Natalia Goncharova
Natalia Goncharova | |
---|---|
Рожденный | Natalia Sergeevna Goncharova 3 июля 1881 г. Нагаево, Тульская губерния , Российская империя. |
Умер | 17 октября 1962 г. Париж, Франция | (81 год)
Место отдыха | Кладбище Иври , Иври-сюр-Сен , Франция |
Национальность | Русский Французский (с 1938 г.) |
Образование | Московский институт живописи, скульптуры и архитектуры |
Известный | Живопись, художник по костюмам , писатель, иллюстратор , сценограф. |
Движение | Русский футуризм , лучизм , примитивизм |
Наталья Сергеевна Гончарова 3 художник , ( июля 1881 — 17 октября 1962) — русская художница -авангардистка , живописец, по костюмам писательница, иллюстратор и сценограф . Пожизненным партнером Гончаровой был коллега-художник-авангардист Михаил Ларионов . Она была одним из основателей как « Бубнового валета» (1909–1911), первой радикальной независимой выставочной группы в Москве, так и более радикальной «Ослиного хвоста» (1912–1913), а также вместе с Ларионовым изобрела лучизм (1912–1914). Она также была членом немецкого художественного движения Der Blaue Reiter . Родившись в России, она переехала в Париж в 1921 году и прожила там до самой смерти.
Ее живопись оказала огромное влияние на авангард в России. Ее выставки, проходившие в Москве и Петербурге (1913 и 1914), были первыми, где независимая галерея продвигала «нового» художника. Когда дело касалось дореволюционного периода в России, где декоративная живопись и иконы были безопасной профессией, ее современный подход к изображению икон был одновременно трансгрессивным и проблематичным. Она была одной из ведущих фигур авангарда в России и принесла это влияние с собой в Париж. [1] [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Наталья Сергеевна Гончарова родилась 3 июля 1881 года (в один год с Ларионовым , Пикассо и Леже ) в Нагаево (ныне Чернский район Тульской области ). [3] Ее отец, Сергей Михайлович Гончаров, был архитектором и выпускником престижного Московского института живописи, скульптуры и архитектуры . [3] Гончарова переехала в Москву в возрасте 10 лет в 1892 году; В 1898 году окончила Четвертую женскую гимназию. [2] Гончарова была правнучкой известного русского поэта Александра Пушкина . [4]
Ее ближайшие родственники были высокообразованными и считали себя политически либеральными. Ее отец спроектировал и построил дом, в котором выросли Наталья и ее брат Афанасий. Их обоих воспитывали и воспитывали мать и бабушка. Они жили в Орловской и Тульской губерниях , и вскоре Гончарова переехала в Москву, чтобы поступить в Четвертую женскую гимназию в 1892 году, которую окончила в 1898 году. скульптура. [ нужна ссылка ]
Образование
[ редактировать ]Осенью 1901 года ее приняли в Московский институт живописи, скульптуры и архитектуры, где она училась на скульптора у Павла Трубецкого , который был связан с движением «Мир искусства» . [4] К 1903 году она начала выставляться в крупных российских салонах. [5] а в 1903–04 награждена серебряной медалью за скульптуру. [6] Именно в Московском институте Гончарова познакомилась с однокурсником Михаилом Ларионовым , и вскоре они начали делить студию и жилую площадь. [6] [7] [8]
В конце века гендерная сегрегация в официальных художественных заведениях больше не осуществлялась, но женщины по-прежнему лишались права получить диплом по окончании. Она ушла из Московского института в 1909 году в пользу занятий в мастерских Ильи Машкова и Александра Михайловского, где она могла изучать обнаженные мужские и женские фигуры и прошла обучение, эквивалентное тому, чему она научилась бы по окончании Московского института. она была мужчиной. были исключены несколько учеников В 1910 году из портретного класса Константина Коровина за подражание современному стилю европейского модернизма , в том числе Гончарова, Ларионов, Роберт Фальк , Петр Кончаловский , Александр Куприн , Илья Машков . [ нужна ссылка ]
Участие в авангардных движениях
[ редактировать ]Бубновый валет и Ослиный хвост
[ редактировать ]Студенты, отвергнутые занятиями Коровина и других, вскоре сформировали первую в Москве радикальную независимую выставочную группу « Бубновый валет» , названную Ларионовым. [6] Это довольно провокационное название, поскольку оно отсылает как к бульварной литературе, так и к тюремной форме. [9]
Первая выставка «Бубнового валета» (декабрь 1910–11) включала картины Гончаровой в стиле примитивизма и кубизма , но в 1912 году группа разделилась пополам и образовала более провокационную группу « Ослиный хвост » . На первой выставке последней группы (март – апрель 1912 г.), организованной Ларионовым, было представлено более пятидесяти ее картин. [6] Гончарова черпала вдохновение для примитивизма в русских иконах и народном искусстве, также известном как лубки . [10] «Ослиный хвост» был задуман как намеренный разрыв с влиянием европейского искусства и создание независимой российской школы современного искусства. Выставка вызвала споры, и цензор конфисковал произведение Гончаровой на религиозную тематику «Евангелисты» (1910–11), посчитав его кощунственным отчасти потому, что оно висело на выставке, названной в честь задней части осла. [4] отчасти потому, что в нем сочетались священные и светские образы, а также потому, что для женщин существовало табу на рисование икон. [11]
Русский футуризм и лучизм
[ редактировать ]Гончарова и ее партнер Ларионов постоянно подвергались преследованиям за свои работы и способы самовыражения. [10] Однако влияние русского футуризма заметно в более поздних картинах Гончаровой. Первоначально увлеченная иконописью и примитивизмом этнического русского народного искусства, Гончарова вскоре начала смешивать элементы кубизма и футуризма в своем творчестве, что привело к зарождению кубофутуризма . [12] В России ей суждено было прославиться своими работами в таком стиле, например, «Велосипедистка» . В 1911 году они с Ларионовым развили лучизм и написали множество картин в этом стиле. Как лидеры русских футуристов , [13] они организовывали провокационные вечера лекций в том же духе, что и их итальянские коллеги. Гончарова также занималась графическим дизайном и иллюстрировала несколько авангардных книг. [14]
Еще одна важная выставка, в которой участвовала Гончарова, называется «Мишень» (март – апрель 1913 г.) и № 4 (март – апрель 1914 г.). Она сыграла очень важную роль в русском искусстве того времени. Ее эстетический выбор, соединявший восточные и западные традиции, послужил катализатором манифестов и художественных движений того времени. Была одной из ведущих художниц кубофутуристов ( «Самолет над поездом» , 1912) и лучистов ( «Желтый и зеленый лес» , 1913). [ нужна ссылка ]
Несмотря на то, что ее искусство до Первой мировой войны все еще вызывало проблемные ассоциации, ее участие в этих выставках было продолжением московского авангарда, сочетающего западноевропейский модернизм и восточные традиции. В одном из своих интервью она сказала, что черпала вдохновение у Пикассо , Ле Фоконье и Брака , но все же ее первые «кубистские» работы на сегодняшний день появились еще за год до этого. [9]
Она также была известна своим порой шокирующим поведением на публике. Когда Гончарова и Ларионов впервые заинтересовались примитивизмом , они рисовали на лицах иероглифы и цветы и гуляли по улицам; Сама Гончарова иногда появлялась на публике топлесс с символикой на груди в рамках своего манифеста «Почему мы красим лица». [10]
Выставлялась на Осеннем салоне ( Выставка русского искусства ) в 1906 году. [15]
Более поздняя карьера и смерть
[ редактировать ]Гончарова была членом авангардной группы «Синий всадник» с момента ее основания в 1911 году. В 1915 году она начала заниматься дизайном балетных костюмов и декораций в Женеве . В 1915 году она приступила к работе над серией эскизов « Шестикрылый Серафим» , «Ангел» , «Святой Андрей» , «Святой Марк» , «Рождество » и других — для балета по заказу Сергея Дягилева под названием «Литургия» . В проекте, для Игорь Стравинский написания партитуры которого был приглашен , также участвовали Ларионов и Леонид Мясин , но балет так и не состоялся. [16] В 1921 году Гончарова переехала в Париж, где оформила ряд декораций для « Русского балета » Дягилева . Она также выставлялась в Осеннем Салоне в 1921 году и регулярно участвовала в Салоне Тюильри и Салоне Независимых . [ нужна ссылка ]
Гончарова также отождествляла себя с «всечеством» ( русск . «Всечество»), русским авангардным движением. Всеизм рассматривался как продолжение неопримитивизма. Это искусство способствует неоднородности, смешению множества культурных традиций, таких как Запад и Восток, и различных стилей, таких как кубизм и футуризм . Он стремился стереть границы между тем, что считается оригиналом и копией, и ассимилировал их воедино. Это было художественное движение, свободное от уже установленных художественных законов. [9]
Вместе с Ларионовым она покинула Россию и 29 апреля 1914 года уехала в Париж. В этом же году она разработала костюмы и декорации для Русского балета премьеры «Золотого петушка» в городе. Гончарова и Ларионов вместе провели четыре мероприятия в Париже в пользу Союза русских артистов. Этими мероприятиями были Grand Bal des Artistes или Grand Bal Travesti Transmental (23 февраля 1923 г.), Bal Banal (14 марта 1924 г.), Bal Olympique или Vrai Bal Sportif (11 июля 1924 г.) и Grand Ourse Bal (8 май 1925 г.). Они оба разработали большую часть рекламных материалов для мероприятия. [17]
Между 1922 и 1926 годами Гончарова создавала модели одежды для магазина Мари Каттоли Maison Myrbor на улице Винсент в Париже. На ее богато вышитые и аппликационные модели платьев сильное влияние оказало русское народное искусство, византийская мозаика и ее работы для «Русских балетов» . [18] [19]
В 1938 году Гончарова стала гражданкой Франции . [20] 2 июня 1955 года, через четыре года после того, как Ларионов перенес инсульт, два художника поженились в Париже, чтобы защитить свои права на наследство. [20] Под влиянием Парижской школы ее стиль перешел от кубизма к неоклассицизму . [9] Гончарова была первой из пары, которая умерла семь лет спустя, 17 октября 1962 года, в Париже после изнурительной борьбы с ревматоидным артритом . [21]
Стиль
[ редактировать ]Противоречия между деревенской и городской жизнью оставили осадок в творчестве Гончаровой и помещают его в рамки европейского и русского модернизма того времени. Городская Москва, стремительная жизнь и непринужденная летняя дача за городом ярко выражены в ее творчестве. На фотографиях в родовом поместье она изображена в крестьянской одежде в сочетании с городской обувью. Ее ранние автопортреты посвящены теме идентичности, где раскрывается ее интерес к элитным маскарадам. В одном она одевается как джентльменша; в другом случае она находится в домашней обстановке в платье; другие сосредотачиваются на ее личности как художницы (например, «Автопортрет с желтыми лилиями» , 1907). [ нужна ссылка ]
На ее ранние пастели и живопись повлияло главное семейное имение в Калужской губернии — Полотняный завод. Описание жизни там предполагает, что досуг и работа слились воедино и, как таковые, могут быть связаны с либеральными реформами в России того времени. Вдохновение, которое Гончарова черпает из образа жизни, в основном черпается из наблюдения за повседневной деятельностью живших там слуг и крестьян. Это видно по количеству ее садовых изображений, которые можно отождествить с ландшафтом этого участка. [9]
Модельер и дизайнер костюмов
[ редактировать ]Гончарова сделала успешную карьеру в сфере моды, где создавала костюмы для «Русского балета» . На стиль повлияла ее причастность к авангарду в сочетании с русским наследием. Во Франции она работала в магазине Мари Каттолис в Доме Мирбора (Maison de Myrbor), где ее славянское наследие повлияло на абстрактный дизайн, который предпочитал авангард. [ нужна ссылка ]
Она также работала у известного дизайнера Надежды Ламоновой в Москве, где воплотилось в жизнь ее полностью художественное выражение. Она экспериментировала с абстрактным дизайном, цветами, узорами, различными сочетаниями материалов и, очевидно, реагировала на преобладающую моду на ориентализм . На ее дизайн повлияли как русские традиции, так и византийская мозаика , которая просматривается как в костюмах, так и в платьях. [22] Ее работы также демонстрируют примитивистские тенденции. [23]
Она также разработала множество костюмов для « Русского балета» , в первую очередь для постановки труппы «Золотой петушок». [ нужна ссылка ] («Золотой петушок») и «Жар-птица» . Она была ключевым членом « Русского балета» и тесно сотрудничала с Сергеем Дягилевым и Брониславой Нижинской . Ее работы оказали большое влияние на французскую моду того времени, особенно на легендарного дизайнера Поля Пуаре .
Выставки и коллекции
[ редактировать ]В 1961 году Художественный совет Великобритании провел большую ретроспективу творчества Гончаровой и Ларионова. [2] В 2019 году в галерее Тейт Модерн в Лондоне прошла ретроспектива . [24] В 2019 году выставка Гончаровой прошла в Палаццо Строцци во Флоренции. [25] В 2020 году: совместная выставка Tate Modern, Palazzo Strozzi и Ateneum переехала в Хельсинки, Финляндия (с 27 февраля по 17 мая). [26]
Работы Гончаровой вошли в выставку « Женщины в абстракции» 2021 года в Центре Помпиду . [27]
Ее работы находятся в коллекции Гуггенхайма . [28] Музей Израиля , [29] Художественный музей Макнея , [30] Музей современного искусства , [31] Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева [32] и Тейт [33]
Арт-рынок
[ редактировать ]18 июня 2007 года картина Гончаровой 1909 года « Сбор яблок» была продана на аукционе Christie's за 9,8 миллиона долларов, что стало рекордом для любой художницы того времени. [34] Ее считают одной из самых дорогих женщин-художниц на аукционах. [35] и ее работы представлены на аукционах русского искусства во время проводимой раз в два года Недели русского искусства в Лондоне.
В ноябре 2007 года фильм «Колокольчики» (1909) принес 3,1 миллиона фунтов стерлингов (6,2 миллиона долларов). [36] В 2008 году натюрморт Гончаровой « Цветы» 1912 года (ранее входивший в Гийома Аполлинера ) был продан за 10,8 миллиона долларов. коллекцию [37] [38]
Повторное открытие двух произведений
[ редактировать ]В 2019 году ученый, исследующий жизнь чешской художницы-футуристки Ружены Затковой, обнаружил в частной коллекции две ранее неизвестные гуаши Гончаровой; Обе работы были посвящены Затьковой и датированы 1916 годом. [39] Два художника дружили с 1915 года, поскольку Сергей Дягилев пригласил их, Михаила Ларионова и труппу Дягилева «Русские балеты » погостить у него на арендованной им швейцарской вилле, а работы были созданы, пока Заткова болела туберкулезом. [39]
Дань уважения
[ редактировать ]3 июля 2017 года Google отпраздновала свое 136-летие дудлом Google . [40]
Фильмография
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]- Автопортрет (1907)
- Женщины с граблями (1907)
- Khorovod (1910)
- Синяя корова (1911)
- Велосипедист (1913)
- Эскиз костюма к Святому Иоанну (1915)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джейн Эштон Шарп (2006). Русский модернизм между Востоком и Западом: Наталья Гончарова и московский авангард . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 14 -15.
- ^ Jump up to: а б с Шарп, Джейн Э. (2000). «Наталья Гончарова». В Боулте, Джон Э.; Дратт, Мэтью (ред.). Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова и Надежда Удальцова . Нью-Йорк: Музей Гуггенхайма. п. 156 . ISBN 0-8109-6924-6 .
- ^ Jump up to: а б Sharp, Jane A. (2000). "Natalia Goncharova" . In Bowlt, John E.; Drutt, Matthew (eds.). Amazons of the avant-garde: Alexandra Exter, Natalia Goncharova, Liubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, and Nadezhda Udaltsova . New York: Guggenheim Museum. p. 155 . ISBN 0-8109-6924-6 .
- ^ Jump up to: а б с Грей, Камилла (1962). Великий эксперимент: русское искусство 1863–1922 гг . Лондон: Темза и Гудзон. п. 98.
- ^ Грей, Камилла (1962). Великий эксперимент: русское искусство 1863–1922 гг . Лондон: Темза и Гудзон. п. 88.
- ^ Jump up to: а б с д Sharp, Jane A. (2000). "Natalia Goncharova". In Bowlt, John E.; Drutt, Matthew (eds.). Amazons of the avant-garde: Alexandra Exter, Natalia Goncharova, Liubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, and Nadezhda Udaltsova . New York: Guggenheim Museum. p. 158 . ISBN 0-8109-6924-6 .
- ^ "Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом" . www.museum.ru .
- ^ "Михаил Ларионов и Наталия Гончарова" . www.philol.msu.ru .
- ^ Jump up to: а б с д и Шарп, Джейн Э. (2000). «Наталья Гончарова». В Боулте, Джон Э.; Дратт, Мэтью (ред.). Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова и Надежда Удальцова . Нью-Йорк: Музей Гуггенхайма. п. 155 -167. ISBN 0-8109-6924-6 .
- ^ Jump up to: а б с «Наталья Гончарова – Искусство в России» . artinrussia.org . Архивировано из оригинала 8 марта 2017 года . Проверено 11 марта 2017 г.
- ^ Наталья Гончарова: Первопроходец в галерее Тейт ; по состоянию на 3 января 2020 г.
- ^ Герхардус, Мэри; Герхардус, Дитфрид (1979). Кубизм и футуризм . Файдон. п. 74.
- ^ Шарп, Джейн Эштон, 1956- (2006). Русский модернизм между Востоком и Западом: Наталья Гончарова и московский авангард . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-83162-8 . OCLC 56405038 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Книга русского авангарда 1910–1934» . Музей современного искусства . Проверено 5 марта 2016 г.
- ↑ Exposition de l'art russe 1906. Архивировано 6 июля 2015 года в Wayback Machine ; салон-automne.com
- ^ Нортон, Лесли. Леонид Мясин и балет XX века . МакФарланд, 2004. с. 12. ISBN 0786417528
- ^ Федерле, Кортни (1 января 1992 г.). «Kuchenmesser DADA: разрез Ханны Хёх в поле зрения». Куи Парле . 5 (2): 120–134. JSTOR 20685953 .
- ^ Люсье, Сюзанна (2006). Мода в стиле ар-деко (Реп. ред.). Лондон: Публикации Виктории и Альберта. п. 46. ИСБН 9781851773909 .
Примитивная интерпретация Гончаровой русского народного искусства и византийской мозаики проявилась не только в ее костюмах для «Русского балета», но и в ее эскизах для «Мирбора».
- ^ «Вечернее платье Натальи Гончаровой для Мирбора» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 6 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Наталья Гончарова» , Музей Соломона Р. Гуггенхайма, дата обращения 24 мая 2015 г.
- ^ Sharp, Jane A. (2000). "Natalia Goncharova". In Bowlt, John E.; Drutt, Matthew (eds.). Amazons of the avant-garde: Alexandra Exter, Natalia Goncharova, Liubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, and Nadezhda Udaltsova . New York: Guggenheim Museum. p. 163 . ISBN 0-8109-6924-6 .
- ^ Люсье, Сюзанна. (2003). «Наталья Гончарова». Мода в стиле ар-деко . Лондон: Булфинч Пресс. п. 46 . ISBN 9780821228326 .
- ^ Ховард, Джереми (28 февраля 2015 г.). Владимир Марков и русский примитивизм: устав авангарда . Фарнем, Суррей. ISBN 978-1-4724-3974-1 . OCLC 889577491 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Лаура Камминг (9 июня 2019 г.). Наталья Гончарова; Обзор Ли Краснера – блестящий, смелый и новаторский . Наблюдатель . По состоянию на ноябрь 2019 г.
- ^ «Палаццо Строцци, выставка Гончаровой с сентября 2019 по январь 2020» .
- ^ «Наталья Гончарова» . ateneum.fi . Проверено 29 февраля 2020 г.
- ^ Женщины в абстракции . Лондон: Нью-Йорк, Нью-Йорк: Thames & Hudson Ltd.; Thames & Hudson Inc., 2021. с. 170. ИСБН 978-0500094372 .
- ^ «Кошки (лучистое восприятие в розовом, черном и желтом цветах)» . Гуггенхайм . 1 января 1913 года . Проверено 11 марта 2017 г.
- ^ «Наталья Гончарова» . Выставка Музея Израиля онлайн . Музей Израиля . Проверено 27 октября 2011 г.
- ^ Художественный музей Макнея (2014). «Коллекция МакНей: Наталья Гончарова» . Макнаярт.орг. Архивировано из оригинала 19 августа 2016 года . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ Музей современного искусства (2010). «Коллекция МоМА: Наталья Гончарова» . Мома.орг . Проверено 25 ноября 2011 г.
- ^ «Гончарова, Наталья» . Коллекции онлайн . Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева . Проверено 27 октября 2011 г.
- ^ «Наталья Гончарова» . Коллекция Тейт . Тейт . Проверено 27 октября 2011 г.
- ^ «Кем была Наталья Гончарова?» . Нью-Йорк Сан . 26 июня 2007 года . Проверено 7 марта 2007 г.
- ^ «10 самых дорогих женщин-художников на аукционе по версии artnet News» . артнет . 31 августа 2015 года . Проверено 4 марта 2016 г.
- ^ «Досье художника: Наталья Гончарова | BLOUIN ARTINFO» . www.blouinartinfo.com .
- ^ «Самые дорогие женщины-художницы – новости артнета» . Новости артнета . 31 августа 2015 года . Проверено 11 марта 2017 г.
- ^ Фогель, Кэрол (25 июня 2008 г.). «Моне устанавливает рекорд: 80,4 миллиона долларов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 июня 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Джорджини, Марина (14 июля 2019 г.). «Наталья Гончарова – открытие: история дружбы с чешской футуристкой Рузеной Затковой находит два ранее неизвестных произведения русской художницы» . Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» . Проверено 5 июля 2020 г.
- ^ «136 лет со дня рождения Натальи Гончаровой» . Google . 3 июля 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Натальи Гончаровой или о ней в Internet Archive
- WH Crain Коллекция костюмов и эскизов сцен в Центре Гарри Рэнсома Большая Советская Энциклопедия
- Information on Goncharova
- Наталья Гончарова Биография, произведения и сочинения
- Анетта Флуара, Икона как источник примитивизма в живописи Натальи Гончаровой, https://www.academia.edu/45010426/The_icon_as_the_source_of_primitivism_in_Natalia_Goncharovas_painting
- 1881 рождений
- 1962 смертей
- Жители Чернского района.
- Жители Тульской губернии.
- Художники-абстракционисты
- Художники XIX века из Российской Империи.
- Русские художники 20 века.
- Русские художницы ХХ века.
- Женщины-художницы XIX века из Российской империи.
- Женщины-художницы Российской Империи.
- Неопримитивизм
- Российские художники по костюмам.
- Русский авангард
- Российские сценические дизайнеры
- Модернистский театр
- Российские дизайнеры
- Модельеры Российской Империи
- Русские художники-футуристы.
- Художники балета
- Эмигранты из Российской Империи
- Российские модельеры-женщины.
- Похороны на Иврском кладбище
- Иммигранты во Францию
- Натурализованные граждане Франции
- Женщины-художницы 20-го века
- Женщины-художницы XIX века