Анархизм в Греции
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм в Греции уходит корнями в Древнюю Грецию , но сформировался как политическое движение в 19 веке. Именно в древнюю эпоху появились первые либертарианские мысли , когда философы, основанные на рациональности, поставили под сомнение основы традиции. Современный анархизм в Греции возник в 19 веке под сильным влиянием современного европейского классического анархизма . Из-за успеха большевиков в русской революции 1917 года и возникновения Коммунистической партии анархизм исчез после первых десятилетий 20-го века. Крах военной хунты положил конец монополии политической власти правых, тогда как распад Советского Союза уменьшил привлекательность Коммунистической партии Греции, позволив анархистским группам набрать обороты в Афинах и других городах.
Прекурсоры [ править ]
Убеждения, мнения и чувства, близкие к основным ценностям анархистов, были выражены в Древней Греции. С появлением досократической мысли рациональные исследования в классический и эллинистический период бросили вызов традиционным верованиям, религии и самой власти. Скептицизм Сократа по отношению к государству и его страстная поддержка моральной свободы личности были одними из первых либертарианских критических замечаний. [1] Вкладом циников в философский анархизм было различие между искусственными законами и законами природы, яростное отрицание первых. [2] Стоики следовали тому же мировоззрению, и Зенон из Китиума , главный философ-стоик, вызвал восхищение анархиста XIX века Петра Кропоткина, на которого произвела впечатление Республика Зенона - сообщество, основанное на эгалитаризме и дружеских отношениях. [3] Мощной пьесой, резонирующей с анархизмом, была «Антигона , » Софокла где молодая женщина бросает вызов приказам Правителя и действует согласно своему сознанию. [4]
Османская эпоха [ править ]
По мнению некоторых ученых, незадолго до и после окончания османского правления в Греции социально-экономические отношения греческой деревни отражали черты бакунского коллективизма (децентрализация и автономия), создавая будущую аудиторию для анархистских идей. [5] Обсуждая вторую половину XIX века, источник утверждал, что уровень анархистской активности в Османской империи был сопоставим с уровнем в Европе. [6] Некоторые греческие анархисты родились в Османской империи, например, Эммануил Дадаоглу был родом из Измира . [7]
Согласно исследованию анархизма в поздней Османской империи, проведенному Акселем Чорлу, греческих анархистов было значительно меньше, чем их армянских или болгарских коллег в Османской империи в конце XIX века. Чорлу предполагает, что греческие анархисты были в основном сосредоточены на влиянии на события, борьбу и структуры в греческом государстве, а не в Османской империи. [7]
Ранний анархизм
Ранний анархизм в Греции восходит к середине 19 века и продолжался до Второй мировой войны . [8] В ранней греческой социалистической мысли доминировал анархизм. [9] Наиболее влиятельными анархистскими авторами на греческом языке в то время были Бакунин , Андреа Коста , Кропоткин и Жан Грав ; [9] для сравнения, Маркс и Энгельс не переводились на греческий язык до 1893 года. [10] Лица, имеющие связи с Италией, и итальянские иммигранты импортировали анархизм на материковую часть Греции с Ионическими островами в качестве промежуточной точки. Географическая близость к Италии и большое сообщество итальянских политических иммигрантов, возникшее еще во времена революций 1848 года, объясняют, почему в портовом городе Патры появилась первая организованная анархистская группа. [11] [12] В Патрах были организованы места для встреч, развита местная пресса и издательская деятельность. [13] Различные люди были вдохновлены расширением европейского классического анархизма . Первая анархистская публикация в Греции появилась в сентябре 1861 года в ежедневной газете « Φώς » ( «Свет» ), номер 334. В основной статье газеты, озаглавленной «Анархия», часть А, писатель Димос Папатанасиу использовал классическую анти- -авторитарная риторика, характеризула анархию как величайшее благо и утверждала, что государственная власть живет за счет народа. [14] [15] [16]
Первой анархистской группой, организованной греками, был Демократический клуб Патр (Δημοκρατικός Σύλλογος Πάτρας). Основанная в 1876 году и связанная с антиавторитарной Юрской федерацией Первого Интернационала , [8] [14] Демократический клуб помог создать федеративную сеть подобных греческих групп. Они также издавали первую анархистскую газету в Греции «Греческая демократия» (Ελληνική Δημοκρατία). [17] В своей декларации принципов Демократический клуб заявил, что «бедность и невежество являются величайшими ранами народа», и поддержал освобождение греков в Османской империи. [18] Эммануил Дадаоглу и итальянец Амилькаре Чиприани принимали участие в основании клуба, ранее участвуя вместе с другими анархистами в афинском восстании 1862 года , хотя подробности жизни Дадаоглу не проверены. [19]
В 1876 году Демократический клуб направил приветственное послание Международному анархистскому конгрессу в Берне и в декабре присоединяется к решениям конгресса. [20] был основан анархистский рабочий клуб В том же году на Сиросе . [8] В 1877 году Демократический клуб принял участие во Всемирном социалистическом конгрессе в Генте , где его представлял итальянский анархист Андреа Коста. Вскоре после этого последовали первые репрессивные меры правительства против членов клуба. Ее члены были заключены в тюрьму на несколько месяцев после обвинения в заговоре против короля и были освобождены только после вмешательства члена парламента Р. Чойдаса. [20] Он сыграл важную роль в забастовках кожевенных заводов и верфей 1879 года . [8]
На рудниках Лавриона влияние анархистских и социалистических политизированных иностранных рабочих (в основном из Италии и Испании) сыграло жизненно важную роль в серии анархо-синдикалистских забастовок на шахтах в конце 19 века. [21] Самый известный из них состоялся в 1896 году в Лаврио . Он был организован анархистским профсоюзом «Космос» и сопровождался взрывами динамита, в результате которых пострадали несколько рабочих и охранников горнодобывающей компании. [22] [23] Несмотря на периодические успехи греческих анархистов в мобилизации рабочего класса, число основных членов анархистских клубов оставалось небольшим. В 1892 году клубы в Патрах, Афинах и Пиргосе насчитывали соответственно 40, десять и 7 членов. [24]
Пиргос , город на Пелопоннесе недалеко от Патр, был еще одним местом, где анархистские идеи процветали наряду с другими социалистическими течениями. Борьба с ростовщиками и высокие налоги со стороны государства питали анархистскую мысль среди мелких производителей изюма на Пелопоннесе, который был домом различных анархистских групп в конце 19 века. «Новый свет» (Νέον Φως) — еженедельная газета западного Пелопоннеса, выражавшая анархистские идеи (местные и международные). Впервые он был опубликован в октябре 1898 года юристом Василиосом Теодоридисом. Его целью было объединить подрывное население Западного Пелопоннеса для решения социальных проблем. Газета содержала статьи Дракулиса, переводы произведений Павлоса Аргириадиса , переиздания текстов, впервые появившихся в афинских журналах, и новости о греческом и международном рабочем движении. Он также содержал поговорки отцов Православной Церкви и Шарля Фурье, а также переводы текстов Бакунина, Кропоткина и Жирара. [25]
Анархистские группы Пелопоннеса были самыми сильными в Греции до начала 20 века. Они вели оживленную пропагандистскую работу в городах и их окрестностях в отличие от «авторитарных» социалистов, которых больше интересовала парламентская политика. Они поощряли воздержание на выборах 1899 года и мобилизовали силы против ростовщиков и налогообложения от имени производителей изюма. Они не искали поддержки государства для противостояния кризису смородины, а вместо этого осудили государственные механизмы угнетения. [26]
Яркий социалист Ставрос Каллергис утверждал в The Socialist (газете, которую он редактировал), что социализм — это путь к анархизму. В течение 1890-х годов «Социалист» распространял современную социалистическую мысль о Европе, варьирующуюся от умеренных социалистических до анархистских взглядов. [27]
Преследования анархистов усилились летом 1894 года. Убийство Сади Карно анархистом привело к шквалу нападок на анархистов со стороны прессы, и в частности со стороны Асти, официального органа партии Харилаоса Трикуписа . Многие анархисты и социалисты предстали перед судом, и это заставило других либо бежать из страны, либо переехать в изолированные части Греции. Аналогичным образом закрылись многие радикальные издания, а основная активность снизилась. [28]
В 1896 году в Патре Димитриос Матсалис, изготовитель сандалий, убил Дионисиоса Фрагкопулоса, банкира и торговца смородиной, и ранил Андреаса Колласа. Он заявил, что «я действовал в одиночку. Убивая, я целился не в людей, а наносил удары по столице. Я анархист и как анархист я за насилие». Он покончил жизнь самоубийством в тюрьме. Убийство Фрагкопулоса, возможно, усилило эрозию коллективной идентичности по мере продолжения преследований. [29] [30]
Преследуемые анархисты и анархо-синдикалисты бежали из Патр в последние годы XIX века. Преследование началось сразу после Римской международной конференции социальной защиты против анархистов , в результате чего многие анархо-синдикалисты переехали в Афины , чтобы основать «Ассоциацию анархистских рабочих» (Αναρχικός 'Εργατικός Σύνδεσμος). Они приняли участие в международном анархическом конгрессе, проходившем в Париже в 1900 году. [31] « Epi ta proso » (Επί τα πρόσω) была еще одной группой интеллектуалов-анархистов, публично выступавших за анархизм на Пелопоннесе, которая в конце концов оказалась в Афинах, прежде чем распалась. [32]
Как и в остальной Европе того времени, пропаганду этого поступка использовала « Лодочники Салоник» , группа болгарских анархистов, базирующаяся в Салониках (тогда входивших в состав Османской империи ). [8] [33] [34] и Александрос Схинас , убивший короля Георга I в 1913 году либо по причине анархистских убеждений, либо по причине психического заболевания. [35]
В 1916 году анархо-синдикалист Константинос Сперас был организатором забастовки шахтёров на острове Серифос . [8] Полиция жестоко отреагировала на забастовку, в результате чего четверо рабочих погибли и другие были ранены. [36] Рабочие при поддержке своих жен в ответ забросали камнями троих полицейских, а остальных разогнали. [37] Однако, хотя забастовку организовал анархист и рабочие взяли под свой контроль правительственные здания (телеграфную башню, полицейское управление, ратушу), забастовщики подняли французский флаг и попросили защиты у французского флота, который в то время некоторые корабли стояли на соседнем острове Милос . [38] [39] Забастовка и ее последствия привели к улучшению условий труда на шахтах и первому введению 8-часового рабочего дня в современной Греции. [37] [38] [39]
Динамика греческого анархистского движения пошла на убыль в 1920-е годы, поскольку, среди многих факторов, греческий рабочий класс обратился к марксистской идеологии и появилась Коммунистическая партия Греции, известная своей враждебностью к анархистам. [40] Отражая стремление Греции к сильному государству, анархизм был искоренен в 1930-х и 1940-х годах, в период между режимом Метаксаса , оккупацией Греции странами Оси и Гражданской войной в Греции . [41] Во времена смены правительства греки полагались на местные органы власти в плане сопротивления и безопасности. [42]
Важной фигурой является Плотино Родаканатий , родившийся в 1828 году. Место его рождения оспаривается, одни авторы ссылаются на Афины, другие — на другие европейские столицы. [43] Тем не менее, он считается одной из самых важных фигур мексиканской социалистической мысли. [44]
Политехническое восстание субкультурное движение и
Новый этап греческого анархистского движения начался во время греческой военной хунты 1967–1974 годов . В этот период греческий анархизм оторвался от своего анархо-синдикалистского происхождения и был организован вокруг небольших групп прямого действия. Студенты сыграли значительную роль на этом новом этапе. [45] Студенты, вернувшиеся из Парижа, где они приняли участие в событиях мая 1968 года и соприкоснулись с левыми и анархистскими идеями, начали распространять эти идеи среди радикальной молодежи. В 1972 году Ги Дебора » в Афинах было опубликовано «Общество спектакля вместе с другими ситуационистскими текстами. Михаила Бакунина Затем последовали «Бог и государство» и Кропоткина Петра «Закон и власть» . В 1971 году был основан издательско-политический коллектив «Дитнис Вивлиотики» («Международная библиотека»). Христос Константинидес был одним из основателей и переводчиков, таких как Агис Стинас. В книжном магазине «Черная роза» были представлены издания «Дитнис Вивлиотики» («Международная библиотека»). [46]
Интерес к анархизму возрос вместе с движением против хунты, и восстание в Афинском политехническом институте в 1973 году стало горячей точкой для оппозиции хунты. [47] В группу, инициировавшую политехническое восстание, входило меньшинство анархистов и левых. Модератором анархистской группы был Христос Константинидес. [48] заклеймила анархистов как провокаторов Коммунистическая молодежь Греции , поскольку они выражали лозунги, не связанные напрямую с требованиями студентов (т.е. они призывали к сексуальной свободе , социальной революции и отмене государства ). Резонанс с французским движением 1968 года был очевиден. [49] Некоторые демонстранты также использовали лозунги с анархистским подтекстом, такие как «Долой власть» и «Народный бунт». [47] Восстание ежегодно отмечается многодневным маршем, анархисты часто используют эту возможность, чтобы осудить политический режим того времени. Ежегодные протесты продвигают субкультуру, которая считает сопротивление власти своим долгом. [50]
4 мая 1976 года в Пропилеях состоялся первый автономный митинг анархистов. Целью было выразить политические и пацифистские послания, в то время как страна столкнулась с серьезными проблемами со своей соседней страной, Турцией. Основными лозунгами демонстрации были: «Турецкие рабочие — наши братья» и «Эгейское море принадлежит его рыбам».
Греческий анархизм остался небольшой субкультурой после падения хунты, но перерос в движение после беспорядков 1981 года. [51] В декабре 1979 года произошли протесты, когда правительство Константиноса Караманлиса проголосовало за нормативный акт №. 815, целью которого было сокращение сроков сдачи университетских экзаменов и ограничение срока обучения. [52] Университетское оккупационное движение 1979–1981 годов было в основном спровоцировано анархистскими и левыми группами. Рядом с Политехническим институтом студенческий квартал Экзархия стал «свободной зоной», где левые, анархисты, хиппи и другие. заправляли [53] На протяжении конца 20-го века греческие левые радикалы называли свое дело различными модными именами (автономные, антиавторитетные, альтернативные), в то время как полиция и общественность обычно называли всех левых революционеров «анархистами». [54]
17 ноября 1980 года прошла большая студенческая демонстрация в ознаменование отмены греческой хунты. Произошли ожесточенные уличные бои, в результате которых двое протестующих были убиты. [55] В 1981 году, когда к власти пришло ПАСОК (Всегреческое социалистическое движение), наблюдался упадок внепарламентских левых сил. Важным моментом для анархистского движения, который помог засвидетельствовать уверенность в себе, стала анархистская демонстрация в отеле «Каравелла», где проходила крайне правая конференция (среди участников был Жан-Мари Ле Пен из Action Française ). [56] [55] Встреча была сорвана, и тогда для греческих левых интеллектуалов стало очевидно, что тактика конфронтации и уличные бои стали визитной карточкой нового крупного социального движения. [57]
Демонстрации и столкновения между анархистами и полицией происходили в Афинах почти ежедневно в период с 1985 по 1986 год. [58] Конфронтация между полицией и анархистами обострилась во время демонстрации в честь годовщины Политехнического восстания 1985 года, когда группа анархистов подожгла машину ОМОНа. Один из омоновцев, Атанассиос Мелистас, выстрелил 15-летнему анархисту Михалису Калтезасу в затылок , мгновенно убив его и вызвав крупные беспорядки в Афинах и Салониках, а также оккупацию химического факультета Афинского университета. Полицейские силы вошли в университет на следующее утро после получения разрешения от Комиссии университетского убежища, президентом которой был декан Михалис Статопулос. Было применено массовое применение слезоточивого газа и были жестоко арестованы 37 человек. Анархистское движение устроило многотысячные демонстрации в Афинах. В отместку Мелисте Марксистско-ленинская революционная организация 17 ноября убила Николаоса Георгакопулоса и ранила четырнадцать других офицеров МАТ (ОМОН) в результате взрыва автобуса в 1985 году. [59] [60]
Предложения анархистов противоречили легалистическому подходу Коммунистической партии Греции, которая в то время имела участие в парламенте. [61] [55] с Экзархией все чаще воспринималось как запретная зона для полиции, поскольку столкновения происходили просто на глазах у офицеров. [62]
Альтернативные средства массовой информации и панк-субкультуры способствовали распространению анархистской мысли среди греческой молодежи в 1980-х и 1990-х годах. Эти коллективные средства массовой информации распространяли послания против неолиберализма , реакционного популизма , либеральной демократии и государства . [63] К концу 1980-х годов анархизм обратился к более широкому спектру проблем: гендерному неравенству, патриархату, расизму по отношению к иммигрантам и репрессиям против этнических меньшинств (славянских и турецких). В эту эпоху возникли анархистские сквоты , среди которых Вилла Амалия и Вилла Лела Караджанни. наиболее известными были [64]
Современный [ править ]
Распад СССР оказал глубокое влияние не только на анархизм, но и на Грецию. Греческий анархизм достиг пика активности в период с 1989 по 1995 год, чему способствовало разочарование в основной греческой политике. [47] 1990-93 годов Программа правительства Мицотакиса включала попытку провести в жизнь неолиберальную политику. 1990-е годы были эпохой, когда антиавторитарное движение стало более заметным и активно участвовало в студенческих бунтах против планов правительства по приватизации сектора образования. [47] Самыми распространенными публикациями той эпохи были The Void Network и The Children of the Gallery . [65]
В новом тысячелетии, когда капитализм и неолиберализм рассматривались как развивающиеся во всем мире, греческие анархисты приняли участие в антиглобалистском движении . [66] Новые коллективы, такие как Antieksousiastiki kinisi в Экзархии и связанная с ней газета «Вавилония», стали популярными среди мятежной молодежи. [67] Athens Indymedia и Antieksousiastiki kinisi были созданы в 2001 и 2003 годах соответственно. [68]
6 декабря 2008 года убийство 15-летнего Александроса Григоропулоса полицейским в районе Экзархия в Афинах вызвало немедленные социальные волнения, которые быстро переросли в крупномасштабные беспорядки . Последовавшие за этим серьезные последствия были самыми серьезными в Греции со времени падения военной диктатуры . [69] В течение короткого периода времени анархисты, левые и сторонники восстания устроили беспорядки и напали на банки, полицейские машины и правительственные учреждения в этом районе. Впервые эти группы продемонстрировали такую строгую дисциплину, иерархию и координацию. Тот факт, что убийство Александроса произошло в районе Экзархии, имел большое символическое значение, поскольку присутствие полиции в этом районе рассматривалось как вторжение на «территорию, занятую антагонистическим движением», и воспринималось некоторыми как нападение на анархистское движение. [70]
Правительство Греции того времени (премьер-министр Константинос А. Караманлис ) предпочло занять «оборонительную» позицию в отношении происходящих событий. Цель заключалась в том, чтобы избежать дальнейших гражданских беспорядков и случаев потенциального насилия. Другие политические партии попытались воспользоваться ситуацией и за три дня организовали девять демонстраций. [71]
Здание парламента несколько недель было осаждено разъяренной толпой. В течение месяца во многих крупных греческих городах проходили крупные акции протеста, многие из которых приводили к конфликтам с полицией и поджогам правительственных зданий, магазинов и банков. [72] Во время нападений насилие в отношении полиции неоднократно приводило к тому, что офицеры получали огнестрельные ранения и/или были серьезно ранены. [73] Анархическая форма нелегализма вновь возникла во время восстания, когда анархисты экспроприировали продукты из магазинов для раздачи нуждающимся людям. [74] Athens Indymedia , открытый издательский антиавторитарный сайт, который привлек значительную аудиторию во время восстания 2008 года, параллельно с расширением анархистского хороса в греческом обществе. [75]
Восстание, произошедшее в 2008 году, отчасти было вызвано преобладающей экономической нестабильностью. [76] Анархистские группы организовывали и участвовали в протестах против мер жесткой экономии , введенных правительством для разрешения экономического кризиса , вызванного кризисом суверенного долга . [77] Определенные анархистские группы и сети вместе с активистами, связанными с анархистскими и либертарианскими идеями, в начале кризиса дифференцировались от насилия, занявшись деятельностью по самоорганизации. [78] Были сформированы спонтанные сети студентов и других радикалов, которые придерживались анархического подхода к своей деятельности. Влияние традиционного марксизма было минимальным. [79]
В мае 2010 года произошла значительная волна протестов , когда греческий парламент проголосовал за свой первый меморандум о жесткой экономии. [80] Во время акции протеста в банк Марфин на улице Стадиу была взорвана бомба с зажигательной смесью , в результате чего погибли трое сотрудников банка. [81] После этого трагического события произошло заметное снижение посещаемости и частоты протестов и, что более важно, « идеологической легитимности ». [82] и анархистский импульс ослаб. [83] Однако никаких доказательств того, что преступник был анархистом, представлено не было, а обвиняемый анархист был признан судом невиновным. [84] Есть также несколько анархистских групп, которые открыто высказывались о несогласии и осуждении применения насилия как практики в Марфине и других подобных случаях. [85]
В 2013 году произошло несколько акций протеста, когда анархист Никос Романос был арестован за ограбление банка, а полиция изменила в цифровом формате его фотографию , чтобы скрыть несколько синяков, нанесенных во время его ареста . Amnesty International охарактеризовала это как «культуру злоупотреблений и безнаказанности в греческой полиции». [86]
По состоянию на 2013 год к анархистским группам, взявшим на себя ответственность за жестокие нападения, относятся «Любители беззакония», «Дикая свобода» и «Подстрекатели социального взрыва», «Банды сознания», «Одинокий волк», «Неприкасаемая ячейка мести» и, совсем недавно, «Неукротимые желания». [87]
В 2017 году Интерпол заявил, что Греция — одна из трех стран Европейского Союза (наряду с Италией и Испанией ), которые, судя по всему, имеют дело с анархистским терроризмом. [88]
Список групп и мест [ править ]
Хорос , что по-гречески означает «сцена» или «среда», представляет собой группу слабо связанных анархистских групп и коллективов в Греции. [89]
- Группы
- Анархическая федерация, платформеров . федерация
- Анархическая политическая организация ( Anarchikí Politikí Orgánosi ), объединенная федерация, входящая в состав Интернационала анархических федераций.
- Анархо-синдикалистская Инициатива Росинанте ( Anarchosyndikalistikís Protovoulías – Rosinánte ), анархо-синдикалистская федерация .
- Антиавторитарное течение (АК) ( Antiexousiastikí Kínisi ), антиавторитарная группа в Афинах.
- Заговор огненных ядер ( Synomosía ton Pyrínon tis Fotiás ), индивидуалистическая анархистская боевая организация.
- «Промышленные рабочие мира » — массовый профсоюз, входящий в Международную конфедерацию труда.
- Либертарианский синдикалистский союз ( Eleftheriakí Syndikalistikí Énosi ), анархо-синдикалистская группа, связанная с Международной конфедерацией труда.
- Революционная борьба ( Epanastatikos Agonas ), платформистов . боевая группа
- Рувиконас , анархический коллектив, действующий в Экзархии, входящий в Анархическую Федерацию.
- Приседания и другие места
- Экзархия
- Лела Караджанни, исторический центр Афин имени Лелы Караджанни. [90]
- Вилла Амалия , анархистский сквот, используемый для культурных мероприятий, теперь выселен.
- K*Vox, сквот анархистов возле площади Экзархия [91]
- Либертатия, сквот в Салониках [92]
- Публикации
- Диадроми Элефтериас [93]
- Вавилония , газета, связанная с Антиавторитарным течением. [67]
- Росинант , анархо-синдикалистское издание [94]
- Апатрис, анархистская газета [95]
- Alerta , анархистский новостной сайт, связанный с Анархической федерацией. [96]
- Радиостанции
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Маршалл 1993 , с. 67.
- ^ Маршалл 1993 , стр. 68–69.
- ^ Маршалл 1993 , стр. 69–70.
- ^ Маршалл 1993 , с. 66.
- ^ Александракис 2010 , с. 74.
- ^ Корлу 2016 , с. 554.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чорлу 2016 , с. 567.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Врадис и Далакоглу 2009 , с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ноутсос 1995 , с. 104.
- ^ Ноутсос 1995 , с. 105.
- ^ Апоифис 2014 , стр. 87–89.
- ^ Москофф 1985 , стр. 161–162.
- ^ Ноутсос 1995 , с. 53.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Апоифис 2014 , с. 87.
- ^ Ноутсос 1995 , стр. 130–133.
- ^ Троадитис, Димитрис. «Солнце анархии взошло – для истории анархистского движения в «эллинском» пространстве» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Апоифис 2014 , с. 88.
- ^ Ноутсос 1995 , стр. 147–148.
- ^ Москофф 1985 , стр. 152, 152н1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Москофф 1985 , с. 163.
- ^ Орфану, Фотини (2002). Французское горное общество Лаврио: 1900-1930 (докторская диссертация) (на греческом языке). Университет социальных и политических наук Пантейон. Кафедра социологии. hdl : 10442/хеди/15600 .
- ^ Москофф 1985 , с. 170.
- ^ Псалтирас, Костас (1982). Великая забастовка лауреотиса . Публикации Кактуса. стр. 113–118.
- ^ Москофф 1985 , с. 165.
- ^ Ноутсос 1995 , стр. 87–91.
- ^ Ноутсос 1995 , стр. 90–91.
- ^ Ноутсос 1995 , стр. 68–70.
- ^ Карпозилос, Костис (2013). Архив Ставроса Каллергиса - Мозаики планирования социалистического государства . Афины: Публикации музея Бенаки. стр. 35–37.
- ^ Мулиас, Христос (2000). Порт изюма . Патра. п. 164.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Триантафиллу, Костас (1995). Исторический словарь Патр . п. 2197.
- ^ Ноутсос 1995 , стр. 79 и 269.
- ^ Ноутсос 1995 , стр. 278.
- ^ Apoifis 2014 : «Лодочники Салоников были анархо-националистической болгарской воинственной группой панславянского влияния, действовавшей в Салониках между 1898 и 1903 годами».
- ^ Мегас 1994 .
- ^
- Кемп 2018 , с. 181: «Принято считать, что [Схинас] был бездомным алкоголиком с анархистскими наклонностями».
- п. 183: «Убийство короля Георга I обычно считают примером анархистской пропаганды этого поступка (действительно, Схинаса обычно называют последователем этой философии) или работы безумца-одиночки, мотивированной неполитическими факторами. Схинаса характеризуют одновременно как образованного и криминально мотивированного анархиста и как безнадежного и психически неуравновешенного алкоголика».
- п. 184: «Схинас остается фигурой неуловимой и противоречивой. Результаты его действий очевидны, но то, что их побудило, и, более того, подробности о человеке, стоящем за ними, остаются эфемерными, поскольку они взяты из запутанных заявлений, предоставленных многочисленными источники».
- ^ Врадис и Далакоглу 2009 , стр. 126–127.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «История Серифоса и забастовки шахтеров» . е-серифос (на греческом языке). Архивировано из оригинала 21 августа 2022 года . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «21 августа 1916 года: Кровавая забастовка в Серифосе и первое введение восьмичасовой смены в Греции» . www.ertnews.gr (на греческом языке). 21 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 21 августа 2022 года . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Group), Radiotileoptiki SA (OPEN Digital (1 января 1980 г.). «Серифос: Кровавая забастовка, установившая 8-часовой график, и просьба о присоединении к Франции» . ЭТНОС (на греческом языке). Архивировано из оригинала 21 августа 2022 г. Проверено. 21 августа 2022 г.
- ^ Александракис 2010 , с. 76.
- ^ Александракис 2010 , с. 76–77.
- ^ Александракис 2010 , с. 77.
- ^ Рецензируемая работа: Rhodakanaty y la Formación del Pensamiento Socialista en México (Родаканати и формирование социалистической мысли в Мексике) Карлоса Ильядеса Рецензия: Дейл Бичер Журнал истории мормонов Том. 31, № 1 (весна 2005 г.), стр. 186–190. Опубликовано: University of Illinois Press; Ассоциация истории мормонов https://www.jstor.org/stable/23289258 Архивировано 7 сентября 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Бичер, Дейл (2005). «Рецензируемая работа: Родаканати и формирование социалистической мысли в Мексике», Карлос Ильядес. Журнал истории мормонов . 31 (1): 186–190. JSTOR 23289258 .
- ^ Врадис и Далакоглу 2009 , стр. 1–2.
- ^ Апоифис 2014 , с. 110.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Врадис и Далакоглу 2009 , с. 2.
- ^ Маравелиди, Иванна-Мария (16 ноября 2019 г.). Михалис Протопсалтис (интервью 2002 г.) . aftoleksi.gr/ . Архивировано из оригинала 30 сентября 2020 года . Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ Корнетис 2013 , стр. 260.
- ^ Андроникиду и Коврас 2012 , с. 713. «Память о Политехническом институте внесла два перекрывающихся вклада в развитие культуры сопротивления. Во-первых, протестующая молодежь обрела независимость. Только студенческое движение открыто сопротивлялось диктатуре. Во-вторых, память о Политехническом институте институционализировала обязанность человека сопротивляться власти » «
- ^ ван дер Стин 2014 , стр. 71–72.
- ^ Ризас, Сотирис (2018). Константинос Караманлис: Греция от гражданской войны до постколониального периода . СОВРЕМЕННЫЙ. ISBN 9786180311952 .
- ^ Апоифис 2014 , с. 113.
- ^ Кислинг 2014 , стр. 44–45.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с ван дер Стин 2014 , с. 72.
- ^ Апоифис 2014 , стр. 113–115.
- ^ Букалас, Панделис; Ксидакис, Никос (29 декабря 1984 г.). «Краткая ночь анархии, или: Фашизм-антифашизм, условия и пределы». Декапентимерос Политис .
- ^ ван дер Стин 2014 , с. 75.
- ^ Команда ВИМА (17 ноября 2019 г.). «Убийство Калтезаса в день рождения Политехникума 34 года назад» . tovima.gr . БХМА. Архивировано из оригинала 12 июня 2020 года . Проверено 12 июня 2020 г.
- ^ Ниволианитис, Михалис (30 июля 2019 г.). «От Мелисты до Корконеаса» . tanea.gr . ТА НЕА. Архивировано из оригинала 31 июля 2019 года . Проверено 12 июня 2020 г.
- ^ Апоифис 2014 , стр. 112–13.
- ^ ван дер Стин 2014 , с. 73.
- ^ Сиапера и Теодосиадис 2017 , с. 508.
- ^ ван дер Стин 2014 , с. 76.
- ^ Апоифис 2014 , стр. 117–18.
- ^ Апоифис 2014 , стр. 120–23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Апоифис 2014 , с. 126.
- ^ ван дер Стин 2014 , с. 80.
- ^ Маврогордатос, Джордж Т. (2009). «Греция» . Европейский журнал политических исследований . 48 (7–8): 968–972. дои : 10.1111/j.1475-6765.2009.01859.x .
- ^ Макригианни, В.; Цавдароглу, Х. (2011). «Городское планирование и восстание: пространственный анализ восстания в декабре 2008 года в Афинах» . Восстание и кризис в Греции : 29–57 . Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ Зери, Перса. «Возвращение уличной политики?» (PDF) . Очерки декабрьских беспорядков в Греции : 70. Архивировано (PDF) из оригинала 15 июля 2020 года . Проверено 15 июля 2020 г.
- ^ Пауц, Хартвиг; Комнинова, Маргарита (2013). «Реакция на« политику жесткой экономии »: тактика коллективной экспроприации в Греции». Исследования социальных движений . 12 (1): 103–110. дои : 10.1080/14742837.2012.704180 . S2CID 143337653 .
- ^ Василаки 2017 , с. 153.
- ^ Уильямс 2018 , с. 9.
- ^ Сиапера и Теодосиадис 2017 , с. 509.
- ^ «Анархия в Афинах» . Экономист . 9 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 29 января 2022 г. . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Брабант, Малкольм (1 мая 2010 г.). «Полиция Греции, протестующие против мер жесткой экономии, используют слезоточивый газ» . Новости Би-би-си . Афины : Би-би-си . Архивировано из оригинала 6 мая 2010 года . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Сиапера и Теодосиадис 2017 .
- ^ ван дер Стин 2014 , стр. 81–82.
- ^ Брабант, Малкольм (5 мая 2010 г.). «Трое погибших: протест в Греции перерос в насилие» . Новости Би-би-си . Афины : Би-би-си . Архивировано из оригинала 7 мая 2010 года . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Делла Порта, Донателла; Кирпичи, Алиса (2014). Распространение протестов: социальные движения во времена кризиса . ЭКПР Пресс. п. 127. ИСБН 9781910259207 .
- ^ Василаки 2017 , с. 159.
- ^ ван дер Стин 2014 , с. 87.
- ^ «Дело Марфина: двое обвиняемых невиновны» . www.news247.gr (на греческом языке). Архивировано из оригинала 24 августа 2022 года . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ Харалампус, Димитрис (4 мая 2011 г.). «Марфинские криминальные анархисты осуждены» . tovima.gr . В ВИМА. Архивировано из оригинала 15 июля 2020 года . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ Тренчард, Томми. «Внутри возрождающегося анархистского движения Греции» . Альджазира. Архивировано из оригинала 23 мая 2020 года . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ Мальтезу, Рене; Бабингтон, Дипа. «Специальный репортаж: Внутри новых жестоких анархистских групп Греции» . Рейтер . Архивировано из оригинала 19 мая 2020 года . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Сулиотис, Яннис. Первый в Греции анархистский терроризм . kathimerini.gr . КАТИМЕРИНИ. Архивировано из оригинала 23 июня 2020 года . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ Китис 2015 , с. 2.
- ^ «Κατάληψη Λέλας Καραγιάννη — Лелас Караджианни 37, Афины, Греция | радар.squat.net» . радар.squat.net . Архивировано из оригинала 22 мая 2021 года . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ «Экзархия: известный анархист ведет нас к оккупации K*VOX» . ТОС (на греческом языке). 20 декабря 2019 года . Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ Хацистефану, Арис (23 июня 2021 г.). «Восстановление Либертации — возрождение Occupy Libertatia» . ИНФО-ВОЙНА . Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ «ΔΙΑΔΡΟΜΗ ΕΛΕΥΘΕΡΙΑΣ» . Анархическая пресса гр (на греческом языке). Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ «Росинант — Росинантская анархо-синдикалистская инициатива» . Росинант (на греческом языке). Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ «Газета Апатрис-стрит» . Газета «Апатрис-стрит» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2020 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ «Факты с точки зрения простых людей» . Alerta.gr (на греческом языке) . Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ «• Радиозоны подрывного выражения 93.8FM • radiozones.org» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2020 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ «бесплатное общественное радио 14:31AM» . бесплатное социальное радио 14:31 утра . Архивировано из оригинала 7 декабря 2020 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
Источники [ править ]
- Александракис, Отон (2010). Борьба за современные Афины: нетрадиционные граждане и формирование новой политической реальности (PDF) (доктор философии). Хьюстон : Университет Райса . hdl : 1911/62144 . OCLC 794037864 . Архивировано (PDF) из оригинала 25 августа 2019 года . Проверено 25 августа 2019 г.
- Андроникиду, Айкатерини; Коврас, Иосиф (2012). «Культура беспорядков и антисистемная политика в Южной Европе» (PDF) . Западноевропейская политика . 35 (4): 707–725. дои : 10.1080/01402382.2012.682342 . ISSN 0140-2382 . S2CID 55377838 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 21 июня 2019 г.
- Апоифис, Николас (2014). Афинские анархисты и антиавторитаристы: воинствующая этнография и формирование коллективной идентичности (доктор философии). Университет Маккуори.
- Апоифис, Николас (2016). Анархия в Афинах: этнография воинственности, эмоций и насилия . Манчестер : Издательство Манчестерского университета . ISBN 978-1-5261-00597 . OCLC 965476879 .
- Чоп, Владимир М. (2008). «Участие греческих колонистов Приазовья в махновском движении (1918–1921)» . Перевод Арчибальда, Малкольма. Лондон : Библиотека Кейт Шарпли . Архивировано из оригинала 2 января 2019 года . Проверено 2 января 2019 г.
- Чорлу, Аксель (2016). «Анархисты и анархизм в Османской империи, 1850–1917» . В Карахасаноглу, Селим; Демир, Дениз Дженк (ред.). История снизу: дань памяти Дональду Кваерту . Стамбул: Издательство Стамбульского университета Билги. стр. 553–583. ISBN 978-605-399-449-7 . OCLC 961415226 . Архивировано из оригинала 21 февраля 2021 года . Проверено 14 сентября 2019 г.
- Хаджимихалис, Костис (2013). «От улиц и площадей к радикальной политической эмансипации? Уроки сопротивления Афин во время кризиса» . Человеческая география . 6 (2): 116–136. дои : 10.1177/194277861300600209 . ISSN 1942-7786 . S2CID 220064083 . Архивировано из оригинала 21 февраля 2021 года . Проверено 16 октября 2019 г.
- Кемп, Майкл (2018). «Под белой башней» . Бомбы, пули и хлеб: политика анархического терроризма во всем мире, 1866–1926 гг . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд . стр. 178–186. ISBN 978-1-4766-7101-7 .
- Кислинг, Джон Брэди (2014). Греческие городские воины: сопротивление и терроризм 1967–2014 гг . Афины: Lycabettus Press. ISBN 978-960-7269-55-3 . OCLC 907474685 .
- Китис, Э. Димитрис (2015). «Антиавторитарный хорос: пространство для социализации и радикализации молодежи в Греции (1974–2010)». Журнал изучения радикализма . 9 (1): 1–36. doi : 10.14321/jstudradi.9.1.0001 . ISSN 1930-1189 . S2CID 143750287 .
- Корнетис, Костис (2013). Дети диктатуры: студенческое сопротивление, культурная политика и «долгие 1960-е годы» в Греции . Книги Бергана. ISBN 978-1-78238-001-6 . Архивировано из оригинала 2 января 2020 года . Проверено 13 марта 2019 г.
- Маринос, Яннес [на греческом языке] (15 июля 2010 г.). «Πόσο εύκολα ξεχάσαμε» [Как легко мы забыли ]. Виме (по-гречески). Архивировано из оригинала 2 сентября 2019 года . Проверено 2 сентября 2019 г.
- Маршалл, Питер Х. (1993). Требуя невозможного: история анархизма . Фонтана. ISBN 978-0-00-686245-1 . Архивировано из оригинала 13 декабря 2019 года . Проверено 12 февраля 2019 г.
- Мегас, Ю (1994). Лодочники Салоник: Анархистская болгарская группа и бомбардировки 1903 года . Трохалия (по-гречески). ISBN 9789607022479 .
- Моран, Мэтью; Уоддингтон, Дэвид (2016). «Неолиберализм, политика жесткой экономии и гнев против государства: греческие беспорядки 2008 года». Беспорядки . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. дои : 10.1057/978-1-137-57131-1_5 . ISBN 978-1-137-57130-4 .
- Москофф, Костис [на греческом языке] (1985). в историю рабочего движения ( Введение на греческом языке) (2-е изд.). Афины: Кастаниотис. ISBN 9789600300703 . OCLC 1039058446 .
- Ноутсос, Панайотис (1995). Социалистическая мысль в Греции с 1875 по 1974 год [ Социалистическая мысль в Греции с 1875 по 1974 год ] (на греческом языке). Знание.
- Роос, Жером Э.; Ойкономакис, Леонидас (2014). «Они не представляют нас! Глобальный резонанс настоящего демократического движения от возмущенных к оккупации» . В Порте — Донателла делла; Маттони, Алиса (ред.). Распространение протеста: социальные движения во времена кризиса . ЭКПР Пресс. стр. 117–136. ISBN 978-1-910259-20-7 .
- Шварц, А.Г.; Сагрис, Тасос; Сеть Пустоты, ред. (2010). «Эти дни для Алексея; Хронология: 6–25 декабря 2008 г.». Мы — образ из будущего: греческое восстание декабря 2008 года . Эдинбург: АК Пресс. стр. 77–81. ISBN 978-1-84935-019-8 . OCLC 759726383 . ОЛ 24604918М .
- Сиапера, Евгения; Теодосиадис, Майкл (2017). «(Цифровой) активизм в междоусобицах: анархистские и самоорганизующиеся движения в Греции» . ТройнойС . 15 (2): 505–523. дои : 10.31269/triplec.v15i2.768 . ISSN 1726-670X .
- ван дер Стин, Барт (2014). Город наш: сквоттинг и автономные движения в Европе с 1970-х годов по настоящее время . ПМ Пресс. ISBN 978-1-60486-683-4 .
- Василаки, Роза (2017). « Мы — образ из будущего»: вспоминая беспорядки в Афинах в 2008 году» . Acta Scientiarum. Образование . 39 (2): 153–161. doi : 10.4025/actascieduc.v39i2.34851 . ISSN 2178-5201 .
- Врадис, Антониос; Далакоглу, Димитриос К. (2009). «Анархизм, Греция» . В Нессе, Иммануил (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста: с 1500 года до наших дней . Уайли-Блэквелл . стр. 126–127. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp0057 . ISBN 978-1-4051-8464-9 . Архивировано из оригинала 21 февраля 2021 года . Проверено 14 сентября 2019 г.
- Уильямс, Дана М. (июнь 2018 г.). «Современные анархисты и анархические движения». Социологический компас . 12 (6): e12582. дои : 10.1111/soc4.12582 . ISSN 1751-9020 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Восстание и кризис в Греции . AK Press и оккупированный Лондон (2011).
- Ойкономакис, Леонидас; Роос, Жером Э. (2016). «Глобальное движение за настоящую демократию? Резонанс протеста против мер жесткой экономии из Испании и Греции, направленного на оккупацию Уолл-стрит». . В Маркосе Анчеловичи; Паскаль Дюфур; Элоиза Нез (ред.). Уличная политика в эпоху жесткой экономии . Издательство Амстердамского университета. стр. 227–250. дои : 10.1515/9789048525461-010 . ISBN 9789048525461 .
- Илиопулос, Христос (2014). Ницше и анархизм: избирательная близость и ницшеанское прочтение восстания 8 декабря в Афинах (доктор философии). Университет Лафборо . hdl : 2134/16254 .