Император Джонс
Император Джонс | |
---|---|
![]() Чарльз Сидни Гилпин в фильме «Император Джонс» , 1920 год. | |
Написал | Юджин О'Нил |
Дата премьеры | 1 ноября 1920 г. |
Место премьеры | Театр Провинстауна Нью-Йорк , США |
Язык оригинала | Английский |
Предмет | Черный носильщик достигает власти в Вест-Индии, эксплуатируя суеверия и невежество жителей острова. |
Жанр | Трагедия |
Параметр | Остров в Вест-Индии, еще не получивший самоопределения, но на данный момент являющийся империей. |
«Император Джонс» — это трагическая пьеса американского драматурга Юджина О’Нила 1920 года , в которой рассказывается история о Бруте Джонсе, находчивом, самоуверенном афроамериканце и бывшем носильщике Пульмановского университета , который убивает другого чернокожего мужчину в игре в кости и оказывается в тюрьме. а позже сбегает на небольшой отсталый остров в Карибском море, где провозглашает себя императором. В пьесе рассказывается его история в воспоминаниях, когда Брут пробирается через джунгли, пытаясь спастись от бывших подданных, восставших против него.
Первоначально назывался «Серебряная пуля» . [ 1 ] пьеса - одна из главных экспериментальных работ О'Нила, сочетающая в себе экспрессионизм и реализм , а также использование ненадежного рассказчика и множества точек зрения. Это был также косвенный комментарий по поводу американской оккупации Гаити после кровавых восстаний там, акта империализма, который резко осуждался в радикальных политических кругах О'Нила в Нью-Йорке. [ 2 ] «Император Джонс» опирается на собственный галлюцинаторный опыт О'Нила, который он пробирался через джунгли во время поисков золота в Гондурасе в 1909 году. [ 3 ] а также краткое и жестокое президентство Гаити из Вильбруна Гийома Сэма . [ 4 ]
«Император Джонс» стал первым кассовым хитом О'Нила. Это сделало его успешным драматургом после того, как он получил Пулитцеровскую премию в области драмы за свою первую пьесу, гораздо менее известную «За горизонтом» (1920). «Император Джонс» был включен в » Бернса Мэнтла список «Лучшие пьесы 1920–1921 годов .
Краткое содержание
[ редактировать ]
«Император Джонс» рассказывает о Бруте Джонсе, чернокожем американце-носильщике-пульмановце, который сбегает на остров в Вест-Индии. Через два года Джонс становится «Императором» этого места. Туземец попытался застрелить Джонса, но пистолет дал осечку; после этого Джонс объявил, что он защищен чарами и что только серебряные пули могут ему навредить.
Когда пьеса начинается, он был императором достаточно долго, чтобы накопить состояние, облагая островитян высокими налогами и осуществляя всевозможную крупномасштабную коррупцию. Назревает восстание. Островитяне набираются храбрости до боевого рубежа, призывая местных богов и лесных демонов. Из глубины джунглей доносится равномерный ритм большого барабана, который они бьют, ускоряя темп к концу пьесы и показывая присутствие повстанцев, которых устрашает Император. Это эквивалент сердцебиения, которое становится все более и более высоким; приближаясь, он обозначает предчувствие приближающегося наказания и кульминационный откат внутренней вины героя; он бродит и колеблется в джунглях, присутствующих на протяжении всей пьесы с их первобытным ужасом и чернотой.
Пьеса фактически представляет собой монолог главного героя, Джонса, в шекспировском диапазоне от царственной власти до глубин ужаса и безумия, сравнимых с Лиром или Макбетом . Сцены со 2 по 7 показаны с точки зрения Джонса, и ни один другой персонаж не говорит. Первая и последняя сцены, по сути, представляют собой кадр с персонажем по имени Смитерс, белым торговцем, который, судя по всему, участвует в незаконной деятельности. В первой сцене Смитерс рассказывает о восстании старухой, а затем ведет долгий разговор с Джонсом. В последней сцене Смитерс беседует с Лемом, лидером восстания. Смитерс испытывает смешанные чувства к Джонсу, хотя в целом он больше уважает Джонса, чем повстанцев. Во время финальной сцены Джонс убит серебряной пулей, что, по мнению повстанцев, было единственным способом убить Джонса, и способом, которым Джонс планировал покончить с собой, если его схватят.
Персонажи
[ редактировать ]- Брут Джонс, император
- Смитерс, торговец кокни
- Старая туземка
- Лем, местный вождь
- Солдаты, приверженцы Лема
Маленькие бесформенные страхи; Джефф; Негритянские осужденные; Тюремная охрана; Плантаторы; Аукционист; Рабы; Конгойский знахарь; Крокодиловый Бог
Вдохновение
[ редактировать ]Экспансивная личность и стиль речи Брута Джонса были созданы по образцу Адама Скотта, афроамериканца и близкого друга О'Нила. Скотт работал баром в любимой таверне О'Нила, расположенной позади продуктового магазина Holt's Grocery на Мейн-стрит, в его родном городе Нью-Лондоне , штат Коннектикут . [ 5 ] В своей биографии О'Нила Артур и Барбара Гелб сообщают, что:
Властная личность Скотта настолько впечатлила О'Нила, что позже он позаимствовал ее для «Императора Джонса» . Хотя пьеса также была заимствована из других источников, именно бравада Скотта, его суеверия и религиозные убеждения пронизали характер Брута Джонса. [ 5 ]
Производство
[ редактировать ]Премьера 1920 года
[ редактировать ]Впервые «Император Джонс» был поставлен 1 ноября 1920 года труппой «Провинстаун Плейерс» в Провинстаунском театре в Нью-Йорке. [ 6 ] Чарльз Сидни Гилпин , уважаемый исполнитель главной роли из чернокожей команды «Лафайет Плейерс Гарлема » , был первым актером, сыгравшим роль Брута Джонса на сцене. Возник некоторый конфликт из-за склонности Гилпина изменить использование О'Нилом слова «ниггер» на «негр» и «цветной» во время пьесы. Эта постановка стала первым настоящим хитом О'Нила. Маленький театр «Игроков» оказался слишком мал, чтобы удовлетворить зрительский спрос на билеты, и спектакль перенесли в другой театр. В нем было дано 204 выступления, и он пользовался огромной популярностью: следующие два года он гастролировал с этим составом по Штатам.
-
Брут Джонс (Чарльз С. Гилпин, слева) на аукционе рабов (сцена 5)
-
Очарованный галлюцинациями, Джонс стреляет в призраков аукциониста и плантатора с Юга (Сцена 5).
-
Джонс (справа) тратит одну из своих драгоценных пуль на призрак знахаря (сцена 7).
возрождение 1925 года
[ редактировать ]Хотя Гилпин продолжал исполнять роль Брута Джонса в туре по США, последовавшем за закрытием спектакля на Бродвее, в конце концов он поссорился с О'Нилом. Гилпин хотел, чтобы О'Нил удалил слово «негр», которое часто встречалось в пьесе, но драматург чувствовал, что его использование соответствует его драматическим намерениям. Кроме того, О'Нил защищал язык как соответствующий поведению и речи Адама Скотта, вдохновителя персонажа. [ 7 ] Когда они не смогли прийти к примирению, О'Нил заменил Гилпина молодым и тогда еще никому не известным Полем Робсоном , который до этого выступал только на концертной сцене. Робсон сыграл главную роль в Нью-Йоркском возрождении 1925 года (28 спектаклей), а затем в лондонской постановке.
Робсон снялся в летней постановке 1941 года в Ivoryton Playhouse, Айворитон, Коннектикут.
возрождение 1926 года
[ редактировать ]Шоу было снова возрождено в 1926 году в театре Мэйфэр на Манхэттене, где Гилпин снова сыграл главную роль в роли Джонса, а также стал одним из режиссеров спектакля вместе с Джеймсом Лайтом . Спектакль, в котором было представлено 61 спектакль, отмечен актерским дебютом молодого Мосса Харта в роли Смитерса.
Федеральный театральный проект
[ редактировать ]
Федеральный театральный проект Управления прогресса работ запустил несколько постановок пьесы в городах США, в том числе постановку с марионетками в Лос-Анджелесе в 1938 году. [ 8 ]
Последние постановки
[ редактировать ]В 1980 году Ричард Негри поставил постановку на Королевской бирже в Манчестере вместе с Питом Постлетуэйтом и Альби Вудингтоном.
Wooster Group приступила к постановке пьесы в 1992 году, проведя серию незавершенных показов. Готовое произведение открылось в 1993 году в The Performing Garage . [ 9 ] В рамках своей постдраматической эстетики эта постановка примечательна тем, что актер играл роль Джонса, белой женщины и исполненной с черным лицом ( Кейт Валк ). Blackface был предложением для оригинальной постановки, на которое О'Нил наложил вето.
В 2005 году Теа Шаррок поставила пьесу с Патерсоном Джозефом в главной роли для Театра Буша в Лондоне. Зрители посмотрели вниз, в яму, наполненную песком. Клаустрофическим эффектом восхищался Майкл Биллингтон. [ 10 ] среди других. В 2007 году постановка была перенесена в зал Оливье Национального театра в Лондоне.
Нью-Йорка Ирландский репертуарный театр организовал возрождение в 2009 году, получившее положительные отзывы. Джон Дуглас Томпсон сыграл Джонса.
Адаптации
[ редактировать ]Пьеса была адаптирована для художественного фильма в главной роли 1933 года с Полом Робсоном , режиссером которого выступил Дадли Мерфи , режиссер-авангардист из круга О'Нила в Гринвич-Виллидж , который преследовал сопротивляющегося драматурга в течение десяти лет, прежде чем получил от него права.
Луис Грюнберг написал оперу по пьесе , премьера которой состоялась в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в 1933 году. Баритон Лоуренс Тиббетт исполнил заглавную партию, выступая в стиле блэкфейс . В фильме Поля Робсона 1936 года «Песня свободы» есть сцена из оперы, в которой Робсон исполняет роль Джонса. Иногда это приводило к путанице в том, что фильм 1933 года по пьесе О'Нила является фильмом оперы.
В Великобритании BBC Television выпустила адаптацию в 1938 году с Робертом Адамсом в главной роли и еще одну в 1953 году в главной роли с Гордоном Хитом .
Несколько возрождений произошло в 1950-х годах, когда сам Робсон был внесен в черный список, Государственный департамент отказал ему в паспорте, а записи и выступления его фильмов, включая фильм 1933 года, были запрещены в Соединенных Штатах; эти новые постановки были неявным вызовом преследованию и подавлению этой великой звезды со стороны маккартизма и ФБР с 1950 по 1958 год и были частью всемирных усилий художников по снятию запрета.
Сначала легендарный нью-йоркский актер Осси Дэвис снялся в телеадаптации для театра Kraft Television в 1955 году — это в то время, когда на американских телевизорах редко можно было увидеть черные лица.
В 1956 году Эйтор Вилья-Лобос написал балет по пьесе, заказанной Имперским музыкальным фестивалем в Нью-Йорке, и танцевал его в Хосе Лимона труппе , большинство из которых были написаны блэкфейсом - сам Лимон был уважаемым преподавателем в Джульярдской школе и выдающимся исполнителем. цвета.
прямая трансляция британского телевидения телеканалом ABC Television первого сезона сериала «Кресло-театр» . 30 марта 1958 года по британскому телевидению была показана [ 11 ] В нем участвует афроамериканский певец Кеннет Спенсер . Его поставил канадский режиссер Тед Котчефф , а адаптировал американский писатель-битник Терри Саузерн в своей первой сценарной работе. В отличие от других британских телевизионных версий, он все еще существует и выпущен на DVD.
Он был адаптирован для австралийского телевидения в 1960 году .
Экспериментальное видео Кристофера Кондека и Элизабет ЛеКомпт демонстрирует постановку спектакля нью-йоркской труппы The Wooster Group в главных ролях с Кейт Валк и Уиллемом Дефо .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- О'Нил, Юджин (1920). Император Джонс . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. OCLC 29238831 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Император Джонс» , Британская энциклопедия .
- ^ Ренда, Мэри (2001). Взятие Гаити: военная оккупация и культура американского империализма . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины, стр. 198–212. ISBN 0-8078-4938-3 .
- ^ Гелб, Артур и Барбара Гелб , О'Нил - Жизнь с Монте-Кристо , Нью-Йорк (2000), с. 261.
- ^ Кон, Руби (1971). «Власть черных на сцене: Император Джонс и король Кристоф». Йельские французские исследования (46): 41–47. дои : 10.2307/2929605 . JSTOR 2929605 .
- ^ Jump up to: а б Гелб, О'Нил, Жизнь с Монте-Кристо (2000), с. 349
- ^ ««Император Джонс» Юджина О'Нила . Рецензия Гленды Франк, Eoneill.com.
- ^ Гелб, О'Нил, Жизнь с Монте-Кристо (2000), стр. 349–350.
- ^ «Федеральный театр (Память)» . Американские сокровища Библиотеки Конгресса . Библиотека Конгресса. 2008 год . Проверено 16 февраля 2009 г.
- ^ Шуи, Дон (30 марта 1997 г.). «Тихая труппа Сохо совершает рейд в центр города» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 28 октября 2019 г.
- ^ Биллингтон, Майкл (29 августа 2007 г.). «Император Джонс» . Хранитель .
- ^ Лаура Пирсон, « Император Джонс (1958)» , BFI Screenonline.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Император Джонс в Интернет-архиве
- Император Джонс в базе данных Internet Broadway (Broadway Productions)
- Император Джонс в базе данных Internet Broadway (титры премьеры)
- Обсуждение Императора Джонса из книги Трэвуса Богарда «Контур во времени» об О'Ниле.
- Театральной гильдии 1945 года в эфире Радиоадаптация в Интернет-архиве