Анархизм в Венесуэле
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм в Венесуэле исторически играл второстепенную роль в политике страны, будучи последовательно меньшим и менее влиятельным, чем аналогичные движения в большей части остальной части Южной Америки . Однако это оказало определенное влияние на культурную и политическую эволюцию страны.
С другой стороны, согласно серии опросов, проведенных Latinobarómetro в период с 1998 по 2010 год, население Венесуэлы сохранило наиболее благосклонное отношение к государственной политике по сравнению с другими странами Латинской Америки. Хотя этот процент увеличивался во время правления Уго Чавеса , исследование Института Дельфоса в 2017 году показало снижение этих значений, но еще не достигло уровня до 1998 года. [1]
История [ править ]
В начале 1810 года, во время дебатов внутри Патриотического общества относительно концепции федерализма , Кото Пауль , сам находившийся под влиянием работ Уильяма Годвина , [2] провозгласил следующие слова против тех, кто считал идеи федерализма анархическими: [3]
Анархия! Именно свобода развязывает оковы тирании. Анархия! Когда боги слабых не доверяют и ужасно проклинают его, я кланяюсь ему на коленях. Господа! Пусть анархия приведет нас к Конгрессу с этим горящим пламенем фурий в наших руках, и пусть ее дым отравит этих сторонников порядка и заставит их следовать за ней по улицам и площадям с криками «Свобода!» [4] [5]
— Кото Пол
Симон Родригес также был вдохновлен идеями социалистов-утопистов , особенно в их педагогических подходах. [6] Некоторые анархисты дают либертарианскую интерпретацию идеи Родригеса о топаркии , управляемой независимыми округами. [7] По мнению Х. А. Кальсадилья Арреаса, топархия Симона Родригеса «крадет это слово из лексикона феодализма, чтобы превратить его в новую республиканскую и демократическую концепцию, больше не господство над местом, а место, обладающее властью своих жителей и их волей». [8]
Ранняя индустриализация
Во времена Соединенных Штатов Венесуэлы , между концом 19-го и первой половиной 20-го века, наиболее активным периодом в анархической истории региона, венесуэльских анархистов было мало. Однако существовало довольно значительное число местных интеллектуалов, которые, по крайней мере, находились под влиянием теоретиков этой идеологии. [9] Хотя венесуэльский консерватор Фермин Торо был одним из главных пропагандистов философии невмешательства в Венесуэлу, позже он отверг эти позиции, приблизившись к социалистическим идеям того времени, включая некоторые идеи Пьера-Жозефа Прудона . Однако он защищал нелибертарианские позиции как центрально-федеральный политический порядок. [10] Писатель Рафаэль Мария Баральт также неоднократно цитировал Прудона и даже лично встречался с ним и разговаривал с ним. [10]
Анхель Капеллетти и Карлос Мануэль Рама утверждают в своей книге «Анархизм в Латинской Америке » («Анархизм в Латинской Америке») , что Эсекьель Самора , либеральный политик и видный лидер повстанцев во время Федеральной войны , находился под влиянием прудоновских идей. [9] [11] По словам Лауреано Вильянуэвы, у Саморы были социалистические идеи. [12] и «вел войны не для того, чтобы навязать народам правителей, а наоборот, чтобы люди могли управлять собой, поскольку именно так он понимал либерализм и Федерацию». [13]
труд « Анализ социализма и ясное, методичное и беспристрастное изложение основных античных и современных социалистов, особенно Сен-Симона, Фурье, Оуэна, Ф. Леру и Прудона был опубликован 18 сентября 1852 года в газете Caracas Post ». анонимного автора, который должен был стать синтезом социалистических доктрин того времени. [10]
Находясь в Венесуэле, французский -анархист и импрессионист художник Камиль Писсарро развил политическую приверженность, наблюдая за социальной несправедливостью в стране, что повлияло на его приход к анархизму. [14]
После падения Парижской Коммуны в 1871 году несколько изгнанников, среди которых были либертарианцы-прудонисты, основали венесуэльскую секцию Международной ассоциации рабочих было направлено коммюнике , просуществовавшую по крайней мере до 1893 года, поскольку в том же году Цюрихскому конгрессу , подписанное Бруно. Росснер, Х. Вильхоф и А. Пизен. [15] Однако организации не удалось проникнуть в рабочее движение Венесуэлы, ограничившись иностранными рабочими. [16] Как и другие латиноамериканские секции Интернационала, она имела значительное прудоновское, а также бакунистское влияние. [17]
Под диктатурой Гомеса [ править ]
Одной из причин слабости раннего анархистского движения был режим Хуана Висенте Гомеса , который правил Венесуэлой как диктатор между 1908 и 1935 годами. Гомес широко преследовал соперников, политических диссидентов и профсоюзных деятелей. Среди более поздних жертв были члены зарождающегося анархо-синдикалистского движения, принадлежавшего к идеологии, принесенной радикальными иммигрантами из Европы . Хотя их было немного, усилия этих людей по созданию обществ взаимопомощи, организации забастовок в нефтяной промышленности, распространению пропаганды и т. д. принесли им определенную известность, а также полное внимание преследований Гомеса. [18]
По словам Родольфо Монтес де Ока, в 1909 году Мануэль Висенте Мартинес опубликовал « El Socialismo y las clases jornaleras» — работу «с явной прудоновской мутуалистической ориентацией». Помимо Прудона, упоминаются также Жан Грав , Шарль Малато , Петр Кропоткин и Альфред Наке . [19]
Некоторые ранние коммунисты имели анархистское влияние: Пио Тамайо поэт и соучредитель Коммунистической партии Венесуэлы , учил своих товарищей-политзаключенных « социализму Бакунина Маркса и , революционный ». Тамайо, умерший в тюрьме, был заключен в тюрьму Гомесом. [20] Другим политическим заключенным в этот период был колумбийский анархист-индивидуалист Биофило Панкласта (1879–1943), который участвовал в « Либеральной реставрационной революции » Чиприано Кастро , помогая в свержении президента Игнасио Андраде до того, как он столкнулся с анархистской мыслью. Арестованный в 1914 году после возвращения в Венесуэлу, Панкласта провел семь лет в тюрьме, скорее из-за своей дружбы с Кастро (свергнутым в результате государственного переворота Гомесом), чем из-за его идеологии. [21]
Венесуэльский философ-нудист Карлос Брандт , хотя поначалу симпатизировал бывшему президенту Сиприано Кастро , изменил свое мышление на «вегетарианский пацифизм». Он исследовал различные течения, такие как «антививисекции , пантеизм , натуризм , анархизм и, прежде всего, пацифизм как этическую и идеальную социальную модель человечества». Брандт установил дружбу с анархо-пацифистом Львом Толстым . [22] Он также подружился с Джорджем Бернардом Шоу , Альбертом Эйнштейном , Эрнстом Геккелем , Максом Нордау , Габриэлой Мистраль , Альфредом Расселом Уоллесом и другими мыслителями своего времени. Диктатура Хуана Висенте Гомеса вскоре посадила его в тюрьму, а затем вынудила покинуть страну. Спасаясь от диктатуры Гомеса, он опубликовал свою книгу « Вегетарианство» , в которой «впервые в анархизме он придерживался вегетарианской диеты не только или главным образом из-за ее полезности для здоровья, но и из-за обязательства уважать животных, основанного на том факте, что он придерживается вегетарианской диеты исключительно или главным образом из-за ее полезности для здоровья. что человек тоже животное». Брандт сотрудничал с либертарианским журналом Generación Consciente в Испании. [23]
Другим пропагандистом толстовских идей был Хулио Сезар Салас из Мериды , который основал газету Paz y Trabajo в 1904 году, позже продолжив работу в журнале De Re Indica . Салас подружился с анархистами, такими как Хосе Инженьерос . Однако он никогда открыто не объявлял себя «анархистом». [19]
Рафаэль Боливар Коронадо , вильякуранский автор текста знаменитой песни Alma Llanera , сотрудничал своим пером с либертарианским движением Каталонии . Альма Льянера, известная сегодня как второй национальный гимн Венесуэлы , оказала большое влияние, которое побудило самого диктатора Хуана Висенте Гомеса предоставить Боливару Коронадо стипендию для обучения в Испании. Когда корабль отплыл, он выбежал на палубу и крикнул: «Смерть Гомесу, тирану!» и заявил: «Я анархист, большевик и… расист». [24] сожалею о лирике Альма Льянеры ». Позже он сказал об Альма Льянере: «Из всех моих мерзостей я больше всего [25]
Венесуэльский художник, антимилитарист и анархист Маттиа Леони (родился в Пуэрто-Кабельо в 1897 году) вместе со своим братом Леонидасом в очень молодом возрасте присоединился к либертарианскому движению Тосканы , Италия , где он обучался на скульптора в Каррарской школе искусств. Изящные искусства . Во время Первой мировой войны обоим братьям удалось бежать в изгнание во Францию и присоединиться к либертарианской школе La Ruche в Париже . Маттиа Леони умер в 1985 году в Париже, Франция. [26]
3 июля 1918 года произошло то, что Хулио Годио назвал «первой промышленной забастовкой в Венесуэле», в которой приняли участие мастерские Ароа , а также транзитный персонал компании Bolivar Railway Company Limited, в которой в качестве руководителя участвовал итальянский анархист Винченцо Кусатти. Хотя эта забастовка потерпела поражение, она оставила свой след в профсоюзном движении Венесуэлы. [27]
Примерно в 1931 году анархистские тенденции преобладали в подпольном нефтяном союзе Sociedad de Auxilio Mutuo de Obreros Petroleros (SAMOP), в котором было несколько американских рабочих, связанных с организацией « Промышленные рабочие мира» . [28] Однако это не была конкретно анархистская организация, особенно если учесть, что ее главный вдохновитель Родольфо Кинтеро был марксистом . [29]
После падения режима Гомеса и роста новых политических движений в Венесуэле многие либертариански настроенные радикалы были поглощены неанархистскими организациями или помогли основать их, как в случае с Пио Тамайо. Как и Тамайо, некоторые вступили в Коммунистическую партию Венесуэлы. Другие были среди основателей Демократического действия в 1941 году. Между 1936 и 1945 годами антианархистские репрессии имели конституционную основу в форме Лей Лара (Закона Лары).
Республика Венесуэла [ править ]
После гражданской войны в Испании многие изгнанные анархисты прибыли в Венесуэлу , обнаружив политический климат, сильно отличающийся от франкистской Испании . Эта вторая волна европейских иммигрантов-анархистов вызвала возрождение небольшой либертарианской сцены, в первую очередь благодаря основанию Региональной федерации рабочих Венесуэлы в 1958 году, после десяти лет жесткой военной диктатуры, (FORVE, Венесуэльская региональная рабочая федерация). FORVE был связан с Международной ассоциацией рабочих , глобальным анархо-синдикалистским движением, основанным в 1922 году. [30] Были сформированы некоторые дополнительные второстепенные группы, изданы газеты, брошюры и книги, но немногие из них покинули среду испанских иммигрантов.
Среди изгнанных испанских анархистов был Конча Лианьо , основатель организации «Свободные женщины» . Она жила в Венесуэле с 1958 года до своей смерти. В 2012 году Льяно подтвердил, что «[Уго] Чавес — посланник Бога». [31] Другим испанским анархистом был Антонио Серрано (1919-2008), основатель венесуэльской анархистской газеты El Libertario . Также в Венесуэле жил испанский писатель-анархист Жерминаль Грасиа . В последующие годы, когда значение стареющих ветеранов гражданской войны в Испании уменьшилось, немногие движения стали ассоциироваться с ярлыком анархистов.
В 1968 году Рафаэль Кальдера был избран президентом Венесуэлы , положивший начало политике «умиротворения» левых вооруженных группировок в Венесуэле. Это вызвало ряд изменений в венесуэльских левых, некоторые из которых решили вести политическую жизнь в рамках венесуэльской государственной схемы. Примерно в это же время, отчасти из-за критики некоторых авторитарных позиций Коммунистической партии Венесуэлы, « Движение за социализм» (1971 г.), «Радикальное дело» (1971 г.) и Партия венесуэльской революции (1966 г.). от партии отделились [32]
Хотя он и не был анархистом, бывший партизан Дуглас Браво , основатель Партии венесуэльской революции, предложил «модель сосуществования», «где вооруженные силы не являются центром власти, а партия не является центром власти». ... Вместо этого новая социальная организация будет управляться организованными сообществами», и он объяснил, что «чтобы государство существовало, оно отделяет сообщество, оно отнимает у сообщества суверенные полномочия. нет необходимости в партии, нет необходимости в государстве, нет необходимости в полиции».
Со своей стороны, также бывший партизан Альфредо Манейро - основатель «Радикального дела» - раскритиковал этатизм, хотя и не отказываясь от партий, однако заявил, что партия, чтобы не стать бюрократизированной, должна двигаться вместе с низовой социальной борьбой. В дополнение к этому он поддерживал радикальную демократию и отвергал государственный патернализм, такой как патернализм, представленный минимальной заработной платой, который, по его мнению, подрывал «способность профсоюзов вести переговоры и борьбу рабочих». [33]
Исходя из видения рыночного социализма , Теодоро Петкофф – основатель Движения к социализму – утверждал, что марксисты в Венесуэле должны занять позиции, которые уменьшают роль государства в экономике, чтобы способствовать развитию производительных сил, чтобы порвать с принципами рыночного социализма. государственный капитализм , который их душит, и он уверял, опираясь на марксистское положение, что «общества начинают меняться, когда развитие их производительных сил сталкивается с производственными отношениями. Именно тогда происходят социальные изменения».
Столкнувшись с провалом вооруженной борьбы в Венесуэле, важные лидеры Революционного левого движения, такие как Доминго Альберто Ранхель и Симон Саес Мерида, начали процесс радикализации. Первый стал пропагандистом воздержания, редактируя журнал Al Margen . [32] Позже они стали сочувствовать анархизму.
Некоторое либертарианское влияние было замечено среди студентов, участвовавших в Renovación Universitaria (обновление университета) 1968–1970 годов, что было частью протестов 1968 года . При этом были захваты факультетов, собрания, демонстрации, граффити, листовки, публикации в прессе и уличные столкновения с полицией. В течение этого времени требовалась трансформация университетов, ставящая под сомнение нынешнюю учебную программу, политические партии, укоренившиеся в университетах (в том числе левые), и традиционную систему оценки. Они выступали за более широкую демократизацию учебных центров, рассчитывая на массовое участие студентов, преподавателей и сотрудников. Это движение было остановлено, в частности, во время операции «Кенгуру» 31 октября 1969 года, когда Рафаэль Кальдера вмешался вместе с армией в Центральный университет Венесуэлы . Через 19 дней рейду подвергся и Университет Лос-Андес в Мериде. [34]
С другой стороны, некоторые политики с либертарианской ориентацией — особенно латиноамериканского анархо-синдикалистского вдохновения — такие как Франсиско Оливо , Педро Бернардо Перес Салинас и Салома Меса, были членами партии «Демократическое действие» , когда она имела более популярные наклонности. Это привело к тому, что к этой партии присоединились изгнанные испанские анархисты. Со своей стороны, Салом Меса, будучи членом партий «Демократическое действие» и « Народное избирательное движение» и даже несколько раз став депутатом Конгресса , решил подписаться на анархизм и отвергнуть «политические действия». [35]
Лишь в 1980-е годы анархистские движения снова всплыли на поверхность - Colectivo Autogestionario Libertario (CAL. Либертарианский самоуправляющийся коллектив) был наиболее заметным. Появились два журнала: El Libertario (издаваемый CAL в 1985–1987 годах) и Correo A (издаваемый в 1987–1995 годах). Некоторые молодые люди были вовлечены в анархо-панк . К 1985 году кубинский анархический редакционный коллектив «Гуангара» имел корреспондентов в Венесуэле. Примечательно, что аргентинский философ-анархист и профессор университета Анхель Каппеллетти (1927–1995) проработал в Венесуэле 26 лет, вплоть до выхода на пенсию в 1994 году. [36]
и современность Возрождение
В 1995 году вновь появилась газета «Эль Либертарио» , издаваемая группой, называющей себя «Комиссией по анархистским отношениям» (CRA). CRA, которая в 2007 году переименовала себя в Коллективную редакцию, выступает против чавизма и Боливарианской революции бывшего президента Уго Чавеса , Движения Пятой Республики и его преемницы — Объединенной социалистической партии Венесуэлы . Группа считает себя вовлеченной в «трехполярную борьбу» как против левого правительства, так и против американцами правого оппозиционного движения Венесуэлы, поддерживаемого . El Libertario ежегодно выпускает пять выпусков. Другие второстепенные группы существуют или существовали, такие как CESL в Каракасе , CEA в Мериде и Ateneo La Libertaria , сначала действовавшие в Бискукуи , а затем в сельской местности к юго-западу от Лары . В январе 2006 года в Каракасе был организован Альтернативный социальный форум, и Анархистский Черный Крест проявлял некоторую активность в стране.
С 2010 года возникли различные инициативы, такие как Colectivo Zona de Libertad, Социальный центр Сабино Ромеро, Мобильная библиотека временной автономной зоны, Либертарианское студенческое педагогическое движение (MUPEL), группа Anarkismo Guacareño, коллектив ARDA и Одинокая мобильная библиотека. .
В 2011 году была сформирована малая Федерация Анархистской Революции Венесуэлы (FARV). В отличие от CRA и El Libertario , группа заняла твёрдую проболивианскую позицию, заявив, что она поддерживает «боливарианский процесс критически как радикальные борцы за социальную революцию». Их идеи и принципы были «основаны на специфической тенденции внутри либертарианского коммунизма ». [37]
В последние годы жизни давний марксист Доминго Альберто Ранхель сотрудничал с анархистской газетой El Libertario . [38] а в интервью 2011 года он заявил, что «новая парадигма — это анархизм».
В подростковом возрасте «Первая справедливость» депутат от партии Мигель Писарро был анархистом, который «перемещался между чтениями Бакунина и Кропоткина». [39] Будучи учеником старшей школы, он был основателем Ni Casco Ni Uniforme («Ни шлема, ни униформы»), антимилитаристского движения, выступающего против введения правительством довоенной подготовки в среднем образовании. Этот факт стал причиной того, что его исключили из учебного заведения, где он учился. [40]
В октябре 2013 года преемник Чавеса, президент Николас Мадуро , обвинил профсоюзных рабочих сталелитейной компании SIDOR в причастности к безработице в регионе, назвав их «анархо-синдикалистскими популистами ». [41]
Ссылки [ править ]
- ^ Гонсалес, Марино; Сейяс, Феликс. «Насколько государственны венесуэльцы?» . Продавинчи . Архивировано из оригинала 21 сентября 2018 года . Проверено 20 сентября 2018 г.
- ^ Монтес де Ока, Родольфо (2016). Противоток. История анархистского движения в Венесуэле (1811–1998) (на испанском языке) (1-е изд.). Мадрид : Ла Малатеста. п. 32. ISBN 978-84-941712-0-8 .
- ^ Каппеллетти, Анхель Дж. (2018). Анархизм в Латинской Америке . Перевод Габриэля Палмера-Фернандеса. Эдинбург : АК Пресс . п. 207. ИСБН 9781849352826 . OCLC 1044939183 .
- ^ Жиль Фортул, Хосе (1967). Historia Constitucional de Венесуэла (на испанском языке) (5-е изд.). Каракас : Библиотека Пиньянго. п. 225. ОСЛК 802509195 .
- ^ Висенте Гонсалес, Хуан (1990). Биография Хосе Феликса Рибаса (на испанском языке). Каракас : Монте Авила Редакторы . п. 46. ИСБН 9789800102824 . OCLC 1024583152 .
- ^ Диас Родригес, Мануэль (1972). Патрицианская кровь (на испанском языке). Каракас : Монте Авила Редакторы . п. 71. OCLC 988095947 .
- ^ Ока, Родольфо Монтес де (июль 2019 г.). Венесуэльский анархизм: история движения . См. Sharp Press. ISBN 9781947071377 .
- ^ Кальсадилья, JA (май 2015 г.). «Живая жилка истории» . Министерство народной власти по культуре. Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 29 мая 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Капеллетти, Анхель; Рама, Карлос М. (1990). Анархизм в Латинской Америке (на испанском языке). Каракас : Библиотека Аякучо. стр. 94–98 . ISBN 980-276-116-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Монтес де Ока, Родольфо (2016). Противоток. История анархистского движения в Венесуэле (1811–1998) (на испанском языке) (1-е изд.). Мадрид : Ла Малатеста. стр. 44–45. ISBN 978-84-941712-0-8 . OCLC 958875395 .
- ^ Брито Фигероа, Федерико (1981). Время Эсекьеля Саморы (на испанском языке) (5-е изд.). Каракас : Центральный университет Венесуэлы . OCLC 909693628 .
- ^ Вильянуэва, Лауреано (1898). Жизнь отважного гражданина-генерала Эсекьеля Саморы . Каракас : Типография Федерации. п. 241. OCLC 644972600 . Проверено 18 сентября 2014 г.
- ^ Вильянуэва, Лауреано (1898). «Жизнь отважного гражданина-генерала Эсекьеля Саморы» . Каракас : Типография Федерации. п. 171 . Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ Монтес де Ока, Родольфо (2016). Противоток. История анархистского движения в Венесуэле (1811–1998) (на испанском языке) (1-е изд.). Мадрид : Ла Малатеста. стр. 49–50. ISBN 978-84-941712-0-8 .
- ^ Брито Фигероа, Федерико (1977). Последствия Социалистической революции октября 1919 года в Венесуэле (на испанском языке). Каракас : Vanguardia Editions. п. 17. ОСЛК 4036118 .
- ^ Каппеллетти, Анхель Дж. (2018). Анархизм в Латинской Америке . Перевод Габриэля Палмера-Фернандеса. Эдинбург : АК Пресс . п. 210. ИСБН 9781849352826 . OCLC 1044939183 .
- ^ Монтес де Ока, Родольфо (2016). Противоток. История анархистского движения в Венесуэле (1811–1998) (на испанском языке) (1-е изд.). Мадрид : Ла Малатеста. п. 65. ИСБН 978-84-941712-0-8 . OCLC 958875395 .
- ^ Родригес, Л. (1993). Знакомство с венесуэльским анархо-синдикализмом . Каракас : Correo A. стр. 16–17.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Монтес де Ока, Родольфо (2016). Противоток. История анархистского движения в Венесуэле (1811–1998) (на испанском языке) (1-е изд.). Мадрид : Ла Малатеста. п. 81. ИСБН 978-84-941712-0-8 . OCLC 958875395 .
- ^ Сананес, М. (1987). Пио Тамайо, Работа во имя справедливости, любви и свободы (на испанском языке). Каракас .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Панкласта, Биофило (2013). Семь лет похорон заживо и другие сочинения . Сиэтл : Ритмомакия.
- ^ Узкатеги, Рафаэль (1 декабря 2014 г.). «Карлос Брандт: Неизвестный анархо-пацифист» . Counterpoint.com. Архивировано из оригинала 18 сентября 2016 года . Проверено 20 мая 2016 г.
- ^ Вегетарианство и анархизм в первой трети 20 века в испанском государстве (PDF) (2-е изд.). Социальная опасность. Март 2013. с. 6. Архивировано (PDF) из оригинала 12 октября 2016 г. Проверено 20 мая 2016 г.
- ^ Монтес де Ока, Родольфо (2016). Противоток. История анархистского движения в Венесуэле (1811–1998) (на испанском языке) (1-е изд.). Мадрид : Ла Малатеста. п. 87. ИСБН 978-84-941712-0-8 . OCLC 958875395 .
- ^ «Альма Льянера: один человек» . Эль Импульсо (на испанском языке). 16 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 8 ноября 2018 года . Проверено 20 сентября 2018 г.
- ^ «Анаркоэфемериды 22 марта» (на каталонском языке). Анархофемериды. 22 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 1 июля 2016 г. Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ Годио, Хулио (1985). Венесуэльское рабочее движение 1850–1944 гг. (на испанском языке). Каракас : Латиноамериканский институт социальных исследований. стр. 54–57. ISBN 9789806077003 . OCLC 432790396 .
- ^ Каппеллетти, Анхель Дж. (2018). Анархизм в Латинской Америке . Перевод Габриэля Палмера-Фернандеса. Эдинбург : АК Пресс . п. 212. ИСБН 9781849352826 . OCLC 1044939183 .
- ^ Монтес де Ока, Родольфо (2016). Противоток. История анархистского движения в Венесуэле (1811–1998) (на испанском языке) (1-е изд.). Мадрид : Ла Малатеста. п. 107. ИСБН 978-84-941712-0-8 .
- ^ «АНАРХИЗМ В ВЕНЕСУЭЛЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СОБЫТИЯ» . Почта в . Май 1992 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2019 года . Проверено 31 августа 2018 г.
- ^ «Конча Лианьо: «Я анархистка и также верю, что Чавес послан от Бога» » . Великая Родина. 9 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 19 мая 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Монтес де Ока, Родольфо (2016). Противоток. История анархистского движения в Венесуэле (1811–1998) (на испанском языке) (1-е изд.). Мадрид : Ла Малатеста. стр. 205–206. ISBN 978-84-941712-0-8 .
- ^ Манейро, Альфредо (2007). Политические идеи для текущих дебатов (на испанском языке). Каракас : Собака и лягушка. п. 33. ISBN 9789803965181 . OCLC 836959538 .
- ^ Мендес, Нельсон (2008). «Реконструкция Центрального университета Венесуэлы (1968-1969): Когда-то будущее» . diverences.be (на испанском языке). Архивировано из оригинала 21 сентября 2018 года . Проверено 21 сентября 2018 г.
- ^ Меса, Салом (1987). Жизнь сказала мне: Похвала анархии (на испанском языке). Каракас : Ваделл. стр. 43–44. ISBN 9789802120352 . OCLC 19753365 .
- ^ Мендес, Н.; Валлота, А. (2001). Журнал Утопии (на испанском языке). Каракас : Центральный университет Венесуэлы.
- ^ «Манифест Революционной анархической федерации Венесуэлы (ФАРВ)» . Anarkism.net . Революционная анархическая федерация Венесуэлы. 10 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 31 августа 2014 г.
- ^ Узкатеги, Рафаэль (22 сентября 2014 г.). «Доминго Альберто Ранхель, несгибаемый» . Contrapunto.com (на испанском языке). Архивировано из оригинала 21 сентября 2016 года . Проверено 7 августа 2016 г.
- ^ Гонсалес, Андрес (5 апреля 2016 г.). «Депутат Мигель Писарро: социальная справедливость с большим количеством панка» . Стимул . Архивировано из оригинала 29 мая 2016 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ Гонсалес, Лавиния (8 декабря 2014 г.). «Издание 513: Мигель Писарро: Слава Богу, праймериз были изобретены» . Правда Мигеля. Архивировано из оригинала 14 июля 2015 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ «Мадуро возложил на «анархо-синдикалистов» ответственность за забастовку в Сидоре» . Эль Юниверсал (на испанском языке). Каракас . 5 октября 2013 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 31 августа 2014 г.