Jump to content

Маркиз де Сад

Донасьен Альфонс Франсуа де Сад
Маркиз де Сад
Портрет Донатьена Альфонса Франсуа де Сада работы Шарля Амеди Филиппа ван Лоо . [1] Рисунок датируется 1760 годом, когда Саду было 19 лет, и является единственным известным его подлинным портретом. [2]
Герб
Рожденный ( 1740-06-02 ) 2 июня 1740 г.
Париж , Королевство Франция
Умер 2 декабря 1814 г. ) ( 1814-12-02 ) ( 74 года
Шарантон , Валь-де-Марн , Королевство Франция

Философская карьера
Заметная работа
Эра Конец 18 века
Область Франция
Школа Распутник
Основные интересы
Порнография , атеизм , моральный нигилизм.
Известные идеи
Садизм
Семья
Супруг
Рене-Пелажи Кордье де Лоне
( м. 1763; сентябрь 1790)
Партнер
  • Мари-Констанс Кенне (1790–1814; его смерть)
Дети
  • Луи Мари де Сад (1767–1809)
  • Донасьен Клод Арман де Сад (1769–1847)
  • Мадлен Лор де Сад (1771–1844)
Родители
  • Жан Батист Франсуа Жозеф, граф Сад (отец)
  • Мари Элеонора де Майе де Карман (мать)
Подпись

Донасьен Альфонс Франсуа, маркиз де Сад (англ. Французский: [dɔnasjɛ̃ alfɔ̃z fʁɑ̃swa maʁki sad] ; 2 июня 1740 — 2 декабря 1814) — французский писатель, распутник , политический деятель и дворянин, наиболее известный своими распутными романами и тюремным заключением за сексуальные преступления, богохульство и порнографию. Его произведения включают романы, рассказы, пьесы, диалоги и политические трактаты. Некоторые из них были опубликованы под его собственным именем при его жизни, но большинство появилось анонимно или посмертно.

Родившийся в знатной семье, датируемой 13 веком, Шаде служил офицером во время Семилетней войны , прежде чем серия сексуальных скандалов привела к тому, что он провел большую часть своей взрослой жизни в различных тюрьмах и приютах для умалишенных. Во время своего первого длительного заключения с 1777 по 1790 год он написал серию романов и других произведений, некоторые из которых его жена тайно вывезла из тюрьмы. После освобождения во время Французской революции он продолжил литературную карьеру и стал политически активным, сначала как конституционный монархист, затем как радикальный республиканец. Во время правления террора он был заключен в тюрьму за умеренность и чудом избежал гильотины. В 1801 году он был повторно арестован за свои порнографические романы и в конечном итоге был заключен в психиатрическую лечебницу Шарантон , где и умер в 1814 году.

Его основные работы включают «120 дней Содома» , «Жюстина» , «Джульетта» и «Философия в спальне» , в которых графические описания половых актов, изнасилований, пыток, убийств и жестокого обращения с детьми сочетаются с рассуждениями о религии, политике, сексуальности и философии. Слово «садизм» происходит от его вымышленных персонажей, которые получают удовольствие, причиняя боль другим. [3] [4]

Ведутся споры о том, насколько поведение Сада было преступным и садистским. Питер Маршалл заявляет, что «известное поведение Сада (включающее лишь избиение горничной и оргию с несколькими проститутками) сильно отличается от клинической картины активного садизма». [5] Андреа Дворкин , однако, утверждает, что вопрос в том, верят ли Саду или женщинам, обвинившим его в сексуальном насилии. [6]

Интерес к его творчеству возрос в 20 веке: различные авторы считали его предшественником Ницше . [7] Фрейд , сюрреализм , тоталитаризм , [8] и анархизм . [9] Многие выдающиеся интеллектуалы, в том числе Анджела Картер , Симона де Бовуар и Ролан Барт , опубликовали исследования его творчества, и появились многочисленные биографии. [10] Культурные изображения его жизни и творчества включают пьесу Марат/Сад» « Питера Вайса и фильм «Сало, или 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини . [11] Дворкин и Роджер Шаттак раскритиковали восстановление репутации Шаде, утверждая, что оно пропагандирует жестокую порнографию, которая может причинить вред женщинам. [12] молодые и «несформированные умы». [13]

Молодость, образование и брак (1740–1763)

[ редактировать ]

Сад родился 2 июня 1740 года в отеле Конде в Париже и был единственным выжившим ребенком Жана-Батиста Франсуа Жозефа, графа де Сада и Мари-Элеоноры де Майе де Карман. [14] Семья Саде принадлежала к провинциальной знати, жившей в 13 веке. Мать Сада происходила из младшей ветви дома Бурбонов-Конде и поэтому Сад был в кровном родстве с королем Франции. [15]

капитаном Отец Сада был драгунским , которому были поручены дипломатические миссии в Российской империи , Великобритании и кельнскому курфюрсту . [16] [17] Его мать была фрейлиной принцессы Конде, и первые четыре года жизни Шад жил в Отеле де Конде. [18] [19] Младенец Сад был избалован, надменен и склонен к сильной ярости. В 1744 году его отправили жить к бабушке в Авиньон , вероятно, потому, что он дрался со своим товарищем по играм, Луи-Жозефом, принцем Конде , который был на четыре года старше его. [19] [20]

В следующем году Сад был передан на попечение своего дяди по отцовской линии, аббата де Сада, священника и распутника , который жил в замке Соман в регионе Воклюз . Аббат д'Амбле был назначен наставником Сада, и молодой маркиз стал очень уважать его. [21] Тем временем граф де Сад потерял благосклонность короля и был отозван со своего поста в Германии. Его карьера теперь была разрушена, и жена в конце концов оставила его жить в монастыре кармелитов в Париже. [22] [23]

Осенью 1750 года десятилетний Сад был отправлен в иезуитский колледж Луи-ле-Гран в Париже, где ему преподавали латынь, греческий язык и риторику, а также участвовали в школьных театральных постановках. [24] Отец Шаде теперь был по уши в долгах и не мог позволить себе записать своего сына в интернат, поэтому Шаде, вероятно, жил в частном доме с Амблетом. Студентам-резидентам не рекомендовалось общаться со студентами-заочниками, и это могло изолировать Сада от его аристократических сверстников. [25] Биографы и историки расходятся во мнениях относительно того, подвергался ли Сад палке (или другим формам телесных наказаний ), сексуальному насилию или содомии со стороны своих сверстников и/или начальства во время учебы в школе, и повлияло ли это на его сексуальное развитие. [25] [26]

Летние каникулы Шад провел с мадам де Раймон, одной из бывших любовниц своего отца, в замке Лонжвиль в регионе Шампань . Там он встретил мадам де Сен-Жермен, к которой питал привязанность на всю жизнь. Обе женщины стали для Сада матерями. [27]

Отец Сада, Жан-Батист Франсуа Жозеф де Сад.

В 1754 году Сада отправили в военную академию Шво-Леже. [28] После двадцати месяцев обучения, 14 декабря 1755 года, в возрасте 15 лет Шаде был назначен младшим лейтенантом Королевской пешей гвардии. [29] Вскоре он отправился в бой в начале Семилетней войны . После тринадцати месяцев в должности младшего лейтенанта 14 января 1757 года он был произведен в звание корнета бригады Сен-Андре карабинного полка графа де Прованса. [30] и снова повышен до звания капитана Бургундской кавалерии 21 апреля 1759 года. [31] Несмотря на это, Сад обычно отказывался снискать расположение начальства и «презирал дружбу со своими сверстниками». [32] Он часто приводил отца в ярость своими азартными играми и распутством. [33]

К 1761 году Сад приобрел репутацию хорошего солдата, но игрока, расточителя и распутника, что повредило любым перспективам дальнейшего продвижения по службе. [34] В феврале 1763 года Парижский договор положил конец Семилетней войне, и Сад был демобилизован. Вернувшись в Париж, он жил жизнью удовольствий, в то время как его больной и погрязший в долгах отец подумывал об уходе в монастырь , чтобы избежать «приема моего сына, которым я несчастен». [35]

Отец Шада также вел переговоры с семьей Монтрей о том, чтобы его сын женился на их старшей дочери Рене-Пелажи. Хотя Монтрей имели буржуазное происхождение и получили дворянство только в 17 веке, они были богаты и имели влиятельные связи как при дворе, так и в юридических кругах. [36] Граф считал сына финансовой обузой с «плохим» характером. «Что касается меня, то я решил, что избавлюсь от мальчика, у которого нет ни одного хорошего качества, а все плохие». [37]

Тем временем Сад влюбился в дочь дворянина по имени Лора де Лорис, но после двух месяцев ухаживаний был внезапно отвергнут. Он был в ярости и угрожал шантажировать Лаурис, обвиняя ее в венерическом заболевании перед следующим молодым человеком, за которым она ухаживала. [38] Сад, заявлявший, что он «женится только по любви», сопротивлялся браку по расчету с «простой и непривлекательной» Рене-Пелажи и не явился в суд, когда 1 мая 1763 года король и члены королевской семьи одобрили брачный договор. В конце концов Шаде уступил, и 15 мая обе семьи подписали контракт. Свадьба состоялась через два дня. [39]

Шад и Рене-Пелажи переехали в комнаты, предоставленные ее родителями в отеле Montreuil в Париже. Шаде поначалу был доволен своей новой, строго католической невестой, и написал своему дяде: «Я не знаю, как ее достаточно хвалить». Однако два года спустя он сказал аббату, что она «слишком холодна и слишком набожна». [40] Она родила двух сыновей и дочь, а позже стала соучастницей его предполагаемых преступлений с подростками. [41]

Мать Шада, Мария Элеонора де Майе де Карман.

Скандалы и тюремное заключение (1763–1790).

[ редактировать ]

Дело Тестара и его последствия

[ редактировать ]

Через четыре месяца после свадьбы Сад был обвинен в богохульстве и подстрекательстве к святотатству, что каралось смертной казнью. [42] Он арендовал недвижимость в Париже и использовал ее для сексуальных контактов. 18 октября 1763 года Шад нанял проститутку по имени Жанна Тестар. Тестард заявил полиции, что Шаде запер ее в спальне, прежде чем спросить, верит ли она в Бога. Когда она сказала это, Сад сказал, что Бога нет, и выкрикнул непристойности в отношении Иисуса и Девы Марии. Затем Шаде мастурбировала с чашей и распятием, выкрикивая непристойности и богохульства. Он просил ее избить его тростью и железной плеткой, нагретой огнем, но она отказалась. Затем Шаде угрожал ей пистолетами и мечом, говоря, что убьет ее, если она не растопчет распятие и не будет восклицать непристойные богохульства. Она неохотно подчинилась. Ночь она провела у Сада, который читал ей нерелигиозные стихи. Он просил ее о содомии (еще одно преступление, караемое смертной казнью), но она отказалась. На следующее утро Тестар сообщил властям о Шаде. 29 октября, после полицейского расследования, Сад был арестован по личному приказу короля и заключен в тюрьму в Венсенская тюрьма. Шаде написал властям несколько сокрушенных писем, в которых выразил раскаяние и попросил о встрече со священником. После того, как отец Сада умолял Людовика XV о помиловании, король приказал освободить Сада 13 ноября. [43] [44]

После освобождения Сад был сослан в поместье Монтрей в Эшофуре , Нормандия. В сентябре 1764 года король отменил ссылку Сада, и маркиз вернулся в Париж, где завел несколько любовниц. Летом 1765 года он увез свою тогдашнюю любовницу мадемуазель Бовуазон в свой любимый замок Ла Кост в Провансе, где выдал ее за свою жену, сильно оскорбив мадам де Монтрей. В следующем году он провел реконструкцию Ла Косте, в том числе построил театр для публичных выступлений. [45]

В январе 1767 года умер отец Сада. Тем летом Сад отправился в Ла Кост, где местные сановники и вассалы официально присягнули своему новому сеньору; возрождение феодального обычая, которого избегал его отец. 27 августа у него родился первый сын Луи-Мари. [46]

Дело Аркейля и его последствия

[ редактировать ]

3 апреля 1768 года, в пасхальное воскресенье, Сад подошел к 36-летней вдове по имени Роуз Келлер, которая просила милостыню на площади Побед в Париже. Келлер заявила, что Шаде предложила ей работу домработницы. Он отвез ее в своей карете в свою загородную резиденцию в Аркейле , где запер ее в комнате и пригрозил убить, если она не разденется. Затем он привязал ее к кровати и хлестал тростью или «девятихвостой кошкой». Она заявила, что он также порезал ее перочинным ножом и полил ей раны горячим воском. Он размахивал ножом и угрожал убить ее, если она не перестанет кричать. Позже он накормил ее и запер в комнате наверху. Ей удалось выбраться из окна и обратиться за помощью. В тот же вечер она обратилась к властям и подала жалобу. На следующий день местный судья начал расследование, и 7 апреля новость об этом деле дошла до мадам де Монтрей. Она немедленно направила в Аркей представителей, которые заплатили Келлеру за отзыв ее жалобы. 8 апреля король издал указ. lettre de Cashet (королевский ордер на арест и содержание под стражей без суда), а Сад был заключен в тюрьму в замке Сомюр , а затем в тюрьму Пьер-Энсиз. 15 апреля уголовная палата парижского парламента взялась за дело и вскоре выдала ордер на арест Сада. 3 июня король помиловал маркиза, вероятно, по ходатайству семьи Монтрей. Парламент допросил Шаде 10 июня, и он заявил, что Келлер была проституткой, которая охотно предоставляла ей услуги. Он отрицал, что связал ее, порезал ножом или прижег горячим воском, и заявил, что Келлер в то время не жаловалась на бичевание. Парламент ливров принял помилование короля и приказал Саду выплатить 100 милостыни заключенным. Сада вернули в тюрьму Пьер-Энсиз под письмом об аресте. 16 ноября король приказал освободить его при условии, что он останется в Ла Косте под присмотром. [47] [48]

Дело Аркейля получило широкую огласку, что вызвало серьезную обеспокоенность семей Сада и Монтрей за свою репутацию. [49] В июне 1769 года Рене-Пелажи родила второго сына, Донасьена-Клода-Армана, и Монтрей надеялись, что это поможет приручить Сада. [50] В июле 1770 года Сад вернулся в свой Бургундский полк, где столкнулся с некоторой враждебностью. Однако в марте 1771 года ему было присвоено звание магистра кавалерии, что означало официальную реабилитацию. Вскоре родилась дочь Мадлен-Лора. [51] Сад, по уши в долгах, был вынужден продать свои комиссионные, но это не спасло его от короткого пребывания в долговой тюрьме. [52]

В ноябре 1771 года 19-летняя сестра Рене-Пелажи, Анн-Проспер, посетила Садов в Ла Косте. У Сада возникла «фатальная страсть» к своей невестке, и возможно, у них начались сексуальные отношения. [53] В следующем году он посвятил себя театральным постановкам в Ла Косте и своей собственности в Мазане. Он понес большие расходы, нанимая профессиональных актеров и создавая сложные декорации. [54]

Марсельское дело и последствия

[ редактировать ]

В июне 1772 года Сад и его слуга Латур отправились в Марсель под предлогом получения займа. 27 июня они устроили тщательно инсценированную оргию с четырьмя проститутками. Оргия включала в себя половой акт, бичевание и, по словам некоторых свидетелей, как активный, так и пассивный анальный секс с участием Сада, Латура и одной из проституток. Шаде предлагала проституткам аниса со вкусом пастилки и шпанской мухой . Одной из проституток, Марианне Лаверн, стало плохо после того, как она съела пастилки. В тот вечер Шад занялся сексом с другой проституткой, Маргаритой Косте, которая серьезно заболела после того, как съела пастилки. Косте подал заявление в полицию, и после расследования был выдан ордер на арест Сада по обвинению в содомии и отравлении. [55] [56]

Шаде скрылся, а его жена заплатила Лаверне и Косте, чтобы те отозвали свои жалобы. Однако марсельский суд продолжил судебное преследование, заочно приговорив Сада и Латура 2 сентября к смертной казни. Приговор был подтвержден Счетной палатой Прованса в Эксе 11 сентября, а на следующий день Чучело Сада и Латура было сожжено. Сад теперь находился в Италии с Анной-Проспер, связной, которая превратила мадам де Монтрей в его непримиримого врага. Он написал своей теще из Италии, раскрыв свое местонахождение, и она использовала свое влияние, чтобы добиться его ареста и заключения в крепости Миоланс , входившей тогда в состав Сардинского королевства . [57] Он бежал из крепости 30 апреля 1773 года и вернулся во Францию. [58]

Сад едва избежал ареста в январе 1774 года, когда его предупредили о неизбежном полицейском рейде на его дом в Ла Косте, организованном мадам де Монтрей. После смерти Людовика XV в мае мадам де Монтрей успешно подала прошение о выдаче нового письма об аресте Сада от имени короля Людовика XVI . Тем временем Рене-Пелажи подала апелляцию на смертный приговор своему мужу. [59]

Дело Ла Косте и его последствия

[ редактировать ]

В сентябре 1774 года Сад и его жена наняли семь новых слуг для своей собственности в Ла Косте, в том числе молодого секретаря-мужчину и пять молодых женщин, всем около 15 лет. [60] Той зимой (1774–1775 гг.) Сад с молчаливого согласия жены устроил серию оргий со своими слугами. Хотя подробности неизвестны, вполне вероятно, что оргии включали половой акт и бичевание. [61] [62] В январе 1775 года семьи молодых женщин предъявили обвинения в похищении и совращении, и в Лионе началось уголовное расследование. Жена Сада организовала отправку трех девочек в монастыри и одну к аббату Саду, пока их раны не зажили. Одна из девочек осталась в Ла Косте и через несколько месяцев умерла от болезни. В июне Нанон Саблоньер, одна из служанок, участвовавших в оргиях Ла Кост, поссорилась с Садами и уехала, найдя убежище в монастыре. Опасаясь, что Нанон может дать компрометирующие показания, мадам де Монтрей ложно обвинила ее в краже и успешно подала прошение о выдаче Letter de Cashet. Нанон была арестована и заключена в тюрьму в Арле, где она оставалась более двух лет. В июле Сад, опасаясь ареста, уехал в Италию, где пробыл год. [63]

Дело Трейе и тюремное заключение

[ редактировать ]

В июне 1776 года Сад вернулся в Ла Кост и писал книгу путешествий « Путешествие по Италии» . Тем летом он нанял в качестве прислуги трех молодых женщин, в том числе 22-летнюю Катрин Трейе. В декабре он нанял еще четырех служанок. Трое из них ушли после одной ночи, заявив, что Шаде предлагал им деньги за секс. Они сообщили об этом отцу Трейе, и в январе он отправился в Ла Кост, чтобы забрать свою дочь. Он выстрелил в Сада из пистолета в упор, но тот дал осечку. После второй попытки застрелить его отец Трейе ушел и подал против Сада жалобу на похищение и совращение. [64]

Фрагмент «120 дней Содома» рукописи

Затем мадам де Монтрей написала Саду, сообщив ему, что его мать в Париже тяжело больна. Шаде и его жена прибыли 8 февраля 1777 года и обнаружили, что его мать умерла три недели назад. 13 февраля он был арестован по действующему протоколу и заключен в Венсенскую крепость. [65]

Теперь, когда Сад находится под стражей, парламент Прованса в Эксе согласился рассмотреть его апелляцию на приговор по обвинению в содомии и отравлении. 30 июня 1778 года суд отменил его приговор по делу об отравлении и назначил повторное рассмотрение дела по обвинению в разврате и педерастии . Госпожа де Монтрей, желая избежать позора судимости в семье, отправила своего представителя в Марсель, чтобы подкупить проституток и других потенциальных свидетелей. [66] [67] 14 июля 1778 года, после допроса Сада и других свидетелей, апелляционный суд отменил обвинительный приговор в содомии, признав его виновным только в «разврате и неумеренном распутстве». Ему дали небольшой штраф и запретили въезд в Марсель на три года. Однако он был немедленно повторно арестован на основании протокола об аресте и возвращен под стражу в полиции. [68] Шад сбежал из-под стражи, когда его перевели обратно в Париж, и вернулся в Ла Кост. 26 августа он был повторно арестован после полицейского рейда на его замок и возвращен в Венсенскую тюрьму. [69]

В тюрьме Сад вел обширную переписку, в основном с женой, и продолжал работать над «Путешествием по Италии» и рядом пьес. Летом 1782 года он написал «Диалог между священником и умирающим» и начал работу над «120 днями Содома». Венсенская тюрьма была закрыта в феврале 1784 года, а Сад был переведен в Бастилию, где он выпустил чистый экземпляр « 120 дней Содома» , который многие критики считают его первым крупным произведением. [70] [71] Сад начал работать над романом «Алина и Валькур» , завершил повести «Несчастья добродетели» (1787) и «Эжени де Франваль» (1788). [72] Поскольку революционная напряженность в Париже возросла, Сад был возмущен тем, что его ежедневные занятия были сокращены. 2 июля 1789 года он импровизировал мегафон и кричал прохожим внизу, что надзиратели убивают заключенных. В тот же вечер Шад был переведен в психиатрическую лечебницу в Шарантоне. 14 июля Бастилия была штурмована толпой революционеров, а бывшая камера Сада была разграблена и украдена его личные вещи, которые оставались там запечатанными. В марте 1790 года Национальное Учредительное собрание проголосовало за отмену Letters de Cachet , и 2 апреля Сад был освобожден из-под стражи. [73]

Свобода и заключение (1790–1801)

[ редактировать ]

После освобождения Сада его жена потребовала развода по закону, и брак был расторгнут в сентябре 1790 года. [74] В августе он встретил Мари-Констанс Кенне, 33-летнюю актрису, и у них завязались отношения, которые продлились до его смерти. [75] Сад теперь называл себя «Луи Садом, литератором» и пытался начать карьеру писателя. Его роман « Жюстина, или Несчастья добродетели» был опубликован анонимно в июне 1791 года. [76] В октябре его пьеса «Октьерн» открылась в Театре Мольера в Париже, но закрылась всего после двух представлений из-за волнений публики. [77]

Сад все активнее занимался политикой, поначалу поддерживая конституционную монархию. [78] Однако по мере роста республиканских настроений в 1792 году Сад оказался в политическом затруднении из-за своего благородного происхождения, общественной поддержки монархии и эмиграции двух его сыновей. [79] В марте состоялась премьера его пьесы «Подводник» в Итальянском театре , но она продлилась всего один вечер, когда якобинские активисты сорвали спектакль. [80] Он начал публично поддерживать более радикальные республиканские взгляды и стал более заметным в своей местной революционной секции « Секция пиков». После падения монархии в сентябре 1792 года он был назначен комиссаром секции по здравоохранению и благотворительным учреждениям, а в октябре 1793 года он был выбран для произнесения надгробной речи революционным мученикам Марату и Ле Пелетье . [81] В ноябре его секция поручила ему подать петицию против религии в Национальное собрание . Его речь, вероятно, оттолкнула Робеспьера и других членов конвента и его влиятельного Комитета общественной безопасности , которые пытались подавить атеизм и нападки на религию. [82] [83] В декабре 1793 года Сад был арестован и обвинен в «модератизме», связях с контрреволюционерами, антиреспубликанизме и «притворном патриотизме». [84] Он был вынесен на казнь 27 июля 1794 года ( 9 термидора ), но был спасен либо взяточничеством, либо бюрократической ошибкой. В тот день Робеспьер и его сторонники отпали от власти, положив конец господству террора и открыв путь к освобождению Сада из тюрьмы в октябре. [85]

Выйдя на свободу, Сад сосредоточился на литературе и своих личных делах. Он опубликовал серию анонимных романов: «Философия в спальне» и «Алина и Валькур» (1795), а также первые тома «Новой Жюстины и Джульетты» (1797–99). [86] У Сада были огромные долги, небольшой доход от собственности. [87] Воклюз и департамент ошибочно внес его в свой список эмигрантов, что сделало его уязвимым для ареста и конфискации имущества. [88] В октябре 1796 года он был вынужден продать Ла Кост, но большая часть выручки досталась его бывшей жене. [89] В 1798 году Сад безуспешно обратился к Полю Баррасу , лидеру режима Директории , с просьбой исключить его имя из списка эмигрантов. [90] Статус эмигранта Сад был окончательно аннулирован в декабре 1799 года, когда он еще глубже впал в бедность и был зарегистрирован как бедняк. [91]

В 1800 году Сад опубликовал «Преступления любви» — сборник рассказов, опубликованный под его собственным именем. Книга получила враждебные отзывы, появилась волна статей, в которых Сад назывался автором скандальной «Жюстины и Джульетты». [92]

Окончательное заключение и смерть (1801–1814)

[ редактировать ]
Сада Первая страница «Жюстины» , одного из произведений, за которое он был заключен в тюрьму.

Наполеоновское консульство расправлялось с общественной безнравственностью, и в марте 1801 года Сад был арестован в издательстве и помещен в тюрьму Сент-Пелажи . Запасы «Новой Жюстины и Джульетты» были конфискованы, а министр полиции Жозеф Фуше приказал задержать Сада без суда, поскольку он считал, что законы о порнографии не предусматривают достаточного наказания, и любой суд только увеличит известность Сада. [93] После попыток Сада соблазнить молодых заключенных в Сент-Пелажи, он был объявлен сумасшедшим с «распутным слабоумием» и переведен в приют Бисетр . [94]

После вмешательства семьи его снова перевели в приют Шарантон , где его бывшая жена и дети согласились оплатить его проживание и питание. [95] Мари-Констанции, выдававшей себя за его внебрачную дочь, разрешили жить там с ним. [96] Директор Шарантона аббат де Кульмье пытался управлять учреждением на гуманных принципах с упором на «моральное обращение» в соответствии с характером психического заболевания. Он разрешал Шаду писать, ставить и исполнять пьесы, а также поощрял балы, концерты, обеды и другие развлечения. В 1805 году Кульмье построил на территории театра на 200 мест. Спектакли, в которых участвовали профессиональные актеры и заключенные, вошли в моду и привлекли многих представителей элиты наполеоновского общества. [97]

Саду также разрешили писать. В апреле 1807 года он завершил Les journées de Florbelle» десятитомный распутный роман « . Роман был изъят после обыска полицией комнат Сада и Кенне. [98] Позже Шад написал в Шарантоне три обычных романа. [99]

Новый подход Кульмье к психотерапии и привилегии, предоставленные Саду, вызвали сильное сопротивление в официальных кругах. В 1810 году новые полицейские приказы поместили Сада в одиночную камеру и лишили его ручек и бумаги. Однако Кульмье постепенно восстановил большую часть привилегий Сада. [100]

В 1813 году правительство приказало Кулмье приостановить все театральные представления, балы и концерты. [101] К этому времени Шад состоял в сексуальных отношениях с Мадлен Леклерк, дочерью подростка служащего Шарантона. Эти отношения вызвали ужас у Кене и дальнейшие обвинения в аморальности в адрес Сада. [102] [103] В сентябре 1814 года новый директор Шарантона обратился к правительству реставрации Бурбонов с просьбой перевести Сада в другое учреждение. [104] Однако Сад был серьезно болен. Он умер 2 декабря 1814 года после приступа «гангренозной лихорадки». [105]

Сад оставил в своем завещании инструкции с просьбой похоронить его в его поместье в Мальмезоне без вскрытия или «любой помпы». Однако Мальмезон был продан несколькими годами ранее, а Шад был похоронен с религиозными обрядами в Шарантоне. Позже его череп был извлечен из могилы для френологического исследования. [106] Его выживший сын Клод-Арман сжег все оставшиеся неопубликованные рукописи, в том числе « Les Journées de Florbelle» . [107]

Маршалл пишет, что «известное поведение Сада (включающее лишь избиение горничной и оргию с несколькими проститутками) сильно отходит от клинической картины активного садизма». [5] Филлипс заявляет, что «нет никаких оснований полагать, что какое-либо из этих действий было связано с принуждением». [108] Дворкин, однако, утверждает, что проблема заключается в том, верят ли Саду или его обвинителям-женщинам, и что поклонники Сада «пытаются оправдать, упростить или отрицать (хотя существуют записи, подтверждающие факты) каждое нападение, которое Сад когда-либо совершал против женщин и девочек. " [6] Грей заявляет, что Сад занимался «психическим терроризмом» и что «садизм Сада часто был скорее психическим, чем телесным». [109] По словам Бонги, Шаде совершил «преступления физического насилия, совершенные во время сексуальных посягательств на незадачливых проституток. Такие нападения, усугубленные угрозами смертью и элементом рецидивизма, сегодня могут легко поставить преступника в аналогичные трудности». [110]

Политические, религиозные и философские взгляды

[ редактировать ]

Джон Филлипс утверждает, что взгляды Сада нелегко определить из-за «трудности отличить один авторский голос» от множества персонажей его произведений. Даже в письмах Сада он часто играл роль, которая приводит к «полной невозможности идентифицировать настоящего Сада по его произведениям». Аргументы, которые его персонажи используют для оправдания своего более радикального поведения, часто представляют собой сатиру, пародию и иронию. [111]

Джеффри Горер утверждает, что Сад был в оппозиции к современным мыслителям как из-за своего «полного и постоянного отрицания права на собственность», так и из-за того, что он рассматривал политический конфликт во Франции конца XVIII века как конфликт между «короной, буржуазией , аристократия или духовенство, или групповые интересы любого из них друг против друга», а скорее все они «более или менее объединились против народа». Таким образом, утверждал Горер, «его можно с некоторой справедливостью назвать первым разумным социалистом ». [112]

Питер Маршалл считает Сада предшественником анархизма, поскольку он был либертарианцем в своем стремлении расширить человеческую свободу и предполагал общество без законов. Однако в конечном итоге Сад выступал за общество с минимальными законами. [9]

Маршалл пишет, что Сад был сторонником бесплатных общественных борделей, оплачиваемых государством, чтобы уменьшить количество сексуальных преступлений и удовлетворить желание людей командовать и подчиняться. [113] Дворкин, однако, заявляет, что это предложение касалось принудительной проституции с детства, когда женщины и девочки могли быть изнасилованы мужчинами. [114] Предложение поступило от одного из вымышленных персонажей Сада, Ле Шевалье, из романа «Философия в спальне» . [115] Филлипс утверждает, что взгляды героев Сада не всегда могут быть приписаны Саду . [116] Грей предлагает воспринимать речь Ле Шевалье как подрывную иронию. [117]

Морис Левер, Лоуренс Луи Бонжи и Франсин дю Плесси Грей представляют Сада как политического оппортуниста, единственными последовательными принципами которого были распутство, атеизм, противодействие смертной казни и защита собственной собственности и аристократических привилегий. [118] [119] [120] До революции Сад настаивал на соблюдении феодальных обычаев. [121] После революции он поддержал конституционную монархию, потому что это была преобладающая тенденция. После свержения короля он публично выступал за республиканизм только для того, чтобы защитить себя от ареста как сторонника монархии. [122] Грей заключает, что «безжалостно оппортунистический в своих публичных позициях, маркиз ci-devant … был непоколебимым умеренным человеком, ужасающимся политическим излишествам». [123]

Альбер Камю , писавший в 1951 году, утверждал, что Сад поставил сексуальное влечение в центр своих мыслей. Половое влечение естественно, но это слепая сила, которая доминирует над человеком. Свержение в 1792 году короля, правившего по божественному праву, обязательно означало отказ от системы закона и морали, санкционированной Богом и сувереном. Вместо этого Сад выступал за абсолютную моральную свободу, позволяющую страстям править. Если удовлетворение страстей связано с такими преступлениями, как убийство, то это соответствует законам природы, ибо разрушение необходимо для созидания. Но если убийство лицензируется, все рискуют быть убитыми. Следовательно, абсолютная свобода должна предполагать борьбу за доминирование. Для Камю Сад защищал свободу желаний немногих, которая требовала порабощения большинства. Таким образом, Сад стал прообразом тоталитаризма во имя свободы. [124]

Филлипс утверждает, что Сад находился под сильным влиянием материализма Ламетри и Гольбаха и детерминизма Юма . Бога не существует, а человек и вселенная — не что иное, как материя, которая бесконечно разрушается и перестраивается, никогда не погибая. Свободная воля — это иллюзия, поскольку все имеет причину, определяемую материалистическими законами природы. Поэтому характер развратников определен природой, и бессмысленно наказывать их за то, за что они не несут моральной ответственности. Распутники Сада иногда подменяют Бога природой, рассматривая ее как разрушительную силу, законы которой необходимо уважать, но иногда видят в природе соперника своей собственной власти. [125]

Джон Грей утверждает, что философия Сада по своей сути религиозна, поскольку она заменяет Бога природой. Однако это также сбивает с толку, поскольку он выступает против природы, тем не менее, выступая за то, чтобы люди следовали «разрушительным импульсам» природы. [126]

Лестер Крокер утверждает, что Сад был первым, кто сконструировал «полную систему нигилизма со всеми его последствиями, разветвлениями и последствиями». [127] Сад считал, что мораль — это всего лишь человеческие условности и что люди имеют право игнорировать законы и моральные заповеди, противоречащие законам природы, и преследовать цели, соответствующие природе. Его развратники утверждают, что такие человеческие добродетели, как благотворительность, жалость и уважение к родителям, противоречат природе и их следует избегать, тогда как убийство и воровство являются естественными страстями, и их следует преследовать. [128] Единственная человеческая ценность для Сада — это эгоистическая погоня за страстями. Первичной страстью является половое влечение, которое неразрывно связано со страстью к разрушению, насилию и доминированию. [129] Для распутников Сада преступление не только необходимо для установления и сохранения своего господства, но и само по себе удовольствие. Они выстраивают иерархию удовольствий от преступлений, согласно которой простая неспособность помочь нуждающимся доставляет наименьшее удовольствие, а пытки и убийства детей — наибольшее. [130]

Крокер утверждает, что Сад предвосхитил Фрейда, постулируя главенство полового влечения и связывая его с деструктивными импульсами. Однако он считает нигилизм Сада внутренне непоследовательным, поскольку он выводит ценности из природы и постулирует одну человеческую ценность, что противоречит его утверждению об отсутствии объективных моральных законов и оставляет открытой возможность того, что другие человеческие ценности могут быть постулированы, а моральные законы выведены из природы. . [131]

Критический прием

[ редактировать ]

Современные критики в целом относились к произведениям Сада враждебно. Когда в 1791 году состоялась премьера его пьесы «Октьерн» , критик журнала «Moniteur» заявил: «В пьесе есть интерес и энергия, но роль Октьерна — это отвратительное злодеяние». [132] Анонимные «Жюстина и Джульетта» были восприняты как непристойные произведения. В обзоре Жюстин , опубликованном в Journal Général de France, говорится, что, хотя Сад продемонстрировал «богатое и блестящее» воображение, «трудно не закрыть книгу часто из-за отвращения и негодования». [133] Ходили слухи, что Дантон и Робеспьер использовали Жюстин как средство для мастурбации и для разжигания в них жажды крови. [134] Ретиф де ла Бретонн опубликовал « АнтиЖюстину» в 1798 году. [135] К 1800 году многие авторы приписывали Жюстин Саду. Сада Один рецензент назвал «Преступления любви» «отвратительной книгой, написанной человеком, подозреваемым в написании еще более ужасной книги». [136]

В основном враждебный прием продолжался на протяжении всего XIX века. Французский историк Жюль Мишле назвал Сада «почетным профессором криминологии». Хотя такие писатели, как Бодлер, Флобер, Стендаль, Байрон и По, выражали восхищение творчеством Сада, [137] Суинберну они показались непреднамеренно забавными, а Анатоль Франс сказал: «Самый опасный ингредиент в них — смертельная доза скуки». [138] В 1886 году сексолог Крафт-Эббинг рассматривал работу Сада как сборник сексуальных патологий и дал термину «садизм» клиническое определение. [139]

Интерес к Саду возрос в 20 веке. Его биограф Лоуренс Луи Бонги пишет: «За прошедшие годы было изобретено много разных Садов, и почти всегда со страстной враждебностью по отношению к противоположным или даже дополняющим друг друга определениям человека». [140] В 1909 году Гийом Аполлинер назвал его «самым свободным духом, который когда-либо существовал». [141] Андре Бретон назвал его «сюрреалистом в садизме», приверженным «тотальному освобождению, как социальному, так и моральному». [142] Другие считают его предшественником Ницше. [7] и Фрейд. [140] В своей статье вскоре после Второй мировой войны Раймон Кено утверждал, что моральная вселенная Сада является прообразом национал-социализма. [143]

Симона де Бовуар в своем эссе «Должны ли мы сжечь Сада?» (опубликовано в 1951–52) утверждал, что, хотя Сад — писатель второго ранга и «нечитаемый», его ценность заставляет нас переосмыслить «истинную природу отношений человека к человеку». [144]

После того, как работы Сада стали свободно доступны в неочищенных изданиях во Франции, США и Великобритании в 1960-х годах, критический интерес к Саду усилился. В 1971 году Ролан Барт опубликовал влиятельный текстовый анализ « Сад, Фурье, Лойола», который в значительной степени сопротивлялся психологическим, социальным и биографическим интерпретациям его работ. [145]

Ряд известных женщин-комментаторов похвалили Сада. Анджела Картер, писавшая в 1978 году, утверждала, что Шад поставил порнографию на службу женщинам, требуя для них права на свободную сексуальность и изображая их на руководящих постах. [146] Камилла Палья , написавшая в 1990 году, представила Сада как строгого философа властных отношений и сексуальности, которого недооценивали в американских научных кругах, поскольку его акцент на насилии было трудно принять. [147] Она утверждала, что Сада лучше всего понимать как сатирика, отвечающего «по пунктам» на утверждения Руссо о том, что общество подавляет и развращает врожденную доброту человечества. [148] Анни Лебрен похвалила Шада за его акцент на сексуальности и теле: [149] и утверждал, что Сада следует читать как поэзию, и что его лучше всего ценят поэты. [150]

Напротив, Андреа Дворкин пишет, что в произведениях Сада женщины по своей природе являются проститутками, а мужчины имеют естественное право насиловать женщин. Распутницы-женщины наслаждаются властью только в том виде, в каком ее понимают развратники-мужчины, и только до тех пор, пока они принимают жестокую мужскую сексуальность. [12]

В 1990 году работа Сада была опубликована во французской серии Bibliothèque de la Pléiade , которую Роджер Шаттак называет «честью, соответствующей допуску художника в Лувр». [151] В 2014 году французский писатель Пьер Гийота сказал: «Сад — в каком-то смысле наш Шекспир . У него то же чувство трагизма, то же безграничное величие». [152]

Андреа Дворкин в 1981 году осудила почитание Сада как почитание насилия над женщинами. [12] Роджер Шаттак, писавший в 1996 году, утверждал, что писатели, которые пытаются реабилитировать Сада, уделяют слишком много внимания абстрактным понятиям трансгрессии, языковой игры и иронии и маргинализируют сексуальное насилие, лежащее в основе его жизни и творчества. [151] Он заявил, что произведения Сада, скорее всего, будут вредны для молодых и «несформированных умов». [13] Французский интеллектуал Мишель Онфре утверждает: «с интеллектуальной точки зрения странно делать Сада героем... Даже по мнению его наиболее поклоняющихся герою биографов, этот человек был сексуальным преступником». [152]

Культурное влияние

[ редактировать ]

Крокер видит интеллектуальное влияние Сада в XIX веке, отраженное в таких писателях, как Стендаль, Бодлер и Достоевский, а также в таких мыслителях, как Штирнер и Ницше. Однако он утверждает, что наибольшее влияние Сад оказал на ХХ век. В 1963 году Крокер писал: «Сад самым громким голосом обращается к нашему времени... ибо именно нашему веку пришлось жить по истинам, которые он открыл... Именно в двадцатом веке провал рационализма проявился в истории. и психология погрузили наше искусство, а зачастую и наши действия в абсурд нигилизма». [153]

Изображение маркиза де Сада Х. Биберштейна в произведении «Маркиз Сад» , Гийом Аполлинер (ред.), Библиотека любопытных, Париж, 1912 г.

Сад также вошел в западную культуру как пример сексуальной патологии. Сексуальный садизм , психическое состояние, названное в честь Сада, определяется как переживание сексуального возбуждения в ответ на сильную боль, страдание или унижение, причиняемое без согласия (как описано Садом в его романах). другим [154] Для описания этого состояния использовались и другие термины, которые могут совпадать с другими сексуальными предпочтениями, которые также связаны с причинением боли. Это отличается от ситуаций, когда дающие согласие люди используют легкую или симулированную боль или унижение для сексуального возбуждения. [155]

После Второй мировой войны Сад привлек растущий интерес со стороны таких интеллектуалов, как Жорж Батай , Мишель Фуко , Камиль Палья и других, как один из первых мыслителей по вопросам сексуальности, тела, трансгрессии и нигилизма. [156] [157]

А. Д. Фарр предположил, что произведения Сада, особенно «Философия в спальне», повлияли на последующее медицинское и социальное признание абортов в западном обществе. [158] Дворкин, однако, утверждает, что Сад превозносил аборт лишь как форму убийства, которую он сексуализировал. Он чаще выступал за убийство беременных женщин. [159] Филлипс утверждает, что сексуальное раскрепощение 1960-х годов было результатом сложных социальных факторов и доступности противозачаточных таблеток, а не идей Сада. [160]

Произведения Сада добились коммерческого успеха с тех пор, как в 1960-х годах они стали свободно доступны. Только американское издание « Жюстины и философии в спальне» было продано 350 000 экземпляров с 1965 по 1990 год и около 4 000 экземпляров в год с 1990 по 1996 год. [161] Шаттук рассматривает культурную реабилитацию Сада после Второй мировой войны как «жуткое постницшеанское желание смерти». [162] Отмечая, что Сад был возведен во французский литературный канон и что серийные убийцы Ян Брэди и Тед Банди читали Сада и восхищались им, он заключает, что «обильно иллюстрированный моральный нигилизм Сада вошел в нашу культурную кровь на самом высоком интеллектуальном и самом низком криминальном уровне». [163]

Филлипс, напротив, утверждает, что непреходящее наследие Сада заключается в замене богословских интерпретаций мира материалистическим гуманизмом, что способствует созданию «современного интеллектуального климата, в котором ко всем абсолютизмам относятся с подозрением». [164]

Культурные представления о жизни и творчестве Сада увеличились с начала 20 века, особенно среди художников, интересующихся темами свободы и человеческой сексуальности. [165] Сюрреалисты, такие как Бретон и Элюар, высоко ценили Сада, а Ман Рэй, Сальвадор Дали, Луи Бунюэль и другие представляли Сада и садейские темы в искусстве и кино. Влияние Сада на искусство продолжалось и после Второй мировой войны, включая пьесы «Марат/Сад» (Питер Вайс, 1964) и «Мадам де Сад» (Мисима, 1965), а также фильмы «Сало» (Пазолини, 1975) и «Перо» (Кауфман, 2000). [165] [166]

Сочинения Сада включают романы, рассказы, пьесы, диалоги, рассказы о путешествиях, эссе, письма, журналы и политические трактаты. Многие из его работ были утеряны или уничтожены. [167]

Распутные романы

[ редактировать ]

Сад наиболее известен своими распутными романами, в которых графические описания секса и насилия сочетаются с длинными дидактическими отрывками, в которых его персонажи обсуждают моральные, религиозные, политические и философские последствия своих действий. Персонажи совершают самые разные действия, включая богохульство, половые сношения, инцест, содомию, бичевание, копрофилию , некрофилию , а также изнасилования, пытки и убийства взрослых и детей. Распутники утверждают, что эти действия соответствуют законам природы. [168] Основные распутные романы Сада - « 120 дней Содома» (написаны в 1785 г., впервые опубликованы в 1899 г.), «Жюстина» (две версии, опубликованы в 1791 и 1797–99 гг.), «Философия в спальне» (роман-диалог, опубликован в 1795 г.) и «Джульетта» (опубликована в 1797 г.) . –99). [169] Распутные романы включают элементы порнографии, готической фантастики , морально-дидактических сказок, мрачных сказок в манере братьев Гримм , социальной, политической и литературной сатиры. [170]

Другие романы и рассказы

[ редактировать ]

Первым значительным прозаическим произведением Сада стал « Диалог между священником и умирающим», написанный в 1782 году, когда он находился в тюрьме. Работа не является порнографической, но обрисовывает в общих чертах некоторые из его основных тем, включая несуществование Бога или загробной жизни, природу как полубожественную, материализм и детерминизм, постоянный поток живой материи, релятивистскую и прагматическую мораль и защиту распутство. [171] В тюрьме он написал эпистолярный роман «Алина и Валькур» (опубликован в 1795 году) и повесть «Несчастья добродетели» , которую позже расширил до двух версий « Жюстин» . [172] Он также написал около пятидесяти рассказов, одиннадцать из которых были опубликованы под его собственным именем в сборнике «Преступления любви» в 1800 году. Сказки не были порнографическими, но содержали темы инцеста, распутства и катастроф. [173]

В 1812–1813 годах, находясь в психиатрической больнице Шарантон, он написал три традиционных исторических романа: «Аделаида Брауншвейгская, принцесса Саксонская» ; Тайная история Изабеллы Баварской ; и Маркиза де Ганж . [174]

Сад всю жизнь интересовался театром и за время своего первого длительного заключения написал около двадцати пьес. [175] Октьерн и Ле Суборнер были профессионально поставлены после его освобождения, и он организовал еще несколько полупрофессиональных постановок, когда он находился в приюте в Шарантоне. [176] По словам критика Джона Филлипса, «перезаписанные мелодрамы, которые он сочинил для театра, до сих пор не вызвали большого критического интереса и вряд ли когда-либо вызовут». [177]

Очерки и политические трактаты

[ редактировать ]

«Размышления о романе» Сада были опубликованы в качестве предисловия к сборнику «Преступления любви » в 1800 году. Сад рассматривает развитие романа от классических времен до XVIII века и дает правила для начинающих романистов. [178] Сад советовал писателям не отходить от возможного; не прерывать сюжет повторяющимися или второстепенными происшествиями; что автор должен оставить своим героям любое необходимое морализаторство; и что автору не следует писать в первую очередь ради денег. Филлипс и Эдмунд Уилсон высоко оценили знание Садом истории европейской художественной литературы, отметив при этом, что в своих распутных романах он нарушил большинство своих собственных принципов написания хорошей художественной литературы. [178] [179]

Среди общепризнанных политических сочинений Сада - его «Обращение к королю» (1791 г.), памфлет «Идея о методе утверждения законов» (1792 г.) и его восхваление революционеров Марата и Ле Пелетье (1793 г.). В своем обращении 1791 года Сад выступал за конституционную монархию. [180] В брошюре 1792 года Сад утверждал, что все законы, принятые законодательным органом, должны быть ратифицированы местными собраниями активных граждан. В своей хвалебной речи 1793 года он похвалил Марата и Ле Пелетье как «возвышенных мучеников свободы». Филлипс, Грей и другие размышляли о том, выражают ли эти сочинения реальные политические взгляды Сада или являются пародиями или упражнениями в политической целесообразности, чтобы предотвратить его возможное преследование как бывшего аристократа. [181] [182]

Письма и журналы

[ редактировать ]

После его смерти было опубликовано более 200 писем Сада, в основном написанных его жене из тюрьмы. [183] Сохранились также журналы Сада за 1807–1808 годы и июль – декабрь 1814 года. [184] Бонги назвал свои тюремные письма «своим непреходящим литературным достижением». [185] Ричард Сивер заявляет, что тюремное письмо «раскрывает больше об этом самом загадочном из людей, чем любая другая его работа». [186] Филлипс предупреждает, что в своих письмах и дневниках Шад часто играл роль и создавал вымышленную версию самого себя. [187]

Наследие

[ редактировать ]
Замок Лакост над Лакостом , резиденция Сада; в настоящее время место проведения театральных фестивалей

На протяжении многих лет потомки Сада считали его жизнь и творчество скандалом, который следует замалчивать. Ситуация не менялась до середины 20-го века, когда граф Ксавье де Сад вернул себе титул маркиза, давно вышедший из употребления. [188] и заинтересовался сочинениями своего предка. [188] Впоследствии он обнаружил хранилище бумаг Сада в семейном замке Конде-ан-Бри и десятилетиями работал с учеными, чтобы обеспечить их публикацию. [2] Его младший сын, маркиз Тибо де Сад, продолжил сотрудничество. Семья также заявила права на товарный знак на это имя. [189] Семья продала замок Конде в 1983 году. [190] Помимо рукописей, которые они хранят, другие хранятся в университетах и ​​библиотеках. Однако многие из них были потеряны в XVIII и XIX веках. Значительное их количество было уничтожено после смерти Сада по наущению его сына Донатьена-Клода-Армана. [167]

Любимый замок Сада в Лакосте был куплен и частично восстановлен Пьером Карденом . После реставрации он использовался как место проведения театральных и музыкальных фестивалей. [191] [192]

Документы Сада, найденные в 1948 году, легли в основу важной биографии Сада Жильбера Лели, опубликованной в двух томах в 1952 и 1957 годах. С 1949 года постепенно публиковались тома писем, журналов и других личных документов Сада. В 1966 году французский издатель Жан- Жак Повер опубликовал 30-томное полное собрание своих сочинений. [193] С 1990 года произведения Сада публиковались во французском издании «Плеяда». [151]

См. также

[ редактировать ]

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Бонги, Лоуренс Луи (1998). Сад: Биографический очерк . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  0-226-06420-4 .
  • Камю, Альбер (1953). Бунтарь . Перевод Бауэра, Энтони. Лондон: Хэмиш Гамильтон.
  • Картер, Анджела (1978). Садеанская женщина и идеология порнографии . Нью-Йорк: Книги Пантеона. ISBN  0-394-75893-5 .
  • Крокер, Лестер Г. (1963). Природа и культура: этическая мысль во французском Просвещении . Балтимор: Пресса Джонса Хопкинса.
  • Дворкин, Андреа (1981). Порнография: Мужчины, владеющие женщинами . Лондон: Женская пресса. ISBN  0-7043-3876-9 .
  • Горер, Джеффри (1964). Революционные идеи маркиза де Сада (3-е изд.). Лондон: Книги Пантеры.
  • Грей, Франсин дю Плесси (1998). Дома с маркизом де Садом: жизнь . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN  0-684-80007-1 .
  • Грей, Джон (2018). Семь типов атеизма . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру.
  • Левер, Морис (1993). Маркиз де Сад, биография . Перевод Голдхаммера, Артура. Лондон: Харпер Коллинз. ISBN  0-246-13666-9 .
  • С любовью, Бренда (2002). Энциклопедия необычных сексуальных практик . Лондон: Абакус. ISBN  978-0-349-11535-1 .
  • Маршалл, Питер (2008). Требуя невозможного: история анархизма . Окленд: PM Press. ISBN  978-1-60486-064-1 .
  • Палья, Камилла (1990). Сексуальные личности: искусство и декаданс от Нефертити до Эмили Дикинсон . Нью-Йорк: Винтаж. ISBN  0-679-73579-8 .
  • Филлипс, Джон (2005). Как читать Сада . Нью-Йорк: WW Нортон и компания. ISBN  0-393-32822-8 .
  • Куинэн, Джо (2004). Недовольные . Филадельфия: Бегущая пресса. ISBN  978-0-7624-1697-4 .
  • Сад, Донасьен Альфонс Франсуа, маркиз де (1965). Сивер, Ричард ; Уэйнхаус, Острин (ред.). Полное собрание Жюстин, «Философия в спальне» и другие произведения . Гроув Пресс.
  • Сад, Донасьен Альфонс Франсуа, маркиз де (2000). Сивер, Ричард (ред.). Письма из тюрьмы . Лондон: Харвилл Пресс. ISBN  1-86046-807-1 .
  • Шеффер, Нил (2000). Маркиз де Сад: жизнь . Нью-Йорк: Кнопф Даблдей. ISBN  978-0-67400-392-7 .
  • Шаттак, Роджер (1996). Запретное знание: от Прометея до порнографии . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN  0-312-14602-7 .
  1. ^ Сад, маркиз де (1999). Сивер, Ричард (ред.). Письма из тюрьмы . Нью-Йорк: Издательство Arcade Publishing. ISBN  978-1559704113 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Перротте, Тони (февраль 2015 г.). «Кем был маркиз де Сад?» . Смитсоновский журнал. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 25 января 2015 г.
  3. ^ Филлипс (2005) , с. 1
  4. ^ Маршалл (2008) , с. 145
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маршалл (2008) , с. 144
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дворкин 1981 , стр. 80–84, 92–91.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филлипс (2005) , с. 22
  8. ^ Бонги (1998) , стр. 293–94
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маршалл (2008) , стр. 143–49.
  10. ^ Филлипс (2005) , стр. 116–117.
  11. ^ Филлипс (2005) , с. 118
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дворкин (1981) , стр. 94–95, 98–100.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шаттак (1996) , стр. 292–93, 298–99.
  14. ^ Левер (1993) , стр. 13–33.
  15. ^ Левер (1993) , с. 33
  16. ^ Шеффер (2000) , с. 7
  17. ^ Левер (1993) , стр. 36–40.
  18. ^ Левер (1993) , с. 49
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шеффер (2000) , стр. 7–11.
  20. ^ Левер (1993) , стр. 51–52.
  21. ^ Левер (1993) , стр. 53, 60.
  22. ^ Левер (1993) , стр. 42, 46–48.
  23. ^ Шеффер (2000) , стр. 12–13.
  24. ^ Левер (1993) , стр. 60–61.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шеффер (2000) , стр. 20–22.
  26. ^ Левер (1993) , стр. 62–64.
  27. ^ Левер (1993) , стр. 66–67, 70–72.
  28. ^ «Одноименный садист» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 27 октября 2015 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
  29. ^ Шеффер (2000) , стр. 24–25.
  30. ^ Левер (1993) , стр. 77–78.
  31. ^ Шеффер (2000) , стр. 26–27.
  32. ^ Шеффер (2000) , с. 21
  33. ^ Шеффер (2000) , стр. 28–32.
  34. ^ Левер (1993) , стр. 91–94.
  35. ^ Левер (1993) , стр. 97–99.
  36. ^ Левер (1993) , стр. 99–101.
  37. ^ Левер (1993) , стр. 101–102.
  38. ^ Шеффер (2000) , стр. 39–41.
  39. ^ Левер (1993) , стр. 105–109.
  40. ^ Шеффер (2000) , стр. 45–49.
  41. ^ Любовь (2002) , с. 145
  42. ^ Левер (1993) , с. 121
  43. ^ Левер (1993) , стр. 119–23.
  44. ^ Шеффер (2000) , стр. 64–67.
  45. ^ Левер (1993) , стр. 125–44.
  46. ^ Левер (1993) , стр. 150–51.
  47. ^ Левер (1993) , стр. 153–70.
  48. ^ Шеффер (2000) , стр. 89–102.
  49. ^ Левер (1993) , стр. 171–74.
  50. ^ Левер (1993) , с. 180
  51. ^ Левер (1993) , стр. 184–86.
  52. ^ Левер (1993) , стр. 187–88.
  53. ^ Левер (1993) , стр. 188–91.
  54. ^ Левер (1993) , стр. 192–93.
  55. ^ Левер (1993) , стр. 194–206.
  56. ^ Шеффер (2000) , стр. 125–30, 137.
  57. ^ Левер (1993) , стр. 206–16.
  58. ^ Левер (1993) , стр. 227–29.
  59. ^ Левер (1993) , стр. 230–46.
  60. ^ Левер (1993) , стр. 246–47.
  61. ^ Левер (1993) , стр. 248–50.
  62. ^ Шеффер (2000) , стр. 178, 192.
  63. ^ Левер (1993) , стр. 248–50, 270.
  64. ^ Левер (1993) , стр. 272–79.
  65. ^ Шеффер (2000) , стр. 215–18.
  66. ^ Левер (1993) , стр. 290–93.
  67. ^ Шеффер (2000) , стр. 237–38.
  68. ^ Левер (1993) , стр. 290–94.
  69. ^ Левер (1993) , стр. 294–304.
  70. ^ Левер (1993) , стр. 319–49.
  71. ^ Шеффер (2000) , с. 321
  72. ^ Левер (1993) , стр. 349–50.
  73. ^ Левер (1993) , стр. 350–54.
  74. ^ Шеффер (2000) , с. 406
  75. ^ Левер (1993) , стр. 388–89.
  76. ^ Левер (1993) , стр. 382–84.
  77. ^ Левер (1993) , стр. 378–81.
  78. ^ Левер (1993) , стр. 407–10, 414–16.
  79. ^ Левер (1993) , стр. 420–22, 435–36.
  80. ^ Левер (1993) , стр. 379–81.
  81. ^ Шеффер (2000) , стр. 427, 435.
  82. ^ Шеффер (2000) , стр. 436–37, 443.
  83. ^ Левер (1993) , стр. 447–49.
  84. ^ Левер (1993) , стр. 458–59.
  85. ^ Левер (1993) , стр. 463, 466–67.
  86. ^ Левер (1993) , с. 471, 497-99
  87. ^ Левер (1993) , стр. 472–73.
  88. ^ Левер (1993) , стр. 421–22.
  89. ^ Левер (1993) , с. 485
  90. ^ Левер (1993) , стр. 494–95.
  91. ^ Левер (1993) , с. 506
  92. ^ Левер (1993) , стр. 509–11.
  93. ^ Левер (1993) , стр. 513–16.
  94. ^ Левер (1993) , стр. 512–19.
  95. ^ Шеффер (2000) , с. 479
  96. ^ Левер (1993) , с. 524
  97. ^ Левер (1993) , стр. 523–28.
  98. ^ Шеффер (2000) , стр. 492–93.
  99. ^ Шеффер (2000) , стр. 504–05.
  100. ^ Левер (1993) , с. 546
  101. ^ Левер (1993) , стр. 557–58.
  102. ^ Левер (1993) , с. 559-61
  103. ^ Шеффер (2000) , стр. 509–10.
  104. ^ Левер (1993) , стр. 558–59.
  105. ^ Левер (1993) , стр. 563–64.
  106. ^ Левер (1993) , стр. 565–67.
  107. ^ Левер (1993) , с. 525
  108. ^ Филлипс 2005 , с. 17.
  109. ^ Грей 1998 , с. 162.
  110. ^ Бонги 1998 , с. 215-16.
  111. ^ Филлипс (2005) , стр. 10–12, 16, 27–28, 34.
  112. ^ Горер (1964) , с. 142
  113. ^ Маршалл (2008) , стр. 147–148.
  114. ^ Дворкин 1981 , с. 98.
  115. ^ Саид 1965 , стр. 295, 316–323.
  116. ^ Филлипс 2005 , стр. 10–11, 16.
  117. ^ Грей 1998 , с. 358-60.
  118. ^ Левер (1993) , стр. 419–420.
  119. ^ Бонги (1998) , стр. 222, 227–32, 236–37
  120. ^ Грей (1998) , стр. 313–315.
  121. ^ Левер (1993) , с. 150-51
  122. ^ Левер (1993) , стр. 435–36.
  123. ^ Грей (1998) , с. 315
  124. ^ Камю, Альбер (1953). Бунтарь . Перевод Бауэра, Энтони. Лондон: Хэмиш Гамильтон. стр. 32–43.
  125. ^ Филлипс (2005) , стр. 9–10, 30–34.
  126. ^ Грей (2018) , стр. 94–104.
  127. ^ Крокер (1963) , с. 399
  128. ^ Крокер (1963) , с. 401-402, 410
  129. ^ Крокер (1963) , с. 414
  130. ^ Крокер (1963) , с. 406
  131. ^ Крокер (1963) , стр. 215–16, 225.
  132. ^ Левер (1993) , с. 380
  133. ^ Грей (1998) , стр. 370–71.
  134. ^ Бонги (1998) , с. 281-82
  135. ^ Филлипс (2005) , с. 60
  136. ^ Грей (1998) , стр. 370–71, 374.
  137. ^ Филлипс (2005) , с. 3
  138. ^ Бонги (1998) , с. 284-89
  139. ^ Бонги (1998) , стр. 289–90
  140. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бонги (1998) , с. 213
  141. ^ Куинэн, Джо (2004). Недовольные . Филадельфия, Пенсильвания: Бегущая пресса. п. 519. ИСБН  978-0-7624-1697-4 .
  142. ^ Бонги (1998) , с. 293
  143. ^ Бонги (1998) , с. 294
  144. ^ Бонги (1998) , с. 295
  145. ^ Бонги (1998) , с. 297
  146. ^ Картер (1978) , стр. 36–37.
  147. ^ Бонги (1998) , стр. 299–300
  148. ^ Палья (1990) Гл. 8
  149. ^ Филлипс (2005) , с. 30
  150. ^ Бонги (1998) , с. 298
  151. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шаттак (1996) , с. 254
  152. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Маркиз де Сад: бунтарь, извращенец, насильник… герой?» . Независимый . Лондон, Англия: Independent Print Ltd., 14 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. . Проверено 10 ноября 2018 г.
  153. ^ Крокер (1963) , стр. 420–21.
  154. ^ Американская психиатрическая ассоциация. (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (5-е изд.). Арлингтон, Вирджиния: Американское психиатрическое издательство.
  155. ^ Фройнд К. и Бланшар Р. (1986). Понятие расстройства ухаживания. Журнал секса и супружеской терапии, 12, 79–92.
  156. ^ Шаттак (1996) , стр. 241–244, 247–248, 252.
  157. ^ Эрибон, Дидье (1991) [1989]. Мишель Фуко . Бетси Винг (переводчик). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 31 . ISBN  978-0674572867 .
  158. ^ А.Д. Фарр (1980). «Маркиз де Сад и искусственный аборт» . Журнал медицинской этики . 6 (1): 7–10. дои : 10.1136/jme.6.1.7 . ПМЦ   1154775 . ПМИД   6990001 .
  159. ^ Дворкин (1981) , стр. 96–97.
  160. ^ Филлипс (2005) , с. 108
  161. ^ Шаттук (1996) , с. 283
  162. ^ Шаттук (1996) , с. 239
  163. ^ Шаттук (1996) , стр. 268, 283.
  164. ^ Филлипс (2005) , с. 109
  165. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филлипс (2005) , стр. 108–09, 118.
  166. ^ Шаттук (1996) , с. 251
  167. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сивер (2000) , с. 4
  168. ^ Филлипс (2005) , стр. 5, 68, 82–83.
  169. ^ Филлипс (2005) , с. 4
  170. ^ Филлипс (2005) , с. 8, 11, 59, 70-71, 80
  171. ^ Филлипс (2005) , с. 27-28
  172. ^ Филлипс (2005) , с. 20-24, 113
  173. ^ Филлипс (2005) , с. 58
  174. ^ Филлипс (2005) , с. 114
  175. ^ Филлипс (2005) , с. 7
  176. ^ Грей (1998) , стр. 315–16, 387.
  177. ^ Филлипс (2005) , с. 2
  178. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филлипс (2005) , стр. 56–62.
  179. ^ Маркиз де Сад, Донасьен Альфонс Франсуа (1966). «Введение редактора в Les Crimes de l'Amour». В Уэйнхаусе, Острин; Сивер, Ричард (ред.). 120 дней Содома и другие сочинения . Нью-Йорк: Гроув Пресс. п. 91. ИСБН  978-0-8021-3012-9 .
  180. ^ Грей (1998) , с. 327
  181. ^ Филлипс (2005) , стр. 50–54.
  182. ^ Грей (1998) , с. 236-37
  183. ^ Сивер (2000) , с. 41-42
  184. ^ Шеффер (2000) , с. 507
  185. ^ Бонги (1998) , с. xii
  186. ^ Сивер (2000) , с. 39
  187. ^ Филлипс (2005) , с. 16
  188. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грей (1998) , стр. 418–20.
  189. ^ Лукович, Жан-Пьер (30 июля 2001 г.). «Когда маркиз де Сад вступает в эпоху маркетинга» . marianne.net (на французском языке). Архивировано из оригинала 11 ноября 2018 года . Проверено 10 ноября 2018 г.
  190. ^ «Замок Конде – История» . Chateaudeconde.com . Архивировано из оригинала 9 августа 2007 года.
  191. ^ Джозеф Джованнини, «Тщательно отреставрированный замок 15-го века Пьера Кардена во Франции», Architectural Digest , 19 октября 2016 г.; https://www.architecturaldigest.com/story/pierre-cardin-provence-castle-article. Архивировано 17 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  192. Тони Перротте, Проклятие замка Сад, Slate, 18 декабря 2008 г., https://slate.com/human-interest/2008/12/the-curse-of-the-chateau-sade.html. Архивировано 17 декабря 2022 г. в Wayback Machine
  193. ^ Сивер (2000) , с. 41

Примечания

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Маркиз де Сад: его жизнь и творчество. (1899) Ивана Блоха
  • Саде Мой сосед. (1947) Пьера Клоссовски
  • Лотреамон и Сад. (1949) Мориса Бланшо
  • Маркиз де Сад, биография. (1961) Гилберта Лели
  • Философ зла: Жизнь и творчество маркиза де Сада. (1962) Уолтера Драммонда
  • Сад, Фурье, Лойола. (1971) Ролана Барта
  • Де Сад: критическая биография. (1978) Рональда Хеймана
  • Маркиз де Сад: человек, его произведения и его критики: аннотированная библиография. (1986) Колетт Вергер Майкл
  • Сад, его этика и риторика. (1989) сборник эссе под редакцией Колетт Вергер Майкл
  • Философия маркиза де Сада. (1995) Тимо Айраксинена
  • Сад против Высшего Существа. (1996) Филиппа Соллерса
  • Падение от благодати (1998) Криса Бэррона
  • Эротика за гранью: Шаде. (1998) Октавио Паса
  • Шаде: Внезапная пропасть. (2001) Анни Ле Брун
  • Сад: от материализма к порнографии. (2002) Кэролайн Уорман
  • Маркиз де Сад: гений страсти. (2003) Рональда Хеймана
  • Налейте Сад. (2006) Норберта Склиппы
  • Биографии аутсайдеров; Сэвидж, де Сад, Уэйнрайт, Нед Келли, Билли Кид, Рембо и Жене: низкое преступление и высокое искусство в биографии и биофантастике, 1744–2000 (2014), Ян Х. Магедера
  • Чувства Сада. (2014) под редакцией Кейт Паркер и Норберта Склиппы (Сборник эссе, отражающих влияние Сада на его двухсотлетний юбилей.)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d51b33a571070a8dc65e7c20ac6c6cf__1720915380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/cf/7d51b33a571070a8dc65e7c20ac6c6cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marquis de Sade - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)