Эрих Кестнер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2013 г. ) |
Эрих Кестнер | |
---|---|
![]() Эрих Кестнер, 1961 год. | |
Рожденный | Эмиль Эрих Кестнер 23 февраля 1899 г. Дрезден , Королевство Саксония, Германская империя |
Умер | 29 июля 1974 г. Мюнхен , Бавария, Западная Германия | ( 75 лет
Занятие | Писатель |
Период | 1928–1969 |
Жанр | Детская литература, поэзия, сатира, киносценарии. |
Заметные награды | Премия Ганса Христиана Андерсена за писательство 1960 |
Партнер | Луизелотта Эндерле |
Дети | Томас Кестнер |
Подпись | |
![]() |
Эмиль Эрих Кестнер (англ. Немецкий: [ˈʔeːʁɪç ˈkɛstnɐ] ; 23 февраля 1899 — 29 июля 1974) — немецкий писатель, поэт, сценарист и сатирик , известный прежде всего своими юмористическими, социально проницательными стихами и детскими книгами, включая «Эмиль и детективы» и «Ловушка для родителей» . [ 1 ] Он получил международную медаль Ганса Христиана Андерсена в 1960 году за свою автобиографию « Когда я был маленьким мальчиком . [ 2 ] [ 3 ] Он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе шесть лет подряд. [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Дрезден (1899–1919)
[ редактировать ]
Кестнер родился в Дрездене , Саксония , и вырос на Кенигсбрюкерштрассе во внешнем Нойштадте Дрездена . Неподалеку музей Эриха Кестнера . на вилле Августина, принадлежавшей дяде Кестнера, Францу Августину, впоследствии был открыт [ 5 ]
Отец Кестнера, Эмиль Рихард Кестнер, был мастером -седельником . [ 6 ] Его мать, Ида Амалия (урожденная Огюстен), работала служанкой, но в свои тридцать лет она выучилась на парикмахера, чтобы пополнить доход мужа. У Кестнера были особенно близкие отношения со своей матерью. Когда он жил в Лейпциге и Берлине , он почти каждый день писал ей довольно интимные письма и открытки, и в его произведениях регулярно появляются властные матери. Ходили слухи, что родным отцом Эриха Кестнера был еврейский врач семьи Эмиль Циммерманн (1864–1953), но эти слухи так и не подтвердились. [ 7 ] Кестнер написал о своем детстве в автобиографии Als ich ein kleiner Junge war (1957, в переводе « Когда я был маленьким мальчиком »). По словам Кестнера, он не страдал от того, что был единственным ребенком , имел много друзей, не был одиноким и не избалованным.
В 1913 году Кестнер поступил в педагогическую школу в Дрездене. Однако он бросил учебу в 1916 году, незадолго до сдачи экзаменов, которые позволили бы ему преподавать в государственных школах. Он был призван в Королевскую саксонскую армию в 1917 году и проходил обучение в тяжелом артиллерийском подразделении в Дрездене. Кестнера не отправили на фронт, но жестокость военной подготовки, которую он прошел, и смерть современников, которую он пережил, сильно повлияли на его поздний антимилитаризм . Беспощадная тренировка, которой его подвергал сержант-инструктор, также вызвала пожизненное заболевание сердца. Кестнер изображает это в своем стихотворении «Сержант Ваурих» .
После окончания войны Кестнер вернулся в школу и с отличием сдал экзамен Abitur , получив стипендию города Дрездена.
Лейпциг (1919–1927)
[ редактировать ]Осенью 1919 года Кестнер поступил в Лейпцигский университет, чтобы изучать историю, философию, германистику и театр. Учеба привела его в Росток и Берлин, а в 1925 году он получил докторскую степень за диссертацию о Фридрихе Великом и немецкой литературе. За учебу он платил, работая журналистом и критиком в газете Neue Leipziger Zeitung . Однако его все более критические отзывы и «легкомысленная» публикация его эротического стихотворения «Abendlied des Kammervirtuosen» (Вечерняя песня камерного виртуоза) с иллюстрациями Эриха Озера привели к его увольнению в 1927 году. В том же году он перешел в Берлине, хотя он продолжал писать для Neue Leipziger Zeitung под псевдонимом «Бертхольд Бюргер» («Берт Гражданин»). внештатный корреспондент. Позже Кестнер использовал несколько других псевдонимов, в том числе «Мельхиор Курц», «Питер Флинт» и «Роберт Нойнер».
Берлин (1927–1933)
[ редактировать ]Годы Кестнера в Берлине, с 1927 года до конца Веймарской республики в 1933 году, были для него наиболее продуктивными. Он публиковал стихи, газетные колонки, статьи и обзоры во многих важных периодических изданиях Берлина. Он был постоянным автором в таких ежедневных газетах, как Berliner Tageblatt и Vossische Zeitung , а также в Die Weltbühne . Ганс Саркович и Франц Йозеф Гёрц, редакторы полного собрания его сочинений (1998), перечисляют более 350 статей, написанных между 1923 и 1933 годами, но он, должно быть, написал еще больше, поскольку известно, что многие тексты были утеряны, когда квартира Кестнера сгорела во время войны. Бомбардировка в феврале 1944 года.
Кестнер опубликовал свою первую книгу стихов Herz auf Taille в 1928 году, а к 1933 году опубликовал еще три сборника. Его Gebrauchslyrik ( «Стихи для повседневного использования ») сделали его одной из ведущих фигур движения Neue Sachlichkeit , которое сосредоточило свое внимание на использовании отрезвляющего, отстраненного и объективного стиля для высмеивания современного общества.
Осенью 1928 года он опубликовал свою самую известную детскую книгу « Эмиль и детектив » с иллюстрациями Уолтера Трира . Владелица издательства Weltbühne Эдит Якобсен предложила Кестнеру идею написать детективный рассказ. Только в Германии было продано два миллиона экземпляров книги, и с тех пор она была переведена на 59 языков. Роман был необычен тем, что, в отличие от большинства детской литературы того периода, действие его происходит в современном Берлине, а не в сказочном мире. Кестнер также воздерживался от явного морализаторства, позволяя действиям персонажей говорить сами за себя. Действие его продолжения, «Эмиль и смерть Драй Цвиллинге» (1933; «Эмиль и три близнеца »), происходит на берегу Балтийского моря . Книги Эмиля, возможно, повлияли на создание других книг в этом поджанре литературы о детских детективах. «Эмиль и детектив» экранизировали пять раз, три из них в Германии: в 1931, 1935 (Великобритания), 1954, 1964 (США) и 2001 году.
Кестнер последовал за этим успехом в фильмах «Пюнктхен и Антон» (1931) и «Летающий класс» (1933). Иллюстрации Уолтера Триера во многом способствовали огромной популярности книг. «Летающий класс» несколько раз адаптировался для кино: в 1954 году Куртом Хоффманном , в 1973 году Вернером Джейкобсом и в 2003 году Томи Вигандом .
В 1932 году Кестнер написал «Der 35. Mai» («35 мая») , действие которого происходит в фантастической стране, в которую можно попасть через гардероб, и включает в себя футуристические элементы, такие как мобильные телефоны.
Герхарда Лампрехта киноверсия «Эмиль и детектив» Большой успех имела (1931). Кестнер, однако, был недоволен сценарием, и это побудило его стать сценаристом киностудии . Бабельсберга
Единственный крупный роман Кестнера для взрослых « Фабиан (Роман) » был опубликован в 1931 году. Кестнер включил в него быстрые сокращения и монтажи, пытаясь имитировать кинематографический стиль. Фабиан, безработный литературный эксперт, переживает невероятно быстрый темп времени, а также падение Веймарской республики .
С 1927 по 1931 год Кестнер жил по адресу Прагерштрассе, 17 (сегодня рядом с домом № 12) в Берлине- Вильмерсдорфе , а затем, до февраля 1945 года, на Рошерштрассе, 16 в Берлине- Шарлоттенбурге .
Берлин (1933–1945)
[ редактировать ]Кестнер был пацифистом и писал для детей, потому что верил в восстановительные силы молодости. Он сопротивлялся нацистскому режиму и был одним из тех , кто подписал « Срочный призыв к единству» . Однако, в отличие от многих других авторов, критиковавших диктатуру, Кестнер не уехал в изгнание. После прихода к власти нацистов он посетил Мерано и Швейцарию и встретился с писателями в изгнании, но вернулся в Берлин, утверждая, что там он сможет лучше вести хронику событий. Вероятно, он также хотел не оставлять свою мать. Его « Необходимый ответ на лишние вопросы» ( Notwendige Antwort auf überflüssige Fragen ) в «Kurz und Bündig» объясняет позицию Кестнера:
Я немец из Дрездена в Саксонии.
Моя Родина меня не отпускает
Я как дерево, выращенное в Германии,
Вероятно, засохнет и там.
Гестапо 10 несколько раз допрашивало Кестнера, национальная гильдия писателей изгнала его, а нацисты сожгли его книги как «противоречащие немецкому духу» во время сожжений книг мая 1933 года, спровоцированных Йозефом Геббельсом . Кестнер лично был свидетелем этого события и позже написал о нем. Ему было отказано в членстве в новой контролируемой нацистами национальной гильдии писателей Reichsverband deutscher Schriftsteller (RDS) из-за того, что ее официальные лица назвали «культурно- большевистской позицией в его произведениях до 1933 года».
Во время Третьего рейха Кестнер опубликовал в Швейцарии аполитические романы, такие как Drei Männer im Schnee ( «Три человека в снегу ») (1934). В 1942 году он получил специальное разрешение на написание сценария к «Мюнхгаузену » под псевдонимом Бертольд Бюргер. Этот фильм стал престижным проектом « Уфимской студии», приуроченным к двадцатипятилетию со дня ее создания, и проект поддержал Геббельс.
В 1944 году дом Кестнера в Берлине был разрушен во время бомбардировки. В начале 1945 года он и другие заявили, что им пришлось поехать в сельскую общину Майрхофен в Тироле для натурных съемок (несуществующего) фильма Das falsche Gesicht («Неправильное лицо»). Фактическая цель поездки заключалась в том, чтобы избежать последнего советского штурма Берлина. Кестнер также получил предупреждение о том, что СС планировало убить его и других противников нацистов до прибытия Советов. [ 8 ] Он был в Майрхофене, когда закончилась война. Об этом периоде он написал в дневнике, опубликованном в 1961 году под названием Notabene 45 . Другое издание, более близкое к оригинальным заметкам Кестнера, было опубликовано в 2006 году под названием Das Blaue Buch (Синяя книга).
Кестнер и бомбардировка Дрездена
[ редактировать ]В своем дневнике за 1945 год, опубликованном много лет спустя, Кестнер описывает свое потрясение, когда он прибыл в Дрезден вскоре после бомбардировки города во время Второй мировой войны (февраль 1945 года) и обнаружил там груду руин, в которых он не узнал ни одной улицы. или достопримечательности, среди которых он провел свое детство.
В его автобиографии Als ich ein kleiner Junge war есть оплакивание Дрездена (цитата из английского перевода « Когда я был маленьким мальчиком »): «Я родился в самом прекрасном городе на свете. Даже если твой отец, дитя, был самый богатый человек в мире, он не мог взять вас посмотреть на него, потому что его больше нет... За тысячу лет была построена ее красота, за одну ночь она была полностью разрушена».
Мюнхен (1945–1974)
[ редактировать ]После окончания войны Кестнер переехал в Мюнхен , где стал редактором по культуре Neue Zeitung и издателем Pinguin , журнала для детей и молодежи. Он также принимал активное участие в литературном кабаре , в постановках Schaubude (1945–1948) и Die kleine Freiheit (после 1951 года), а также на радио. За это время он написал ряд сценок , песен, аудиоспектаклей, речей и эссе о национал-социализме , годах войны и суровых реалиях жизни в послевоенной Германии. Наиболее примечательными среди этих работ являются Marschlied 1945 и Deutsches Ringelspiel . Он также продолжал писать детские книги, в том числе Die Konferenz der Tiere ( Конференция животных ), пацифистскую сатиру, в которой животные мира объединяются, чтобы успешно заставить людей разоружиться и заключить мир. По этой книжке с картинками был снят анимационный фильм Курта Линды. Кестнер также возобновил свое сотрудничество с Эдмундом Ником , с которым он познакомился в Лейпциге в 1929 году, когда Ник, тогдашний руководитель музыкального отдела Radio Silesia, написал музыку для радиопостановки Кестнера. Жизнь в dieser Zeit . Ник, ныне музыкальный руководитель «Шаубуде», положил на музыку более 60 песен Кестнера.
Оптимизм Кестнера в послевоенную эпоху уступил место отставке, когда немцы на Западе попытались нормализовать свою жизнь после экономических реформ начала 1950-х годов и последовавшего за ними «экономического чуда» (« Wirtschaftswunder »). Он разочаровался еще больше, когда канцлер Конрад Аденауэр ремилитаризовал Западную Германию, сделал ее членом НАТО и перевооружил ее для возможного военного конфликта с Варшавским договором . Кестнер оставался пацифистом и выступал на антимилитаристских демонстрациях против ядерного оружия в Западной Германии. Позже он также занял твердую позицию против войны во Вьетнаме . Кестнер стал публиковаться все меньше и меньше, отчасти из-за растущего алкоголизма. Он не присоединился ни к одному из послевоенных литературных движений в Западной Германии, а в 1950-х и 1960-х годах его стали воспринимать в основном как автора детских книг.
Его роман «Фабиан» был экранизирован в 1980 году, как и несколько его детских книг. Самыми популярными из этих адаптаций являются американский фильм Диснея 1961 года «Ловушка для родителей» в главной роли с Хейли Миллс и его римейк 1998 года в главной роли с Линдси Лохан , оба основаны на его романе « Das doppelte Lottchen » ( «Лиза и Лотти »). В 1960 году Кестнер получил Премию Ганса Христиана Андерсена за Als ich ein kleiner Junge war . свою автобиографию [ 2 ] [ 3 ] Английский перевод Флоренс и Изабель МакХью, опубликованный под названием « Когда я был маленьким мальчиком» в 1959 году, получил премию Льюиса Кэрролла Шельфа в 1961 году.

Кестнер получил несколько других наград, в том числе « Золотую киноленту» за лучший сценарий немецкой киноверсии « Das doppelte Lottchen» (1950), литературную премию города Мюнхена в 1956 году и премию Георга Бюхнера в 1957 году. [ 9 ] В 1959 году правительство Западной Германии удостоило Кестнера ордена «За заслуги» Bundesverdienstkreuz ( Федеральный крест за заслуги ). В 1968 году он получил Кольцо Лессинга вместе с литературной премией Немецкого масонского ордена .
В 1951 году Кестнер был избран президентом ПЕН- центра Западной Германии и оставался на этом посту до 1961 года. В 1965 году он стал почетным президентом. Он также сыграл важную роль в основании Internationale Jugendbibliothek , библиотеки в Мюнхене, которая собирает и хранит детские и юношеские книги со всего мира. В 1953 году он стал одним из основателей IBBY (Международного совета по книгам для молодежи).
Кестнер никогда не был женат. Две свои последние детские книги, Der kleine Mann и Der kleine Mann und die kleine Miss , он написал для своего сына Томаса Кестнера, родившегося в 1957 году. Кестнер часто читал его произведения. В 1920-х годах он записал некоторые из своих стихотворений социальной критики, а в некоторых фильмах по его книгам выступал в роли рассказчика, как и в первой аудиопостановке « Pünktchen und Anton» . Другие записи для Deutsche Grammophon включают стихи, эпиграммы и его версию народной сказки « Тилль Уленшпигель» . Он также читал в театрах, таких как театр Кювилье в Мюнхене, и по радио, где читал «Als ich ein kleiner Junge war» и другие произведения.
Кестнер умер от рака пищевода 29 июля 1974 года в больнице Нойперлах в Мюнхене. Похоронен на кладбище Святого Георгия в районе Богенхаузен Мюнхена. Вскоре после его смерти Баварская академия художеств учредила литературную премию его имени. Многие улицы Германии [ 10 ] и астероид 12318 Кестнер названы в его честь. [ 11 ]
Работает
[ редактировать ]Список его работ под немецкими названиями, упорядоченный по датам публикации на немецком языке:
- Рождественская песнь, химчистка , 1927 год.
- Сердце на талии , 1928 год.
- Эмиль и сыщики , 1929 ( Эмиль и сыщики )
- Шум в зеркале 1929
- Мужчина дает информацию , 1930 год.
- Пюнктхен и Антон , 1931 ( Дот и Антон )
- Фабиан. Рассказ моралиста , 1931 год.
- Пение между стульями , 1932 год.
- Der 35. Mai , 1932 ( 35 мая, или Поездка Конрада к южным морям )
- Эмиль и три близнеца 1935 ( Эмиль и три близнеца )
- Летающий класс , 1933 ( Летающий класс )
- Трое мужчин на снегу , 1934 ( Трое мужчин на снегу )
- Пропавшая миниатюра , 1935 ( Пропавшая миниатюра )
- Лирическая аптечка доктора Эриха Кестнера , 1936 ( Лирическая аптечка доктора Эриха Кестнера )
- Георг и происшествия (он же «Маленькое приграничное движение »), 1938 ( Зальцбургская комедия )
- Das doppelte Lottchen , 1949 ( Лиза и Лотти ; переиздано как «Ловушка для родителей» в Великобритании и Австралии)
- Конференция животных , 1949 ( Конференция животных )
- 13 месяцев , 1955 г.
- When I Was a Little Boy 1957 ( Когда я был маленьким мальчиком )
- Свинья в парикмахерской 1963 год.
- Маленький Человек 1963 ( Маленький Человек )
- Маленький человек и маленькая мисс 1967 ( Маленький человек и маленькая мисс )
- Мой дядя Франц 1969
- Сильвия Лист (редактор): Великая книга Эриха Кестнера с предисловием Германа Кестена , Atrium Verlag, Цюрих, 2002 г., ISBN 978-3-85535-945-5 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кестнер, Эрих (6 ноября 2014 г.). « Ловушка для родителей » . Пушкин Пресс .
- ^ Перейти обратно: а б «Премия Ганса Христиана Андерсена» . Международный совет по книгам для молодежи (IBBY).
- ^ Перейти обратно: а б «Эрих Кестнер» Евы Глиструп, стр. 26–27.
«Полвека Премий Ганса Христиана Андерсена» Евы Глиструп, стр. 14–21.
Премия Ганса Христиана Андерсена, 1956–2002 гг . ИББИ . Гильдендаль . 2002. Размещено на сайте Austrian Literature Online . - ^ «Эрих Кестнер» . База данных номинаций . Нобелевский фонд . Проверено 19 апреля 2017 г.
- ^ О'Брайен, Андреа (2015). «Музей Эриха Кестнера в Литературном доме на вилле Августин» [Музей Эриха Кестнера в Литературном доме на вилле Августин]. Квартал Эриха Кестнера (на немецком языке). Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 года . Проверено 17 июля 2019 г.
Музей Эриха Кестнера , возможность реализовать амбициозный проект Литературного дома в бывшем доме дяди Эриха Кестнера, Франца Августина.
- ^ Ларсон, Кэтрин Сью Гелус (1968). Зазеркалье Эриха Кестнера: Культура и кризис в Германии (Диссертация). Стэнфордский университет, исторический факультет.
- ^ Ханушек, Свен (1999). Никто не смотрит тебе в лицо. Жизнь Эриха Кестнера [ Никто не смотрит в лицо. Жизнь Эриха Кестнера ] (на немецком языке). Мюнхен: немецкое издательство в мягкой обложке . п. 46. ИСБН 978-3-423-30871-7 .
- ↑ «Ложь как стратегия выживания» Михаэля Вацке и Клауса-Стефана Рефельда, Deutschlandfunk Kultur , 26 июня 2015 г. (на немецком языке)
- ^ «Эрих Кестнер» . Немецкая академия языка и поэзии . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ «Эрих-Кестнер-Штрассе» в Германии , почтовые индексы Германии [Почтовые индексы в Германии]
- ^ "(12318) Кестнер = 1992 HD7" , Центр малых планет
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фолькер Ладентин , «Эрих Кестнер, новатор: современные книги для современных детей», Фолькер Ладентин и Сюзанна Хакленбройх-Лей, изд., Эрих Кестнер Ярбух, том. 3, Вюрцбург, 2004 г., стр. 19–26.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Петри Люкконен. «Эрих Кестнер» . Книги и писатели .
- Эрих Кестнер на IMDb
- Стихи Эриха Кестнера на иврите
- 1899 рождений
- 1974 смертей
- Немецкие дневники XX века
- Немецкие романисты XX века
- Немецкие сценаристы XX века
- Писатели из Дрездена
- Писатели Королевства Саксония
- Немецкие детские писатели
- Немецкие сатирики
- Немецкие поэты
- Немецкие пацифисты
- Персонал немецкой армии Первой мировой войны
- Выпускники Лейпцигского университета
- Командорские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Литература об мусоре
- Лауреаты премии Георга Бюхнера
- Премия Ганса Христиана Андерсена победителям в области писательского мастерства
- Немецкие поэты-мужчины
- Немецкие романисты-мужчины
- Немецкоязычные поэты
- Люди Vossische Zeitung
- Смертность от рака пищевода в Германии