Jump to content

Маздак

Маздак
Маздак
Иллюстрация казни Маздака из копии Шахнаме .
Умер в. 524 или 528
Причина смерти Исполнение
Национальность Иранский
Гражданство  Сасанидская империя
Занятие Моб
Годы активности в. 480-е – 520-е годы
Известный маздакизм
Религия Зороастризм

Маздак ( персидский : مزدک , среднеперсидский : 𐭬𐭦𐭣𐭪, также Маздак Младший ; умер около 524 или 528 года) — зороастрийский мобад (священник), иранский реформатор, пророк и религиозный реформатор, получивший влияние во время правления сасанидского императора Кавада I. . Он утверждал, что является пророком Ахура Мазды и учредил программы социального обеспечения.

Маздакизм [ править ]

Маздак был главным представителем религиозно-философского учения под названием «Маздакизм» , которое он рассматривал как реформированную и очищенную версию зороастризма . [1] [2] хотя утверждалось, что его учение демонстрирует влияние манихейства , карпократианства и Платона » «Республики . [3] [1] Зороастризм был доминирующей религией Сасанидской Персии, а сам Маздак был мобадом или зороастрийским священником, но большая часть духовенства считала его учение ересью . Сохранившаяся документация скудна. Некоторые дополнительные детали можно вывести из более поздней доктрины хуррамитов , которая рассматривалась как продолжение маздакизма. [1] [4]

Происхождение [ править ]

Некоторые источники утверждают, что первоначальные основатели этой секты жили раньше Маздака. Это был еще один мобад, Зарадуст-э Хураген. [5] (отличный от основателя зороастризма Зороастра , среднеперсидского Зардушта ) и/или зороастрийского философа, известного как Маздак Старший, который учил сочетанию альтруизма и гедонизма : «он направлял своих последователей наслаждаться удовольствиями жизни и удовлетворять свой аппетит в высшей степени в отношении еды и питья в духе равенства стремиться к добрым делам, воздерживаться от пролития крови и причинения вреда другим и безоговорочно проявлять гостеприимство». [1] Это учение получило дальнейшее развитие у гораздо более известного Маздака Младшего, сына Бамдада.

На более поздних этапах консервативная зороастрийская оппозиция обвинила последователей Маздака в ереси и отвратительных практиках, таких как разделение женщин, чему ученые не нашли никаких доказательств. Последователи Маздака считаются первыми настоящими социалистами в истории человечества, поскольку они делают упор на общественную собственность и общественную работу с выгодой для всех. [6] [7]

Богословские принципы [ править ]

Как и зороастризм (по крайней мере, в том виде, в каком он практиковался в то время), и манихейство , маздакизм имел дуалистическую космологию и мировоззрение. [2] Эта доктрина учила, что существует два первоначальных принципа вселенной: Свет, добрый; и Тьма, злой. Эти двое были смешаны в результате космической катастрофы, запятнавшей всё, кроме Бога. Свет характеризуется знанием и чувствами, действует по замыслу и по свободной воле, тогда как Тьма невежественна и слепа и действует наугад. Роль человечества в этой жизни заключалась в том, чтобы посредством хорошего поведения высвободить те части себя, которые принадлежали Свету. Но там, где манихейство рассматривало смешение добра и зла как космическую трагедию, Маздак рассматривал это более нейтрально, даже оптимистично.

Кроме того, сообщается, что в одной из поздних работ маздакизм выделил три элемента (Огонь, Вода, Земля) и четыре Силы (Проницательность, Понимание, Сохранение и Радость), соответствующие четырем главным должностным лицам государства Сасанидов – Вождь Мобад ( Мобадан Мобад ), Главный Хербад , Командующий Армией и Мастер развлечений), семь Визирей и двенадцать Духовных Сил. Когда Четверо, Семь и Двенадцать соединились в человеке, он уже не был подвержен религиозным обязанностям. [ нужны разъяснения ] Кроме того, считалось, что Бог управляет миром посредством букв, содержащих ключ к Великой Тайне, которую следует усвоить. Это описание предполагает, что маздакизм во многих отношениях был типичной гностической сектой . [8]

и Этические принципы социальные

Двумя отличительными факторами учения Маздака были снижение важности религиозных формальностей (истинным религиозным человеком является тот, кто понимал и правильно относился к принципам Вселенной), а также критика сильной позиции основного духовенства, которое, как он считал, , угнетал персидское население и вызвал большую нищету.

Маздак подчеркивал хорошее поведение, которое включало моральную и аскетическую жизнь, отказ от убийств и вегетарианства (считая, что мясо содержит вещества, полученные исключительно от Тьмы), доброту, дружелюбие и жизнь в мире с другими людьми. Во многих отношениях учение Маздака можно понимать как призыв к социальной революции , и его называли ранним « коммунизмом ». [7]

По мнению Маздака, Бог изначально разместил средства существования на земле, чтобы люди разделили их между собой поровну, но сильные принуждали слабых, стремясь к господству и вызывая современное неравенство. Это, в свою очередь, усилило «Пять Демонов», которые отвращали людей от Праведности — это Зависть, Гнев, Месть, Нужда и Жадность. Чтобы победить это зло, необходимо было восстановить справедливость и каждый должен поделиться лишним имуществом со своими собратьями. Маздак якобы планировал добиться этого, сделав все богатство общим или перераспределив излишки. [9] хотя неясно, как он намеревался это организовать с точки зрения правил и до какой степени его позиция была карикатурно изображена враждебными источниками. [10] Враждебные источники в основном останавливаются на предполагаемом «деле» женщин, вытекающем из этого сексуальной распущенности и путанице родословной . Поскольку последнее является стандартным обвинением против еретических сект, его правдивость подвергается сомнению исследователями; вполне вероятно, что Маздак принял меры против широко распространенного многоженства у богатых и отсутствия жен у бедных. [10]

Подписчики [ править ]

Учение Маздака приобрело множество последователей, вплоть до того, что даже король Кавад I , правивший с 488 по 531 год, обратился в маздакизм. Сообщается также, что он спонсировал его принятие вассальным арабским королевством аль-Хира , что повлекло за собой свержение предыдущего короля аль-Мундхира вождем киндитов аль-Харитом. [11] [12]

При поддержке короля Маздак мог приступить к программе социальных реформ, которая включала пацифизм, антиклерикализм и программы помощи бедным . Маздак открыл государственные склады для помощи бедным. Он также приказал закрыть все зороастрийские храмы огня, кроме трех основных.

Маздака Оппозиция и чистка сторонников

Страх среди знати и зороастрийского духовенства стал настолько сильным, что король Кавад был свергнут в 496 году, однако через три года ему удалось вернуть себе трон с помощью Империи эфталитов .Напуганный сопротивлением сильных мира сего, он решил дистанцироваться от Маздака. Он позволил Ануширавану начать кампанию против маздакитов в 524 или 528 году, кульминацией которой стала резня большинства приверженцев, включая самого Маздака, и восстановление ортодоксального зороастризма в качестве государственной религии. [7] Различные вымышленные аккаунты [13] укажите способ исполнения: например, в Шахнаме говорится [ нужна ссылка ] что 3000 маздакитов были похоронены заживо ногами вверх, чтобы представить зрелище «человеческого сада», а самого Маздака повесили вниз головой и расстреляли бесчисленными стрелами; в других историях упоминаются и другие мучительные методы казни. Затем Анушираван приступил к реализации собственных далеко идущих социальных и административных реформ. [14] Маздакитский правитель аль-Хира также был свергнут, и к власти вернулся предыдущий король. [ нужна ссылка ]

Еврейская традиция [ править ]

Еврейская традиция рассказывает немного другую историю. Эксиларх Махозе Вавилона Мар-Зутра II сплотил еврейскую общину и ее союзников, которые победили Маздака и основали независимое еврейское царство в , просуществовавшее семь лет. [15] (495–502).

Историчность [ править ]

Историчность личности Маздака подвергается сомнению. [16] Возможно, он был выдумкой, чтобы снять вину с Кавада. [17] Современные историки, в том числе Прокопий и Иисус Навин Столпник, не упоминают о том, что Маздак называет Кавада фигурой, стоящей за этим движением. [17] Упоминание о Маздаке появляется только в более поздних среднеперсидских зороастрийских документах, а именно в « Бундахишне» , « Денкарде » и « Занди Вахман Ясн» . [17] Более поздние источники исламской эпохи, особенно ат-Табари , также упоминают Маздака. работы [17] Эти более поздние сочинения, возможно, были искажены иранским устным фольклором, учитывая, что вина, возложенная на Маздака за перераспределение аристократической собственности среди народа, является темой, повторяющейся в иранской устной истории. [17] Другие «злодеи» в иранской истории, а именно Гаумата в Бехистунской надписи ахеменидского 293–302 правителя Дария Великого ( годы правления 522–486 до н.э. ) и Вахнам в надписи Пайкули сасанидского шаха Нарсеха ( годы правления ) — часто обвиняют в подобных преступлениях. [17]

Наследие [ править ]

Несколько маздакитов выжили и поселились в отдаленных районах. Говорят, что небольшие очаги маздакитских обществ сохранились на протяжении столетий после мусульманского завоевания Персии . Их доктрины, вероятно, смешались с радикальными течениями шиитского ислама , оказав на них влияние и дав начало более поздним мощным революционно-религиозным движениям в регионе. Культ аль-Муканны , который претендовал на то, чтобы быть воплощением Бога и имел последователей среди зороастрийской секты Мубайида и даже у некоторых турок, поддерживал законы и институты Маздака. [18] В 9 веке хуррамиты , эгалитарная религиозная секта, возможно, возникшая из маздакизма, возглавили восстание под руководством Бабака Хоррамдина против халифата Аббасидов и успешно защищали большие территории от сил халифата в течение примерно двадцати лет. [19] Батиния карматы , и другие более поздние революционные течения ислама также могут быть связаны с маздакизмом и часто отождествлялись с ним современными авторами. [20]

Турецкий ученый Абдулбаки Гёльпинарлы рассматривает даже кызылбашей XVI века – радикальное шиитское движение в Персии, которое помогло Сефавиям утвердить ислам двунадесятников в качестве доминирующей религии Ирана – как «духовных потомков хуррамитов » и, следовательно, маздакитов. . [21] «Маздакист», похоже, в конечном итоге стал стандартным уничижительным ярлыком, который персидские и арабские авторы досовременной эпохи прикрепляли к любому радикальному эгалитарному движению в последующей истории Ирана. [22] В то время как средневековая мусульманская историография в первую очередь фокусировалась на «социалистических» аспектах Маздака, зороастрийская традиция, с другой стороны, помнит Маздака прежде всего как опасного еретика и врага истинной веры ( Занди Вахман Ясн 2:1).

Автор «Дабестан -э Мазахеб» , писавший еще в 17 веке, утверждает, что встречал отдельных приверженцев маздакизма, которые тайно исповедовали свою религию среди мусульман и сохранили « Деснад » — книгу на среднеперсидском языке , содержащую учение Маздака. [23] [24]

Философ и поэт Мухаммад Икбал , вдохновивший Пакистанское движение в Британской Индии , назвал Карла Маркса современной реинкарнацией маздакитской мысли. [25] В стихотворении «Иблесс ки Маджлис-э-Шура » он нарисовал сходство между марксизмом и идеями Мазадака о перераспределении излишков, уменьшении важности религиозных формальностей, эмансипации любви и социальной революции. Икбал описывает Карла Маркса как реинкарнацию души Маздака. Эти взгляды, высказанные в 1936 году, когда русская революция еще только зарождалась, оставались скептическими, если маздакитская логика марксизма была решением проблем бедных и угнетенных. Икбал посвятил главу Маздаку в своей докторской диссертации в Мюнхенском университете на тему « Развитие метафизики в Персии» .

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Яршатер, Эхсан (1983). Кембриджская история Ирана Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Том. 2. С. 995–997. ISBN  978-0-521-24693-4 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шеки, Мансур. 1985. Космогоническое и космологическое учение Маздака. Документы в честь профессора Мэри Бойс, Acta Ираника 25, Лейден, 1985, стр. 527–43.
  3. ^ Политическая история Афганистана / Составитель Сейед Мехди Фаррух . Библиотеки Университета Аризоны. 1951. дои : 10.2458/azu_acku_ds361_fay43_1371 .
  4. ^ Шеки, Мансур (1978). «Социальная доктрина Маздака в свете среднеперсидских свидетельств». Восточный архив . 46 (4): 289–306.
  5. ^ Эспозито, Джон Л. (2003). «Маздакизм» . Оксфордский словарь ислама . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 198 . ISBN  978-0-19-512558-0 .
  6. ^ Манфред, Альберт Захарович, изд. (1974). Краткая история мира . Том. 1. (перевод на английский Кэтрин Джудельсон). Москва: Издательство Прогресс. п. 182. ОСЛК   1159025 .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уэрри, преподобный Э.М. (1882 г.). Комплексный комментарий к Корану, включающий перевод Сейла и предварительную беседу . Бостон: Хоутон, Миффлин и компания. п. 66 .
  8. ^ Яршатер 1983 , стр. 1007–1008.
  9. ^ Кроун, Патрисия (1991). «Ересь Кавада и восстание Маздака» (PDF) . Иран: Журнал Британского института персидских исследований . 29 : 21–40. Архивировано из оригинала (PDF) 2 ноября 2019 г. Проверено 2 января 2013 г.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Яршатер 1983 , стр. 999–1000.
  11. ^ Яршатер, Эхсан (1998). Ованнисян, Ричард Г.; Сабах, Жорж (ред.). Персидское присутствие в исламском мире . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. стр. 4–125, стр. 28 . ISBN  978-0-521-59185-0 .
  12. ^ Ханам, Р. 2005. Энциклопедическая этнография Ближнего Востока и Центральной Азии: A – I: Том 1. P.441.
  13. ^ Яршатер 1983 , с. 994
  14. ^ Яршатер 1983 , с. 1022
  15. ^ «Вавилония» , Энциклопедия иудаики.
  16. ^ Шахбази 2005 .
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Шайеган 2017 , с. 809.
  18. ^ Аль-Бируни: отец сравнительного религиоведения.
  19. ^ Яршатер 1983 , стр. 1003–1004.
  20. ^ Яршатер 1983 , стр. 1022–1023.
  21. ^ Роджер М. Савори (ссылка Абдулбаки Гёлпинарлы), Энциклопедия ислама , « Кизил-Баш », онлайн-издание, 2005 г.
  22. ^ Морган Дэвид. 2007. Монголы. п. 145
  23. ^ М. Н. Дхалла: История зороастризма (1938), часть 5.
  24. ^ Дабестан-э Мазахеб
  25. ^ Армаган-э-Хиджаз, см. стихотворение «Конференция дьявола», стр. 12, Лахор (1941).

Ссылки [ править ]

  • Л. Эйхенбергер: «Коммунист, еретик, бунт. Маздак и история религии» В: Журнал религиоведения 28, 2020, стр. 237-258. Он-лайн
  • Х. Бёрм: Прокопий и персы. Исследования римско-сасанидских контактов в поздней поздней античности . Штутгарт 2007, с. 230-233.
  • А. Кристенсен: Правление короля Кавада и маздакитский коммунизм . Копенгаген, 1925 год.
  • П. Кроун: «Ересь Кавада и восстание Маздака». В: Иран 29, 1991, с. 21–42.
  • Х. Гаубе: «Маздак: историческая реальность или выдумка?» В: Studia Iranica 11, 1982, стр. 111–122.
  • Г. Ньоли: «Новые исследования маздакизма». В: Accademia Nazionale dei Lincei (Hrsg.), Персия и Византия [Материалы линцевских конференций 201] . Рим 2004, стр. 439–456.
  • З. Рубин: "Массовые движения в поздней античности". В: И. Малкин/З. Рубинсон (Hrsg.), Лидеры и массы в римском мире. Этюды в честь Цви Явеца . Лейден/Нью-Йорк, 1995, стр. 187–191.
  • В. Сундерманн: «Новый взгляд на социальное учение маздакитов». В: Das Antiquity 34, 3, 1988, стр. 183–188.
  • Йозеф Визехёфер : Кавад, Хусро I и маздакиты. Новое предложение . В: P. Gignoux ua (Hrsg.): Trésors d'Orient . Париж, 2009 г., стр. 391–409.
  • Яршатер, Эхсан (1983). «Маздакизм». Кембриджская история Ирана: Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Том. 2. Кембридж. стр. 991–1024. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Шахбази, А. Шапур (2005). «Сасанидская династия» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание .
  • Шайеган, М. Рахим (2017). «Сасанидская политическая идеология» . В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–1021. ISBN  9780190668662 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 92b4fc021fef620b55a203cc3fa4ca0a__1707479940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/0a/92b4fc021fef620b55a203cc3fa4ca0a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mazdak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)