Луи Грюнберг
Луи Грюнберг ( / ˈ ɡ r uː ən b ɜːr ɡ / GROO -ən-burg ; 3 августа 1884 [ OS русского происхождения 22 июля] — 10 июня 1964) — американский пианист и плодовитый композитор , особенно оперный. Один из первых поборников Шенберга и других современных композиторов, он также был весьма уважаемым кинокомпозитором, номинированным на «Оскар» в Голливуде 1940-х годов.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Луи Теодор Грюнберг родился недалеко от Бреста (сейчас в Беларуси , но затем в России ) в семье Эйба Грюнберга и Клары Кантарович. Его семья эмигрировала в США, когда ему было несколько месяцев. Его отец работал скрипачом в Нью-Йорке . Юный Луи обладал талантом к игре на фортепиано, и к восьми годам Грюнберг брал уроки игры на фортепиано у Адель Маргулис в Национальной консерватории в Нью-Йорке (тогда ее возглавлял Антонин Дворжак ).
Грюнберг с самого начала играл как сольные концерты, так и в ансамблях, а в двадцать с небольшим лет уехал учиться в Европу к Ферруччо Бузони в Венскую консерваторию. Перед Первой мировой войной Грюнберг преподавал студентам и гастролировал как концертмейстер, так и солист.
В 1919 году Грюнберг написал для оркестра «Холм мечты» , что принесло ему высоко оцененную премию Флаглера и позволило ему более полно посвятить себя композиции. Когда Грюнберг начал проявлять себя как композитор, он продемонстрировал свое увлечение джазом, сочиняя произведения с сильным влиянием джаза и рэгтайма.
Он присоединился к Международной гильдии композиторов (ICG, основанной Эдгаром Варезом и Карлосом Сальседо в 1921 году. 19 февраля 1922 года ICG запланировала первый из своей первой серии концертов в театре Гринвич-Виллидж . [1] Грюнберга «Полихроматики» В тот вечер состоялась мировая премьера . Затем, 4 февраля 1923 года, Грюнберг дирижировал американской премьерой « Лунного Пьеро» Арнольда Шенберга в Klaw Theater на другом концерте, организованном ICG. [2] Вскоре после этого выступления он и другие члены лиги оставили разногласия с Варезом и сформировали Лигу композиторов . [2]
В сезоне 1933 года в Метрополитен-опера состоялась премьера его экспрессионистской оперы «Император Джонс» , основанной на крупной экспериментальной пьесе Юджина О'Нила , уже победившей на Бродвее, с Полем Робсоном, сыгравшим главную роль афроамериканца, объявившего себя императором. на карибском острове. В опере главную роль исполнил баритон Лоуренс Тиббетт , исполняющий в стиле блэкфейс. Он также исполнялся в Метрополитене в сезоне 1934 года и был показан на обложке журнала Time Magazine, получив признание критиков.
В фильме Поля Робсона 1936 года «Песнь свободы» также есть сцена из оперы, в которой Робсон исполняет роль Джонса. (Иногда это приводило к путанице в том, что фильм 1933 года по пьесе О'Нила является фильмом оперы.)
В период с 1933 по 1936 год Грюнберг возглавлял композиторский факультет Чикагского музыкального колледжа (ныне часть Университета Рузвельта ). Он сотрудничал с человеком по прозвищу «режиссер Рузвельта» Паре Лоренцем при создании «Борьбы за жизнь», полудокументального фильма о родах в трущобах Чикаго, над которым также сотрудничал Джон Стейнбек.
В 1937 году он переехал со своей семьей в Беверли-Хиллз , штат Калифорния , где теперь также жили коллеги-члены Лиги Арнольд Шёнберг и Игорь Стравинский (хотя они никогда не общались). Там он работал над объединением музыки с визуальными средствами массовой информации и кино, а также писал музыку для голливудских фильмов.
Композитор фильма
[ редактировать ]Грюнберг работал над музыкальным сопровождением шедевра Джона Форда «Дилижанс» (1939), включающего народные песни; имена четырех других композиторов, работавших с ним, включены в премию Оскар, полученную «Дилижансом» за лучшее музыкальное сопровождение в тот легендарный год — против таких жестких конкурентов, как Дмитрий Темкин, Эрих Корнголд и Аарон Копленд, — но Грюнберг, по необъяснимым причинам, не входит в список номинанты. Удивительно, ведь Грюнберг возглавляет список пятерки, работавшей над счетом в официальных титрах. [3] и вскоре стал хорошо известен в индустрии как работавший над оскароносным саундтреком к фильму «Дилижанс». [4] - если бы он, возможно, снял свое имя во время номинации, не желая, чтобы его сократили до команды из пяти человек, которая писала фоновую музыку для вестерна после того, как его опера появилась на обложке журнала Time. В конце концов, никто не знал, что «Дилижанс» станет шедевром, не говоря уже о том, чтобы выиграть два Оскара; до тех пор ни один вестерн не был шедевром. Это также был первый звуковой вестерн Джона Форда. И Шенберг , и Стравинский , не говоря уже о Рахманинове , все находились в радиусе трех миль. Но это всего лишь предположение.
Вскоре Грюнберг написал оригинальную музыку к фильму « Так кончается наша ночь » (1941), адаптированному из четвертого романа знаменитого немецкого изгнанника Ремарка , в котором оскароносный Фредрик Марч , Маргарет Саллаван и очень молодой Гленн Форд сыграли отчаянных изгнанников, которых нацисты сыграли в главных ролях. Подъем Германии привел к появлению лиц без гражданства. Хорошо зная Вену, в которой происходит большая часть фильма, Грюнберг сочинил огромное количество исходной музыки, отдавая дань уважения миру австрийской и немецкой музыки, в котором он вырос, а теперь потерянному из-за нацистского безумия. Постоянное присутствие музыки становится своего рода тональной поэмой глубокой ностальгии, которую испытывают обезумевшие изгнанники по своей прежней жизни: от персонажей, насвистывающих несколько тактов Бетховена, вызывающих у другого персонажа воспоминание о его матери за фортепиано, до хриплых джазовых оркестров. под немелодичные каллиопы на венской ярмарке, под граммофонные пластинки в чужой квартире. Грюнберг был номинирован на премию Оскар за лучшую оригинальную партитуру , а его коллеги-музыканты по Академии, несомненно, особенно наслаждались его остроумной музыкальной цитатой из знаменитого нисходящего шестинотного «вздоха» Рихарда Штрауса из Der Rosenkavalier всякий раз, когда девственный 19-летний персонаж Гленна Форда с тоской смотрит на свою новую любовь, 32-летнюю Маргарет Саллаван (в реальной жизни, как все знали, о ее третьем браке).
В 1942 году Грюнберг снова был номинирован за свой следующий фильм вместе с музыкальным руководителем Колумбийского университета Моррисом Столоффом за лучший драматический саундтрек к фильму « Удар коммандос на рассвете» (1942), режиссера Джона Фэрроу , с Полом Муни в главной роли в истории о секретном союзнике. нападение на оккупированное нацистами норвежское побережье. Первоначально Столов убедил своего босса Гарри Кона нанять на эту работу Стравинского, поскольку русский гений пережидал войну в Лос-Анджелесе. Жена Стравинского, Вера, нашла несколько норвежских народных песен в магазине подержанных книг в Лос-Анджелесе, и Стравинский приступил к их адаптации со своей обычной скоростью. Когда плодовитый композитор закончил свою партитуру до того, как был снят хотя бы один кадр из фильма; Столов с сожалением заплатил Стравинскому и вернул работу. Несколько месяцев спустя Столофф пригласил Грюнбурга написать музыку к законченному фильму, как это было обычной практикой. Стравинский, который никогда не позволял работе пропадать даром, переделал свою неиспользованную партитуру в «Четыре норвежских настроения», и Грюнберг был номинирован на еще один «Оскар». [5]
Его следующая работа в кино, «Американский роман» , стала душераздирающей неудачей для режиссера Кинга Видора , разноцветной истории о сталелитейном промышленнике стоимостью 3 миллиона долларов, которую никто не видел; был привлечен незарегистрированный композитор, чтобы исправить полчаса, вырезанные из фильма после первых показов, прежде чем он потерял миллион долларов. Это положило конец долгой карьере режиссера Кинга Видора в MGM.
Концерт для скрипки Грюнберга
[ редактировать ]Но у Грюнберга были и более радостные поводы для беспокойства: в 1944 году величайший скрипач мира Яша Хейфец заказал и представил премьеру Скрипичного концерта Грюнберга, соч. 47 с Юджином Орманди и Филадельфийским оркестром и записал его с Пьером Монтё и Симфоническим оркестром Сан-Франциско в 1945 году. Это живое произведение в трёх частях ( Рапсодия — С простотой и теплотой — Живо и с добрым юмором ), продолжающееся 38 лет. минут (в исполнении Хейфеца). Первоначально записанный для RCA Victor на шеллаковых дисках со скоростью вращения 78 об/мин, он считается легендарным исполнением мастера на пике своих способностей и часто переиздается на пластинках вместе с записью Хейфеца 1937 года Скрипичного концерта Прокофьева. Как одну из самых ранних записей знаменитого дирижера, ее также можно найти в собрании сочинений Пьера Монтё, переизданном Sony Classics.
Создание послевоенного фильма
[ редактировать ]Вернувшись на зарплату в Лос-Анджелес, Грюнберга пригласили написать напряженную, хорошо принятую однокомнатную драму о русском солдате, удерживающем группу немецких солдат, « Контратака» (1945), написанную автором, который вскоре будет внесен в черный список. Джон Говард Лоусон . , занесенного в черный список писателя, который уже работал без указания авторства, Его следующая работа была написана для Далтона Трамбо в малобюджетном фильме нуар «Гангстер» (1947). Триумфальная арка (также известная как Триумфальная арка) (1948), основанная на пятом романе Эриха Ремарка, снова посещает страдающих беженцев с Шарлем Бойером, Ингрид Бергман и Чарльзом Лотоном в роли скрывающихся нацистов. Еще один престижный провал: его создание стоило 5 миллионов долларов, но кассовые сборы составили менее миллиона. Казалось, никто не хотел снова посещать Париж, где нацисты еще не были разгромлены. Но парящая вступительная музыка Грюнберга, наполненная духовыми инструментами, просто замечательна.
«Все люди короля» (1949), художественная история Хьюи Лонга, получившая Пулитцеровскую премию, имела огромный успех, выиграв три главных премии «Оскар» среди многих других премий. Луис Грюнберг был номинирован на премию «Золотой глобус» за лучший результат. Последняя голливудская работа Грюнберга была для Микки Руни и Питера Лорре в нуаре « Зыбучие пески » (1950), снятом ветераном Ирвингом Пичелом и многими признанным лучшей работой взрослого Руни. Опять же, в оркестровом начале после титров мощно используются духовые инструменты, и по мере того, как Руни погружается в свою жизнь мелких преступлений, появляется мускулистая джазовая партитура.
Спустя годы
[ редактировать ]Карьера композитора фильмов Луиса Грюнберга прекращается в 1950 году, и кажется справедливой предпосылка, что, работая с писателями, занесенными в черный список (Трамбо и Лоусен), режиссерами из черного списка (Ирвинг Пичел и Джон Кромвель) и актерами с левыми взглядами (Ингрид Бергман, Фредрик Марч) ), он либо покинул Голливуд в этот момент истории американского кино, либо был им покинут. Существует очень мало информации о влиянии черного списка на композиторов фильмов, которых обычно не замечали в лучшие времена, а 1950 год был не лучшим временем.
В течение последних двадцати лет своей жизни Грюнберг также становился все более изолированным от мира концертной музыки. Он поддерживал тесную дружбу с Арнольдом Шенбергом , который к тому времени уже был постоянным жителем Лос-Анджелеса, а также профессором музыки в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, до самой смерти последнего в 1951 году.
Луи Грюнберг постоянно сочинял музыку до своей смерти в 1964 году в Беверли-Хиллз. Помимо других произведений, он написал пять симфоний, четыре полнометражные оперы ( «Вольпоне» , «Джек и бобовый стебель» , «Антоний и Клеопатра» и «Немая жена» ) и длинную ораторию «Песнь веры» .
повторное открытие
[ редактировать ]Скрипач Ко Габриэль Камеда вновь представил публике почти забытый концерт, представив премьеру произведения в Японии в 2002 году с Новым японским филармоническим оркестром под руководством Джерарда Шварца . Он был первым скрипачом, который когда-либо играл этот концерт после Хейфеца. В 2009 году Камеда провел еще одну премьеру концерта в Мексике с Филармоническим оркестром Мехико под управлением Эдвина Аутвотера.
Разнообразие музыкальных произведений Грюнберга также заслуживает дальнейшего признания; К счастью, это более достижимая цель теперь, когда его фильмы 1940-х годов стали доступны на домашнем видео и в Интернете. Его замечательная работа над этими бесстрашными фильмами, которые внесли свой вклад в битву кинематографистов против профашистской, изоляционистской Америки, также будет однажды отмечена, наряду с другими целлулоидными воинами, столь незамеченными и столь жестоко наказанными черным списком.
Работает
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]- «Невеста богов» , либретто Бузони в переводе К. Х. Мельцера (1913)
- «Новая жена» , либретто по «Человек, который женился на глупой жене» роману Анатоля Франса по Рабле (1923)
- Джек и бобовый стебель , либретто Джона Эрскина (1931)
- «Император Джонс» , либретто композитора (работающего самостоятельно) по пьесе Юджина О'Нила (1931).
- Брокенская ведьма с Дж. Лилиан Вандевер и Эмилем Фердинандом Малковски (1931) [6]
- Королева Елена (1936)
- Зеленые особняки ( радиоопера ), либретто по роману Уильяма Генри Хадсона (1937)
- Муж Елены , либретто П. Мёллера (1938)
- Вольпоне , либретто композитора по мотивам Бена Джонсона (1945)
- Одна ночь Клеопатры , либретто композитора по мотивам Т. Готье
- «Нежный король» , либретто композитора по мотивам Александра Дюма, отец (1955)
- Антоний и Клеопатра , либретто композитора по Шекспиру (1955)
Оркестровый
[ редактировать ]- Холм мечты , 1919 год.
- Дэниел Джаз , 1925 год.
- Концерт для скрипки с оркестром, соч. 47, 1944 г.
- 5 симфоний
Фильмы
[ редактировать ]- Быстрый песок , 1950 год.
- Вся королевская рать , 1949 г. (номинация на «Золотой глобус» за лучший результат, 1950 г.)
- Умная женщина , 1948 год.
- Триумфальная арка , 1948 год.
- «Гангстер» , 1947 год.
- Контратака , 1945 год.
- Американский романс , 1944 год.
- Короткометражный документальный фильм о нацистском ударе , 1943 год.
- Удар коммандос на рассвете , 1942 (номинирован на премию Оскар за лучший драматический саундтрек, 1943)
- Так заканчивается наша ночь , 1941 (номинирован на премию Оскар за лучший драматический саундтрек, 1942)
- Борьба за жизнь , 1940 год.
- Дилижанс , 1939 г. (в титрах не указана премия Оскар за лучшее музыкальное сопровождение, 1940 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Луи Грюнберг на IMDb
- Документы Луи Грюнберга, 1900–1988 гг. Музыкальный отдел Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств.
- http://www.musicweb-international.com//Classpedia/Gruenberg.htm
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лотт, Р. Аллен (1983). « Новая музыка для новых ушей»: Международная гильдия композиторов» . Журнал Американского музыковедческого общества . 36 (2): 266–286. дои : 10.2307/831066 . ISSN 0003-0139 . JSTOR 831066 .
- ^ Jump up to: а б Манди, Рэйчел (2013). «Лига еврейских композиторов» и американская музыка». Музыкальный ежеквартальный журнал . 96 : 50–99. дои : 10.1093/musqtl/gdt003 .
- ^ «Дилижанс (1939) — IMDb» . IMDB .
- ^ Фредерик Марч - Непревзойденный актер Чарльза Транберга, Глава 11, Раздел III
- ^ Голливудская рапсодия: Музыка для фильмов и ее создатели, 1900-1975, (Нью-Йорк, 1997), Гэри Марморштейн, стр. 88
- ^ «Результаты для 'Дж. Лилиан Вандевер' [WorldCat.org]» . www.worldcat.org . Проверено 5 апреля 2021 г.
- Американские классические пианисты
- Американские классические пианисты-мужчины
- Американские оперные композиторы
- Американские оперные композиторы-мужчины
- Эмигранты из Российской империи в США
- Ученики Ферруччо Бузони
- Белорусские евреи
- Американский народ белорусско-еврейского происхождения
- Американские классические музыканты-евреи
- 1884 рождения
- 1964 смертей
- Преподаватели Университета Рузвельта
- Классические пианисты 20 века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские пианисты 20-го века