Арнольд Шенберг
Арнольд Шенберг | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 13 июля 1951 г. Лос-Анджелес, Калифорния, США | (76 лет)
Занятия |
|
Известный | Вторая венская школа |
Работает | Список композиций |
Арнольд Шенберг или Шенберг [а] (13 сентября 1874 — 13 июля 1951) — австрийский и американский композитор, теоретик музыки, педагог и писатель. Среди первых композиторов -модернистов, написавших музыку с плотными мотивными связями, пропитывающими музыкальную ткань , он выдвинул такие понятия, как развитие вариаций , раскрепощение диссонанса , « единство музыкального пространства ».
Ранние работы Шёнберга, такие как Verklärte Nacht (1899), представляли собой синтез Брамса и Вагнера , на котором он основывался. Наставляя Антона Веберна и Альбана Берга , он стал центральной фигурой Второй венской школы . [б] Они общались с художниками, публиковались в Der Blaue Reiter и писали атональную экспрессионистскую музыку , привлекающую известность и вызывающую споры. В автопортретах Шенберг подчеркивал свой пристальный взгляд; в такой музыке, как Струнный квартет № 2 (1907–1908), Erwartung (1909) и «Лунный Пьеро» (1912), он испытал крайности эмоций. Работая над «Якобслейтером» (с 1914 г.) и «Моисей и Арон» (с 1923 г.), Шенберг противостоял народному антисемитизму , вернувшись к иудаизму , и существенно развил свою технику двенадцатитонов . Он систематически связывал между собой все ноты хроматической гаммы в своей двенадцатитоновой музыке, иногда допуская тональные элементы и часто используя гексахорды и комбинаторность .
Шенберг ушел из Прусской академии художеств (1926–1933), эмигрировав после прихода к власти нацистов ; они запретили его музыку (и музыку его учеников), назвав ее « дегенеративной ». [1] [2] Он преподавал в США, в том числе в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (1936–1944), объекты которого названы в его честь . Он изучал написание музыки для фильмов (как он это делал в Begleitungsmusik zu einer Lichtspielscene , 1929–1930) и писал больше тональной музыки, завершив свою Камерную симфонию № 2 в 1939 году. Получив гражданство (1941) и вступление США во Вторую мировую войну , он начал писать музыку для фильмов. он высмеивал фашистских тиранов в «Оде Наполеону» (1942, по Байрону Бетховена ), используя мотив судьбы и « Марсельезу» . Послевоенная Вена манила почетным гражданством , но Шенберг был болен, как это показано в его «Струнном трио» (1946). Когда мир узнал о Холокосте , он увековечил память его жертв в книге «Выживший из Варшавы» (1947). Израильская консерватория и Музыкальная академия избрали его почетным президентом (1951).
Его новаторская музыка была одной из самых влиятельных и полемизированных в классической музыке 20-го века . По крайней мере, три поколения композиторов расширили его несколько формальные принципы. Его эстетические и музыкально-исторические взгляды оказали влияние на музыковедов Теодора В. Адорно и Карла Дальхауса . [с] Центр Арнольда Шенберга собирает его архивное наследие.
Биография [ править ]
Ранняя жизнь [ править ]
Арнольд Шёнберг родился в еврейской семье из низшего среднего класса в районе Леопольдштадт (ранее еврейское гетто ) Вены, на Обере Донауштрассе, 5. Его отец Самуэль, уроженец Сечени , Венгрия, [д] позже переехал в Пожоны (Пресбург, в то время часть Венгерского королевства, ныне Братислава , Словакия), а затем в Вену, был владельцем обувного магазина , а его мать Полина Шенберг (урожденная Наход), уроженка Праги, была преподаватель фортепиано. [3] Арнольд был в основном самоучкой. Он брал только уроки контрапункта у композитора Александра Землянского , который должен был стать его первым зятем. [4]
В свои двадцать лет Шёнберг зарабатывал на жизнь оркестровкой оперетт , а также сочинял свои собственные произведения, такие как струнный секстет Verklärte Nacht («Преображенная ночь») (1899). Позже он сделал оркестровую версию этой песни, которая стала одной из его самых популярных пьес. И Рихард Штраус , и Густав Малер признали значение Шенберга как композитора; Шёнберга Штраус, когда он встретил «Гурре-Лидер» , и Малер, прослушав несколько ранних произведений Шёнберга.
Штраус обратился к более консервативной идиоме в своей работе после 1909 года и в этот момент уволил Шёнберга. Малер принял его как протеже и продолжал поддерживать даже после того, как стиль Шенберга достиг точки, которую Малер больше не мог понять. Малер беспокоился о том, кто будет присматривать за ним после его смерти. [5] Малера Шенберг, который поначалу презирал музыку Малера и высмеивал ее, был обращен в веру «ударом молнии» Третьей симфонии , которую он считал гениальным произведением. После этого он «говорил о Малере как о святом». [6] [7]
В 1898 году Шёнберг принял христианство в лютеранской церкви. По словам Макдональда (2008, 93), это было отчасти для того, чтобы укрепить его привязанность к западноевропейским культурным традициям, а отчасти как средство самообороны «во времена возрождающегося антисемитизма». В 1933 году, после долгих размышлений, он вернулся в иудаизм, поскольку осознал, что «его расовое и религиозное наследие неизбежно», и занял безошибочную позицию на стороне, противостоящей нацизму. Позже в жизни он идентифицировал себя как член еврейской религии. [8]
эксперименты с атональностью 1901–1914 :
В октябре 1901 года Шёнберг женился на Матильде Землянской, сестре дирижёра и композитора Александра фон Землянского , у которой Шенберг учился примерно с 1894 года. У Шенберга и Матильды было двое детей, Гертруда (1902–1947) и Георг (1906–1974). . Гертруда выйдет замуж за ученика Шенберга Феликса Грейссле в 1921 году. [9]
Летом 1908 года жена Шёнберга Матильда ушла от него на несколько месяцев к молодому австрийскому художнику Рихарду Герстлю (который покончил жизнь самоубийством в ноябре того же года после того, как Матильда вернулась замуж). Этот период ознаменовал явные изменения в творчестве Шенберга. Именно во время отсутствия жены он сочинил «Ты прислоняешься к серебристой иве» (нем. Du lehnestwide eine Silberweide ), тринадцатую песню в цикле Das Buch der Hängenden Gärten , соч. 15, основанный на одноименном сборнике немецкого поэта-мистика Штефана Георге . Это была первая композиция вообще без какой-либо привязки к тональности . [10]
Также в этом году Шенберг завершил одно из своих самых революционных произведений — Струнный квартет № 2 . Первые две части, хотя и хроматические по цвету, используют традиционные тональности . Последние две части, снова с использованием стихов Джорджа, включают вокальную линию сопрано, порывая с предыдущей практикой струнного квартета и смело ослабляя связи с традиционной тональностью . Обе части заканчиваются тоническими аккордами, и произведение не является полностью нетональным.
Летом 1910 года Шенберг написал свою книгу «Harmonielehre» ( «Теория гармонии» , Schoenberg 1922), которая остается одной из самых влиятельных книг по теории музыки. Примерно с 1911 года Шенберг принадлежал к кругу художников и интеллектуалов, в который входили Лене Шнайдер-Кайнер , Франц Верфель , Герварт Вальден и Эльза Ласкер-Шюлер .
В 1910 году он познакомился с Эдвардом Кларком , английским музыкальным журналистом, работавшим тогда в Германии. Кларк стал его единственным учеником по английскому языку, а в своей более поздней должности продюсера BBC он отвечал за представление в Британии многих работ Шенберга и самого Шенберга (а также Веберна , Берга и других).
Еще одно из его наиболее важных произведений этого атонального или пантонального периода - очень влиятельный «Лунный Пьеро» , соч. 21 декабря 1912 года — новый цикл экспрессионистских песен на немецкий перевод стихов бельгийско-французского поэта Альберта Жиро . Используя технику Sprechstimme , или мелодраматического устного декламирования, в произведении вокалистка сочетается с небольшим ансамблем из пяти музыкантов. Ансамбль, который сейчас обычно называют ансамблем Пьеро , состоит из флейты (дублирования на пикколо ), кларнета (дублирования на бас-кларнете ), скрипки (дублирования на альте), виолончели, динамика и фортепиано.
Вильгельм Бопп , директор Венской консерватории с 1907 года, хотел вырваться из затхлой среды, олицетворяемой для него Робертом Фуксом и Германом Греденером . Рассмотрев множество кандидатов, в 1912 году он предложил преподавательские должности Шенбергу и Францу Шрекерам . В то время Шенберг жил в Берлине. Он не был полностью отрезан от Венской консерватории, поскольку годом ранее читал частный теоретический курс. Он серьезно обдумал это предложение, но отказался. Позже в письме Альбану Бергу он назвал свою «отвращение к Вене» основной причиной своего решения, хотя и размышлял о том, что оно могло быть неправильным с финансовой точки зрения, но, приняв его, он почувствовал удовлетворение. Пару месяцев спустя он написал Шрекеру, что, возможно, ему тоже было бы плохой идеей соглашаться на должность преподавателя. [11]
Первая мировая война [ править ]
Первая мировая война принесла кризис в его развитии. Военная служба прервала его жизнь, когда в 42 года он попал в армию. Он никогда не был способен работать непрерывно или в течение определенного периода времени, в результате чего оставил много незавершенных работ и неразвитых «начал». Однажды старший офицер потребовал знать, был ли он «этим пресловутым Шенбергом»; Шенберг ответил: «Прошу сообщить, сэр, да. Никто не хотел этого делать, кто-то должен был быть, поэтому я позволил это быть мне». [12] По мнению Нормана Лебрехта , это отсылка к очевидной «судьбе» Шёнберга как «Освободителя диссонанса» . [13]
Шенберг сравнил нападение Германии на Францию и его нападение на декадентские буржуазные художественные ценности. В августе 1914 года, осуждая музыку Бизе , Стравинского и Равеля , он писал: «Теперь наступит расплата! Теперь мы бросим этих бездарных китчторговцев в рабство и научим их почитать немецкий дух и поклоняться немецкому богу». . Алекс Росс назвал это «актом военного психоза». [14]
Ухудшение отношений между современными композиторами и публикой побудило его в 1918 году основать в Вене Общество частных музыкальных исполнений ( Verein für musikalische Privataufführungen на немецком языке). Он стремился создать форум, на котором можно было бы тщательно готовить и репетировать современные музыкальные произведения. и должным образом выполняться в условиях, защищенных от диктата моды и давления торговли.
С момента своего создания и до своего роспуска на фоне австрийской гиперинфляции Общество представило платящим членам 353 спектакля, иногда еженедельно. В течение первых полутора лет Шёнберг не давал исполняться ни одному из своих произведений. [15] Вместо этого публика на концертах Общества слышала сложные современные произведения Скрябина , Дебюсси , Малера, Веберна, Берга, Регера и других ведущих деятелей музыки начала 20 века. [16]
Развитие метода двенадцати тонов [ править ]
Позже Шёнбергу предстояло разработать наиболее влиятельную версию додекафонического (также известного как двенадцатитонового ) метода композиции, которому в 1947 году Рене Лейбовиц и Хамфри Сирл на французском и английском языках дали альтернативное название метод сериализм . Рене Лейбовицем и Этот был подхвачен Хамфри Сирлом. многими его учениками, составившими так называемую Вторую венскую школу . Среди них были Антон Веберн , Альбан Берг и Ханнс Эйслер , все из которых находились под глубоким влиянием Шенберга. Он опубликовал ряд книг, от знаменитой «Harmonielehre» ( «Теория гармонии ») до «Основ музыкальной композиции» . [17] многие из которых до сих пор издаются и используются музыкантами и начинающими композиторами.
Шенберг рассматривал свое развитие как естественный прогресс и не осуждал свои ранние работы, когда отважился заняться сериализмом. В 1923 году он писал швейцарскому филантропу Вернеру Рейнхарту :
В настоящее время для меня важнее, понимают ли люди мои старые работы... Они являются естественными предшественниками моих более поздних работ, и только те, кто понимает и постигает их, смогут достичь понимания более поздних работ, выходящего за рамки модный минимум. Я не столько придаю значение тому, чтобы быть музыкальным пугалом, сколько быть естественным продолжателем правильно понятой старой доброй традиции! [18] [19]
Его первая жена умерла в октябре 1923 года, а в августе следующего года Шенберг женился на Гертруде Колиш (1898–1967), сестре своего ученика, скрипача Рудольфа Колиша . [9] [20] У них было трое детей: Нурия Доротея (1932 г.р.), Рональд Рудольф (1937 г.р.) и Лоуренс Адам (1941 г.р.). Гертруда Колиш Шенберг написала либретто к одноактной опере Шёнберга « Von heute auf morgen» под псевдонимом Макс Блонда. По ее просьбе пьесу Шенберга (в конечном итоге незаконченную) «Якобслейтер» подготовил к исполнению ученик Шёнберга Винфрид Циллиг . После смерти мужа в 1951 году она основала издательство Belmont Music Publishers, занимающееся публикацией его произведений. [21] Арнольд использовал ноты G и E ♭ (нем. Es, т. е. «S») для «Гертруды Шенберг» в Сюите , для септета, соч. 29 (1925). [22] (см. музыкальная криптограмма ).
После смерти в 1924 году композитора Ферруччо Бузони , который занимал должность директора мастер-класса по композиции в Прусской академии художеств в Берлине, Шенберг был назначен на этот пост в следующем году, но из-за проблем со здоровьем не смог приступить к работе. его пост до 1926 года. Среди его известных учеников в этот период были композиторы Роберт Герхард, Никос Скалкоттас и Йозеф Руфер .
Наряду с его двенадцатитоновыми произведениями, 1930 год знаменует собой возвращение Шенберга к тональности с номерами 4 и 6 из Шести пьес для мужского хора, соч. 35, остальные пьесы додекафонические. [23]
Нацистский режим и эмиграция в США [ править ]
Шенберг оставался на своем посту до тех пор, пока (захват власти) нацистского режима. Во в 1933 году не произошел Machtergreifung время отпуска во Франции его предупредили, что возвращение в Германию будет опасным. Шенберг официально восстановил членство в еврейской религии в парижской синагоге. [24] затем эмигрировал в США вместе со своей семьей. [25] Впоследствии он кратко рассмотрел возможность повторного переезда либо в Англию, либо в Советский Союз. [26]
Его первая преподавательская должность в США была в Консерватории Малкина ( Бостонский университет ). Он переехал в Лос-Анджелес, где преподавал в Университете Южной Калифорнии и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе , оба из которых позже назвали музыкальное здание в своих кампусах Шенберг-холлом. [27] [28] Он был назначен приглашенным профессором Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в 1935 году по рекомендации Отто Клемперера , музыкального руководителя и дирижера Филармонического оркестра Лос-Анджелеса ; [29] а в следующем году получил звание профессора с зарплатой в 5100 долларов в год, что позволило ему либо в мае 1936, либо в 1937 году купить дом в стиле испанского возрождения по адресу 116 North Rockingham в Брентвуд-парке , недалеко от кампуса Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, за 18 000 долларов. Этот адрес находился прямо через дорогу от Ширли Темпл дома , и там он подружился с коллегой-композитором (и партнером по теннису) Джорджем Гершвином . Шенберги смогли нанять прислугу и начали проводить воскресные дневные собрания, которые славились превосходным кофе и венской выпечкой. Среди частых гостей были Отто Клемперер (который изучал композицию в частном порядке у Шенберга с апреля 1936 года), Эдгар Варез , Йозеф Ахрон , Луи Грюнберг , Эрнст Тох , а иногда и такие известные актеры, как Харпо Маркс и Петер Лорре . [30] [31] [32] [33] [34] [35] Композиторы Леонард Розенман [36] и Джордж Трамбле [37] и голливудский оркестратор Эдвард Б. Пауэлл в это время учился у Шёнберга. [38]
После переезда в США, куда он прибыл 31 октября 1933 г. [39] композитор использовал альтернативное написание своей фамилии Шенберг , а не Шёнберг , в том, что он назвал «уважением к американской практике». [40] хотя, по словам одного писателя, он впервые внес это изменение годом ранее. [41]
Он прожил там остаток своей жизни, хотя Шенберг обдумывал идею эмиграции в Новую Зеландию. Его секретарь и ученик Рихард Хоффманн , племянник тещи Шенберга Генриетты Колиш, жил в Новой Зеландии в 1935–1947 годах. Шенберг с детства был очарован островами и особенно Новой Зеландией, возможно, из-за ее почтовых марок. [42] Он отказался от идеи переезда в Новую Зеландию после того, как в 1944 году его здоровье начало ухудшаться. [43]
В этот заключительный период он сочинил несколько заметных произведений, в том числе сложный Скрипичный концерт , соч. 36 (1934/36), Коль Нидре , соч. 39, для хора и оркестра (1938), Ода Наполеону Буонапарту , соч. 41 (1942), захватывающий фортепианный концерт , соч. 42 (1942), и его мемориал жертвам Холокоста , « Выживший из Варшавы» , соч. 46 (1947). Ему не удалось завершить свою оперу «Моисей и Арон» (1932/33), которая стала одним из первых произведений своего жанра, полностью написанных с использованием додекафонной композиции . Наряду с двенадцатитоновой музыкой Шенберг также вернулся к тональности с произведениями своего последнего периода, такими как Сюита для струнных соль мажор (1935), Камерная симфония № 2 ми ♭ минор, соч. 38 (начато в 1906 г., завершено в 1939 г.), Вариации на тему речитатива ре минор, соч. 40 (1941). В этот период среди его известных учеников были Джон Кейдж и Лу Харрисон . [36]
В 1941 году он стал гражданином США. [44] Здесь он был первым композитором-резидентом Летней консерватории Музыкальной академии Запада . [45]
Суеверие и смерть [ править ]
Суеверный характер Шенберга мог стать причиной его смерти. У композитора была трискайдекафобия , и, по словам подруги Кати Манн, он боялся умереть в течение года, кратного 13. [46] Возможно, это началось в 1908 году с написания тринадцатой песни песенного цикла Das Buch der Hängenden Gärten Op. 15. [10] Он так боялся своего шестидесятипятилетия в 1939 году, что друг попросил композитора и астролога Дейна Радьяра подготовить гороскоп Шенберга . Радьяр сделал это и сказал Шенбергу, что год был опасным, но не фатальным.
Но в 1950 году, в свой 76-й день рождения, астролог написал Шенбергу записку, предупредив его, что год будет критическим: 7 + 6 = 13. [47] Это ошеломило и угнетало композитора, поскольку до этого момента он опасался только чисел, кратных 13, и никогда не думал о добавлении цифр своего возраста. Он умер в пятницу, 13 июля 1951 года, незадолго до полуночи. Шёнберг весь день лежал в постели, больной, встревоженный и подавленный. Его жена Гертруда на следующий день сообщила в телеграмме своей невестке Оттилии, что Арнольд умер в 23:45, за 15 минут до полуночи. [48] В письме Оттилии от 4 августа 1951 года Гертруда объяснила: «Около без четверти двенадцать я посмотрела на часы и сказала себе: еще четверть часа, и самое худшее позади. дважды его сердце сильно билось, и это был конец». [49]
Прах Шёнберга позже был захоронен в Централфридхофе в Вене 6 июня 1974 года. [50]
Музыка [ править ]
Значительные сочинения Шенберга в репертуаре современной художественной музыки существуют уже более 50 лет. Традиционно их делят на три периода, хотя это разделение, возможно, условно, поскольку музыка каждого из этих периодов значительно различается. Идея о том, что его двенадцатитоновый период «представляет собой стилистически единую совокупность произведений, просто не подтверждается музыкальными свидетельствами». [53] а важные музыкальные характеристики, особенно те, которые связаны с мотивации развитием , полностью выходят за эти границы.
Первый из этих периодов, 1894–1907, отождествляется с наследием высокоромантических композиторов конца XIX века, а также с экспрессионистскими движениями в поэзии и искусстве. Второй, 1908–1922 гг., характеризуется отказом от ключевых центров , шагом, который часто (хотя и не Шенбергом) описывался как « свободная атональность ». Третий, начиная с 1923 года, начинается с изобретения Шёнбергом додекафонического , или «двенадцатитонового», композиционного метода. Самые известные ученики Шенберга, Ханс Эйслер , Альбан Берг и Антон Веберн , преданно следовали за Шенбергом через каждый из этих интеллектуальных и эстетических переходов, хотя и не без значительных экспериментов и разнообразия подходов.
: Первый период Поздний романтизм
Начиная с песен и струнных квартетов, написанных на рубеже веков, интересы Шёнберга как композитора поставили его в уникальное положение среди своих сверстников, поскольку его методы демонстрировали характеристики как Брамса, так и Вагнера , которые для большинства современных слушателей считались полярными противоположностями, представляющими взаимоисключающие направления в наследии немецкой музыки. Шесть песен Шенберга, соч. 3 (1899–1903), например, демонстрируют консервативную ясность тональной организации, типичную для Брамса и Малера, отражающую интерес к сбалансированным фразам и ненарушенной иерархии ключевых отношений. Тем не менее, песни также исследуют необычно смелый случайный хроматизм и, кажется, стремятся к вагнеровскому «репрезентативному» подходу к мотивационной идентичности.
Синтез этих подходов достигает апогея в его Verklärte Nacht , Op. 4 (1899), программная работа для струнного секстета , в которой развивается несколько характерных « лейтмотивных » тем , каждая из которых затмевает и подчиняет предыдущую. Единственные мотивационные элементы, которые сохраняются на протяжении всего произведения, - это те, которые постоянно растворяются, варьируются и вновь объединяются в технике, идентифицированной прежде всего в музыке Брамса, которую Шенберг называл « развивающейся вариацией ». Процедуры Шенберга в работе организованы одновременно двумя способами; одновременно предлагая вагнеровский нарратив мотивных идей, а также брамсовский подход к развитию мотивов и тональной сплоченности.
Шенберга Цитируя Берга и Веберна о струнном квартете № 1 , соч. 7 (1904–1905), [54] Джозеф Н. Штраус подчеркнул важность «мотивной последовательности» в произведениях троих в целом. [55] [и] «Каждый малейший оборот фразы , даже аккомпанементная фигура имеет значение», — утверждал Берг, в скобках хваля «чрезмерность, неслыханную со времен Баха » Шенберга. Веберн дивился тому, как «Шенберг создает фигуру аккомпанемента из мотивной частицы», провозглашая, что «все тематически! Нет... ни одной ноты... не имеющей тематической основы». [54]
: атональность Второй период Свободная
Актуальность музыкальных построений, лишенных тональных центров или традиционных отношений диссонанс-консонанс, можно проследить еще в Камерной симфонии Шенберга № 1 , соч. 9 (1906). Это произведение примечательно тональным развитием цельнотоновой и квартальной гармонии , а также началом динамичных и необычных ансамблевых отношений, включающих драматические перерывы и непредсказуемые инструментальные оттенки. Многие из этих особенностей будут типичными для тембрально -ориентированной эстетики камерной музыки грядущего столетия.
Музыка Шенберга, начиная с 1908 года, различными способами экспериментирует с отсутствием традиционных тональностей или тональных центров . Его первой явно атональной пьесой стал второй струнный квартет , соч. 10, с сопрано. Последняя часть этой пьесы не имеет ключевого знака, что свидетельствует о формальном отходе Шенберга от диатонических гармоний. Другие важные произведения той эпохи включают его цикл песен Das Buch der Hängenden Gärten , соч. 15 (1908–1909), его «Пять оркестровых пьес» , соч. 16 (1909), влиятельный «Лунный Пьеро» , соч. 21 (1912), а также его драматическое Erwartung , Op. 17 (1909). Исследование Opp Шенберга. 10, 15–16 и 19, Веберн утверждал: «Он создает совершенно новые выразительные ценности; поэтому он также нуждается в новых средствах выражения. Содержание и форма не могут быть разделены». [57]
Аналитики (в первую очередь Аллен Форте ) настолько подчеркивали мотивные формы в «свободной атональной» музыке Шенберга (а также Берга и Веберна), что Бенджамин Борец и Уильям Бенджамин предложили называть ее «мотивной» музыкой. Сам Шенберг описал свое использование мотивной единицы «разнообразным и развитым по-разному» в «Четырех оркестровых песнях» , соч. 22 (1913–1916), написав, что он «находился на предварительной стадии процедуры… которая позволяет мотиву быть постоянной основой». Штраус считал, что термин «мотивная музыка» может применяться «в модифицированном виде» к двенадцатитоновой музыке в более общем плане. [54]
Третий период: Двенадцатитоновые и тональные произведения [ править ]
После Первой мировой войны Шёнберг искал средства порядка, которые сделали бы его музыкальную структуру проще и яснее. Таким образом, он пришел к своему «методу сочинения двенадцати тонов, связанных только друг с другом». [58] Все двенадцать тонов октавы (обычно нереализованные композиционно) считаются равными, и ни одной ноте или тональности не уделяется того внимания, которое они занимают в классической гармонии. Он считал это музыкальным эквивалентом открытий Альберта Эйнштейна в физике. Шенберг сказал Йозефу Руферу : «Я сделал открытие, которое обеспечит превосходство немецкой музыки на следующие сто лет». [59]
Среди двенадцатитоновых произведений Шёнберга — « Вариации для оркестра» , соч. 31 (1928); Begleitungsmusik zu einer Lichtspielscene , соч. 34 (1930); Фортепианные пьесы , соч. 33a и b (1931) и Концерт для фортепиано с оркестром , соч. 42 (1942). Вопреки некоторой репутации доктринерской строгости, техника Шенберга менялась в зависимости от музыкальных требований каждого произведения. Таким образом, музыкальная структура его незаконченной оперы «Моисей и Арон» отличается от его «Фантазии для скрипки и фортепиано», соч. 47 (1949).
По мнению Итана Хаймо, десять особенностей зрелой двенадцатитоновой практики Шенберга в целом характерны, взаимозависимы и интерактивны: [60]
- Гексахордальная инверсионная комбинаторность
- Агрегаты
- линейного набора Представление
- Разделение
- Изоморфное разбиение
- Инварианты
- Шестихордальные уровни
- Гармония , «согласованная со свойствами референтного набора и вытекающая из них»
- Метр , установленный через «высотно-относительные характеристики».
- Многомерные презентации наборов
и наследие Прием
Первые работы [ править ]
После некоторых первых трудностей Шёнберг начал завоевывать признание публики благодаря таким произведениям, как тональная поэма «Пеллеас и Мелизанда» на берлинском представлении в 1907 году. На венской премьере «Гурре -Лидера» в 1913 году он получил овации, продолжавшиеся четверть минуты. час и завершился вручением Шенбергу лаврового венца. [61] [62]
Тем не менее, большая часть его работ не была принята хорошо. Премьера его Камерной симфонии № 1 состоялась в 1907 году ничем не примечательной. Однако, когда она снова была исполнена в Скандалконцерте 31 марта 1913 года (в который входили также произведения Берга , Веберна и Цемлинского ), «можно было услышать пронзительный звук дверных ключей среди раздались бурные аплодисменты, и на второй галерее началась первая за вечер драка». Позже на концерте, во время исполнения Альтенбергской песни Берга, вспыхнула драка после того, как Шенберг прервал выступление, пригрозив полицией удалить всех нарушителей спокойствия. [63]
Двенадцатитоновый период [ править ]
По словам Итана Хаймо, понимания двенадцатитоновой работы Шенберга было трудно достичь отчасти из-за «действительно революционного характера» его новой системы, дезинформации, распространяемой некоторыми ранними авторами о «правилах» и «исключениях» системы, которые имеют значение. «малое отношение к наиболее важным особенностям музыки Шенберга», скрытность композитора и повсеместная недоступность его эскизов и рукописей до конца 1970-х годов. За свою жизнь он «подвергался множеству критики и оскорблений, которые шокируют даже в ретроспективе». [64]
Шёнберг раскритиковал новое неоклассическое направление Игоря Стравинского в стихотворении «Der neue Klassizismus» (в котором он принижает неоклассицизм и косвенно называет Стравинского «Der kleine Modernsky»), которое он использовал в качестве текста для третьей своей « Drei Satiren » . Оп. 28. [65]
Серийная техника композиции с двенадцатью нотами Шенберга стала одной из самых центральных и полемических проблем среди американских и европейских музыкантов середины и конца двадцатого века. Начиная с 1940-х годов и по сей день, такие композиторы, как Пьер Булез , Карлхайнц Штокхаузен , Луиджи Ноно и Милтон Бэббит, расширяли наследие Шенберга во все более радикальных направлениях. В крупных городах Соединенных Штатов (например, Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Бостон) были исторически значимые исполнения музыки Шёнберга, среди которых были такие защитники, как Бэббит в Нью-Йорке и франко-американский дирижер-пианист Жак-Луи Моно . Студенты Шёнберга были влиятельными преподавателями в крупных американских университетах: Леонард Стайн в Университете Южной Калифорнии , Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и Калифорнийском университете искусств ; Рихард Хоффманн в Оберлине ; Патрисия Карпентер из Колумбии ; и Леон Киршнер и Эрл Ким в Гарварде . Музыканты, связанные с Шенбергом, оказали глубокое влияние на практику исполнения современной музыки в США (например, Луи Краснер , Юджин Ленер и Рудольф Колиш в Музыкальной консерватории Новой Англии ; Эдуард Штойерманн и Феликс Галимир в Джульярдской школе ). В Европе работы Ганса Келлера , Луиджи Роньони и Рене Лейбовица оказали заметное влияние на распространение музыкального наследия Шенберга за пределами Германии и Австрии. Дирижером был также его ученик и помощник Макс Дойч , ставший впоследствии профессором музыки. [66] который сделал запись трех «главных произведений» Шёнберга с Оркестром романской Швейцарии , выпущенных посмертно в конце 2013 года. Эта запись включает короткие лекции Дойча по каждому из произведений. [67]
Критика [ править ]
В 1920-х годах Эрнст Кренек раскритиковал некую неназванную разновидность современной музыки (предположительно Шёнберга и его учеников) как «самоудовлетворение человека, который сидит в своей студии и изобретает правила, согласно которым он затем записывает свои записи». Шенберг обиделся на это замечание и ответил, что Кренек «желает, чтобы слушателями были только шлюхи». [68]
Аллен Шон отметил, что, учитывая жизненные обстоятельства Шенберга, его работы обычно защищают , а не слушают, и что их трудно пережить отдельно от идеологии, которая их окружает. [69] Ричард Тарускин утверждал, что Шенберг совершил то, что он называет «поэтической ошибкой», убеждением, что самое главное (или все, что имеет значение) в произведении искусства — это его создание, вклад создателя, и что удовольствие слушателя не должно быть основная задача композитора. [70] Тарускин также критикует идеи измерения ценности Шенберга как композитора с точки зрения его влияния на других художников, переоценки технических инноваций и ограничения критики вопросами структуры и мастерства, принижая при этом другие подходы как вульгарные. [71]
Отношения с общественностью [ править ]
В 1977 году Кристофер Смолл заметил: «Многие любители музыки даже сегодня испытывают трудности с музыкой Шенберга». [72] Свою краткую биографию Смолл написал спустя четверть века после смерти композитора. По словам Николаса Кука , писавшего примерно через двадцать лет после Смолла, Шёнберг думал, что это непонимание
была всего лишь временной, хотя и неизбежной фазой: история музыки, говорили они, показала, что публика всегда сопротивлялась незнакомому, но со временем они к этому привыкли и научились ценить это ... Сам Шенберг с нетерпением ждал того времени, когда, по его словам, мальчики бакалейщика насвистывали во время обхода серийную музыку.Если Шенберг действительно верил в то, что говорил (а в этом трудно быть полностью уверенным), то это представляет собой один из самых острых моментов в истории музыки. Сериализм не обрел популярности; процесс ознакомления, которого ждали он и его современники, так и не произошел. [73]
Бен Эрл (2003) обнаружил, что Шёнберг, хотя и почитался экспертами и преподавал «поколениям студентов» на курсах, оставался нелюбимым публикой. Несмотря на более чем сорокалетнюю пропагандистскую деятельность и выпуск «книг, посвященных объяснению этого сложного репертуара неспециализированной аудитории», кажется, что, в частности, «британские попытки популяризировать музыку такого рода... теперь могут безопасно можно сказать, потерпел неудачу». [74]
В своей биографии Дебюсси, самого современного и столь же новаторского композитора Шенберга в 2018 году, Стивен Уолш не согласен с идеей о том, что «творческий художник не может быть одновременно радикальным и популярным». Уолш заключает: «Шенберг может быть первым« великим »композитором в современной истории, чья музыка не вошла в репертуар почти через полтора века после его рождения». [75]
Роман Томаса Манна Доктор « » Фауст
Адриан Леверкюн, главный герой Томаса Манна романа «Доктор Фаустус» (1947), композитор, чье использование двенадцатитоновой техники соответствует инновациям Арнольда Шенберга. Шенберг был этим недоволен и после публикации романа инициировал обмен письмами с Манном. [76] Леверкюн, который, возможно, основан на Ницше , продает свою душу Дьяволу. Писатель Шон О'Брайен комментирует, что «написанный в тени Гитлера, Доктор Фауст наблюдает за подъемом нацизма, но его отношение к политической истории является косвенным». [77]
Личность и внемузыкальные интересы [ править ]
Шенберг был художником значительных способностей, чьи работы считались достаточно хорошими, чтобы выставляться рядом с работами Франца Марка и Василия Кандинского . [78] как коллеги-члены экспрессионистской группы Der Blaue Reiter . [79] Примерно с 1908 по 1910 год он выполнил примерно две трети всего творчества, состоящего примерно из шестидесяти пяти произведений маслом. [80]
Он интересовался фильмами Хопалонга Кэссиди , которые Пол Буле и Дэвид Вагнер (2002, v–vii) приписывают левым сценаристам фильмов - довольно странное утверждение в свете заявления Шёнберга о том, что он был « буржуазным », ставшим монархистом . [81]
Учебники [ править ]
- 1922. Harmonielehre , третье издание. Вена: Универсальное издание. (Первоначально опубликовано в 1911 г.).
- 1943. Модели для начинающих в композиции , Нью-Йорк: G. Schirmer, Inc.
- 1954. Структурные функции гармонии . Нью-Йорк: WW Нортон; Лондон: Уильямс и Норгейт. Пересмотренное издание, Нью-Йорк, Лондон: WW Norton and Company, 1969. ISBN 978-0-393-00478-6
- 1964. Предварительные упражнения по контрапункту , под редакцией Леонарда Штейна с предисловием. Нью-Йорк, Пресса Святого Мартина. Перепечатано, Лос-Анджелес: Belmont Music Publishers, 2003.
- 1967. Основы музыкальной композиции под редакцией Джеральда Стрэнга, с предисловием Леонарда Стайна. Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. Перепечатано в 1985 году, Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-09276-5
- 1978. Теория гармонии , английское издание, перевод Роя Э. Картера на основе Harmonielehre 1922. Беркли, Лос-Анджелес: University of California Press. ISBN 978-0-520-03464-8
- 1979. Основы музыкальной композиции в переводе на немецкий язык Рудольфа Колиша; под редакцией Рудольфа Стефана . Вена: Универсальное издание (немецкий перевод «Основ музыкальной композиции »).
- 2003. Предварительные упражнения по контрапункту , перепечатано, Лос-Анджелес: Belmont Music Publishers.
- 2010. Теория гармонии , издание, посвященное 100-летию. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. 2-е издание. ISBN 978-0-52026-608-7
- 2016. Модели для начинающих в композиции , перепечатано, Лондон: Oxford University Press. ISBN 978-0-19538-221-1
Сочинения [ править ]
- 1947. «Музыкант». В «Трудах разума » под редакцией Роберта Б. Хейвуда: [ нужна страница ] Чикаго: Издательство Чикагского университета. ОСЛК 752682744
- 1950. Стиль и идея : Избранные сочинения Арнольда Шенберга , отредактированные и переведенные Дикой Ньюлин . Нью-Йорк: Философская библиотека.
- 1958. Избранные письма Б. Шотта «Зёне», Майнц.
- 1964. Письма Арнольда Шенберга , отобранные и отредактированные Эрвином Штайном, переведенные с оригинального немецкого языка Эйтной Уилкинсом и Эрнстом Кайзером. Лондон: Фабер и Фабер Лтд.
- 1965. Письма Арнольда Шёнберга , отобранные и отредактированные Эрвином Штайном, переведенные с оригинального немецкого языка Эйтной Уилкинсом и Эрнстом Кайзером. Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина.
- 1975. Стиль и идея: Избранные сочинения Арнольда Шенберга под редакцией Леонарда Штейна, с переводами Лео Блэка. Нью-Йорк: Сент-Мартинс Пресс; Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-520-05294-9 Расширено на основе публикации Философской библиотеки (Нью-Йорк) 1950 года под редакцией Дики Ньюлин (559 страниц из 231). В обоих изданиях тома есть примечание: «Некоторые эссе ... изначально были написаны на немецком языке (перевод Дики Ньюлин)».
- 1984. Стиль и идея: Избранные произведения в переводе Лео Блэка. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- 1984. Арнольд Шенберг Василий Кандинский : письма, изображения и документы , под редакцией Елены Хал-Кох, перевод Джона К. Кроуфорда. Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-13060-7 , ISBN 0-571-13194-8
- 1987. Письма Арнольда Шенберга , отобранные и отредактированные Эрвином Штайном, переведенные с немецкого оригинала Эйтной Уилкинсом и Эрнстом Кайзером. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06009-8
- 2006. Музыкальная идея и логика, техника и искусство ее представления , новое английское издание в мягкой обложке. Блумингтон и Лондон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-25321-835-3
- 2010. Стиль и идея: Избранные произведения , издание, посвященное 60-летию (второе), в переводе Леонарда Штейна и Лео Блэка. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-52026-607-0
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ / ˈ ʃ ɜːr n b ɜːr ɡ / , США также / ˈ ʃ oʊ n -/ ; Немецкий: [ˈʃøːnbɛɐ̯k]
- ^ Среди многих других его учеников были Эгон Веллес , Ханнс Эйслер , Роберт Герхард и Никос Скалкоттас в Европе; в США — Джон Кейдж , Лу Харрисон , Эрл Ким , Леон Киршнер , Дика Ньюлин и Оскар Левант .
- ^ Его взгляды также повлияли на пианистов Чарльза Розена , Артура Шнабеля , Рудольфа Серкина , Эдуарда Штойермана и Гленна Гулда .
- ↑ Текст: «О бракосочетании «Самуэля Шенберга из Прессбурга с Полин Наход из Праги» было объявлено в «Еженедельном журнале политических, религиозных и культурных интересов». Эта информация отличается от запретов, опубликованных религиозным сообществом: 17. Март (1872 г.) 12 ½ Самуэль Шёнберг Кауфман из Сечени Сын Х. Абрахама и г-жи Терезии, урожденной Лёви, 15 сентября 1838 г. II, Таборстр, родившийся 8 марта 1843 г. II Таборштрассе 4. Делег.
- ↑ Штраус утверждал, что «озабоченность мотивной связностью характеризует целый ряд [классической] музыки начала двадцатого века », приписывая это «большой части работ» Белы Бартока и Игоря Стравинского . Он отметил, что его аргумент опирается на множеств тональных классов теорию , признав при этом неадекватность этой теории стремлению аналитиков к «истинной теории единого поля посттональной музыки» в духе шенкеровского анализа . [56]
Цитаты [ править ]
- ^ Берг 2013 .
- ^ Анон. 2008 год .
- ^ Хелм 2006–2017 гг .
- ^ Бомонт 2000 , с. 87.
- ^ Босс 2013 , с. 118.
- ^ Штукеншмидт 1977 , с. 103.
- ^ Шёнберг 1975 , с. 136.
- ^ Маркиз Кто есть Кто nd .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сосед 2001 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Штукеншмидт 1977 , с. 96.
- ^ Хейли 1993 , стр. 55–57.
- ^ Шёнберг 1975 , с. 104.
- ^ Лебрехт 2001 .
- ^ Росс 2007 , с. 60.
- ^ Розен 1975 , с. 65.
- ^ Розен 1996 , с. 66.
- ^ Шёнберг 1967 .
- ^ Штейн 1987 , с. 100.
- ^ цитируется по Стримплу (2005 , стр. 22).
- ^ Сильверман 2010 , с. 223.
- ^ Шоаф 1992 , с. 64.
- ^ Макдональд 2008 , с. 216.
- ^ Аунер 1999 , с. 85.
- ^ Браун, Келли Д. (2020). Звук надежды: Музыка как утешение, сопротивление и спасение во время Холокоста и Второй мировой войны . МакФарланд. п. 16. ISBN 978-1-4766-7056-0 .
- ^ Фридрих 1986 , с. 31.
- ^ Фейсст 2011 , с. 46.
- ^ Музыкальный факультет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, 2008 .
- ^ Музыкальная школа Торнтона Университета Южной Калифорнии, 2008 г.
- ^ Фейсст 2011 , с. 161.
- ^ Кроуфорд 2009 , с. 116.
- ^ Фейсст 2011 , с. 6.
- ^ Калькулятор 2008 .
- ^ Макдональд 2008 , с. 79.
- ^ Шёнберг 1975 , с. 514.
- ^ Уоткинс 2010 , с. 114.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Файсст 2011 , с. 12.
- ^ Фейсст 2011 , с. 122.
- ^ Фейсст 2011 , с. 117.
- ^ Слонимский, Кун и Макинтайр 2001 .
- ^ Фосс 1951 , с. 401.
- ^ Росс 2007 , с. 45.
- ^ Плюш 1996 .
- ^ Макдональд 2008 , с. 83.
- ^ Маркус 2016 , с. 188.
- ^ Гринберг 2019 .
- ^ цитируется по Лебрехту (1985 , стр. 294).
- ^ Нурия Шёнберг-Ноно, цитируется по Лебрехту (1985 , стр. 295).
- ^ Штукеншмидт 1977 , с. 520.
- ^ Штукеншмидт 1977 , с. 521.
- ^ Маккой 1999 , с. 15.
- ^ Леув 2005 , стр. 154–55.
- ^ Леув 2005 , стр. 155–57.
- ^ Хаймо 1990 , с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Штраус 1990 , 23, 192.
- ^ Штраус 1990 , vii, 3.
- ^ Штраус 1990 , vii, 3, 27.
- ^ Молденхауэр и Молденхауэр 1978 , 154.
- ^ Шёнберг 1984 , с. 218.
- ^ Штукеншмидт 1977 , с. 277.
- ^ Хаймо 1990 , с. 41.
- ^ Розен 1996 , с. 4.
- ^ Штукеншмидт 1977 , с. 184.
- ^ Штукеншмидт 1977 , с. 185.
- ^ Хаймо 1990 , стр. 2–3.
- ^ Шенберг 1970 , с. 503.
- ^ Льюис и.д.
- ^ Анон. 2013 .
- ^ Росс 2007 , с. 156.
- ^ Тарускин 2004 , стр. 7.
- ^ Тарускин 2004 , с.
- ^ Тарускин 2004 , стр. 12.
- ^ Смолл 1977 , с. 25.
- ^ Кук 1998 , с. 46.
- ^ Эрл 2003 , с. 643.
- ^ Уолш 2018 , стр. 321–22.
- ^ ER Schoenberg 2018 , стр. 109–149.
- ^ О'Брайен 2009 .
- ^ Штукеншмидт 1977 , с. 142.
- ^ Каллир, Джейн (1984), «Вена» Арнольда Шенберга , «сосредоточьтесь на картинах, которые составляют центральную главу» книги (стр. 11).
- ^ Каллир 1984, стр. 40.
- ^ Штукеншмидт 1977 , стр. 551–552.
Источники [ править ]
- Анон. (29 февраля 2008 г.). «Новый немецкий архив посвящен музыке, которую нацисты замолчали» . Немецкая волна . Проверено 29 октября 2020 г.
- Анон. 2013. « Макс Дойч дирижирует Арнольдом Шенбергом » [ sic ] ArkivMusic: The Source for Classic Music (по состоянию на 27 декабря 2015 г.).
- Аунер, Джозеф Х. 1999. «Шенберг и его публика в 1930 году: шесть пьес для мужского хора, соч. 35». В «Шёнберге и его мире » под редакцией Вальтера Фриша, 85–125. Серия фестивалей бардовской музыки. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-04860-4 (ткань); ISBN 978-0-691-04861-1 (пбк).
- Бомонт, Энтони. 2000. Землянский . Лондон: Фабер и Фабер . ISBN 978-0-571-16983-2 Итака: Издательство Корнельского университета . ISBN 978-0-8014-3803-5
- Берг, Марита (24 мая 2013 г.). «Взгляд нацистов на «дегенеративную музыку» » . Немецкая волна . Проверено 23 октября 2020 г.
- Босс, Джек. 2013. Музыкальная идея Малера: шенкеровско-шенберговский анализ адажио из Симфонии № 10 (по состоянию на 7 сентября 2019 г.).
- Кук, Николас. 1998. Музыка: очень краткое введение . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-285340-0
- Кроуфорд, Дороти Л. 2009. Неожиданная удача музыкантов: эмигранты и изгнанники Гитлера в Южной Калифорнии . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-15548-8
- Эрл, Бен. 2003. «Вкус, сила и попытка понять, соч. 36: британские попытки популяризировать Шенберга». Музыка и письма 84, вып. 4: 608–43.
- Файсст, Сабина. 2011. Новый мир Шёнберга: Американские годы . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-537238-0
- Фридрих, Отто. 1986. Город сетей: портрет Голливуда 1940-х годов [ так в оригинале ]. Нью-Йорк: Харпер и Роу . ISBN 978-0-06-015626-8 Перепечатано, Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press . ISBN 978-0-520-20949-7
- Фосс, Хьюберт . 1951. «Шенберг, 1874–1951» The Musical Times 92, вып. 1 (сентябрь): 401–403.
- Гринберг, Роберт (26 августа 2019 г.). «Понедельник истории музыки: Лотте Леманн» . robertgreenbergmusic.com . Архивировано из оригинала 7 февраля 2020 года . Проверено 11 февраля 2020 г.
- Хейли, Кристофер. 1993. Франц Шрекер , 1878–1934: Культурная биография . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-39255-6
- Хаймо, Итан. 1990. Серийная одиссея Шёнберга: эволюция его двенадцатитонового метода, 1914–1928 . Оксфорд [Англия]: Clarendon Press ; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-315260-1
- Хельм, Пол. 2006–2017 гг. « Арнольд Шенберг ». 52composers.com (по состоянию на 24 июня 2018 г.). [ ненадежный источник? ]
- Ласкин, Дэвид . 2008. Когда веймарские светила отправились на западное побережье . Нью-Йорк Таймс (3 октября 2008 г.).
- Лебрехт, Норман . 1985. Книга музыкальных анекдотов . Нью-Йорк: Саймон и Шустер ; Лондон: Книги Сферы . ISBN 978-0-02-918710-4
- Лебрехт, Норман. 2001. « Почему мы все еще боимся Шёнберга ». Еженедельник Лебрехта (8 июля).
- Леу, Тон де . 2005. Музыка двадцатого века: исследование ее элементов и структуры , перевод с голландского Стивена Тейлора. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. ISBN 978-90-5356-765-4 Перевод музыки двадцатого века: исследование ее элементов и структуры . Утрехт: Uitgevers Mij Остхука. Н.В. , 1964. Третье впечатление, Утрехт: Бон, Шелтема и Холкема, 1977. ISBN 978-90-313-0244-4
- Льюис, дядя Дэйв. nd «Обзор Государственной филармонии Рейнланд-Пфальца , Франк Штробель : Макс Дойч : Сокровище ». Обзор AllMusic. allmusic.com. Проверено 26 декабря 2015 г.
- Маккой, Мэрилин. 1999. "Хронология Шенберга". В «Шенберге и его мире » под редакцией Вальтера Фриша, 1–15. Серия фестивалей бардовской музыки. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-04860-4 (ткань); ISBN 978-0-691-04861-1 (пбк).
- Макдональд, Малькольм. 2008. Шенберг , второе, исправленное издание. Серия «Мастер-музыканты». Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517201-0 ; ISBN 978-0-19-803840-5
- Маркус, Кеннет Х. 2016. Шенберг и голливудский модернизм . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-06499-7
- Маркиз Кто есть кто . nd (Кто был кем в Америке, том III {1951–1960}). (по состоянию на 4 октября 2012 г.). [ нужна полная цитата ]
- Молденхауэр, Ганс и Розалин Молденхауэр. 1978. Антон фон Веберн: Хроника его жизни и творчества . Лондон: Victor Gollancz Ltd. ISBN 978-0-394-47237-9 .
- Сосед, О[ливер] В. 2001. «Шенберг [Шёнберг], Арнольд (Франц Вальтер)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan .
- Шон О'Брайен, « Книга всей жизни: Доктор Фауст, Томас Манн ». Независимый (28 августа).
- Плюш, Винсент. 1996. « Они могли быть нашими », 24 часа радио ABC (январь).
- Розен, Чарльз . 1975. Арнольд Шёнберг . Нью-Йорк: Викинг Пресс . ISBN 978-0-670-13316-1 (пбк) ISBN 978-0-670-01986-1 (ткань). Перепечатано в 1996 г. с новым предисловием. Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-72643-4
- Росс, Алекс . 2007. Остальное — шум : слушая двадцатый век . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру , ISBN 978-0-374-24939-7
- Шенберг, Арнольд. 1964. Письма Арнольда Шенберга , отобранные и отредактированные Эрвином Штайном, переведенные с немецкого оригинала Эйтной Уилкинсом и Эрнстом Кайзером. Лондон: Фабер. Переиздание в мягкой обложке, Беркли: Калифорнийский университет Press, 1987. ISBN 978-0-520-06009-8
- Шенберг, Арнольд. 1967. Основы музыкальной композиции . Под редакцией Джеральда Стрэнга, с предисловием Леонарда Стайна. Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. Перепечатано в 1985 году, Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-09276-5
- Шенберг, Арнольд. 1975. Стиль и идея: Избранные сочинения Арнольда Шенберга . Под редакцией Леонарда Штайна с переводами Лео Блэка. Нью-Йорк: Сент-Мартинс Пресс; Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-520-05294-9 Расширено на основе публикации Философской библиотеки (Нью-Йорк) 1950 года под редакцией Дики Ньюлин . В обоих изданиях тома есть примечание: «Некоторые эссе ... изначально были написаны на немецком языке (перевод Дики Ньюлин)».
- Шенберг, Арнольд. 1984. Стиль и идея: Избранные произведения в переводе Лео Блэка. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Шенберг, Гарольд К. 1970. Жизнь великих композиторов . Нью-Йорк: WW Нортон . ISBN 978-0-393-02146-2 (пересмотренная редакция, Нью-Йорк: WW Norton, 1980. ISBN 978-0-393-01302-3 Третье изд. Нью-Йорк: WW Нортон, 1997. ISBN 978-0-393-03857-6 ).
- Шенберг, Э. Рэндол. 2018. Досье доктора Фауста, The: Арнольд Шенберг, Томас Манн и их современники, 1930–1951 . ISBN 978-0-520-29683-1 Издательство Калифорнийского университета.
- Шоаф, Р. Уэйн. 1992. «Спутниковые коллекции в архиве Института Арнольда Шенберга». Журнал Института Арнольда Шенберга 15, вып. 1 (июнь): 9–110.
- Сильверман, Кеннет . 2010. Начни снова: биография Джона Кейджа . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, Торонто: Random House. ISBN 978-1-4000-4437-5 Перепечатано, Эванстон, Иллинойс: издательство Northwestern University Press , 2012.
- Николас Слонимский , Николас, Лаура Кун и Деннис Макинтайр. 2001. «Шенберг (первоначально Шёнберг), Арнольд (Франц Вальтер)». Биографический словарь музыкантов Бейкера , восьмое издание, под редакцией Николаса Слонимского и Лоры Кун. Шесть томов. Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 978-0-02-865571-0
- Маленький, Кристофер. 1977. Шенберг . Новелло Краткие биографии. Севеноукс, Кент: Новелло.
- Штраус, Джозеф Н. 1990. Переделывая прошлое: музыкальный модернизм и влияние тональной традиции . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-43633-6 (ebk). ISBN 978-0-674-75990-9 (hbk). дои : 10.4159/harvard.9780674436336 .
- Штейн, Эрвин (ред.). 1987. Арнольд Шёнберг: Письма в переводе Эйтн Уилкинс и Эрнста Кайзера. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06009-8 (Перепечатка Шенберга (1964) ).
- Стримпл, Ник. 2005. Хоровая музыка ХХ века . Портленд, Орегон и Кембридж, Великобритания: Amadeus. ISBN 978-1-57467-122-3
- Штукеншмидт, Ганс Хайнц . 1977. Шенберг: Его жизнь, мир и творчество , перевод с немецкого Хамфри Сирла . Нью-Йорк: Книги Ширмера.
- Тарускин, Ричард (весна 2004 г.). «Поэтическое заблуждение». Музыкальные времена . 145 (1886): 7–34. дои : 10.2307/4149092 . JSTOR 4149092 . (Переиздано в журнале «Опасность музыки и другие антиутопические эссе» . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 2007, стр. 301–329. ISBN 978-0-520-94279-0 ).
- Музыкальный факультет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. 2008. « Сооружения и техническое обслуживание » (по состоянию на 1 декабря 2008 г.).
- Музыкальная школа Торнтона Университета Южной Калифорнии . 2008. « Концертные залы и студии » (по состоянию на 1 декабря 2008 г.).
- Уолш, Стивен. 2018. Дебюсси: Художник в звуке . Лондон: Faber and Faber Limited. ISBN 978-0-571-33016-4 ; Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф ISBN 978-1-5247-3192-2
- Уоткинс, Гленн . 2010. Заклятие Джезуальдо: музыка, миф и память . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 978-0-393-07102-3
Дальнейшее чтение [ править ]
- Адамс, Джон (28 июля 2023 г.). «Сделайте это новым и сложным: музыка Арнольда Шенберга» (рецензия на книгу «Сакс, Харви, Шенберг: Почему он имеет значение »)
- Адорно, Теодор . 1967. Призмы , перевод с немецкого Сэмюэля и Ширри Вебер, Лондон: Спирман; Кембридж, Массачусетс: MIT Press .
- Анон. 1997–2013 гг. « Дегенеративная музыка ». В Пособии для учителей по Холокосту . Флоридский центр педагогических технологий, Педагогический колледж Университета Южной Флориды (по состоянию на 16 июня 2014 г.).
- Аунер, Йозеф. 1993. Читатель Шенберга. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-09540-1
- Бейли, Уолтер Б. (весна 2015 г.). « Для серьезных слушателей, которые не ругаются ни на Шенберга, ни на него»: музыкальная критика, Великая война и зарождение нового отношения к Шенбергу и ультрасовременной музыке в Нью-Йорке». Журнал музыковедения . 32 (2): 279–322. дои : 10.1525/jm.2015.32.2.279 . JSTOR 10.1525/jm.2015.32.2.279 .
- Берри, Марк. 2019. Арнольд Шёнберг. Лондон: Книги реакции.
- Булез, Пьер . 1991. «Шенберг мертв» (1952). В его «Инвентаризациях ученичества» , собранных и представленных Полем Тевененом, переведенных Стивеном Уолшем, с предисловием Роберта Пенчиковски, 209–14. Оксфорд: Кларендон Пресс; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-311210-0
- Брэнд, Джулианна, Кристофер Хейли и Дональд Харрис (редакторы). 1987. Переписка Берга-Шенберга: Избранные письма. Нью-Йорк, Лондон: WW Norton and Company. ISBN 978-0-393-01919-3
- Буле, Пол и Дэвид Вагнер. 2002. Радикальный Голливуд: нерассказанная история любимых американских фильмов . Нью-Йорк: Новая пресса . ISBN 978-1-56584-819-1
- Клаузен, Детлев. 2008. Теодор В. Адорно: Последний гений , перевод Родни Ливингстона. Кембридж: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-02618-6
- Байрон, Авиор . 2006. «Пробные постановки Шенберга, дирижирующего лунного Пьеро : новый взгляд на Sprechstimme». Теория музыки онлайн 12, вып. 1 (февраль).
- Коэн, Митчелл, «Диссонирующий Шенберг в Берлине и Париже», «Еврейское обозрение книг», апрель 2016 г.
- да Коста Мейер, Эстер. 2003. «Эхо Шёнберга: композитор как художник». В книге «Шёнберг, Кандинский и Синий Всадник » под редакцией Фреда Вассермана и Эстер да Коста Мейер, предисловие Джоан Розенбаум, предисловие Кристиана Мейера. Лондон и Нью-Йорк: Скала. ISBN 978-1-85759-312-9
- Эверделл, Уильям Р. 1998. Первые современники: профили истоков мысли двадцатого века . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Эйбл, Мартин . 2004. Освобождение момента: скандальные концерты Шёнберга 1907 и 1908 годов: документация . Венские публикации по истории музыки 4. Вена, Кёльн, Веймар: Бёлау. ISBN 978-3-205-77103-6
- Флуара, Бернар. 2001. Структурные функции гармонии Арнольда Шенберга . Эска, Мусургия. ISBN 978-2-7472-0209-1
- Фриш, Уолтер (ред.). 1999. Шёнберг и его мир . Серия фестивалей бардовской музыки. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-04860-4 (ткань); ISBN 978-0-691-04861-1 (пбк).
- Женетт, Жерар . 1997. Имманентность и трансцендентность в переводе Г.М. Гошгаряна. Итака: Издательство Корнельского университета . ISBN 978-0-8014-8272-4
- Гур, Голаны. 2009. « Арнольд Шенберг и идеология прогресса в музыкальном мышлении двадцатого века ». Поиск: Журнал новой музыки и культуры 5 (лето). Интернет-журнал (по состоянию на 17 октября 2011 г.).
- Грейссле-Шёнберг, Арнольд и Нэнси Боген . [nd] Европейская семья Арнольда Шенберга (электронная книга). The Lark Ascending, Inc. (по состоянию на 2 мая 2010 г.)
- Хайд, Марта М. 1982. Двенадцатитоновая гармония Шенберга: Сюита, соч. 29 и Композиционные зарисовки . Исследования в области музыковедения, серия под редакцией Джорджа Бьюлоу. Анн-Арбор: UMI Research Press. ISBN 978-0-8357-1512-6
- Каллир, Джейн . 1984. Вена Арнольда Шенберга . Нью-Йорк: Galerie St. Etienne и Rizzoli International Publications, Inc.
- Кандинский, Василий . 2000. «Арнольд Шенберг в роли художника/Арнольд Шенберг в роли художника». Журнал Центра Арнольда Шёнберга , № 1:131–76.
- Малер, Альма . 1960. Mein Leben , с предисловием Вилли Хааса . Франкфурт-на-Майне: С. Фишер, Моя жизнь, моя любовь: Мемуары Альмы Малер , Грифон Святого Мартина (1958) в мягкой обложке ISBN 978-0-312-02540-3
- Почтальон , Джошуа Бэнкс (сентябрь 2015 г.). «Хордальный экспериментализм Шенберга, раскрытый через ассоциацию репрезентативной иерархии (RHA), контурные мотивы и переключение двоичного состояния» . Теория музыки Спектр . 37 (2): 224–252. дои : 10.1093/MTS/mtv015 .
- Муксендер, Тереза. 2019. «Противостояние Арнольда Шенберга антисемитизму (III)» . В журнале Центра Арнольда Шенберга 16, 164–254. Вена: Центр Арнольда Шёнберга.
- Оренштейн, Арби. 1975. Равель: Человек и музыкант . Лондон: Издательство Колумбийского университета.
- Пейн, Энтони (1968). Шёнберг . Оксфордские исследования композиторов. Лондон: Издательство Оксфордского университета . OCLC 915854222 .
- Петропулос, Джонатан. 2014. Художники при Гитлере . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-19747-1
- Рингер, Александр. 1990. «Арнольд Шенберг: Композитор как еврей». Оксфорд: Кларендон Пресс; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-315466-7
- Ролле, Филипп (ред.). 2010. Арнольд Шенберг: Видения и взгляды , с предисловием Фредерика Шамбера и Алена Муссеня. Монтрей-су-Буа: Льенар. ISBN 978-2-35906-028-7
- Сакс, Харви . 2023. Шёнберг: почему он важен . Нью-Йорк: Издательская корпорация Liveright. ISBN 978-1-63149-757-5 .
- Шенберг, Арнольд. 1922. Harmonielehre , третье издание. Вена: Универсальное издание. (Первоначально опубликовано в 1911 г.). Перевод Роя Э. Картера на основе третьего издания под названием «Теория гармонии» . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета, 1978. ISBN 978-0-520-04945-1 . Второе издание (100-летие) опубликовано в 2010 году. ISBN 978-0520266087 .
- Шенберг, Арнольд. 1959. Структурные функции гармонии . Перевод Леонарда Штейна . Лондон: Уильямс и Норгейт; Пересмотренное издание, Нью-Йорк, Лондон: WW Norton, 1969. ISBN 978-0-393-00478-6
- Шон, Аллен . 2002. Путешествие Арнольда Шенберга. Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-10590-7
- Стегеманн, Бенедикт. 2013. Теория тональности: теоретические исследования . Вильгельмсхафен: Нётцель. ISBN 978-3-7959-0963-5
- Вайс, Адольф . 1932. «Лицей Шёнберга», Современная музыка 9, вып. 3 (март – апрель): 99–107.
- Райт, Джеймс К. 2007. Шенберг, Витгенштейн и Венский кружок. Берн: Верлаг Питер Ланг. ISBN 978-3-03911-287-6
- Райт, Джеймс К. и Алан М. Гиллмор (ред.). 2009. Камерная музыка Шенберга, Мир Шенберга. Нью-Йорк: Пендрагон Пресс. ISBN 978-1-57647-130-2
Внешние ссылки [ править ]
- Бесплатные партитуры Арнольда Шенберга в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- «Открытие Шенберга» . Радио Би-би-си 3 .
- Центр Арнольда Шенберга в Вене
- Архивные записи: коллекция Арнольда Шенберга, 1900–1951 гг. , Библиотека Конгресса.
- Шенберг. Соединяя два континента в звуке. интернет-выставка Арнольда Шенберга, курируемая Österreichische Mediathek в сотрудничестве с Центром Арнольда Шенберга.
- Записи в Интернет-архиве
- Видео Арнольда Шенберга (1874–1951), составленные Рэндолом Шенбергом на YouTube.
- Выставка «Арнольд Шенберг и его Бог» , 3 мая – 13 сентября 2002 г., в Центре Арнольда Шенберга в Вене.
- Арнольд Шенберг
- 1874 рождений
- 1951 смертей
- Американские композиторы 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские художники 20-го века
- Австрийские композиторы ХХ века
- Австрийские музыканты-мужчины ХХ века
- Австрийские художники 20 века.
- Композиторы-классики XX века
- Художники-мужчины 20-го века
- Академический состав Прусской академии художеств
- Американские композиторы балета
- Американские композиторы-классики
- Американские бывшие христиане
- Американские композиторы-мужчины-классики
- Американские теоретики музыки
- Американские оперные композиторы
- Австрийские христиане
- Австрийские композиторы-классики
- Австрийские эмигранты в Германию
- Австрийские евреи
- Австрийские композиторы-мужчины-классики
- Австрийские художники-мужчины
- австрийские монархисты
- Австрийские музыкальные аранжировщики
- Австрийские теоретики музыки
- Австрийские оперные композиторы
- Австрийские беженцы
- Австро-венгерские военнослужащие Первой мировой войны
- Баалей тшува
- Выпускники Берлинского университета искусств
- Похороны на Центральном кладбище Вены.
- Композиторы для фортепиано
- Композиторы для органа
- Композиторы для скрипки
- Композиторы из Вены
- Переходит в иудаизм из христианства
- Экспрессионистская музыка
- Американские еврейские композиторы-классики
- Еврейские композиторы-классики
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в США
- Еврейские художники
- Еврейские оперные композиторы
- Оперные композиторы-мужчины
- Музыкальная Академия Западного факультета
- Люди из Брентвуда, Лос-Анджелес
- Люди из Леопольдштадта
- Ученики Александра Землянского
- Вторая венская школа
- Двенадцатитоновые и серийные композиторы