Jump to content

Таты (Кавказ)

Тат люди
Фотография 1880 года, изображающая группу татов из села Адур Кубинского уезда Бакинской губернии Российской империи.
Общая численность населения
десятки тысяч (разные оценки) [ нужна ссылка ]
Регионы со значительной численностью населения
 Азербайджан 25,218 (2009) [1]
 Россия 1,585 (2010) [ нужна ссылка ]
Языки
Татский , азербайджанский и русский
Религия
Шиитский ислам (большинство)
Родственные этнические группы
Другие иранские народы , армяно-таты

Таты в или закавказские персы (также: таты , парсы , дагли , лохиджоны ) — иранский народ, настоящее время проживающий на территории Азербайджана и России (в основном в Южном Дагестане ). Таты — часть коренных народов иранского происхождения на Кавказе. [2] [3] [4]

Таты используют татский язык , юго-западный иранский язык, несколько отличающийся от стандартного персидского языка . [5] [6] а также азербайджанский и русский . Таты - это в основном мусульмане- шииты со значительным мусульманским меньшинством- суннитом .

Демография

[ редактировать ]
Старуха-татка в Лагиче

Еще на рубеже 20-го века таты составляли около 11% населения всей восточной половины Азербайджана (см. Бакинскую губернию , раздел «Демография»). Они составляли почти одну пятую (18,9%) населения Бакинской губернии и более четверти (25,3%) Кубинской губернии — обе на Каспийском море . Либо в результате искажения фактов, манипулирования данными, либо простой ассимиляции татская часть населения Азербайджана сократилась до незначительного уровня, столкнувшись с проблемой ассимиляции.

Численность царского населения в 1886–1892 годах на Русском Кавказе насчитывала 124 683 тата, из которых 118 165 проживали в Бакинской губернии и 3 609 в Дагестанской области . [7] Перепись населения Российской империи 1897 года зафиксировала 95 056 татов, из них 89 519 - в Бакинской губернии и 2 998 - в Дагестанской области. [7] Советская перепись 1926 года насчитала всего 28705 татов, из которых 28443 проживали в Азербайджанской ССР и 1237 в Дагестанской АССР . [7] Артур Цуциев отмечает, что большая часть татов в переписи 1926 года числилась по категориям «персы» и «азербайджанские тюрки». [8] Это особенно справедливо в Азербайджанской ССР, где около 38 327 человек были записаны как «турки, родным языком которых является тат». [9] Советская перепись 1979 года насчитала 22 441 тата, из которых 8 848 проживали в Азербайджанской ССР и 7 437 в Дагестанской АССР. [7]

Распространение татов в Азербайджане (тогда Бакинская губерния , входившая в состав Российской империи ) в 1886–1890 годах.

Самое раннее упоминание о персах на Кавказе встречается в греческого историка Геродота отчете об экспансии Ахеменидов 558–330 гг. до н. э., в ходе которой они присоединили Закавказье (Южный Кавказ) в качестве X, XI, XVIII и XIX сатрапий своей империи. [10]

Археологический материал, обнаруженный на территории современного Азербайджана, Армении и Грузии, включает архитектуру Ахеменидов , ювелирные изделия и керамику. [11]

О постоянном персидском населении Южного Кавказа со времен Ахеменидов информации мало. Вероятно, предки современных татов поселились на Южном Кавказе, когда империя Сасанидов с III по VII века строила города и основывала военные гарнизоны для укрепления своих позиций в этом регионе. [12]

Хосров I (531–579) подарил титул регента Ширвана на востоке Южного Кавказа своему близкому родственнику, который впоследствии стал прародителем первой династии Ширваншахов (около 510 – 1538 гг.). [13]

После завоевания региона арабами (7-8 вв.) началась исламизация местного населения.

С XI века огузские племена во главе с династами Сельджуков в регион начали проникать . Началось постепенное формирование азербайджанского народа. тюркский экзоним Тат или Тати , обозначавший оседлых земледельцев. По-видимому, в этот период за южнокавказским диалектом персидского языка был закреплен [14]

Монголы в 1250 - завоевали Южный Кавказ в 1230-х годах, а х годах было основано государство Ильханат . Монгольское господство продолжалось до 1360–1370 годов, но это не помешало появлению выдающихся поэтов и учёных.

В конце 14 века Южный Кавказ был захвачен Тамерланом . К концу XV века государство Ширваншахов приобрело значительную мощь, укрепились его дипломатические и экономические связи. В середине XVI века государство Ширваншахов было ликвидировано и Южный Кавказ вошел в состав Сефевидского почти полностью Ирана.

В конце XVIII века Россия начала активно оспаривать гегемонию Ирана на Кавказе. После русско-персидских войн 1804–1813 и 1826–1828 годов и заключения Гюлистанского и Туркменчайского договоров соответственно Россия получила большую часть Южного Кавказа и части Северного Кавказа от Каджарского Ирана . [15] После этого идут данные о численности и расселении татов, собранные царскими властями. Когда в начале XIX века в ходе русско-персидской войны (1804–1813) город Баку был оккупирован, всё население города (около 8000 человек) составляли таты. [16]

Россия более или менее открыто проводила политику по освобождению своих недавно завоеванных земель от влияния Ирана. Тем самым российское правительство помогло создать и распространить новую тюркскую идентичность, которая, в отличие от предыдущей, была основана на светских принципах, в частности на общем языке. В результате многие ираноязычные жители будущей Азербайджанской Республики в то время либо начали скрывать свое иранское происхождение, либо подверглись прогрессивной ассимиляции. Особенно быстро эти интеграционные процессы прошли таты и курды. [17]

XIX века Согласно «Голестан-е-Эрам» , написанному Аббасгулу Бакихановым , Тати была широко распространена во многих районах Шемахы , Баку, Дербанда и Губы : [18]

«В Табарсаране восемь деревень: Джалкан, Рукан, Макатир, Камах, Ридиян, Хомейди, Матаи и Билхади. Они находятся в окрестностях города, построенного Анушираваном у стены Дарбанда. Его останки все еще там. Они говорят на татском языке, который является одним из языков Древней Персии. Понятно, что они из народа Фарса и после его разрушения поселились в этих селах. ...Районы, расположенные между двумя городами Шамахи и Кодьялом, который сейчас является городом Гоббе, включают Хауз, Лахедж и Кошунлу в Ширване и Бармаке, Шешпаре и нижнюю часть Бодука в Гоббе, а также всю страну Баку. , кроме шести сел туркмен, говорят на татском языке. из этого становится очевидным, что они происходят из Фарса».

- Аббас Коли Ага Бакиханов, «Небесный розарий: история Ширвана и Дагестана» [19]

По данным издания « Кавказского календаря» 1894 года , на Кавказе проживало 124 693 тата, [20] однако из-за постепенного распространения азербайджанского языка Тати вышло из употребления. В советский период, после того как в конце 1930-х годов был введен официальный термин «азербайджанец» , этническое самосознание татов сильно изменилось, и многие стали называть себя азербайджанцами. Если в 1926 году насчитывалось около 28 443 татов, [21] в 1989 году себя таковыми признали лишь 10 239 человек. [22]

В 2005 году американские исследователи провели исследования в нескольких селах Губинского , Девечи , Хызинского , Сиязанского , Исмаиллинского и Шемахинского районов Азербайджанской Республики, выявив в этих селах 15 553 тата. [23]

Местные самоназвания

[ редактировать ]

Хотя большая часть татского населения Азербайджана и южного Дагестана использует тюркский экзоним Тати или Тат , остаются некоторые местные самоназвания: в качестве самоназвания [24]

  • Парси — Термин «парси» до сих пор используется татами Апшерона как самоназвание, а зуван-парси — как обозначение татского языка. Этот термин относится к парсику , среднеперсидскому самоназванию персов, ср. Среднеперсидский Парсик ут Пахлавик – персидский и парфянский. В период новоперсидского языка последняя согласная была потеряна, и этноним стал парси . Некоторые группы персоязычного населения в Афганистане и зороастрийцы Индии ( парсы ) также используют термин парсы в качестве самоназвания.
  • Лохиджон — Жители татского поселка Лахидж Исмаиллинского района называют себя в честь своего села Лохудж , множественное число Лохиджон . Лагич – самое большое татское село (около 10 000 человек). Его изоляция лишила местное население контактов с внешним миром, что привело к их собственному изолированному самоназванию. Небольшая община лохиджонов, потомков переселенцев 1910–20-х годов из Лагича, проживает в селе Гомбори в Кахетии , на востоке Грузии. Они зарегистрированы как азербайджанцы и говорят на азербайджанском как на родном языке. [25] По состоянию на 2020 год их осталось всего около 150. [26]
  • Дагли . Таты Хызинского района и некоторых частей Девечинского и Сиязанского районов используют другой тюркский экзоним - Дагли для себя (горцы). В результате распространения азербайджанского тюркского языка термин Даглы прочно вошел в обиход, и местные таты начали его использовать сами.

14 декабря 1990 года было учреждено Азербайджанское Коллегией Министерства Юстиции Азербайджанской ССР культурно-просветительское общество по изучению и развитию татинского языка, истории и этнографии . Изданы букварь и учебник татского языка, а также литературные и фольклорные произведения.

Культура

[ редактировать ]

Персидские поселенцы Южного Кавказа издавна взаимодействовали с окружающими этносами, обмениваясь элементами своих культур. такие искусства, как ковроткачество , ручное ткачество , обработка металла, чеканка и инкрустации Высоко развиты . Искусство орнаментального дизайна и миниатюры также очень популярно. [27]

Существует богатая традиция татского народного творчества. такие жанры национальной поэзии, как рубаи , газели , бейты Высоко развиты . При изучении произведений персидских средневековых поэтов Южного Кавказа, таких как Хагани и Низами Гянджеви, были выявлены некоторые отличительные особенности татского языка. [28]

В результате длительного сосуществования татов и азербайджанцев сложились многие общие черты в земледелии, домашнем хозяйстве и культуре. Традиционная женская одежда татов — длинная рубаха, широкие брюки, надеваемые навыпуск, платье приталенного кроя, верхнее расстегнутое платье, платок, «марокканские» чулки. Мужская одежда – черкеска и высокая меховая шапка.

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

Традиционными занятиями татского населения являются земледелие, овощеводство, садоводство и скотоводство. Основные культуры: ячмень , рожь , пшеница , просо , подсолнечник , кукуруза , картофель и горох . большие виноградники Распространены и фруктовые сады. Овцы , коровы, лошади , ослы , буйволы и редко верблюды содержатся как домашний скот.

Традиционные одно- или двухэтажные дома построены из прямоугольных блоков известняка или речного гонта и также имеют глухие стены, выходящие на улицу. Крыша плоская с отверстием для дымохода каменного камина. Верхний этаж используется для проживания, а жилые помещения, где собирается семья (кухня и т. д.), располагались на первом этаже. Обычно одна из стен гостиной имеет несколько ниш для хранения одежды, постельного белья, а иногда и посуды. Комнаты освещались лампами или световым люком через отверстие в крыше. Домашняя мебель состояла из низких диванов, ковров на полу и матрасов. Камины, мангалы и печи использовались для отопления дома зимой и приготовления пищи круглый год.

Дом обычно имеет обнесенный стеной или огороженный двор и почти всегда имеет сад. Имеется веранда ( эйван ), мощеный водосток или небольшой таз ( tənu ), крытый загон для скота, конюшня и курятник.

Первоначально персы были зороастрийцами . После того как они были завоеваны халифатом Рашидун , ислам получил широкое распространение. Сегодня таты в основном составляют мусульмане-шииты , при этом значительное меньшинство составляют мусульмане-сунниты . [29]

Другие татоязычные этнические группы

[ редактировать ]

Татский язык был широко распространен на востоке Южного Кавказа. Вплоть до 20 века его использовали также немусульманские группы: горские евреи , часть армян и удины . [30] Это привело некоторых к идее, что таты-мусульмане, горские евреи, говорящие на татах, и армяне-христиане, говорящие на татском языке, представляют собой одну нацию, исповедующую три разные религии.

Таты и горские евреи

[ редактировать ]

«Горские евреи» принадлежат к общине персоязычных евреев. Некоторые группы этого сообщества живут в Иране, Израиле (особенно), Северной Америке (особенно) и Европе. Евреи Северного Кавказа и современного Азербайджана были классифицированы как «горские евреи» только в официальных российских документах XIX века. Горские евреи называют себя Джухуро , что означает «евреи».

В 1888 году А.Ш. Анисимов показал близость языка горских евреев и татов. В своей работе «Кавказские евреи-горцы» он пришел к выводу, что горские евреи были представителями иранской семьи татов, принявшей иудаизм в Иране и позднее переселившейся на Южный Кавказ. Идеи Анисимова получили поддержку и в советский период: популяризация идеи татского происхождения горских евреев началась в 1930-е годы. Благодаря усилиям нескольких горских евреев, тесно связанных с режимом, идея о том, что горские евреи на самом деле вовсе не евреи, а иудаизированные таты, получила широкое распространение. Некоторые горские евреи начали регистрироваться как таты из-за тайного давления со стороны властей.

В результате этого слова тат и горский еврей стали почти синонимами. Термин «Тат» использовался в научной литературе как второе или даже первое имя горских евреев. Это привело к тому, что все культурное наследие (литература, театр, музыка), созданное горскими евреями в советский период, было отнесено к татам.

Сравнение физико-антропологических характеристик татов и горских евреев вместе со сведениями об их языках не позволяет предположить никаких признаков этнического единства между этими двумя народами.

Как и большинство «еврейских» языков, грамматическая структура джухури сохраняет архаичные черты языка, от которого он произошел. В то же время все эти языки насыщены еврейскими словами. Заимствования из арамейского и иврита в Джухури включают слова, не связанные напрямую с иудейскими ритуалами (например, зофт смола, нокуми зависть, гуф тело, кетоновое полотно и т. д.). Некоторые синтаксические особенности, которыми обладает Джухури, типичны для иврита.

Несходны и физико-антропологические типы татов и горских евреев.

В 1913 году антрополог К.М. Курдов провел измерения большой группы татского населения села Лагич и выявил принципиальные различия. [31] своего физико-антропологического типа от горских евреев. Измерения татов и горских евреев производились и некоторыми другими исследователями. [32] Измерения мозгового индекса показали, что если для татов мезоцефалия и долихоцефалия типичны крайняя брахицефалия , то для горских евреев характерна . Дерматоглифические характеристики татов и горских евреев также исключают этническое сходство. В 2012 году сравнение однородительских генетических маркеров между иудео-татским диалектом и носителями мусульманско-татского диалекта в Дагестане выявило независимые демографические истории. [33]

Носители горско-еврейского диалекта и татского языка являются представителями двух разных народов, каждый из которых имеет свою религию, этническое сознание, самоназвание, образ жизни, материальные и духовные ценности. [34]

Таты и армяне

[ редактировать ]

В некоторых публикациях XIX и XX веков жители нескольких татоязычных деревень Южного Кавказа описываются как армянские таты , армяно-таты , христианские таты или григорианские таты . Было высказано предположение, что часть персов восточной части Южного Кавказа приняла армянское христианство , но при этом не принимался во внимание тот факт, что эти граждане идентифицируют себя как армяне, поскольку обращение в религию сильно связано с этнической идентичностью в восточных культурах. [35]

В диалекте татоязычных армян имеются следы армянского фонологического, лексического, грамматического и калькационного субстрата. Есть также армянские аффрикаты (ծ, ց, ձ) в словах иранского происхождения, которых нет в татском языке. Это можно объяснить только армянским влиянием.

Несмотря на то, что они потеряли свой язык, армянам удалось сохранить свою национальную идентичность. У него есть четкая дихотомия «мы против них»: «Хай» (нас) и «мусульмане» (таты и азербайджанцы вместе).

Татский народ северного Ирана

[ редактировать ]

Начиная со средневековья, термин тати использовался не только для Кавказа, но и для северного Ирана, где он был распространен почти на все местные иранские языки, кроме персидского и курдского .

В настоящее время термин Тати и язык Тати используется для обозначения определенной группы северо-западных иранских диалектов (Чали, Данесфани, Хиараджи, Хознини, Эсфарварини, Такестани, Сагзабади, Эбрахимабади, Эштехарди, Хойни, Каджали, Шахруди, Харзани) в иранском языке. Азербайджана , а также к югу от него в провинциях Казвин и Зенджан . [36] Эти диалекты имеют определенное родство с талышским языком как одним из потомков древнеазаринского языка . [37]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Демография Азербайджана» .
  2. Х. Пилкингтон, «Ислам в постсоветской России», Psychology Press, 27 ноября 2002 г. стр. 27:«Среди других коренных народов иранского происхождения были таты, талишы и курды» [1]
  3. ^ Р. Ханам, «Энциклопедическая этнография Ближнего Востока и Центральной Азии: PZ, Том 1», Global Vision Publishing Ho, 2005. стр. 746: «Современные таты являются потомками ираноязычного населения, высланного из Персии династия Сасанидов в пятом-шестом веках».
  4. ^ Т.М. Мастигина, Лев Перепелкин, Виталий Вячеславович Наумкин, «Этническая история России: от дореволюционных времен до наших дней», Greenwood Publishing Group, 1996. стр. 80: «Иранские народы (осетины, таджики, таты, горские иудаисты) " [2]
  5. ^ Грюнберг, Александр. (1966). «Татский язык». В: Виноградов В.В. (ред.), Языки народов СССР . Том 1: Индоевропейские языки, 281-301. Отрывок: «Татский язык относится к юго-западной группе иранских языков и близок по своему грамматическому строю и лексическому содержанию к персидскому и таджикскому языкам».
  6. ^ Отье, Жиль (2012). Grammaire juhuri, или judéo-tat, иранский язык Juifs du Caucase de l'est . Висбаден: Райхерт. Отрывок: «Иудео-тат не имеет особого родства с персидскими вариантами, на которых до недавнего времени говорили евреи Бухары, Йезда, Исфахана, Кермана, Хамадана, Кашана и Нахаванда. В отличие от них, иудео-тат — это другой язык, который не является понятен стандартному персидскому языку;",
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Цуциев, Артур. «Приложение 3: Этнический состав Кавказа: историческая статистика населения». Атлас этнополитической истории Кавказа, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2014, с. 180.
  8. ^ Цуциев, Артур. «Приложение 3: Этнический состав Кавказа: историческая статистика населения». Атлас этнополитической истории Кавказа, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2014, с. 189 (примечание 34).
  9. ^ Цуциев, Артур. «Приложение 3: Этнический состав Кавказа: историческая статистика населения». Атлас этнополитической истории Кавказа, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2014, с. 189 (примечание 34).
  10. ^ Геродот. История
  11. ^ Кролл, Стефан. «Мидяне и персы в Закавказье: археологические горизонты на северо-западе Ирана и Закавказья», в: Джованни Б. Ланфранчи, Майкл Роуф, Роберт Роллингер, ред., Преемственность империи (?) Ассирия, Мидия, Персия. Падуя, Саргон Эдитрис и Библиотека, 2003, стр. 281–287.
  12. ^ В. Минорский . История Шарвана и Дербанда в X–XI веках
  13. ^ аль-Баладхури . Книга завоеваний земель ( Китаб Футух аль-Булдан )
  14. ^ B. Miller. Taty, ikh rasseleniye i govory (in Russian)
  15. ^ Тимоти К. Даулинг Россия в войне: от монгольского завоевания до Афганистана, Чечни и других стран , стр. 728-729 ABC-CLIO, 2 декабря. 2014 год ISBN   1598849484
  16. ^ Юнусов А.С. Azərbaycanda Ислам (на азербайджанском тюркском языке); Это официальный результат первой переписи населения Баку, полученной царскими властями.
  17. ^ Тер-Абрахамян 2005 , с. 121.
  18. ^ Гулистан-и Ирам / Аббаскули Ака Бакиххануф; матн-и илм – интикади би-са'й ва ихтимам: Абд аль-Карим Али-зада [ва дигаран], Бакку: Идара-и интишарат-и «Илм», 1970. Оригинал на персидском языке: на странице 18 упомянутой книги это написано: восемь деревень в Табарсаране, будь то Джалкан, Рокал, Мокатир, Камах, Зайдиан, Хамиди, Мутаи и Билхади, недалеко от города, который Ануширван отремонтировал в местности, связанной с Дарбандом, и следы его известны до сих пор, говорят на татском языке. . Также» на странице 19 упомянутой книги указано: «Махалат расположен между Блокином Шамахи и Кадиялом, где сейчас находится город Каба, такие как Хоз, Лахдж, Кшунло в Ширване, Бармак и шесть частей и нижняя часть Бадок в Кабе, и все Бакинское царство, за исключением шести деревень. У них тот же язык, что и у Тата... Соседняя часть Кабинского царства, за исключением села Ханалак, в котором есть отдельный Раббани, и территория ​. Самурие и Куре, два Махала Табарсарана, то есть Даре и Ахмадлу, имеют свой собственный язык, основанный на условиях региона, а тюркоязычные люди называются монголами.
  19. ^ Виллем Флор, Хасан Джавади (2009), «Небесный розарий: история Ширвана и Дагестана, Аббас Коли Ага Бакиханов», Mage Publishers, 2009. стр. 18
  20. ^ Кавказский календарь на 1894 год [ Кавказский календарь на 1894 год ] (на русском языке) (49-е изд.). Тифлис: Типография канцелярии Е.ИВ на Кавказе, казенный дом. 1894.
  21. ^ Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по регионам республик СССР Демоскоп Weekly .
  22. ^ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по регионам республик СССР Демоскоп Weekly .
  23. ^ Джон М. Клифтон, Габриэла Декинга, Лаура Лухт, Кэлвин Тиссен. Социолингвистическая ситуация татов и горских евреев в Азербайджане, 2005 г. Архивировано 28 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  24. ^ Миллер Б. В. Таты, их расселение и говоры. Баку, 1929. Archived 2016-10-03 at the Wayback Machine B. Miller. Taty, ikh rasseleniye i govory (in Russian)
  25. ^ Автандилашвили, Георгий (2012). Топчишвили, Роланд (ред.). «ლაიჯები» [Лахиджи]. Кавказий Этнология (на грузинском языке): 225–235.
  26. ^ Хундадзе, Гоча (19 января 2020 г.). «Они живут в Грузии более ста лет – но о них никто не знает» . ДжемНьюс . Проверено 19 января 2020 г.
  27. ^ Большая Советская Энциклопедия, т. 25 (на русском языке)
  28. ^ Джамал-Дин Халил Шарвани, Ножат аль-Маджалес, изд. Мохаммад Амин Риахи, Тегеран, 2-е изд. Тегеран, 1996 г. (на персидском языке). [ постоянная мертвая ссылка ]
  29. ^ Беннигсен, Александр; Уимбуш, С. Эндерс (1986). Мусульмане Советской империи: Путеводитель . Издательство Университета Индианы. стр. 220–221. ISBN  978-0-253-33958-4 .
  30. ^ Исмайлов Р. История Азербайджана (на азербайджанском тюркском языке)
  31. ^ (среднее значение головного индекса 79,21)
  32. ^ Среднее значение цефалического индекса у татов Азербайджанской Республики колеблется от 77,13 до 79,21, у горских евреев Дагестана и Азербайджанской Республики – от 86,1 до 87,433.
  33. ^ Бертончини С., Булаева К., Ферри Г., Пагани Л., Качиагли Л., Тальоли Л. и др. (2012). «Двойное происхождение татиносцев из Дагестана, как записано в генеалогии однородительских вариантов» . Ам Дж Хум Биол . 24 (4): 391–9. дои : 10.1002/ajhb.22220 . ПМИД   22275152 . S2CID   38323143 .
  34. ^ И. Семёнов. О происхождении горских евреев. Archived 2006-10-11 at the Wayback Machine I. Semenov. O proiskhozhdenii gorskikh evreyev (in Russian) .
  35. ^ А. Акопян. Устная история татароязычных армян о событиях начала 20 века. Архивировано 4 марта 2009 г. в Wayback Machine А. Акопян. Устьные истории татоязичных армий о собаках начала 20 века. (на русском языке) .
  36. ^ Языки мира. Иранские языки. Северо-западные иранские языки. с. 106–107. М., Индрик, 1999 г.
  37. ^ تات. Архивировано 6 марта 2012 г. в Wayback Machine.

Источники

[ редактировать ]
  • Тер-Абрахамян, Грант (2005). «О формировании национальной идентичности талишов в Азербайджанской Республике». Иран и Кавказ . 9 (1). Брилл: 121–144. дои : 10.1163/1573384054068132 .
  • Тоноян, Артём (2019). «О кавказско-персидском (татском) лексическом субстрате в бакинском диалекте азербайджанского языка. Предварительные заметки». Журнал Немецкого восточного общества . 169 (2): 367–378. doi : 10.13173/zeitdeutmorggese.169.2.0367 . S2CID   211660063 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab711bdebbc9e1a94e9a75ab9c6ec5b4__1721222400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/b4/ab711bdebbc9e1a94e9a75ab9c6ec5b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tat people (Caucasus) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)