Jump to content

Филиппо Томмазо Маринетти

Филиппо Томмазо Маринетти
Рожденный ( 1876-12-22 ) 22 декабря 1876 г.
Александрия , Египет
Умер 2 декабря 1944 г. ( 1944-12-02 ) (67 лет)
Белладжио , Италия
Занятие Поэт
Литературное движение Футуризм
Супруг Бенедетта Каппа

Филиппо Томмазо Эмилио Маринетти (англ. Итальянский: [filippo tommazo marinetti] ; 22 декабря 1876 — 2 декабря 1944) — итальянский поэт, редактор, теоретик искусства и основатель футуристического движения . В период с 1907 по 1908 год он был связан с утопическим и символистским художественным и литературным сообществом Abbaye de Créteil. Маринетти наиболее известен как автор «Манифеста футуризма» , написанного и опубликованного в 1909 году, а также как соавтор «Фашистского манифеста футуризма». Манифест 1919 года.

Детство и юность

[ редактировать ]

Эмилио Анджело Карло Маринетти (в некоторых документах его имя указано как «Филиппо Ахилле Эмилио Маринетти») провел первые годы своей жизни в Александрии , Египет , где его отец (Энрико Маринетти) и его мать (Амалия Гролли) жили вместе более uxorio (как если женат). Энрико был юристом из Пьемонта , а его мать была дочерью профессора литературы из Милана . Они приехали в Египет в 1865 году по приглашению хедива Исмаила-паши , чтобы выступать в качестве юрисконсультов иностранных компаний, принимавших участие в его программе модернизации. [1]

Любовь к литературе у него развилась еще в школьные годы. Его мать была заядлой читательницей поэзии и познакомила юного Маринетти с итальянской и европейской классикой. В семнадцать лет он начал свой первый школьный журнал «Папирус» ; [2] иезуиты Эмиля угрожали исключить его за публикацию Золя в школе скандальных романов .

Сначала он учился в Египте, затем в Париже, получив степень бакалавра в 1894 году в Сорбонне . [3] и в Италии, получив диплом юридического факультета Университета Павии в 1899 году.

Он решил не быть юристом, а развивать литературную карьеру. Он экспериментировал со всеми видами литературы (поэзией, повествованием, театром, свободным словом ), подписывая все «Филиппо Томмазо Маринетти».

Футуризм

[ редактировать ]
Поэма Маринетти на стене в Лейдене

Маринетти и Константин Бранкузи были посетителями аббатства Кретей ок. 1908 вместе с молодыми писателями, такими как Роджер Аллард (один из первых, кто защитил кубизм ), Пьер Жан Жув и Поль Кастио, которые хотели публиковать свои произведения через Аббатство. Аббатство Кретей было фаланстерским сообществом, основанным осенью 1906 года художником Альбертом Глейзом и поэтами Рене Аркосом , Анри-Мартеном Барсуном , Александром Мерсеро и Шарлем Вильдраком . [4] Движение черпало вдохновение из Телемского аббатства, вымышленного творения Рабле в его романе «Гаргантюа» . Он был закрыт его членами в начале 1908 года. [5]

Маринетти наиболее известен как автор « Манифеста футуризма» , который он написал в 1909 году. Он был опубликован на французском языке на первой полосе самой престижной французской ежедневной газеты « Фигаро » 20 февраля 1909 года. В «Основании и манифесте футуризма» Маринетти заявил, что «Искусство, по сути, не может быть ничем иным, как насилием, жестокостью и несправедливостью». Жорж Сорель , оказавший влияние на весь политический спектр от анархизма до фашизма, также выступал за важность насилия. Футуризм имел как анархистские, так и фашистские элементы; Позднее Маринетти стал активным сторонником Бенито Муссолини .

Маринетти, который восхищался скоростью, попал в небольшую автомобильную аварию недалеко от Милана в 1908 году, когда вылетел в кювет, чтобы объехать двух велосипедистов. Он упомянул об этом несчастном случае в «Манифесте футуристов»: Маринетти, которому помогли выбраться из канавы, был новым человеком, решившим положить конец притворству и упадку преобладающего стиля Либерти . Он обсудил со своими друзьями новую и крайне революционную программу, согласно которой они должны положить конец всем художественным связям с прошлым, «уничтожить музеи, библиотеки, все виды академий». Вместе он написал: «Мы будем прославлять войну — единственную в мире гигиену , милитаризм , патриотизм, разрушительные жесты носителей свободы, прекрасные идеи, за которые стоит умереть, и презрение к женщине». [6]

«Манифест футуризма» читали и обсуждали по всей Европе, но первые «футуристические» работы Маринетти не имели такого успеха. В апреле премьера его драмы «Пирующий король », написанной в 1905 году, была прервана громким насмешливым свистом публики и самого Маринетти, который, таким образом, привнес еще один элемент футуризма — «желание быть перебил». Однако Маринетти дрался на дуэли с критиком, которого считал слишком резким.

Его драма La donna è mobile (Poupées électriques), впервые представленная в Турине , также не имела успеха. Сегодня пьесу помнят благодаря более поздней версии, названной Elettricità sessuale (Сексуальное электричество), и главным образом благодаря появлению на сцене человекоподобных автоматов, за десять лет до того, как чешский писатель Карел Чапек изобрел термин «робот» .

Филиппо Томмазо Маринетти

В 1910 году с его первого романа «Мафарка иль футуриста » были сняты все обвинения по делу о непристойности. [7] В том же году Маринетти нашел союзников в лице трех молодых художников ( Умберто Боччони , Карло Карра , Луиджи Руссоло ), которые приняли философию футуризма. Вместе с ними (и с такими поэтами, как Альдо Палаццески ) Маринетти начал серию «Футуристических вечеров» — театральных зрелищ, в которых футуристы декламировали свои манифесты перед толпой, которая частично посещала представления, чтобы бросать в них овощи.

Самым успешным «событием» этого периода стало обнародование в Венеции «Манифеста против любящей прошлое Венеции ». В листовке Маринетти требует «заполнить маленькие вонючие каналы обломками старых, разрушающихся и прокаженных дворцов», чтобы «подготовиться к рождению промышленной и военизированной Венеции, способной доминировать на великой Адриатике , великой Итальянское озеро».

В 1911 году началась итало-турецкая война , и Маринетти отправился в Ливию в качестве военного корреспондента французской газеты. Его статьи в конечном итоге были собраны и опубликованы в журнале «Битва за Триполи» . Затем он освещал Первую Балканскую войну 1912–1913 годов, став свидетелем неожиданного успеха болгарских войск против Османской империи при осаде Адрианополя . В этот период он также несколько раз посетил Лондон, который считал «превосходным футуристическим городом», и где был организован ряд выставок, лекций и демонстраций футуристической музыки.

Маринетти стремился основать английский футуризм и первоначально имел союзника в лице Гарольда Монро , редактора журнала «Поэзия и драма» . [8] Лондонский литературный журнал. Сентябрьский номер 1913 года Монро посвятил футуризму, восхваляя Маринетти в длинной редакционной статье. [9] Однако, хотя ряд художников, в том числе Уиндем Льюис , были заинтересованы в новом движении, только один британский новообращенный был сделан, молодой художник CRW Невинсон . Кампания Маринетти одновременно угрожала и повлияла на Эзру Паунда , который основал собственное литературное движение «Имажизм» и написал манифесты для его популяризации, одновременно нападая на футуризм. Одним из результатов резкой реакции Паунда на Маринетти стала его защита Джеймса Джойса и Т.С. Элиота . [10] Джойс познакомился с футуризмом, когда жил в Триесте . [11] Техника движения отражена в «Улиссе». [12] [13] и в «Поминках по Финнегану » [14] один раздел из которых намекает на «ключевые элементы футуризма». [15]

Льюиса Футуризм оказал важное влияние на философию вортицистов . [16] Вортицизм, названный Паундом, был основан вместе с публикацией журнала Blast , в котором Паунд внес большой вклад. Реклама, обещающая, что Blast будет посвящена теме «Кубизм, футуризм, имажинизм и все жизненно важные формы современного искусства». Blast публиковался только дважды, в 1914 и 1915 годах. В письме Монро Маринетти сказал, что он опечален отзывами о вортицизме в английской прессе. неблагоприятно сравнивая его с футуризмом и предпочитая работать в сотрудничестве с вортицистами. [17] Позже он и Паунд стали друзьями. [18] а в Canto LXXII , написанной на итальянском языке, Паунд встречается с духом недавно умершего Маринетти.

Примерно в то же время Маринетти работал над крайне антиримско -католическим и антиавстрийским романом в стихах «Le monoplan du Pape» ( «Самолет Папы» , 1912) и редактировал антологию поэтов-футуристов. Но попытки обновить стиль поэзии его не удовлетворили. Настолько, что в предисловии к антологии он провозгласил новую революцию: пришло время покончить с традиционным синтаксисом и использовать «слова на свободе» ( parole in libertà ). Его звуковая поэма Zang Tumb Tumb , рассказывающая об Адрианопольской битве, [19] воплощает слова в свободе. Можно услышать записи, на которых Маринетти читает некоторые из своих звуковых стихотворений: «Батталья, Песо + Одоре» (1912); [20] «Дюна», слова на свободе (1914); [21] Адрианопольская битва (1926 г.) (запись 1935 г.). [22]

военное время

[ редактировать ]

Маринетти агитировал за участие Италии в Первой мировой войне, и как только Италия вступила в нее, сразу же пошел добровольцем на службу. Осенью 1915 года он и несколько других футуристов, входивших в Ломбардское движение велосипедистов-добровольцев, дислоцировались у озера Гарда в провинции Трентино , высоко в горах вдоль итало-австрийской границы. Они выдержали несколько недель боев в суровых условиях, прежде чем отряды велосипедистов, считавшиеся непригодными для ведения боевых действий в горах, были расформированы.

Маринетти провел большую часть 1916 года, поддерживая военные усилия Италии речами, журналистикой и театральной работой, а затем вернулся на военную службу в качестве офицера регулярной армии в 1917 году. [23] В мае того же года он был тяжело ранен во время службы в артиллерийском дивизионе на фронте Изонцо ; он вернулся в строй после длительного выздоровления и принял участие в решающей победе Италии при Витторио Венето в октябре 1918 года. [24]

После продолжительных ухаживаний, в 1923 г. [ оспаривается обсуждаем ] Маринетти женился на Бенедетте Каппе (1897–1977), писательнице и художнице, ученице Джакомо Баллы . Она родилась в Риме и присоединилась к футуристам в 1917 году. Они встретились в 1918 году, вместе переехали в Рим и решили пожениться только для того, чтобы избежать юридических осложнений во время лекционного тура по Бразилии. [25] У них было три дочери: Виттория, Ала и Люси.

Каппа и Маринетти сотрудничали в жанре смешанных ассамбляжей в середине 1920-х годов, который они назвали таттилизмом («Тактилизм»), и она была ярым сторонником и практиком движения аэропиттура после его зарождения в 1929 году. [26] Она также выпустила три экспериментальных романа. Основная общественная работа Каппы, вероятно, представляет собой серию из пяти фресок в почтовом отделении Палермо (1926–1935) для фашистского архитектора общественных работ Анджиоло Маццони .

Маринетти и фашизм

[ редактировать ]

В начале 1918 года Маринетти основал Partito Politico Futurista или Футуристическую политическую партию, которая всего год спустя объединилась с Бенито Муссолини Fasci Italiani di Combattimento . Маринетти был одним из первых членов Итальянской фашистской партии . написал В 1919 году он вместе с Альцестом де Амбрисом « Фашистский манифест» , оригинальный манифест итальянского фашизма . [27] Он выступал против более позднего превознесения фашизмом существующих институтов, называя их «реакционными». После того, как он с отвращением покинул съезд фашистской партии 1920 года, он ушел из политики на три года; однако он оставался заметной силой в развитии партийной философии на протяжении всего существования режима. Например, в конце Конгресса фашистской культуры , проходившего в Болонье 30 марта 1925 года, Джованни Джентиле обратился к Серджио Панунцио с просьбой более целенаправленно определить фашизм, исходя из мнения Маринетти, заявив: «Великие духовные движения прибегают к помощи точность, когда их первобытное вдохновение – то, что Ф. Т. Маринетти назвал сегодня утром художественным, то есть творческие и поистине новаторские идеи, из которых движение получило свой первый и самый мощный импульс – потеряло свою силу. самое начало новой жизни, и мы с радостью испытываем эту неясную потребность, наполняющую наши сердца, — эту потребность, которая является нашим вдохновением, гением, который управляет нами и увлекает нас за собой».

В рамках своей кампании по отмене традиций Маринетти также атаковал традиционную итальянскую кухню. Его «Манифест футуристической кулинарии» был опубликован в туринской газете «Gazzetta del Popolo» 28 декабря 1930 года. [28] [29] Утверждая, что «люди думают, одеваются [,] и действуют в соответствии с тем, что они пьют и едят», [30] Маринетти предложил широкомасштабные изменения в диете. Он осуждал макароны, обвиняя их в апатии, пессимизме и недостатке мужественности. [31] - и пропагандировал употребление в пищу риса, выращенного в Италии. [32] В этом, как и в других отношениях, предложенная им футуристическая кухня была националистической, отвергая иностранные продукты и их названия. Оно также было милитаристским и стремилось побудить мужчин стать бойцами. [30]

Маринетти также стремился повысить творческий потенциал. Его тяга ко всему новому делала научные открытия привлекательными для него, но его взгляды на диету не были научно обоснованы. Он был очарован идеей обработанных пищевых продуктов, предсказывая, что когда-нибудь таблетки заменят пищу в качестве источника энергии, и призывал к созданию «пластмассовых комплексов» для замены натуральных продуктов. [30] Еда, в свою очередь, стала предметом художественного выражения. Многие из блюд, описанных и съеденных Маринетти, напоминают перформанс, например, «Тактильный ужин». [31] воссоздан в 2014 году для выставки в музее Гуггенхайма . Участники носили пижамы, украшенные губкой, наждачной бумагой и алюминием, и ели салаты, не используя столовые приборы. [30] [32]

Во время фашистского режима Маринетти стремился сделать футуризм официальным государственным искусством Италии, но ему это не удалось. Муссолини лично не интересовался искусством и решил покровительствовать многочисленным стилям, чтобы сохранить верность художников режиму. Открывая выставку искусства группы Novecento Italiano в 1923 году, он сказал: «Я заявляю, что далек от моей идеи поощрять что-либо вроде государственного искусства. Искусство принадлежит личности. У государства есть только одна обязанность: не подрывать искусство, обеспечивать гуманные условия для художников, поощрять их с художественной и национальной точки зрения». [33] Любовница Муссолини, Маргарита Сарфатти , успешно продвигала конкурирующую группу Novecento Group и даже убедила Маринетти войти в ее совет директоров.

В фашистской Италии современное искусство терпимо и даже одобрялось фашистской иерархией. К концу 1930-х годов некоторые фашистские идеологи (например, бывший футурист Арденго Соффичи [34] ) хотели импортировать концепцию « дегенеративного искусства » из Германии в Италию и осуждали модернизм, хотя их требования были проигнорированы режимом. [35] В 1938 году, узнав, что Адольф Гитлер хочет включить футуризм в передвижную выставку дегенеративного искусства, Маринетти убедил Муссолини не пускать его в Италию.

17 ноября 1938 года Италия приняла расовые законы , дискриминирующие итальянских евреев, во многом аналогичные дискриминации, провозглашенной в Нюрнбергских законах . Антисемитская тенденция в Италии привела к нападкам на современное искусство, которое считалось слишком иностранным, слишком радикальным и антинационалистическим. [36] В выпуске футуристического журнала Artecrazia от 11 января 1939 года Маринетти выразил осуждение таких нападок на современное искусство, отметив, что футуризм является одновременно итальянским и националистическим, а не иностранным, и заявив, что в футуризме не было евреев. Более того, он утверждал, что евреи не принимают активного участия в развитии современного искусства. Несмотря на это, итальянское государство закрыло Artecrazia . [36]

Маринетти предпринимал многочисленные попытки снискать расположение режима, с каждой попыткой становясь менее радикальным и авангардным. Он переехал из Милана в Рим. Он стал академиком, несмотря на осуждение академий, заявив: «Важно, чтобы футуризм был представлен в Академии».

Он был атеистом, [37] но к середине 1930-х годов он признал влияние католической церкви на итальянское общество. [38] В газете Gazzetta del Popolo от 21 июня 1931 года Маринетти заявил, что «только художники-футуристы... способны ясно выразить... одновременные догмы католической веры, такие как Святая Троица, Непорочное зачатие и Голгофа Христа». [39] В своих последних произведениях, написанных незадолго до его смерти в 1944 году, L'aeropoema di Gesù («Аэропоэма Иисуса») и Quarto d'ora di poesia per the X Mas («Пятнадцатиминутная поэма десятого MAS »), Маринетти стремился примирить свою новообретенную любовь к Богу и страсть к действию, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. [40]

Были и другие противоречия в его характере: несмотря на свой национализм, он был интернационалистом, получил образование в Египте и Франции, писал свои первые стихи на французском языке, публиковал во французской газете «Футуристический манифест» и путешествовал для пропаганды своих идей.

Маринетти пошел добровольцем на действительную службу во Второй итало-абиссинской войне и Второй мировой войне , прослужив на Восточном фронте несколько недель летом и осенью 1942 года в возрасте 65 лет. [41]

Он умер от остановки сердца в Белладжио 2 декабря 1944 года, работая над сборником стихов, восхваляющих военные достижения Decima Flottiglia MAS .

Могила Филиппо Томмазо Маринетти и его жены Бенедетты Каппы на Монументальном кладбище Милана ( Италия)

Сочинения

[ редактировать ]
  • Маринетти, Филиппо Томмазо, Il Fascino dell'Egypt (Очарование Египта), А. Мондадори – Редактор, 1933, https://archive.org/details/marinetti_fascino_1933A/page/n3/mode/2up , итальянская версия доступна онлайн
  • Маринетти, Филиппо Томмазо: Мафарка-футурист. Африканский роман , издательство Middlesex University Press, 1998. ISBN   1-898253-10-2 , французская версия доступна в Интернете.
  • Маринетти, Филиппо Томмазо: Избранные стихи и соответствующая проза , Издательство Йельского университета, 2002, ISBN   0-300-04103-9
  • Маринетти, Филиппо Томмазо: Критические сочинения , изд. Гюнтер Бергхаус, Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 2006, 549 стр., ISBN   0-374-26083-4 , карманное издание, 2008 г.: ISBN   0-374-53107-2
  • Карло Ширру, За межлингвистический анализ периода: Грация Деледда и современники, Итальянский журнал лингвистики и диалектологии, редактор Фабрицио Серра, Пиза-Рим, год XI, 2009, стр. 9–32
  • Филиппо Томмазо Маринетти, Футуризм , тексты с аннотациями и предисловиями Джованни Листы, L'Age d'Homme, Лозанна, 1980 г.
  • Филиппо Томмазо Маринетти, Les Mots en liberté futuristes , предисловие Джованни Листы, L'Age d'Homme, Лозанна, 1987 г.
  • Джованни Листа , FT Marinetti , Éditions Seghers, Париж, 1976 г.
  • Маринетти и футуризм , стихи, исследования, документы, иконография, собранные и предисловные Джованни Листой, библиография, созданная Джованни Листой, L'Age d'Homme, Лозанна, 1977 г.
  • Джованни Листа, FT Маринетти, анархист футуризма , Éditions Séguier, Париж, 1995 г.
  • Джованни Листа, Футуризм: творчество и авангард , Éditions L'Amateur, Париж, 2001 г.
  • Джованни Листа, Футуризм, радикальный авангард , сб. « Открытия Галлимара » (№ 533), Éditions Gallimard, Париж, 2008 г.
  • Джованни Листа, Журнал футуризмов , Éditions Hazan, колл. «Библиотека», Париж, 2008 ( ISBN   978-2-7541-0208-7 )
  • Антонино Рейтано, Честь, родина и вера в последнего Маринетти , редактор Анджело Паризи, 2006 г.
  • Барбара Меацци, «Романская фантазия». Итальянский футуризм и романы (1909–1929) , Шамбери, Presses universitaire Savoie Mont Blanc, 2021, 430 стр., ISBN   9782377410590
  1. ^ Бергхаус, Гюнтер (2007). «FT Маринетти (1876–1944): Жизнь между искусством и политикой» . Филиппо Томмазо Маринетти: Критические сочинения . Макмиллан. ISBN  9780374706944 .
  2. ^ Сомильи, Лука (2003). Легитимизация художника: написание манифеста и европейский модернизм, 1885–1915 гг . Университет Торонто Пресс. стр. 97–98. ISBN  9780802037619 .
  3. ^ Критические сочинения / FT Маринетти; под редакцией Гюнтера Бергхауса; перевод Дуга Томпсона
  4. ^ Барсун, Анри Мартен (1912). Эпоха драмы: очерк современного поэтического синтеза . Университет Оттавы. Париж: Э. Фигьер.
  5. ^ Дэниел Роббинс, Альберт Глейз, 1881–1953, Ретроспективная выставка , Музей Соломона Р. Гуггенхайма, 1964 (веб-сайт Гуггенхайма) .
  6. ^ «Основание и манифест футуризма - итальянский футуризм» . Проверено 19 июня 2024 г.
  7. ^ Риттер, Юсуф (2024). Суд над Ф. Т. Маринетти . Проверено 19 мая 2024 г.
  8. ^ Монро, Гарольд (1913–1914). Поэзия и драматургия . Проверено 27 ноября 2023 г.
  9. ^ Монро, Гарольд (сентябрь 1913 г.). Поэзия и драматургия . стр. 262–377 . Проверено 27 ноября 2023 г.
  10. ^ FT Маринетти=Футуризм . Милан: Мотта. 2009. стр. 133–145. ISBN  978-8871796086 .
  11. ^ МакКорт, Джон (2000). Годы расцвета: Джеймс Джойс в Триесте, 1904–1920 годы в Триесте . Мэдисон: Издательство Висконсинского университета. стр. 154–160. ISBN  0299169804 . Проверено 15 декабря 2023 г.
  12. ^ МакКорт, Джон (2000). Годы расцвета: Джеймс Джойс в Триесте, 1904–1920 гг . Мэдисон: Издательство Висконсинского университета. стр. 161–69. ISBN  0299169804 . Проверено 15 декабря 2023 г.
  13. ^ FT Маринетти=Футуризм . Милан: Мотта. 2009. стр. 133–145. ISBN  978-8871796086 . Проверено 15 декабря 2023 г.
  14. ^ Будген, Франк (1972). Джеймс Джойс и создание «Улисса» и другие произведения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 328. ИСБН  0192811258 . Проверено 15 декабря 2023 г.
  15. ^ МакКорт, Джон (2000). Годы расцвета: Джеймс Джойс в Триесте, 1904–1920 годы в Триесте . Мэдисон: Издательство Висконсинского университета. стр. 168–69. ISBN  0299169804 . Проверено 15 декабря 2023 г.
  16. ^ Хейкок, Кризис гениальности (Лондон: Old Street Publishing, 2009), стр. 138–40, 142, 147, 187–8.
  17. ^ Ланг, Фредерик К. (2011–2012 гг.). «Футуристический альянс. Неопубликованные письма между Филиппо Томмазо Маринетти и Гарольдом Монро» . Новые метаслова и изображения . 33/34: 12–17 . Проверено 7 декабря 2023 г.
  18. ^ Хикман, Миранда Б. (2006). Геометрия модернизма: идиома вихря у Льюиса, Паунда, Х.Д. и Йейтса . Остин: Издательство Техасского университета. п. 279, примечание 51. ISBN.  0292709439 . Проверено 7 декабря 2023 г.
  19. ^ «Слова на свободе — «Уникальные цвета нашего изменчивого «я»»» . Музеи и фонд Гуггенхайма . Проверено 19 июня 2024 г.
  20. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 17 января 2006 года . Проверено 10 марта 2006 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  21. ^ «Архивная копия» . ubu.wfmu.org . Архивировано из оригинала 17 января 2006 года . Проверено 17 января 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  22. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 25 июля 2006 года . Проверено 10 марта 2006 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  23. ^ Дэйли, Селена. « Футуристические горы»: опыт Филиппо Томмазо Маринетти в горных боях во время Первой мировой войны» . Современная Италия . 18 (4): 323–338. дои : 10.1080/13532944.2013.806289 . hdl : 10197/4507 . ISSN   1353-2944 .
  24. ^ Бергхаус, Гюнтер (редактор; введение) Маринетти, Филиппо Томмазо; Критические сочинения: новое издание ; Макмиллан, 2007 г.; ISBN   0374706948 .
  25. ^ Футуризм: Антология, под редакцией Лоуренса С. Рейни, Кристин Поджи, Лоры Уиттман, опубликовано издательством Йельского университета, стр. 30.
  26. ^ «WAC | La Futurista: Бенедетта Каппа Маринетти (1917–1945)» . Walkerart.org. Архивировано из оригинала 12 мая 2016 года . Проверено 5 января 2014 г.
  27. ^ Далия С. Элазар. Становление фашизма: класс, государство и контрреволюция, Италия 1919–1922 гг. Вестпорт, Коннектикут, США: Praeger Publishers, 2001, стр.73.
  28. ^ Скарпеллини, Эмануэла (2016). Еда и способы питания в Италии с 1861 года по настоящее время . Пэлгрейв Макмиллан США. п. 82. ИСБН  978-1-137-56962-2 . Проверено 21 июня 2017 г.
  29. ^ Сорини, Алекс Ревелли; Кутини, Сюзанна (15 февраля 2014 г.). «Ужин с Маринетти: манифест футуристической кухни» . Любители изысканной кухни . Проверено 21 июня 2017 г.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Гросс, Дэниел А. (2016). «Продовольственный бой» . Дистилляции . 2 (3): 22–23 . Проверено 22 марта 2018 г.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Теру, Александр (2017). Свекла Эйнштейна . Книги по фантаграфике. ISBN  978-1606999769 . Проверено 21 июня 2017 г.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брикман, Софи (1 сентября 2014 г.). «Еда будущего» . Житель Нью-Йорка . Проверено 21 июня 2017 г.
  33. ^ Цитируется по Браун, Эмили, Марио Сирони и итальянский модернизм: искусство и политика при фашизме , Cambridge University Press, 2000.
  34. ^ Файнштейн, Вилли, Цивилизация Холокоста в Италии , 2010, Associated University Press.
  35. ^ Кей, Кэролайн, «Обзор Аффрона, Мэтью и Антлиффа, Марка, Фашистское видение: искусство и идеология во Франции и Италии (1997) » Left History , 7.1, 191–193
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Итальянский футуризм, 1909–1944: Реконструкция Вселенной , Музей Соломона Р. Гуггенхайма, 2014 г.
  37. ^ Марио Исненги, Миф о великой войне от Маринетти до Малапарте , Латерца, 1970, с. 44.
  38. ^ Гюнтер Бергхаус, Футуризм и технологическое воображение , Родопи, 2009, с. 341.
  39. ^ ItalianFuturism.org (25 августа 2009 г.). «Манифест футуристического сакрального искусства (английский перевод)» . Italianfuturism.org . Проверено 5 января 2014 г.
  40. ^ Джованни Бальдуччи (13 мая 2013 г.). «Духовность Маринетти: между антиклерикализмом, спиритизмом и христианством» . Учебный центр Ла Руна . Проверено 11 ноября 2018 г.
  41. ^ Ялонго, Эрнест; Филиппо Томмазо Маринетти: Художник и его политика , стр.289; Роуман и Литтлфилд, 2015 г.; ISBN   1611477573 , 9781611477573

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5fbc854805d69b651077d559a90314f8__1721129160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/f8/5fbc854805d69b651077d559a90314f8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Filippo Tommaso Marinetti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)