мериме, Министерство культуры Франции.
  35. ^ Бульон 2006 , с. 89.
  36. ^ Бульон 2006 , с. 90.
  37. Журнал, 1 января 1940 г. Цитируется в Бульоне, стр. 101.
  38. ^ Бульон 2006 , с. 91.
  39. ^ Цитируется в Бульоне, Морис Дени - Духовное в искусстве , с. 21
  40. ^ Журнал, цитируемый в Бульоне, Морис Дени - Духовное в искусстве , с. 100
  41. ^ Журнал, цитируемый в Бульоне, Морис Дени - Духовное в искусстве , с. 100
  42. ^ Журнал, цитируемый в Бульоне, Морис Дени - Духовное в искусстве , с. 100
  43. ^ Цитируется в Бульоне, Морис Дени - Духовное в искусстве , с. 100
  44. ^ Аньес Умберт: Сопротивление, Мемуары оккупированной Франции , тр. Барбара Меллор: Лондон, Bloomsbury Publishing, ISBN   978 0 7475 9674 5
  45. ^ Морис Дени: в Монреальском музее изящных искусств | Новости искусства
  46. ^ «Денис, поиск Мориса | Утерянная база данных произведений искусства» . www.lostart.de . Проверено 6 ноября 2023 г.
  47. ^ «Город Пассау возвращает наследникам Марселя Монтё две работы, разграбленные нацистами» . lootedart.com . Проверено 6 ноября 2023 г. В июле 1944 года Марсель Монтё был арестован в Париже, переведен в лагерь для интернированных Дранси, затем депортирован 31 июля 1944 года конвоем № 77, одним из последних крупных депортационных конвоев, и убит в Освенциме-Биркенау 15 августа 1944 года. Сразу после войны семья Монтё попыталась вернуть имущество, полностью разграбленное немцами (мебель, посуда, библиотеки и произведения искусства), но подавляющее большинство картин так и осталось неотслеживаемым. Две возвращаемые сегодня работы были отправлены в Оберхаусмузей в Пассау, где они были сгруппированы в коллекцию украденных произведений. Лишь в 2019 году французские юристы семьи Монте мэтры Патрик Клюгман и Иван Терель на основе работы доктора Эммануэль Полак и при содействии специалистов по генеалогии французской фирмы ADD Associés обнаружили таблицу Камиля. Бомбуа в немецкой базе данных Lostart.de, в которой перечислены произведения, разграбленные во время Второй мировой войны.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бульон, Жан-Поль (2006). Морис Дени – Духовное в искусстве (на французском языке). Париж: Галлимар. ISBN  2-07-031929-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d18a33be0e0e3778788704f7e9eb3d3__1717908780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/d3/0d18a33be0e0e3778788704f7e9eb3d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maurice Denis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)