Маздак
Маздак | |
---|---|
Маздак | |
![]() Иллюстрация казни Маздака из копии Шахнаме . | |
Умер | в. 524 или 528 |
Причина смерти | Исполнение |
Национальность | Иранский |
Гражданство | ![]() |
Занятие | Моб |
Годы активности | в. 480-е – 520-е годы |
Известный | маздакизм |
Религия | Зороастризм |
Маздак ( персидский : مزدک , среднеперсидский : 𐭬𐭦𐭣𐭪, также Маздак Младший ; умер около 524 или 528 года) — зороастрийский мобад (священник), иранский реформатор, пророк и религиозный реформатор, получивший влияние во время правления сасанидского императора Кавада I. . Он утверждал, что является пророком Ахура Мазды и учредил программы социального обеспечения.
Маздакизм [ править ]
Маздак был главным представителем религиозно-философского учения под названием «Маздакизм» , которое он рассматривал как реформированную и очищенную версию зороастризма . [1] [2] хотя утверждалось, что его учение демонстрирует влияние манихейства , карпократианства и Платона » «Республики . [3] [1] Зороастризм был доминирующей религией Сасанидской Персии, а сам Маздак был мобадом или зороастрийским священником, но большая часть духовенства считала его учение ересью . Сохранившаяся документация скудна. Некоторые дополнительные детали можно вывести из более поздней доктрины хуррамитов , которая рассматривалась как продолжение маздакизма. [1] [4]
Происхождение [ править ]
Некоторые источники утверждают, что первоначальные основатели этой секты жили раньше Маздака. Это был еще один мобад, Зарадуст-э Хураген. [5] (отличный от основателя зороастризма Зороастра , среднеперсидского Зардушта ) и/или зороастрийского философа, известного как Маздак Старший, который учил сочетанию альтруизма и гедонизма : «он направлял своих последователей наслаждаться удовольствиями жизни и удовлетворять свой аппетит в высшей степени в отношении еды и питья в духе равенства стремиться к добрым делам, воздерживаться от пролития крови и причинения вреда другим и безоговорочно проявлять гостеприимство». [1] Это учение получило дальнейшее развитие у гораздо более известного Маздака Младшего, сына Бамдада.
На более поздних этапах консервативная зороастрийская оппозиция обвинила последователей Маздака в ереси и отвратительных практиках, таких как разделение женщин, чему ученые не нашли никаких доказательств. Последователи Маздака считаются первыми настоящими социалистами в истории человечества, поскольку они делают упор на общественную собственность и общественную работу с выгодой для всех. [6] [7]
Богословские принципы [ править ]
Как и зороастризм (по крайней мере, в том виде, в каком он практиковался в то время), и манихейство , маздакизм имел дуалистическую космологию и мировоззрение. [2] Эта доктрина учила, что существует два первоначальных принципа вселенной: Свет, добрый; и Тьма, злой. Эти двое были смешаны в результате космической катастрофы, запятнавшей всё, кроме Бога. Свет характеризуется знанием и чувствами, действует по замыслу и по свободной воле, тогда как Тьма невежественна и слепа и действует наугад. Роль человечества в этой жизни заключалась в том, чтобы посредством хорошего поведения высвободить те части себя, которые принадлежали Свету. Но там, где манихейство рассматривало смешение добра и зла как космическую трагедию, Маздак рассматривал это более нейтрально, даже оптимистично.
Кроме того, сообщается, что в одной из поздних работ маздакизм выделил три элемента (Огонь, Вода, Земля) и четыре Силы (Проницательность, Понимание, Сохранение и Радость), соответствующие четырем главным должностным лицам государства Сасанидов – Вождь Мобад ( Мобадан Мобад ), Главный Хербад , Командующий Армией и Мастер развлечений), семь Визирей и двенадцать Духовных Сил. Когда Четверо, Семь и Двенадцать соединились в человеке, он уже не был подвержен религиозным обязанностям. [ нужны разъяснения ] Кроме того, считалось, что Бог управляет миром посредством букв, содержащих ключ к Великой Тайне, которую следует усвоить. Это описание предполагает, что маздакизм во многих отношениях был типичной гностической сектой . [8]
и Этические принципы социальные
Двумя отличительными факторами учения Маздака были снижение важности религиозных формальностей (истинным религиозным человеком является тот, кто понимал и правильно относился к принципам Вселенной), а также критика сильной позиции основного духовенства, которое, как он считал, , угнетал персидское население и вызвал большую нищету.
Маздак подчеркивал хорошее поведение, которое включало моральную и аскетическую жизнь, отказ от убийств и вегетарианства (считая, что мясо содержит вещества, полученные исключительно от Тьмы), доброту, дружелюбие и жизнь в мире с другими людьми. Во многих отношениях учение Маздака можно понимать как призыв к социальной революции , и его называли ранним « коммунизмом ». [7]
По мнению Маздака, Бог изначально разместил средства существования на земле, чтобы люди разделили их между собой поровну, но сильные принуждали слабых, стремясь к господству и вызывая современное неравенство. Это, в свою очередь, усилило «Пять Демонов», которые отвращали людей от Праведности — это Зависть, Гнев, Месть, Нужда и Жадность. Чтобы победить это зло, необходимо было восстановить справедливость и каждый должен поделиться лишним имуществом со своими собратьями. Маздак якобы планировал добиться этого, сделав все богатство общим или перераспределив излишки. [9] хотя неясно, как он намеревался это организовать с точки зрения правил и до какой степени его позиция была карикатурно изображена враждебными источниками. [10] Враждебные источники в основном останавливаются на предполагаемом «деле» женщин, вытекающем из этого сексуальной распущенности и путанице родословной . Поскольку последнее является стандартным обвинением против еретических сект, его правдивость подвергается сомнению исследователями; вполне вероятно, что Маздак принял меры против широко распространенного многоженства у богатых и отсутствия жен у бедных. [10]
Подписчики [ править ]
Учение Маздака приобрело множество последователей, вплоть до того, что даже король Кавад I , правивший с 488 по 531 год, обратился в маздакизм. Сообщается также, что он спонсировал его принятие вассальным арабским королевством аль-Хира , что повлекло за собой свержение предыдущего короля аль-Мундхира вождем киндитов аль-Харитом. [11] [12]
При поддержке короля Маздак мог приступить к программе социальных реформ, которая включала пацифизм, антиклерикализм и программы помощи бедным . Маздак открыл государственные склады для помощи бедным. Он также приказал закрыть все зороастрийские храмы огня, кроме трех основных.
Маздака Оппозиция и чистка сторонников
Страх среди знати и зороастрийского духовенства стал настолько сильным, что король Кавад был свергнут в 496 году, однако через три года ему удалось вернуть себе трон с помощью Империи эфталитов .Напуганный сопротивлением сильных мира сего, он решил дистанцироваться от Маздака. Он позволил Ануширавану начать кампанию против маздакитов в 524 или 528 году, кульминацией которой стала резня большинства приверженцев, включая самого Маздака, и восстановление ортодоксального зороастризма в качестве государственной религии. [7] Различные вымышленные аккаунты [13] укажите способ исполнения: например, в Шахнаме говорится [ нужна ссылка ] что 3000 маздакитов были похоронены заживо ногами вверх, чтобы представить зрелище «человеческого сада», а самого Маздака повесили вниз головой и расстреляли бесчисленными стрелами; в других историях упоминаются и другие мучительные методы казни. Затем Анушираван приступил к реализации собственных далеко идущих социальных и административных реформ. [14] Маздакитский правитель аль-Хира также был свергнут, и к власти вернулся предыдущий король. [ нужна ссылка ]
Еврейская традиция [ править ]
Еврейская традиция рассказывает немного другую историю. Эксиларх Махозе Вавилона Мар-Зутра II сплотил еврейскую общину и ее союзников, которые победили Маздака и основали независимое еврейское царство в , просуществовавшее семь лет. [15] (495–502).
Историчность [ править ]
Историчность личности Маздака подвергается сомнению. [16] Возможно, он был выдумкой, чтобы снять вину с Кавада. [17] Современные историки, в том числе Прокопий и Иисус Навин Столпник, не упоминают о том, что Маздак называет Кавада фигурой, стоящей за этим движением. [17] Упоминание о Маздаке появляется только в более поздних среднеперсидских зороастрийских документах, а именно в « Бундахишне» , « Денкарде » и « Занди Вахман Ясн» . [17] Более поздние источники исламской эпохи, особенно ат-Табари , также упоминают Маздака. работы [17] Эти более поздние сочинения, возможно, были искажены иранским устным фольклором, учитывая, что вина, возложенная на Маздака за перераспределение аристократической собственности среди народа, является темой, повторяющейся в иранской устной истории. [17] Другие «злодеи» в иранской истории, а именно Гаумата в Бехистунской надписи ахеменидского 293–302 правителя Дария Великого ( годы правления 522–486 до н.э. ) и Вахнам в надписи Пайкули сасанидского шаха Нарсеха ( годы правления ) — часто обвиняют в подобных преступлениях. [17]
Наследие [ править ]
Несколько маздакитов выжили и поселились в отдаленных районах. Говорят, что небольшие очаги маздакитских обществ сохранились на протяжении столетий после мусульманского завоевания Персии . Их доктрины, вероятно, смешались с радикальными течениями шиитского ислама , оказав на них влияние и дав начало более поздним мощным революционно-религиозным движениям в регионе. Культ аль-Муканны , который претендовал на то, чтобы быть воплощением Бога и имел последователей среди зороастрийской секты Мубайида и даже у некоторых турок, поддерживал законы и институты Маздака. [18] В 9 веке хуррамиты , эгалитарная религиозная секта, возможно, возникшая из маздакизма, возглавили восстание под руководством Бабака Хоррамдина против халифата Аббасидов и успешно защищали большие территории от сил халифата в течение примерно двадцати лет. [19] Батиния карматы , и другие более поздние революционные течения ислама также могут быть связаны с маздакизмом и часто отождествлялись с ним современными авторами. [20]
Турецкий ученый Абдулбаки Гёльпинарлы рассматривает даже кызылбашей XVI века – радикальное шиитское движение в Персии, которое помогло Сефавиям утвердить ислам двунадесятников в качестве доминирующей религии Ирана – как «духовных потомков хуррамитов » и, следовательно, маздакитов. . [21] «Маздакист», похоже, в конечном итоге стал стандартным уничижительным ярлыком, который персидские и арабские авторы досовременной эпохи прикрепляли к любому радикальному эгалитарному движению в последующей истории Ирана. [22] В то время как средневековая мусульманская историография в первую очередь фокусировалась на «социалистических» аспектах Маздака, зороастрийская традиция, с другой стороны, помнит Маздака прежде всего как опасного еретика и врага истинной веры ( Занди Вахман Ясн 2:1).
Автор «Дабестан -э Мазахеб» , писавший еще в 17 веке, утверждает, что встречал отдельных приверженцев маздакизма, которые тайно исповедовали свою религию среди мусульман и сохранили « Деснад » — книгу на среднеперсидском языке , содержащую учение Маздака. [23] [24]
Философ и поэт Мухаммад Икбал , вдохновивший Пакистанское движение в Британской Индии , назвал Карла Маркса современной реинкарнацией маздакитской мысли. [25] В стихотворении «Иблесс ки Маджлис-э-Шура » он нарисовал сходство между марксизмом и идеями Мазадака о перераспределении излишков, уменьшении важности религиозных формальностей, эмансипации любви и социальной революции. Икбал описывает Карла Маркса как реинкарнацию души Маздака. Эти взгляды, высказанные в 1936 году, когда русская революция еще только зарождалась, оставались скептическими, если маздакитская логика марксизма была решением проблем бедных и угнетенных. Икбал посвятил главу Маздаку в своей докторской диссертации в Мюнхенском университете на тему « Развитие метафизики в Персии» .
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Яршатер, Эхсан (1983). Кембриджская история Ирана Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Том. 2. С. 995–997. ISBN 978-0-521-24693-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шеки, Мансур. 1985. Космогоническое и космологическое учение Маздака. Документы в честь профессора Мэри Бойс, Acta Ираника 25, Лейден, 1985, стр. 527–43.
- ^ Политическая история Афганистана / Составитель Сейед Мехди Фаррух . Библиотеки Университета Аризоны. 1951. дои : 10.2458/azu_acku_ds361_fay43_1371 .
- ^ Шеки, Мансур (1978). «Социальная доктрина Маздака в свете среднеперсидских свидетельств». Восточный архив . 46 (4): 289–306.
- ^ Эспозито, Джон Л. (2003). «Маздакизм» . Оксфордский словарь ислама . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 198 . ISBN 978-0-19-512558-0 .
- ^ Манфред, Альберт Захарович, изд. (1974). Краткая история мира . Том. 1. (перевод на английский Кэтрин Джудельсон). Москва: Издательство Прогресс. п. 182. ОСЛК 1159025 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уэрри, преподобный Э.М. (1882 г.). Комплексный комментарий к Корану, включающий перевод Сейла и предварительную беседу . Бостон: Хоутон, Миффлин и компания. п. 66 .
- ^ Яршатер 1983 , стр. 1007–1008.
- ^ Кроун, Патрисия (1991). «Ересь Кавада и восстание Маздака» (PDF) . Иран: Журнал Британского института персидских исследований . 29 : 21–40. Архивировано из оригинала (PDF) 2 ноября 2019 г. Проверено 2 января 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Яршатер 1983 , стр. 999–1000.
- ^ Яршатер, Эхсан (1998). Ованнисян, Ричард Г.; Сабах, Жорж (ред.). Персидское присутствие в исламском мире . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. стр. 4–125, стр. 28 . ISBN 978-0-521-59185-0 .
- ^ Ханам, Р. 2005. Энциклопедическая этнография Ближнего Востока и Центральной Азии: A – I: Том 1. P.441.
- ^ Яршатер 1983 , с. 994
- ^ Яршатер 1983 , с. 1022
- ^ «Вавилония» , Энциклопедия иудаики.
- ^ Шахбази 2005 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Шайеган 2017 , с. 809.
- ^ Аль-Бируни: отец сравнительного религиоведения.
- ^ Яршатер 1983 , стр. 1003–1004.
- ^ Яршатер 1983 , стр. 1022–1023.
- ^ Роджер М. Савори (ссылка Абдулбаки Гёлпинарлы), Энциклопедия ислама , « Кизил-Баш », онлайн-издание, 2005 г.
- ^ Морган Дэвид. 2007. Монголы. п. 145
- ^ М. Н. Дхалла: История зороастризма (1938), часть 5.
- ^ Дабестан-э Мазахеб
- ^ Армаган-э-Хиджаз, см. стихотворение «Конференция дьявола», стр. 12, Лахор (1941).
Ссылки [ править ]
- Л. Эйхенбергер: «Коммунист, еретик, бунт. Маздак и история религии» В: Журнал религиоведения 28, 2020, стр. 237-258. Он-лайн
- Х. Бёрм: Прокопий и персы. Исследования римско-сасанидских контактов в поздней поздней античности . Штутгарт 2007, с. 230-233.
- А. Кристенсен: Правление короля Кавада и маздакитский коммунизм . Копенгаген, 1925 год.
- П. Кроун: «Ересь Кавада и восстание Маздака». В: Иран 29, 1991, с. 21–42.
- Х. Гаубе: «Маздак: историческая реальность или выдумка?» В: Studia Iranica 11, 1982, стр. 111–122.
- Г. Ньоли: «Новые исследования маздакизма». В: Accademia Nazionale dei Lincei (Hrsg.), Персия и Византия [Материалы линцевских конференций 201] . Рим 2004, стр. 439–456.
- З. Рубин: "Массовые движения в поздней античности". В: И. Малкин/З. Рубинсон (Hrsg.), Лидеры и массы в римском мире. Этюды в честь Цви Явеца . Лейден/Нью-Йорк, 1995, стр. 187–191.
- В. Сундерманн: «Новый взгляд на социальное учение маздакитов». В: Das Antiquity 34, 3, 1988, стр. 183–188.
- Йозеф Визехёфер : Кавад, Хусро I и маздакиты. Новое предложение . В: P. Gignoux ua (Hrsg.): Trésors d'Orient . Париж, 2009 г., стр. 391–409.
- Яршатер, Эхсан (1983). «Маздакизм». Кембриджская история Ирана: Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Том. 2. Кембридж. стр. 991–1024.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шахбази, А. Шапур (2005). «Сасанидская династия» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание .
- Шайеган, М. Рахим (2017). «Сасанидская политическая идеология» . В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–1021. ISBN 9780190668662 .
Внешние ссылки [ править ]
- 520 смертей
- Иранский народ V века
- Иранский народ VI века
- Философы V века
- Философы VI века
- VI век в религии
- Древние иранские философы
- Основатели религий
- История зороастризма
- Иранские пророки
- Иранские религиозные лидеры
- Планы я
- Люди, казненные Сасанидской империей
- Персидские слова и фразы
- Протосоциалисты
- Иранские политические философы
- Восстания против Сасанидской империи
- Персонажи Шахнаме
- Зороастрийская философия
- Зороастрийские священники