Jump to content

Анархизм в Венесуэле

Анархизм в Венесуэле исторически играл второстепенную роль в политике страны, будучи последовательно меньшим и менее влиятельным, чем аналогичные движения в большей части остальной части Южной Америки . Однако это оказало определенное влияние на культурную и политическую эволюцию страны.

С другой стороны, согласно серии опросов, проведенных Latinobarómetro в период с 1998 по 2010 год, население Венесуэлы сохранило наиболее благосклонное отношение к государственной политике по сравнению с другими странами Латинской Америки. Хотя этот процент увеличивался во время правления Уго Чавеса , исследование Института Дельфоса в 2017 году показало снижение этих значений, но еще не достигло уровня до 1998 года. [1]

История [ править ]

В начале 1810 года, во время дебатов внутри Патриотического общества относительно концепции федерализма , Кото Пауль , сам находившийся под влиянием работ Уильяма Годвина , [2] провозгласил следующие слова против тех, кто считал идеи федерализма анархическими: [3]

Анархия! Именно свобода развязывает оковы тирании. Анархия! Когда боги слабых не доверяют и ужасно проклинают его, я кланяюсь ему на коленях. Господа! Пусть анархия приведет нас к Конгрессу с этим горящим пламенем фурий в наших руках, и пусть ее дым отравит этих сторонников порядка и заставит их следовать за ней по улицам и площадям с криками «Свобода!» [4] [5]

Кото Пол

Симон Родригес также был вдохновлен идеями социалистов-утопистов , особенно в их педагогических подходах. [6] Некоторые анархисты дают либертарианскую интерпретацию идеи Родригеса о топаркии , управляемой независимыми округами. [7] По мнению Х. А. Кальсадилья Арреаса, топархия Симона Родригеса «крадет это слово из лексикона феодализма, чтобы превратить его в новую республиканскую и демократическую концепцию, больше не господство над местом, а место, обладающее властью своих жителей и их волей». [8]

Ранняя индустриализация

Пьер-Жозеф Прудон , основатель мутуалистической философии и один из первых вдохновителей социализма в Венесуэле.

Во времена Соединенных Штатов Венесуэлы , между концом 19-го и первой половиной 20-го века, наиболее активным периодом в анархической истории региона, венесуэльских анархистов было мало. Однако существовало довольно значительное число местных интеллектуалов, которые, по крайней мере, находились под влиянием теоретиков этой идеологии. [9] Хотя венесуэльский консерватор Фермин Торо был одним из главных пропагандистов философии невмешательства в Венесуэлу, позже он отверг эти позиции, приблизившись к социалистическим идеям того времени, включая некоторые идеи Пьера-Жозефа Прудона . Однако он защищал нелибертарианские позиции как центрально-федеральный политический порядок. [10] Писатель Рафаэль Мария Баральт также неоднократно цитировал Прудона и даже лично встречался с ним и разговаривал с ним. [10]

Анхель Капеллетти и Карлос Мануэль Рама утверждают в своей книге «Анархизм в Латинской Америке » («Анархизм в Латинской Америке») , что Эсекьель Самора , либеральный политик и видный лидер повстанцев во время Федеральной войны , находился под влиянием прудоновских идей. [9] [11] По словам Лауреано Вильянуэвы, у Саморы были социалистические идеи. [12] и «вел войны не для того, чтобы навязать народам правителей, а наоборот, чтобы люди могли управлять собой, поскольку именно так он понимал либерализм и Федерацию». [13]

труд « Анализ социализма и ясное, методичное и беспристрастное изложение основных античных и современных социалистов, особенно Сен-Симона, Фурье, Оуэна, Ф. Леру и Прудона был опубликован 18 сентября 1852 года в газете Caracas Post ». анонимного автора, который должен был стать синтезом социалистических доктрин того времени. [10]

Находясь в Венесуэле, французский -анархист и импрессионист художник Камиль Писсарро развил политическую приверженность, наблюдая за социальной несправедливостью в стране, что повлияло на его приход к анархизму. [14]

После падения Парижской Коммуны в 1871 году несколько изгнанников, среди которых были либертарианцы-прудонисты, основали венесуэльскую секцию Международной ассоциации рабочих было направлено коммюнике , просуществовавшую по крайней мере до 1893 года, поскольку в том же году Цюрихскому конгрессу , подписанное Бруно. Росснер, Х. Вильхоф и А. Пизен. [15] Однако организации не удалось проникнуть в рабочее движение Венесуэлы, ограничившись иностранными рабочими. [16] Как и другие латиноамериканские секции Интернационала, она имела значительное прудоновское, а также бакунистское влияние. [17]

Под диктатурой Гомеса [ править ]

Одной из причин слабости раннего анархистского движения был режим Хуана Висенте Гомеса , который правил Венесуэлой как диктатор между 1908 и 1935 годами. Гомес широко преследовал соперников, политических диссидентов и профсоюзных деятелей. Среди более поздних жертв были члены зарождающегося анархо-синдикалистского движения, принадлежавшего к идеологии, принесенной радикальными иммигрантами из Европы . Хотя их было немного, усилия этих людей по созданию обществ взаимопомощи, организации забастовок в нефтяной промышленности, распространению пропаганды и т. д. принесли им определенную известность, а также полное внимание преследований Гомеса. [18]

По словам Родольфо Монтес де Ока, в 1909 году Мануэль Висенте Мартинес опубликовал « El Socialismo y las clases jornaleras» — работу «с явной прудоновской мутуалистической ориентацией». Помимо Прудона, упоминаются также Жан Грав , Шарль Малато , Петр Кропоткин и Альфред Наке . [19]

Некоторые ранние коммунисты имели анархистское влияние: Пио Тамайо [ es ] поэт и соучредитель Коммунистической партии Венесуэлы , учил своих товарищей-политзаключенных « социализму Бакунина Маркса и , революционный ». Тамайо, умерший в тюрьме, был заключен в тюрьму Гомесом. [20] Другим политическим заключенным в этот период был колумбийский анархист-индивидуалист Биофило Панкласта (1879–1943), который участвовал в « Либеральной реставрационной революции » Чиприано Кастро , помогая в свержении президента Игнасио Андраде до того, как он столкнулся с анархистской мыслью. Арестованный в 1914 году после возвращения в Венесуэлу, Панкласта провел семь лет в тюрьме, скорее из-за своей дружбы с Кастро (свергнутым в результате государственного переворота Гомесом), чем из-за его идеологии. [21]

Венесуэльский философ-нудист Карлос Брандт , хотя поначалу симпатизировал бывшему президенту Сиприано Кастро , изменил свое мышление на «вегетарианский пацифизм». Он исследовал различные течения, такие как «антививисекции , пантеизм , натуризм , анархизм и, прежде всего, пацифизм как этическую и идеальную социальную модель человечества». Брандт установил дружбу с анархо-пацифистом Львом Толстым . [22] Он также подружился с Джорджем Бернардом Шоу , Альбертом Эйнштейном , Эрнстом Геккелем , Максом Нордау , Габриэлой Мистраль , Альфредом Расселом Уоллесом и другими мыслителями своего времени. Диктатура Хуана Висенте Гомеса вскоре посадила его в тюрьму, а затем вынудила покинуть страну. Спасаясь от диктатуры Гомеса, он опубликовал свою книгу « Вегетарианство» , в которой «впервые в анархизме он придерживался вегетарианской диеты не только или главным образом из-за ее полезности для здоровья, но и из-за обязательства уважать животных, основанного на том факте, что он придерживается вегетарианской диеты исключительно или главным образом из-за ее полезности для здоровья. что человек тоже животное». Брандт сотрудничал с либертарианским журналом Generación Consciente в Испании. [23]

Бюст Хулио Сезара Саласа , венесуэльского защитника идей Толстого .

Другим пропагандистом толстовских идей был Хулио Сезар Салас из Мериды , который основал газету Paz y Trabajo в 1904 году, позже продолжив работу в журнале De Re Indica . Салас подружился с анархистами, такими как Хосе Инженьерос . Однако он никогда открыто не объявлял себя «анархистом». [19]

Рафаэль Боливар Коронадо , вильякуранский автор текста знаменитой песни Alma Llanera , сотрудничал своим пером с либертарианским движением Каталонии . Альма Льянера, известная сегодня как второй национальный гимн Венесуэлы , оказала большое влияние, которое побудило самого диктатора Хуана Висенте Гомеса предоставить Боливару Коронадо стипендию для обучения в Испании. Когда корабль отплыл, он выбежал на палубу и крикнул: «Смерть Гомесу, тирану!» и заявил: «Я анархист, большевик и… расист». [24] сожалею о лирике Альма Льянеры ». Позже он сказал об Альма Льянере: «Из всех моих мерзостей я больше всего [25]

Венесуэльский художник, антимилитарист и анархист Маттиа Леони (родился в Пуэрто-Кабельо в 1897 году) вместе со своим братом Леонидасом в очень молодом возрасте присоединился к либертарианскому движению Тосканы , Италия , где он обучался на скульптора в Каррарской школе искусств. Изящные искусства . Во время Первой мировой войны обоим братьям удалось бежать в изгнание во Францию ​​и присоединиться к либертарианской школе La Ruche в Париже . Маттиа Леони умер в 1985 году в Париже, Франция. [26]

3 июля 1918 года произошло то, что Хулио Годио назвал «первой промышленной забастовкой в ​​Венесуэле», в которой приняли участие мастерские Ароа , а также транзитный персонал компании Bolivar Railway Company Limited, в которой в качестве руководителя участвовал итальянский анархист Винченцо Кусатти. Хотя эта забастовка потерпела поражение, она оставила свой след в профсоюзном движении Венесуэлы. [27]

Примерно в 1931 году анархистские тенденции преобладали в подпольном нефтяном союзе Sociedad de Auxilio Mutuo de Obreros Petroleros (SAMOP), в котором было несколько американских рабочих, связанных с организацией « Промышленные рабочие мира» . [28] Однако это не была конкретно анархистская организация, особенно если учесть, что ее главный вдохновитель Родольфо Кинтеро был марксистом . [29]

После падения режима Гомеса и роста новых политических движений в Венесуэле многие либертариански настроенные радикалы были поглощены неанархистскими организациями или помогли основать их, как в случае с Пио Тамайо. Как и Тамайо, некоторые вступили в Коммунистическую партию Венесуэлы. Другие были среди основателей Демократического действия в 1941 году. Между 1936 и 1945 годами антианархистские репрессии имели конституционную основу в форме Лей Лара [ эс ] (Закона Лары).

Республика Венесуэла [ править ]

После гражданской войны в Испании многие изгнанные анархисты прибыли в Венесуэлу , обнаружив политический климат, сильно отличающийся от франкистской Испании . Эта вторая волна европейских иммигрантов-анархистов вызвала возрождение небольшой либертарианской сцены, в первую очередь благодаря основанию Региональной федерации рабочих Венесуэлы в 1958 году, после десяти лет жесткой военной диктатуры, (FORVE, Венесуэльская региональная рабочая федерация). FORVE был связан с Международной ассоциацией рабочих , глобальным анархо-синдикалистским движением, основанным в 1922 году. [30] Были сформированы некоторые дополнительные второстепенные группы, изданы газеты, брошюры и книги, но немногие из них покинули среду испанских иммигрантов.

Среди изгнанных испанских анархистов был Конча Лианьо , основатель организации «Свободные женщины» . Она жила в Венесуэле с 1958 года до своей смерти. В 2012 году Льяно подтвердил, что «[Уго] Чавес — посланник Бога». [31] Другим испанским анархистом был Антонио Серрано (1919-2008), основатель венесуэльской анархистской газеты El Libertario . Также в Венесуэле жил испанский писатель-анархист Жерминаль Грасиа . В последующие годы, когда значение стареющих ветеранов гражданской войны в Испании уменьшилось, немногие движения стали ассоциироваться с ярлыком анархистов.

В 1968 году Рафаэль Кальдера был избран президентом Венесуэлы , положивший начало политике «умиротворения» левых вооруженных группировок в Венесуэле. Это вызвало ряд изменений в венесуэльских левых, некоторые из которых решили вести политическую жизнь в рамках венесуэльской государственной схемы. Примерно в это же время, отчасти из-за критики некоторых авторитарных позиций Коммунистической партии Венесуэлы, « Движение за социализм» (1971 г.), «Радикальное дело» (1971 г.) и Партия венесуэльской революции (1966 г.). от партии отделились [32]

Хотя он и не был анархистом, бывший партизан Дуглас Браво , основатель Партии венесуэльской революции, предложил «модель сосуществования», «где вооруженные силы не являются центром власти, а партия не является центром власти». ... Вместо этого новая социальная организация будет управляться организованными сообществами», и он объяснил, что «чтобы государство существовало, оно отделяет сообщество, оно отнимает у сообщества суверенные полномочия. нет необходимости в партии, нет необходимости в государстве, нет необходимости в полиции».

Со своей стороны, также бывший партизан Альфредо Манейро - основатель «Радикального дела» - раскритиковал этатизм, хотя и не отказываясь от партий, однако заявил, что партия, чтобы не стать бюрократизированной, должна двигаться вместе с низовой социальной борьбой. В дополнение к этому он поддерживал радикальную демократию и отвергал государственный патернализм, такой как патернализм, представленный минимальной заработной платой, который, по его мнению, подрывал «способность профсоюзов вести переговоры и борьбу рабочих». [33]

Исходя из видения рыночного социализма , Теодоро Петкофф – основатель Движения к социализму – утверждал, что марксисты в Венесуэле должны занять позиции, которые уменьшают роль государства в экономике, чтобы способствовать развитию производительных сил, чтобы порвать с принципами рыночного социализма. государственный капитализм , который их душит, и он уверял, опираясь на марксистское положение, что «общества начинают меняться, когда развитие их производительных сил сталкивается с производственными отношениями. Именно тогда происходят социальные изменения».

Столкнувшись с провалом вооруженной борьбы в Венесуэле, важные лидеры Революционного левого движения, такие как Доминго Альберто Ранхель и Симон Саес Мерида, начали процесс радикализации. Первый стал пропагандистом воздержания, редактируя журнал Al Margen . [32] Позже они стали сочувствовать анархизму.

Некоторое либертарианское влияние было замечено среди студентов, участвовавших в Renovación Universitaria (обновление университета) 1968–1970 годов, что было частью протестов 1968 года . При этом были захваты факультетов, собрания, демонстрации, граффити, листовки, публикации в прессе и уличные столкновения с полицией. В течение этого времени требовалась трансформация университетов, ставящая под сомнение нынешнюю учебную программу, политические партии, укоренившиеся в университетах (в том числе левые), и традиционную систему оценки. Они выступали за более широкую демократизацию учебных центров, рассчитывая на массовое участие студентов, преподавателей и сотрудников. Это движение было остановлено, в частности, во время операции «Кенгуру» 31 октября 1969 года, когда Рафаэль Кальдера вмешался вместе с армией в Центральный университет Венесуэлы . Через 19 дней рейду подвергся и Университет Лос-Андес в Мериде. [34]

С другой стороны, некоторые политики с либертарианской ориентацией — особенно латиноамериканского анархо-синдикалистского вдохновения — такие как Франсиско Оливо , Педро Бернардо Перес Салинас и Салома Меса, были членами партии «Демократическое действие» , когда она имела более популярные наклонности. Это привело к тому, что к этой партии присоединились изгнанные испанские анархисты. Со своей стороны, Салом Меса, будучи членом партий «Демократическое действие» и « Народное избирательное движение» и даже несколько раз став депутатом Конгресса , решил подписаться на анархизм и отвергнуть «политические действия». [35]

Анхель Каппеллетти , аргентинский анархист, много лет работавший в Венесуэле.

Лишь в 1980-е годы анархистские движения снова всплыли на поверхность - Colectivo Autogestionario Libertario (CAL. Либертарианский самоуправляющийся коллектив) был наиболее заметным. Появились два журнала: El Libertario (издаваемый CAL в 1985–1987 годах) и Correo A (издаваемый в 1987–1995 годах). Некоторые молодые люди были вовлечены в анархо-панк . К 1985 году кубинский анархический редакционный коллектив «Гуангара» имел корреспондентов в Венесуэле. Примечательно, что аргентинский философ-анархист и профессор университета Анхель Каппеллетти (1927–1995) проработал в Венесуэле 26 лет, вплоть до выхода на пенсию в 1994 году. [36]

и современность Возрождение

В 1995 году вновь появилась газета «Эль Либертарио» , издаваемая группой, называющей себя «Комиссией по анархистским отношениям» (CRA). CRA, которая в 2007 году переименовала себя в Коллективную редакцию, выступает против чавизма и Боливарианской революции бывшего президента Уго Чавеса , Движения Пятой Республики и его преемницы — Объединенной социалистической партии Венесуэлы . Группа считает себя вовлеченной в «трехполярную борьбу» как против левого правительства, так и против американцами правого оппозиционного движения Венесуэлы, поддерживаемого . El Libertario ежегодно выпускает пять выпусков. Другие второстепенные группы существуют или существовали, такие как CESL в Каракасе , CEA в Мериде и Ateneo La Libertaria , сначала действовавшие в Бискукуи , а затем в сельской местности к юго-западу от Лары . В январе 2006 года в Каракасе был организован Альтернативный социальный форум, и Анархистский Черный Крест проявлял некоторую активность в стране.

С 2010 года возникли различные инициативы, такие как Colectivo Zona de Libertad, Социальный центр Сабино Ромеро, Мобильная библиотека временной автономной зоны, Либертарианское студенческое педагогическое движение (MUPEL), группа Anarkismo Guacareño, коллектив ARDA и Одинокая мобильная библиотека. .

В 2011 году была сформирована малая Федерация Анархистской Революции Венесуэлы (FARV). В отличие от CRA и El Libertario , группа заняла твёрдую проболивианскую позицию, заявив, что она поддерживает «боливарианский процесс критически как радикальные борцы за социальную революцию». Их идеи и принципы были «основаны на специфической тенденции внутри либертарианского коммунизма ». [37]

В последние годы жизни давний марксист Доминго Альберто Ранхель сотрудничал с анархистской газетой El Libertario . [38] а в интервью 2011 года он заявил, что «новая парадигма — это анархизм».

В подростковом возрасте «Первая справедливость» депутат от партии Мигель Писарро был анархистом, который «перемещался между чтениями Бакунина и Кропоткина». [39] Будучи учеником старшей школы, он был основателем Ni Casco Ni Uniforme («Ни шлема, ни униформы»), антимилитаристского движения, выступающего против введения правительством довоенной подготовки в среднем образовании. Этот факт стал причиной того, что его исключили из учебного заведения, где он учился. [40]

В октябре 2013 года преемник Чавеса, президент Николас Мадуро , обвинил профсоюзных рабочих сталелитейной компании SIDOR в причастности к безработице в регионе, назвав их «анархо-синдикалистскими популистами ». [41]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Гонсалес, Марино; Сейяс, Феликс. «Насколько государственны венесуэльцы?» . Продавинчи . Архивировано из оригинала 21 сентября 2018 года . Проверено 20 сентября 2018 г.
  2. ^ Монтес де Ока, Родольфо (2016). Противоток. История анархистского движения в Венесуэле (1811–1998) (на испанском языке) (1-е изд.). Мадрид : Ла Малатеста. п. 32. ISBN  978-84-941712-0-8 .
  3. ^ Каппеллетти, Анхель Дж. (2018). Анархизм в Латинской Америке . Перевод Габриэля Палмера-Фернандеса. Эдинбург : АК Пресс . п. 207. ИСБН  9781849352826 . OCLC   1044939183 .
  4. ^ Жиль Фортул, Хосе (1967). Historia Constitucional de Венесуэла (на испанском языке) (5-е изд.). Каракас : Библиотека Пиньянго. п. 225. ОСЛК   802509195 .
  5. ^ Висенте Гонсалес, Хуан (1990). Биография Хосе Феликса Рибаса (на испанском языке). Каракас : Монте Авила Редакторы . п. 46. ​​ИСБН  9789800102824 . OCLC   1024583152 .
  6. ^ Диас Родригес, Мануэль (1972). Патрицианская кровь (на испанском языке). Каракас : Монте Авила Редакторы . п. 71. OCLC   988095947 .
  7. ^ Ока, Родольфо Монтес де (июль 2019 г.). Венесуэльский анархизм: история движения . См. Sharp Press. ISBN  9781947071377 .
  8. ^ Кальсадилья, JA (май 2015 г.). «Живая жилка истории» . Министерство народной власти по культуре. Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 29 мая 2016 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Капеллетти, Анхель; Рама, Карлос М. (1990). Анархизм в Латинской Америке (на испанском языке). Каракас : Библиотека Аякучо. стр. 94–98 . ISBN  980-276-116-8 .
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Монтес де Ока, Родольфо (2016). Противоток. История анархистского движения в Венесуэле (1811–1998) (на испанском языке) (1-е изд.). Мадрид : Ла Малатеста. стр. 44–45. ISBN  978-84-941712-0-8 . OCLC   958875395 .
  11. ^ Брито Фигероа, Федерико (1981). Время Эсекьеля Саморы (на испанском языке) (5-е изд.). Каракас : Центральный университет Венесуэлы . OCLC   909693628 .
  12. ^ Вильянуэва, Лауреано (1898). Жизнь отважного гражданина-генерала Эсекьеля Саморы . Каракас : Типография Федерации. п. 241. OCLC   644972600 . Проверено 18 сентября 2014 г.
  13. ^ Вильянуэва, Лауреано (1898). «Жизнь отважного гражданина-генерала Эсекьеля Саморы» . Каракас : Типография Федерации. п. 171 . Проверено 15 июля 2016 г.
  14. ^ Монтес де Ока, Родольфо (2016). Противоток. История анархистского движения в Венесуэле (1811–1998) (на испанском языке) (1-е изд.). Мадрид : Ла Малатеста. стр. 49–50. ISBN  978-84-941712-0-8 .
  15. ^ Брито Фигероа, Федерико (1977). Последствия Социалистической революции октября 1919 года в Венесуэле (на испанском языке). Каракас : Vanguardia Editions. п. 17. ОСЛК   4036118 .
  16. ^ Каппеллетти, Анхель Дж. (2018). Анархизм в Латинской Америке . Перевод Габриэля Палмера-Фернандеса. Эдинбург : АК Пресс . п. 210. ИСБН  9781849352826 . OCLC   1044939183 .
  17. ^ Монтес де Ока, Родольфо (2016). Противоток. История анархистского движения в Венесуэле (1811–1998) (на испанском языке) (1-е изд.). Мадрид : Ла Малатеста. п. 65. ИСБН  978-84-941712-0-8 . OCLC   958875395 .
  18. ^ Родригес, Л. (1993). Знакомство с венесуэльским анархо-синдикализмом . Каракас : Correo A. стр. 16–17.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Монтес де Ока, Родольфо (2016). Противоток. История анархистского движения в Венесуэле (1811–1998) (на испанском языке) (1-е изд.). Мадрид : Ла Малатеста. п. 81. ИСБН  978-84-941712-0-8 . OCLC   958875395 .
  20. ^ Сананес, М. (1987). Пио Тамайо, Работа во имя справедливости, любви и свободы (на испанском языке). Каракас . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  21. ^ Панкласта, Биофило (2013). Семь лет похорон заживо и другие сочинения . Сиэтл : Ритмомакия.
  22. ^ Узкатеги, Рафаэль (1 декабря 2014 г.). «Карлос Брандт: Неизвестный анархо-пацифист» . Counterpoint.com. Архивировано из оригинала 18 сентября 2016 года . Проверено 20 мая 2016 г.
  23. ^ Вегетарианство и анархизм в первой трети 20 века в испанском государстве (PDF) (2-е изд.). Социальная опасность. Март 2013. с. 6. Архивировано (PDF) из оригинала 12 октября 2016 г. Проверено 20 мая 2016 г.
  24. ^ Монтес де Ока, Родольфо (2016). Противоток. История анархистского движения в Венесуэле (1811–1998) (на испанском языке) (1-е изд.). Мадрид : Ла Малатеста. п. 87. ИСБН  978-84-941712-0-8 . OCLC   958875395 .
  25. ^ «Альма Льянера: один человек» . Эль Импульсо (на испанском языке). 16 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 8 ноября 2018 года . Проверено 20 сентября 2018 г.
  26. ^ «Анаркоэфемериды 22 марта» (на каталонском языке). Анархофемериды. 22 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 1 июля 2016 г. Проверено 29 мая 2016 г.
  27. ^ Годио, Хулио (1985). Венесуэльское рабочее движение 1850–1944 гг. (на испанском языке). Каракас : Латиноамериканский институт социальных исследований. стр. 54–57. ISBN  9789806077003 . OCLC   432790396 .
  28. ^ Каппеллетти, Анхель Дж. (2018). Анархизм в Латинской Америке . Перевод Габриэля Палмера-Фернандеса. Эдинбург : АК Пресс . п. 212. ИСБН  9781849352826 . OCLC   1044939183 .
  29. ^ Монтес де Ока, Родольфо (2016). Противоток. История анархистского движения в Венесуэле (1811–1998) (на испанском языке) (1-е изд.). Мадрид : Ла Малатеста. п. 107. ИСБН  978-84-941712-0-8 .
  30. ^ «АНАРХИЗМ В ВЕНЕСУЭЛЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СОБЫТИЯ» . Почта в . Май 1992 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2019 года . Проверено 31 августа 2018 г.
  31. ^ «Конча Лианьо: «Я анархистка и также верю, что Чавес послан от Бога» » . Великая Родина. 9 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 19 мая 2016 г.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Монтес де Ока, Родольфо (2016). Противоток. История анархистского движения в Венесуэле (1811–1998) (на испанском языке) (1-е изд.). Мадрид : Ла Малатеста. стр. 205–206. ISBN  978-84-941712-0-8 .
  33. ^ Манейро, Альфредо (2007). Политические идеи для текущих дебатов (на испанском языке). Каракас : Собака и лягушка. п. 33. ISBN  9789803965181 . OCLC   836959538 .
  34. ^ Мендес, Нельсон (2008). «Реконструкция Центрального университета Венесуэлы (1968-1969): Когда-то будущее» . diverences.be (на испанском языке). Архивировано из оригинала 21 сентября 2018 года . Проверено 21 сентября 2018 г.
  35. ^ Меса, Салом (1987). Жизнь сказала мне: Похвала анархии (на испанском языке). Каракас : Ваделл. стр. 43–44. ISBN  9789802120352 . OCLC   19753365 .
  36. ^ Мендес, Н.; Валлота, А. (2001). Журнал Утопии (на испанском языке). Каракас : Центральный университет Венесуэлы.
  37. ^ «Манифест Революционной анархической федерации Венесуэлы (ФАРВ)» . Anarkism.net . Революционная анархическая федерация Венесуэлы. 10 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 31 августа 2014 г.
  38. ^ Узкатеги, Рафаэль (22 сентября 2014 г.). «Доминго Альберто Ранхель, несгибаемый» . Contrapunto.com (на испанском языке). Архивировано из оригинала 21 сентября 2016 года . Проверено 7 августа 2016 г.
  39. ^ Гонсалес, Андрес (5 апреля 2016 г.). «Депутат Мигель Писарро: социальная справедливость с большим количеством панка» . Стимул . Архивировано из оригинала 29 мая 2016 года . Проверено 28 мая 2016 г.
  40. ^ Гонсалес, Лавиния (8 декабря 2014 г.). «Издание 513: Мигель Писарро: Слава Богу, праймериз были изобретены» . Правда Мигеля. Архивировано из оригинала 14 июля 2015 года . Проверено 28 мая 2016 г.
  41. ^ «Мадуро возложил на «анархо-синдикалистов» ответственность за забастовку в Сидоре» . Эль Юниверсал (на испанском языке). Каракас . 5 октября 2013 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 31 августа 2014 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 186dfe6a8d1a8aa813b78af34cc069db__1720199280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/db/186dfe6a8d1a8aa813b78af34cc069db.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anarchism in Venezuela - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)