Jump to content

Эльфрида Елинек

Эльфрида Елинек
Елинек и 2004 г.
Елинек и 2004 г.
Рожденный ( 1946-10-20 ) 20 октября 1946 г. (77 лет)
Мюрццушлаг , Австрия
Занятие Драматург, прозаик
Образование Венский университет
Жанр Феминизм , социальная критика , постдраматический театр
Годы активности 1963 – настоящее время
Известные работы Учитель фортепиано , Дети мертвецов , Жадность , Похоть
Заметные награды Премия Георга Бюхнера
1998
Нобелевская премия по литературе
2004
Подпись

Эльфрида Елинек (англ. Немецкий: [ɛlˈfʁiːdə ˈjɛlinɛk] ; родился 20 октября 1946) — австрийский драматург и прозаик. Она является одним из самых титулованных авторов, пишущих на немецком языке, и была удостоена Нобелевской премии по литературе 2004 года за «музыкальный поток голосов и контрголосов в романах и пьесах, которые с необычайным лингвистическим рвением раскрывают абсурдность общественных клише и их покоряющая сила». [1] Она считается одним из самых выдающихся ныне живущих драматургов немецкого языка. [2]

Биография

[ редактировать ]

Эльфрида Елинек родилась 20 октября 1946 года в Мюрццушлаге , Штирия , в семье Ольги Илоны ( урожденной Бюхнер), директора по персоналу, и Фридриха Елинека. [3] Она была воспитана в Вене ее румынско-немецкой католичкой матерью и несоблюдающим обряды отцом чешским евреем (чья фамилия Елинек по-чешски означает «олень»). [3] [4] [5] Семья ее матери происходила из Стаерлаканины , уезда Крассо-Сёрень , Баната , Венгерского королевства (ныне Анина, Румыния). [6] [ нужен лучший источник ] и имела буржуазное происхождение, а ее отец был рабочим социалистом. [7]

Ее отец был химиком , которому удалось избежать преследований во время Второй мировой войны , работая на стратегически важном промышленном производстве. Однако многие его родственники стали жертвами Холокоста . Ее мать, с которой у нее были натянутые отношения, была из некогда зажиточной венской семьи. В детстве Эльфрида посещала римско-католическую монастырскую школу в Вене. Мать планировала для нее карьеру мюзикла « Вундеркинд ». С раннего возраста ее обучали игре на фортепиано, органе, гитаре, скрипке, альте и блокфлейте. Позже она продолжила обучение в Венской консерватории , которую окончила с дипломом органистки; все это время она пыталась оправдать большие ожидания своей матери, одновременно справляясь со своим психологически больным отцом. [8] Она изучала историю искусств и театр в Венском университете . Однако ей пришлось прекратить учебу из-за тревожного расстройства , в результате чего она провела год в самоизоляции в доме родителей. В это время она начала серьезную литературную работу как форму терапии. Через год она стала чувствовать себя комфортно, выходя из дома, часто вместе с матерью. [8] Она начала писать стихи в юном возрасте. Она дебютировала в литературе с произведением Лизас Шаттен ( «Тень Лизы ») в 1967 году и получила свою первую литературную премию в 1969 году. В 1960-е годы она стала политически активной, много читала и «проводила огромное количество времени перед телевизором». [8]

Она вышла замуж за Готфрида Хюнгсберга 12 июня 1974 года. [9] [10]

Мне было 27 лет; ему было 29. Я знала достаточно мужчин. Сексуальность, как ни странно, была единственной областью, в которой я рано раскрепостился. Наш брак проходит в двух городах. Это своего рода «Повесть о двух городах» в диккенсовском смысле. Я всегда ездил между Веной и Мюнхеном . Вена — это место, где я всегда жил, потому что здесь мои друзья и потому что я никогда не хотел покидать Вену. В конце концов меня поймали здесь. Мюнхен — город моего мужа, поэтому я всегда путешествовала туда и обратно, и это пошло на пользу нашему браку. [9]

Работа и политическая активность

[ редактировать ]

Несмотря на собственное отличие автора от Австрии (из-за ее критики нацистского прошлого Австрии), творчество Елинек глубоко укоренено в традиции австрийской литературы , демонстрируя влияние таких австрийских писателей, как Ингеборг Бахманн , Марлен Хаусхофер и Роберт Музиль . [11]

Редактор Фридерика Эйглер утверждает, что в своих произведениях Елинек преследует три основные и взаимосвязанные «цели»: то, что она рассматривает как капиталистическое потребительское общество и его коммодификацию всех людей и отношений, то, что она рассматривает как пережитки фашистского прошлого Австрии в общественных местах и личная жизнь и то, что она считает систематической эксплуатацией и угнетением женщин в капиталистически- патриархальном обществе. [12] Елинек утверждала в многочисленных интервью, что австрийско-еврейская сатирическая традиция оказала формирующее влияние на ее творчество, цитируя, в частности, Карла Крауса , Элиаса Канетти и еврейское кабаре. В интервью Сигрид Лёффлер Елинек заявила, что ее работы считаются диковинкой в ​​современной Австрии, где, по ее словам, сатира недооценивается и неправильно понимается, «потому что евреи мертвы». Она подчеркнула свою еврейскую идентичность как дочь человека, пережившего Холокост, заявив о преемственности еврейско-венской традиции, которая, по ее мнению, была разрушена фашизмом и вымирает. [13] [14] [15]

Творчество Елинека включает радиоспектакли, стихи, театральные тексты, полемические очерки, антологии, романы, переводы, сценарии, музыкальные композиции, либретти и балеты, кино- и видеоарт. [16] Творчество Елинека многогранно и весьма противоречиво. Его хвалили и осуждали ведущие литературные критики . [17] Например, после дела Фрицля ее обвинили в «исполнении «истерических» портретов австрийской извращенности». [18] Точно так же ее политическая активность встречала разную и зачастую острую реакцию. Несмотря на разногласия вокруг ее работы, Елинек завоевала множество выдающихся наград; среди них премия Георга Бюхнера 1998 года; Премия драматургов Мюльхайма в 2002 и 2004 годах; премия Франца Кафки в 2004 году; и Нобелевская премия по литературе , также в 2004 году. [17]

Женская сексуальность , сексуальное насилие и борьба полов в целом являются важными темами ее творчества. Такие тексты, как Wir sind Lockvögel, Baby! Мы — приманки, детка!» ), Die Liebhaberinnen Женщины как любовницы » ) и Die Klavierspielerin ( «Учитель игры на фортепиано» ) демонстрируют жестокость и силовую игру, присущие человеческим отношениям, в стиле, который временами является иронически формальным и жестко контролируемым. По мнению Елинека, власть и агрессия часто являются основными движущими силами отношений . Точно так же Ein Sportstück ( «Спортивная игра» ) исследует темную сторону соревновательного спорта. [19] Ее провокационный роман « Жажда» содержит графическое описание сексуальности, агрессии и насилия. Он получил плохие отзывы многих критиков, некоторые из которых сравнили его с порнографией. Но другие, отмечавшие силу холодных описаний моральных неудач, считали, что они их неправильно поняли и недооценили. [17]

В апреле 2006 года Елинек выступил в поддержку Петера Хандке , чья пьеса Die Kunst des Fragens ( «Искусство спрашивать ») была удалена из репертуара Комеди-Франсез за предполагаемую поддержку Слободана Милошевича . Ее работы менее известны в англоязычных странах. Однако в июле и августе 2012 года крупная англоязычная премьера ее пьесы «Ein Sportstück» театральной труппы Just a Must привлекла внимание англоязычной публики к ее драматическим работам. [20] [21] [22] В следующем году, в феврале и марте 2013 года, Женский проект в Нью-Йорке организовал североамериканскую премьеру « Джеки» , одной из ее драм «Принцесса» . [23]

Политическая активность

[ редактировать ]

Елинек была членом Коммунистической партии Австрии с 1974 по 1991 год. В 1990-е годы ее имя стало нарицательным из-за ее громкого столкновения с Йорга Хайдера Партией свободы . [24] После выборов в Национальный совет 1999 года и последующего формирования коалиционного кабинета, состоящего из Партии свободы и Австрийской народной партии , Елинек стал одним из наиболее ярых критиков нового кабинета. [25]

Многие иностранные правительства быстро предприняли шаги по остракизму австрийской администрации, ссылаясь на предполагаемый национализм и авторитаризм Партии свободы. [26] [27] Кабинет министров истолковал санкции против него как направленные против Австрии как таковой и попытался подтолкнуть нацию к национальному сплочению ( Nationaler Schulterschluss ) на стороне коалиционных партий. [28] [29]

Это спровоцировало временное обострение политического климата, достаточно сильное для того, чтобы обвинили таких диссидентов, как Елинек, в государственной измене . сторонники коалиции [26] [27]

В середине-конце 1980-х годов Елинек был одним из многих австрийских интеллектуалов, подписавших петицию об освобождении Джека Унтервегера , заключенного в тюрьму за убийство проститутки и которого интеллектуалы и политики считали примером успешного реабилитация. Позже Унтервегер был признан виновным в убийстве еще девяти женщин в течение двух лет после освобождения и покончил жизнь самоубийством после ареста. [30]

Награды и почести

[ редактировать ]

Публикации

[ редактировать ]
  • Тень Лизы ; Мюнхен 1967 г.
  • конец: стихи 1966–1968 годов ; Мюнхен 2000 ISBN   978-3-935284-29-5

Рабочий буклет

[ редактировать ]

Переводы

[ редактировать ]

Произведения Елинека в английском переводе

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Ее роман «Учитель фортепиано» лег в основу одноименного фильма 2001 года австрийского режиссера Михаэля Ханеке с Изабель Юппер в главной роли.

В 2022 году Клаудией Мюллер был создан документальный фильм о Елинек « Эльфрида Елинек — Язык развязан » (нем. Elfriede Jelinek — Let the Language off the leash ). [47]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Нобелевская премия по литературе 2004» . NobelPrize.org . Проверено 23 сентября 2020 г.
  2. ^ Дельгадо, Мария М.; Лиз, Брайс; Ребеллато, Дэн (22 июля 2020 г.). Современные европейские драматурги . Рутледж. ISBN  978-1-351-62053-6 .
  3. ^ Перейти обратно: а б «Биография Эльфриды Елинек» . notablebiographys.com. 23 марта 2005 г.
  4. ^ «Эльфрида Елинек: Введение» . электронные заметки . 15 июня 2002 г.
  5. ^ Профиль Эльфриды Елинек , веб-сайт The Poetry Foundation; получено 7 сентября 2013 г.
  6. ^ «Хелен Бюхнер» . geni_family_tree . 6 мая 2023 г. Проверено 25 февраля 2024 г.
  7. ^ « Непристойные фантазии»: общие извращения Эльфриды Елинек» . Массачусетский университет в Амхерсте . Проверено 5 декабря 2020 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Бойтер, Вера (1998). Эльфрида Елинек . Женщины-писатели в немецкоязычных странах. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 199–207.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Портрет лауреата Нобелевской премии по литературе 2004 года» , nobelprize.org; получено 13 июля 2010 г.
  10. ^ Профиль Готфрида Хюнгсберга на IMDb.com; по состоянию на 13 июля 2010 г.
  11. ^ Онеггер, Гитта (2006). «Как получить Нобелевскую премию, не прилагая особых усилий». Театр . 36 (2): 5–19. дои : 10.1215/01610775-36-2-4 .
  12. ^ Эйглер, Фридерике (1997), «Елинек, Эльфрида», в Эйглер, Фридерике (редактор), Феминистская энциклопедия немецкой литературы , Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, стр. 263–4
  13. ^ Пайзер, Джон (1994). «Модерн против постмодернистской сатиры: Карл Краус и Эльфрида Елинек» . Ежемесячные журналы . 86 (4): 500–513. JSTOR   30153333 . Проверено 5 декабря 2020 г.
  14. ^ Кремер, С. Лилиан (2003). Литература о Холокосте: от Агосина до Лентина . Нью-Йорк: Рутледж. п. 590. ИСБН  978-0-415-92983-7 .
  15. ^ Дагмар К.Г. Лоренц (2007). Хранители Родины: немецкие тексты еврейских писательниц . Издательство Университета Небраски. стр. 251–252. ISBN  978-0-8032-2917-4 . В писательстве еврейских женщин также используются сатирические и гротескные элементы при изображении неевреев... Некоторые делают это демонстративно, например, Ильза Айхингер, Эльфрида Герстль и Элифрида Елинек... Елинек возобновила приемы еврейских сатириков межвоенного периода... Елинек подчеркивает ее близость к Карлу Крауссу и еврейскому кабаре межвоенного периода... Она заявляет о своей еврейской идентичности как дочь жертвы Холокоста, своего отца, тем самым предполагая, что существует преемственность еврейской традиции Вены (Берка 1993, 137f. Гилман 1995, 3).
  16. ^ Стивенс, Л. (2016). Эльфриды Елинек « Бэмбиленд ». Антивоенный театр имени Брехта . Спрингер. стр. 169–199. дои : 10.1057/978-1-137-53888-8_7 . ISBN  978-1-137-53887-1 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с «Эльфрида Елинек». Современная литературная критика . Том. 169. Гейл. Март 2003 г., стр. 67–155.
  18. ^ « Жена отца-инцеста под подозрением. Архивировано 8 мая 2008 г. в Wayback Machine ». Австралиец , 5 мая 2008 г.
  19. ^ «Эльфрида Елинек: Игра началась» . Этап . 13 июля 2012 года . Проверено 6 октября 2017 г.
  20. ^ «Счета» . thestage.co.uk . Проверено 11 августа 2016 г.
  21. ^ «Открытки от богов: Спортивные игры - Театр Наффилд, Ланкастер» . postcardsgods.blogspot.co.uk . 17 июля 2012 года . Проверено 11 августа 2016 г.
  22. ^ Хутера, Дональд. «Спортивная игра в Наффилде, Ланкастер | The Times» . Проверено 11 августа 2016 г.
  23. ^ «Джеки | WP Theater» . wptheater.org . Проверено 25 февраля 2024 г.
  24. ^ «ДАС КОММЕН» . elfriedejelinek.com . Архивировано из оригинала 17 октября 2022 года . Проверено 4 сентября 2020 г.
  25. ^ Лоренц, Дагмар К.Г. (2004). «Борьба за гражданское общество и за его пределами: австрийские писатели и интеллектуалы противостоят политическим правым» . Новая немецкая критика (93): 19–41. ISSN   0094-033X . JSTOR   4150478 .
  26. ^ Перейти обратно: а б Значок, Питер (3 декабря 2007 г.). Нобелевские лица: Галерея лауреатов Нобелевской премии . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-3-527-40678-4 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Фестич, Фатима (15 ноября 2011 г.). Гендер и травма: междисциплинарные диалоги . Издательство Кембриджских ученых. ISBN  978-1-4438-3533-6 .
  28. ^ Водак, Рут (19 января 2009 г.). Дискурсивное конструирование национальной идентичности . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-0-7486-3735-5 .
  29. ^ Уоринг, Алан (30 марта 2019 г.). Новый авторитаризм . Совет директоров – Книги по запросу. ISBN  978-3-8382-1263-0 .
  30. ^ Биография Иоганна Унтервегера , Иоганн Унтервегер. (2014). Сайт Biography.com. Проверено 11:10, 22 ноября 2014 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д и «Эльфрида Елинек» . Theaterverlage (на немецком языке). 3 октября 2021 г. Проверено 9 декабря 2021 г.
  32. ^ «Награды – Премия Георга Бюхнера – Эльфрида Елинек» . Немецкая академия языка и поэзии (на немецком языке) . Проверено 9 декабря 2021 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б с «Приз драматурга Мюльхайма: Эльфрида Елинек выигрывает в третий раз» . Frankfurter Allgemeine Zeitung (на немецком языке). 3 июня 2009 года . Проверено 9 декабря 2021 г.
  34. ^ «Приз ученика Эльзы Ласкер Эльфриде Елинек» . Стандарт (на немецком языке) . Проверено 9 декабря 2021 г.
  35. ^ «Приз радиоспектакля для слепых от войны: награда Эльфриде Елинек» . Зеркало (на немецком языке). 25 февраля 2004 года . Проверено 9 декабря 2021 г.
  36. ^ «Премия Франца Кафки Эльфриде Елинек» . Радио Прага Интернэшнл (на немецком языке). 3 ноября 2004 года . Проверено 9 декабря 2021 г.
  37. ^ «Эльфрида Елинек получает Нобелевскую премию по литературе» . Deutschlandradio (на немецком языке). 7 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 9 декабря 2021 г. Проверено 9 декабря 2021 г.
  38. ^ «Елинек на премию Стига Дагермана» . Svenska Dagbladet (на шведском языке). 4 июня 2004 г. Проверено 9 декабря 2021 г.
  39. ^ Фишер, Карин (8 июня 2011 г.). «Языковая власть против политического театра» . Deutschlandfunk (на немецком языке) . Проверено 9 декабря 2021 г.
  40. ^ Елинек, Эльфрида (2011). «Зависть» (PDF) . Домашняя страница Эльфриды Елинек . Архивировано (PDF) из оригинала 31 августа 2020 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б «Спорт в искусстве – МОСАК» . ru.mocak.pl . Проверено 15 ноября 2021 г.
  42. ^ «Бэмбиленд – перевод Лилиан Фридберг» . www.elfriedejelinek.com . Архивировано из оригинала 17 октября 2022 года . Проверено 16 ноября 2021 г.
  43. ^ «ФаустВходит и уходит» . www.elfriedejelinek.com . Архивировано из оригинала 17 октября 2022 года . Проверено 16 ноября 2021 г.
  44. ^ Елинек, Эльфрида; Онеггер, Гитта (2017). «Тень. Говорит Эвридика» . PAJ: Журнал перформанса и искусства . 39 (1): 73–118. дои : 10.1162/PAJJ_a_00354 . ISSN   1537-9477 . S2CID   57571830 .
  45. ^ Елинек, Э. (1 января 2009 г.). «БЭМБИЛЭНД» . Театр . 39 (3): 111–143. дои : 10.1215/01610775-2009-008 . ISSN   0161-0775 .
  46. ^ Пекарска, Дельфина (2012). Спорт в искусстве: Спорт в искусстве (на польском и английском языках). Краков: Музей современного искусства в Кракове. ISBN  978-83-62435-64-7 . OCLC   815593405 .
  47. ^ «ЭЛЬФРИДА ЕЛИНЕК – ЯЗЫК НА УСЛОВИЯХ» . ЭЛЬФРИДА ЕЛИНЕК - ЯЗЫК НА УСЛОВИЯХ . Проверено 31 октября 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бетман, Бренда. « Непристойные фантазии»: общие извращения Эльфриды Елинек . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Питер Лэнг, 2011; ISBN   978-1-4331-1060-3
  • Скрипач, Эллисон. Переписывая реальность: введение в Эльфриду Елинек . Оксфорд: Берг, 1994; ISBN   978-0-8549-6776-6
  • Жерар Тьерио (реж.). Эльфрида Елинек и будущее драмы , Тулуза, Presses universitaire du Mirail, 2006; ISBN   978-2-85816-869-9
  • Флитнер, Беттина. Женщины с видением – 48 европейцев . С текстами Алисы Шварцер . Мюнхен: Кнезебек, 2004; ISBN   978-3-89660-211-4 , 122–125 стр.
  • Концетт, Матиас. Риторика национального инакомыслия у Томаса Бернхарда, Петера Хандке и Эльфриды Елинек . Рочестер, Нью-Йорк: Камден Хаус, 2000; ISBN   978-1-57113-204-8
  • Ламб-Фаффельбергер, Маргарет и Маттиас Концетт, редакторы. Эльфрида Елинек: Пишущая женщина, нация и идентичность - критическая антология . Издательство Университета Фэрли Дикинсон, 2007; ISBN   978-1611473704
  • Роселлини, Джей. «Хайдер, Елинек и австрийские культурные войны». CreateSpace.com, 2009. ISBN   978-1-4421-4214-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 64a31e4c048e8e150641391d2efe4040__1720382520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/64/40/64a31e4c048e8e150641391d2efe4040.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elfriede Jelinek - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)