Jump to content

Предшественники анархизма

До возникновения анархизма как антиавторитарной политической философии в 19 веке как отдельные лица, так и группы выражали некоторые принципы анархизма в своей жизни и трудах.

Античность

[ редактировать ]

В самый длительный период человеческого существования – до начала письменной истории – не было отдельного класса установленной власти или формальных политических институтов. [1] Задолго до того, как анархизм стал отдельной точкой зрения, люди тысячелетиями жили в самоуправляющихся обществах без особого правящего или политического класса. [2] Только после возникновения иерархических обществ анархистские идеи были сформулированы как критический ответ и отказ от принудительных политических институтов и иерархических социальных отношений. [3]

Древний Китай

[ редактировать ]

Даосизм , школа мысли, развившаяся в древнем Китае , была воспринята некоторыми анархистами как источник анархических взглядов. Даосские мудрецы Лао Цзы ( Лао Цзы , ок . 5 век до н. э.) и Чжуан Чжоу ( ок. 369–286 до н . э.), чья философия скорее основывалась на «антиполитической» позиции и отказе от любого рода участия. в политических движениях и организациях разработал философию «неправилия» в Чжуан Чжоу и Дао Дэ Цзин , и многие даосы в ответ вели анархический образ жизни. [4] Продолжаются споры о том, относится ли призыв к правителям не править к сфере анархизма. [5] Новое поколение даосских мыслителей с анархическими наклонностями появилось в хаотический период Вэй - Цзинь с 220 по 420 годы нашей эры. Даосские принципы были сродни философскому анархизму , пытавшемуся лишить государство легитимности и поставить под сомнение его мораль. Даосизм и неотаосизм были пацифистскими школами мысли, в отличие от многих своих западных анархистских коллег несколько столетий спустя. [6]

Древняя Греция

[ редактировать ]
Диоген Синопский защищал анархические формы общества.

Некоторые убеждения и идеи, глубоко разделяемые современными анархистами, впервые были выражены в Древней Греции . [7] Первое известное политическое использование слова «анархия». [а] появляется в пьесе «Семеро против Фив» Эсхила , датированной 467 годом до нашей эры. Там Антигона открыто отказывается подчиниться указу правителей оставить незахороненным тело ее брата Полиника в наказание за его участие в нападении на Фивы . Софокл использовал ту же тему 50 лет спустя в своей трагедии «Антигона» , где героиня бросает вызов установленному порядку Фив, вступая в прямой конфликт с установленной властью города. [10]

Древняя Греция также стала свидетелем первого западного примера анархических философских идеалов, в том числе идей киников и стоиков . Предполагается, что циники Диоген Синопский (умер в 323 г. до н.э.) и Кратес из Фив ( ок. 365 – ок. 285 до н.э.) оба защищали анархические формы общества, хотя от их сочинений мало что осталось. Их наиболее значительным вкладом был радикальный подход номоса (закона) и физики (природы). В отличие от остальной части греческой философии (которая стремилась смешать номос и физис гармонично ), циники отвергали номос (и, как следствие, власти, иерархии, учреждения и моральный кодекс полиса ) , продвигая образ жизни, основанный исключительно на физика . [11] Зенон из Кития ( ок. 334 – ок. 262 до н.э.), основатель стоицизма, находившийся под сильным влиянием киников, описал свое видение эгалитарного утопического общества около 300 г. до н.э. [12] Зенона Республика выступает за анархическую форму общества, в которой нет необходимости в государственных структурах. Он утверждал, что, хотя необходимый инстинкт самосохранения приводит людей к эгоизму , природа внесла коррективу в него, наделив человека другим инстинктом, а именно общительностью . Как и многие современные анархисты, он считал, что если люди будут следовать своим инстинктам, они не будут нуждаться в судах или полиции, храмах и общественных богослужениях и не будут использовать деньги ( бесплатные подарки заменяют обмен). [13]

Сократ , что соответствует анархизму, постоянно ставил под сомнение авторитет и сосредоточивал свою философию на праве каждого человека на свободу сознания. [14] Аристипп , ученик Сократа и основатель гедонистической школы , утверждал, что он не желает ни править, ни быть управляемым, а также видит в государстве опасность для личной автономии. [15] Однако не все в Древней Греции имели анархические тенденции, другие философы, такие как Платон и Аристотель, использовали термин «анархия» негативно в связи с демократией , которой они не доверяли, поскольку она по своей сути уязвима и склонна перерастать в тиранию . [16]

Средний возраст

[ редактировать ]

Средневековая Азия

[ редактировать ]
Казнь Маздака , предшественника анархистов на Ближнем Востоке, последователей которого постигла та же участь.

В средневековой Персии Маздак , зороастрийский пророк и еретик, ныне считающийся протосоциалистом, призывал к свободной любви, отмене частной собственности и свержению царя. [17] Он считал разделение религиозным долгом и считал, что никто не должен иметь больше, чем другие, хотя источники спорят, выступал ли он за общественную собственность или перераспределение . Последние утверждают, что он раздавал землю, имущество, женщин и рабов от богатых бедным. [18] Он и тысячи его последователей были убиты в 582 году нашей эры, но его учение оказало влияние на исламские секты последующих столетий. [19]

Богословская форма анархического ислама возникла в Басре и Багдаде среди аскетов-мутазилитов и Недждия хариджитов . Эта исламская тенденция не была коммунистической или эгалитарной и не напоминала современные концепции анархизма, но проповедовала, что государство вредно, незаконно, аморально и ненужно. [20]

Средневековая Европа

[ редактировать ]

В Европе христианство затмило все стороны жизни. «Братья свободного духа» были наиболее ярким примером еретической веры, имеющей некоторые смутные анархические тенденции. Они придерживались антиклерикальных настроений и верили в полную свободу. Несмотря на то, что большинство их идей были индивидуалистическими, движение оказало социальное влияние, влияя на беспорядки и восстания в Европе на долгие годы. [21] Другие анархические религиозные движения в Европе в средние века включают гуситов , адамитов и ранних анабаптистов . [22]

Ранняя современная эпоха

[ редактировать ]

Историк 20-го века Джеймс Джолл описывает историю анархистов как две противоположные стороны. Во-первых, ревностные и аскитические религиозные движения Средневековья, отвергавшие институты, законы и установленный порядок. Другой — теории XVIII века, основанные на рационализме и логике. По словам Джолля, эти два течения позже смешались, образовав противоречивое движение, которое, тем не менее, нашло отклик у очень широкой аудитории. [23]

Ренессанс

[ редактировать ]

С распространением эпохи Возрождения по Европе антиавторитарные и светские вновь возникли идеи в ответ на растущую централизацию власти со стороны абсолютных монархий . [24] Наиболее выдающиеся мыслители, выступающие за свободу, в основном французы , использовали утопию в своих работах, чтобы обойти строгую государственную цензуру. В «Гаргантюа и Пантагрюэле» (1532–1552) Франсуа Рабле написал об аббатстве Телемы (греческое слово, означающее «воля» или «желание»), воображаемой утопии, девизом которой было «Делай, как хочешь». [25] Примерно в то же время французский студент-юрист Этьен де ла Боэти написал свой «Рассуждение о добровольном рабстве» , в котором утверждал, что тирания является результатом добровольного подчинения и может быть отменена, если люди откажутся подчиняться властям, стоящим над ними. [26] Позднее, еще во Франции, Габриэль де Фуаньи воспринял утопию со свободолюбивым народом без правительства и без необходимости в религии, как он писал в « Известной южной земле» . [27] Власти Женевы заключили Фуаньи в тюрьму за эту книгу. Франсуа Фенелон также использовал «Утопию» для выражения своих политических взглядов в книге ( «Телемак» ), которая привела в ярость Людовика XIV . [28]

В Италии также Никколо Макиавелли заложил некоторые основы современного анархизма, особенно в развитии политической науки , которая провела разделение между политикой и этикой. [29] Макиавелли Подрыв политической этики был принят классическими анархистами, такими как Михаил Бакунин , который прямо заявил, что «Макиавелли был прав». [б] Однако анархизм был построен как политическая философия, ставящая под сомнение легитимность политических систем и предлагающая альтернативы, что само по себе поднимает этические вопросы политической справедливости. Бакунин так подробно остановился на этом отходе анархизма от макиавеллизма : [30]

мы сыновья Революции, и мы унаследовали от нее Религию Человечества, которую нам предстоит основать на руинах Религии Божественности. Мы верим в права человека, в достоинство и необходимую эмансипацию человеческого рода. Мы верим в человеческую свободу и человеческое братство, основанное на человеческой справедливости.

Ранний протестантизм

[ редактировать ]

Некоторые течения Реформации (например, радикальное реформистское движение анабаптистов ) иногда считаются религиозными предшественниками современного анархизма. Хотя это была религиозная революция, укрепившая государство, она также открыла дорогу гуманистическим ценностям Французской революции . [31] Во время гражданской войны в Англии христианский анархизм нашел одного из своих наиболее красноречивых предшественников в лице Джеррарда Уинстенли , который был частью движения диггеров . Уинстенли опубликовал брошюру, призывающую к общинной собственности и социально-экономической организации в небольших аграрных общинах. Опираясь на Библию, он утверждал, что «блаженства земли» должны «быть общими для всех» и «никто не должен быть господином над другими». [32] и Было отмечено , что Левеллеры Джон Лилберн выступали против власти «во всех ее формах и аспектах», что привело к изгнанию Лилберна, а затем к заключению в тюрьму Протекторатом Оливера Кромвеля . [33]

В Новом Свете религиозный диссидент Роджер Уильямс основал колонию Провиденс, штат Род-Айленд, после того, как в 1636 году у него закончилась теократическая пуританская колония Массачусетского залива. В отличие от пуритан, он скрупулезно приобретал землю у местных американских индейцев для своего поселения. [34] Ученик Уильямса Уильям Харрис был описан французским анархистом-индивидуалистом Эмилем Арманом как «возмутившийся против аморальности всех земных сил и против преступления всякого наказания», что заставило Армана задаться вопросом, был ли он «мистическим визионером или изолированным человеком». анархист?" [33] Секта квакеров , в основном из-за своего пантеизма, имела некоторые анархические тенденции — ценности, которые позже повлияли на Бенджамина Такера . [35] Первым, кто использовал термин « анархия » для обозначения чего-то иного, чем хаос, был Луи-Арман, барон де Лаонтан, в своих , « Новых путешествиях по Северной Америке» 1703 г., где он описал коренное американское общество, которое не имели государства, законов, тюрем, священников или частной собственности, поскольку находились в состоянии анархии. [36] Уильям Блейк также придерживается анархической политической позиции. Говорят, что [16]

Эпоха Просвещения

[ редактировать ]
Вольтер

Научная революция дала мыслителям того времени уверенность в том, что люди могут рассуждать самостоятельно, и когда природа будет укрощена с помощью науки, общество сможет стать свободным. [37] Развиваясь на основе более ранней мысли эпохи Возрождения, Эпоха Просвещения стала свидетелем дальнейшего всплеска светской и гуманистической мысли, подстегнутой фундаментом рационализма Рене Декарта . Господствовавшие в то время настроения рационализма подытожил философ Дени Дидро , когда он заявил: «все должно быть исследовано, все должно быть перетрясено, без исключения и без осмотрительности». [38] Центральное место в мысли этого нового поколения философов занимала идея прогрессивной природы человека, что люди не связаны грехом и могут совершенствоваться при правильных обстоятельствах, а именно посредством образования. Вдохновленный либерализмом Джона Локка , французский философ Вольтер открыто выступал против абсолютизма и вместо этого выступал за конституционализм . Вольтера Антиавторитаризм был развит Дени Дидро , который в частном порядке размышлял об обществах без законов и правительств, и Жан-Жаком Руссо , который утверждал, что человеческая природа изначально хороша и что люди развращаются только несправедливыми институтами . [39]

Жан Мелье

Идеи, приближающиеся к анархизму, были развиты Жаном Мелье и Этьеном-Габриэлем Морелли , которые распространили просветительскую критику абсолютизма на все институты. Мелье, католический священник, в частном порядке написал Завещание , в котором осуждал любую религию как активно вредную для людей. [40] поддерживая революционную атеистическую философию, призывающую к отмене экономического неравенства и принудительных законов. [41] «Больше анархист, чем атеист», он проанализировал проблемы человечества как вызванные желанием людей командовать и контролировать других, как с политических, так и с клерикальных позиций, и призвал бедных свергнуть церковь и государство насильственным путем. социальная революция . [42] « Завещание» оказало влияние на Вольтера, который расширил антиклерикальную критику Мелье в своем «Философском словаре» и его антиавторитаризм в «Кандиде» . [43] Эта критика нашла дальнейшее выражение в «Системе природы» барона д'Гольбаха , который выдвинул материалистическую философию, отвергающую религию и поддерживающую научный метод , который, по его мнению, приведет к максимизации счастья . В более поздних работах он выступал за минимизацию правительства и установление вместо него утилитарного общественного договора между гражданами. [44]

В своем Кодексе природы Морелли осудил системы частной собственности и социального расслоения как неестественные. человека Он верил в доброту человеческой природы, которая, как он утверждал, была испорчена институтами, которые превратили просвещенный личный интерес в эгоизм . [45] В заключение он выступил за возврат от искусственных законов к естественному праву и за восстановление прав общественной и личной собственности . [46] В своих аргументах в пользу отмены частной собственности Морелли поддерживал раннюю форму коммунизма . Его коммунистическое общество, управляемое «естественным законом», требовало обязательного образования и труда , концентрировало роль семьи в обществе и имело минимальное правительство исключительно для надзора за экономикой и наказания инакомыслящих . Коммунизм Морелли вдохновил революционера Франсуа-Ноэля Бабефа и утописта Шарля Фурье , а также анархистов Пьера-Жозефа Прудона и Петра Кропоткина . [47]

Дени Дидро

Будучи энциклопедистом , Дени Дидро верил в прогресс человечества через расширение бесплатного и доступного образования. [47] Он публично выступал за просвещенный абсолютизм посредством заключения общественного договора между монархом и его подданными, который обеспечивал бы проведение утилитарной политики, отражающей общую волю народа. [48] В своем романе «Жак Фаталист» Дидро выступал за определенную форму детерминизма , одновременно критикуя отказ от моральной ответственности . В своем диалоге «Племянник Рамо» он упивался гедонизмом , при этом твердо придерживаясь этики добродетели , поощряя естественное законодательство, которое «поощряло бы и применяло [страсти людей] как к общественным, так и к частным интересам». [49] Но в частном порядке мысль Дидро была гораздо более радикальной: он считал, что «природа не дает человеку права управлять другими». На вечеринках он открыто выражал любовь к индивидуальной свободе и заявлял, что «природа не создала ни слуги, ни господина; я не хочу ни давать, ни получать законы!» [50] Дидро также верил в замену искусственных законов естественными, в одном из своих произведений изображая детей, восстающих против своего строгого отца , один из них оправдывает себя тем, что «для мудрых вообще не существует законов». [51] В своем «Дополнении к «Путешествию на Бугенвиль » Дидро изобразил Таити как утопическое безгосударственное общество, характеризующееся общей собственностью , свободной любовью и досугом . [52] Следуя «рациональному кодексу поведения Дидро », таитяне выступали за максимизацию свободы и полезности посредством обращения к природе . Дидро напрямую раскритиковал западную цивилизацию , которая была навязана Таити французской колонизацией , ответив призывом к отмене как гражданских, так и религиозных институтов, заявив, что «упорядочивать вещи — это всегда делать себя господином над другими, беспокоя их». [53]

Жан-Жак Руссо

Раннее творчество Жан-Жака Руссо отличалось либертарианством . [54] резюмировал в своей знаменитой фразе: «Человек рождается свободным; и всюду он в цепях». [44] В своем «Рассуждении о неравенстве » он развил идею о внутренней доброте человеческой природы и ее коррупции со стороны существующих институтов. [55] анализируя, что именно возникновение частной собственности явилось основной причиной развития социального неравенства . [56] Он утверждал, что после основания частной собственности было создано правительство для обеспечения ее соблюдения и началось процесс развития к автократии . [57] Хотя анализ Руссо роста неравенства вдохновил анархистов, таких как Уильям Годвин , который заявил, что «правительство, каким бы сформированным оно ни было, мало способно принести человечеству солидную пользу», сам Руссо не призывал к отмене правительства. [58] Его призыв к освободительной форме образования Эмиля взгляд также вдохновил более поздних анархистов, несмотря на его авторитарный на учителя. [59] Публикация Руссо « Общественного договора» ознаменовала начало его поворота от либертарианских тенденций к авторитарным, особенно с его теорией « общей воли » народа. [60] Концепция государства Руссо была тоталитарной , предлагая корпоративное государство , в котором человек был полностью подчинен обществу, где диктаторская элита работала над интерпретацией «общей воли» и ее реализацией, казня любого, кто не соглашался . [61] Переход Руссо от любителя свободы личности к апологету тоталитарной демократии был отмечен анархистами, а Михаил Бакунин осуждал его как «истинного создателя современной реакции ». По всей видимости, самый демократический писатель восемнадцатого века, он воспитал в себе безжалостный деспотизм государственного деятеля. Он был пророком доктринерского государства, как Робеспьер , его достойный и верный ученик, пытался стать его первосвященником ». [62] Несмотря на это, историк Питер Маршалл сказал, что более ранние работы Руссо «заслуживают видное место в анархической традиции» благодаря его историческому анализу социального неравенства, его восхвалению естественного состояния и естественной доброты человечества, а также его защита эгалитаризма и народной демократии . [63]

Конец эпохи Просвещения с началом Атлантических революций привел к первому ясному выражению анархистских идей в работах Уильяма Годвина . [41] В своем «Исследовании о политической справедливости » Годвин выступал против легитимности правительства и призывал к расширению образования, полагая, что одного только индивидуального разума достаточно, чтобы заменить закон и установить систему децентрализованной прямой демократии вместо государства: «Не будет ни войны, ни преступлений, ни отправления правосудия, как это называется, и никакого правительства». [64] Чтобы этот рационализм процветал, Годвин призывал к максимизации индивидуальной свободы и социального равенства. Он считал, что для построения рационального общества необходимо ликвидировать бедность, главным образом, путем равного распределения собственности между всеми людьми. [65] Питер Кропоткин позже назовет Годвина предшественником анархо-коммунизма . [66]

Поздняя современная эпоха

[ редактировать ]

Французская революция

[ редактировать ]
Штурм Бастилии вдохновил поколения анархистов.

Французская революция стала важной вехой в истории анархизма. Использование революционного насилия массами для достижения политических целей было в воображении анархистов последующих столетий, и такие события, как Женский марш в Версале , штурм Бастилии или беспорядки в Ревейоне, рассматривались как революционный архетип. [67] В своем «Манифесте равных» Сильвен Марешаль надеялся на исчезновение раз и навсегда «отвратительного различия между богатыми и бедными, великими и малыми, господами и камердинерами, губернаторами и управляемыми». [32] Анархисты идентифицировали себя с бешенствами или санкюлотами . Enragés . (Разъяренные) выступали против революционного правительства как противоречия в терминах Осуждая якобинскую диктатуру, Жан Варле писал в 1794 году, что «правительство и революция несовместимы, если только народ не захочет настроить свою установленную власть на постоянное восстание против самого себя». [68] Французская революция изображала в общем подсознании анархистов, что как только повстанцы захватят власть, они станут новыми тиранами, что было очевидно в организованном государством насилии в эпоху террора . Протоанархистские группы ярости и санкюлотов были в конечном итоге уничтожены на острие гильотины. [69]

Дебаты о влиянии Французской революции на анархистские дела продолжаются и по сей день. По мнению историка-анархиста Макса Неттлау, французские революции не сделали ничего иного, как переформирование и модернизацию милитаристского государства. [70] а Кропоткин проследил истоки анархистского движения в борьбе революционеров. [71] Используя более умеренный подход, Шон Шиэн отмечает, что Французская революция доказала, что даже самые сильные политические институты могут быть свергнуты. [72]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Использование слов анархия и анархос , означающих «без правителя», можно проследить до и » Гомера «Илиады « Геродота » Истории . [8] [9]
  2. В «Безнравственности государства » Михаил Бакунин писал о понимании Макиавелли , «что великие и могущественные государства могут быть основаны и сохранены только посредством преступлений», поскольку «то, что разрешено государству, запрещено отдельному лицу».
  1. ^ Грэм 2005 , стр. xi–xiv; Росс 2019 , с. ix.
  2. ^ Барклай 1990 , стр. 39–42.
  3. ^ Барклай 1990 , стр. 15–16.
  4. ^ Грэм 2005 , с. 1.
  5. ^ Рэпп 2012 , с. 20.
  6. ^ Рэпп 2012 , стр. 45–46.
  7. ^ Лонг 2013 , с. 217; Вудкок 1962 , с. 38.
  8. ^ Истории IX, 23, цитата (на древнегреческом языке) = ἐδοκεε de σφι anarchiis εουσις επαλενιν πρὰ Мардонион
  9. ^ Июнь и Валь 2010 , стр. 68: Илиада II, 703. , цитата (на древнегреческом языке) = «ὐδὲ ὲν οὐδ᾽ oἳ anarchoi ἔsan , potheon ge meὲn Archon»
  10. Jun & Wahl 2010 , стр. 68–70: Знаменитые слова Антигона: «даже если никто другой не захочет участвовать в его похоронах, я похороню его один и рискну похоронить своего собственного брата. И мне не стыдно за это действовать в вызывающем противостоянии правителям города (Ἒχουσα ἄπιστων τήν ἀναρχίαν πόλει; Эхоуса апистын тен анархиан поляй
  11. ^ Фиолетовый 2017 ; Маршалл 2008 , стр. 68.
  12. ^ Шофилд 1999 , с. 56.
  13. ^ Грэм 2005 , стр. xi–xiv; Маршалл 2008 , с. 70-71.
  14. ^ Маршалл 2008 , с. 67.
  15. ^ Маршалл 2008 , с. 68.
  16. ^ Jump up to: а б Гудвей 2006 , с. 5.
  17. ^ Кроун 1991 , с. 24; Маршалл 2008 , с. 86.
  18. ^ Кроун 1991 , с. 24.
  19. ^ Маршалл 2008 , с. 86.
  20. ^ Crone 2000 , стр. 3, 21–25: Историк-анархист Дэвид Гудвей также убежден, что мусульманские секты мутазилитов и неджитов являются частью анархистской истории. (Интервью The Guardian, среда, 7 сентября 2011 г.)
  21. ^ Маршалл 2008 , стр. 86–89: Маршалл упоминает « Английское крестьянское восстание в 1381 году, гуситскую революцию в Богемии на Таборе в 1419–1421 годах, немецкое крестьянское восстание Томаса Мюнцера в 1525 году и Мюнстерскую коммуну в 1534 году ».
  22. ^ Неттлау 1996 , с. 8.
  23. ^ Джолль 1975 , с. 23.
  24. ^ Маршалл 2008 , с. 108.
  25. ^ Маршалл 2008 , стр. 108–109.
  26. ^ Маршалл 2008 , стр. 109–112.
  27. ^ Маршалл 2008 , стр. 112–114.
  28. ^ Маршалл 2008 , с. 114.
  29. ^ Маклафлин 2007 , с. 104.
  30. ^ Маклафлин 2007 , стр. 104–105.
  31. ^ Маклафлин 2007 , стр. 102-104 и 141.
  32. ^ Jump up to: а б Грэм 2005 , стр. xi–xiv.
  33. ^ Jump up to: а б Арманд 1933 год .
  34. ^ Фостер 1886 .
  35. ^ Маршалл 2008 , стр. 102–104 и 389; Вудкок 1962 , с. 43.
  36. ^ Ленинг 2003 .
  37. ^ МакКинли 2019 , стр. 307–308.
  38. ^ Маклафлин 2007 , с. 105.
  39. ^ Маршалл 2008 , с. 115.
  40. ^ Маршалл 2008 , стр. 115–116.
  41. ^ Jump up to: а б МакКинли 2019 , с. 308.
  42. ^ Маршалл 2008 , стр. 116–117.
  43. ^ МакКинли 2019 , стр. 308–309.
  44. ^ Jump up to: а б МакКинли 2019 , с. 309.
  45. ^ Маршалл 2008 , с. 117.
  46. ^ Маршалл 2008 , стр. 117–118.
  47. ^ Jump up to: а б Маршалл 2008 , с. 118.
  48. ^ Маршалл 2008 , стр. 118–119.
  49. ^ Маршалл 2008 , с. 119.
  50. ^ Маршалл 2008 , стр. 119–120.
  51. ^ Маршалл 2008 , с. 120.
  52. ^ Маршалл 2008 , стр. 120–121; МакКинли 2019 , с. 310.
  53. ^ Маршалл 2008 , с. 121.
  54. ^ Маршалл 2008 , стр. 121–122.
  55. ^ Маршалл 2008 , с. 122.
  56. ^ Маршалл 2008 , с. 123.
  57. ^ Маршалл 2008 , с. 123-124; МакКинли 2019 , с. 309.
  58. ^ Маршалл 2008 , с. 124.
  59. ^ Маршалл 2008 , стр. 124–125.
  60. ^ Маршалл 2008 , стр. 125–126.
  61. ^ Маршалл 2008 , с. 126.
  62. ^ Маршалл 2008 , стр. 126–128; Маклафлин 2007 , с. 107.
  63. ^ Маршалл 2008 , с. 128; МакКинли, 2019 , стр. 309–310.
  64. ^ МакКинли 2019 , с. 310.
  65. ^ МакКинли 2019 , стр. 310–311.
  66. ^ МакКинли 2019 , с. 311.
  67. ^ МакКинли 2019 , стр. 311–312.
  68. ^ Грэм 2005 , стр. xi–xiv; МакКинли 2019 , с. 311.
  69. ^ МакКинли 2019 , с. 313.
  70. ^ Неттлау 1996 , стр. 30–31.
  71. ^ Маршалл 2008 , с. 432.
  72. ^ Шихан 2003 , стр. 85–86.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb6c57ec2af8a651980a7a9c26b824e0__1717638180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/e0/cb6c57ec2af8a651980a7a9c26b824e0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Precursors to anarchism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)