Jump to content

Роковая женщина

Роковые женщины были стандартным блюдом в крутых криминальных рассказах 1930-х годов .

( Роковая женщина / ˌ f ɛ m f ə ˈ t æ l , - ˈ t ɑː l / FEM fə- TA (H)L , Французский: [фам фатальный] ; горит. ' роковая женщина ' ), иногда называемая людоедом , [1] Мата Хари , или вамп , — стандартный персонаж загадочной, красивой и соблазнительной женщины, чьи чары заманивают в ловушку ее возлюбленных, часто приводя их в компрометирующие и смертельные ловушки. Она – архетип литературы и искусства. Ее способность очаровывать, соблазнять и гипнотизировать свою жертву с помощью заклинания в самых ранних историях рассматривалась как граничащая со сверхъестественным; следовательно, роковая женщина сегодня все еще часто описывается как обладающая силой, сродни чародейке, соблазнительнице, ведьме, имеющей власть над мужчинами. Роковые женщины обычно злодейские или, по крайней мере, морально двусмысленные и всегда ассоциируются с чувством мистификации и беспокойства. [2]

Термин происходит от французского словосочетания femme Fatale , что означает «смертельная женщина» или «смертельная женщина». пытается Роковая женщина достичь своей скрытой цели, используя женские уловки, такие как красота, обаяние или сексуальное очарование. Во многих случаях ее отношение к сексуальности вялое , интригующее или легкомысленное. В некоторых случаях она использует ложь или принуждение, а не обаяние. Она также может использовать какое-нибудь подавляющее оружие, такое как снотворный газ , современный аналог магических сил из старых сказок. Она также может быть (или подразумевать, что является) жертвой, попавшей в ситуацию, из которой она не может выбраться. [3]

В американских фильмах начала 20-го века роковая женщина называлась вампиром , что является отсылкой к «Вампиру» , картине Филипа Бёрн-Джонса 1897 года и Редьярда Киплинга более позднему стихотворению 1897 года, а также к пьесе 1909 года и фильму 1915 года. Был дурак .

Женщины-бандиты (в том числе итало-американская мафия или русская мафия ) изображались как роковые женщины в фильмах нуар . [4] Роковые женщины появляются в фильмах о Джеймсе Бонде .

Древние архетипы

[ редактировать ]
Божественная роковая женщина индуистских преданий, Апсара Мохини, описывается как очаровывающая богов, демонов и мудрецов.

Архетип роковой женщины и мифах существует в культуре, фольклоре многих культур. [5] Древние мифические или легендарные примеры включают Инанну , Лилит , Цирцею , Медею , Клитемнестру , Лесбию , Тамамо-но Мэй и Вишу Каньяс . Исторические примеры классических времен включают Клеопатру и Мессалину , а также библейские персонажи Далилу , Иезавель и Саломею . [6] Примером из китайской литературы и традиционной истории является Даджи .

Ранняя западная культура до 19 века

[ редактировать ]

была Роковая женщина распространенной фигурой в европейском Средневековье , часто изображая опасности необузданной женской сексуальности. унаследованная до средневековья библейская фигура Евы Примером может служить , а также злая, соблазнительная волшебница, представленная в образе Морганы ле Фэй . Царица ночи в «Волшебной флейте» Моцарта демонстрирует свое более приглушенное присутствие в эпоху Просвещения . [7]

процветала Роковая женщина в период романтизма в произведениях Джона Китса , особенно в « Прекрасной даме без милосердия » и « Ламии ». Вместе с ними появился готический роман «Монах» Мэтью Грегори Льюиса с участием Матильды, очень влиятельной роковой женщины . Это привело к ее появлению в произведениях Эдгара Аллана По и в роли вампира , особенно в «Кармилле» и «Невестах Дракулы» . Монахом очень восхищался маркиз де Сад , для которого роковая женщина символизировала не зло, а все лучшие качества женщины; его роман «Джульетта» , возможно, самый ранний, в котором торжествует роковая женщина . Художники -прерафаэлиты классические образы роковой женщины часто использовали в качестве сюжета .

Саломея на картине Франца фон Штука 1906 года.

В западной культуре конца 19-го и начала 20-го веков роковая женщина стала более модным образцом . [8] и она встречается на картинах художников Эдварда Мунка , Густава Климта , Франца фон Штука и Гюстава Моро . Роман «А rebours Йориса -Карла Гюисманса » включает в себя следующие лихорадочные фантазии об образе Саломеи на картине Моро: [9]

Она больше не была просто танцовщицей, которая похотливыми изгибами своего тела вымогает у старика крик похоти и похоти; кто сломил волю, тот овладел умом короля, глядя на ее дрожащую грудь, вздымающийся живот и вздымающиеся бедра; теперь она в каком-то смысле раскрывалась как символическое воплощение древнего в мире Порока, богини бессмертной Истерии, Проклятия Красоты, превосходящей все другие красоты, благодаря каталептическому спазму, который трясет ее плоть и закаляет ее мускулы, - чудовищное Чудовище из Апокалипсис, равнодушный, безответственный, бесчувственный, отравляющий.

Йорис-Карл Гюисманс , À Rebours , Сестры Саломеи

В 1891 году Оскар Уайльд в своей пьесе «Саломея» : она манипулирует своим одержимым похотью отчимом, царем Иродом, своим соблазнительным танцем семи покрывал (изобретение Уайльда), чтобы тот согласился на ее властное требование: «принеси мне голову Иоанна Крестителя ". Позже Саломея стала героем оперы Штрауса и была популяризирована на сцене, на экране и в кабинках пип-шоу в бесчисленных воплощениях. [10]

Она также считается заметной фигурой в опере конца 19-го и 20-го веков, появляясь в Рихарда Вагнера » « Парсифале ( Кундри ), » Жоржа Бизе « Кармен , » Камиля Сен-Санса « Самсоне и Далиле и Альбане Берге. « Лулу » (по пьесам « Эрдгейст » и « Бухта Пандоры » Франка Ведекинда ).

других значительно известных роковых женщин Среди - Изабелла Французская , Гедда Габлер из Кристиании (ныне Осло), Мария Антуанетта Австрийская и, наиболее известная, Лукреция Борджиа .

Жанры 20 века

[ редактировать ]

Начало 20 века

[ редактировать ]
Актриса Теда Бара в фильме «Жил-был дурак»

Миссис Патрик Кэмпбелл , Джорджа Бернарда Шоу (она опубликовала некоторые из его писем) «второй знаменитый платонический роман» [11] [12] а любовник Филипа Бёрн-Джонса и герой его картины 1897 года «Вампир » вдохновил двоюродного брата Бёрн-Джонса Редьярда Киплинга написать стихотворение «Вампир» в год «Дракулы ». публикации [13] [14] [15] [16] Стихотворение, начинавшееся: «Дурак был...», [17] вдохновил Портера Эмерсона Брауна на написание пьесы «Был дурак» .

Стихотворение было адаптировано для постановки на Бродвее в 1909 году . За этим последовал фильм Вампир « Роберта Виньолы » 1913 года , содержащий танец «вампира». [18] Главный герой Элис Холлистер была известна как «настоящий вампир». [19] [20] [21] Затем последовал фильм 1915 года «Был дурак в главной роли . Тедой Бара » с [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] Короткое стихотворение, возможно, было использовано в рекламе фильма 1915 года. [ нужна ссылка ] 1910-х годов американском сленге На роковая женщина называлась «вампир» , что означает «вампир» . [29] [30] [24]

Еще одна икона – Маргарета Гертруда Зелле. Работая экзотической танцовщицей, она взяла сценический псевдоним Мата Хари . Ее обвинили в немецком шпионаже во время Первой мировой войны и расстреляли французы. После ее смерти она стала героиней многих нашумевших фильмов и книг.

Роковые женщины появляются в детективной фантастике , особенно в ее «крутом» поджанре, который в основном зародился в криминальных рассказах Дэшила Хэммета 1920-х годов. В конце того десятилетия франко-канадская злодейка Мари де Сабревуа придала современный оттенок историческим романам Кеннета Робертса, действие которых происходит во время американской революции .

Кинозлодейки часто казались иностранками, часто восточноевропейского или азиатского происхождения. Они контрастировали с здоровыми личностями таких актрис, как Лилиан Гиш и Мэри Пикфорд . Среди известных вампиров немого кино — Теда Бара, Хелен Гарднер , Луиза Глаум , Валеска Суратт , Мусидора , Вирджиния Пирсон , Ольга Петрова , Розмари Тиби , Нита Налди , Пола Негри , Эстель Тейлор , Джетта Гудал и, в первых появлениях, Мирна Лой .

Классический фильм эпохи нуар

[ редактировать ]
Роковая женщина Филлис Дитрихсон в исполнении Барбары Стэнвик в классическом нуаре « Двойная страховка ».

В эпоху классических нуаров 1940-х и 1950-х годов роковая женщина в американском кино процветала . Архетипической роковой женщиной является Филлис Дитрихсон , которую играет Барбара Стэнвик (за эту роль она была номинирована на премию Оскар за лучшую женскую роль ) в фильме 1944 года «Двойная страховка» . Этот персонаж считается одной из лучших ролей роковой женщины в истории нуара. [31] назвал этот персонаж 8-м кинозлодеем за первые 100 лет американского кино Американский институт кино в рейтинге AFI «100 лет… 100 героев и злодеев» . [32] В классическом стиле нуара она манипулирует мужчиной, заставляя его убить ее мужа ради финансовой выгоды.

Другие примеры роковой женщины включают Бриджит О'Шонесси, которую изображает Мэри Астор , которая убивает партнера Сэма Спейда в «Мальтийском соколе» ( 1941 ); манипулятивная нарциссическая дочь Веда (изображаемая Энн Блит ) в Милдред Пирс , которая эксплуатирует свою снисходительную мать Милдред (изображаемую Джоан Кроуфорд ) и фатально разрушает повторный брак своей матери с отчимом Монте Баррагоном (изображаемый Закари Скоттом ); Джин Тирни в роли Эллен Брент Харланд в фильме « Оставь ее на небеса» ( 1945 ) и певицы кабаре в роли Риты Хейворт в «Гильде» ( 1946 ). [33] нарциссические жены, манипулирующие своими мужьями; Ава Гарднер в «Убийцах» и Кора ( Лана Тернер ) в «Почтальон всегда звонит дважды» , основанные на романах Эрнеста Хемингуэя и Джеймса М. Кейна соответственно, манипулируют мужчинами, заставляя их убивать своих мужей. [33] В Хичкока фильме «Дело Парадина» ( 1947 ) Алиды Валли персонаж становится причиной гибели двух мужчин и почти полного уничтожения еще одного. Другой часто цитируемый пример — персонаж Джейн, которую сыграла Лизабет Скотт в фильме «Слишком поздно для слез» ( 1949 ); пытаясь удержать немного грязных денег от законного получателя и своего мужа, она использует яд, ложь, сексуальные поддразнивания и пистолет, чтобы держать мужчин вокруг пальца. Джейн Грир по-прежнему известна как роковая женщина-убийца, использующая свои уловки против Роберта Митчама в фильме «Из прошлого» ( 1947 ). В фильме «Безумное оружие» (1950) роковая женщина вовлекает мужчину в преступную жизнь. В фильме Хичкока 1940 Дафны дю Морье года и романе «Ребекка» 1938 года одноименная роковая женщина полностью доминирует в сюжете, хотя она уже мертва, и мы никогда не видим ее изображения. «Рокки и Буллвинкля Наташа Фатале из » , шпионка с пышными формами, получила свое имя от серийного персонажа роковой женщины . «Блондинка лед» (1948) рассказывает о серийной убийце-женщине, которая убивает нескольких мужчин.

1980-е годы по настоящее время

[ редактировать ]

Роковая женщина – одна из самых завораживающих сексуальных личностей. Она не вымысел, а экстраполяция биологических реалий у женщин, которые остаются неизменными.

Сексуальные личности (1990) Камиллы Палья [34]

сохранилась Роковая женщина и по сей день в таких фильмах, как «Жара тела» (1981) и «Честь Прицци» (1985) – оба с Кэтлин Тёрнер , «Бегущий по лезвию» (1982) с Шоном Янгом , «Голод » (1983) с Катрин Денёв , «Синий бархат» (1986) с Изабеллой Росселлини , «Роковое влечение» (1987) с Гленн Клоуз , «Основной инстинкт» (1992) с Шэрон Стоун , «Ущерб» (1992) с Жюльет Бинош , «Окончательный анализ» (1992) с Ким Бейсингер , «Любовник снов» (1993) с Мэдхен Амик , «Последнее соблазнение » (1994) с Линдой Фиорентино , «Умереть за» (1995) с Николь Кидман , «Шоссе в никуда» (1997) с Патрицией Аркетт , «Дьявол во плоти» (1998) и «Челюсть» (1999), оба с Роуз Макгоуэн , «Жестокие игры» (1999) с Сарой Мишель Геллар , «Первородный грех» (2001) с Анджелиной Джоли , «Роковая женщина» (2002) с Ребеккой Ромейн и «Тело Дженнифер» (2009) с Меган Фокс . В 2013 году Таня Рэймонд сыграла главную роль в фильме «Джоди Ариас: Маленький грязный секрет» . В 2014 году Ева Грин сыграла роковую женщину в фильме «Город грехов: Женщина, ради которой стоит убивать». и Розамунд Пайк снялись в фильме «Исчезнувшая» . В «Вавилоне» (2022) Марго Робби играет героиню со склонностью к роковой женщине . [35]

Обладательница премии «Оскар» актриса Марион Котийяр часто играла роковые женщины в таких фильмах, как «Частное дело» (2002), « Очень долгая помолвка » , «Черный ящик» , «Начало» , «Полночь в Париже» , «Темный рыцарь: Возрождение легенды» и «Макбет» . Николь Кидман также сыграла несколько роковых женщин в таких фильмах, как « Умереть за» , «Разносчик газет» , «Мулен Руж!» и Северянин .

Этот архетип также широко встречается на американском телевидении. Одной из самых известных роковых женщин американского телевидения является Шерилин Фенн в исполнении Одри Хорн из Дэвида Линча культового сериала «Твин Пикс» . В сериале « Роковые женщины » актриса Танит Феникс сыграла Лилит , ведущую, которая представляла каждую серию в стиле Рода Серлинга и иногда появлялась в повествовании. В Netflix сериале «Оранжевый — хит сезона» актриса Лаура Препон сыграла Алекс Воуз , современную роковую женщину , которая привела к гибели и мужчин, и женщин.

Роковые женщины часто появляются в комиксах . Яркие примеры включают Бэтмена давнего врага , Женщину-кошку , которая впервые появилась в комиксах в 1940 году, и различных противников Духа , таких как Пи'Гелл.

Этот стандартный персонаж также часто встречается в жанрах оперы и музыкального театра , где она традиционно имеет диапазон меццо , альта или контральто , в отличие от инженю сопрано , чтобы символизировать мужественность и отсутствие женской чистоты. [ нужна ссылка ] Примером может служить Элен из «Наташи, Пьера и Большой кометы» 1812 года .

Использование в уголовных процессах

[ редактировать ]

Этот термин использовался средствами массовой информации в связи с получившими широкую огласку уголовными процессами, такими как суды над Джоди Ариас. [36] [37] и Аманда Нокс . [38]

  1. ^ Коуп, Ребекка (11 марта 2014 г.). «Лучший фильм «Роковые женщины» . Харперс Базар .
  2. ^ Мэри Энн Доан , Femme Fatales (1991), стр. 1–2
  3. ^ Леди из Шанхая
  4. ^ Хэнсон, Филип (2008). «Дуга национального доверия и рождение нуара, 1929–1941» . Журнал американских исследований . 42 (3): 387–414. дои : 10.1017/S0021875808005501 . ISSN   0021-8758 . JSTOR   40464308 . S2CID   145788781 . Проверено 5 мая 2022 г.
  5. ^ Марио Праз , Романтическая агония , гл. IV, с. 199: La Belle Dame sans Merci (Прекрасная дама без милосердия). Лондон/Нью-Йорк, 1933–1951–1970 (издательство Оксфордского университета).
  6. ^ Марио Праз (1970) Романтическая агония . Издательство Оксфордского университета: 199, 213–216, 222, 250, 258, 259, 272, 277, 282, 377.
  7. ^ Ред. К.Г. Юнга, Человек и его символы (1978), стр. 187
  8. ^ Джилл Скотт, Электра по Фрейду (2005), с. 66
  9. ^ Huysmans À rebours – Тони Бентли (2002) Сестры Саломеи : 24
  10. ^ Тони Бентли (2002) Сестры Саломеи
  11. ^ Кэмпбелл, миссис Патрик (1922). Моя жизнь и некоторые письма . Нью-Йорк: Додд, Мид и компания . Проверено 9 октября 2016 г.
  12. ^ «Вампир Шоу» . Время . 22 апреля 1940 года. Архивировано из оригинала 21 марта 2009 года . Проверено 9 августа 2008 г.
  13. ^ «Вампир Редьярда Киплинга – Стихи | Академия американских поэтов» .
  14. ^ «Британская библиотека» .
  15. ^ «Архивная копия» . artmagick.com . Архивировано из оригинала 7 февраля 2010 года . Проверено 17 января 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  16. ^ Митчелл, Дж. Лоуренс (2012). «Проект МУЗА — Редьярд Киплинг, вампир и актриса» . Английская литература переходного периода, 1880-1920 гг . 55 (3): 303–314.
  17. ^ Киплинг, Редьярд. «Вампир» - через Wikisource.
  18. ^ Джон Т. Сойстер, Американские немые фильмы ужасов, научная фантастика и фэнтези, 1913–1929 , МакФарланд, 2012, стр. 1913–1929. 41
  19. ^ Калем снимает фильм «Женщина-лотос» . Движущийся мир картинок . 1916. с. 1074.
  20. ^ Заметки в зеленой комнате . Журнал «Киноистория» . 1914. с. 136 .
  21. ^ Кто есть кто на картинках . Журнал кинофильмов . 1918. С. 51 .
  22. ^ «Список прогрессивного немого кино: Был дурак » . www.silentera.com .
  23. ^ «Теда Бара (1885–1955)» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 21 апреля 2021 г.
  24. ^ Jump up to: а б Адинольфи, Франческо (2008). Mondo Exotica: звуки, видения, навязчивые идеи поколения коктейлей . Перевод Пинкуса, Карен; Вивретт, Джейсон. Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 24. ISBN  9780822341321 . OCLC   179838406 .
  25. ^ «Вампиризм: Редьярд Киплинг, Теда Бара и роковая женщина XX века» . 31 мая 2014 г.
  26. ^ «Вампир» Редьярда Киплинга на сайте Quill & Brush, Inc. Архивировано из оригинала 25 июля 2021 г. Проверено 25 июля 2021 г.
  27. ^ «Вампир: Стихотворение: Написано для картины Филипа Бёрн-Джонса, выставленной в Новой галерее в Лондоне, 1897 год / Редьярд Киплинг | Страница онлайн-книг» .
  28. ^ Киплинг, Редьярд (1898). «Вампир: стихотворение: написанное для картины Филипа Бёрн-Джонса, выставленной в Новой галерее в Лондоне, 1897 год» .
  29. Согласно Оксфордскому словарю английского языка, слово «вамп» — изначально английский язык, впервые использованный Г. К. Честертоном , но популяризированный в американском немом фильме «Вампир» в главной роли. с Энид Беннетт
  30. ^ «Вамп», Оксфордский словарь английского языка ; получено 30 декабря 2016 г.
  31. История американского кино, по состоянию на 1 апреля 2016 г.
  32. ^ Список AFI, доступ 1 апреля 2016 г.
  33. ^ Jump up to: а б Джонстон, Шейла (27 февраля 2009 г.). — Что случилось с роковой женщиной? . Независимый . Архивировано из оригинала 28 февраля 2009 года . Проверено 27 февраля 2009 г.
  34. ^ Палья, Камилла (1990). Сексуальные личности: искусство и декаданс от Нефертити до Эмили Дикинсон . Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 16 . ISBN  978-0-300-04396-9 .
  35. ^ Ле Рой, Феликс (31 января 2023 г.). « Вавилон: Голливуд и его призраки» . Правила игры . Проверено 03 апреля 2023 г. Марго Робби […] в роли зажигательной блондинки Нелли Ларой, танцующей, как Саломе, играет роковую женщину, мечтающую увидеть, как ее имя огненными буквами высится на вершине купюры.
  36. ^ Ортис, Эрик. «Джоди Ариас: роковая женщина или женщина веры? Присяжные слышат противоречивые личности в суде по делу об убийстве, в то время как прокуроры проигрывают телефонные разговоры с лживой Ариас» .
  37. ^ «Обновление судебного процесса над Джоди Ариас: адвокат сообщает, что роковая женщина была в ужасе во время вынесения приговора» . 15 апреля 2015 года . Проверено 30 апреля 2015 г.
  38. ^ «Аманда Нокс — не роковая женщина, — говорит адвокат» . Новости Би-би-си . 27 сентября 2011 года . Проверено 30 апреля 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Доминик Майнон и Джеймс Урсини (2009) женщина Роковая ISBN   0879103698 . Исследуется контекст фильма-нуар.
  • Джузеппе Скарафия (2009) женщина Роковая ISBN   9788838903960
  • Джули Гроссман (2020) Роковая женщина , ISBN   9780813598246 . Краткая история роковой женщины в кино и на телевидении.
  • Тони Бентли (2002) Сестры Саломеи , ISBN   9780803262416 . Саломею считают архетипом женского желания и проступка, а также последней роковой женщиной .
  • Брэм Дейкстра (1986) Идолы извращенности: фантазии женского зла в культуре конца века , ISBN   0195056523 . Обсуждает стереотип роковой женщины .
  • Брэм Дейкстра (1996) Злые сестры: угроза женской сексуальности в культуре двадцатого века , ISBN   0805055495 .
  • Элизабет К. Смешайте зло по замыслу: создание и маркетинг роковой женщины , ISBN   9780252073236 . Обсуждает происхождение роковой женщины во французской популярной культуре XIX века.
  • Марио Праз (1933) Романтическая агония , ISBN   9780192810618 . См. четвертую главу «Прекрасная дама без милосердия» и пятую «Византия».
  • Джули Гроссман (2009) Переосмысление роковой женщины в нуаре: Готова к ее крупному плану , ISBN   9781349313341 . Пытается добиться более тонкого и сочувственного прочтения «роковой женщины» в кинокритике и комментариях популярной культуры.

,

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d0ad055be25d707580986ecd007235a__1721788920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/5a/0d0ad055be25d707580986ecd007235a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Femme fatale - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)