Соня Делоне
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
Соня Делоне | |
---|---|
Рожденный | Sarah Elievna Shtern [ нужна ссылка ] 14 ноября 1885 г. |
Умер | 5 декабря 1979 г. | ( 94 года
Национальность | русский, французский |
Известный | Рисование |
Движение | Орфизм , Парижская школа |
Соня Делоне (англ. Французское произношение: [sɔnja dəlonɛ] ; 14 ноября 1885 — 5 декабря 1979) — французская художница, родившаяся в еврейской семье, большую часть своей трудовой жизни проведшая в Париже . Она родилась в Российской империи , ныне Украине , и формально обучалась в России и Германии , а затем переехала во Францию и расширила свою практику, включив в нее текстиль, моду и сценографию. Она была членом Парижской школы стала соучредителем «Орфизм» художественного движения , известного своим использованием ярких цветов и геометрических форм и вместе со своим мужем Робером Делоне и другими . Она была первой из ныне живущих женщин-художников, у которой была ретроспективная выставка в Лувре в 1964 году, а в 1975 году она была удостоена звания офицера Французского Почётного легиона .
Ее работа в области современного дизайна включала концепции геометрической абстракции и интеграцию мебели, тканей, настенных покрытий и одежды в ее художественную практику. [1]
Биография
Молодость (1885–1904)
Софья Ильинична Штерн или Сара Элиевна Штерн [ нужна ссылка ] родился младшим из троих детей 14 ноября 1885 года в Градыцке . [2] [3] [4] или в Одессе , как на Украине , тогда входившей в состав Российской Империи , [5] бедным еврейским родителям. [6] [3] Ее отец был мастером гвоздильной фабрики. [7] В пять лет она осталась сиротой [3] и переехала в Санкт-Петербург , Российская империя (ныне Россия), где о ней заботился брат ее матери, Анри Терк. Анри, успешный и богатый адвокат, и его жена Анна хотели усыновить ее, но мать не позволила этого. Наконец в 1890 году ее удочерили Терки. [8] Она взяла имя Соня Терк и получила привилегированное воспитание среди Терков. Лето они проводили в Финляндии и много путешествовали по Европе, знакомя Соню с художественными музеями и галереями. Когда ей было 16, она поступила в престижную среднюю школу в Санкт-Петербурге, где ее умение рисовать было отмечено учителем. Когда ей было 18 лет, по предложению учителя ее отправили в художественную школу в Германии , где она поступила в Академию изящных искусств в Карлсруэ . Она училась в Германии до 1905 года, а затем переехала в Париж . [9]
Париж (1905–1910)
По прибытии в Париж она поступила в Академию палитры на Монпарнасе . Недовольная способом преподавания, который она считала слишком критичным, она проводила меньше времени в Академии и больше времени в галереях Парижа. На ее собственные работы в этот период сильно повлияло искусство, которое она смотрела, включая постимпрессионистское искусство Ван Гога , Гогена и Анри Руссо , а также фовистов, включая Матисса и Дерена . В 1908 году она вступила в «брак по расчету» с немецким арт-дилером и галеристом Вильгельмом Уде , что позволило ей получить доступ к своему приданому и прикрыть Уде его гомосексуализм. [10] [11] Соня Терк попала в мир искусства благодаря выставкам в галерее Уде и воспользовалась своими связями.
Графиня де Роз, мать Робера Делоне , была постоянной посетительницей галереи Уде, иногда в сопровождении сына. Соня Терк познакомилась с Робертом Делоне в начале 1909 года. В апреле того же года они стали любовниками, и было решено, что ей и Уде следует развестись. Развод был оформлен в августе 1910 года. [12] Соня была беременна, и 15 ноября 1910 года они с Робертом поженились. сын Чарльз . 18 января 1911 года у них родился [13] Их содержало пособие, присланное от тети Сони из Петербурга. [14]
Соня говорила о Роберте: «В Робере Делоне я нашла поэта. Поэта, который писал не словами, а красками». [13]
Орфизм (1911–1913)
В 1911 году Соня Делоне сшила лоскутное одеяло для детской кроватки Шарля, которое сейчас находится в коллекции Национального музея современного искусства в Париже. Это одеяло было создано спонтанно и использует геометрию и цвет.
«Около 1911 года у меня возникла идея сшить для моего только что родившегося сына одеяло, составленное из кусочков ткани, подобных тем, которые я видел в домах украинских крестьян. Мне показалось, что это навеяло кубистские концепции, и затем мы попытались применить тот же процесс к другим объектам и картинам». Соня Делоне [15]
Критики современного искусства признают это моментом, когда она отошла от перспективы и натурализма в своем искусстве. Примерно в то же время в Париже демонстрировались кубистические работы, и Робер изучал теории цвета Мишеля Эжена Шеврёля ; свои эксперименты с цветом в искусстве и дизайне они назвали симультанезизмом . Одновременный дизайн возникает, когда один дизайн, помещенный рядом с другим, влияет на оба; это похоже на теорию цветов ( пуантилизм , используемую, например, Жоржем Сёра ), в которой точки основного цвета, расположенные рядом друг с другом, «смешиваются» глазом и влияют друг на друга. Первой крупномасштабной картиной Сони в этом стиле был «Бал Булье» (1912–13), картина, известная как использованием цвета, так и движением. Другие работы этого времени включают ее серию картин под названием « Одновременные контрасты» .
Друг Делоне, поэт и искусствовед Гийом Аполлинер , ввел термин «орфизм» для описания версии кубизма Делоне в 1913 году. Именно через Аполлинера в 1912 году Соня познакомилась с поэтом Блезом Сандраром , который должен был стать ее другом и соратником. Соня Делоне рассказала в интервью, что открытие работы Сендрара «дало мне [ее] толчок, шок». [7] Она проиллюстрировала стихотворение Сандрара «Проза Транссибирской магистрали и маленькой Жанны Франции» ( «Проза Транссибирской магистрали и Маленькой Жанны Франции ») о путешествии по Транссибирской магистрали , создав двухметровую книгу со складками-гармошкой. . Используя принципы одновременного дизайна, книга объединила текст и дизайн. Книга, почти полностью проданная по подписке, вызвала фурор среди парижских критиков. Книга одновременной работы позже была показана на Осеннем салоне в Берлине в 1913 году вместе с картинами и другими прикладными произведениями искусства, такими как платья. [ ВОЗ? ] что Пауль Клее был настолько впечатлен использованием ею квадратов в переплете стихотворения Сендрара, что они стали непреходящей чертой его собственных работ.
Испанские и португальские годы (1914–1920)
Семья Делоне отправилась в Испанию в 1914 году, остановившись у друзей в Мадриде. Когда в 1914 году началась Первая мировая война , Соня и Роберт находились в Ондаррибии , в Стране Басков, а их сын все еще находился в Мадриде. Они решили не возвращаться во Францию. [17] В августе 1915 года они переехали в Португалию, где жили в одном доме с Сэмюэлем Халпертом и Эдуардо Вианой . [18] Они обсуждали творческое партнерство с Вианой и их друзьями Амадео де Соуза-Кардозо , с которым Делоне уже познакомились в Париже. [19] и Хосе де Алмада Негрейрос . [20] В Португалии она нарисовала Marché au Minho ( «Рынок в Минью» , 1916), который, как она позже говорит, был «вдохновлен красотой страны». [21] Соня провела персональную выставку в Стокгольме (1916).
Русская революция положила конец финансовой поддержке, которую Соня получала от своей семьи в России, и потребовался другой источник дохода. В 1917 году Делоне познакомились с Сергеем Дягилевым в Мадриде. Соня создавала костюмы для его постановки «Клеопатры» (сценография Робера Делоне ) и для спектакля «Аида» в Барселоне. В Мадриде она украсила Petit Casino (ночной клуб) и основала Casa Sonia , продающую свои проекты для интерьера и моды, с филиалом в Бильбао . [22] Она была центром Мадридского салона . [23]
Соня Делоне дважды ездила в Париж в 1920 году в поисках возможностей в модном бизнесе. [24] а в августе она написала письмо Полю Пуаре, в котором заявила, что хочет расширить свой бизнес и включить в него некоторые из его проектов. Пуаре отказался, заявив, что она скопировала рисунки из его Ателье де Мартин и была замужем за французским дезертиром ( Робером ). [25] В том же году Galerie der Sturm в Берлине представила работы Сони и Роберта португальского периода. [26]
Возвращение в Париж (1921–1944).
Соня, Робер и их сын Шарль навсегда вернулись в Париж в 1921 году и переехали на бульвар Малешерб, 19. [27] Наиболее острые финансовые проблемы Делоне были решены, когда они продали Анри Руссо Заклинательницу змей « Жаку » Дусе . [28] Соня Делоне шила одежду для частных клиентов и друзей, а в 1923 году создала пятьдесят дизайнов тканей с использованием геометрических форм и ярких цветов по заказу фабриканта из Лиона . [29] Вскоре после этого она открыла собственный бизнес, и «simultané» стало ее зарегистрированной торговой маркой.
Для постановки Тристана Цары пьесы «Le Cœur à Gaz» в 1923 году она разработала декорации и костюмы. [30] открыла ателье моды В 1924 году она вместе с Жаком Хаймом . Среди ее клиентов были Нэнси Кунард , Глория Суонсон , Люсьен Богерт и Габриэль Дорзиа . [31]
Вместе с Хаймом у нее был павильон на Международной выставке декоративного искусства и современной промышленности в 1925 году , который назывался бутиком одновременного искусства . [32] Соня Делоне прочитала лекцию в Сорбонне [33] о влиянии живописи на моду.
«Если существуют геометрические формы, то это потому, что эти простые и управляемые элементы оказались подходящими для распределения цветов, отношения которых составляют реальный объект нашего поиска, но эти геометрические формы не характеризуют наше искусство. Распределение цветов можно осуществить. то же самое касается и сложных форм, таких как цветы и т. д.… только обращение с ними было бы немного более деликатным».
- Соня Делоне, выступление в Сорбонне, 1927 год. [34]
Соня создавала костюмы для двух фильмов: «Головокружение» Марселя Л'Эрбье и «Маленький Париго » режиссера Рене Ле Сомптье . [35] и спроектировал мебель для съемок фильма 1929 года Parce que je t'aime ( «Потому что я люблю тебя »). [36] В этот период она также создавала текстиль высокой моды для Роберта Перье, активно участвуя в его художественном салоне R-26 . [37] Великая депрессия привела к упадку бизнеса. После закрытия бизнеса Соня Делоне вернулась к живописи, но по-прежнему работала для Jacques Heim, Metz & Co , Perrier и частных клиентов. [38] Она сказала, что «депрессия освободила ее от бизнеса». [39] В 1935 году Делоне переехали на улицу Сен-Симон, 16. [40]
К концу 1934 года Соня работала над дизайном Международной выставки искусств и техники в современной жизни 1937 года , для которой она и Роберт вместе работали над украшением двух павильонов: Pavillon des Chemins de Fer и Palais de l'Air . Соня, однако, не хотела участвовать в контракте комиссии, но решила помочь Роберту, если захочет. Она сказала: «Я свободна и намерена оставаться таковой». [41] Фрески и расписные панно для выставки были выполнены пятьюдесятью художниками, в том числе Альбертом Глейзом , Леопольдом Сюрважем , Жаком Вийоном , Роже Биссьером и Жаном Кротти . [42]
Робер Делоне умер от рака в октябре 1941 года.
Дальнейшая жизнь (1945–1979)
После Второй мировой войны Соня в течение нескольких лет была членом правления Salon des Réalités Nouvelles . [43] Соня и ее сын Чарльз в 1964 году подарили 114 работ Сони и Роберта Национальному музею современного искусства . [44] Альберто Маньелли сказал ей, что «она и Брак были единственными живыми художниками, которых выставляли в Лувре ». [45] [46] В 1966 году она опубликовала «Rythmes-Couleurs» (цветовые ритмы), в которой 11 ее гуашей были воспроизведены в виде пошуаров и текстов Жака Дамаса . [47] а в 1969 году «Robes Poèmes» (платья-стихи), также с текстами Жака Дамаса, содержащими 27 пошуаров. [48] Для Matra она украсила Matra 530 . В 1975 году Соня была удостоена звания офицера Французского Почётного легиона . С 1976 года вместе с французской компанией Artcurial она разрабатывала ряд текстиля, посуды и украшений, вдохновленная своими работами 1920-х годов. [49] Ее автобиография Nous Irons Jusqu'au Soleil ( «Мы поднимемся к солнцу ») была опубликована в 1978 году. [50]
В 1967 году (25 февраля – 5 апреля) она участвовала в выставке автомобилей, украшенных художниками, под названием «Cinq voitures personnalis é es par cinq Artistes contemporains» («Пять автомобилей, персонализированных пятью современными художниками»), организованной журналом Ré . alités для сбора средств на французские медицинские исследования. Она разработала рисунок для Matra 530, экспериментируя с оптическими эффектами, заставляющими автомобиль менять рисунок на светло-голубой оттенок во время движения, «чтобы не привлекать внимание других водителей до такой степени, что это может привести к аварии из-за отвлечения внимания». [51]
Соня Делоне умерла 5 декабря 1979 года в Париже в возрасте 94 лет. Она была похоронена в Гамбе , рядом с могилой Робера Делоне. [52]
Ее сын, Шарль Делоне , стал знатоком джазовой музыки в 1930-х годах. Он был джазовым критиком, организатором джазовых концертов, основателем Hot Club of France (первого джаз-клуба во Франции) и первым редактором журнала Jazz Hot Magazine , официального издания клуба.
Наследие
Картина Делоне «Кокчинель» была изображена на марке, выпущенной совместно французским почтовым отделением, La Poste Соединенного Королевства и Королевской почтой в 2004 году в ознаменование столетия сердечного согласия .
Американский модельер Перри Эллис посвятил свою осеннюю коллекцию 1984 года Делоне, создав трикотажные изделия и принты в цветах и узорах Делоне. [53]
Ретроспективы
Aberbach Fine Art, Мэдисон-авеню, 988, январь-февраль 1974 года. [54] [55]
Соня Делоне была одним из художников, представленных на ретроспективной групповой выставке Dada is Dada в Bildmuseet Университета Умео, Швеция, которая проходила с 17 ноября 2017 г. по 20 мая 2018 г. [56]
Примечания
- ^ Соня, Делоне (январь 1989 г.). Полноцветные модели и дизайны Sonia Delaunay . Нью-Йорк. ISBN 0486259757 . OCLC 18907745 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гронберг, Таг (2003), Бернхейм, Неле (редактор), «Делоне, Соня» , Oxford Art Online , Oxford University Press, doi : 10.1093/oao/9781884446054.013.90000370035 , ISBN 978-1-884446-05-4 , получено 5 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Делоне-Терк, Соня». Словарь художников Бенезит . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. 31 октября 2011 г. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.b00048591 . ISBN 978-0-19-977378-7 .
- ^ "Делоне Терк, Соня (российская художница, дизайнер по текстилю, 1885-1979, работала во Франции)" . Список имен художников Getty Research Union . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ↑ Барон и Дамасе отмечают, что многое в ранней жизни Сони Делоне неоднозначно или неизвестно: «(...) были части ее прошлого, которые ей было нелегко обсуждать. (...) первые двадцать лет ее жизни ( ...) вряд ли можно назвать подробным описанием. Даже действительная дата ее рождения неоднозначна». (стр. 7). В качестве альтернативного места рождения упоминается Одесса, в качестве менее вероятной даты — 4 ноября 1885 года.
- ^ «Соня Делоне (1885–1979)» . Украинская еврейская встреча . 3 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Интервью журналу БОМБ
- ^ Жак Дамам : с. 171
- ^ Хулио, Мэриэнн Де (13 декабря 1999 г.). «Соня Делоне» . Еврейский женский архив . Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ Мэдсен, Аксель. (2015). Соня Делоне: художница потерянного поколения . [Место публикации не указано]: Open Road Media. ISBN 978-1-5040-0872-3 . OCLC 908991085 .
- ^ admin (21 февраля 2018 г.). «Уде, Вилли» . Штейн, Гертруда. Автобиография Алисы Б. Токлас. Нью-Йорк: Харкорт и Брейс, 1933; Уде, Вильгельм. От Бисмарка до Пикассо: воспоминания и признания. Цюрих: издательство «Опрехт», 1938; Культерманн, Удо. История истории искусств. Нью-Йорк: Абарис, 1993, с. 133; Краус, Розалинда. Документы Пикассо. Лондон: Темза и Гудзон, 1998, стр. 12, 98–99; Мэдсен, Аксель. Соня Делоне: художница потерянного поколения. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл, 1989, стр. 74–89; и преданный любитель Маршана в Париже перед Первой мировой войной». Юнге-Гент, Хенрике, изд. Тиль, Х. «Вильгельм Уде: открытый Проверено 4 марта 2019 г.
- ↑ Развод состоялся 28 февраля и стал окончательным 11 августа 1910 года. Барон/Дамасе : стр. 17-20.
- ^ Jump up to: а б Барон/Дамасе : с. 20
- ^ Соня Делоне/Жак Дамас : с. 31
- ^ Цитируется в «Проявлениях Венеры», Кэролайн Арскотт, Кэти Скотт, издательство Манчестерского университета, 2000, стр. 131
- ^ «Мастера фотографии: Лотар Волле» . www.masters-of-photography.com .
- ^ Барон/Дамасе : с. 55. Соня ненадолго вернулась в Париж, чтобы организовать их отсутствие.
- ^ Барон/Дамасе : с. 56, Кунстхалле : с. 209, и Дюхтинг : с. Во всех 51 упоминается Эдуардо Вианна, но нет никаких следов художника с таким именем. Однако Виана была знакома с Делоне.
- ^ Дахтинг : с. 52
- ^ Кунстхалле : с. 209
- ^ Кунстхалле : с. 202
- ^ Барон/Дамасе : с. 72, Валери Гийом: Соня и Тиссю Делоне . В Кунстхалле : с. 31, Дюхтинг : с. 52, с. 91. По словам Морано (стр. 19), филиалы в Бильбао и Барселоне так и не открылись.
- ^ Барон/Дамасе : с. 72. В этом салоне Дягилев встретил Мануэля де Фалья . Позже они вместе работали над «Треуголкой» .
- ^ Барон/Дамасе : с. 75
- ^ Валери Гийом: Соня и Тиссю Делоне . В Кунстхалле : с. 31
- ^ Кунстхалле : с. 216, Дюхтинг : с. 91
- ^ Бульвар Малешерб, 19, Париж: 48 ° 52'19,29 "с.ш. 2 ° 19'18,58" в.д. / 48,8720250 ° с.ш. 2,3218278 ° в.д.
- ↑ Мать Робера Делоне поручила Руссо написать «Очарование змей» , и она была продана Дусе только при условии, что он завещает ее Лувру. Кунстхалле : с. 210, Барон/Дамасе : с. 83, Дюхтинг : с. 33
- ^ Название компании неизвестно. Барон/Дамасе : с. 83, Морано : с. 20
- ^ Барон/Дамасе : с. 80, Кунстхалле : с. 216, Дюхтинг : с. 56
- ^ Кунстхалле : с. 218, Морано : с. 21
- ^ Барон/Дамасе : с. 81, с. 83. Морано : с. 21. Дюхтинг : с. 56, Гронберг : с. 115. Гийом : с. 33 называет Геврекяна архитектором павильона.
- ^ Искусство в моде : с. 102, Барон/Дамасе : с. 84
- ↑ Перевод цитаты из лекции Сони Делоне из книги «Новое искусство цвета» : стр. 207, также цитируется у Морано : с. 22
- ↑ Соня разрабатывала костюмы и участвовала в оформлении декораций, в декорации были несколько картин Роберта. Барон/Дамасе : с. 84, Кунстхалле : стр. 33, 216, Дюхтинг : стр. 58.
- ^ Искусство в моде : с. 102
- ^ Клари, Мишель, Мари-Жак Перье; Деревня Монмартр, это ты , Париж Монмартр, 29 июня 2011 г., печать
- ^ Maison Robert Perrier (Национальная федерация тканей), 2000, выставка, ратуша 4-го округа Парижа, Париж.
- ^ Дахтинг : с. 60, с. 91, Кунстхалле : с. 218, Барон/Дамасе : с. 93, с. 100
- ^ улица Сен-Симон 16, Париж: 48 ° 51'21,02 "с.ш. 2 ° 19'24,66" в.д. / 48,8558389 ° с.ш. 2,3235167 ° в.д.
- ^ Барон/Дамасе : с. 102
- ^ Дахтинг : с. 71
- ^ Журнал искусств
- ↑ Пресс-релиз Центра Помпиду : «Выставка включает около девяноста работ Робера и Сони Делоне, выбранных из дара, который в свою очередь насчитывает сто четырнадцать картин, рисунков, книг в переплете, рельефов и мозаик».
- ^ Барон/Дамасе : с. 170
- ^ Великие женщины-художницы . Файдон Пресс . 2019. с. 118. ИСБН 978-0714878775 .
- ^ Барон/Дамасе : с. 194. Rythmes-Couleurs — книга художника ограниченным тиражом в 120 экземпляров.
- ^ Кунстхалле : с. 221. Robes Poèmes — книга художников ограниченным тиражом в 500 экземпляров.
- ^ Реклама Artcurial «Соня Делоне – Служба Сони каждый день». Maison Française (386/апрель 1985 г.): 37.
- ^ Соня Делоне, Жак Дамас, Патрик Рейно (1978): Мы отправимся к солнцу , Editions Robert Laffont, ISBN 2-221-00063-3
- ^ Делоне, Соня. (20 октября 2015 г.). Соня Делоне . Музей современного искусства города Парижа, Тейт Модерн (Галерея) (английское изд.). Лондон. стр. 272, 273. ISBN. 978-1-84976-317-2 . OCLC 894842561 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Барон/Дамасе : с. 201
- ^ Моррис, Бернадин (4 мая 1984 г.). «Мужской взгляд берет верх» . Нью-Йорк Таймс . п. Б8 . Проверено 4 января 2022 г.
Перри Эллис посвятил большую часть своей коллекции Соне Делоне...
- ^ Меллоу, Джеймс Р. (27 января 1974 г.). «После смерти мужа она пришла в себя» . nytimes.com . Проверено 16 ноября 2022 г.
- ^ Соня Делоне, Aberbach Fine Art, Мэдисон-авеню, 988, январь - февраль 1974 г. , афиша выставки (литография)
- ^ «Дада есть Дада – Bildmuseet, Умео» . www.bildmuseet.umu.se . Архивировано из оригинала 24 декабря 2017 года.
Дальнейшее чтение
- Барон, Стэнли; Дамасе, Жак (1995). Соня Делоне: Жизнь художницы . Гарри Н. Абрамс. ISBN 0-8109-3222-9 .
- Барон, Стэнли; Дамасе, Жак (1995). Соня Делоне: жизнь художницы . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-23703-4 .
- Делоне, Робер; Делоне, Соня (1978). Артур А. Коэн (ред.). Новое искусство цвета . Викинг Пресс. ISBN 0-670-50636-2 .
- Дюхтинг, Хаджо (1995). Делоне . Карманы . ISBN 3-8228-9191-6 .
- Гросеник, Ута (2001). Женщины-художницы XX и XXI веков . Ташен. ISBN 3-8228-5854-4 .
- Робер Делоне – Соня Делоне: Центр Помпиду посещает Гамбург . Гамбургская художественная галерея. 1999. ISBN 3-7701-5216-6 .
- Делоне, Соня ; Морано, Элизабет ; Вриланд, Диана (1986). Соня Делоне: искусство в моде . Г. Бразиллер. ISBN 0-8076-1112-3 .
- Чедвик, Уитни; Истинный Латимер, Тирза (2003). Возвращение к современной женщине: Париж между войнами . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-3292-9 .
- Делоне, Соня; Дамасе, Жак (1966). Ритмы-Цвета . Галерея Мотт. OCLC 460063028 .
- Дамасе, Жак (1991). Соня Делоне, мода и набивные ткани . Жак Дамас. ISBN 978-2-904632-34-1 . (Английский перевод Thames and Hudson Ltd, Лондон, 1991 г.)
- Делоне, Соня; Дамасе, Жак (1978). Мы отправимся к солнцу . Роберт Лаффон. ISBN 978-2-221-00063-2 .
- д'Оржеваль, Домитиль (7 ноября 2003 г.). «История Salon des Réalités Nouvelles с 1946 по 1956 год» (PDF) . Журнал искусств. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 19 апреля 2010 г.
- «Роберт и Соня Делоне, Пожертвование Сони и Шарля Делоне» (PDF) . Центр Помпиду. 1 октября 2003 г. Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2010 г. . Проверено 19 апреля 2010 г.
- Зейднер, Дэвид (1982). «Соня Делоне: интервью, весна 1978 года, Париж» . Журнал БОМБА . № 2/Зима 1982. Архивировано из оригинала 18 декабря 2014 года . Проверено 23 июня 2013 г. .
- Слевин, Том (2010). «Одновременное платье Сони Делоне: современность, мода и трансмедиальность» . Теория моды . 17 (1): 27–54. дои : 10.2752/175174113X13502904240695 . S2CID 191341807 .
Внешние ссылки
- Соня Делоне в стиле арт-деко , видео Нью-Йоркской публичной библиотеки
- Соня Делоне Революционная мать абстракции Tate Modern
- Национальный институт графики . «Соня Делоне: Документы» . арски (на итальянском языке). текнемедиа. Архивировано из оригинала 31 июля 2017 года.
- Работы Сони Делоне в Ben Uri
- Соня Делоне theartstory.org
- Соня Делоне, Aberbach Fine Art, Мэдисон-авеню, 988, январь - февраль 1974 г. , афиша выставки (литография)
- Потому что я люблю тебя на IMDb
- 1885 рождений
- 1979 смертей
- Французские художники-абстракционисты
- Украинские женщины-художницы
- русские женщины-художницы
- Люди из Одессы
- Французские художники-кубисты
- Орфизм (искусство)
- Французские женщины-художницы
- Эмигранты из Российской империи во Францию
- Еврейские художники
- Французские художники по костюмам
- Художники ар-деко
- Офицеры Почетного легиона
- Французские художницы XX века.
- Одесские евреи
- Еврейская школа Парижа
- Украинский авангард
- Выпускники Академии изящных искусств Карлсруэ