Маленький мистер Фридеманн
![]() Первое издание, оригинальный буклет | |
Автор | Томас Манн |
---|---|
Оригинальное название | Маленький мистер Фридеманн |
Язык | немецкий |
Жанр | Новелла |
Опубликовано | 1896 |
Место публикации | Германия |
Страницы | 33 |
ISBN | 9780140033984 |
«Маленький герр Фридеманн» ( нем . Der kleine Herr Friedemann ) — рассказ Томаса Манна . Первоначально он появился в 1896 году в Die Neue Rundschau , а позже появился в 1898 году в антологии рассказов Манна, озаглавленной под общим названием Der kleine Herr Friedemann .
«Маленький герр Фридеман» отражает склонность натуралистов к неприятным темам. В произведении присутствует типичное для автора пародийное начало, в котором он с утонченной отстраненностью и недосказанностью делает трагикомической печальную судьбу ребенка от рук няни. Присутствует и публичное признание героя перед его безумием. [ 1 ]
Этот рассказ исследует Ибсена идею о лжи, поддерживающей жизнь . Здесь оно присутствует у господина Фридемана, пытающегося прожить жизнь без романтических отношений, получая удовольствие от искусства и природы. [ 2 ]
Сюжет и персонажи
[ редактировать ]Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]История начинается внезапно, когда семейная медсестра-алкоголичка бросает месячного Йоханнеса Фридемана с пеленального столика, пока мать и три дочери отсутствуют. Таким образом, главный герой — заметный человек, горбун , а не писатель или художник, как в некоторых других произведениях Томаса Манна. Он вырастает уродливым и горбатым. В детстве он влюбляется в девушку только для того, чтобы обнаружить, что она целует другого за изгородью. Затем он отрекается от любви, посвящая себя самосовершенствованию. В результате получается человек спокойной смирения, получающий удовольствие от музыки и литературы.
Фридеманн вырастает человеком со вкусом, интересующимся музыкой, одеждой и литературой. Он успешен в своей карьере и, похоже, доволен. Вскоре в городе господина Фридемана размещается военачальник с представительной женой. Фрау комендант фон Риннлинген разрушает кажущееся удовлетворение герра Фридемана. Он влюбляется в нее с первого взгляда, несмотря на отсутствие в ней того, что Манн называет классической красотой.
Герр Фридеманн и фрау фон Ринглинген устанавливают глубокую связь, несмотря на краткость их встреч и ограничения общества. Герр Фридеман признается фрау фон Ринглинген, что после встречи с ней он осознал, что его жизнь до сих пор была ложью; он только воображал счастье, но не был счастлив. Фрау фон Риннглинген говорит ему, что это было смело, и признается, что испытывает подобную печаль. Он признается ей в любви; она делает паузу, затем отрывается от него, смеясь. Фридеман тонет в реке.
Некоторые персонажи и места повествования вновь появляются в измененном контексте в романе Манна «Будденброки» . В рассказе Манна «Дилетант» тема рассказа изменена с совершенно другим главным героем и менее драматичным завершением.
Главные персонажи
[ редактировать ]- Герр Йоханнес Фридеманн - горбатый главный герой, частично основанный на двух персонажах: греческом боге Гефесте , с которым он разделяет физическую инвалидность, а также связь с красным цветом (чулки Фридемана). Его горбун, возможно, был вдохновлен горбатым аптекарем из Теодора Фонтане , «Эффи Брист» которого Манн очень уважал. Фридеман пытается жить жизнью, отстраненной от любви и эстетического восприятия. [ 3 ]
- Фрау Герда фон Риннлинген - жена коменданта-полковника, описанная как холодная, жестокая и равнодушная. Хотя ее часто называют роковой женщиной , она не является постоянно соблазнительной женщиной, разрушающей привычную жизнь главного героя. Несмотря на ее жестокие действия по отношению к нему в конце романа, неудачи и смерть Фридемана вызваны не ею, а им самим. [ нужна ссылка ]
Основные темы
[ редактировать ]Ожидания любви
[ редактировать ]Однако причина их взаимного притяжения не одна и та же. Герда ищет психического и физического удовлетворения в романтическом смысле, а господин Фридеман в некотором смысле ищет мать. Впервые это можно заметить в театре, где они встречаются во второй раз. Она выпячивает нижнюю губу и имеет небольшое декольте , которое полностью обнажает ее полную грудь. Кроме того, она снимает перчатку с левой руки и держит ее на виду у господина Фридемана на протяжении всего представления. Он реагирует по-детски: сосет палец и ласкает грудь. Ее попытки - результат импотенции полковника, по мнению доктора Фрейда, которая является причиной того, что она осталась без ребенка после четырех лет брака. Двусмысленность : он просит его сыграть с ней на скрипке в дуэте, но, не имея опыта общения с женщинами, от которого он отказался в детстве, просто краснеет и отводит взгляд. Это заставляет ее поверить, что он тоже импотент, поэтому, глядя мимо мужа, когда он входит в комнату, она смотрит на него ничего не выражающими глазами, вместо того, чтобы смотреть на него с выражением зловещий блеск... насмешливо и твердо . Это видно и в последней сцене, после его признания в любви. Она наклоняется не вперед ради материнского комфорта, а назад в ответ на предполагаемое сексуальное предложение. Ранее она признала его инвалидность, но не обращала на это внимания из-за его неистовой пылкости. Когда он не действует дальше, она, как и ее муж, смотрит прямо перед собой, поверх него, вдаль , отрицающую его существование из-за его бессилия. [ 4 ]
Экзистенциализм
[ редактировать ]Современные интерпретации истории также видят в повествовании экзистенциальную тему. В четырех критических моментах рассказа Фридман оказывается под пристальным взглядом фрау фон Риннлинген, что приводит его в состояние эмоционального стресса, поскольку заставляет Фридмана остро осознавать себя. Это происходит в четырех случаях: когда она приезжает в город в карете, встречается с ней в ее доме, видит ее в опере и в финальной сцене рассказа. Именно под взглядом Герды Фридман теряет свою культурную самость, признаваясь в любви в эмоциональном, бессвязном и невнятном состоянии. Острее всего взгляд ощущается тогда, когда его нет, то есть когда Герда смотрит мимо него. Его самоубийство, по-видимому, мотивировано тем, что он увидел себя ее собственными глазами, поскольку он осознает явный беспорядок всего существования, а также своего собственного существования, что вызывает чувство тошноты . Кроме того, смех, услышанный в конце романа после самоубийства Фридмана, подчеркивает, что личность постоянно находится под милостью взглядов других: подвергается насмешкам, стыду и презрению. [ 5 ]
Критика
[ редактировать ]Этель Лоринда Пибоди считает его художественно совершенным , особенно небольшие описания природы, помещенные в ключевые моменты. Например, после вечера в опере господин Фридеман просыпается с чувством спокойствия и уверенности, которому созвучна природа, щебетание птиц и сияющее голубое небо. И снова в момент его самоубийства сверчки перестают стрекотать, но вскоре возобновляются, и можно услышать тихий смех. Она не находит эту историю необычной, но считает, что стиль и простой язык отличаются яркостью. [ 6 ]
английские переводы
[ редактировать ]- HT Лоу-Портер (1936)
- Дэвид Люк (1988)
- Иоахим Нойгрошель (1998)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Люк, Дэвид (1 сентября 1988 г.). Смерть в Венеции и другие истории (Первое изд.). Бантамская классика. стр. 9–10. ISBN 978-0553213331 .
- ^ «Маленький господин Фридеман» . www.germanlit.org . Проверено 26 сентября 2017 г.
- ^ Паркс-Перрет, Форд Б. (1996). « Миф плюс психология» в книге Томаса Манна «Кляйн герр Фридеманн » . Неофилолог . 80 : 283–284. дои : 10.1007/BF00212106 . S2CID 161910130 . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Лоусон, Льюис А. (15 февраля 2015 г.). Маска Горгоны: Мать в произведениях Томаса Манна . Амстердам – Нью-Йорк: Родопи. стр. 53–58. ISBN 978-9042017450 .
- ^ Шонфилд, Эрнест (2011). «Мелодрама и взгляд в романе Томаса Манна «Кляйн господин Фридеман» » . Издания Английского общества Гете . 8 (2–3): 154, 160, 164, 165. дои : 10.1179/095936811X12997586789412 . S2CID 170873271 . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Пибоди, Этель Лоринда. «Томас Манн и его работа» (PDF) . open.bu.edu . Бостонский университет . Проверено 26 сентября 2017 г.