Роковая женщина
( Роковая женщина / ˌ f ɛ m f ə ˈ t æ l , - ˈ t ɑː l / FEM fə- TA (H)L , Французский: [фам фатальный] ; горит. ' роковая женщина ' ), иногда называемая людоедом , [1] Мата Хари , или вамп , — стандартный персонаж загадочной, красивой и соблазнительной женщины, чьи чары заманивают в ловушку ее возлюбленных, часто приводя их в компрометирующие и смертельные ловушки. Она – архетип литературы и искусства. Ее способность очаровывать, соблазнять и гипнотизировать свою жертву с помощью заклинания в самых ранних историях рассматривалась как граничащая со сверхъестественным; следовательно, роковая женщина сегодня все еще часто описывается как обладающая силой, сродни чародейке, соблазнительнице, ведьме, имеющей власть над мужчинами. Роковые женщины обычно злодейские или, по крайней мере, морально двусмысленные и всегда ассоциируются с чувством мистификации и беспокойства. [2]
Термин происходит от французского словосочетания femme Fatale , что означает «смертельная женщина» или «смертельная женщина». пытается Роковая женщина достичь своей скрытой цели, используя женские уловки, такие как красота, обаяние или сексуальное очарование. Во многих случаях ее отношение к сексуальности вялое , интригующее или легкомысленное. В некоторых случаях она использует ложь или принуждение, а не обаяние. Она также может использовать какое-нибудь подавляющее оружие, такое как снотворный газ , современный аналог магических сил из старых сказок. Она также может быть (или подразумевать, что является) жертвой, попавшей в ситуацию, из которой она не может выбраться. [3]
В американских фильмах начала 20-го века роковая женщина называлась вампиром , что является отсылкой к «Вампиру» , картине Филипа Бёрн-Джонса 1897 года и Редьярда Киплинга более позднему стихотворению 1897 года, а также к пьесе 1909 года и фильму 1915 года. Был дурак .
Женщины-бандиты (в том числе итало-американская мафия или русская мафия ) изображались как роковые женщины в фильмах нуар . [4] Роковые женщины появляются в фильмах о Джеймсе Бонде .
История
[ редактировать ]Древние архетипы
[ редактировать ]Архетип роковой женщины и мифах существует в культуре, фольклоре многих культур. [5] Древние мифические или легендарные примеры включают Инанну , Лилит , Цирцею , Медею , Клитемнестру , Лесбию , Тамамо-но Мэй и Вишу Каньяс . Исторические примеры классических времен включают Клеопатру и Мессалину , а также библейские персонажи Далилу , Иезавель и Саломею . [6] Примером из китайской литературы и традиционной истории является Даджи .
Ранняя западная культура до 19 века
[ редактировать ]была Роковая женщина распространенной фигурой в европейском Средневековье , часто изображая опасности необузданной женской сексуальности. унаследованная до средневековья библейская фигура Евы Примером может служить , а также злая, соблазнительная волшебница, представленная в образе Морганы ле Фэй . Царица ночи в «Волшебной флейте» Моцарта демонстрирует свое более приглушенное присутствие в эпоху Просвещения . [7]
процветала Роковая женщина в период романтизма в произведениях Джона Китса , особенно в « Прекрасной даме без милосердия » и « Ламии ». Вместе с ними появился готический роман «Монах» Мэтью Грегори Льюиса с участием Матильды, очень влиятельной роковой женщины . Это привело к ее появлению в произведениях Эдгара Аллана По и в роли вампира , особенно в «Кармилле» и «Невестах Дракулы» . Монахом очень восхищался маркиз де Сад , для которого роковая женщина символизировала не зло, а все лучшие качества женщины; его роман «Джульетта» , возможно, самый ранний, в котором торжествует роковая женщина . Художники -прерафаэлиты классические образы роковой женщины часто использовали в качестве сюжета .
В западной культуре конца 19-го и начала 20-го веков роковая женщина стала более модным образцом . [8] и она встречается на картинах художников Эдварда Мунка , Густава Климта , Франца фон Штука и Гюстава Моро . Роман «А rebours Йориса -Карла Гюисманса » включает в себя следующие лихорадочные фантазии об образе Саломеи на картине Моро: [9]
Она больше не была просто танцовщицей, которая похотливыми изгибами своего тела вымогает у старика крик похоти и похоти; кто сломил волю, тот овладел умом короля, глядя на ее дрожащую грудь, вздымающийся живот и вздымающиеся бедра; теперь она в каком-то смысле раскрывалась как символическое воплощение древнего в мире Порока, богини бессмертной Истерии, Проклятия Красоты, превосходящей все другие красоты, благодаря каталептическому спазму, который трясет ее плоть и закаляет ее мускулы, - чудовищное Чудовище из Апокалипсис, равнодушный, безответственный, бесчувственный, отравляющий.
— Йорис-Карл Гюисманс , À Rebours , Сестры Саломеи
В 1891 году Оскар Уайльд в своей пьесе «Саломея» : она манипулирует своим одержимым похотью отчимом, царем Иродом, своим соблазнительным танцем семи покрывал (изобретение Уайльда), чтобы тот согласился на ее властное требование: «принеси мне голову Иоанна Крестителя ". Позже Саломея стала героем оперы Штрауса и была популяризирована на сцене, на экране и в кабинках пип-шоу в бесчисленных воплощениях. [10]
Она также считается заметной фигурой в опере конца 19-го и 20-го веков, появляясь в Рихарда Вагнера » « Парсифале ( Кундри ), » Жоржа Бизе « Кармен , » Камиля Сен-Санса « Самсоне и Далиле и Альбане Берге. « Лулу » (по пьесам « Эрдгейст » и « Бухта Пандоры » Франка Ведекинда ).
других значительно известных роковых женщин Среди - Изабелла Французская , Гедда Габлер из Кристиании (ныне Осло), Мария Антуанетта Австрийская и, наиболее известная, Лукреция Борджиа .
Жанры 20 века
[ редактировать ]Начало 20 века
[ редактировать ]Миссис Патрик Кэмпбелл , Джорджа Бернарда Шоу (она опубликовала некоторые из его писем) «второй знаменитый платонический роман» [11] [12] а любовник Филипа Бёрн-Джонса и герой его картины 1897 года «Вампир » вдохновил двоюродного брата Бёрн-Джонса Редьярда Киплинга написать стихотворение «Вампир» в год «Дракулы ». публикации [13] [14] [15] [16] Стихотворение, начинавшееся: «Дурак был...», [17] вдохновил Портера Эмерсона Брауна на написание пьесы «Был дурак» .
Стихотворение было адаптировано для постановки на Бродвее в 1909 году . За этим последовал фильм Вампир « Роберта Виньолы » 1913 года , содержащий танец «вампира». [18] Главный герой Элис Холлистер была известна как «настоящий вампир». [19] [20] [21] Затем последовал фильм 1915 года «Был дурак в главной роли . Тедой Бара » с [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] Короткое стихотворение, возможно, было использовано в рекламе фильма 1915 года. [ нужна ссылка ] 1910-х годов американском сленге На роковая женщина называлась «вампир» , что означает «вампир» . [29] [30] [24]
Еще одна икона – Маргарета Гертруда Зелле. Работая экзотической танцовщицей, она взяла сценический псевдоним Мата Хари . Ее обвинили в немецком шпионаже во время Первой мировой войны и расстреляли французы. После ее смерти она стала героиней многих нашумевших фильмов и книг.
Роковые женщины появляются в детективной фантастике , особенно в ее «крутом» поджанре, который в основном зародился в криминальных рассказах Дэшила Хэммета 1920-х годов. В конце того десятилетия франко-канадская злодейка Мари де Сабревуа придала современный оттенок историческим романам Кеннета Робертса, действие которых происходит во время американской революции .
Кинозлодейки часто казались иностранками, часто восточноевропейского или азиатского происхождения. Они контрастировали с здоровыми личностями таких актрис, как Лилиан Гиш и Мэри Пикфорд . Среди известных вампиров немого кино — Теда Бара, Хелен Гарднер , Луиза Глаум , Валеска Суратт , Мусидора , Вирджиния Пирсон , Ольга Петрова , Розмари Тиби , Нита Налди , Пола Негри , Эстель Тейлор , Джетта Гудал и, в первых появлениях, Мирна Лой .
Классический фильм эпохи нуар
[ редактировать ]В эпоху классических нуаров 1940-х и 1950-х годов роковая женщина в американском кино процветала . Архетипической роковой женщиной является Филлис Дитрихсон , которую играет Барбара Стэнвик (за эту роль она была номинирована на премию Оскар за лучшую женскую роль ) в фильме 1944 года «Двойная страховка» . Этот персонаж считается одной из лучших ролей роковой женщины в истории нуара. [31] назвал этот персонаж 8-м кинозлодеем за первые 100 лет американского кино Американский институт кино в рейтинге AFI «100 лет… 100 героев и злодеев» . [32] В классическом стиле нуара она манипулирует мужчиной, заставляя его убить ее мужа ради финансовой выгоды.
Другие примеры роковой женщины включают Бриджит О'Шонесси, которую изображает Мэри Астор , которая убивает партнера Сэма Спейда в «Мальтийском соколе» ( 1941 ); манипулятивная нарциссическая дочь Веда (изображаемая Энн Блит ) в Милдред Пирс , которая эксплуатирует свою снисходительную мать Милдред (изображаемую Джоан Кроуфорд ) и фатально разрушает повторный брак своей матери с отчимом Монте Баррагоном (изображаемый Закари Скоттом ); Джин Тирни в роли Эллен Брент Харланд в фильме « Оставь ее на небеса» ( 1945 ) и певицы кабаре в роли Риты Хейворт в «Гильде» ( 1946 ). [33] нарциссические жены, манипулирующие своими мужьями; Ава Гарднер в «Убийцах» и Кора ( Лана Тернер ) в «Почтальон всегда звонит дважды» , основанные на романах Эрнеста Хемингуэя и Джеймса М. Кейна соответственно, манипулируют мужчинами, заставляя их убивать своих мужей. [33] В Хичкока фильме «Дело Парадина» ( 1947 ) Алиды Валли персонаж становится причиной гибели двух мужчин и почти полного уничтожения еще одного. Другой часто цитируемый пример — персонаж Джейн, которую сыграла Лизабет Скотт в фильме «Слишком поздно для слез» ( 1949 ); пытаясь удержать немного грязных денег от законного получателя и своего мужа, она использует яд, ложь, сексуальные поддразнивания и пистолет, чтобы держать мужчин вокруг пальца. Джейн Грир по-прежнему известна как роковая женщина-убийца, использующая свои уловки против Роберта Митчама в фильме «Из прошлого» ( 1947 ). В фильме «Безумное оружие» (1950) роковая женщина вовлекает мужчину в преступную жизнь. В фильме Хичкока 1940 Дафны дю Морье года и романе «Ребекка» 1938 года одноименная роковая женщина полностью доминирует в сюжете, хотя она уже мертва, и мы никогда не видим ее изображения. «Рокки и Буллвинкля Наташа Фатале из » , шпионка с пышными формами, получила свое имя от серийного персонажа роковой женщины . «Блондинка лед» (1948) рассказывает о серийной убийце-женщине, которая убивает нескольких мужчин.
1980-е годы по настоящее время
[ редактировать ]Роковая женщина – одна из самых завораживающих сексуальных личностей. Она не вымысел, а экстраполяция биологических реалий у женщин, которые остаются неизменными.
сохранилась Роковая женщина и по сей день в таких фильмах, как «Жара тела» (1981) и «Честь Прицци» (1985) – оба с Кэтлин Тёрнер , «Бегущий по лезвию» (1982) с Шоном Янгом , «Голод » (1983) с Катрин Денёв , «Синий бархат» (1986) с Изабеллой Росселлини , «Роковое влечение» (1987) с Гленн Клоуз , «Основной инстинкт» (1992) с Шэрон Стоун , «Ущерб» (1992) с Жюльет Бинош , «Окончательный анализ» (1992) с Ким Бейсингер , «Любовник снов» (1993) с Мэдхен Амик , «Последнее соблазнение » (1994) с Линдой Фиорентино , «Умереть за» (1995) с Николь Кидман , «Шоссе в никуда» (1997) с Патрицией Аркетт , «Дьявол во плоти» (1998) и «Челюсть» (1999), оба с Роуз Макгоуэн , «Жестокие игры» (1999) с Сарой Мишель Геллар , «Первородный грех» (2001) с Анджелиной Джоли , «Роковая женщина» (2002) с Ребеккой Ромейн и «Тело Дженнифер» (2009) с Меган Фокс . В 2013 году Таня Рэймонд сыграла главную роль в фильме «Джоди Ариас: Маленький грязный секрет» . В 2014 году Ева Грин сыграла роковую женщину в фильме «Город грехов: Женщина, ради которой стоит убивать». и Розамунд Пайк снялись в фильме «Исчезнувшая» . В «Вавилоне» (2022) Марго Робби играет героиню со склонностью к роковой женщине . [35]
Обладательница премии «Оскар» актриса Марион Котийяр часто играла роковые женщины в таких фильмах, как «Частное дело» (2002), « Очень долгая помолвка » , «Черный ящик» , «Начало» , «Полночь в Париже» , «Темный рыцарь: Возрождение легенды» и «Макбет» . Николь Кидман также сыграла несколько роковых женщин в таких фильмах, как « Умереть за» , «Разносчик газет» , «Мулен Руж!» и Северянин .
Этот архетип также широко встречается на американском телевидении. Одной из самых известных роковых женщин американского телевидения является Шерилин Фенн в исполнении Одри Хорн из Дэвида Линча культового сериала «Твин Пикс» . В сериале « Роковые женщины » актриса Танит Феникс сыграла Лилит , ведущую, которая представляла каждую серию в стиле Рода Серлинга и иногда появлялась в повествовании. В Netflix сериале «Оранжевый — хит сезона» актриса Лаура Препон сыграла Алекс Воуз , современную роковую женщину , которая привела к гибели и мужчин, и женщин.
Роковые женщины часто появляются в комиксах . Яркие примеры включают Бэтмена давнего врага , Женщину-кошку , которая впервые появилась в комиксах в 1940 году, и различных противников Духа , таких как Пи'Гелл.
Этот стандартный персонаж также часто встречается в жанрах оперы и музыкального театра , где она традиционно имеет диапазон меццо , альта или контральто , в отличие от инженю сопрано , чтобы символизировать мужественность и отсутствие женской чистоты. [ нужна ссылка ] Примером может служить Элен из «Наташи, Пьера и Большой кометы» 1812 года .
Использование в уголовных процессах
[ редактировать ]Этот термин использовался средствами массовой информации в связи с получившими широкую огласку уголовными процессами, такими как суды над Джоди Ариас. [36] [37] и Аманда Нокс . [38]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коуп, Ребекка (11 марта 2014 г.). «Лучший фильм «Роковые женщины» . Харперс Базар .
- ^ Мэри Энн Доан , Femme Fatales (1991), стр. 1–2
- ^ Леди из Шанхая
- ^ Хэнсон, Филип (2008). «Дуга национального доверия и рождение нуара, 1929–1941» . Журнал американских исследований . 42 (3): 387–414. дои : 10.1017/S0021875808005501 . ISSN 0021-8758 . JSTOR 40464308 . S2CID 145788781 . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Марио Праз , Романтическая агония , гл. IV, с. 199: La Belle Dame sans Merci (Прекрасная дама без милосердия). Лондон/Нью-Йорк, 1933–1951–1970 (издательство Оксфордского университета).
- ^ Марио Праз (1970) Романтическая агония . Издательство Оксфордского университета: 199, 213–216, 222, 250, 258, 259, 272, 277, 282, 377.
- ^ Ред. К.Г. Юнга, Человек и его символы (1978), стр. 187
- ^ Джилл Скотт, Электра по Фрейду (2005), с. 66
- ^ Huysmans À rebours – Тони Бентли (2002) Сестры Саломеи : 24
- ^ Тони Бентли (2002) Сестры Саломеи
- ^ Кэмпбелл, миссис Патрик (1922). Моя жизнь и некоторые письма . Нью-Йорк: Додд, Мид и компания . Проверено 9 октября 2016 г.
- ^ «Вампир Шоу» . Время . 22 апреля 1940 года. Архивировано из оригинала 21 марта 2009 года . Проверено 9 августа 2008 г.
- ^ «Вампир Редьярда Киплинга – Стихи | Академия американских поэтов» .
- ^ «Британская библиотека» .
- ^ «Архивная копия» . artmagick.com . Архивировано из оригинала 7 февраля 2010 года . Проверено 17 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Митчелл, Дж. Лоуренс (2012). «Проект МУЗА — Редьярд Киплинг, вампир и актриса» . Английская литература переходного периода, 1880-1920 гг . 55 (3): 303–314.
- ^ Киплинг, Редьярд. «Вампир» - через Wikisource.
- ^ Джон Т. Сойстер, Американские немые фильмы ужасов, научная фантастика и фэнтези, 1913–1929 , МакФарланд, 2012, стр. 1913–1929. 41
- ^ Калем снимает фильм «Женщина-лотос» . Движущийся мир картинок . 1916. с. 1074.
- ^ Заметки в зеленой комнате . Журнал «Киноистория» . 1914. с. 136 .
- ^ Кто есть кто на картинках . Журнал кинофильмов . 1918. С. 51 .
- ^ «Список прогрессивного немого кино: Был дурак » . www.silentera.com .
- ^ «Теда Бара (1885–1955)» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Адинольфи, Франческо (2008). Mondo Exotica: звуки, видения, навязчивые идеи поколения коктейлей . Перевод Пинкуса, Карен; Вивретт, Джейсон. Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 24. ISBN 9780822341321 . OCLC 179838406 .
- ^ «Вампиризм: Редьярд Киплинг, Теда Бара и роковая женщина XX века» . 31 мая 2014 г.
- ^ «Вампир» Редьярда Киплинга на сайте Quill & Brush, Inc. Архивировано из оригинала 25 июля 2021 г. Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ «Вампир: Стихотворение: Написано для картины Филипа Бёрн-Джонса, выставленной в Новой галерее в Лондоне, 1897 год / Редьярд Киплинг | Страница онлайн-книг» .
- ^ Киплинг, Редьярд (1898). «Вампир: стихотворение: написанное для картины Филипа Бёрн-Джонса, выставленной в Новой галерее в Лондоне, 1897 год» .
- ↑ Согласно Оксфордскому словарю английского языка, слово «вамп» — изначально английский язык, впервые использованный Г. К. Честертоном , но популяризированный в американском немом фильме «Вампир» в главной роли. с Энид Беннетт
- ^ «Вамп», Оксфордский словарь английского языка ; получено 30 декабря 2016 г.
- ↑ История американского кино, по состоянию на 1 апреля 2016 г.
- ^ Список AFI, доступ 1 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Джонстон, Шейла (27 февраля 2009 г.). — Что случилось с роковой женщиной? . Независимый . Архивировано из оригинала 28 февраля 2009 года . Проверено 27 февраля 2009 г.
- ^ Палья, Камилла (1990). Сексуальные личности: искусство и декаданс от Нефертити до Эмили Дикинсон . Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 16 . ISBN 978-0-300-04396-9 .
- ^ Ле Рой, Феликс (31 января 2023 г.). « Вавилон: Голливуд и его призраки» . Правила игры . Проверено 03 апреля 2023 г.
Марго Робби […] в роли зажигательной блондинки Нелли Ларой, танцующей, как Саломе, играет роковую женщину, мечтающую увидеть, как ее имя огненными буквами высится на вершине купюры.
- ^ Ортис, Эрик. «Джоди Ариас: роковая женщина или женщина веры? Присяжные слышат противоречивые личности в суде по делу об убийстве, в то время как прокуроры проигрывают телефонные разговоры с лживой Ариас» .
- ^ «Обновление судебного процесса над Джоди Ариас: адвокат сообщает, что роковая женщина была в ужасе во время вынесения приговора» . 15 апреля 2015 года . Проверено 30 апреля 2015 г.
- ^ «Аманда Нокс — не роковая женщина, — говорит адвокат» . Новости Би-би-си . 27 сентября 2011 года . Проверено 30 апреля 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доминик Майнон и Джеймс Урсини (2009) женщина Роковая ISBN 0879103698 . Исследуется контекст фильма-нуар.
- Джузеппе Скарафия (2009) женщина Роковая ISBN 9788838903960
- Джули Гроссман (2020) Роковая женщина , ISBN 9780813598246 . Краткая история роковой женщины в кино и на телевидении.
- Тони Бентли (2002) Сестры Саломеи , ISBN 9780803262416 . Саломею считают архетипом женского желания и проступка, а также последней роковой женщиной .
- Брэм Дейкстра (1986) Идолы извращенности: фантазии женского зла в культуре конца века , ISBN 0195056523 . Обсуждает стереотип роковой женщины .
- Брэм Дейкстра (1996) Злые сестры: угроза женской сексуальности в культуре двадцатого века , ISBN 0805055495 .
- Элизабет К. Смешайте зло по замыслу: создание и маркетинг роковой женщины , ISBN 9780252073236 . Обсуждает происхождение роковой женщины во французской популярной культуре XIX века.
- Марио Праз (1933) Романтическая агония , ISBN 9780192810618 . См. четвертую главу «Прекрасная дама без милосердия» и пятую «Византия».
- Джули Гроссман (2009) Переосмысление роковой женщины в нуаре: Готова к ее крупному плану , ISBN 9781349313341 . Пытается добиться более тонкого и сочувственного прочтения «роковой женщины» в кинокритике и комментариях популярной культуры.
,