Предшественники анархизма
Часть серии о |
Анархизм |
---|
До возникновения анархизма как антиавторитарной политической философии в 19 веке как отдельные лица, так и группы выражали некоторые принципы анархизма в своей жизни и трудах.
Античность
[ редактировать ]В самый длительный период человеческого существования – до начала письменной истории – не было отдельного класса установленной власти или формальных политических институтов. [1] Задолго до того, как анархизм стал отдельной точкой зрения, люди тысячелетиями жили в самоуправляющихся обществах без особого правящего или политического класса. [2] Только после возникновения иерархических обществ анархистские идеи были сформулированы как критический ответ и отказ от принудительных политических институтов и иерархических социальных отношений. [3]
Древний Китай
[ редактировать ]Даосизм , школа мысли, развившаяся в древнем Китае , была воспринята некоторыми анархистами как источник анархических взглядов. Даосские мудрецы Лао Цзы ( Лао Цзы , ок . 5 век до н. э.) и Чжуан Чжоу ( ок. 369–286 до н . э.), чья философия скорее основывалась на «антиполитической» позиции и отказе от любого рода участия. в политических движениях и организациях разработал философию «неправилия» в Чжуан Чжоу и Дао Дэ Цзин , и многие даосы в ответ вели анархический образ жизни. [4] Продолжаются споры о том, относится ли призыв к правителям не править к сфере анархизма. [5] Новое поколение даосских мыслителей с анархическими наклонностями появилось в хаотический период Вэй - Цзинь с 220 по 420 годы нашей эры. Даосские принципы были сродни философскому анархизму , пытавшемуся лишить государство легитимности и поставить под сомнение его мораль. Даосизм и неотаосизм были пацифистскими школами мысли, в отличие от многих своих западных анархистских коллег несколько столетий спустя. [6]
Древняя Греция
[ редактировать ]Некоторые убеждения и идеи, глубоко разделяемые современными анархистами, впервые были выражены в Древней Греции . [7] Первое известное политическое использование слова «анархия». [а] появляется в пьесе «Семеро против Фив» Эсхила , датированной 467 годом до нашей эры. Там Антигона открыто отказывается подчиниться указу правителей оставить незахороненным тело ее брата Полиника в наказание за его участие в нападении на Фивы . Софокл использовал ту же тему 50 лет спустя в своей трагедии «Антигона» , где героиня бросает вызов установленному порядку Фив, вступая в прямой конфликт с установленной властью города. [10]
Древняя Греция также стала свидетелем первого западного примера анархических философских идеалов, в том числе идей киников и стоиков . Предполагается, что циники Диоген Синопский (умер в 323 г. до н.э.) и Кратес из Фив ( ок. 365 – ок. 285 до н.э.) оба защищали анархические формы общества, хотя от их сочинений мало что осталось. Их наиболее значительным вкладом был радикальный подход номоса (закона) и физики (природы). В отличие от остальной части греческой философии (которая стремилась смешать номос и физис гармонично ), циники отвергали номос (и, как следствие, власти, иерархии, учреждения и моральный кодекс полиса ) , продвигая образ жизни, основанный исключительно на физика . [11] Зенон из Кития ( ок. 334 – ок. 262 до н.э.), основатель стоицизма, находившийся под сильным влиянием киников, описал свое видение эгалитарного утопического общества около 300 г. до н.э. [12] Зенона Республика выступает за анархическую форму общества, в которой нет необходимости в государственных структурах. Он утверждал, что, хотя необходимый инстинкт самосохранения приводит людей к эгоизму , природа внесла коррективу в него, наделив человека другим инстинктом, а именно общительностью . Как и многие современные анархисты, он считал, что если люди будут следовать своим инстинктам, они не будут нуждаться в судах или полиции, храмах и общественных богослужениях и не будут использовать деньги ( бесплатные подарки заменяют обмен). [13]
Сократ , что соответствует анархизму, постоянно ставил под сомнение авторитет и сосредоточивал свою философию на праве каждого человека на свободу сознания. [14] Аристипп , ученик Сократа и основатель гедонистической школы , утверждал, что он не желает ни править, ни быть управляемым, а также видит в государстве опасность для личной автономии. [15] Однако не все в Древней Греции имели анархические тенденции, другие философы, такие как Платон и Аристотель, использовали термин «анархия» негативно в связи с демократией , которой они не доверяли, поскольку она по своей сути уязвима и склонна перерастать в тиранию . [16]
Средний возраст
[ редактировать ]Средневековая Азия
[ редактировать ]В средневековой Персии Маздак , зороастрийский пророк и еретик, ныне считающийся протосоциалистом, призывал к свободной любви, отмене частной собственности и свержению царя. [17] Он считал разделение религиозным долгом и считал, что никто не должен иметь больше, чем другие, хотя источники спорят, выступал ли он за общественную собственность или перераспределение . Последние утверждают, что он раздавал землю, имущество, женщин и рабов от богатых бедным. [18] Он и тысячи его последователей были убиты в 582 году нашей эры, но его учение оказало влияние на исламские секты последующих столетий. [19]
Богословская форма анархического ислама возникла в Басре и Багдаде среди аскетов-мутазилитов и Недждия хариджитов . Эта исламская тенденция не была коммунистической или эгалитарной и не напоминала современные концепции анархизма, но проповедовала, что государство вредно, незаконно, аморально и ненужно. [20]
Средневековая Европа
[ редактировать ]В Европе христианство затмило все стороны жизни. «Братья свободного духа» были наиболее ярким примером еретической веры, имеющей некоторые смутные анархические тенденции. Они придерживались антиклерикальных настроений и верили в полную свободу. Несмотря на то, что большинство их идей были индивидуалистическими, движение оказало социальное влияние, влияя на беспорядки и восстания в Европе на долгие годы. [21] Другие анархические религиозные движения в Европе в средние века включают гуситов , адамитов и ранних анабаптистов . [22]
Ранняя современная эпоха
[ редактировать ]Историк 20-го века Джеймс Джолл описывает историю анархистов как две противоположные стороны. Во-первых, ревностные и аскитические религиозные движения Средневековья, отвергавшие институты, законы и установленный порядок. Другой — теории XVIII века, основанные на рационализме и логике. По словам Джолля, эти два течения позже смешались, образовав противоречивое движение, которое, тем не менее, нашло отклик у очень широкой аудитории. [23]
Ренессанс
[ редактировать ]С распространением эпохи Возрождения по Европе антиавторитарные и светские вновь возникли идеи в ответ на растущую централизацию власти со стороны абсолютных монархий . [24] Наиболее выдающиеся мыслители, выступающие за свободу, в основном французы , использовали утопию в своих работах, чтобы обойти строгую государственную цензуру. В «Гаргантюа и Пантагрюэле» (1532–1552) Франсуа Рабле написал об аббатстве Телемы (греческое слово, означающее «воля» или «желание»), воображаемой утопии, девизом которой было «Делай, как хочешь». [25] Примерно в то же время французский студент-юрист Этьен де ла Боэти написал свой «Рассуждение о добровольном рабстве» , в котором утверждал, что тирания является результатом добровольного подчинения и может быть отменена, если люди откажутся подчиняться властям, стоящим над ними. [26] Позднее, еще во Франции, Габриэль де Фуаньи воспринял утопию со свободолюбивым народом без правительства и без необходимости в религии, как он писал в « Известной южной земле» . [27] Власти Женевы заключили Фуаньи в тюрьму за эту книгу. Франсуа Фенелон также использовал «Утопию» для выражения своих политических взглядов в книге ( «Телемак» ), которая привела в ярость Людовика XIV . [28]
В Италии также Никколо Макиавелли заложил некоторые основы современного анархизма, особенно в развитии политической науки , которая провела разделение между политикой и этикой. [29] Макиавелли Подрыв политической этики был принят классическими анархистами, такими как Михаил Бакунин , который прямо заявил, что «Макиавелли был прав». [б] Однако анархизм был построен как политическая философия, ставящая под сомнение легитимность политических систем и предлагающая альтернативы, что само по себе поднимает этические вопросы политической справедливости. Бакунин так подробно остановился на этом отходе анархизма от макиавеллизма : [30]
мы сыновья Революции, и мы унаследовали от нее Религию Человечества, которую нам предстоит основать на руинах Религии Божественности. Мы верим в права человека, в достоинство и необходимую эмансипацию человеческого рода. Мы верим в человеческую свободу и человеческое братство, основанное на человеческой справедливости.
Ранний протестантизм
[ редактировать ]Некоторые течения Реформации (например, радикальное реформистское движение анабаптистов ) иногда считаются религиозными предшественниками современного анархизма. Хотя это была религиозная революция, укрепившая государство, она также открыла дорогу гуманистическим ценностям Французской революции . [31] Во время гражданской войны в Англии христианский анархизм нашел одного из своих наиболее красноречивых предшественников в лице Джеррарда Уинстенли , который был частью движения диггеров . Уинстенли опубликовал брошюру, призывающую к общинной собственности и социально-экономической организации в небольших аграрных общинах. Опираясь на Библию, он утверждал, что «блаженства земли» должны «быть общими для всех» и «никто не должен быть господином над другими». [32] и Было отмечено , что Левеллеры Джон Лилберн выступали против власти «во всех ее формах и аспектах», что привело к изгнанию Лилберна, а затем к заключению в тюрьму Протекторатом Оливера Кромвеля . [33]
В Новом Свете религиозный диссидент Роджер Уильямс основал колонию Провиденс, штат Род-Айленд, после того, как в 1636 году у него закончилась теократическая пуританская колония Массачусетского залива. В отличие от пуритан, он скрупулезно приобретал землю у местных американских индейцев для своего поселения. [34] Ученик Уильямса Уильям Харрис был описан французским анархистом-индивидуалистом Эмилем Арманом как «возмутившийся против аморальности всех земных сил и против преступления всякого наказания», что заставило Армана задаться вопросом, был ли он «мистическим визионером или изолированным человеком». анархист?" [33] Секта квакеров , в основном из-за своего пантеизма, имела некоторые анархические тенденции — ценности, которые позже повлияли на Бенджамина Такера . [35] Первым, кто использовал термин « анархия » для обозначения чего-то иного, чем хаос, был Луи-Арман, барон де Лаонтан, в своих , « Новых путешествиях по Северной Америке» 1703 г., где он описал коренное американское общество, которое не имели государства, законов, тюрем, священников или частной собственности, поскольку находились в состоянии анархии. [36] Уильям Блейк также придерживается анархической политической позиции. Говорят, что [16]
Эпоха Просвещения
[ редактировать ]Научная революция дала мыслителям того времени уверенность в том, что люди могут рассуждать самостоятельно, и когда природа будет укрощена с помощью науки, общество сможет стать свободным. [37] Развиваясь на основе более ранней мысли эпохи Возрождения, Эпоха Просвещения стала свидетелем дальнейшего всплеска светской и гуманистической мысли, подстегнутой фундаментом рационализма Рене Декарта . Господствовавшие в то время настроения рационализма подытожил философ Дени Дидро , когда он заявил: «все должно быть исследовано, все должно быть перетрясено, без исключения и без осмотрительности». [38] Центральное место в мысли этого нового поколения философов занимала идея прогрессивной природы человека, что люди не связаны грехом и могут совершенствоваться при правильных обстоятельствах, а именно посредством образования. Вдохновленный либерализмом Джона Локка , французский философ Вольтер открыто выступал против абсолютизма и вместо этого выступал за конституционализм . Вольтера Антиавторитаризм был развит Дени Дидро , который в частном порядке размышлял об обществах без законов и правительств, и Жан-Жаком Руссо , который утверждал, что человеческая природа изначально хороша и что люди развращаются только несправедливыми институтами . [39]
Идеи, приближающиеся к анархизму, были развиты Жаном Мелье и Этьеном-Габриэлем Морелли , которые распространили просветительскую критику абсолютизма на все институты. Мелье, католический священник, в частном порядке написал Завещание , в котором осуждал любую религию как активно вредную для людей. [40] поддерживая революционную атеистическую философию, призывающую к отмене экономического неравенства и принудительных законов. [41] «Больше анархист, чем атеист», он проанализировал проблемы человечества как вызванные желанием людей командовать и контролировать других, как с политических, так и с клерикальных позиций, и призвал бедных свергнуть церковь и государство насильственным путем. социальная революция . [42] « Завещание» оказало влияние на Вольтера, который расширил антиклерикальную критику Мелье в своем «Философском словаре» и его антиавторитаризм в «Кандиде» . [43] Эта критика нашла дальнейшее выражение в «Системе природы» барона д'Гольбаха , который выдвинул материалистическую философию, отвергающую религию и поддерживающую научный метод , который, по его мнению, приведет к максимизации счастья . В более поздних работах он выступал за минимизацию правительства и установление вместо него утилитарного общественного договора между гражданами. [44]
В своем Кодексе природы Морелли осудил системы частной собственности и социального расслоения как неестественные. человека Он верил в доброту человеческой природы, которая, как он утверждал, была испорчена институтами, которые превратили просвещенный личный интерес в эгоизм . [45] В заключение он выступил за возврат от искусственных законов к естественному праву и за восстановление прав общественной и личной собственности . [46] В своих аргументах в пользу отмены частной собственности Морелли поддерживал раннюю форму коммунизма . Его коммунистическое общество, управляемое «естественным законом», требовало обязательного образования и труда , концентрировало роль семьи в обществе и имело минимальное правительство исключительно для надзора за экономикой и наказания инакомыслящих . Коммунизм Морелли вдохновил революционера Франсуа-Ноэля Бабефа и утописта Шарля Фурье , а также анархистов Пьера-Жозефа Прудона и Петра Кропоткина . [47]
Будучи энциклопедистом , Дени Дидро верил в прогресс человечества через расширение бесплатного и доступного образования. [47] Он публично выступал за просвещенный абсолютизм посредством заключения общественного договора между монархом и его подданными, который обеспечивал бы проведение утилитарной политики, отражающей общую волю народа. [48] В своем романе «Жак Фаталист» Дидро выступал за определенную форму детерминизма , одновременно критикуя отказ от моральной ответственности . В своем диалоге «Племянник Рамо» он упивался гедонизмом , при этом твердо придерживаясь этики добродетели , поощряя естественное законодательство, которое «поощряло бы и применяло [страсти людей] как к общественным, так и к частным интересам». [49] Но в частном порядке мысль Дидро была гораздо более радикальной: он считал, что «природа не дает человеку права управлять другими». На вечеринках он открыто выражал любовь к индивидуальной свободе и заявлял, что «природа не создала ни слуги, ни господина; я не хочу ни давать, ни получать законы!» [50] Дидро также верил в замену искусственных законов естественными, в одном из своих произведений изображая детей, восстающих против своего строгого отца , один из них оправдывает себя тем, что «для мудрых вообще не существует законов». [51] В своем «Дополнении к «Путешествию на Бугенвиль » Дидро изобразил Таити как утопическое безгосударственное общество, характеризующееся общей собственностью , свободной любовью и досугом . [52] Следуя «рациональному кодексу поведения Дидро », таитяне выступали за максимизацию свободы и полезности посредством обращения к природе . Дидро напрямую раскритиковал западную цивилизацию , которая была навязана Таити французской колонизацией , ответив призывом к отмене как гражданских, так и религиозных институтов, заявив, что «упорядочивать вещи — это всегда делать себя господином над другими, беспокоя их». [53]
Раннее творчество Жан-Жака Руссо отличалось либертарианством . [54] резюмировал в своей знаменитой фразе: «Человек рождается свободным; и всюду он в цепях». [44] В своем «Рассуждении о неравенстве » он развил идею о внутренней доброте человеческой природы и ее коррупции со стороны существующих институтов. [55] анализируя, что именно возникновение частной собственности явилось основной причиной развития социального неравенства . [56] Он утверждал, что после основания частной собственности было создано правительство для обеспечения ее соблюдения и началось процесс развития к автократии . [57] Хотя анализ Руссо роста неравенства вдохновил анархистов, таких как Уильям Годвин , который заявил, что «правительство, каким бы сформированным оно ни было, мало способно принести человечеству солидную пользу», сам Руссо не призывал к отмене правительства. [58] Его призыв к освободительной форме образования Эмиля взгляд также вдохновил более поздних анархистов, несмотря на его авторитарный на учителя. [59] Публикация Руссо « Общественного договора» ознаменовала начало его поворота от либертарианских тенденций к авторитарным, особенно с его теорией « общей воли » народа. [60] Концепция государства Руссо была тоталитарной , предлагая корпоративное государство , в котором человек был полностью подчинен обществу, где диктаторская элита работала над интерпретацией «общей воли» и ее реализацией, казня любого, кто не соглашался . [61] Переход Руссо от любителя свободы личности к апологету тоталитарной демократии был отмечен анархистами, а Михаил Бакунин осуждал его как «истинного создателя современной реакции ». По всей видимости, самый демократический писатель восемнадцатого века, он воспитал в себе безжалостный деспотизм государственного деятеля. Он был пророком доктринерского государства, как Робеспьер , его достойный и верный ученик, пытался стать его первосвященником ». [62] Несмотря на это, историк Питер Маршалл сказал, что более ранние работы Руссо «заслуживают видное место в анархической традиции» благодаря его историческому анализу социального неравенства, его восхвалению естественного состояния и естественной доброты человечества, а также его защита эгалитаризма и народной демократии . [63]
Конец эпохи Просвещения с началом Атлантических революций привел к первому ясному выражению анархистских идей в работах Уильяма Годвина . [41] В своем «Исследовании о политической справедливости » Годвин выступал против легитимности правительства и призывал к расширению образования, полагая, что одного только индивидуального разума достаточно, чтобы заменить закон и установить систему децентрализованной прямой демократии вместо государства: «Не будет ни войны, ни преступлений, ни отправления правосудия, как это называется, и никакого правительства». [64] Чтобы этот рационализм процветал, Годвин призывал к максимизации индивидуальной свободы и социального равенства. Он считал, что для построения рационального общества необходимо ликвидировать бедность, главным образом, путем равного распределения собственности между всеми людьми. [65] Питер Кропоткин позже назовет Годвина предшественником анархо-коммунизма . [66]
Поздняя современная эпоха
[ редактировать ]Французская революция
[ редактировать ]Французская революция стала важной вехой в истории анархизма. Использование революционного насилия массами для достижения политических целей было в воображении анархистов последующих столетий, и такие события, как Женский марш в Версале , штурм Бастилии или беспорядки в Ревейоне, рассматривались как революционный архетип. [67] В своем «Манифесте равных» Сильвен Марешаль надеялся на исчезновение раз и навсегда «отвратительного различия между богатыми и бедными, великими и малыми, господами и камердинерами, губернаторами и управляемыми». [32] Анархисты идентифицировали себя с бешенствами или санкюлотами . Enragés . (Разъяренные) выступали против революционного правительства как противоречия в терминах Осуждая якобинскую диктатуру, Жан Варле писал в 1794 году, что «правительство и революция несовместимы, если только народ не захочет настроить свою установленную власть на постоянное восстание против самого себя». [68] Французская революция изображала в общем подсознании анархистов, что как только повстанцы захватят власть, они станут новыми тиранами, что было очевидно в организованном государством насилии в эпоху террора . Протоанархистские группы ярости и санкюлотов были в конечном итоге уничтожены на острие гильотины. [69]
Дебаты о влиянии Французской революции на анархистские дела продолжаются и по сей день. По мнению историка-анархиста Макса Неттлау, французские революции не сделали ничего иного, как переформирование и модернизацию милитаристского государства. [70] а Кропоткин проследил истоки анархистского движения в борьбе революционеров. [71] Используя более умеренный подход, Шон Шиэн отмечает, что Французская революция доказала, что даже самые сильные политические институты могут быть свергнуты. [72]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Использование слов анархия и анархос , означающих «без правителя», можно проследить до и » Гомера «Илиады « Геродота » Истории . [8] [9]
- ↑ В «Безнравственности государства » Михаил Бакунин писал о понимании Макиавелли , «что великие и могущественные государства могут быть основаны и сохранены только посредством преступлений», поскольку «то, что разрешено государству, запрещено отдельному лицу».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грэм 2005 , стр. xi–xiv; Росс 2019 , с. ix.
- ^ Барклай 1990 , стр. 39–42.
- ^ Барклай 1990 , стр. 15–16.
- ^ Грэм 2005 , с. 1.
- ^ Рэпп 2012 , с. 20.
- ^ Рэпп 2012 , стр. 45–46.
- ^ Лонг 2013 , с. 217; Вудкок 1962 , с. 38.
- ^ Истории IX, 23, цитата (на древнегреческом языке) = ἐδοκεε de σφι anarchiis εουσις επαλενιν πρὰ Мардонион
- ^ Июнь и Валь 2010 , стр. 68: Илиада II, 703. , цитата (на древнегреческом языке) = «ὐδὲ ὲν οὐδ᾽ oἳ anarchoi ἔsan , potheon ge meὲn Archon»
- ↑ Jun & Wahl 2010 , стр. 68–70: Знаменитые слова Антигона: «даже если никто другой не захочет участвовать в его похоронах, я похороню его один и рискну похоронить своего собственного брата. И мне не стыдно за это действовать в вызывающем противостоянии правителям города (Ἒχουσα ἄπιστων τήν ἀναρχίαν πόλει; Эхоуса апистын тен анархиан поляй )»
- ^ Фиолетовый 2017 ; Маршалл 2008 , стр. 68.
- ^ Шофилд 1999 , с. 56.
- ^ Грэм 2005 , стр. xi–xiv; Маршалл 2008 , с. 70-71.
- ^ Маршалл 2008 , с. 67.
- ^ Маршалл 2008 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б Гудвей 2006 , с. 5.
- ^ Кроун 1991 , с. 24; Маршалл 2008 , с. 86.
- ^ Кроун 1991 , с. 24.
- ^ Маршалл 2008 , с. 86.
- ^ Crone 2000 , стр. 3, 21–25: Историк-анархист Дэвид Гудвей также убежден, что мусульманские секты мутазилитов и неджитов являются частью анархистской истории. (Интервью The Guardian, среда, 7 сентября 2011 г.)
- ^ Маршалл 2008 , стр. 86–89: Маршалл упоминает « Английское крестьянское восстание в 1381 году, гуситскую революцию в Богемии на Таборе в 1419–1421 годах, немецкое крестьянское восстание Томаса Мюнцера в 1525 году и Мюнстерскую коммуну в 1534 году ».
- ^ Неттлау 1996 , с. 8.
- ^ Джолль 1975 , с. 23.
- ^ Маршалл 2008 , с. 108.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 108–109.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 109–112.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 112–114.
- ^ Маршалл 2008 , с. 114.
- ^ Маклафлин 2007 , с. 104.
- ^ Маклафлин 2007 , стр. 104–105.
- ^ Маклафлин 2007 , стр. 102-104 и 141.
- ^ Jump up to: а б Грэм 2005 , стр. xi–xiv.
- ^ Jump up to: а б Арманд 1933 год .
- ^ Фостер 1886 .
- ^ Маршалл 2008 , стр. 102–104 и 389; Вудкок 1962 , с. 43.
- ^ Ленинг 2003 .
- ^ МакКинли 2019 , стр. 307–308.
- ^ Маклафлин 2007 , с. 105.
- ^ Маршалл 2008 , с. 115.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 115–116.
- ^ Jump up to: а б МакКинли 2019 , с. 308.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 116–117.
- ^ МакКинли 2019 , стр. 308–309.
- ^ Jump up to: а б МакКинли 2019 , с. 309.
- ^ Маршалл 2008 , с. 117.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 117–118.
- ^ Jump up to: а б Маршалл 2008 , с. 118.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 118–119.
- ^ Маршалл 2008 , с. 119.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 119–120.
- ^ Маршалл 2008 , с. 120.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 120–121; МакКинли 2019 , с. 310.
- ^ Маршалл 2008 , с. 121.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 121–122.
- ^ Маршалл 2008 , с. 122.
- ^ Маршалл 2008 , с. 123.
- ^ Маршалл 2008 , с. 123-124; МакКинли 2019 , с. 309.
- ^ Маршалл 2008 , с. 124.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 124–125.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 125–126.
- ^ Маршалл 2008 , с. 126.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 126–128; Маклафлин 2007 , с. 107.
- ^ Маршалл 2008 , с. 128; МакКинли, 2019 , стр. 309–310.
- ^ МакКинли 2019 , с. 310.
- ^ МакКинли 2019 , стр. 310–311.
- ^ МакКинли 2019 , с. 311.
- ^ МакКинли 2019 , стр. 311–312.
- ^ Грэм 2005 , стр. xi–xiv; МакКинли 2019 , с. 311.
- ^ МакКинли 2019 , с. 313.
- ^ Неттлау 1996 , стр. 30–31.
- ^ Маршалл 2008 , с. 432.
- ^ Шихан 2003 , стр. 85–86.
Библиография
[ редактировать ]- Арманд, Эмиль (1933). Предшественники анархизма . Перевод Анаркии. Париж : Éditions de l’En hors. OCLC 608380044 .
- Барклай, Гарольд Б. (1990). Люди без правительства: антропология анархии . Кан и Аверилл. ISBN 978-1-871082-16-6 .
- Кроун, Патрисия (1991). «Ересь Кавада и восстание Маздака» (PDF) . Иран: Журнал Британского института персидских исследований . 29 : 21–40.
- Кроун, Патрисия (2000). «Мусульманские анархисты девятого века» (PDF) . Прошлое и настоящее . 167 : 3–28. дои : 10.1093/прошлое/167.1.3 .
- Д'Агостино, Энтони (2019). «Анархизм и марксизм в русской революции» . В Леви, Карл ; Адамс, Мэтью С. (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Спрингер. ISBN 978-3-319-75620-2 .
- де Акоста, Алехандро (2009). «Два неразрешимых вопроса для размышлений, в которых все идет» . В Рэндалле Амстере (ред.). Современные анархистские исследования: вводная антология анархии в академии . Луис Фернандес, Абрахам ДеЛеон. Рутледж. ISBN 978-0-415-47402-3 .
- Фиала, Эндрю (3 октября 2017 г.). «Анархизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 14 января 2019 г.
- Фостер, Уильям Э. (1886). Городское правительство в Род-Айленде . Балтимор: Джонс Хопкинс Пресс . Проверено 23 декабря 2008 г. - из Интернет-архива .
- Гудвей, Дэвид (2006). Анархические семена под снегом: левая либертарианская мысль и британские писатели от Уильяма Морриса до Колина Уорда . ПМ Пресс. ISBN 978-1-60486-221-8 .
- Грэм, Роберт (2005). "Предисловие". Анархизм: документальная история либертарианских идей: от анархии к анархизму . Монреаль: Книги Черной розы. ISBN 978-1-55164-250-5 .
- Джолл, Джеймс (1975). Анархисты . Эпикур (греческое издание). ISBN 9780674036413 .
- Джун, Натан Дж.; Уол, Шейн (2010). Новые взгляды на анархизм . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7391-3241-8 .
- Ленинг, Артур (2003). «Анархизм» . Словарь истории идей . Архивировано из оригинала 9 сентября 2006 года . Проверено 23 декабря 2018 г.
- Лонг, Родерик Т. (2013). Джеральд Ф. Гаус; Фред Д'Агостино (ред.). Путеводитель Рутледжа по социальной и политической философии . Рутледж. ISBN 978-0-415-87456-4 .
- Маршалл, Питер Х. (2008) [1992]. «Часть вторая: Предтечи анархизма». Требуя невозможного: история анархизма . Лондон : Харпер Многолетник . стр. 51–139. ISBN 978-0-00-686245-1 . OCLC 218212571 .
- МакКинли, К. Александр (2019). «Французская революция и 1848 год». В Леви, Карл ; Адамс, Мэтью С. (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Чам : Издательство Springer . стр. 307–324. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_18 . ISBN 978-3-319-75620-2 . OCLC 7704845112 . S2CID 158876153 .
- Маклафлин, Пол (2007). «Исторические основы анархизма» . Анархизм и власть: философское введение в классический анархизм . Берлингтон : Издательство Ashgate . стр. 101–116. ISBN 978-0-7546-6196-2 . OCLC 85766067 .
- Неттлау, Макс (1996). Краткая история анархизма . Свобода Пресс. ISBN 978-0-900384-89-9 .
- Рэпп, Джон А. (9 августа 2012 г.). Даосизм и анархизм: критика государственной автономии в древнем и современном Китае . А&С Черный. ISBN 978-1-4411-3223-9 .
- Росс, Карн (2019). «Предисловие» . В Леви, Карл ; Адамс, Мэтью С. (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Спрингер. ISBN 978-3-319-75620-2 .
- Шофилд, Малькольм (июль 1999 г.). Стоическая идея города . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-74006-5 .
- Шихан, Шон (2003). Анархизм . Книги реакции. ISBN 978-1-86189-169-3 .
- Вудкок, Г. (1962). Анархизм: история либертарианских идей и движений . Мельбурн: Пингвин.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Буччи, Джон (1971). «В поисках смысла анархизма». Журнал образования . 154 (2): 61–68. дои : 10.1177/002205747115400210 . ISSN 0022-0574 . JSTOR 42773032 . S2CID 159140853 .
- Грэм, Роберт (2013). «Анархистское течение: преемственность и изменения в анархической мысли». Анархизм: документальная история либертарианских идей . Том. 3. Монреаль: Книги Черной розы. стр. 475–587. ISBN 978-1-55164-337-3 . OCLC 824655763 .
- Леви, Карл; Адамс, Мэтью С., ред. (2018). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Пэлгрейв Макмиллан. п. 127. ИСБН 978-3-319-75619-6 .
- Маршалл, Питер Х. (2010) [1992]. «Предтечи анархизма». Требуя невозможного: история анархизма . Окленд, Калифорния: PM Press. стр. 51–139. ISBN 978-1-60486-064-1 .