Голо человек
Голо человек | |
---|---|
Рожденный | Ангелус Готфрид Томас Манн 27 марта 1909 г. |
Умер | 7 апреля 1994 г. Леверкузен , Северный Рейн-Вестфалия , Германия | ( 85 лет
Национальность | немецкий, швейцарский |
Альма-матер | Университет Фрайбурга |
Известный | История Германии в 19 и 20 веках (1958); Валленштейн; его жизнь рассказана (1971); Воспоминания и мысли. Молодежь в Германии (1986) |
Родители |
|
Научная карьера | |
Поля | Историк |
Учреждения | Мужской колледж Клермонта , Калифорния; Штутгартский университет |
Голо Манн (урожденный Ангелус Готфрид Томас Манн ; 27 марта 1909 — 7 апреля 1994) — популярный немецкий историк и эссеист . Получив докторскую степень по философии под руководством Карла Ясперса в Гейдельберге , в 1933 году он бежал из гитлеровской Германии . Он последовал за своим отцом, писателем Томасом Манном и другими членами его семьи, эмигрировавшими во Францию, Швейцарию и США. С конца 1950-х годов он вновь обосновался в Швейцарии и Западной Германии как историк литературы.
Манн, пожалуй, наиболее известен своей главной работой «История Германии XIX и XX веков» (1958). В обзоре политической истории Германии подчеркивается нигилистический и аномальный характер гитлеровского режима. В последние годы своей жизни Манн не соглашался с историками, которые пытались контекстуализировать преступления режима, сравнивая их с преступлениями сталинизма в Советском Союзе и с бомбардировками союзников во время войны . В то же время он резко критиковал тех, в основном левых, которые несли уникальную вину Германии за Холокост не только в донацистское прошлое, но и вперед, что, казалось, ставило под сомнение легитимность послевоенной Федеративной Республики. .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Манн родился в Мюнхене , был внуком по линии матери Кати немецкого еврейского математика и художника Альфреда Прингсхайма и актрисы Хедвиг Прингсхайм , а также по линии отца, писателя Томаса Манна , из Любека сенатора . и торговец зерном Иоганн Генрих Манн и его бразильская жена, писательница Джулия да Силва Брюнс, выходец из Бразилии, коренного португальского происхождения. [1]
В детстве он произносил свое имя как Голо , и это имя было принято. У него была старшая сестра Эрика Манн , старший брат Клаус Манн и трое младших братьев и сестер: Моника , Элизабет и Майкл .
В своем дневнике мать описывает его в ранние годы как чувствительного, нервного и напуганного. [2] Отец почти не скрывал разочарования и редко упоминал о сыне в своем дневнике. Голо Манн, в свою очередь, позже описывал его: «Действительно, он умел излучать некоторую доброту, но в основном это было молчание, строгость, нервозность или ярость». [3] Среди своих братьев и сестер он был наиболее тесно связан с Клаусом, тогда как ему не нравился догматизм и радикальные взгляды своей сестры Эрики. [4]
Средний ученик, он получил классическое образование в гимназии Вильгельма в Мюнхене, начиная с сентября 1918 года, проявив таланты в истории , латыни и особенно в декламировании стихов, причем последнее было страстью всей его жизни. [5] «Желая быть похожим на других», в школе он вступил в националистическую молодежную ассоциацию (Deutsch-Nationale Jugendbund), но вскоре его отговорили разговоры, которые он слышал за семейным столом: обсуждение необходимости «толерантности и, прежде всего, мира и, следовательно, прежде всего, франко-германского примирения». Позже, в 1920-х годах, он разделял энтузиазм своего отца по поводу Панъевропейского союза . [6]
Новые горизонты, казалось, открылись в 1923 году, когда Манн поступил в Schule Schloss Salem , знаменитую спартанскую школу-интернат, где к нему присоединилась его сестра Моника, недалеко от Боденского озера . Он почувствовал себя освобожденным от дома, наслаждался новым образовательным подходом и развил непреходящую страсть к походам. Однако в 1925 году Манн перенес психический кризис, омрачивший всю его жизнь. «В те дни сомнение вошло в мою жизнь, или, вернее, ворвалось с огромной силой... Меня охватила мрачнейшая тоска». [7]
После выпускных школьных экзаменов в 1927 году он начал изучать право в Мюнхене, переехав в том же году в Берлин и переключившись на историю и философию . Лето 1928 года он использовал, чтобы выучить французский язык в Париже и познакомиться с «настоящей работой» в течение шести недель на угольной шахте в Нижней Лужице , внезапно остановившись из-за новых травм колена. [8]
Наконец, весной 1929 года Манн поступил в Гейдельбергский университет. Здесь он последовал совету своего учителя Карла Ясперса получить высшее образование по философии, с одной стороны, и изучать историю и латынь с перспективой стать школьным учителем, с другой. он нашел время, чтобы присоединиться к студенческой группе Социал-демократической партии. Тем не менее осенью 1930 года Студенты резко критиковали партийное руководство в Берлине за толерантность к президентскому правительству Брюнинга . В мае 1932 года Манн закончил диссертацию «О терминах личности и эго в произведениях Гегеля» , которая была оценена средней оценкой с отличием . [9] (Признавая литературный потенциал Манна, Ясперс предположил Манну, что отсутствие оригинальности и ясности в его анализе - это то, что опозорило бы его отца). [10]
Планы Голо Манна продолжить обучение в университетах Гамбурга и Геттингена были прерваны в январе 1933 года назначением Адольфа Гитлера канцлером Германии. Его отец, который никогда не стеснялся выражать свою неприязнь к национал-социализму , и мать переехали в Швейцарию. Голо Манн присматривал за семейным домом в Мюнхене в апреле 1933 года, помог трем своим младшим братьям и сестрам покинуть страну и перевез большую часть сбережений родителей через Карлсруэ и посольство Германии в Париже в Швейцарию .
Эмиграция
[ редактировать ]31 мая 1933 года Манн уехал из Германии во французский город Бандоль недалеко от Тулона . Лето он провел в особняке американского писателя-путешественника Уильяма Сибрука недалеко от Санари-сюр-Мер. [11] и прожил еще шесть недель в новом семейном доме в Кюснахте недалеко от Цюриха . В ноябре он поступил в Высшую нормальную школу в Сен-Клу недалеко от Парижа, где провел два интенсивных и поучительных года. [12] в должности преподавателя немецкого языка. В то время он работал в эмигрантском журнале Die Sammlung ( «Коллекция »), основанном его братом Клаусом.
В ноябре 1935 года Манн принял приглашение из Реннского университета прочитать лекцию по немецкому языку и литературе. Путешествие Манна в Швейцарию позволяет предположить, что отношения с его отцом были проще, возможно, потому, что Томас Манн научился ценить политические знания своего сына. Но только когда Голо Манн в последующие годы помогал редактировать дневники своего отца, он полностью осознал, какое признание он получил. [13] В конфиденциальной записке немецкому критику Марселю Райх-Раницки он написал: «Я неизбежно должен был желать его смерти; но когда он скончался, мое сердце было совершенно разбито». [14] [15]
В 1936 году Томас Манн и его семья были лишены немецкого гражданства. Поклонник его отца, чешский бизнесмен Рудольф Флейшман, помог Голо Манну получить чехословацкое гражданство, но планы продолжить обучение в Праге были сорваны Судетским кризисом . [16]
В начале 1939 года Манн отправился в Принстон, штат Нью-Джерси , где его отец работал приглашенным профессором. Хотя война приближалась, он нерешительно вернулся в Цюрих в августе, чтобы стать редактором эмигрантского журнала Maß und Wert («Мера и ценность»).
В качестве реакции на успехи Адольфа Гитлера на Западе в мае 1940 года во время Второй мировой войны и в то время, когда многие из его друзей в Цюрихе были мобилизованы для защиты швейцарского нейтралитета, Манн решил присоединиться к чешскому военному подразделению на Французская земля в качестве волонтера. При пересечении границы он был арестован в Анси и доставлен во французский концентрационный лагерь Ле Миль , кирпичный завод недалеко от Экс-ан-Прованса . В начале августа, на территории тогдашней неоккупированной территории Виши, Франция , он был освобожден благодаря вмешательству американского комитета. 13 сентября 1940 года он предпринял дерзкий побег из Перпиньяна через Пиренеи в Испанию . С ним были его дядя Генрих Манн , жена последнего Нелли Крёгер, Альма Малер-Верфель и Франц Верфель . [17] 4 октября 1940 года они сели на борт « Неа Эллады», направлявшегося в Нью-Йорк.
Манн остался в доме своих родителей в Принстоне, затем в Нью-Йорке, где он какое-то время жил в том, что его отец назвал «своего рода богемной колонией» с У. Х. Оденом (с которым его сестра Эрика заключила брак по расчету), Бенджамин Бриттен , тенор Питер Пирс и другие. [18]
Осенью 1942 года Манн наконец получил возможность преподавать историю в Оливет-колледже в Мичигане , но вскоре последовал за своим братом Клаусом в армию США . После базовой подготовки в Форт-Макклеллан , штат Алабама , он работал в Управлении стратегических служб в Вашингтоне, округ Колумбия. В качестве офицера разведки в его обязанность входило собирать и переводить соответствующую информацию.
В апреле 1944 года его отправили в Лондон , где он делал радиокомментарии для немецкоязычного отдела Американской радиовещательной станции. В последние месяцы Второй мировой войны он работал на той же должности в военной пропагандистской станции в Люксембурге . Затем он помог организовать основание Радио Франкфурт. и завоевал его доверие В этот период он работал с Робертом Лохнером . Вернувшись в Германию сразу после наступления союзников, он был потрясен масштабами разрушений, особенно вызванных британскими и американскими бомбардировками.
В 1946 году Манн покинул армию США по собственному желанию. Тем не менее он сохранил должность офицера гражданского контроля, наблюдая в этом качестве за судебными процессами по военным преступлениям в Нюрнберге . В том же году была опубликована его первая книга, имеющая непреходящее значение, биография на английском языке дипломата XIX века Фридриха фон Генца , который оказал решающее влияние на его собственное политическое мышление. [6]
Осенью 1947 года Манн стал доцентом истории мужского колледжа Клермонта в Калифорнии. Оглядываясь назад, он вспоминал девятилетнюю помолвку как «самую счастливую в своей жизни»; с другой стороны, он жаловался: «Мои ученики пренебрежительны, недружелюбны и до боли глупы, как никогда раньше». [19] Профессорская деятельность в Калифорнии была прервана несколькими резиденциями в немецкоязычной Европе .
Вернуться в Европу
[ редактировать ]В 1956 и 1957 годах Манн провел много недель в таверне Zur Krone в Альтнау на берегу Боденского озера , сочиняя свою «Историю Германии XIX и XX веков» . Оно было опубликовано в 1958 году и мгновенно стало бестселлером. Это также ознаменовало его последнее возвращение в Европу, поскольку он стал приглашенным профессором Мюнстерского университета два зимних семестра подряд .
Осенью 1960 года Манн поступил на работу в Штутгартский университет (тогда в Высшую техническую школу Штутгарта ) на высшую должность обычного профессора политологии . Вскоре стало ясно, что он был неудовлетворен оборудованием в университетах: «В те годы у меня было ощущение огромных, но бесплодных усилий, не получивших никакого отклика. Это привело к депрессии, которая заставила меня уйти с профессорской должности в 1963 году». [20]
В последующие годы Манн работал внештатным историком и эссеистом, страдая в обоих качестве от хронического переутомления, которое все больше наносило ущерб не только его работе, но и здоровью. Он поселился в доме своих родителей в Кильхберге недалеко от Цюрихского озера , где жил до 1993 года, большую часть лет деля этот дом со своей матерью.
Из его шестнадцати исторических исследований бестселлером стала монументальная биография Альбрехта фон Валленштейна, опубликованная в 1971 году. Она возникла из детского увлечения ролью имперского маршала в Тридцатилетней войне, за которую, по признанию Манна, он получил нет удовлетворительного объяснения. [6] Газета LA Times охарактеризовала книгу «Валленштейн: его жизнь, рассказанная» как «произведение не только эрудиции, но и искусства». [21]
Политическая активность
[ редактировать ]На вопрос в 1965 году телеинтервьюер Гюнтер Гаус. [22] то, как в последние дни Веймарской республики он, как и многие представители его поколения, избежал втягивания в политические крайности, будь то правые или левые, Манн предположил, что это было вопросом не только анализа, но и темперамента. Такие фигуры, как Кальвин или Робеспьер , Троцкий или Ленин , он «всегда ненавидел». Манн охарактеризовал свои взгляды как в целом консервативные. Но он также отверг консерватизм, когда его представляли как «изм» — когда он был представлен теми, кто считал, что обладает монополией на истину (как если бы они «ели истину ложкой»). [6]
Под консервативностью Манн понимал особую позицию ( Haltung ) или направление мысли. Это оценка человеческой природы, достаточно пессимистичная, чтобы отвергнуть утопическую веру в надежную доброту или разум человека и, соответственно, оценить ценность унаследованных связей, даже если они иррациональны, пока «они связывают людей и дают им моральные и моральные принципы». духовный дом». Это не та позиция, которую Манн определил в партийно-политических терминах: он «вполне мог бы голосовать за социал-демократов», не видя никакого противоречия в том, что у него есть эти основные консервативные тенденции. [6]
В первые годы существования Федеративной Республики Манн хвалил Конрада Аденауэра за его политику поиска примирения и интеграции с Францией и союза с Соединенными Штатами. Однако со временем он стал критиковать приверженность канцлера объединению Германии как в значительной степени риторическую. Еще позже, полагая, что послевоенное территориальное урегулирование следует принять как «совершившийся факт», [6] он поддерживал восточную политику Вилли Брандта на посту министра иностранных дел (1966–1969), а затем на посту нового социал-демократического канцлера (1969–1974). Иногда он даже писал для Брандта призрак. Но он должен был подчеркнуть, что в качестве признания «неопровержимых фактов, которые больше нельзя изменить», его поддержка дипломатического признания послевоенного разделения Европы была «скорее консервативной, чем революционной». [23]
Манн опасался левого студенческого движения и развития так называемой «внепарламентской оппозиции» ( ausser parlamentarische оппозиции ) в 1960-х годах и должен был упрекнуть Брандта на посту канцлера в том, что он занял недостаточно жесткую позицию против проникновения из Восточной Германии. и внутренняя подрывная деятельность. Манн назвал террористическую деятельность фракции Красной Армии «новым развитием явления гражданской войны». [24]
Тем не менее для многих стало шоком, когда в 1979 году в постскриптуме к агиографической предвыборной книге политика: [25] Манн заявил о своей поддержке Франца-Йозефа Штрауса , правого кандидата на пост канцлера от ХДС/ХСС . Он пытался оправдать свой выбор мерами предосторожности. Социальное обеспечение, поддерживаемое налогами, продвинулось до такой степени, что оно «значительно уменьшило радость зарабатывания денег» с потенциально ужасными последствиями для будущего, в котором «все больше и больше пенсионеров» будут пропорционально зависеть от «все меньшего числа производительных работников». ". Необходимо было также сократить штаты в Восточной политике. В Афганистане Западу Союз не удалось сдержать Советский . Если бы он был американцем, Манн признал, что проголосовал бы за Рейгана, а не за Картера . [23]
Манн предвидел потерю репутации, если принял Штрауса, фигуру, которая после дела Шпигеля в 1962 году была bete noir либеральных и левых взглядов. «Мне придется за это заплатить», — написал он в своем дневнике, как это сделал кайзер Вильгельм в своем « Дейли телеграф ». [26]
В одном из своих последних интервью газете Die Welt в 1991 году Манн снова встревожил своих более либеральных читателей и коллег, призвав к ограничению конституционного положения о политическом убежище. На предложение о том, что Германия должна открыто признать себя страной иммигрантов ( Einwanderungsland ), человек, который сам искал убежища за границей, ответил: «Нет, лодка полна». [27] [28]
Гитлер в немецкой историографии
[ редактировать ]В первые годы существования Федеративной Республики Манн признавал, что Гитлер был «неприятной темой», которую слишком часто избегали. [29] Но как стойкий защитник политических и экономических достижений послевоенной Западной Германии, как только табу было нарушено, он не проявил терпения к Зондервега тезису , который помещал гитлеризм в контекст немецкой исключительности, или к «критико-эмансипаторской» историографии. поколения 1968 года и билефельдской школы начала 1970-х годов. Он критиковал то, что он считал одержимостью левых Vergangenheitsbewältigung (работой с прошлым). В 1978 году он поставил риторический вопрос: «Когда прошлое перестанет отравлять настоящее». [30]
Возможно, именно с этой точки зрения несколько лет назад Манн был среди первых критиков « Ханны Арендт » Эйхмана в Иерусалиме (1963). Арендт изображала Адольфа Эйхмана, главного организатора нацистского геноцида европейского еврейства, не как исключительного антисемита, а как типичного, хотя и необычайно талантливого немецкого бюрократа. Споры привели к окончательному отчуждению Манна от Ясперса, который также был научным руководителем Арендт. [31]
Манн настаивал на том, что в гитлеризме нет ничего предопределенного. Это не было неизбежным результатом противоречий формирования Рейха или хаоса, вызванного его поражением в Великой войне , как предполагали другие . Веймарская республика не должна была рухнуть; Евреям Европы не обязательно было умирать или даже быть классифицированными как евреи. [32] В эссе, собранном в Geschichte und Geschichten (1962), он раскритиковал А. Дж. П. Тейлора за его уверенность по этому вопросу:
Приписать предвидимую необходимость катастрофе Германии и европейских евреев значило бы придать ей смысл, которого она не имела. В таком предположении есть неприличный оптимизм. В истории человечества есть больше стихийного, своевольного, неразумного и бессмысленного, чем позволяет наше самомнение. [33]
В то же время Манн отверг искушение «нормализовать» Холокост , поместив геноцид в международный контекст. Хотя Манн не входил в число главных героев Historikerstreit ( спор историков, 1986–88), комментарии Манна в целом сближали его с Эберхардом Йекелем (который заменил Манна на факультете в Штутгарте). Как и Якель, [34] Манн выступал против ревизионистских попыток Эрнста Нольте провести сравнения со сталинизмом или ковровыми бомбардировками союзников и найти в них контекст , или иным образом отрицать уникальность того, что Манн назвал «самым гнусным преступлением, когда-либо совершенным человеком против человека». [30] [35]
Последние годы
[ редактировать ]В 1986 году умер его приемный сын Ханс Бек-Манн. Бек-Манн был фармацевтом, с которым он познакомился в 1955 году и поддерживал его финансово в учебе. В ноябре того же года вышла успешная полуавтобиография Erinnerungen und Gedanken. Eine Jugend in Deutschland ( «Воспоминания и мысли. Молодежь в Германии Вышла в свет »). Он немедленно приступил к работе над продолжением, которое так и не было закончено. В 1988 году ему была присвоена почетная степень (доктор литературы) Университета Бата . [36]
После смерти приемного сына он жил уединенной жизнью, большую часть времени в Берзоне , в швейцарском кантоне Тичино . Он посвятил свое время переводу на немецкий язык произведений темного и плутовского испанского писателя Пио Барохи . Его окружала группа молодых энтузиастов испанского языка, некоторые из которых стали известными в своей области.
Режим Восточной Германии снял запрет на Голо Манна в начале 1989 года. Мало того, что его биография Валленштейна наконец стала доступна в Восточной Германии спустя 18 лет, ему даже разрешили прочитать ее по приглашению министра образования Восточной Германии. Когда всего год спустя произошло воссоединение Германии , он отреагировал бесстрастно: «Никакого восторга от немецкого единства. Им придется снова валять дурака, даже если я не доживу до этого». [37]
В марте 1990 года после публичной лекции у Манна случился сердечный приступ. В том же году стало известно, что он страдает раком простаты . Из-за плохого здоровья в 1992 году он переехал в Леверкузен , где за ним ухаживала Ингрид Бек-Манн, вдова его приемного сына Ганса. За несколько дней до смерти он признался в телеинтервью в своей гомосексуальности : "Я не часто влюблялся. Я часто держал это в себе, возможно, это было ошибкой. Это тоже было запрещено, даже в Америке, и в одной нужно было быть немного осторожным». [38] Согласно биографии Тилмана Ламе, хотя Голо Манн не проявлял свою гомосексуальность так открыто, как его брат Клаус Манн, у него были любовные отношения еще со студенческих времен.
7 апреля 1994 года Манн умер в Леверкузене в возрасте 85 лет. Его урна была похоронена в Кильхберге , но — во исполнение его последней воли — вне семейной могилы.
Литературное наследие Голо Манна хранится в Швейцарском литературном архиве в Берне. В 2009 году почтовая система Германии отметила 100-летие со дня рождения Голо Манна новой маркой, на которой был изображен его портрет с подписью Literarischer Historiker (историк литературы). [39]
Работает
[ редактировать ]- 1947 Фридрих фон Генц
- 1958 История Германии XIX и XX веков.
- 1964 Вильгельм II
- 1970 Из Веймара в Бонн. Пятьдесят лет Германской Республики
- 1971 Валленштейн
- Воспоминания и мысли 1986 года . Молодежь в Германии
- 1989 Мы все то, что мы читаем
- 1992 Знание и горе
- 2009 Надо написать о себе. Рассказы, семейные портреты, очерки . Под редакцией Тильмана Ламе. Франкфурт-на-Майне: С. Фишер Верлаг.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Контье, Тодд (2015), Касл, Грегори (редактор), «Модернизм Манна» , История модернистского романа , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 311–326, ISBN 978-1-107-03495-2 , получено 25 августа 2023 г.
- ^ Манн (1986) , с. 10ф.
- ^ Манн (1986) , с. 41.
- ^ Биттерли (2005) , с. 620.
- ^ Манн (1986) , с. 25.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Гюнтер Гаус в разговоре с Голо Манном» . www.rbb-online.de (на немецком языке). 04.03.1965 . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Манн (1986) , стр. 193–197.
- ^ Манн (1986) , Глава Новый опыт , стр. 265–278.
- ^ Манн (1986) , стр. 430, 462 и далее.
- ^ Тилманн, Ламе (2009). Голо Манн: Биография . Франкфурт: Фишер. п. 81. ИСБН 978-3-10-043200-1 .
- ^ Уортингтон (1966) , с. 123.
- ^ Манн (1999) , с. 129.
- ^ Биттерли (2005) , 547.
- ^ Биттерли (2005) , с. 548.
- ^ Множество сложных пациентов 07 — Райх-Раницки о Голо Манне (и семье Манн) , получено 18 октября 2023 г.
- ^ Биттерли (2005) , с. 66ф.
- ^ Мемориальный центр изгнанников .
- ^ Уэйдсон, HM (1975). «Оден и немецкая литература» . Обзор современного языка . 70 (2): (347–365), 349. doi : 10.2307/3724286 . ISSN 0026-7937 . JSTOR 3724286 .
- ^ Биттерли (2005) , с. 140ф.
- ^ Биттерли (2005) , с. 204.
- ^ «Голо Манн; историк, сын писателя Томаса Манна» . Лос-Анджелес Таймс . 11 апреля 1994 г. Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ Гюнтер Гаус в разговоре с Голо Манном (1965) [ENG SUB] , получено 8 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бёме, Эрих; Беккер, Рольф (31 августа 1980 г.). « Он подобен дереву, притягивающему молнию»: историк Голо Манн о своей приверженности кандидату в канцлеры Францу Йозефу Штраусу» . Зеркало . Проверено 13 апреля 2021 г.
- ^ Киркуп, Джеймс (22 октября 2011 г.). «Некролог: Голо Манн (Исправлено)» . Независимый . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Штраус, Франц Иосиф (1979). О ситуации / Франц Йозеф Штраус; Послесловие Голо Манна . Штутгарт: Зеевальд. ISBN 3-512-00570-5 .
- ^ Биттерли (2005) , с. 534.
- ^ «Основной закон должен быть изменен» Интервью с Голо Манном, Die Welt , 19 октября 1991 г.
- ^ GRIN – Положение просителей убежища в Германии (на немецком языке). 22 июля 2013 г. Проверено 11 апреля 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Дроздиак, Уильям (1983). «Наследие Гитлера все еще преследует Германию» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 .
- ^ Jump up to: а б Штакельберг, Род (2001). «Обзор Голо Манна и истории Германии: интеллектуальная биография» . Центральноевропейская история . 34 (2): 307–309. дои : 10.1017/S0008938900006361 . ISSN 0008-9389 . JSTOR 4547092 . S2CID 144859158 .
- ^ Биттерли (2005) с. 216 и далее
- ^ «Книги: Культурная амнезия — Голо Манн | clivejames.com» . archive.clivejames.com . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Манн, Голо (1961). История и рассказы (1963) . Франкфурт: Фишер. п. 170.
- ^ Якель, Эберхард «Обедненная практика инсинуации: нельзя отрицать особенный аспект национал-социалистических преступлений», страницы 74–78 из книги « Навсегда в тени Гитлера»? под редакцией Эрнста Пайпера, Humanities Press, Atlantic Highlands, 1993.
- ^ Маккартни, Роберт Дж. (23 мая 1987 г.). «В. Немцы отмечают Барби, Вальдхайм, заставляющую других столкнуться с нацистским прошлым» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 8 апреля 2021 г.
- ^ «Почетные выпускники с 1989 года по настоящее время» . Bath.ac.uk. Университет Бата . Архивировано из оригинала 19 декабря 2015 г. Проверено 18 февраля 2012 г.
- ^ Биттерли (2005) , с. 695.
- ^ Шок и кандалы (2004)
- ^ «Германия – 2009 год: на марке, напечатанной в Германии, изображен Голо Манн». 123РФ . Проверено 10 апреля 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Биттерли, Урс (2005). Голо чувак. Экземпляр и аутсайдер . Берлин: Рейнбек. ISBN 978-3-463-40460-8 .
- Манн, Голо (1986). Воспоминания и мысли. Молодежь в Германии . Франкфурт-на-Майне. ISBN 978-3-596-10714-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Манн, Голо (1999). Воспоминания и мысли. Годы обучения во Франции . Фишер С. Издательство. ISBN 978-3-10-047911-2 .
- Шоковый Аксель; Фессель, Карен-Сьюзен (2004). ВНЕ! — 800 известных лесбиянок, геев и бисексуалов . Берлин: перекрестное издательство. ISBN 978-3-89656-111-4 .
- Уортингтон, Марджори (1966). Странный мир Уилли Сибрука . Харкорт Брейс и мир.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Голо Манн: Письма 1932–1992 , изд. Тильманн Ламме и Катрин Люсси (Геттинген, 2006 г.).
- Тильманн Ламе, Голо Манн. Биография (Франкфурт-на-Майне, 2009).
- Мартин Маутнер: Немецкие писатели во французском изгнании, 1933–1940 , Валлентайн Митчелл, Лондон, 2007 ( ISBN 978-0-85303-540-4 )
- Хуан Луис Конде: пальто Томаса Манна. Голо Манн и его испанские друзья , Королевство Корделия, Мадрид, 2016 г. ( ISBN 978-84-15973-84-3 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Публикации Голо Манна и о нем в каталоге Helveticat Швейцарской национальной библиотеки.
- «Литературная усадьба Голо Манна» . HelveticАрхивы . Швейцарская национальная библиотека .
- Интервью с Робертом Лохнером
- 1909 рождений
- 1994 смертей
- Писатели из Мюнхена
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии во Францию
- Немецкий народ еврейского происхождения
- Немецкие лютеране
- Чехословацкие эмигранты в США
- Люди из Королевства Бавария
- Люди, получившие образование в гимназии Вильгельма (Мюнхен).
- Семья Манн
- Денатурализованные граждане Германии
- Командорские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Лауреаты премии памяти Шиллера
- Лауреаты премии Георга Бюхнера
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Выпускники Гейдельбергского университета
- Преподаватели Оливет-колледжа
- Преподаватели колледжа Клермонт Маккенна
- Сотрудники Управления стратегических служб
- Солдаты армии США
- Персонал армии США времен Второй мировой войны
- Немецкие писатели-геи
- Немецкие историки ХХ века
- Немецкие эссеисты-мужчины
- Немецкие эссеисты XX века
- Писатели-мужчины 20-го века
- Выпускники школы Schloss Salem
- Гей-ученые
- Лютеране 20-го века
- Немецкие ЛГБТ 20-го века
- немцы португальского происхождения