Ненецкий
Ненэй, ненэче | |
---|---|
![]() Ненецкая семья на Бреховских островах , 1913 год. | |
Общая численность населения | |
в. 50 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия
∟ Nenets Autonomous Okrug: 6,713
| 49,646 [ 1 ] |
Украина | 217 [ 2 ] |
Языки | |
Ненецкий , Русский | |
Религия | |
Шаманизм , Анимизм , Православие | |
Родственные этнические группы | |
Энцы , нганасаны , селькупы |
Ненцы ненцы ( самодийская : нэнэй ненэче , латинизированный: nenəj nenəče ; русский : нонцы , латинизированный : nentsy ), также известные как «самоеды» (устаревший термин), — этническая группа , родом из арктической России, российского Крайнего Севера . проживало 49 646 ненцев По данным последней переписи населения 2021 года, в Российской Федерации , большая часть из них проживала в Ямало-Ненецком автономном округе , Ненецком автономном округе и Таймырском Долгано-Ненецком округе, протянувшемся вдоль береговой линии Северного Ледовитого океана вблизи Полярного круга. между Кольским и Таймырским полуостровами. Ненцы говорят либо на тундровом , либо на лесно -ненецком языках. В Российской Федерации они имеют статус коренных малочисленных народов . [ 3 ] Сегодня ненецкий народ сталкивается с многочисленными вызовами со стороны государства и нефтегазовых компаний, которые угрожают окружающей среде и их образу жизни. В результате многие отмечают рост активности на местном уровне.
Этимология
[ редактировать ]Древнерусское название «самоеды», скорее всего, произошло от древнего названия территории, где вместе жили саамы и ненцы Сааме една (земля саамов). Имя «Самоед» вышло из употребления в начале 20 века. Народ известен как ненцы/ненеж ненець, что означает «настоящие люди». [ 4 ]
В Российской империи термин самоед часто применялся без разбора к разным народам Северной России, говорящим на родственных уральских языках: ненцам, нганасанам , энцам , селькупам (носителям самодийских языков ). В настоящее время термин « самодийские народы » применяется ко всей группе этих разных народов.
Количество и населенный пункт
[ редактировать ]
В названиях двух автономных областей России ( Ненецкая , Ямало-Ненецкая ) упоминаются ненцы как титульная народность региона; еще один такой округ ( Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ ) был упразднен в 2007 году и преобразован в Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края .
Ненцы делятся на две группы: тундровую и лесную; эти две группы говорят на разных языках. Тундровые ненцы составляют большинство. Они живут в двух автономных округах. Лесные ненцы — около 1500 человек — проживают в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и востоке Ханты -Мансийского автономного округа — Югры .
Общий | Мужчины | Женщины | |
---|---|---|---|
Общий | 49,787 | 23,521 | 26,266 |
Архангельская область | 7,045 | 3,261 | 3,784 |
* Nenets Autonomous Okrug | 6,712 | 3,102 | 3,620 |
Тюменская область | 37,753 | 17,915 | 19,838 |
* Yamalo-Nenets Autonomous Okrug | 35,979 | 17,089 | 18,890 |
* Khanty-Mansi Autonomous Okrug | 1,383 | 656 | 727 |
Krasnoyarsk krai | 3,853 | 1,853 | 1,988 |
Республика Коми | 222 | 82 | 140 |
Мурманская область | 112 | 49 | 63 |
По переписи 2021 года в России проживало 49 787 ненцев.
Язык
[ редактировать ]Ненецкий язык относится к самодийской ветви уральской языковой семьи и состоит из двух основных диалектов: лесного ненецкого и тундрового ненецкого. [ 5 ] Этнолог говорит, что в Сибири большинство молодых людей по-прежнему свободно владеют ненецким языком, тогда как в европейской части России они, как правило, говорят по-русски. В целом, большинство носителей языка — представители старшего поколения. ЮНЕСКО относит ненецкий язык к исчезающему языку. [ 6 ] Некоторые считают, что использование русского и коми обусловлено межнациональными браками. [ 7 ]
История и образ жизни
[ редактировать ]


Существуют две отдельные группы ненцев в строгом смысле , основанные на их экономике: тундровые ненцы (живущие далеко на севере) и хандеяры , или лесные ненцы. Особая третья группа ненцев (яранцы) возникла в результате смешанных браков между ненцами и коми- ижемцами.
Самодийские языки составляют ветвь уральской языковой семьи . Согласно одной из теорий, они переместились с юга Сибири в самую северную часть территории, которая позже стала Россией, где-то до XII века.
Они оказались между Канин и Таймыр полуостровами , вокруг рек Обь и Енисей , и лишь немногие из них поселились в небольшие поселения типа Колвы. Их основной источник существования – охота и оленеводство . Использование оленей в качестве тяглового животного в течение всего года позволяет им преодолевать большие расстояния. Масштабное оленеводство возникло в XVIII веке. Они разводили самоедскую собаку, чтобы помогать пасти оленей и тянуть нарты, а европейские исследователи позже использовали этих собак для полярных экспедиций, поскольку они были хорошо адаптированы к арктическим условиям. Тундровые волки могут нанести значительный экономический ущерб, поскольку они охотятся на стада оленей, которые являются источником существования некоторых ненецких семей. [ 8 ] Однако появление снегоходов в 1990-х годах позволило ненцам полуострова Ямал истребить местную популяцию волков, поскольку в открытой тундре волкам негде спрятаться. [ 9 ] Наряду с мясом северного оленя, рыба является основным компонентом рациона ненцев. Ненецкое жилье представляет собой коническую юрту (мя).
У них есть шаманская и анимистическая система верований, которая подчеркивает уважение к земле и ее ресурсам. [ 4 ] Во время миграций ненцы помещали в священные сани священные предметы, такие как медвежьи шкуры, религиозные деятели, монеты и многое другое. Содержимое этих священных саней распаковывают только во время особых случаев или для религиозных ритуалов (например, жертвоприношений). Однако распаковывать священные сани разрешено только уважаемым старейшинам. [ 10 ] У них была клановая социальная структура. Ненецкого шамана зовут Тадибья .
После русской революции ненецкая культура пострадала из-за советской политики коллективизации . Правительство Советского Союза пыталось заставить кочевых самоедов осесть на постоянной основе. Они были вынуждены селиться в деревнях, а их дети получали образование в государственных школах-интернатах, что привело к размыванию их культурной самобытности. [ 4 ] Одним из существенных изменений, затронувших ненецкую культуру, стало изменение социальной роли мужчины. Раньше в тундре у самца была очень важная задача — выпас оленей. Однако когда ненцам пришлось перейти к жизни вдали от тундры, мужчины обнаружили, что потеряли свою роль. Большая часть ответственности, ожидавшей их в деревне, с традиционной точки зрения считалась женской работой. [ 4 ] Это стирание мужской идентичности было еще более усилено советским правительством. В таежных деревнях особое внимание уделялось таким профессиям, как огородничество, звероводство, скотоводство, торговля, медицина и т. д., и именно они продавались женщинам. [ 4 ] Наконец, должности, предлагаемые советским правительством, часто занимали женщины, а не мужчины, поскольку многие мужчины пристрастились к пьянству. [ 4 ] В результате некогда традиционная культура ненецкого народа была быстро разрушена. Многие, особенно в Ненецком автономном округе , утратили родной язык и ассимилировались.
Одним из последствий политики коллективизации стало владение оленями. Из-за политики коллективизации многие пастухи двинулись на север, а многие из оставшихся были «лишены оленей». [ 4 ] Ненцы когда-то владели большим количеством оленей, но после войны многим ненцам пришлось перейти к мелкому скотоводству. [ 4 ] Хотя ненцы-скотоводы сильно пострадали, их образ жизни недолго находился под угрозой. В то время как в остальной части России политика коллективизации продолжалась очень долго, на Ямале она была применена только на десять лет. [ 4 ] Это произошло потому, что после смерти Сталина в 1953 году традиционная экономика сохранилась. С 1950 по 1960 год поголовье оленей увеличилось на 50%, а к 1980 году это число почти удвоилось. [ 4 ] В последующие несколько десятилетий ненцы медленно восстанавливали и сохраняли свой традиционный кочевой образ жизни. Умиротворение чиновников при сохранении их культуры было достигнуто с помощью ряда уловок. Например, пастухи часто смешивали стада, так что инспекторы не могли увидеть истинное соотношение частных и коллективных оленей. [ 4 ] Другой метод заключался в том, чтобы молодые пастухи устроились на работу в качестве официальных государственных служащих и выпасали собственное коллективное стадо оленей вместе с частным стадом одного из своих родственников. Как только эти стада соберутся вместе и начнется миграция, чиновники не смогут знать, какие из оленей находятся в частной собственности. [ 4 ]
С 1930-х годов некоторые ненцы начали профессионально выражать себя через средства массовой информации. Например, Тыко Вылка и Константин Панков известными художниками стали . Анна Неркаги – одна из самых знаменитых ненецких писательниц. Юрий Велла , хотя и жил оленеводом, стал первым писателем на лесно-ненецком языке .
Среда
[ редактировать ]Хотя ненецкий народ смог сохранить устойчивость перед лицом постоянных перемен и жестокого обращения, теперь его ждет новый вызов. Экологический ущерб ненцам значителен из-за индустриализации их земель, колонизации и изменения климата . Образ жизни ненцев во многом зависит от рыболовства и оленеводства. Однако эта практика во многом зависит от окружающей среды, которой угрожает нефтяная промышленность. В частности, кочевой образ жизни, к которому ненцы привыкли на протяжении поколений, находится под угрозой, поскольку нефтяная промышленность вторгается на оленьи пастбища и территорию. [ 11 ] Примерно половина из 10 000 ненцев на полуострове Ямал являются кочевниками и пасут оленей. [ 11 ] Поскольку нефтяная промышленность продолжает расширяться, ожидается, что воздействие на ненцев будет возрастать.
Бурение нефтяных скважин на полуострове
[ редактировать ]С 1980-х годов Полярный круг вызвал интерес у представителей энергетической и горнодобывающей промышленности. [ 12 ] Хотя расширение ненадолго приостановилось в 1990-е годы после распада СССР, развитие ускорилось в 2004 году. [ 12 ] По мере того, как нефтегазовые компании продолжают расширяться, вместе с этим происходит расширение инфраструктуры в виде дорог, линий электропередач, а также движения людей и транспортных средств. [ 12 ] Важной вехой стал 2008 год, когда «Газпром», крупнейшая газовая компания в мире, вышла на полуостров Ямал, пытаясь запустить мегапроект «Ямал». [ 13 ] Приход «Газпрома» на полуостров Ямал привел к значительным изменениям в этом регионе. По данным сайта компании, всего они эксплуатируют 32 месторождения. [ 14 ] На этих месторождениях добывается до 360 млрд кубометров газа в год, а в 2019 году только «Газпром» добыл 96,3 млрд кубометров газа. [ 14 ] Еще одной важной вехой стал проект «Ямал СПГ»: еще одна российская компания «Новатэк» в партнерстве с двумя другими международными корпорациями построила завод на полуострове Ямал в июле 2013 года. [ 13 ]
Влияние на ненецкий народ
[ редактировать ]
Влияние крупных энергетических корпораций на полуострове Ямал ощущается по-разному. Наиболее крупные из них можно увидеть в воздействии на маршруты миграции. Поскольку ненцы ведут кочевой образ жизни и занимаются оленеводством, для них очень важны пути миграции оленей. Эти миграционные маршруты очень специфичны, и их планированию уделяется большое внимание. Кроме того, оленеводы считают, что оленям необходимо мигрировать, чтобы сохранить хорошее здоровье. [ 12 ] Оленеводы утверждают, что это связано с тем, что прибрежная растительность полезна для оленей, поскольку она богаче солью и минералами. [ 12 ] Кроме того, достигнув побережья во время миграций, олени могут найти защиту от таких насекомых, как комары и овны, избегая периодов заражения. [ 12 ] Эти миграционные маршруты, которыми пользуются пастухи и олени, проложены по пересеченной местности, поскольку они обеспечивают хорошее пространство для выпаса оленей. Однако компании, которые выходят на полуостров Ямал, также предпочитают эту пересеченную местность для строительства своей инфраструктуры, что приводит к прямому перекрытию земель, представляющих интерес. [ 12 ] Например, в центральном районе Бованенко было проведено исследование, которое показало, что промышленное развитие нацелено на «пересеченные, возвышенные и засушливые земли», которые относятся к типу земель, используемых оленеводами. [ 12 ] Таким образом, поскольку ненецкий народ зависит от оленей, которые, в свою очередь, зависят от миграционных путей, расширение промышленного развития оказало большое влияние на ненецкий народ.
Еще одним воздействием, хотя и не связанным напрямую с путями миграции, является воздействие на священные места ненцев. У ненцев существует традиция обозначать священное место, куда они обращаются к духам с просьбой об успешном переселении. Святые места ненцев превращены в большой песчано-карьерный карьер и отмечены деревянными колышками. [ 12 ] В одном случае священное место ненецкого народа было огорожено во время промышленного освоения, лишив его традиционного значения. [ 11 ] Многие рабочие считали, что их постройка на самом деле не вторгалась в священное место, однако многие пастухи считали, что это место «осквернено». [ 12 ] Эта разница в восприятии подчеркивает, как много некоренных людей способны рассматривать землю только как нечто, что можно владеть. Между тем, для коренных народов такой точки зрения не существует. У пастухов есть духовная связь с землей, и они не рассматривают ее как просто принадлежащую или не принадлежащую ей. [ 12 ]
Еще одним меньшим эффектом промышленного развития стало его воздействие на рыбу. Из-за промышленного развития произошла деградация источников пресной воды, что привело к уменьшению численности населения. [ 11 ] Кроме того, промышленное развитие привело к захвату большей части рыболовных угодий, необходимых ненецкому народу. Поскольку летом ненецкий народ зависит от рыбы как источника пищи, истощение запасов рыбы напрямую повлияло на ненецкий народ.
Наконец, влияние, слабо связанное с путями миграции, — это доступность ненцев к медицинским учреждениям. С приходом крупных нефтегазовых компаний в 1990-х годах климат в регионе подвергся воздействию. Фактически, с 1991 года температурные аномалии в Канине увеличивались примерно на 1,4 градуса Цельсия за десятилетие. [ 15 ] В тот же период исследователи обнаружили тенденцию к задержке прибытия пастухов в местную поликлинику. [ 15 ] Причиной задержки исследователи называют удлинение миграций. Поскольку пастухам нужна открытая вода, чтобы она замерзла, чтобы сделать возможным пересечение оленей и пастухов, существует специальное окно, через которое пастухи могут посетить свои местные медицинские клиники. С 1991 года прибытие пастухов в одну поликлинику смещается с октября на декабрь, что указывает на очевидную отсрочку прибытия. [ 15 ]
Ненецкий активизм
[ редактировать ]
Некоторые ненцы, активисты и исследователи обеспокоены текущей ситуацией на полуострове Ямал. Они опасаются, что власти ненецкого народа пойдут на сделку по присоединению к другому региону. [ 16 ] Ненецкий народ обеспокоен тем, что сделка приведет к дальнейшему упадку их автономии, а также их языка и традиций. [ 16 ]
Ненцам также грозит опасность со стороны промышленных предприятий. Хотя промышленные компании выплатили ненцам компенсацию и приложили усилия, чтобы помочь им, некоторые эксперты говорят, что нынешний процесс не допускает участия ненцев. [ 17 ] Некоторые описывают эти отношения как «патерналистские», поскольку они не позволяют ненецкому народу принимать собственные решения. [ 17 ]
Ненецкий народ ранее пытался организоваться и протестовать против этих нефтегазовых компаний. [ 18 ] Однако кочевникам трудно собраться как единое целое, поскольку они живут так далеко друг от друга. Юрий Велла — яркий пример индивидуального протестующего. Велла был ненецким писателем и, живя возле озера, лицензия на которое принадлежала нефтяной компании, часто протестовал. [ 19 ] В частности, его помнят за то, что он в одиночку выступил против бульдозера с топором. [ 20 ]
Велла не одинок в своей активности. Существует сельское протестное сообщество под названием «Голос Тундры», которое в настоящее время выступает на такие темы, как права ненецкого народа. [ 19 ] Как уже упоминалось, собраться вместе сложно, поэтому это сообщество полагается на ВКонтакте, российский онлайн-сервис, для мобилизации и общения. [ 19 ] Кроме того, общину возглавляют не юристы, журналисты или ученые, а молодой оленевод из тундры. [ 19 ] «Голос Тундры» фокусирует свое внимание на трех основных проблемах: нехватке земель для оленеводства из-за того, что нефтяные и газовые компании расширяют использование территорий, неопределенность вокруг будущего кочевого оленеводства и отсутствие лидерства и организации коренных народов. . [ 21 ]
Проект «Голос тундры» отмечается, поскольку он символизирует возвращение политики к коренным народам России. [ 21 ] В частности, оленевод по имени Эйко Серотетто объявляется главным активистом перемен. Серотетто не имеет традиционного происхождения или образования. Однако в 2016 году он продемонстрировал, что это не будет его отягощать, когда он начал действовать после эпидемии сибирской язвы. [ 21 ] Серотетто разместил в социальных сетях петицию, в которой просил обратить внимание на коренные народы и их оленей. Серотетто потребовал защиты среды обитания коренных народов, оленей и прав. Эта петиция привлекла внимание российских чиновников, не занимающихся "реальной жизнью тундры и коренных народов". [ 21 ] Позже самая эффектная петиция Серотетто была подана, когда он выступал за бойкот российской нефти и газа. [ 21 ]
Хотя многие ненцы выступают против промышленного развития полуострова Ямал, как, например, вышеупомянутые активисты, есть и те, кто поддерживает это развитие. Те, кто поддерживает развитие событий, подчеркивают экономические выгоды, которые они могут получить. В ходе исследования, проведенного в этом районе, один сельский житель сообщил, что они смогли сосуществовать с промышленностью посредством социальных соглашений, добровольных пожертвований и компенсации ущерба. [ 17 ]
Некоторые утверждают, что такая разница в поддержке промышленных компаний со стороны ненцев обусловлена такими факторами, как активное лидерство со стороны общественных лидеров. [ 17 ] Это рассуждение можно рассматривать как соответствующее тому, за что боролся «Голос Тундры», поскольку можно увидеть, что правильное руководство и участие коренных народов могут привести к более высокому удовлетворению среди ненцев.
Генетика
[ редактировать ]Мужчины-ненцы обычно являются носителями N. гаплогруппы Из них 57,4 процента относятся к субкладу N1b-P43 и 40,5 процента имеют субклад N1c . Аутосомно родословную ненцев можно смоделировать так, чтобы она на 79 процентов была нганасанской . [ 22 ]
Известные ненцы
[ редактировать ]- Tyko Vylka (1886–1960), painter
- Konstantin Pankov (1910–1942), painter
- Юрий Велла (1948–2013), писатель, поэт, эколог, общественный деятель.
- Анна Неркаги (р. 1952), писательница, прозаик, общественный деятель.
- Анастасия Лапсуй (р. 1944), кинорежиссер, сценарист.
- Елена Пушкарёва , (р. 1949), антрополог, этнограф, фольклорист, политик.
- Леонид Лар (р. 1955), антрополог, художник
- Сергей Харучи (р. 1950), политик, активист коренных народов.
- Галина Харучи , (р. 1953), антрополог, этнограф
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б "Национальный состав населения" [Patrial composition of the population]. Federal State Statistics Service . Retrieved 30 December 2022 .
- ↑ tr. " State Statistics Committee of Ukraine (Ukrainian) ( Государственный комитет статистики Украины " , 2001.ukrcensus.gov.ua
- ^ Small(-numbered) peoples of the North and the Far East (МАЛЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА) . Multinational Petersburg. 18 July 2015
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Андерсон, Дэвид Г. (декабрь 2000 г.). «Сибирское выживание: ненцы и их история.: Сибирское выживание: ненцы и их история» . Американский антрополог . 102 (4): 942–943. дои : 10.1525/aa.2000.102.4.942 . ISSN 0002-7294 .
- ^ «Ненецкий: язык Российской Федерации» . Этнолог: Языки мира . Этнолог . Проверено 23 ноября 2015 г.
- ^ Янхунен, Юха; Салминен, Тапани. «Красная книга ЮНЕСКО по языкам, находящимся под угрозой исчезновения: Северо-Восточная Азия» . www.helsinki.fi . Проверено 23 ноября 2015 г.
- ^ Игры, Алекс (2007), Balderdash & Piffle: на один сэндвич меньше собачьего обеда , Лондон: BBC, ISBN 978-1-84607-235-2
- ^ Гептнер, В.Г. и Наумов, Н., П. (редакторы) Млекопитающие Советского Союза, Том II, Часть 1a, SIRENIA AND CARNIVORA (Морские коровы; Волки и Медведи), Science Publishers, Inc. ОЛЕНЬ. 1998. ISBN 1-886106-81-9
- ^ Терехина, Александра (2021). «Контекст возникающей проблемы хищничества: ненецкие оленеводы и песцы на Ямале». Европейский журнал исследований дикой природы : 2–3.
- ^ Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: Полное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 428. ИСБН 0-7566-0520-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Форбс, Брюс (2009). " "Высокая устойчивость Ямало-Ненецкой социально-экологической системы, Западно-Сибирская Арктика, Россия" " . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 106 (52): 22041–22048. дои : 10.1073/pnas.0908286106 . ПМК 2791666 . ПМИД 20007776 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Дегтева, Анна; Неллеманн, Кристиан (2013). «Ненецкая миграция в ландшафте: влияние промышленного развития полуострова Ямал, Россия» . Скотоводство: исследования, политика и практика . 3 (1): 15. Бибкод : 2013Пасто...3...15D . дои : 10.1186/2041-7136-3-15 . ISSN 2041-7136 .
- ^ Перейти обратно: а б «Эволюция развития энергетики Арктики: график времени (1962 – настоящее время)» . Стимсон . 15 сентября 2013 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ямал» . www.gazprom.com . Проверено 23 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Амстиславский, Филипп; Зубов Леонид; Чен, Герман; Чеккато, Пьетро; Пекель, Жан-Франсуа; Уидон, Джереми (31 января 2013 г.). «Влияние повышения температуры и открытой воды на переселение и доступ ненецких оленеводов на севере России к медицинской помощи» . Международный журнал циркумполярного здоровья . 72 (1): 21183. doi : 10.3402/ijch.v72i0.21183 . ISSN 2242-3982 . ПМЦ 3749856 . ПМИД 23971018 .
- ^ Перейти обратно: а б «Уединенный арктический регион отвергает Путина в редком протесте» . ЦНА . Проверено 23 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Генри, Лаура А.; Нистен-Хаарала, Сойли; Тулаева Светлана; Тысячнюк, Мария (13 сентября 2016 г.). «Корпоративная социальная ответственность и нефтяная промышленность в Российской Арктике: глобальные нормы и неопатернализм» . Европа-Азиатские исследования . 68 (8): 1340–1368. дои : 10.1080/09668136.2016.1233523 . ISSN 0966-8136 . S2CID 157741433 .
- ^ Эдвардс, Максим (20 февраля 2020 г.). «Трубопроводные проблемы коренных народов российского полуострова Ямал» . Глобальные голоса . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Магомедов, Арбахан (2019). «Вызовы для коренных народов Севера России». Загадка .
- ^ Кляшев, Александр (20 ноября 2017 г.). «Оленеводы и служащие: описательное исследование протестантских этносов на Урале и в Западной Сибири» . doi : 10.20944/preprints201711.0123.v1 . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Магомедов, Арбахан (2020). «Российское государство и коренные народы Арктики: возвращается ли политика?». Журнал постсоветской демократизации .
- ^ Тамбетс, Кристина; Юнусбаев, Баязит; Худяшов, Георгий; Илумяэ, Анне-Май; Швеция, Сирия; Хонкола, Терхи; Весакоски, Оути; Аткинсон, Квентин; Скоглунд, Понт; Кушнеревич Алена; Литвинов Сергей; Рейдла, Маере; Мецпалу, Эне; Пила, Лист; Рантанен, Тимо (2018). «Гены обнаруживают следы общей недавней демографической истории для большинства уральскоязычного населения» . Геномная биология . 19 (1): 139. дои : 10.1186/s13059-018-1522-1 . ISSN 1474-760X . ПМК 6151024 . ПМИД 30241495 .
- энциклопедия Британская Том. 24 (11-е изд.). 1911. с. 118 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Старение в ненецком сообществе
- Красная книга ЮНЕСКО о языках, находящихся под угрозой исчезновения
- Яркко Ниеми: Типы ненецких песен. 1997 год
- Миноритарные языки России в сети
- Красная книга народов Российской Империи.
- Статья о религии, культуре и истории ненцев
- Историко-демографическая справка о ненцах Республики Коми.
- BBC: Ненецкое племя
- Фотографии ненецких оленеводов
- BBC Жизнь с кочевниками 2/3 Сибирь