Эгоистический анархизм
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Часть серии о |
Индивидуализм |
---|
Эгоистический анархизм или анархо-эгоизм , часто сокращаемый как просто эгоизм , — это школа анархистской мысли , зародившаяся в философии Макса Штирнера , философа XIX века, чьё «имя с привычной регулярностью появляется в исторически ориентированных обзорах анархистской мысли как одной из самые ранние и наиболее известные представители индивидуалистического анархизма ». [1] Эгоистический анархизм ставит личность на первый план, создавая этические стандарты и действия, основанные на этой предпосылке. Он выступает за личное освобождение и отвергает подчинение, подчеркивая абсолютный приоритет корысти.
Макс Штирнер и его философия
[ редактировать ]Философию Макса Штирнера обычно называют «эгоизмом». Он говорит, что эгоист отвергает стремление к преданности «великой идее, доброму делу, доктрине, системе, высокому призванию», говоря, что эгоист не имеет политического призвания, а скорее «живет за счет себя», не обращая внимания на « насколько хорошо или плохо человечество может пострадать от этого». [2] Штирнер считал, что единственным ограничением прав человека является его способность получать то, что он желает. [3] Он предполагает, что наиболее общепринятые социальные институты, включая понятие государства, собственность как право, естественные права в целом и само понятие общества, были всего лишь фантазмами или «привидениями» в сознании. Штирнер хотел «упразднить не только государство, но и общество как институт, ответственный за своих членов». [4]
Макса Штирнера Идея о Союзе эгоистов ( нем . Verein von Egoisten ) впервые была изложена в книге «Эго и его собственные» . Союз понимается как несистематическое объединение, которое Штирнер предлагал в противовес государству . [5] Союз понимается как отношение между эгоистами, которое постоянно возобновляется при поддержке всех сторон волевым актом. [6] Союз требует, чтобы все стороны участвовали из сознательного эгоизма. Если одна сторона молча обнаруживает, что страдает, но мирится и сохраняет видимость, союз выродился во что-то другое. [6] Этот союз не рассматривается как власть над собственной волей человека. Эта идея получила интерпретации в политике, экономике, романтике и сексе.
Штирнер утверждал, что собственность возникает благодаря мощи: «Я не отступаю робко от вашей собственности, но всегда смотрю на нее как на свою собственность, в которой я ничего не уважаю. Пожалуйста, сделайте то же самое с тем, что вы называете моей собственностью! [... ] То, что у меня есть в моей власти, является моим собственным. Пока я утверждаю себя как владелец, я являюсь владельцем вещи [...]. Тот, кто умеет взять, защитить вещь, для него; принадлежит собственность». [7] Его концепция «эгоистической собственности» не только отвергает моральные ограничения на то, как человек приобретает и использует вещи, но включает и других людей. [8]
Влияние и расширение
[ редактировать ]Раннее развитие
[ редактировать ]Европа
[ редактировать ]Немецкий писатель шотландского происхождения Джон Генри Маккей узнал о Штирнере, читая книгу Фридриха Альберта Ланге « История материализма и критика ее нынешнего значения» . Позже Маккей поискал экземпляр « Эго и его собственное» и, увлекшись им, написал биографию Штирнера ( Max Stirner – sein Leben und sein Werk ), опубликованную на немецком языке в 1898 году. [9] Пропаганда Маккея штирнеристского эгоизма и прав мужчин-гомосексуалистов и бисексуалов повлияла на Адольфа Бранда , который в 1896 году опубликовал первое в мире продолжающееся гомосексуальное издание Der Eigene . [10] Название этой публикации было заимствовано у Штирнера, который оказал большое влияние на молодого Бранда, и отсылает к концепции Штирнера о « собственности » личности. Der Eigene сосредоточился на культурных и научных материалах, и за время своего существования у него, возможно, в среднем было около 1500 подписчиков на каждый выпуск. Бенджамин Такер следил за этим журналом из США. [11]
Еще одним более поздним немецким анархистским изданием, на которое оказал глубокое влияние Штирнер, было Der Einzige . Он выходил в 1919 году как еженедельник, затем спорадически до 1925 года и редактировался двоюродными братьями Ансельмом Рюстом (псевдоним Эрнста Самуэля) и Миноной (псевдоним Саломо Фридлендер ). Его название было заимствовано из книги Der Einzige und sein Eigentum ( «Эго и его собственные ») Макса Штирнера . Другое влияние оказала мысль немецкого философа Фридриха Ницше . [12] Издание было связано с местным экспрессионистским художественным течением и переходом от него к дадаизму . [13]
Влияние Штирнера также по-разному выразилось в испанском и французском индивидуалистическом анархизме: «Теоретические позиции и жизненный опыт французского индивидуализма глубоко иконоборительны и скандальны даже в либертарианских кругах. Призыв нудистского натуризма (см. анархо-натуризм ) решительная защита методов контроля над рождаемостью, идея « союзов эгоистов » с единственным оправданием сексуальных практик, которые будут пытаться реализовать на практике, не без трудностей, установят образ мыслей и действий и вызовут сочувствие внутри одних и сильное неприятие среди других». [14]
Нелегализм
[ редактировать ]Нелегализм был анархистской практикой, которая развивалась в основном во Франции, Италии, Бельгии и Швейцарии в начале 1900-х годов и нашла оправдание в философии Штирнера. [15] Нелегалисты открыто восприняли преступность как образ жизни. Нелегалы обычно не искали моральных оснований для своих действий, признавая лишь реальность «могущества», а не «права». По большей части незаконные действия совершались просто для удовлетворения личных желаний и потребностей, а не ради какого-то большего идеала. [16]
В ответ на это французские анархо-коммунисты попытались дистанцироваться от нелегализма и анархического индивидуализма в целом. В августе 1913 года Федерация коммунистических анархистов (FCA) осудила индивидуализм как буржуазный и более соответствующий капитализму, чем коммунизму . В статье, предположительно написанной Петром Кропоткиным в британской анархистской газете « Фридом» , утверждалось: «Простодушные молодые товарищи часто увлекались очевидной анархистской логикой нелегалов; посторонние просто чувствовали отвращение к анархистским идеям и определенно затыкали уши любому пропаганда». [17]
США и Великобритания
[ редактировать ]Некоторые американские анархисты-индивидуалисты, такие как Бенджамин Такер, отказались от позиций естественных прав и перешли к Макса Штирнера эгоистическому анархизму . Отвергая идею моральных прав, Такер сказал, что существует только два права: «право силы» и «право договора». Он также сказал после перехода к эгоистическому индивидуализму: «В прошлые времена... у меня была привычка бойко говорить о праве человека на землю. Это была плохая привычка, и я давно от нее избавился… право на землю — это его власть над ней». [18] Приняв штирнеровский эгоизм, Такер отверг естественные права, которые долгое время считались основой его убеждений. Этот отказ вызвал в движении ожесточенные дебаты, в которых сторонники естественных прав обвиняли эгоистов в разрушении самого индивидуалистического анархизма. Конфликт был настолько ожесточенным, что ряд сторонников естественных прав в знак протеста ушли со страниц « Свободы» , хотя до сих пор они были среди ее частых авторов. После этого «Свобода» пропагандировала эгоизм, хотя его общее содержание существенно не изменилось. [19]
Некоторые периодические издания, несомненно, находились под влиянием представления Либерти об эгоизме. В их число входили следующие: я опубликовал Кларенса Ли Шварца под редакцией Уильяма Уолстейна Гордака и Дж. Уильяма Ллойда (все сотрудники Liberty ); и «Эго» и «Эгоист» , оба из которых были отредактированы Эдвардом Х. Фултоном . Среди эгоистических газет, за которыми следил Такер, были немецкая Der Eigene под редакцией Адольфа Бранда ; и «Орел и змей» , вышедшие из Лондона. Последний, самый известный англоязычный эгоистический журнал, издавался с 1898 по 1900 год с подзаголовком «Журнал эгоистической философии и социологии» . [19]
Среди американских анархистов, придерживавшихся эгоизма, — Бенджамин Такер, Джон Беверли Робинсон, Стивен Т. Байингтон , Хатчинс Хэпгуд , Джеймс Л. Уокер , Виктор Яррос и Эдвард Х. Фултон. [19] Джон Беверли Робинсон написал эссе под названием «Эгоизм», в котором заявляет: «Современный эгоизм, выдвинутый Штирнером и Ницше и изложенный Ибсеном , Шоу и другими, представляет собой все это; но это нечто большее. индивидуум, что он является индивидуумом; что, насколько это касается его, он является единственным индивидуумом». [20] Стивен Т. Байингтон был одно время сторонником георгизма , который позже перешел на эгоистические позиции штирнеристов после общения с Бенджамином Такером. Он известен переводом двух важных анархистских работ на английский с немецкого: «Эго и его собственные» Штирнера и Пауля Эльцбахера ( «Анархизм: представители анархической философии» также опубликованные в Дувре под названием « Великие анархисты: идеи и учения семи основных Мыслители ).
Джеймс Л. Уокер (иногда известный под псевдонимом Так Как) был одним из основных авторов книги Бенджамина Такера « Свобода» . он опубликовал Свой главный философский труд « Философия эгоизма» в мае 1890 — сентябре 1891 года в выпусках издания «Эгоизм» . [21] Джеймс Л. Уокер опубликовал работу «Философия эгоизма» , в которой утверждал, что эгоизм «подразумевает переосмысление отношений между собой и другим, не что иное, как «полную революцию в отношениях человечества», избегающую как «архистского» принципа, узаконивает доминирование и «моралистическое» понятие, возводящее самоотречение в добродетель, Уокер описывает себя как «эгоистического анархиста», который верил и в контракт, и в сотрудничество как в практические принципы, определяющие повседневные взаимодействия». [22] Для Уокера эгоист отвергает понятия долга и безразличен к невзгодам угнетенных, чье согласие на их угнетение порабощает не только их, но и тех, кто не согласен. [23] Эгоист приходит к самосознанию не ради Бога, не ради человечества, а ради себя самого. [24] По его мнению, «[c] сотрудничество и взаимность возможны только среди тех, кто не желает апеллировать к устоявшимся образцам справедливости в человеческих отношениях и вместо этого сосредотачивается на форме взаимности, союзе эгоистов , в котором каждый находит удовольствие и удовлетворение. делая что-то для других». [25] Уокер считал, что «то, что на самом деле определяет эгоизм, — это не просто корысть, удовольствие или жадность; это суверенитет личности, полное выражение субъективности индивидуального эго». [26]
Фридриха Ницше (см. анархизм и Фридрих Ницше ) и Штирнера часто сравнивали французские «литературные анархисты», и анархистские интерпретации ницшеанских идей, похоже, также имели влияние в Соединенных Штатах. [27] Один исследователь отмечает: «Действительно, переводы сочинений Ницше в Соединенных Штатах, скорее всего, впервые появились в Liberty , анархистском журнале, редактируемом Бенджамином Такером». Он добавляет, что «Такер предпочитал стратегию использования своих сочинений, но действовал с должной осторожностью: «Ницше говорит великолепные вещи – часто, действительно, анархистские вещи – но он не анархист. эксплуатировать этого потенциального эксплуататора. Его можно использовать с пользой, но не пророчески». [28]
Середина 20 века
[ редактировать ]В 1960-х годах французский анархо-коммунист Даниэль Герен в книге «Анархизм: от теории к практике» говорит, что Штирнер «реабилитировал личность в то время, когда в философской сфере доминировал гегелевский антииндивидуализм , а большинство реформаторов в социальной сфере возглавлялись злодеяния буржуазного эгоизма, чтобы подчеркнуть его противоположность» и указал на «смелость и широту своей мысли». [29]
Экзистенциалистский анархизм
[ редактировать ]В Соединенном Королевстве Герберт Рид находился под сильным влиянием эгоизма, поскольку позже он приблизился к экзистенциализму . В «Переоценке Герберта Рида» Рида говорится, что в «Образовании через искусство» (1943) Дэвид Гудвей пишет: «Здесь мы имеем эгоизм Макса Штирнера, ассимилированный с анархистским коммунизмом Питера Кропоткина». Он цитирует Рида в связи с этим утверждением, показывающим влияние эгоизма:
Уникальность не имеет практической ценности сама по себе. Один из наиболее верных уроков современной психологии и недавнего исторического опыта заключается в том, что образование должно быть процессом не только индивидуации, но и интеграции, которая представляет собой примирение индивидуальной уникальности с социальным единством [...] человека. будет «хорошим» в той степени, в какой его индивидуальность реализуется в органической целостности сообщества. [30]
Конец 20 века и наши дни
[ редактировать ]Сидни Паркер был британским анархистом-эгоистом -индивидуалистом, который с 1963 по 1993 год писал статьи и редактировал анархистские журналы, такие как Minus One , Egoist и Ego . [31] [ нужен неосновной источник ] В «Эго и обществе » он пишет: «Против мистики социократа выступает сознательное эго диктатора, чье существо обращено внутрь и который рассматривает «общество» просто как средство или инструмент, а не источник или санкцию. эгоист отказывается попасть в сети концептуальных императивов, окружающих гипостазирование «общества», предпочитающего реальное нереальному, факт мифу». [32] [ нужен неосновной источник ] Дональд Рум — английский анархист-карикатурист и писатель, долгое время сотрудничающий с Freedom Press . Роум заявил, что, по его мнению, «наиболее влиятельным источником является Макс Штирнер. Я рад, что меня называют анархистом-штирнеритом, при условии, что под словом «штирнерит» подразумевается тот, кто согласен с общим направлением Штирнера, а не тот, кто согласен с каждым словом Штирнера». . [33] [ нужен неосновной источник ] Анархистский FAQ сообщает: «Во время встречи с анархистами в Глазго во время Второй мировой войны давний анархистский активист и художник Дональд Рум также объединил Штирнера и анархо-коммунизм». [34] [ нужен неосновной источник ]
См. также
[ редактировать ]- Анархизм и Фридрих Ницше
- Этический эгоизм
- Европейский индивидуалистический анархизм
- Индивидуалистический анархизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леопольд, Дэвид (4 августа 2006 г.). «Макс Штирнер» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Моггач, Дуглас. Новые гегельянцы. Издательство Кембриджского университета, 2006 г., стр. 183
- ^ Американская энциклопедия: Библиотека универсальных знаний. Энциклопедия Корпорация. п. 176.
- ^ Хайдер, Ульрике (1994). Анархизм: левый, правый и зеленый . Сан-Франциско: Книги об огнях города. стр. 95–96. ISBN 978-0-87286-289-0 . ОСЛК 29702707 . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Томас, Пол (1985). Карл Маркс и анархисты . Лондон: Рутледж / Кеган Пол . стр. 142 . ISBN 978-0-7102-0685-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нюберг, Свейн Олав. «Союз эгоистов» (PDF) . Нон Сервиам . 1 : 13–14. OCLC 47758413 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2012 года . Проверено 1 сентября 2012 года .
- ^ Штирнер, Макс. Эго и его собственное, с. 248.
- ^ Моггач, Дуглас. Новые гегельянцы. Издательство Кембриджского университета, 2006 г., стр. 194.
- ^ и (20 апреля 1907 г.). «Идеи Макса Штирнера; первый английский перевод его книги» . Нью-Йорк Таймс .
- ↑ Карл Генрих Ульрихс основал журнал «Прометей» в 1870 году, но был опубликован только один выпуск. Кеннеди, Хуберт, Карл Генрих Ульрихс: первый теоретик гомосексуализма , В: «Наука и гомосексуализм», изд. Вернон Росарио (стр. 26–45). Нью-Йорк: Рутледж, 1997. [ ISBN отсутствует ]
- ^ «Среди эгоистических газет, за которыми следил Такер, была немецкая газета Der Eigene под редакцией Адольфа Бранда …» http://oll.libertyfund.org/index.php?option=com_content&task=view&id=796&Itemid=259 . Архивировано в 2011–2006 гг. -04 в Wayback Machine «Бенджамин Такер и свобода: библиографический очерк» Венди МакЭлрой
- ^ Константин Парвулеску. «Der Einzige» и становление левых радикалов в Германии в начале после Первой мировой войны . Университет Миннесоты. 2006 г.
- ^ Тейлор, Сет (1990). Левые ницшеанцы: политика немецкого экспрессионизма, 1910-1920 гг . Уолтер Де Грюйтер .
... дадаистские возражения против активизма Хиллера сами по себе присутствовали в экспрессионизме, о чем свидетельствует плодотворная роль, которую сыграли философии Отто Гросса и Саломо Фридлендера.
- ^ Диес, Ксавье (30 ноября 2018 г.). «Добровольное подчинение. Испанский индивидуалистический анархизм в период диктатуры и второй республики (1923-1938)» [Добровольное подчинение. Испанский индивидуалистический анархизм в период диктатуры и второй республики (1923-1938). Жерминаль: Журнал либертарианских исследований (на испанском языке) (1). Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ Парри 1987 .
- ^ Парри 1987 , с. 15.
- ^ Парри 1987 , с. 172 .
- ^ Такер, Вместо книги, с. 350
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с МакЭлрой, Венди (осень 1981 г.). «Свобода и индивидуализм Бенджамина Такера» . Литература свободы . Том. 4, нет. 3. ISSN 0161-7303 .
- ^ «Эгоизм» .
- ^ МакЭлрой, Венди. Дебаты о свободе. Лексингтонские книги. 2003. с. 55
- ^ Валлийский 2010 , с. 163.
- ^ Валлийский 2010 , с. 165.
- ^ Валлийский 2010 , с. 166.
- ^ Валлийский 2010 , с. 164.
- ^ Валлийский 2010 , с. 167.
- ^ О. Эвальд, «Немецкая философия в 1907 году», в The Philosophical Review, Vol. 17, № 4, июль 1908 г., стр. 400–426; Т. А. Райли, «Антиэтатизм в немецкой литературе на примере творчества Джона Генри Маккея», в PMLA, Vol. 62, № 3, сентябрь 1947 г., стр. 828–843; CE Форт, «Ницше, упадок и возрождение во Франции, 1891–95», в журнале «История идей», Vol. 54, № 1, январь 1993 г., стр. 97–117; см. также книгу Роберта Голуба «Ницше: социалист, анархист, феминистка» , эссе, доступное в Интернете на веб-сайте Калифорнийского университета в Беркли.
- ↑ Роберт К. Голуб, Ницше: социалист, анархист, феминист. Архивировано 21 июня 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Даниэль Герен , Анархизм: от теории к практике
- ^ Герберт Рид, переоценка Дэвида Гудвея. Издательство Ливерпульского университета. 1998. с. 190.
- ^ «Сид Паркер» . Nonserviam.com . Архивировано из оригинала 27 января 2004 года.
- ^ «ЭГО И ОБЩЕСТВО С. Э. Паркера» . Nonserviam.com . Архивировано из оригинала 6 августа 2007 г. Проверено 2 ноября 2009 г.
- ^ Дональд Рум: Анархизм и эгоизм. В: Ворон. Anarchist Quarterly (Лондон), том. 1, н. 3 (ноябрь 1987 г.), стр. 251–259 (здесь 259).
- ^ " "Г.6. Каковы идеи Макса Штирнера в «Анархистском FAQ» . Архивировано из оригинала 10 сентября 2014 г. Проверено 9 сентября 2014 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Уэлш, Джон Ф. (23 сентября 2010 г.). Диалектический эгоизм Макса Штирнера: новая интерпретация . Лексингтонские книги. ISBN 978-0739141557 .
- Парри, Ричард (1987). Банда Бонно . Лондон: Rebel Press. ISBN 978-0-946061-04-4 .