Постдраматический театр
Понятие постдраматического театра было сформулировано немецким исследователем театра Гансом-Тисом Леманном в его книге «Постдраматический театр» . [1] обобщая ряд тенденций и стилистических особенностей, проявившихся в авангардном театре с конца 1960-х годов. Театр, который Леманн называет постдраматическим, не ориентирован в первую очередь на драму как таковую, но развивает перформативную эстетику, в которой текст спектакля ставится в особое отношение к материальной ситуации спектакля и сцены. Постдраматический театр пытается имитировать разрозненную и неорганизованную литературу, которую драматург зарисовывает в романе.
Постдраматический театр, таким образом, стремится произвести эффект на зрителя, а не оставаться верным тексту. Леманн рассматривает то, что он называет «новым театром», как часть «одновременной и многоперспективной формы восприятия»; это, утверждает он, во многом вызвано реакцией на доминирование письменного текста. [2]
Новый театр, утверждает Леманн, характеризуется, среди прочего, «использованием и сочетанием разнородных стилей». [3] он располагается после или за пределами диалога [4] и включает в себя понятие «исполнитель как тема и главный герой». [5]
В своих наиболее радикальных разновидностях постдраматический театр вообще не знает «сюжета», а полностью концентрируется на взаимодействии между исполнителем и зрителем.
Другой способ использования этого понятия — описать пьесы с небольшим количеством драмы или вообще без нее, например, пьесы Джона Фосса и «С людьми с моста» Димитриса Льякоса . [6]
Некоторые имена, связанные с постдраматическим театром: Тадеуш Кантор ( Краков ), [7] Хайнер Мюллер ( Берлин ), [8] Рене Поллеш (Берлин), [9] Роберт Уилсон ( Нью-Йорк ), [10] Группа Вустера (Нью-Йорк), [11] Ассоциация строителей [12] (Нью-Йорк), Джаннина Браски ( Сан-Хуан, Пуэрто-Рико ), [13] Элизабет ЛеКомпте (Нью-Йорк), Ричард Форман (Нью-Йорк), Роберт Лепаж ( Квебек , Канада), Пина Бауш ( Вупперталь , Германия), [14] Big Art Group (Нью-Йорк), Ян Фабр , Ян Лауверс и Needcompany , Франк Касторф (Берлин), Йозеф Зейлер / TheaterAngelusNovus (Вена), Эльфрида Елинек (Вена), [15] Хайнер Геббельс (Франкфурт), [16] Verdensteatret (Осло), Alvis Hermanis (Рига), Forced Entertainment (Шеффилд), Teater Moment (Стокгольм), The Apocryphal Theater (Лондон), [17] Сиднейский фронт (Австралия) и Societas Raffaello Sanzio (Италия), Пан Пан ( Ирландия ), [18] POST (Австралия), Action Hero (Великобритания), Nature Theater of Oklahoma (США), [19] Мразь! Театр (Великобритания) и многое другое.
Новое поколение постдраматических режиссеров, работающих на международном уровне, меняет общую картину: среди них Томас Луз, Амир Реза Кухестани , Сюзанна Кеннеди, [20] Душан Давид Парижек, Яэль Ронен, Саймон Стоун , Кай Тухманн, Анна Бергманн, Бастиан Крафт, Ульрих Раше, Николас Стеманн и Кей Фогес. [21]
Споры
[ редактировать ]Хотя концепция «постдраматического театра» стала популярной в театральных исследованиях, этот термин вызывает большие споры и не лишен критиков. В частности, знаменитый ученый Элинор Фукс раскритиковала слишком широкое применение этого термина Леманном в своем обзоре в TDR в 2008 году, отметив, что «с помощью одного термина Леманн воссоздает три или более поколений театральных аномалий как движение. Практически каждый современный театральный художник и группа с мировым именем здесь обозначены как практики постдраматизма». [22] Фукс далее указывает, что Леманн пытается показать диапазон постдраматического, «показывая, что он может включать в себя все настроения и модусы, иератические и светские, герметические и популярные, абстрактные и конкретно-физические. В семиотических терминах, предпочитаемых немецкой критикой, традиции, Леманн нивелирует традиционную иерархию театральных знаков и в то же время умножает знаковые системы». [22]
Некоторые ученые, в том числе Фукс, также отметили, что концепция постдраматического не является оригинальной идеей Лемана и что на самом деле эта концепция была впервые представлена Анджеем Виртом из Institut für Angewandte Theaterwissenschaft и Рихардом Шехнером , директором The Performance Group. и профессор исследований производительности в Нью-Йоркском университете . [23]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марийке Хугенбум, Александр Каршня: ПОСЛЕ(АР) ТЕАТРА - после театра? , Амстердам 2007, ISBN 978-90-812455-1-7
- Бойл, Майкл Шейн и др. Постдраматический театр и форма. Метуэн Драма, 2019. ISBN 978-1-350-18330-8
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леманн (2006)
- ^ Леманн (2006) , с. 16
- ^ Леманн (2006) , с. 26
- ^ Леманн (2006) , с. 31
- ^ Леманн (2006) , с. 25
- ^ Мейсон, Фрэн (12 декабря 2016 г.). Исторический словарь постмодернистской литературы и театра . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442276208 .
- ^ « Вдохновляющий» неизданный фильм о последнем выступлении Тадеуша Кантора перед его смертью будет показан впервые» . www.thefirstnews.com . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ « Что читать сейчас: литература смешанных жанров», Джаннина Браски о Хайнере Мюллере, Тадеусе Канторе и Виткевиче . Мировая литература сегодня . 06 августа 2012 г. Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ Барнетт, Дэвид (21 августа 2006 г.). «Политический театр в сжимающемся мире: постдраматические практики Рене Поллеша на бумаге и на сцене» . Обзор современного театра . 16 (1): 31–40. дои : 10.1080/10486800500450957 . S2CID 190863375 .
- ^ Батталья, Энди (09 апреля 2020 г.). «Роберт Уилсон представляет комнату для просмотра с завораживающими видеопортретами, на которых изображена отрубленная голова Леди Гаги и другие странности» . ARTnews.com . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ Паркер-Старбак, Дженнифер (1 января 2009 г.). «Игра в фильме внутри пьесы — вот в чем суть: ретрансляция аналоговых тел в Гамлете группы Вустера». Международный журнал исполнительского искусства и цифровых медиа . 5 (1): 23–34. дои : 10.1386/padm.5.1.23_1 . ISSN 1479-4713 . S2CID 192213672 .
- ^ Джексон, Шеннон (2013). «Постдраматический труд в Алладине Ассоциации строителей» . Постдраматический театр и политическое : 165–188. дои : 10.5040/9781408183519.ch-008 . ISBN 9781408183519 .
- ^ Фирберг, Рути (11 сентября 2017 г.). «13 театральных постановок, отреагировавших на события 11 сентября» . Афиша . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ cs2-admin (17 февраля 2016 г.). «В память: Пина Бауш, Красивое и Трагическое, Торжественное и Классическое» . Критические этапы/критические анализы сцен . Проверено 27 апреля 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Юрс-Манби, Карен (1 марта 2009 г.). «Сопротивляющийся текст в постдраматическом театре: исполнение языковых областей Эльфриды Елинек». Исследование производительности . 14 (1): 46–56. дои : 10.1080/13528160903113197 . ISSN 1352-8165 . S2CID 193228753 .
- ^ Калб, Джонатан (2018). «Сэмюэл Беккет, Хайнер Мюллер и постдраматический театр». Сэмюэл Беккет сегодня / Aujourd'hui . 11 : 74–83. дои : 10.1163/18757405-01101012 . ISSN 0927-3131 . JSTOR 25781357 . S2CID 188421578 .
- ^ Хейдон, Эндрю (11 ноября 2008 г.). «Эндрю Хейдон: Постдраматический театр больше не закрытая книга» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ «Пан Пан» . Пан Пан . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ «ОКТЕАТР.ОРГ» . www.oktheater.org . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ "Сюзанна Кеннеди - Люди - Фольксбюне Берлин" . volksbuehne.berlin . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ Шмидт, Томас (25 мая 2017 г.). «Постдраматический поворот в немецком театре» . HowlRound . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фукс, Элинор (лето 2008 г.). «Постдраматический театр Ганса-Тиса Лемана и Карен Юрс-Манби (рецензия)». ТДР . 52 (2): 179.
- ^ Фукс, Элинор (лето 2008 г.). «Постдраматический театр Ганса-Тиса Лемана и Карен Юрс-Манби (рецензия)». ТДР . 52 (2): 179–180.
Библиография
[ редактировать ]- Тухманн, Кай (ред.). Постдраматические драматургии - Резонансы между Азией и Европой. стенограмма Verlag, Билефельд, 2022. ISBN 978-3-8376-5997-9
- Бойл, Майкл Шейн и др. Постдраматический театр и форма. Метуэн Драма, 2019. ISBN 978-1-350-18330-8
- Сугиера, Малгожата (2004). За пределами драмы: сценарий для постдраматического театра . Theater Research International, 29 (1), стр. 6–28. дои : 10.1017/S0307883303001226
- Леманн, Ханс-Тис (2006). Постдраматический театр . Перевод и введение Карен Юрс-Манби. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-26813-4 .
- Фишер-Лихте, Эрика; Вихштуц, Бенджамин (2018). Трансформирующая эстетика . Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-138-05717-3 .
- Юрс-Манби, Карен; Кэрролл, Джером; Джайлз, Стив (2014). Постдраматический театр и политика: международные перспективы современного спектакля . Метуэнская драма. ISBN 978-1408184868 .
- Фукс, Элинор (лето 2008 г.). «Постдраматический театр Ганса-Тиса Лемана и Карен Юрс-Манби (рецензия)». ТДР . 52 (2): 178–183. дои : 10.1162/драм.2008.52.2.178 . S2CID 193952790 .