народ манси
Общая численность населения | |
---|---|
12,300 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Khanty-Mansi Autonomous Okrug (Russia) | |
Россия | 12,228 (2021) [1] [2] |
Украина | 43 (2001) [3] |
Языки | |
манси , русский | |
Религия | |
Шаманизм , православие | |
Родственные этнические группы | |
Ханты , венгры |
The Mansi ( Mansi : Мāньси / Мāньси мāхум, [4] Манси / Манси махум , IPA: [ˈmaːnʲsʲi, ˈmaːnʲsʲi ˈmaːxʊm] ) — коренной народ обско-угорского происхождения, проживающий в Ханты-Мансии , автономном округе в составе Тюменской области России. В Ханты-Мансии хантыйский и мансийский языки имеют равноправный статус с русским. Язык манси — один из предполагаемых языков уральской угорских семьи. Народ манси раньше назывался вогулами . [5]
Вместе с хантами манси политически представлены Ассоциацией спасения Югры — организацией, основанной во времена перестройки в конце 1980-х годов. Эта организация была одной из первых региональных объединений коренных народов в России.
Демография
[ редактировать ]Общий | Мужчины | Женщины | |
---|---|---|---|
Общий | 12,228 | 5,685 | 6,543 |
Tyumen Oblast | 11,583 | 5,356 | 6,227 |
* Khanty-Mansi Autonomous Okrug | 11,065 | 5,136 | 5,929 |
Свердловская область | 334 | 170 | 164 |
Республика Коми | 5 | 3 | 2 |
По переписи 2021 года в России проживало 12 228 манси.
История
[ редактировать ]Предки народа манси заселяли территории к западу от Урала. [7] Находки манси были обнаружены в окрестностях Перми . [7] В первом тысячелетии до нашей эры они распространились на Западную Сибирь , где ассимилировались с коренными жителями. [7] Другие исследователи утверждают, что ханты зародились в южноуральских степях и двинулись на север, на свое нынешнее место, примерно в 500 году нашей эры. [8]
По словам Нестора Летописца , Улеб Рагнвальдссон возглавил посадник новгородский . военный отряд для завоевания Югры , завоевания исторической родины хантов ( остяков) и манси (вогулов) Рагнвальдссон потерпел поражение под Сыктывкаром , так как манси все еще населяли большие территории к западу от Урала . Это одно из первых свидетельств Новгорода, а затем и России, заявляющих о своем господстве над землей, где они не присутствовали или присутствовали незначительно.
Некоторые российские историки [ ВОЗ? ] утверждают, что Югра была покорена в XII веке, но исторические записи показывают, что российская власть установилась только в середине XVIII века. Скорее всего, ханты изначально не знали, что они были объявлены подданными Новгорода или России, а их «новые» хозяева не знали, кто их подчиненные.
Не исключено, что в средние века манси считали территории Восточного Новгорода и Великого княжества Московского своими. Русский фольклор называет жителей Югры кровожадными, поскольку уроженцы Югры могли совершать набеги на территории, контролируемые Новгородом или Москвой. [9] XV и XVII века были пиковым временем проведения манси военных походов на русских землях. Руководители мансийских княжеств присягали на верность русскому царю , однако трактовали это иначе, чем русские. Мансийские лорды использовали эту присягу, чтобы убедить местное мансийское население в том, что они являются прямыми подданными российского верховного вождя и, следовательно, имеют полное право наказывать русское дворянство за их проступки. Набеги и военные отряды против русского дворянства создавали смятение в районах Приуралья. В результате они также были популярны среди русских крестьян , поскольку давали им свободу улучшить свою жизнь, украв с «разрешения царя» все, что они пожелают, у дворян. [9]
В течение 15 и 17 веков между выходцами из Югры было много конфликтов, в которые иногда была вовлечена Москва, но с 17 века доминирующей державой стала Россия. Было много конфликтов, где манси воевали против хантов, ненцев, татар или русских, меняя союзников по мере необходимости.
Народ манси был разделен на княжества типа Кондия . В 15 и 16 веках они были разделены на три категории: центральные, южные и северные. Центральные княжества частично входили в состав Великого княжества Московского , некоторые южные княжества были подданными Сибирского ханства , а северные княжества были независимыми, поскольку знание о них было ограничено за пределами региона. В конце 16 века Российская империя приняла решение о завоевании княжеств. Натиск пришелся на русского казачьего атамана Ермака , и его влияние действительно достигло туземцев в районе реки Оби , положив начало смутному времени, продолжавшемуся до времен Петра Великого в 18 веке. Русским потребовалось лишь в конце 17 века, чтобы достичь каждого уголка заявленных ими территорий. Это привело к ряду войн между мансийскими княжествами и Великим княжеством Московским.
Кондия была самым могущественным княжеством в Югре в 17 веке и еще была де-факто независимой в начале 18 века. В этот период была попытка христианизации манси и других жителей того же региона. [10] Кондия собрал армию в несколько сотен человек и изгнал миссионеров с их земель. Кондия была уникальна еще и тем, что не платила ясак до 1620 года, когда Россия начала требовать его от них. [11]
В 1609 году руководство Кондии планировало вытеснить Русь из Сибири и напало на Берёзово . Для увеличения шансов на успех союзы с другими княжествами, в том числе с хантыйскими рассматривались княжествами. Наконец, с Обдорским, Белогорским и Сосьвенским княжествами было совершено нападение на Березово. На союз с управляемым хантами Обдорским, возможно, повлиял тот факт, что Обдорский уничтожил русский военный отряд в тундре в 1600 году. Война не увенчалась успехом, и русские настаивали на смене руководства в Кондии. Дворянка Анна ушла в отставку, но продолжала править за кулисами через сына и внука. В результате русский ясак не выплачивался до 1620 года, когда Россия стала требовать его конкретно. Мир продлился недолго, поскольку хантыйская знать заключила новый союз с хантыйским дворянином Мамруком, чтобы прогнать русских. Другой конфликт начался в 1611–1612 годах, когда Кондия безуспешно начала новую войну с целью изгнать русских. [11]
Кинема и Суэта, правители Бардакского княжества, территория которого находится на территории современного города Сургута , в 1691 году напали на село Сургут. Они похитили средства местной администрации, и в Сургуте началась паника. Украденные средства были получены в результате налогообложения ненцев , поскольку местные манси были либо отстранены от уплаты налогов, либо предпочитали игнорировать налоги. Русские ответили на это правонарушение ликвидацией княжества и введением налогов со всех жителей.
Последним конфликтом между манси и Российским государством стало Казымское восстание 1931–1934 годов, когда восстали выходцы из Ханты-Мансийского автономного округа . Восстание было подавлено Красной Армией . Это был последний известный конфликт между Россией и каким-либо из сибирских племен.
Отношения с историческими мадьярскими завоевателями
[ редактировать ]Манси — одни из ближайших языковых родственников современных венгров . Генетические данные Maroti et al. выявило высокую генетическую близость между мадьярскими завоевателями и современными башкирами , причем оба они были смоделированы как ~ 50% манси, ~ 35% сарматы и ~ 15% гунны / хунну . Предполагается, что событие примеси произошло на Южном Урале в 643–431 гг. До н.э. [12]
Культура
[ редактировать ]Манси имеют много общего с хантами и вместе называются обско-угорскими народами. Их языки тесно связаны, но явно отличаются друг от друга. [13]
Традиционный образ жизни
[ редактировать ]Манси были полукочевыми охотниками и рыболовами. Некоторые манси также разводили оленей. Немногочисленные манси занимались земледелием (выращиванием ячменя), разводили крупный рогатый скот и лошадей. [14]
Зимой манси жили в стационарных хижинах из земли и веток при постоянных селениях. Весной манси двинулись в сторону охотничьих и рыболовных угодий, где соорудили временные убежища прямоугольной формы из бересты и жердей. [14]
Оружие, использовавшееся манси, было передовым для того периода и включало длинные луки, стрелы, копья. Они также носили железные шлемы и кольчуги. [14]
Народная культура
[ редактировать ]Заметной частью традиционной религии манси является культ медведя . В связи с охотой на медведя проводится медвежий праздник (аналогично финскому пейжайсету ) ; он длится несколько дней и включает в себя песни, танцы и пьесы. В фольклор манси входят также мифические и героические рассказы и песни-судьбы, представляющие собой биографические поэмы. [13]
Примером традиционной материальной культуры обских угров является украшение мозаикой кожаной одежды и берестяных изделий. [13]
Генетика
[ редактировать ]Однородительские линии
[ редактировать ]Большинство мужчин-манси являются носителями гаплогруппы N , которая обычно встречается среди уральскоязычных народов. 60 процентов из них несут субклад N1b-P43 , а 16 процентов принадлежат субкладу N1c . [15]
Материнские линии у манси более неоднородны. Наиболее распространенной гаплогруппой митохондриальной ДНК у манси является U , так как она есть примерно у каждого четвертого. Большинство из них (16,6%) относятся к ее подгруппе U4 . Другие гаплогруппы включают C (18,6%), H (15,1%), J (13,1%) и D (12,6%). [15]
Аутосомная ДНК
[ редактировать ]Согласно исследованию 2019 года, помимо высокого уровня восточноевразийского происхождения, манси также имеют западноевразийскую примесь. Их примесь можно смоделировать так, что она примерно на 60% похожа на озеро Байкал бронзового века и на 40% похожа на Срубную , или около 54% на нганасанскую и примерно на 38% на Срубную, с дополнительной ANE . примесью, связанной с [16]
В исследовании 2018 года образцы манси показали различия в количестве примесей Западной и Восточной Евразии. Некоторые из них группировались с хантами, в то время как отдельные образцы имели дополнительную западноевразийскую примесь, что делало их ближе к уралоязычным из Волго-Уральского региона. [15]
Известные манси
[ редактировать ]- Матрена Вахрушева (1918–2000), лингвист, филолог , писатель; соавтор первого мансийско-русского словаря.
- Yuvan Shestalov (1937–2011), writer
- Ruslan Provodnikov (b. 1984), boxer (Mansi mother)
- Сергей Устюгов (1992 г.р.), лыжник (отец мансийский)
- Сергей Собянин (1951 г.р.), нынешний мэр Москвы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Tom5_tab1_VPN-2020.xlsx
- ^ "Росстат — Всероссийская перепись населения 2020" . rosstat.gov.ru . Archived from the original on 2020-01-24 . Retrieved 2023-01-03 .
- ^ http://2001.ukrcensus.gov.ua/results/nationality_population/nationality_popul1/select_5/?botton=cens_db&box=5.1W&k_t=00&p=50&rz=1_1&rz_b=2_1%20%20%20%20%20&n_page=3
- ^ Ромбандеева Е. И. (2005). Русско-Мансийский словарь: учебное пособие [ Russian-Mansi dictionary: textbook ] (in Russian). СПб.: Миралл. p. 129. ISBN 5-902499-14-3 .
- ^ «Манси | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ "Национальный состав населения" . Federal State Statistics Service . Retrieved 30 December 2022 .
- ^ Jump up to: а б с «Мансис» . Народы Красной книги . ЭЭ: ЭКИ.
- ^ «Британника» .
- ^ Jump up to: а б «Арт Лиэте: Последние войны угорских князей Оби» . ERR (на эстонском языке). 17 февраля 2024 г. Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Ia, Artamonova Nadeghda; N, Asochakova Valentina; S, Chistanova Svetlana (2018). "Religious migration: The history of missionary work in Siberia" . Журнал Сибирского Федерального Университета. Гуманитарные Науки . 11 (8): 1188–1210.
- ^ Jump up to: а б «Арт Лиэте: Последние войны угорских князей Оби» . 17 февраля 2024 г.
- ^ Мароти, Золтан; Непарачки, Эндре; Шютц, Оскар; Маар, Китти; Варга, Гергели И.Б.; Ковач, Бенце; Кальмар, Тибор; Ньерки, Эмиль; Надь, Иштван; Латиновичс, Дора; Тиханьи, Балаж; Марсик, Антония; Палфи, Дьёрдь; Бернерт, Жолт; Галлина, Жолт (11 июля 2022 г.). «Генетическое происхождение гуннов, аваров и венгров-завоевателей» (PDF) . Современная биология . 32 (13): 2858–2870.e7. Бибкод : 2022CBio...32E2858M . дои : 10.1016/j.cub.2022.04.093 . ISSN 0960-9822 . ПМИД 35617951 . S2CID 246191357 .
- ^ Jump up to: а б с Кулонен, Улла-Майя: «Обинугрилайсет», в Лааксо, Йоханна (ред.): Уралилайсет кансат. Хельсинки: WSOY, 1991. ISBN 9510164852.
- ^ Jump up to: а б с Форсайт, Джеймс (1994). История народов Сибири: российская североазиатская колония 1581-1990 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 11–13. ISBN 978-0-521-47771-0 .
- ^ Jump up to: а б с Тамбетс, Кристина; Юнусбаев, Баязит; Худяшов, Георгий; Илумяэ, Анне-Май; Швеция, Сирия; Хонкола, Терхи; Весакоски, Оути; Аткинсон, Квентин; Скоглунд, Понт; Кушнеревич Алена; Литвинов Сергей; Рейдла, Маере; Мецпалу, Эне; Пила, Лист; Рантанен, Тимо (2018). «Гены обнаруживают следы общей недавней демографической истории для большинства уральскоязычного населения» . Геномная биология . 19 (1): 139. дои : 10.1186/s13059-018-1522-1 . ISSN 1474-760X . ПМК 6151024 . ПМИД 30241495 .
- ^ Чон, Чунгвон; Балановский Олег; Лукьянова, Елена; Кахбаткызы, Нуржибек; Флегонтов Павел; Запорожченко Валерий; Иммель, Александр; Ван, Чуан-Чао; Иксан, Олжас; Хусаинова Эльмира; Бекманов, Бахытжан; Зайберт, Виктор; Лавряшина Мария; Почешхова Эльвира; Юсупов, Юлдаш (29 апреля 2019 г.). «Генетическая история примесей во внутренней Евразии» . Экология и эволюция природы . 3 (6): 966–976. Бибкод : 2019NatEE...3..966J . дои : 10.1038/s41559-019-0878-2 . ISSN 2397-334X . ПМК 6542712 . ПМИД 31036896 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- " Мифы, сказки, предания манси (вогулов) : в записях 1889, 1952, 1958-1960, 1968, 1978, 1992, 2002 годов" [Myths, fairy tales, legends from the Mansi/Vogul, collected in ...]. Ин-т филологии СО РАН и др.; подгот. текстов, пер., вступ. ст., коммент., указ., слов., сост. компакт-диска Е. И. Ромбандеевой. Москва; Новосибирск: Наука, 2005.