Таты (Кавказ)
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
десятки тысяч (разные оценки) [ нужна ссылка ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 25,218 (2009) [1] |
![]() | 1,585 (2010) [ нужна ссылка ] |
Языки | |
Татский , азербайджанский и русский | |
Религия | |
Шиитский ислам (большинство) | |
Родственные этнические группы | |
Другие иранские народы , армяно-таты |
Таты в или закавказские персы (также: таты , парсы , дагли , лохиджоны ) — иранский народ, настоящее время проживающий на территории Азербайджана и России (в основном в Южном Дагестане ). Таты — часть коренных народов иранского происхождения на Кавказе. [2] [3] [4]
Таты используют татский язык , юго-западный иранский язык, несколько отличающийся от стандартного персидского языка . [5] [6] а также азербайджанский и русский . Таты - это в основном мусульмане- шииты со значительным мусульманским меньшинством- суннитом .
Демография
[ редактировать ]
Еще на рубеже 20-го века таты составляли около 11% населения всей восточной половины Азербайджана (см. Бакинскую губернию , раздел «Демография»). Они составляли почти одну пятую (18,9%) населения Бакинской губернии и более четверти (25,3%) Кубинской губернии — обе на Каспийском море . Либо в результате искажения фактов, манипулирования данными, либо простой ассимиляции татская часть населения Азербайджана сократилась до незначительного уровня, столкнувшись с проблемой ассимиляции.
Численность царского населения в 1886–1892 годах на Русском Кавказе насчитывала 124 683 тата, из которых 118 165 проживали в Бакинской губернии и 3 609 в Дагестанской области . [7] Перепись населения Российской империи 1897 года зафиксировала 95 056 татов, из них 89 519 - в Бакинской губернии и 2 998 - в Дагестанской области. [7] Советская перепись 1926 года насчитала всего 28705 татов, из которых 28443 проживали в Азербайджанской ССР и 1237 в Дагестанской АССР . [7] Артур Цуциев отмечает, что большая часть татов в переписи 1926 года числилась по категориям «персы» и «азербайджанские тюрки». [8] Это особенно справедливо в Азербайджанской ССР, где около 38 327 человек были записаны как «турки, родным языком которых является тат». [9] Советская перепись 1979 года насчитала 22 441 тата, из которых 8 848 проживали в Азербайджанской ССР и 7 437 в Дагестанской АССР. [7]
История
[ редактировать ]
Самое раннее упоминание о персах на Кавказе встречается в греческого историка Геродота отчете об экспансии Ахеменидов 558–330 гг. до н. э., в ходе которой они присоединили Закавказье (Южный Кавказ) в качестве X, XI, XVIII и XIX сатрапий своей империи. [10]
Археологический материал, обнаруженный на территории современного Азербайджана, Армении и Грузии, включает архитектуру Ахеменидов , ювелирные изделия и керамику. [11]
О постоянном персидском населении Южного Кавказа со времен Ахеменидов информации мало. Вероятно, предки современных татов поселились на Южном Кавказе, когда империя Сасанидов с III по VII века строила города и основывала военные гарнизоны для укрепления своих позиций в этом регионе. [12]
Хосров I (531–579) подарил титул регента Ширвана на востоке Южного Кавказа своему близкому родственнику, который впоследствии стал прародителем первой династии Ширваншахов (около 510 – 1538 гг.). [13]
После завоевания региона арабами (7-8 вв.) началась исламизация местного населения.
С XI века огузские племена во главе с династами Сельджуков в регион начали проникать . Началось постепенное формирование азербайджанского народа. тюркский экзоним Тат или Тати , обозначавший оседлых земледельцев. По-видимому, в этот период за южнокавказским диалектом персидского языка был закреплен [14]
Монголы в 1250 - завоевали Южный Кавказ в 1230-х годах, а х годах было основано государство Ильханат . Монгольское господство продолжалось до 1360–1370 годов, но это не помешало появлению выдающихся поэтов и учёных.
В конце 14 века Южный Кавказ был захвачен Тамерланом . К концу XV века государство Ширваншахов приобрело значительную мощь, укрепились его дипломатические и экономические связи. В середине XVI века государство Ширваншахов было ликвидировано и Южный Кавказ вошел в состав Сефевидского почти полностью Ирана.
В конце XVIII века Россия начала активно оспаривать гегемонию Ирана на Кавказе. После русско-персидских войн 1804–1813 и 1826–1828 годов и заключения Гюлистанского и Туркменчайского договоров соответственно Россия получила большую часть Южного Кавказа и части Северного Кавказа от Каджарского Ирана . [15] После этого идут данные о численности и расселении татов, собранные царскими властями. Когда в начале XIX века в ходе русско-персидской войны (1804–1813) город Баку был оккупирован, всё население города (около 8000 человек) составляли таты. [16]
Россия более или менее открыто проводила политику по освобождению своих недавно завоеванных земель от влияния Ирана. Тем самым российское правительство помогло создать и распространить новую тюркскую идентичность, которая, в отличие от предыдущей, была основана на светских принципах, в частности на общем языке. В результате многие ираноязычные жители будущей Азербайджанской Республики в то время либо начали скрывать свое иранское происхождение, либо подверглись прогрессивной ассимиляции. Особенно быстро эти интеграционные процессы прошли таты и курды. [17]
XIX века Согласно «Голестан-е-Эрам» , написанному Аббасгулу Бакихановым , Тати была широко распространена во многих районах Шемахы , Баку, Дербанда и Губы : [18]
«В Табарсаране восемь деревень: Джалкан, Рукан, Макатир, Камах, Ридиян, Хомейди, Матаи и Билхади. Они находятся в окрестностях города, построенного Анушираваном у стены Дарбанда. Его останки все еще там. Они говорят на татском языке, который является одним из языков Древней Персии. Понятно, что они из народа Фарса и после его разрушения поселились в этих селах. ...Районы, расположенные между двумя городами Шамахи и Кодьялом, который сейчас является городом Гоббе, включают Хауз, Лахедж и Кошунлу в Ширване и Бармаке, Шешпаре и нижнюю часть Бодука в Гоббе, а также всю страну Баку. , кроме шести сел туркмен, говорят на татском языке. из этого становится очевидным, что они происходят из Фарса».
- Аббас Коли Ага Бакиханов, «Небесный розарий: история Ширвана и Дагестана» [19]
По данным издания « Кавказского календаря» 1894 года , на Кавказе проживало 124 693 тата, [20] однако из-за постепенного распространения азербайджанского языка Тати вышло из употребления. В советский период, после того как в конце 1930-х годов был введен официальный термин «азербайджанец» , этническое самосознание татов сильно изменилось, и многие стали называть себя азербайджанцами. Если в 1926 году насчитывалось около 28 443 татов, [21] в 1989 году себя таковыми признали лишь 10 239 человек. [22]
В 2005 году американские исследователи провели исследования в нескольких селах Губинского , Девечи , Хызинского , Сиязанского , Исмаиллинского и Шемахинского районов Азербайджанской Республики, выявив в этих селах 15 553 тата. [23]
Местные самоназвания
[ редактировать ]Хотя большая часть татского населения Азербайджана и южного Дагестана использует тюркский экзоним Тати или Тат , остаются некоторые местные самоназвания: в качестве самоназвания [24]
- Парси — Термин «парси» до сих пор используется татами Апшерона как самоназвание, а зуван-парси — как обозначение татского языка. Этот термин относится к парсику , среднеперсидскому самоназванию персов, ср. Среднеперсидский Парсик ут Пахлавик – персидский и парфянский. В период новоперсидского языка последняя согласная была потеряна, и этноним стал парси . Некоторые группы персоязычного населения в Афганистане и зороастрийцы Индии ( парсы ) также используют термин парсы в качестве самоназвания.
- Лохиджон — Жители татского поселка Лахидж Исмаиллинского района называют себя в честь своего села Лохудж , множественное число Лохиджон . Лагич – самое большое татское село (около 10 000 человек). Его изоляция лишила местное население контактов с внешним миром, что привело к их собственному изолированному самоназванию. Небольшая община лохиджонов, потомков переселенцев 1910–20-х годов из Лагича, проживает в селе Гомбори в Кахетии , на востоке Грузии. Они зарегистрированы как азербайджанцы и говорят на азербайджанском как на родном языке. [25] По состоянию на 2020 год их осталось всего около 150. [26]
- Дагли . Таты Хызинского района и некоторых частей Девечинского и Сиязанского районов используют другой тюркский экзоним - Дагли для себя (горцы). В результате распространения азербайджанского тюркского языка термин Даглы прочно вошел в обиход, и местные таты начали его использовать сами.
14 декабря 1990 года было учреждено Азербайджанское Коллегией Министерства Юстиции Азербайджанской ССР культурно-просветительское общество по изучению и развитию татинского языка, истории и этнографии . Изданы букварь и учебник татского языка, а также литературные и фольклорные произведения.
Культура
[ редактировать ]Персидские поселенцы Южного Кавказа издавна взаимодействовали с окружающими этносами, обмениваясь элементами своих культур. такие искусства, как ковроткачество , ручное ткачество , обработка металла, чеканка и инкрустации Высоко развиты . Искусство орнаментального дизайна и миниатюры также очень популярно. [27]
Существует богатая традиция татского народного творчества. такие жанры национальной поэзии, как рубаи , газели , бейты Высоко развиты . При изучении произведений персидских средневековых поэтов Южного Кавказа, таких как Хагани и Низами Гянджеви, были выявлены некоторые отличительные особенности татского языка. [28]
В результате длительного сосуществования татов и азербайджанцев сложились многие общие черты в земледелии, домашнем хозяйстве и культуре. Традиционная женская одежда татов — длинная рубаха, широкие брюки, надеваемые навыпуск, платье приталенного кроя, верхнее расстегнутое платье, платок, «марокканские» чулки. Мужская одежда – черкеска и высокая меховая шапка.
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Традиционными занятиями татского населения являются земледелие, овощеводство, садоводство и скотоводство. Основные культуры: ячмень , рожь , пшеница , просо , подсолнечник , кукуруза , картофель и горох . большие виноградники Распространены и фруктовые сады. Овцы , коровы, лошади , ослы , буйволы и редко верблюды содержатся как домашний скот.
Традиционные одно- или двухэтажные дома построены из прямоугольных блоков известняка или речного гонта и также имеют глухие стены, выходящие на улицу. Крыша плоская с отверстием для дымохода каменного камина. Верхний этаж используется для проживания, а жилые помещения, где собирается семья (кухня и т. д.), располагались на первом этаже. Обычно одна из стен гостиной имеет несколько ниш для хранения одежды, постельного белья, а иногда и посуды. Комнаты освещались лампами или световым люком через отверстие в крыше. Домашняя мебель состояла из низких диванов, ковров на полу и матрасов. Камины, мангалы и печи использовались для отопления дома зимой и приготовления пищи круглый год.
Дом обычно имеет обнесенный стеной или огороженный двор и почти всегда имеет сад. Имеется веранда ( эйван ), мощеный водосток или небольшой таз ( tənu ), крытый загон для скота, конюшня и курятник.
Религия
[ редактировать ]Первоначально персы были зороастрийцами . После того как они были завоеваны халифатом Рашидун , ислам получил широкое распространение. Сегодня таты в основном составляют мусульмане-шииты , при этом значительное меньшинство составляют мусульмане-сунниты . [29]
Другие татоязычные этнические группы
[ редактировать ]Татский язык был широко распространен на востоке Южного Кавказа. Вплоть до 20 века его использовали также немусульманские группы: горские евреи , часть армян и удины . [30] Это привело некоторых к идее, что таты-мусульмане, горские евреи, говорящие на татах, и армяне-христиане, говорящие на татском языке, представляют собой одну нацию, исповедующую три разные религии.
Таты и горские евреи
[ редактировать ]«Горские евреи» принадлежат к общине персоязычных евреев. Некоторые группы этого сообщества живут в Иране, Израиле (особенно), Северной Америке (особенно) и Европе. Евреи Северного Кавказа и современного Азербайджана были классифицированы как «горские евреи» только в официальных российских документах XIX века. Горские евреи называют себя Джухуро , что означает «евреи».
В 1888 году А.Ш. Анисимов показал близость языка горских евреев и татов. В своей работе «Кавказские евреи-горцы» он пришел к выводу, что горские евреи были представителями иранской семьи татов, принявшей иудаизм в Иране и позднее переселившейся на Южный Кавказ. Идеи Анисимова получили поддержку и в советский период: популяризация идеи татского происхождения горских евреев началась в 1930-е годы. Благодаря усилиям нескольких горских евреев, тесно связанных с режимом, идея о том, что горские евреи на самом деле вовсе не евреи, а иудаизированные таты, получила широкое распространение. Некоторые горские евреи начали регистрироваться как таты из-за тайного давления со стороны властей.
В результате этого слова тат и горский еврей стали почти синонимами. Термин «Тат» использовался в научной литературе как второе или даже первое имя горских евреев. Это привело к тому, что все культурное наследие (литература, театр, музыка), созданное горскими евреями в советский период, было отнесено к татам.
Сравнение физико-антропологических характеристик татов и горских евреев вместе со сведениями об их языках не позволяет предположить никаких признаков этнического единства между этими двумя народами.
Как и большинство «еврейских» языков, грамматическая структура джухури сохраняет архаичные черты языка, от которого он произошел. В то же время все эти языки насыщены еврейскими словами. Заимствования из арамейского и иврита в Джухури включают слова, не связанные напрямую с иудейскими ритуалами (например, зофт смола, нокуми зависть, гуф тело, кетоновое полотно и т. д.). Некоторые синтаксические особенности, которыми обладает Джухури, типичны для иврита.
Несходны и физико-антропологические типы татов и горских евреев.
В 1913 году антрополог К.М. Курдов провел измерения большой группы татского населения села Лагич и выявил принципиальные различия. [31] своего физико-антропологического типа от горских евреев. Измерения татов и горских евреев производились и некоторыми другими исследователями. [32] Измерения мозгового индекса показали, что если для татов мезоцефалия и долихоцефалия типичны крайняя брахицефалия , то для горских евреев характерна . Дерматоглифические характеристики татов и горских евреев также исключают этническое сходство. В 2012 году сравнение однородительских генетических маркеров между иудео-татским диалектом и носителями мусульманско-татского диалекта в Дагестане выявило независимые демографические истории. [33]
Носители горско-еврейского диалекта и татского языка являются представителями двух разных народов, каждый из которых имеет свою религию, этническое сознание, самоназвание, образ жизни, материальные и духовные ценности. [34]
Таты и армяне
[ редактировать ]В некоторых публикациях XIX и XX веков жители нескольких татоязычных деревень Южного Кавказа описываются как армянские таты , армяно-таты , христианские таты или григорианские таты . Было высказано предположение, что часть персов восточной части Южного Кавказа приняла армянское христианство , но при этом не принимался во внимание тот факт, что эти граждане идентифицируют себя как армяне, поскольку обращение в религию сильно связано с этнической идентичностью в восточных культурах. [35]
В диалекте татоязычных армян имеются следы армянского фонологического, лексического, грамматического и калькационного субстрата. Есть также армянские аффрикаты (ծ, ց, ձ) в словах иранского происхождения, которых нет в татском языке. Это можно объяснить только армянским влиянием.
Несмотря на то, что они потеряли свой язык, армянам удалось сохранить свою национальную идентичность. У него есть четкая дихотомия «мы против них»: «Хай» (нас) и «мусульмане» (таты и азербайджанцы вместе).
Татский народ северного Ирана
[ редактировать ]Начиная со средневековья, термин тати использовался не только для Кавказа, но и для северного Ирана, где он был распространен почти на все местные иранские языки, кроме персидского и курдского .
В настоящее время термин Тати и язык Тати используется для обозначения определенной группы северо-западных иранских диалектов (Чали, Данесфани, Хиараджи, Хознини, Эсфарварини, Такестани, Сагзабади, Эбрахимабади, Эштехарди, Хойни, Каджали, Шахруди, Харзани) в иранском языке. Азербайджана , а также к югу от него в провинциях Казвин и Зенджан . [36] Эти диалекты имеют определенное родство с талышским языком как одним из потомков древнеазаринского языка . [37]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Демография Азербайджана» .
- ↑ Х. Пилкингтон, «Ислам в постсоветской России», Psychology Press, 27 ноября 2002 г. стр. 27:«Среди других коренных народов иранского происхождения были таты, талишы и курды» [1]
- ^ Р. Ханам, «Энциклопедическая этнография Ближнего Востока и Центральной Азии: PZ, Том 1», Global Vision Publishing Ho, 2005. стр. 746: «Современные таты являются потомками ираноязычного населения, высланного из Персии династия Сасанидов в пятом-шестом веках».
- ^ Т.М. Мастигина, Лев Перепелкин, Виталий Вячеславович Наумкин, «Этническая история России: от дореволюционных времен до наших дней», Greenwood Publishing Group, 1996. стр. 80: «Иранские народы (осетины, таджики, таты, горские иудаисты) " [2]
- ^ Грюнберг, Александр. (1966). «Татский язык». В: Виноградов В.В. (ред.), Языки народов СССР . Том 1: Индоевропейские языки, 281-301. Отрывок: «Татский язык относится к юго-западной группе иранских языков и близок по своему грамматическому строю и лексическому содержанию к персидскому и таджикскому языкам».
- ^ Отье, Жиль (2012). Grammaire juhuri, или judéo-tat, иранский язык Juifs du Caucase de l'est . Висбаден: Райхерт. Отрывок: «Иудео-тат не имеет особого родства с персидскими вариантами, на которых до недавнего времени говорили евреи Бухары, Йезда, Исфахана, Кермана, Хамадана, Кашана и Нахаванда. В отличие от них, иудео-тат — это другой язык, который не является понятен стандартному персидскому языку;",
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Цуциев, Артур. «Приложение 3: Этнический состав Кавказа: историческая статистика населения». Атлас этнополитической истории Кавказа, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2014, с. 180.
- ^ Цуциев, Артур. «Приложение 3: Этнический состав Кавказа: историческая статистика населения». Атлас этнополитической истории Кавказа, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2014, с. 189 (примечание 34).
- ^ Цуциев, Артур. «Приложение 3: Этнический состав Кавказа: историческая статистика населения». Атлас этнополитической истории Кавказа, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2014, с. 189 (примечание 34).
- ^ Геродот. История
- ^ Кролл, Стефан. «Мидяне и персы в Закавказье: археологические горизонты на северо-западе Ирана и Закавказья», в: Джованни Б. Ланфранчи, Майкл Роуф, Роберт Роллингер, ред., Преемственность империи (?) Ассирия, Мидия, Персия. Падуя, Саргон Эдитрис и Библиотека, 2003, стр. 281–287.
- ^ В. Минорский . История Шарвана и Дербанда в X–XI веках
- ^ аль-Баладхури . Книга завоеваний земель ( Китаб Футух аль-Булдан )
- ^ B. Miller. Taty, ikh rasseleniye i govory (in Russian)
- ^ Тимоти К. Даулинг Россия в войне: от монгольского завоевания до Афганистана, Чечни и других стран , стр. 728-729 ABC-CLIO, 2 декабря. 2014 год ISBN 1598849484
- ^ Юнусов А.С. Azərbaycanda Ислам (на азербайджанском тюркском языке); Это официальный результат первой переписи населения Баку, полученной царскими властями.
- ^ Тер-Абрахамян 2005 , с. 121.
- ^ Гулистан-и Ирам / Аббаскули Ака Бакиххануф; матн-и илм – интикади би-са'й ва ихтимам: Абд аль-Карим Али-зада [ва дигаран], Бакку: Идара-и интишарат-и «Илм», 1970. Оригинал на персидском языке: на странице 18 упомянутой книги это написано: восемь деревень в Табарсаране, будь то Джалкан, Рокал, Мокатир, Камах, Зайдиан, Хамиди, Мутаи и Билхади, недалеко от города, который Ануширван отремонтировал в местности, связанной с Дарбандом, и следы его известны до сих пор, говорят на татском языке. . Также» на странице 19 упомянутой книги указано: «Махалат расположен между Блокином Шамахи и Кадиялом, где сейчас находится город Каба, такие как Хоз, Лахдж, Кшунло в Ширване, Бармак и шесть частей и нижняя часть Бадок в Кабе, и все Бакинское царство, за исключением шести деревень. У них тот же язык, что и у Тата... Соседняя часть Кабинского царства, за исключением села Ханалак, в котором есть отдельный Раббани, и территория . Самурие и Куре, два Махала Табарсарана, то есть Даре и Ахмадлу, имеют свой собственный язык, основанный на условиях региона, а тюркоязычные люди называются монголами.
- ^ Виллем Флор, Хасан Джавади (2009), «Небесный розарий: история Ширвана и Дагестана, Аббас Коли Ага Бакиханов», Mage Publishers, 2009. стр. 18
- ^ Кавказский календарь на 1894 год [ Кавказский календарь на 1894 год ] (на русском языке) (49-е изд.). Тифлис: Типография канцелярии Е.ИВ на Кавказе, казенный дом. 1894.
- ^ Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по регионам республик СССР Демоскоп Weekly .
- ^ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по регионам республик СССР Демоскоп Weekly .
- ^ Джон М. Клифтон, Габриэла Декинга, Лаура Лухт, Кэлвин Тиссен. Социолингвистическая ситуация татов и горских евреев в Азербайджане, 2005 г. Архивировано 28 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Миллер Б. В. Таты, их расселение и говоры. Баку, 1929. Archived 2016-10-03 at the Wayback Machine B. Miller. Taty, ikh rasseleniye i govory (in Russian)
- ^ Автандилашвили, Георгий (2012). Топчишвили, Роланд (ред.). «ლაიჯები» [Лахиджи]. Кавказий Этнология (на грузинском языке): 225–235.
- ^ Хундадзе, Гоча (19 января 2020 г.). «Они живут в Грузии более ста лет – но о них никто не знает» . ДжемНьюс . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Большая Советская Энциклопедия, т. 25 (на русском языке)
- ^ Джамал-Дин Халил Шарвани, Ножат аль-Маджалес, изд. Мохаммад Амин Риахи, Тегеран, 2-е изд. Тегеран, 1996 г. (на персидском языке). [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Беннигсен, Александр; Уимбуш, С. Эндерс (1986). Мусульмане Советской империи: Путеводитель . Издательство Университета Индианы. стр. 220–221. ISBN 978-0-253-33958-4 .
- ^ Исмайлов Р. История Азербайджана (на азербайджанском тюркском языке)
- ^ (среднее значение головного индекса 79,21)
- ^ Среднее значение цефалического индекса у татов Азербайджанской Республики колеблется от 77,13 до 79,21, у горских евреев Дагестана и Азербайджанской Республики – от 86,1 до 87,433.
- ^ Бертончини С., Булаева К., Ферри Г., Пагани Л., Качиагли Л., Тальоли Л. и др. (2012). «Двойное происхождение татиносцев из Дагестана, как записано в генеалогии однородительских вариантов» . Ам Дж Хум Биол . 24 (4): 391–9. дои : 10.1002/ajhb.22220 . ПМИД 22275152 . S2CID 38323143 .
- ^ И. Семёнов. О происхождении горских евреев. Archived 2006-10-11 at the Wayback Machine I. Semenov. O proiskhozhdenii gorskikh evreyev (in Russian) .
- ^ А. Акопян. Устная история татароязычных армян о событиях начала 20 века. Архивировано 4 марта 2009 г. в Wayback Machine А. Акопян. Устьные истории татоязичных армий о собаках начала 20 века. (на русском языке) .
- ^ Языки мира. Иранские языки. Северо-западные иранские языки. с. 106–107. М., Индрик, 1999 г.
- ^ تات. Архивировано 6 марта 2012 г. в Wayback Machine.
Источники
[ редактировать ]- Тер-Абрахамян, Грант (2005). «О формировании национальной идентичности талишов в Азербайджанской Республике». Иран и Кавказ . 9 (1). Брилл: 121–144. дои : 10.1163/1573384054068132 .
- Тоноян, Артём (2019). «О кавказско-персидском (татском) лексическом субстрате в бакинском диалекте азербайджанского языка. Предварительные заметки». Журнал Немецкого восточного общества . 169 (2): 367–378. doi : 10.13173/zeitdeutmorggese.169.2.0367 . S2CID 211660063 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Парсы Закавказья (на русском языке)