Аварцы (Кавказ)
![]() Имам Шамиль — аварский политический, военный и духовный лидер кавказского сопротивления императорской России в 1800-х годах, третий имам Кавказского имамата (1834–1859). | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 1,5 миллиона [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 1,012,000 ( 2021 ) [2] |
![]() | 150,000 [3] |
Языки | |
Просторный | |
Религия | |
Суннитский ислам [4] | |
Родственные этнические группы | |
Другие народы Северо-Восточного Кавказа (особенно анди , цезы и даргинцы ) |
Авары : , также известные как Махарулы ( аварский магӀарулал , [5] [6] [7] maⱨarulal , «горцы») — северо-восточный кавказский этнос . Аварцы — самая крупная из нескольких этнических групп, проживающих в российской республике Дагестан . [8] Аварцы проживают на Северном Кавказе между Черным и Каспийским морями . Наряду с другими этническими группами Северо-Кавказского региона аварцы проживают в древних селениях, расположенных примерно на высоте 2000 метров над уровнем моря. [9] Аварский язык, на котором говорят кавказские авары, относится к семье языков Северо-Восточного Кавказа . Суннитский ислам был преобладающей религией аварцев с 14 века.
Этнонимы
[ редактировать ]По мнению русских историков XIX века, соседи аварцев обычно называли их экзонимом тавлинцы ( тавлинцы ) . Василий Потто писал: «Слова в разных языках имеют одно и то же значение... горцев [или] горцев». [10] Потто утверждал, что члены аварского племени также часто называли себя альтернативным эндонимом маарулал , что также означает «горец». [10]
Большинство из тех, кто известен как тавлины, ведут свое происхождение от верховьев двух притоков реки Сулак : Андийского Койсу и Аварского Койсу. [11]
История
[ редактировать ]Между V и XII веками грузинское православное христианство было введено в аварские долины. Во время завоеваний исламских арабы вторглись на Кавказ , завоевав Азербайджан в 639 году и Дербент в 643 году. [12] Они также основали Тбилисский эмират в 736 году. Позже христианское царство Сарир управляло большей частью современного Дагестана. Королевство Грузия также было христианским. Однако, когда Сарир пал в начале XII века и монгольские вторжения под предводительством Субутая и Джебе ослабили Грузию, христианское влияние в этом районе прекратилось. [13] На смену Сариру пришло Аварское ханство , преимущественно мусульманское государство. [14] Единственным сохранившимся памятником архитектуры Сарира является церковь Датуна X века в селе Датуна. Монгольские нашествия, похоже, не затронули аварскую территорию, а союз с Золотой Ордой позволил аварским ханам увеличить свое благосостояние. В XV веке Орда пришла в упадок, и к власти пришло Шамхалство Кази-Кумух . Шамхалство поглотило Аварское ханство.
Начиная с 16 века, Сефевиды и Османы начали расширять свою территорию на Кавказе. К середине 16 века территория нынешнего Дагестана , Восточной Грузии , Азербайджана и Армении находилась под Сефевидов . властью [15] Территория, которая сейчас является западной Грузией, попала под контроль Османской Турции. [16] Хотя турки-османы ненадолго завоевали Дагестан во время османско-сефевидской войны 1578–1590 годов , Дагестан и многие его аварские жители оставались под сюзеренитетом Сефевидов на протяжении многих столетий. Несмотря на правление Сефевидов, многие этнические группы в Дагестане, в том числе многие аварцы, сохранили относительно высокий уровень свободы и самоуправления.
После русско-персидской войны 1722–1723 годов Россия ненадолго отвоевала Дагестан у Сефевидов. Афшариды снова восстановили полный контроль над Кавказом в начале 18-го века во время Надер-шаха на кампании Кавказе и кампании в Дагестане . В то же время авары разгромили одну из армий Надер-шаха у Андалала на более поздних этапах его кампании в Дагестане. [17] После этого триумфа Умма-хан аварский (правил в 1774–1801 гг.) сумел собрать дань с большинства государств Кавказа, включая Ширван и Грузию.

Умма-хан умерла в 1801 году. Два года спустя ханство добровольно подчинилось российской власти после аннексии Грузии Россией и Георгиевского мира . Это подтвердилось только после значительных успехов России и победы в русско-персидской войне 1804–1813 годов , после которой Персия уступила южный Дагестан и многие другие свои кавказские территории. России [18] 1828 года Туркменчайский договор на неопределенный срок закрепил контроль России над Дагестаном и другими территориями, где проживали авары. [19]
Русские ввели высокие налоги, экспроприировали имения и построили крепости в Аварском крае. Аварское население восстало под флагом мусульманского имамата Дагестана . Гази Мухаммед (1828–1832), Хамзат Бек (1832–1834) и Шамиль Восстания возглавили (1834–1859).
Эта Кавказская война бушевала до 1864 года, когда Аварское ханство было упразднено и заменено Аварским округом . Некоторые аварцы отказались сотрудничать с русскими и мигрировали в Турцию, где их потомки живут и по сей день. Несмотря на войну и эмиграцию, аварцы сохранили свое положение доминирующей этнической группы в Дагестане в советский период. После Второй мировой войны многие аварцы покинули бесплодные высокогорья и перебрались на плодородные равнины ближе к берегам Каспийского моря . [ нужна ссылка ]
Описание
[ редактировать ]
Аварцы — народ Северо-Восточного Кавказа, говорящий на аварском языке Северо-Восточного Кавказа . Согласно Британской энциклопедии , туранские кочевники также носят имя авар. Британская энциклопедия описывает туранских кочевников как «народ неопределенного происхождения и языка». [20]
По состоянию на 2002 год аварцев насчитывалось около 1,04 миллиона человек. По данным переписи 2010 года в России проживало 912 020 аварцев; Из них 850 011 проживали в Дагестане. [2] Лишь 32% проживали в городах. [ нужна ссылка ] Аварцы населяют большую часть горной части Дагестана, а также равнины ( Буйнакский , Хасавюртовский , Кизилюртовский и другие районы). Помимо Дагестана русские аварцы проживают также в Чечне и Калмыкии .
По состоянию на 1999 год в Балаканском и Закатальском районах Азербайджана проживало 50,9 тыс. аварцев. К 2009 году аварское население Азербайджана сократилось до 49 800 человек. [21] [22] В 2002 году в Грузии проживало 1996 кварельских аварцев. [23]

В Турции аварцы считаются «этническими турками» и поэтому не учитываются при переписи населения как отдельная этническая группа. Это затрудняет точное определение количества аварцев в Турции. По мнению Атаева Б.М., ссылавшегося на исследования А.М.Магомеддаева, аварская популяция в 2005 году должна была составлять около 53 тысяч человек. [24]
Этнические группы
[ редактировать ]
Аварский язык — собирательный термин; среди аварцев около 15 субэтносов, в том числе аварский, андийский и цезский (дидонский) народы. [25]
Аварцы как горцы и вооруженный народ
[ редактировать ]МагIарулал , в транслитерации Ма'арулал означает «жители верхних земель, горцы». Другая группа аварцев описывается как принадлежащая к другой категории, Хьиндалал ( X'indalal с мягким «χ»). Этот термин означает «жители равнин (теплых долин) и садоводы». [26]
Название «аварцы» имеет более узкое значение; оно имеет национальное значение, связанное с прежней государственностью. «Авар» — значительная часть слова «Авария», обозначающего Хунзахское ханство. Ханство образовалось в 12 веке после распада Сарира. С середины XIX века на этой территории находился Аварский район Дагестанской области. Сейчас эта территория называется Хунзахским районом Дагестана. Хунзахский район именуется хунзах на литературном аварском языке и хунзаа на местном диалекте. [27]
Современный литературный язык авариасов ( авар мак' ) как в прошлом, так и сегодня известен у аварцев как язык боʔ ( болмак' ). Аварское слово бо означает «армия, вооруженный народ». Согласно реконструкциям, это слово происходит от * ʔωar в прааварском языке («ʔ» представляет собой голосовую перемычку ). [28]
Имена для аварцев
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может сбивать с толку или быть неясным для читателей . ( Май 2022 г. ) |
В современном аварском языке три слова сохраняют древнюю основу слова война . К ним относятся авараг , что означает «посланник, пророк, мессия»; авари , что означает «навершие седла»; [29] и авара , что означает «препятствие, противодействие». [30] Авара хабизе означает «создавать препятствие, сопротивляться». Есть также аварская река, которая по-аварски называется авар ойр и по-русски аварский койсу .
Все три перечисленных слова встречаются в древних словарях иранских языков . Парфянское abar / слово apar и среднеперсидское слово aβar означают «вверх, над, над» и «выше, выше». Среднеперсидское слово «абраз» означает «подъём» или подъем в гору. Похожие среднеперсидские слова включают abarag/aβarag , что означает «высший»; абаргар/аβаргар , что означает «бог, божественность»; abarmanig/aβarmanig , что означает «благородный»; [31] апар аматан , что означает «превзойти», и апар кардан/апар хандахтан , что означает «нападать». [32]
В то же время, согласно морфологии среднеперсидского языка, слово Aβarag , означающее «высший», также может быть переведено как «Aβarian», «Хурасанский» и «Парфянский», как это видно, например, в среднеперсидском языке. Слово Эранаг означает «иранец».
Первое известное использование термина «авар» относится к 10 веку. По словам персидского писателя Ибн Русты , так называемый [ нужны разъяснения ] губернатор Сарира . Иоганн де Галонифонтибус был первым, кто написал об аварах под названием «авар» [ противоречивый ] В 1404 году он писал, что « черкесы , леки , ясы, аланы , авары, [и] казикумухи». на Кавказе живут [33] По словам Владимира Минорского, в одном сообщении 1424 года дагестанские авары называются аухарами. [34]
Азербайджанский писатель Аббасгулу Бакиханов сюда были переселены жители окрестностей Аграна писал, что «из Хорасана . Резиденцией этого эмира также был Агран». [35] Редактор этой книги академик Академии наук Азербайджана З.М. Буниятов подтверждает, что этот «Агран» соответствует Аварскому ханству . [36]
Слово «Агран» современным аварам неизвестно. Согласно Altiranisches Wörterbuch, написанному Кристианом Бартоломе, «агра» означает erste, oberste; Анфанг, Шпитце на своем языке, немецкий. Это соответствует «первому, верхнему, началу, кончику» на английском языке. Он также писал, что «аграва» в переводе с немецкого означает vom Obersten, von der Oberseite stammend , что переводится как «сверху, идущий с верхней стороны». [37]
Нёльдеке, Хюбшманн, Фрай, Кристенсен и Эноки отождествляют Апаршахр/Абаршахр/Абхаршахр/Абрашахр с Хорасаном , исторической областью Ирана, или с Нишапуром , иранским городом. [38] Хорасан ( χварасан ) в иранистике известен как «восход Солнца». Парфянское слово apar ( среднеперсидское abar/aβar , что означает «вверх, над, сверху») и парфянское/среднеперсидское šahr родственно древнеиранскому χšaθra , что означает «империя, власть, властный дом».) Таким образом, Aparšahr /Aβaršahr очень похоже на немецкое слово Oberland . По словам историка Х. В. Хауссига, Aβaršahr означает Reich der Abar («Королевство абаров»), и его следует искать. [ нужны разъяснения ] на юго-западной территории Западно-Тюркского каганата .
Племя дахцев — апарнаки ( парни ) переселилось с юго-восточного берега Каспийского моря (часть современного Туркменистана ) на территорию Хорасана, где основало конфедерацию племен дахов, которые в авестийских текстах именуются «варварами». и «враги арийцев», согласно Христиану Варфоломею. [39]
На границе Хорасана сасанидские персы построили мощную стену, названную « Великой стеной Горгана » или «Красной Змеей». Стена была построена для защиты Ирана от вторжения белых гуннов ( гефталитов текстах называемых хионитами, ксиаона и ксион ; в зороастрийских ). [40] Позже другая волна белых гуннов завоевала Хорасан и надолго оккупировала его. По словам Ричарда Хелли: «Благодаря таким рассуждениям считается, что эфталиты произошли от Си-мо-та-ло (к юго-западу от Бадахшана и недалеко от Гиндукуша ), что, как ни странно, означает Химталу, «снежную равнину», которая может быть санскритизированной формой Гефтала». [41] В 484 году вождь эфталитов Ахшунвар повел свою армию в атаку на сасанидского царя Пероза I , который потерпел поражение и был убит в Хорасане. После победы империя эфталитов распространилась на Мерв и Герат . Некоторые из белых гуннов заключили мирный договор с Ираном, и они стали союзниками, сражаясь против Византийской империи . Таким образом, эфталиты жили в районе Хорасана/Хорасана. Согласно китайскому классику Лян чи-гун-ту , 滑 ( пиньинь : хуа ) было именем, которое эфталиты использовали для себя, и это, вероятно, китайский перевод похожего по звучанию слова война/Уар.
Мехмед Тезкан пишет, что, согласно китайским источникам, эфталиты произошли от жужаньского племени Хуа в районе Кеши (близ Турфана ). Это племя пришло в Тохаристан и вскоре в начале V века поселилось и в восточных районах Хорасана. Примерно в то же время в источниках появляется название «Авары/Награды». Опять же, в своем известном Атласе Китая А. Херрманн показывает восточные районы Хорасана, Тохаристана и т. д. как владения Афу/Хуа/Арвардов/Эфталитов между ок. 440 и 500 гг. н. э., опираясь на отождествление Хуа = Уар = Авар. [38]
Немецкий исследователь Карл Генрих Менгес считал евразийских аваров одним из древних монгольских народов, которые «первыми использовали титул гаган (позже кан, хан) для обозначения своего верховного правителя». Он описывает «следы монгольского пребывания в Дагестане». [42] Сторонники так называемой старой Туранской кочевой орды (с различными пунктами) точки зрения «инфильтрации» [ нужны разъяснения ] включают следующих ученых: Йозеф Маркварт , Омельян Прицак , Владимир Минорский , Владимир Бейлис , Харальд Хаарманн , [43] Мурад Гаджиевич Магомедов , [44] Аликбер Аликберов , [45] и Тимур Айтберов . [46]
Язык
[ редактировать ]
Аварский язык принадлежит к аварско-анди-цезской подгруппе северо-восточно-кавказской (или нахско-дагестанской) языковой семьи. Письменность основана на кириллице , пришедшей на смену арабской графике, использовавшейся до 1927 года, и латинице, использовавшейся в период с 1927 по 1938 год. Более 60% аварцев, проживающих в Дагестане, говорят на русском как на втором языке. [ нужна ссылка ]
Известные аварцы
[ редактировать ]- Имам Шамиль , лидер сопротивления во время Кавказской войны
- Гази Мухаммад , исламский учёный
- Хамзат Бек , имам
- Расул Гамзатов , поэт
- Хаджи-Мурат — военачальник периода Кавказской войны , которую вели народы Дагестана и Чечни в 1811–1864 годах против Российской империи . Он также был соперником Имама Шамиля.
- Магомет Гаджиев , командир подводной лодки Великой Отечественной войны, герой Советского Союза.
- Кади Абакаров , сержант Красной Армии , воевавший во время Великой Отечественной войны . Абакарову было присвоено звание Героя Советского Союза За действия в битве на Зееловских высотах .
- Али Алиев , — борец вольного стиля завоевавший пять титулов чемпиона мира и ставший первым борцом из Дагестана, завоевавшим титул чемпиона мира по вольной борьбе.
- Мурад Гайдаров , борец вольного стиля, представляющий Беларусь.
- Магомедхан Гамзатханов , мастер боевых искусств.
- Мустафа Дагистанлы , турецкий борец вольного стиля аварского происхождения.
- Султан Ибрагимов , боксер на пенсии, бывший чемпион WBO в тяжелом весе .
- Мансур Исаев , дзюдоист из России. Он выиграл золото в финале летних Олимпийских игр 2012 года в категории до 73 кг.
- Тагир Хайбулаев , дзюдоист из России. Он выиграл золото в финале летних Олимпийских игр 2012 года в категории 100 кг.
- Каримула Баркалаев , бывший боец ММА, единственный россиянин, победивший на чемпионате мира по бою сабмишн ADCC.
UFC в легком весе Чемпион Хабиб Нурмагомедов. - Хабиб Нурмагомедов , боец смешанных единоборств, двукратный чемпион мира по боевому самбо и непобежденный бывший UFC в легком весе . чемпион
- Рамазан Эмеев , боец смешанных единоборств, в настоящее время выступающий в полусреднем весе Ultimate Fighting Championship . Он бывший чемпион M-1 Global в среднем весе .
- Загалав Абдулбеков , первый аварский золотой призер Олимпийских игр по вольной борьбе
- Абдулрашид Садулаев , борец, завоевавший для России золотую медаль по вольной борьбе на летних Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро . Он также выиграл золотую медаль на летних Олимпийских играх 2020 года в категории до 97 кг.
- Мавлет Батиров , двукратный олимпийский чемпион по вольной борьбе.
- Хаджимурад Магомедов , золотой призер Олимпийских игр по вольной борьбе.
- Сагид Муртазалиев , золотой призер Олимпийских игр по вольной борьбе.
- Махач Муртазалиев , бронзовый призер Олимпийских игр, двукратный чемпион мира по вольной борьбе.
- Алиса Ганиева , писательница, пишущая по-русски, но идентифицирующая себя как аварка. [47]
- Гаджимурат Камалов , журналист-расследователь, освещавший коррупцию в Дагестанском регионе.
- Али Шабанов , борец вольного стиля, представляющий Беларусь.
- Магомед Толбоев " советских времен , летчик-испытатель космического корабля "Буран , также Герой России.
- Шейх Джемаладдин Кумуки , суфийский шейх -тарикат из Кумуха и родственник имама Шамиля. [48]
- Абдулла Дагестани , духовный наставник шейха Назима ; Похоронен на горе Касиюн в Дамаске.
- Магомед Анкалаев , профессиональный боец смешанных единоборств , UFC . боец
Медиа-файлы
[ редактировать ]- Аварский археолог доктор Мурад Магомедов рассказывает о древней миграции иранцев, тюрков и протомонголов в Прикаспийско-Дагестанский регион.
- Известный в Дагестане и дагестанской диаспоре в Турции аварский поэт Адалло Али (также известный как Адалло Алиев) рассказывает об аварском языке, аварской поэзии и литературе. Часть 1.
- Адалло Али рассказывает об аварском языке, аварской поэзии и литературе. Часть 2.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Аварский язык в Этноологе» .
- ^ Перейти обратно: а б с "Национальный состав населения Российской Федерации согласно переписи населения 2021 года" (in Russian). Archived from the original on 30 December 2022 . Retrieved 5 January 2023 .
- ^ «Статистический комитет Азербайджанской Республики» .
- ^ «Аварцы — Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com .
- ^ "АВАРЦЫ • Большая российская энциклопедия - электронная версия" . bigenc.ru . Archived from the original on 30 April 2022 . Retrieved 30 April 2022 .
- ^ Косвен МО. ; Гарданов Б. А (1960). Народы Кавказа . Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая.
- ^ Малая советская энциклопедия . Sovetskai︠a︡ ėnt︠s︡iklopedikia︡. 1933. p. 47.
- ^ Федеральная служба государственной статистики России (2011). Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1 [Всероссийская перепись населения 2010 года. 1]. Всероссийская перепись населения 2010 года [2010 All-Russia Population Census] (на русском языке). Федеральная служба государственной статистики .
- ^ Пагани, Лука; и др. (9 сентября 2011 г.). «Высотная адаптация дагестанских популяций Кавказа» . Генетика человека . 131 (3): 423–33. дои : 10.1007/s00439-011-1084-8 . ПМЦ 3312735 . ПМИД 21904933 .
- ^ Перейти обратно: а б В. А. Потто. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях : в 5 т. – СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1887–1889.
- ^ " Том I. Книга 1. Дубровин Николай Федорович. " .
- ^ «Ислам: Ислам на Кавказе и Среднем Поволжье | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com .
- ^ В. Минорский, «История Шарвана и Дербанда в X–XI веках», Паб: W. Heffer & sons ltd. Кембридж, 1958 год.
- ^ Этноисторический словарь Российской и Советской империй Джеймса Стюарта Олсона, Ли Бриганса Паппаса, Николаса Чарльза Паппаса, с. 58
- ^ Глобальная хронология конфликтов: от Древнего мира до современного Ближнего Востока , Том. II, изд. Спенсер К. Такер (ABC-CLIO, 2010). 516.
- ^ «Правление Сулеймана Великолепного, 1520–1566», В. Дж. Парри, История Османской империи до 1730 года , изд. М. А. Кук ( издательство Кембриджского университета , 1976), 94.
- ^ Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов. Россия и Кавказ: на тернистом пути к единству . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс , 2000. стр. 15
- ^ Джон Ф. Бэддели, Русское завоевание Кавказа , Лонгман, Грин и компания, Лондон: 1908, с. 90
- ^ Аксан, Вирджиния. (2014). Османские войны, 1700–1870 гг.: Осажденная империя . п. 463. Рутледж. ISBN 978-1-317-88403-3
- ^ Авар // Британская энциклопедия, 2007 Ultimate Reference Suite . Чикаго: Британская энциклопедия , 2012.
- ↑ Государственный комитет по статистике. Архивировано 23 декабря 2007 года в Wayback Machine , Институт экономики Национальной академии наук Азербайджана. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Этнический состав Азербайджана 2009» . pop-stat.mashke.org .
- ^ «Этнический состав Грузии 2014» . Pop-stat.mashke.org . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ (Атаев Б.М. Аварцы: язык, история, письменность. -Мачачкала:ДНЦ РАН, 2005, ISBN 5-94434-055-X стр.21)
- ^ Уэр и Кисриев, 2010. Дагестан: российская гегемония и исламское сопротивление на Северном Кавказе, стр. 41.
- ^ (Исламмагомедов А.И. Аварцы. Маахачкала, 2002. С. 8)
- ^ (Kommentarii i primechania Z.Bunijatova//Bakikhanov A.K. Gulistan-Iram . Baku: Elm, 1991, ISBN 5-8066-0236-2 , с. 219)
- ^ (Чирикба В.А. Баскский и северокавказские газы // Древня Анатолия. Москва. Наука, 1985, с. 100; См. также: Николаев С.Л., Старостин С.А. Северо-Кавказский этимологический словарь . Москва, 1994).
- ^ (Saidov M.S., Mikailov Sh. Russko-Avarskij Slovar , Makhachkala, 1951
- ^ Saidov M.S. Avarsko-Russkij slovar'. Moscow, 1967
- ^ MacKenzie DN Краткий словарь пехлеви . Издательство Оксфордского университета , Лондон, 1971 г., ISBN 0-19-713559-5
- ^ Rastorgueva V.S. Srednepersidskij jazyk , "Nauka", Moscow, 1966. S. 82
- ^ Takhnaeva P.I. Hristianskaja kul'tura srednevekovoj Avarii (VII–XVI vv.) v kontekste rekonstrukcii politicheskoj istorii . Makhachkala: Epokha, 2004. S. 8
- ^ "худуд4749" . Odnapl1yazyk.narod.ru . Проверено 13 августа 2012 г.
- ^ Бакиханов А.К. Гулистан-Ирам . Баку: Вяз, 1991, ISBN 5-8066-0236-2 . С. 45
- ^ Bakikhanov A.K., p. 219
- ^ Варфоломея, Кристиан. Староиранский словарь, опубликованный Карлом Дж. Трюбнером, Страсбург, 1904 г., стр. 49
- ^ Перейти обратно: а б «Этноним апар в турецких надписях VIII века и армянских рукописях» (PDF) . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ Варфоломея, Кристиан. Староиранский словарь . Страсбург: Издательство Карла Дж. Трюбнера, 1904, стр. 744.
- ^ Майкл Алрам. (Ред.). (2010). Монеты, искусство и хронология Вены: Logo des Akademieeverlags
- ^ Геогорода [ мертвая ссылка ]
- ^ «Алтайский» . Энциклопедия Ираника . 2 августа 2011 года . Проверено 13 августа 2012 г.
- ^ «Аварвиш» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2007 года . Проверено 7 января 2014 г.
- ^ (Магомедов, М.Г. История аварцев , Махачкала, 2005. С. 95–98, 124)
- ^ (Alikberov A.K. Epokha klassicheskogo islama na Kavkaze , Moscow, 2003, p. 172)
- ^ ( I avarskij jazyk nuzhdaets'a v gosudarstvennoj podderzhke // Magazine Narody Dagestana . Makhachkala, 2002. № 5. S. 33–34)
- ^ «Алиса Ганиева и Хроники Дагестана» . Российская газета . 5 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ Шейх Джемаледдин Кумуки Гц. (Турецкий) Evliyalar.net
Внешние ссылки
[ редактировать ]
