Анри Матисс
Анри Матисс | |
---|---|
Рожденный | Анри Эмиль Бенуа Матисс 31 декабря 1869 г. Ле Като-Камбрези , Франция |
Умер | 3 ноября 1954 г. Ницца , Франция | ( 84 года
Образование | Академия Жюлиана , Вильям-Адольф Бугро , Гюстав Моро |
Известный | |
Заметная работа | Женщина в шляпе (1905) Радость жизни (1906) Не синий (1907) Танец (1909) Л'Ателье Руж (1911) Улитка (1953) |
Движение | Фовизм , Модернизм , Постимпрессионизм |
Супруг | Амели Ноэлли Парайр |
Дети | 3 |
Покровитель(и) | Сергей Щукин , Гертруда Стайн , Этта Коун , Кларибел Коун , Сара Стайн , Альберт С. Барнс |
Подпись | |
Анри Эмиль Бенуа Матисс (англ. Французский: [ɑ̃ʁi emil bənwa matis] ; 31 декабря 1869 — 3 ноября 1954) — французский художник , известный как своим использованием цвета, так и плавным и оригинальным мастерством рисунка. Он был рисовальщиком , гравёром и скульптором , но известен прежде всего как художник. [1] Матисса обычно считают, наряду с Пабло Пикассо , одним из художников, которые лучше всего помогли определить революционные изменения в изобразительном искусстве на протяжении первых десятилетий двадцатого века, ответственных за значительные достижения в живописи и скульптуре. [2] [3] [4] [5]
Интенсивный колорист работ, которые он написал между 1900 и 1905 годами, принес ему известность как одному из фовистов ( по-французски «дикие звери»). Многие из его лучших работ были созданы примерно через десять лет после 1906 года, когда он разработал строгий стиль, подчеркивающий уплощенные формы и декоративный узор. В 1917 году он переехал в пригород Ниццы на Французской Ривьере , и более расслабленный стиль его работ в 1920-е годы принес ему признание критиков как приверженца классической традиции французской живописи . [6] После 1930 года он принял более смелое упрощение формы . Когда плохое здоровье в последние годы его жизни помешало ему заниматься живописью, он создал важную часть работ в виде коллажей из вырезанной бумаги .
Его мастерство выразительного языка цвета и рисунка, проявленное в совокупности работ, охватывающих более полувека, принесло ему признание как ведущую фигуру в современном искусстве . [7]
Молодость образование и
Матисс родился в Ле-Като-Камбрези , в Норд департаменте на севере Франции, в канун Нового 1869 года, старший сын богатого торговца зерном . [8] Он вырос в Боэн-ан-Вермандуа , Пикардия . В 1887 году он отправился в Париж работал судебным администратором в Ле-Като-Камбрези , чтобы изучать право, после получения квалификации . Впервые он начал рисовать в 1889 году, после того как мать принесла ему художественные принадлежности в период выздоровления после приступа аппендицита . Он открыл «своего рода рай», как он позже описал его: [9] и решил стать художником, глубоко разочаровав отца. [10] [11]
В 1891 году он вернулся в Париж, чтобы изучать искусство в Академии Жюлиана под руководством Вильяма-Адольфа Бугро и в Национальной школе изящных искусств под руководством Гюстава Моро . Первоначально он писал натюрморты и пейзажи в традиционном стиле, в чем достиг достаточного мастерства. На Матисса повлияли работы более ранних мастеров, таких как Жан-Батист-Симеон Шарден , Николя Пуссен и Антуан Ватто , а также современных художников, таких как Эдуард Мане , и японского искусства . Шарден был одним из художников, которыми Матисс больше всего восхищался; будучи студентом-художником, он сделал копии четырех картин Шардена в Лувре . [12]
В 1896 году Матисс, неизвестный в то время студент-художник, посетил австралийского художника Джона Рассела на острове Бель-Иль у побережья Бретани . [13] [14] Рассел познакомил его с импрессионизмом и творчеством Винсента Ван Гога , который был другом Рассела, и подарил ему рисунок Ван Гога. Стиль Матисса полностью изменился: он отказался от землистой палитры в пользу ярких красок. Позже он сказал, что Рассел был его учителем и что Рассел объяснил теорию цвета . ему [11] В том же году Матисс выставил в салоне Национального общества изящных искусств пять картин , две из которых были куплены государством. [15] [14] [16]
От модели Кэролайн Жоблау у него родилась дочь Маргарита, родившаяся в 1894 году. В 1898 году он женился на Амели Ноэлли Парайр; они вместе воспитали Маргариту и родили двух сыновей, Жана (1899 г.р.) и Пьера (1900 г.р.). Маргарита и Амели часто служили моделями Матисса. [17]
В 1898 году по совету Камиля Писсарро он отправился в Лондон для изучения картин Дж. М. У. Тёрнера , а затем отправился в путешествие на Корсику . [18] По возвращении в Париж в феврале 1899 года он работал рядом с Альбертом Марке и познакомился с Андре Дереном , Жаном Пюи , [19] и Жюль Фландрен . [20] Матисс погрузился в творчество других и влез в долги, покупая работы художников, которыми он восхищался. Работы, которые он повесил и выставил у себя дома, включали гипсовый бюст Родена , картину Гогена , рисунок Ван Гога и « Сезанна » Три купальщицы . В чувстве живописной структуры и цвета Сезанна Матисс нашел свое главное вдохновение. [19]
Во многих картинах Матисса с 1898 по 1901 год используется техника дивизионизма , которую он принял после прочтения Поля Синьяка эссе « Эжен Делакруа в неоимпрессионизме ». [18]
В мае 1902 года родители Амели оказались втянутыми в крупный финансовый скандал « Дело Гумберта» . Ее мать (которая была домработницей в семье Гумбертов) и отец стали козлами отпущения в скандале, а ее семье угрожала разъяренная толпа жертв мошенничества. [21] По словам историка искусства Хилари Сперлинг , «их публичное разоблачение, за которым последовал арест его тестя, сделало Матисса единственным кормильцем в большой семье из семи человек». [21] В период с 1902 по 1903 год Матисс принял стиль живописи, который был сравнительно мрачным и сосредоточенным на форме, изменение, возможно, предназначенное для создания продаваемых работ в это время материальных трудностей. [21] Сделав свою первую попытку создания скульптуры, копию Антуана-Луи Бари , в 1899 году, он посвятил большую часть своей энергии работе с глиной, завершив «Раба» в 1903 году. [22]
Ранние картины [ править ]
- Гюстава Моро Студия , 1894–1895 гг.
- Синий горшок и лимон (1897), Эрмитаж , Санкт-Петербург , Россия
- Фрукты и кофейник (1898), Эрмитаж , Санкт-Петербург , Россия
- Ваза с подсолнухами (1898), Эрмитаж , Санкт-Петербург , Россия
- Этюд обнаженной натуры , 1899, Художественный музей Бриджстоуна , Токио.
- Натюрморт с компотом, яблоками и апельсинами, 1899, Коллекция Cone , Балтиморский художественный музей.
- Посуда на столе (1900), Эрмитаж , Санкт-Петербург , Россия
Фовизм [ править ]
Фовизм как стиль зародился примерно в 1900 году и продолжался после 1910 года. Движение как таковое продлилось всего несколько лет, 1904–1908, и имело три выставки. [23] [24] Лидерами движения были Матисс и Андре Дерен . [23] Первая персональная выставка Матисса состоялась в Амбруаза Воллара в 1904 году. галерее [19] без особого успеха. Его пристрастие к ярким и выразительным цветам стало более выраженным после того, как летом 1904 года он провел лето 1904 года, рисуя в Сен-Тропе вместе с неоимпрессионистами Синьяком и Анри-Эдмоном Кроссом . [18] В этом году он написал самую важную из своих работ в стиле неоимпрессионизма: « Luxe, Calme et Volupté» . [18] В 1905 году он снова отправился на юг, чтобы работать с Андре Дереном в Коллиуре . Его картины этого периода характеризуются плоскими формами и контролируемыми линиями, а пуантилизм используется менее строго, чем раньше.
Матисс и группа художников, ныне известных как « фовисты », вместе выставлялись в зале Осеннего салона в 1905 году. Картины выражали эмоции с помощью диких, часто диссонирующих цветов, без учета естественных цветов объекта. Матисс показал «Открытое окно» и «Женщину в шляпе в салоне». Критик Луи Воксель прокомментировал одинокую скульптуру, окруженную «оргией чистых тонов», как « Donatello chez les fauves» (Донателло среди диких зверей). [25] имея в виду скульптуру эпохи Возрождения , которая делила с ними комнату. [26] Его комментарий был напечатан 17 октября 1905 года в ежедневной газете Gil Blas и стал широко использоваться. [23] [26] Выставка вызвала резкую критику — «В лицо публике бросили горшок с краской», — сказала критик Камилла Моклер , — но также и некоторое положительное внимание. [26] , получившая особое осуждение Когда картина Матисса «Женщина в шляпе» , была куплена Гертрудой и Лео Стайнами , боевой дух художника значительно улучшился. [26]
Матисс был признан лидером фовистов наряду с Андре Дереном; эти двое были дружественными соперниками, каждый со своими последователями. Другими членами были Жорж Брак , Рауль Дюфи и Морис де Вламинк . Художник символист - Гюстав Моро (1826–1898) был вдохновляющим учителем этого движения. Будучи профессором Школы изящных искусств в Париже, он побуждал своих студентов мыслить за пределами формальностей и следовать своему видению.
В 1907 году Гийом Аполлинер , комментируя Матисса в статье, опубликованной в «Ла Фаланж» , писал: «Мы здесь не перед лицом экстравагантного или экстремистского начинания: искусство Матисса в высшей степени разумно». [27] Но творчество Матисса того времени также встречало резкую критику, и ему было трудно обеспечивать свою семью. [11] Его картина Nu bleu (1907) была сожжена на Оружейной выставке в Чикаго в 1913 году. [28]
Упадок движения фовистов после 1906 года не повлиял на карьеру Матисса; многие из его лучших работ были созданы между 1906 и 1917 годами, когда он был активным участником великого собрания художественных талантов на Монпарнасе , хотя он и не совсем вписывался в него из-за своей консервативной внешности и строгих буржуазных рабочих привычек. Он продолжал впитывать новые влияния. В 1906 году он отправился в Алжир, изучая африканское искусство и примитивизм . После просмотра большой выставки исламского искусства в Мюнхене в 1910 году он провел два месяца в Испании, изучая мавританское искусство. Он посетил Марокко в 1912 году и еще раз в 1913 году и во время рисования в Танжере внес несколько изменений в свои работы, в том числе использовал черный цвет в качестве цвета. [29] [30] [31] Влияние на искусство Матисса заключалось в новой смелости использования интенсивных, немодулированных цветов, как в « L'Atelier Rouge» (1911). [18]
Матисс долгое время был связан с российским коллекционером произведений искусства Сергеем Щукиным . он создал Одну из своих главных работ «Танец» специально для Щукина в составе двух живописных заказов (вторая картина — «Музыка» (1910). Более ранняя версия «Танца» (1909) находится в коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке.
произведения: Париж, 1901–1910 гг Избранные .
- Люксембургский сад , 1901 год, Эрмитаж , Санкт-Петербург , Россия
- Блюда и фрукты , 1901, Эрмитаж , Санкт-Петербург , Россия
- Ню (Кармелита) , 1904, Музей изящных искусств, Бостон.
- Ваза, бутылка и фрукты , 1906 год, Эрмитаж , Санкт-Петербург , Россия
- Прическа , 1907, Государственная галерея Штутгарта , Штутгарт , Германия.
- Мадрас Руж , Красный тюрбан , 1907, Фонд Барнса , Филадельфия , Пенсильвания
(Выставлено на Оружейной выставке 1913 года) [33] - Le Luxe II , 1907–08, Государственный музей искусств , Копенгаген , Дания.
- Натюрморт с танцем , 1909, Эрмитаж , Санкт-Петербург , Россия
Скульптура [ править ]
- Le Serf ( «Крепостной, Раб» ), 1900–1904, бронза.
- Sleep , 1905, wood, exhibition Blue Rose (Голубая Роза), 1907, location unknown
- Nuuché, I ( Лежащая обнаженная, I ), 1906–07, бронза, выставлена в галерее Монтросс, Нью-Йорк, 1915 г.
- Awakening , 1907, plaster, exhibition Salon of the Golden Fleece (Салон Золотого Руна)
- Декоративная фигура , 1908 год, бронза.
Матисс и Конус сестры Гертруда Стайн, Академия
Примерно в апреле 1906 года Матисс познакомился с Пабло Пикассо , который был на 11 лет младше его. [11] Эти двое стали друзьями на всю жизнь, а также соперниками, и их часто сравнивают. Одно из ключевых различий между ними заключается в том, что Матисс рисовал и рисовал с натуры, в то время как Пикассо был более склонен работать с воображением. Сюжетами, которые чаще всего рисовали оба художника, были женщины и натюрморты , причем Матисс чаще помещал свои фигуры в полностью реализованные интерьеры. Матисс и Пикассо впервые встретились в парижском салоне Гертруды Стайн с ее партнершей Алисой Б. Токлас . В течение первого десятилетия двадцатого века американцы в Париже — Гертруда Стайн, ее братья Лео Стайн , Майкл Стайн и жена Майкла Сара — были важными коллекционерами и сторонниками картин Матисса. Кроме того, две американские подруги Гертруды Стайн из Балтимора , сестры Коун Кларибель и Этта, стали главными покровителями Матисса и Пикассо, собрав сотни их картин и рисунков. Коллекция Конуса сейчас выставлена в Балтиморском художественном музее . [38]
Хотя салон Штейна посещали многочисленные художники, многие из этих художников не были представлены среди картин на стенах на улице Флерюс, 27 . Если в коллекции Лео и Гертруды Стайн доминировали работы Ренуара , Сезанна, Матисса и Пикассо, то в коллекции Сары Стайн особое внимание уделялось Матиссу. [39]
Современники Лео и Гертруды Стайн, Матисса и Пикассо стали частью их круга общения и регулярно присоединялись к собраниям, которые проходили по субботам вечером на улице Флерюс, 27. Гертруда приписывала Матиссу начало субботних вечерних салонов, отмечая:
Все чаще люди стали приходить смотреть картины Матисса — и Сезанна: Матисс приводил людей, каждый приводил кого-то, и они приходили в любое время, и это стало раздражать, и так начинались субботние вечера. . [40]
Среди знакомых Пабло Пикассо, которые также часто посещали субботние вечера, были Фернанда Оливье (любовница Пикассо), Жорж Брак , Андре Дерен , поэты Макс Жакоб и Гийом Аполлинер , Мари Лорансен (любовница Аполлинера и самостоятельный художник) и Анри Руссо . [41]
Его друзья организовали и профинансировали Академию Матисса в Париже, частную некоммерческую школу, в которой Матисс обучал молодых художников. Она действовала с 1907 по 1911 год. Инициатива создания академии исходила от Штейнов и Домье при участии Ганса Пуррмана , Патрика Генри Брюса и Сары Штайн . [42]
семь месяцев Матисс провел в Марокко с 1912 по 1913 год, написав около 24 картин и множество рисунков. его частые востоковедные темы в более поздних картинах, таких как одалиски . К этому периоду можно отнести [43] Золотые рыбки в аквариумах также стали часто повторяющейся темой в творчестве Матисса после его поездки в Марокко. [44] [45]
произведения: Париж, 1910–1917 гг Избранные .
- Натюрморт с геранью , 1910, Пинакотека современности , Мюнхен, Германия.
- L'Atelier Rouge , 1911, Музей современного искусства , Нью-Йорк.
- Окно в Танжере , 1911–12, ГМИИ им. Пушкина , Москва.
- Золотая рыбка , 1912, ГМИИ им. Пушкина , Москва
- Зора на террасе , 1912, ГМИИ им. Пушкина , Москва
- Сидящий Рифен , 1912–13, 200 × 160 см. Фонд Барнса
- Портрет жены художника , 1913, Эрмитаж , Санкт-Петербург.
- La glace sans tain ( Голубое окно ), 1913, Музей современного искусства.
- Женщина на высоком табурете , 1914, Музей современного искусства , Нью-Йорк.
- Вид на Нотр-Дам , 1914 год, Музей современного искусства.
- Красная рыбка (Интерьер с чашей с золотой рыбкой) , Национальный музей современного искусства , Центр Жоржа Помпиду , Париж
- Французское окно в Коллиуре , 1914 год. Национальный музей современного искусства , Париж.
- Желтый занавес , 1915, Музей современного искусства , Нью-Йорк.
- Студия, Quad Saint Michel , 1916, Коллекция Филлипса
- Огюст Пеллерен II , 1916–17, Национальный музей современного искусства , Париж.
- Художник и его модель , 1916–17, Национальный музей современного искусства, Париж.
- Три сестры и мраморный стол из роз , 1917, Фонд Барнса , Филадельфия.
- Портрет семьи (Урок музыки) , 1917, холст, масло, 245,1 х 210,8 см, Фонд Барнса
После Парижа [ править ]
В 1917 году Матисс переехал в Симье на Французской Ривьере , пригороде города Ниццы . Его работа в течение десятилетия или около того после этого переезда показывает расслабление и смягчение его подхода. Это « возвращение к порядку » характерно для многих произведений искусства после Первой мировой войны , и его можно сравнить с неоклассицизмом Пикассо и Стравинского , а также с возвращением к традиционализму Дерена . [47] картины Матисса Востоковедные с одалисками характерны для того периода; хотя эта работа была популярна, некоторые современные критики сочли ее поверхностной и декоративной. [48]
В конце 1920-х годов Матисс вновь начал активное сотрудничество с другими художниками. Он работал не только с французами, голландцами, немцами и испанцами, но также с несколькими американцами и недавними американскими иммигрантами.
После 1930 года в его творчестве появилась новая энергия и более смелое упрощение. Американский коллекционер произведений искусства Альберт К. Барнс убедил Матисса создать для Фонда Барнса большую фреску Танец « II» , которая была завершена в 1932 году; Фонду принадлежат еще несколько десятков картин Матисса. Этот шаг к упрощению и предзнаменованию техники вырезания также очевиден в его картине « Большая лежащая обнаженная» (1935). Матисс работал над этой картиной несколько месяцев и задокументировал ход работы серией из 22 фотографий, которые отправил Этте Коун. [49]
Годы Второй мировой войны [ править ]
Жена Матисса Амели, подозревавшая, что у него роман с ее молодой русской спутницей-эмигранткой Лидией Делекторской , разорвала их 41-летний брак в июле 1939 года, разделив между собой имущество поровну. Делекторская попыталась покончить жизнь самоубийством, выстрелив себе в грудь; Примечательно, что она выжила без каких-либо серьезных последствий, вернулась к Матиссу и проработала с ним всю оставшуюся жизнь, вела его домашнее хозяйство, оплачивала счета, печатала его корреспонденцию, вела тщательные записи, помогала в студии и координировала его работу. деловые дела. [50]
Матисс посещал Париж, когда нацисты вторглись во Францию в июне 1940 года, но сумел вернуться в Ниццу. Его сын Пьер, к тому времени уже владелец галереи в Нью-Йорке, умолял его бежать, пока он может. Матисс собирался уехать в Бразилию, спасаясь от оккупации Франции, но передумал и остался в Ницце, в Виши, Франция . «Мне казалось, что я дезертирую, — писал он Пьеру в сентябре 1940 года. — Если все, кто имеет хоть какую-то ценность, покинут Францию, что останется от Франции?». Хотя он никогда не был членом сопротивления, для оккупированных французов стало предметом гордости то, что один из самых известных художников решил остаться. [51]
Хотя нацисты оккупировали Францию с 1940 по 1944 год, они были более снисходительны в своих нападках на «дегенеративное искусство» в Париже, чем в немецкоязычных странах под их военной диктатурой. Матиссу было разрешено выставляться вместе с другими бывшими фовистами и кубистами, которых Гитлер первоначально утверждал, что презирал, хотя и без каких-либо еврейских художников, все работы которых были удалены из всех французских музеев и галерей; все французские художники, выставлявшиеся во Франции, должны были подписать клятву, подтверждающую их «арийский» статус, включая Матисса. [52] Он также работал художником-графиком и создал черно-белые иллюстрации для нескольких книг и более ста оригинальных литографий в студии Mourlot Studios в Париже.
В 1941 году у Матисса диагностировали рак двенадцатиперстной кишки . Операция, хотя и прошла успешно, привела к серьезным осложнениям, от которых он чуть не умер. [53] Будучи прикованным к постели в течение трех месяцев, он разработал новый вид искусства с использованием бумаги и ножниц. [54]
В том же году студентка медсестер по имени Моник Буржуа откликнулась на объявление Матисса о поиске медсестры. Между Матиссом и Буржуа завязалась платоническая дружба. Он обнаружил, что она художник-любитель, и научил ее перспективе. После того, как Буржуа оставил должность и ушел в монастырь в 1944 году, Матисс иногда связывался с ней и просил ее стать для него моделью. Буржуа стала доминиканской монахиней в 1946 году, а Матисс расписал в ее честь часовню в Вансе, небольшом городке, куда он переехал в 1943 году.
Матисс оставался по большей части изолированным на юге Франции на протяжении всей войны, но его семья была тесно связана с французским сопротивлением. Его сын Пьер, торговец произведениями искусства в Нью-Йорке, помог еврейским и антинацистским французским художникам, которых он представлял, бежать из оккупированной Франции и попасть в Соединенные Штаты. В 1942 году Пьер провел в Нью-Йорке выставку «Художники в изгнании», ставшую легендарной. Бывшая жена Матисса, Амели, работала машинисткой во французском метрополитене и была заключена в тюрьму на шесть месяцев. Матисс был шокирован, когда узнал, что его дочь Маргарита, которая принимала активное участие в Сопротивлении во время войны, была замучена (почти до смерти) гестапо в тюрьме Ренна и приговорена к концентрационному лагерю Равенсбрюк в Германии. [10] Маргарите удалось сбежать из поезда, идущего в Равенсбрюк, который был остановлен во время воздушного налета союзников; она выжила в лесу в хаосе последних дней войны, пока ее не спасли товарищи по сопротивлению. [55] Ученик Матисса Рудольф Леви был убит в концентрационном лагере Освенцим в 1944 году. [56] [57]
Последние годы [ править ]
Вырезы [ править ]
В 1941 году у Матисса диагностировали рак брюшной полости, и он перенес операцию, в результате которой он был прикован к инвалидной коляске и часто был прикован к постели. Живопись и скульптура стали для него физическими проблемами, поэтому он обратился к новому типу техники. С помощью своих помощников он начал создавать коллажи из вырезанной бумаги или декупаж . Он разрезал листы бумаги, предварительно разрисованные его помощниками гуашью , на фигуры разных цветов и размеров и складывал их в живые композиции. Первоначально эти произведения были скромными по размеру, но со временем превратились в фрески или произведения размером с комнату. Результатом стала отчетливая и объемная сложность — форма искусства, которая была не совсем живописью, но и не совсем скульптурой. [58] [59] Последние четырнадцать лет своей жизни он назвал «une Seconde vie», то есть своей второй жизнью. Говоря о своей работе, Матисс упомянул, что, хотя его мобильность была ограничена, он мог бродить по садам в форме своих произведений искусства. [60] [61]
Хотя вырезание из бумаги было основным средством Матисса в последнее десятилетие его жизни, его первое зарегистрированное использование этой техники было в 1919 году во время дизайна декора для оперы « Песнь дю Россиньоль» , написанной Игорем Стравинским . [59] Альберт К. Барнс организовал изготовление картонных шаблонов необычных размеров стен, на которые Матисс в своей студии в Ницце закрепил композицию из раскрашенных бумажных фигур. Другая группа вырезок была сделана между 1937 и 1938 годами, когда Матисс работал над декорациями и костюмами для « Сергея Дягилева » Русского балета . Однако только после операции Матисс, прикованный к постели, начал развивать технику вырезания как собственную форму, а не ее прежнее утилитарное происхождение. [62] [63]
В 1943 году он переехал на вершину холма Ванса, Франция , где создал свой первый крупный проект вырезок для книги своего художника под названием «Джаз» . Однако эти вырезки были задуманы как эскизы трафаретных отпечатков, которые можно было бы рассмотреть в книге, а не как самостоятельные графические произведения. В этот момент Матисс все еще считал вырезы отдельными от своего основного вида искусства. Его новое понимание этой среды раскрывается во вступлении к «Джазу» в 1946 году . Подводя итог своей карьеры, Матисс обращается к возможностям, которые предлагает техника вырезания, настаивая: «Художник никогда не должен быть пленником самого себя, пленником стиля, пленником репутации, пленником успеха…» [62]
Число независимо задуманных вырезок неуклонно росло после «Джаза» , что в конечном итоге привело к созданию работ размером с фреску, таких как «Океания небо» и «Океания море» 1946 года. Под руководством Матисса Лидия Делекторская, его ассистент в студии, свободно прикрепила силуэты птиц, рыб и морской растительности прямо на стенах комнаты. Две работы Океании, его первые работы такого масштаба, напомнили о путешествии на Таити, которое он совершил много лет назад. [64]
В мае 1954 года его вырез «Сноп» был выставлен в Майском салоне и имел успех. [65] Работа была сделана по заказу американских коллекционеров мистера и миссис Броди, а затем вырезка была адаптирована к керамике для их дома в Лос-Анджелесе. Сейчас он находится в Музее искусств округа Лос-Анджелес . [66]
Часовня и музей [ править ]
В 1948 году Матисс начал готовить проекты для Шапель дю Розер де Ванс , что позволило ему расширить эту технику в поистине декоративном контексте. Опыт проектирования окон часовни, риз и двери скинии — все это было запланировано с использованием метода вырезов — привел к тому, что медиум стал его основным направлением деятельности. Завершив свою последнюю картину в 1951 году (а последнюю скульптуру годом ранее), Матисс использовал вырезки из бумаги в качестве единственного средства выражения вплоть до своей смерти. [67]
Этот проект стал результатом тесной дружбы Матисса и Буржуа, ныне сестры Жак-Мари, несмотря на то, что он был атеистом. [68] [69] Они снова встретились в Вансе и начали сотрудничество, история, описанная в ее книге 1992 года « Анри Матисс: Шапель де Ванс» и в документальном фильме 2003 года «Модель для Матисса». [70]
В 1952 году он основал музей, посвященный его работам, Музей Матисса в Ле Като , и сейчас этот музей является третьей по величине коллекцией работ Матисса во Франции.
По словам Дэвида Рокфеллера , последней работой Матисса был дизайн витража, установленного в церкви Юнион в Покантико-Хиллз недалеко от поместья Рокфеллеров к северу от Нью-Йорка. «Это было его последнее творение; макет висел на стене его спальни, когда он умер в ноябре 1954 года», — пишет Рокфеллер. Монтаж завершился в 1956 году. [71]
Смерть [ править ]
Матисс умер от сердечного приступа в возрасте 84 лет 3 ноября 1954 года. Он похоронен на кладбище монастыря Нотр-Дам де Симье в районе Симье в Ницце. [72]
Наследие [ править ]
Первой картиной Матисса, попавшей в публичную коллекцию, был «Натюрморт с геранью» (1910), выставленный в Пинакотеке современности . [73]
Его «Цветение сливы» (1948) было куплено 8 сентября 2005 года для Музея современного искусства Генри Крависом и новым президентом музея Мари-Жозе Друэн . Ориентировочная цена составила 25 миллионов долларов США. Ранее публике его не видели с 1970 года. [74] В 2002 году скульптура Матисса « Лежащая обнаженная I (Рассвет)» была продана за 9,2 миллиона долларов США, что стало рекордом для скульптуры художника.
Дочь Матисса Маргарита часто помогала ученым Матисса понять его методы работы и его работы. Она умерла в 1982 году при составлении каталога работ своего отца. [75]
Сын Матисса Пьер Матисс (1900–1989) открыл галерею современного искусства в Нью-Йорке в 1930-х годах. Галерея Пьера Матисса, действовавшая с 1931 по 1989 год, представляла и выставляла многих европейских художников, а также некоторых американцев и канадцев в Нью-Йорке, часто впервые. Он выставлял Жоана Миро , Марка Шагала , Альберто Джакометти , Жана Дюбюффе , Андре Дерена , Ива Танги , Ле Корбюзье , Поля Дельво , Вифредо Лама , Жан-Поля Риопеля , Бальтюса , Леонору Кэррингтон , Зао Воу Ки , Сэма Фрэнсиса и Симона Хантай , скульпторы Теодор Розак , Раймонд Мейсон и Рег Батлер , а также несколько других важных художников, включая работы Анри Матисса. [76] [77]
Внук Анри Матисса Поль Матисс — художник и изобретатель, живущий в Массачусетсе . Правнучка Матисса Софи Матисс занимается художницей. Les Heritiers Matisse является его официальным поместьем. Представителем авторских прав на Les Heritiers Matisse в США является Общество прав художников . [78]
Муниципальный музей Матисса в Ницце обладает одной из крупнейших в мире коллекций работ Матисса, прослеживая его творческое начало и эволюцию вплоть до его последних работ. Музей, открывшийся в 1963 году, расположен на вилле де Арен, вилле семнадцатого века в районе Симье. [79]
на В честь Матисса был назван кратер планете Меркурий. [80]
нацистами украденное , Искусство
Многочисленные произведения Матисса были конфискованы нацистами, разграблены у еврейских коллекционеров или перешли из рук в руки в результате принудительной продажи в годы нацизма. За последние двадцать лет несколько произведений Матисса были возвращены наследникам их владельцев до Третьего рейха, в том числе « Le Mur Rose» , из французского Музея Помпиду наследникам Генри Фулда, [81] « Femme Assise», обнаруженная в тайнике сына Хильдебранда Гурлитта в Мюнхене. [82] Долина Стур, принадлежавшая Анне Яффе, найдена в музее Ла Шо-де-Фон. [83] и многие другие.
Немецкий фонд Lost Art перечисляет 38 произведений Матисса в интернет-базе данных Lost Art. [84]
Последние выставки [ править ]
Выставка «Анри Матисс: Вырезы» проходила в лондонской галерее Тейт Модерн с апреля по сентябрь 2014 года. [85] Выставка была самой крупной и обширной из когда-либо проводившихся вырезок, включая около 100 бумажных макетов, позаимствованных из международных государственных и частных коллекций, а также подборку связанных с ними рисунков, гравюр, иллюстрированных книг, витражей и текстиля. [86] Всего на ретроспективе было представлено 130 работ, охватывающих его практику с 1937 по 1954 год. Выставка Тейт Модерн стала первой в своей истории, собравшей более полумиллиона человек. [87]
Затем выставку перенесли в Нью-Йоркский музей современного искусства , где она экспонировалась с 12 октября 2014 года по 10 февраля 2015 года. Недавно законсервированный вырез « Бассейн» , который не выставлялся более 20 лет. лет вернулся в галереи в качестве центрального экспоната выставки. [88]
В 2018 году работы Матисса выставлялись вместе с работами Жоана Миро , Ле Корбюзье , Раймонда Хейнса и Эрика Сандиллона в Музее декоративного искусства и дизайна в Риге , Латвия . [89] [90] [91] [92] Выставка под названием « Цвет гобеленов: современные гобелены из коллекции Mobilier national во Франции » состоялась в рамках шестой выставки Riga Textile Art. [89] [90] [91] [92]
С 1 мая по 10 сентября 2022 года в Музее современного искусства выставлялась картина Матисса «Красная студия» , а также «картины и рисунки, тесно связанные с «Красной мастерской » .
Неполный список работ [ править ]
- Читающая женщина (1894), Национальный музей современного искусства, Париж.
- Розовая стена (1898), Национальный музей современного искусства.
- Канал дю Миди (1898 г.), Музей Тиссена-Борнемисы
- Богоматерь, однажды поздно вечером (1902), Художественная галерея Олбрайт-Нокс , Буффало, Нью-Йорк
- Роскошь, спокойствие и сладострастие (1904), Национальный музей современного искусства.
- Зеленая полоса (1905)
- Открытое окно (1905)
- Женщина в шляпе (1905)
- Крыши Коллиура (1905 г.)
- Пейзаж в Коллиуре (1905)
- Счастье жизни (1906)
- Молодой матрос II (1906)
- Автопортрет в полосатой футболке (1906)
- Мадрас Руж (1907)
- Синяя обнаженная (1907), Балтиморский художественный музей
- Десерт: Гармония в красном (Красная комната) (1908)
- Купальщицы с черепахой (1908), Художественный музей Сент-Луиса , Миссури
- Танец (1909)
- Натюрморт с геранью (1910)
- Л'Ателье Руж (1911)
- Разговор (1908–1912)
- Зора на террасе (1912)
- Золотая рыбка (1912)
- Сидящий Рифен (1912)
- Окно в Танжере (1912)
- Le rideau jaune (желтый занавес) (1915)
- Окно (1916), Детройтский институт искусств , Мичиган.
- Художник и его модель (1916–17).
- Лобовое стекло, по дороге в Виллакубле (1917), Художественный музей Кливленда
- Урок музыки (1917)
- Интерьер Ниццы (1920)
- Фестиваль цветов, Ницца (1923), Художественный музей Кливленда.
- Одалиска с поднятыми руками (1923), Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия
- Желтая одалиска (1926)
- Танец II (1932), триптих фреска- (45 на 15 футов) в Фонде Барнса в Филадельфии.
- Пурпурное платье и анемоны (1937)
- Женщина в фиолетовом пальто (1937)
- Le Rêve de 1940 (мечта 1940 года) (1940)
- Румынская блузка (1940)
- Интерьер с этрусской вазой (1940), Художественный музей Кливленда
- Метатель ножей (1943)
- Аннелис, белые тюльпаны и анемоны (1944), Художественный музей Гонолулу.
- Азия (1946)
- Две маленькие девочки, желто-красный фон (1947)
- Джаз (1947)
- Цветение сливы (1948)
- Часовня Святой Марии Розария (1948–1951)
- Морские звери (1950)
- Печали короля (1952)
- Черный лист на зеленом фоне (1952)
- Негритянка (1952)
- Синяя обнаженная II (1952)
- Улитка (1953)
- Ле Бато (1954). Эта гуашь вызвала небольшой переполох, когда в 1961 году МоМА по ошибке показывал ее перевернутой в течение 47 дней. [93]
Иллюстрации [ править ]
- Жан Кокто , Бертран Геган (1892–1943); Альманах коканя за 1920–1922 годы, истинным гурманам и любителям алкоголя посвящается. [94]
Сочинения [ править ]
- Записки художника («Note d'un peintre»), 1908 г.
- Заметки художника о рисовании , июль 1939 г.
- Джаз , 1947 год.
- Матисс об искусстве , собрание Джека Д. Флама, 1973 год. ISBN 0-7148-1518-7
- Беседа с Анри Матиссом: потерянное интервью 1941 года , Getty Publications, 2013, ISBN 978-1-60606-128-2
в СМИ и Изображение литературе
Кинодраматизации [ править ]
- Фильм «Шедевр» о художнике и его отношениях с Моникой Буржуа. [95] был предложен в 2011 году. Дипа Мехта намеревалась вместе с Аль Пачино поставить роль Анри Матисса.
- Матисса сыграл Ив-Антуан Спото в фильме 2011 года «Полночь в Париже» .
- Матисса сыграл Джосс Экланд в «Торговец из слоновой кости» постановке 1996 года « Выживший Пикассо» .
Выставка на экране [ править ]
- Выставка Музея современного искусства «Анри Матисс: вырезы», 12 октября 2014 г. – 10 февраля 2015 г., [96] по нему был снят фильм «Матисс» из МоМА и галереи Тейт Модерн компанией «Выставки на экране». [97]
Литература [ править ]
- В Рэя Брэдбери рассказе « Бдительная покерная фишка Х. Матисса » содержится намек на то, что художник нарисовал на покерной фишке глаз, который американец мог использовать в качестве монокля.
- В Майкла Ондатже книге «Бег в семье » есть раздел под названием «Не говорите мне о Матиссе».
- В Генри Миллера есть «Тропике Рака» несколько страниц, восхваляющих творчество и значимость «яркого мудреца» Матисса, его героя.
Музыка [ править ]
- Британский композитор Питер Сиборн написал септет «Печаль короля» (2007), вдохновленный поздней бумажной вырезкой «La Tristesse du Roi» . [98]
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Майерс, Терри Р. (июль – август 2010 г.). «Матисс в движении» . Бруклинская железная дорога .
- ^ «Тейт Модерн: Матисс Пикассо» . Тейт.org.uk. Проверено 13 февраля 2010 г.
- ^ Адриан Сирл (7 мая 2002 г.). «Сирл, Адриан, знаменательная, потрясающая выставка , The Guardian, вторник, 7 мая 2002 г.» . Хранитель . Великобритания . Проверено 13 февраля 2010 г.
- ^ «Трахтман, Пол, Матисс и Пикассо , Смитсоновский институт, февраль 2003 г.» . Смитсонианмаг.com . Проверено 13 февраля 2010 г.
- ^ «Писсуар Дюшана возглавляет художественный обзор» . news.bbc.co.uk. 1 декабря 2004 года . Проверено 10 декабря 2010 г.
- ^ Уоттенмейкер, Ричард Дж.; Дистел, Энн и др. (1993). Великие французские картины из Фонда Барнса . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 0-679-40963-7 . п. 272
- ^ Магдалена Домбровски Отдел современного искусства девятнадцатого века, Метрополитен-музей Источник: Анри Матисс (1869–1954) | Тематическое эссе | Хайльбрунн Хронология истории искусств | Метрополитен-музей Проверено 30 июня 2010 г.
- ^ Сперлинг, Хилари (2000). Неизвестный Матисс: Жизнь Анри Матисса: Ранние годы, 1869–1908 . Калифорнийский университет Press, 2001. ISBN 0-520-22203-2 . стр. 4–6
- ^ Леймари, Жан; Прочтите, Герберт; Либерман, Уильям С. (1966), Анри Матисс , Художественный совет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, стр.9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бербель Секстон. «Работай и никого не слушай». Süddeutsche Zeitung , 6 июля 2007 г. (на немецком языке)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Неизвестный Матисс, стр. 352–553... , ABC Radio National , 8 июня 2005 г.
- ^ Сперлинг, Хилари. Неизвестный Матисс: жизнь Анри Матисса, ранние годы, 1869–1908 . стр.86. доступ онлайн 15 июля 2007 г.
- ^ Сперлинг (1998) , 119–138.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б интервью с Хилари Сперлинг (8 июня 2005 г.). «Неизвестный Матисс… – Книжный разговор» . АВС онлайн . Проверено 1 августа 2016 г.
- ↑ Анри и Пьер Матисс , «Космополис» , № 2, январь 1999 г.
- ^ Сперлинг (1998) , 138.
- ↑ Маргарита Матисс , дата обращения 13 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Oxford Art Online, «Анри Матисс»
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Леймари, Жан; Прочтите, Герберт; Либерман, Уильям С. (1966), Анри Матисс , Художественный совет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, стр.10.
- ^ [1] [ постоянная мертвая ссылка ] на странице 23 ссылки на Google Книги
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сперлинг, Хилари, 2005, «Пижамы Матисса», The New York Review of Books , 11 августа 2005 г., стр. 33–36.
- ^ Леймари, Жан; Прочтите, Герберт; Либерман, Уильям С. (1966), Анри Матисс , Художественный совет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, стр. 19–20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джон Элдерфилд , Фовизм «Дикие звери» и его сходство, 1976, Музей современного искусства , стр.13, ISBN 0-87070-638-1
- ^ Фриман, Джуди и др., Фовистский пейзаж , 1990, Abbeville Press, стр. 13, ISBN 1-55859-025-0 .
- ^ Воксель, Луи. [2] , Жиль Блас, Приложение к Жиль Бласу от 17 октября 1905 г., стр.8, столбец 1, зал VII (конец). Получено из France Gallica, цифровой библиотеки, Национальной библиотеки Франции, 1 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чилвер, Ян (ред.). «Фовизм». Архивировано 9 ноября 2011 года в Wayback Machine , Оксфордский словарь искусств, Oxford University Press, 2004. Получено с сайта enotes.com, 26 декабря 2007 года.
- ^ Пикассо и Брак, новаторы кубизма , Уильям Рубин , опубликовано Музеем современного искусства , Нью-Йорк, авторские права 1989 г., ISBN 0-87070-676-4 стр.348.
- ^ Анри Матисс в Британской энциклопедии
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Анри Матисс. Марокканцы. Исси-ле-Мулино, конец 1915 г. и осень 1916 г. – МоМА» .
- ^ «Матисс в Марокко» .
- ^ Обзор: Джон Рассел, Матисс и след, оставленный на нем Марокко , NY Times
- ^ «Матисс, Роскошь, спокойствие и сладострастие , 1904, Музей Орсе, Париж, Франция» . Архивировано из оригинала 31 мая 2013 года . Проверено 14 апреля 2013 г.
- ^ «Открытка Оружейной выставки с репродукцией картины Анри Матисса «Красный тюрбан», 1913 год, из документов семьи Уолта Куна и записей Оружейной выставки, 1859–1984 годы, объем 1900–1949 годов» .
- ^ «Три купальщицы, 1907, холст, масло, 60,3 х 73 см, Институт искусств Миннеаполиса» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 3 апреля 2014 г.
- ↑ The Guardian, Хиллари Сперлинг в сериале «Сзади».
- ^ «Анри Матисс. Спина (III). Исси-ле-Мулино, 13 мая 1913 г. – начало осени 1916 г. – МоМА» .
- ^ Тейт. «Back I, Анри Матисс ок. 1909–10 , актерский состав 1955–6 – Тейт» . Архивировано из оригинала 21 мая 2013 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
- ↑ Коллекция Cone. Архивировано 19 октября 2014 года в Wayback Machine , Художественный музей Балтимора. Проверено 29 июля 2007 г.
- ^ (МоМА, 1970, 28 лет)
- ^ Меллоу, 1974, с. 84
- ^ Меллоу, 1974, с. 94-95
- ^ Кристофер Грин, Искусство во Франции, 1900–1940 , Серия «История искусств Пеликана», издательство Йельского университета, 2003, стр. 64 , ISBN 0300099088
- ^ Коварт, Джек; Шнайдер, Пьер; Элдерфилд, Джон (1990). Матисс в Марокко: картины и рисунки, 1912–1913 .
- ^ Уилкинс, Шарлотта (9 августа 2015 г.). «Матисс, Золотая рыбка » . Смартистория . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ "Анри Матисс Золотая рыбка . 1912" . Пушкинский музей . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ Джозеф, Чарльз М. (2002) «Стравинский и Баланчин, путешествие изобретений», Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN ML 410 S932 J6 652002
- ^ Коулинг, Элизабет; Дженнифер Манди (1990). На классической почве: Пикассо, Леже, де Кирико и новый классицизм 1910-1930 гг . Лондон: Галерея Тейт. С. 14, 92, 184. ISBN 1-854-37043-X .
- ^ Джек Коварт и Доминик Фуркад. Анри Матисс: Ранние годы в Ницце, 1916–1930 . Генри Н. Абрамс, Inc., 1986. с. 47. ISBN 978-0810914421 .
- ^ Анри Матисс Фотодокументация 22 прогрессивных государств с изображением большой лежащей обнаженной натуры, 1935 г. , Еврейский музей. Архивировано 29 мая 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ «Биография Анри Матисса» . Архивировано из оригинала 12 июля 2016 года . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ Крамер, Хилтон (март 1992 г.). «Искусство и политика в период Виши» . newcriterion.com . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Прайс-Джонс, Дэвид (1981). Париж в Третьем рейхе: история немецкой оккупации, 1940–1944 гг . Холт, Райнхарт и Уинстон, с. 220.
- ^ Дэниэлс, Патрисия. «Матисс: Биография».
- ^ Лакайо, Ричард (3 ноября 2014 г.), The Paper Chase. В МОМА: великолепная выставка блаженных «Вырезок» Матисса , получено 9 апреля 2015 г.
- ^ Свирепость, Рут; Олаф Петерс; Барбара Мария Шеллевальд [редакторы] (2008), История искусств в «Третьем Рейхе»: теории, методы, практики , Akademie Verlag, стр. 429; Сперлинг, Хилари, Матисс-Мастер: Жизнь Анри Матисса, завоевание цвета, 1909–1954 , стр.424.
- ^ Гилберт, Мартин (2002). Атлас Холокоста Рутледжа . Психология Пресс . п. 10. ISBN 978-0-415-28145-4 .
- ^ Рурберг, Карл (1986). Искусство двадцатого века: живопись и скульптура в музее Людвига . Риццоли . п. 55. ИСБН 978-0-8478-0755-0 .
- ^ Коттер, Голландия (9 октября 2014 г.), «Огоньки из снов старика 'Анри Матисс: вырезы', победный круг в МоМА» , New York Times , получено 17 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МоМА (2014), Анри Матисс: Вырезы , получено 19 февраля 2015 г.
- ^ Карелли, Франческо (2014). « Живопись ножницами: Матисс и творчество в болезни» . Лондонский журнал первичной медицинской помощи . 6 (4): 93. дои : 10.1080/17571472.2014.11493424 . ISSN 1757-1472 . ПМЦ 4238723 . ПМИД 25949724 .
- ^ «5 всемирно известных художников с ограниченными возможностями: Микеланджело, Гойя, Клее…» Страстные люди от Invacare . 5 июня 2017 года . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Элдерфилд, Джон (1978). Вырезы Анри Матисса . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер. стр. 8 . ISBN 0-8076-0886-6 .
- ^ Матисс, Анри (2001). Джаз . Нью-Йорк: Издательство Престель. п. 10. ISBN 3-7913-2392-Х .
- ^ Коттер, Голландия (9 октября 2014 г.), «Огоньки из снов старика 'Анри Матисс: вырезы', победный круг в МоМА» , New York Times , получено 17 февраля 2015 г.
- ^ Матисс Вторая жизнь . Хазан. 2005. с. 242.
- ^ «Анри Матисс: Ла Герб» . ЛАКМА . Проверено 26 сентября 2021 г.
- ^ Элдерфилд, Джон (1978). Вырезы Анри Матисса . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер. стр. 9 . ISBN 0-8076-0886-6 .
- ^ Кэтрин Бок-Вайс (2009). Анри Матисс: Модернист против зерна . Пенн Стейт Пресс. п. 147. ИСБН 978-0-271-03512-3 .
Это вполне естественно, поскольку во время последующих болезней и во время работы над Венецианской капеллой его окружали священники и монахини, хотя он и оставался убежденным атеистом.
- ↑ Влияние сестры Жак-Мари на Часовню Розария Матисса, умирает , NY Times, 29 сентября 2005 г., дата обращения 27 июля 2010 г.
- ↑ Французский профессор руководит «Моделью для Матисса» , Карнеги-Меллон сегодня, 30 июня 2003 г. Проверено 30 июля 2007 г.
- ^ Дэвид Рокфеллер, мы рады приветствовать вас на веб-сайте Объединенной церкви Покантико-Хиллз, по состоянию на 30 июля 2010 г.
- ^ Шнайдер, Пьер (1984). Матисс . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер. п. 740. ИСБН 0-500-09166-8 .
- ^ Батлер, Десмонд. «Искусство/архитектура: дом для современных людей в городе, ограниченном временем» , The New York Times , 10 ноября 2002 г. Проверено 25 декабря 2007 г.
- ↑ «Модерн» приобретает «потерянного» Матисса , The New York Times , 8 сентября 2005 г.
- ^ «Маргарита Дютюи, модель в искусстве Матисса, ее отца» , New York Times , 3 апреля 1982 г.
- ^ Рассел, Джон (1999). Матисс, Отец и сын . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. стр.387–389 ISBN 0-8109-4378-6
- ↑ Выставка Метрополитен-музея работ из галереи Пьера Матисса, онлайн-доступ 20 июня 2007 г. Архивировано 19 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Список наиболее часто запрашиваемых художников Общества прав художников. Архивировано 6 февраля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ «Музей Матисса в Ницце Симье» (на французском языке). Хороший Троттер. Архивировано из оригинала 13 февраля 2013 года . Проверено 21 июня 2011 г. 22 марта 2021 г.
- ^ «Матисс» . Справочник планетарной номенклатуры . МАС / НАСА / Геологическая служба США . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ «Матисс, разграбленный нацистами, передан британской благотворительной организации» .
- ^ «Матисс из собрания Гурлитта возвращен наследникам еврейского арт-дилера» . www.lootedart.com . Проверено 30 апреля 2021 г.
- ^ «Украденная картина покидает Шо-де-Фон после долгой борьбы» . www.lootedart.com . Женева Трибьюн. Архивировано из оригинала 1 мая 2018 года . Проверено 30 апреля 2021 г.
- ^ «Интернет-база данных потерянных произведений искусства — расширенный поиск» . www.lostart.de . Архивировано из оригинала 30 апреля 2021 года . Проверено 30 апреля 2021 г.
- ^ Анри Матисс: Вырезы , Тейт, заархивировано из оригинала 10 марта 2015 г. , получено 28 февраля 2015 г.
- ^ Анри Матисс: Вырезы , Музей современного искусства , получено 28 февраля 2015 г.
- ^ Выставка Анри Матисса — самая успешная художественная выставка Тейт , BBC, 15 сентября 2014 г. , дата обращения 28 февраля 2015 г.
- ^ Анри Матисс: Вырезы , Музей современного искусства , получено 28 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Цвет гобеленов. Современные гобелены из коллекции «Mobilier national» во Франции — Художественные музеи» . www.lnmm.lv. Проверено 6 января 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б « Цвета гобелена » . Газета.com (на английском языке ) Проверено 6 января 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Артдейли. «Музей декоративного искусства и дизайна в Риге знакомится с текстильной коллекцией Mobilier national» . artdaily.cc . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б "В Риге проходит выставка французских гобеленов - Культура, искусство - Latvijas reitingi" . reitingi.lv (in Russian). 1 June 2024 . Retrieved 6 January 2024 .
- ^ Нэн Робертсон. «Современный музей поражен картиной Матисса», New York Times , 5 декабря 1961 года.
- ^ Обратите внимание на WorldCat ; судок [ постоянная мертвая ссылка ] ; BnF. Архивировано 3 июня 2016 года в Wayback Machine . На дереве гравированы и неопубликованные рисунки: Матисса, Ж. Маршана , Р. Дюфи , Сони Левицкой, де Сегонзак , Жана Эмиля Лабурёра , Фриза , Марке , Пьера Лапрада, Синьяка , Луи Латапи, Сюзанны Валадон , Генриетты Тирман и других.
- ^ Чайлд, Бен (14 февраля 2011 г.). «Аль Пачино сыграет Анри Матисса» . Хранитель . Проверено 29 апреля 2012 г.
- ^ Анри Матисс: Вырезы
- ^ Батталья, Энди (11 января 2015 г.). «Вырезки Матисса сейчас идут в ближайшем к вам театре» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Этеля Суонем Санномат» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 июня 2019 года . Проверено 4 июня 2019 г.
Библиография [ править ]
- Барр, Альфред Х. младший (1951). Матисс: его искусство и его публика . Нью-Йорк: Музей современного искусства. ISBN 978-0-87070-469-7 . . Матисс, его искусство и его публика в Интернет-архиве .
- Берггрюн, Оливье; Холлейн, Макс, ред. (2006). Анри Матисс: Рисунок ножницами: шедевры последних лет . Издательство Престель. ISBN 978-3-7913-3473-8 .
- Селдран, Ф.; Видаль-и-Плана, Р.Р. (2007). Треугольник: Анри Матисс – Жоржет Агют – Марсель Самба . Париж: издание Yveline. ISBN 978-2-84668-131-5 .
- Коварт, Джек ; Фуркад, Доминик (1986). Анри Матисс: Ранние годы в Ницце, 1916–1930 . Генри Н. Абрамса, Inc. ISBN 978-0-8109-1442-1 .
- Эшолье, Раймонд (1960). Матисс. Портрет художника и мужчины . Лондон: Фабер и Фабер.
- Гоуинг, Лоуренс (1979). Матисс . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-520157-4 .
- Финсен, Ханне ; Кокио, Кэтрин; и др. (2005). Матисс: Вторая жизнь . Хазан. ISBN 978-2-7541-0043-4 .
- Льюис, Дэвид (январь 2009 г.). «Матисс и Византия, или Механизация берет верх» . Модернизм/современность . 16 (1): 51–59. дои : 10.1353/мод.0.0047 . S2CID 144631296 .
- Рассел, Джон (1999). Матисс, Отец и сын . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN 0-8109-4378-6 .
- Шнайдер, Пьер (1984). Матисс . Нью-Йорк: Риццоли. ISBN 0-8478-0546-8 .
- Сперлинг, Хилари (1998). Неизвестный Матисс: Жизнь Анри Матисса, Том. 1, 1869–1908 . Лондон: ISBN Хэмиша Гамильтона Лтд. 0-679-43428-3 .
- Сперлинг, Хилари (2005). Матисс Мастер: Жизнь Анри Матисса, Том. 2, Покорение цвета 1909–1954 гг . Лондон: ISBN Хэмиша Гамильтона Лтд. 0-241-13339-4 .
- Райт, Аластер (2006). Матисс и субъект модернизма . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-11830-2 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Берггрюен, Оливье и Макс Холлейн , ред., Анри Матисс: Рисование ножницами: шедевры последних лет , Престель, 2006. ISBN 3791334735 .
- Буа, Ив-Ален. Матисс в Фонде Барнса , Филадельфия: Фонд Барнса; Нью-Йорк и Лондон: Темза и Гудзон, 2016.
- Кампис, Антал, Матисс , Будапешт, 1959.
- Мармер, Нэнси, «Матисс и стратегия украшения», Artforum , март 1966 г., стр. 28–33.
- Сук, Аластер , Анри Матисс: Вторая жизнь . Пингвин, 2014.
- Мюллер, Маркус, Анри Матисс: Великие мастера искусства , Hirmer Verlag GmbH, Мюнхен, 2017, ISBN 978-3-7774-2848-2.
- Мюррелл, Дениз , Позирование современности: черная модель от Мане и Матисса до наших дней . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2018.
Внешние ссылки [ править ]
- Матисс и его кошки
- Кадры Анри Матисса в Вансе, Франция, работающего над Новой часовней Ванса.
- Анри Матисс: Жизнь и творчество 500 изображений в высоком разрешении
- Анри Матисс в Музее современного искусства
- Музей Матисса в Ницце
- Обнаженная у Матисса
- Гелетт Берджесс, «Парижские дикари, Матисс, Пикассо и фовисты», Architectural Record , 1910 г.
- Документирование позолоченного века: выставки Нью-Йорка на рубеже 20-го века. Архивировано 17 января 2015 года в Wayback Machine, проект Нью-Йоркского консорциума художественных ресурсов . Каталог выставки Матисса и фотоархив « Молодого моряка II» .
- Анри Матисс в американских публичных коллекциях, на сайте Французской переписи скульптуры.
- Фонд Барнса, Филадельфия
- Анри Матисс
- 1869 рождений
- 1954 смерти
- Французские художники XIX века.
- Французские скульпторы XIX века.
- Французские художники-мужчины XIX века
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины 20-го века
- Французские скульпторы XX века.
- Академия выпускников Джулиана
- фовизм
- Французские атеисты
- Французские художники-мужчины
- Французские скульпторы-мужчины
- Французские граверы
- Семья Матисс
- Французские художники-востоковеды.
- Люди из Ле Като-Камбрези
- Французские художники-постимпрессионисты
- Школа Парижа