Айны в России
Общая численность населения | |
---|---|
300 (официальная перепись населения России 2021 г.) [ 1 ] от 1000 до +100000 [ нужна ссылка ] (не признан на федеральном уровне) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Сахалинская область , Хабаровский край и Камчатский край | |
Языки | |
Russian , formerly Ainu languages ( Kuril † , Sakhalin † ) | |
Религия | |
Русское православие и шаманизм (см. мифологию айнов ) | |
Родственные этнические группы | |
Хоккайдо-айны , камчадалы , рюкюаны , [ 2 ] Дзёмонс |
Айны в России — коренной народ Сибири, проживающий в Сахалинской области , Хабаровском крае и Камчатском крае. Русский народ айны ( айны ; русское : айны , латинизированное : айны ), также называемый курилами ( курулы, курилы ) , камчатскими курилами ( камчатские курулы , камчадальские айны ) или эйней ( эйны , можно разделить на шесть групп.
Хотя в настоящее время в России лишь около 100 человек идентифицируют себя как айны (по данным переписи 2010 года), считается, что не менее 1000 человек имеют значительное айнское происхождение. Низкая численность идентифицирующих себя как айнов является результатом отказа правительства Российской Федерации признать айнов «живой» этнической группой. Большинство людей, идентифицирующих себя как айны, проживают в Камчатском крае, хотя наибольшее количество людей айнского происхождения (не признавая этого) проживает в Сахалинской области. Многие местные жители являются этническими айнами или имеют значительное айнское происхождение, но идентифицируют себя как русские или нивхи и говорят на русском как на родном языке, часто не зная о своем айнском происхождении. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2022 г. ) |
Торговые экспедиции айнов на Камчатку и в другие северные регионы, входящие сегодня в состав России, начались очень рано, несмотря на традиционно оседлые обычаи айнского общества. Однако после 16 века миграция айнов на Камчатку и в район реки Амур из Хоккайдо становилась все более ограниченной, поскольку японские купцы и чиновники все больше ограничивали их возможности мигрировать. [ 4 ]
Камчатские торговцами айны впервые вступили в контакт с русскими пушниной в конце 17 века. Контакты с амурскими айнами и северокурильскими айнами установились в XVIII веке. К середине XVIII века более 1500 айнов приняли российское подданство. [ нужна ссылка ]
Айны (особенно на Курилах) поддерживали русских, а не японцев в конфликтах XIX века. Однако после поражения в русско-японской войне 1905 года русские бросили своих союзников и предоставили их на произвол судьбы. Сотни айнов были казнены, а их семьи были насильно переселены японцами на Хоккайдо. В результате русским не удалось победить айнов во время Второй мировой войны. [ нужна ссылка ]
Переселение на Камчатку
[ редактировать ]В результате Петербургского договора Курильские острова были переданы японцам вместе с айнами. Всего 83 северокурильских айна прибыли в Петропавловск-Камчатский 18 сентября 1877 года, после того как решили остаться под властью России. Они отказались от предложения российских чиновников переехать в новые резервации на Командорских островах . В 1881 году было достигнуто соглашение, и айны решили поселиться в деревне Явин. В марте 1881 года группа покинула Петропавловск и начала долгий пеший путь до Явина. Четыре месяца спустя они добрались до своих новых домов. Еще одно село – Голыгино – было основано позже. Еще девять айнов прибыли из Японии в 1884 году. Согласно переписи населения России 1897 года, в Голыгино проживало 57 человек (все айны), а в Явине - 39 человек (33 айна и 6 русских). [ 5 ] Однако при советской власти обе деревни были упразднены, а жители насильно переселены в запорожское поселение, в котором доминировали русские, в Усть-Большерецком районе . [ 6 ] В результате смешанных браков этносы ассимилировались и образовали камчадалскую общину.
В царский период айнам, проживающим в России, было запрещено называть себя этим именем, поскольку японские официальные лица утверждали, что все территории, населенные айнами в прошлом или настоящем, принадлежали Японии. Айнов называли «курилами», «камчатскими курилами» или просто русскими. В результате многие айны сменили фамилии на славянские по звучанию. [ нужна ссылка ]
7 февраля 1953 г. советский министр по охране военной и государственной тайны К. Омельченко запретил прессе публиковать какие-либо сведения об айнах, все еще проживающих в СССР. Спустя два десятилетия приказ был окончательно отменен. [ 7 ]
Новейшая история
[ редактировать ]Северо-Курильские айны Запорожья — самая крупная подгруппа айнов, оставшаяся в России. Род Накамура (южно-курильские айны по отцовской линии) самый малочисленный и насчитывает всего 6 особей, проживающих в Петропавловске . На острове Сахалин проживает несколько десятков человек, которые идентифицируют себя как сахалинские айны, но многие другие имеют непризнанное частичное айнское происхождение. Большинство из 888 японцев, проживающих на территории России (перепись 2010 г.), имеют смешанное японское и айнское происхождение, хотя они обычно не заявляют об этом, поскольку полное японское происхождение дает им право безвизового въезда в Японию. [ 8 ] Точно так же никто не идентифицирует себя как айнов Амурской долины, хотя известно, что в Хабаровске существуют люди с частичным происхождением. Считается, что живых потомков камчатских айнов сегодня не осталось. [ нужна ссылка ]
В 1979 году СССР исключил термин «айны» из списка ныне живущих этносов России, правительство заявило, что айны как этнос на его территории теперь вымерли. По переписи населения РФ 2002 года айнский вариант никто не отмечал в графах 7 или 9.2 формы К-1. [ 9 ] [ 10 ]
Айны подчеркивают, что они являются коренными жителями Курильских островов и что и японцы, и русские были захватчиками. [ 11 ]
В 2004 году небольшая община айнов, проживающая в Камчатском крае, написала Владимиру Путину письмо, призывая его пересмотреть любые шаги по возвращению Южных Курильских островов Японии. Они критиковали японцев, царскую Россию и Советский Союз за преступления против айнов, включая убийства и насильственную ассимиляцию. Они призвали его признать геноцид японцев против народа айнов, но Путин отказался это сделать. [ 12 ] Во время переписи населения России 2010 года почти 100 человек пытались зарегистрироваться в качестве этнических айнов, но управляющий совет Камчатского края отказался это сделать и зачислил их в качестве этнических камчадалов. [ 7 ] [ 13 ] В 2011 году лидер айнской общины на Камчатке Алексей Владимирович Накамура обратился к Владимиру Илюхину (губернатору Камчатки) и Борису Невзорову (председателю Госдумы) включить айнов в центральный список коренных малочисленных народов Севера. Сибирь и Дальний Восток . Это также было отклонено. [ 14 ]
Этнические айны, проживающие в Сахалинской области и Хабаровском крае, политически не организованы. По данным Алексея Накамуры, по состоянию на 2012 год в России проживало всего 205 айнов (по сравнению с 12 человек, назвавшими себя айнами в 2008 году) и они вместе с курильскими камчадалами ( ительменами Курильских островов) борются за официальные признание. [ 15 ] [ 16 ] Поскольку айны не признаны в официальном списке этносов, проживающих в России, их причисляют либо к людям без национальности, либо к этническим русским, нивхам или камчадалам. [ 17 ]
По состоянию на 2012 год как курильские айны, так и курильские камчадалы не имеют прав на рыбную ловлю и охоту, которые российское правительство предоставляет другим коренным племенным общинам Крайнего Севера. [ 3 ] [ 18 ]
Сейчас айны сформировали Российскую ассоциацию дальневосточных айнов (РАДА) под руководством Речкабо Какухонингена (Бориса Ярового). [ 19 ]
планируется создать айнскую деревню В марте 2017 года Алексей Накамура сообщил, что в Петропавловске-Камчатском , а также разрабатывается план создания айнского словаря. [ 20 ]
Демография
[ редактировать ]По данным Всероссийской переписи населения (2010 г.) , всего в России проживает 109 айнов. Из них 94 проживали в Камчатском крае , 4 в Приморье , 3 на Сахалине , 1 в Хабаровске , 4 в Москве , 1 в Санкт-Петербурге , 1 в Свердловске и 1 в Ростове . Считается, что реальная численность населения намного выше, поскольку сотни айнов на Сахалине отказались идентифицировать себя как таковые. Кроме того, многие местные жители являются этническими айнами или имеют значительное айнское происхождение, но идентифицируют себя как различные признанные группы, такие как нивхи, и говорят на русском как на родном языке, часто не зная о своем айнском происхождении. [ 21 ]
Айны Сахалина
[ редактировать ]В царские времена айнам, проживающим в России, было запрещено называть себя таковыми, поскольку императорские японские чиновники утверждали, что все регионы, населенные айнами в прошлом или настоящем, являются частью Японии. Для обозначения этноса использовались термины «Курилы», «Камчатские Курилы» или просто русский. В результате большое количество айнов сменили свои фамилии на славянские. Чтобы искоренить айнскую идентичность, советские власти исключили эту этническую группу из списка национальностей, которые могут быть указаны в паспорте, так как опасались айнов как возможных японских шпионов. Из-за этого дети, родившиеся после 1945 года, не могли идентифицировать себя как айны.
После Второй мировой войны многие айны, проживавшие на Сахалине, были депортированы в Японию. Из 1159 известных айнов в России осталось лишь около 100. Из оставшихся только пожилые люди были чистокровными айнами. Другие были либо смешанной расы, либо женаты на этнических русских, либо считали себя русскими. Последний из официальных семей айнов исчез в конце 1960-х годов, когда Яманака Китаро покончил жизнь самоубийством после смерти своей жены. Пара была бездетной. [ 22 ]
Айны Усть-Большерецкого
[ редактировать ]Из общего числа 826 человек, проживающих в селе Запорожье Усть-Большерецкого района , более 100 человек в ходе переписи 2010 года заявили, что являются айнами. Это бывшие жители ликвидированных сел Явин и Голыгино. По оценкам, число людей айнского происхождения во много раз превышает эту цифру, но в целом наблюдается нежелание со стороны самих людей и переписчиков регистрировать национальность как «айны» (хотя и не в том масштабе, который наблюдается в Сахалин). Большинство населения Запорожья называет себя либо камчадалами (термин, используемый айнами для обозначения их без признания их этнической айнской идентичности и других коренных групп), либо русскими, вместо того, чтобы отождествлять себя с какой-либо из двух коренных этнических групп (айны и ительмены). Хотя принадлежность к ительменам может дать дополнительные преимущества (права на охоту и рыбалку), жители, похоже, настороженно относятся к этнической поляризации и реакции со стороны чистокровных русских соседей. Идентифицировать себя как айнов никоим образом не выгодно. Как непризнанная нация, айны не имеют права ни на рыболовство, ни на охоту.
Families who are the descended from Kuril Ainu include Butin (Бутины), Storozhev (Сторожевы), Ignatiev (Игнатьевы), Merlin (Мерлины), Konev (Коневы), Lukaszewski (Лукашевские), and Novograblenny (Новограбленные) among other unknown ones.
Айны из клана Накамура
[ редактировать ]В отличие от других кланов айнов, проживающих в настоящее время в России, существуют значительные сомнения, следует ли идентифицировать клан Накамура на Камчатке как айнов Северных Курил, айнов Южных Курил или как айнов Камчатки. Это связано с тем, что род первоначально иммигрировал на Камчатку из Кунашира в 1789 году. Айны Кунашира – южнокурильские айны. Они поселились возле Курильского озера , которое населяли камчатские айны и северокурильские айны. В 1929 году айны Курильского озера бежали на остров Парамушир после вооруженного конфликта с советскими властями. В то время Парамушир находился под властью Японии. Во время вторжения на Курильские острова Акира Накамура (р. 1897) попал в плен советской армии, а его старший сын Такеши Накамура (1925–1945) погиб в бою. Единственный выживший сын Акиры, Кейзо (р. 1927), попал в плен и после пленения присоединился к Советской Армии. После войны Кейзо уехал в Корсаков работать в местной гавани. В 1963 году он женился на Тамаре Пыхтеевой, представительнице сахалинского племени айнов. Их единственный ребенок Алексей родился в 1964 году. Потомки Тамары и Алексея водятся на Камчатке и Сахалине.
Последняя известная депортация айнов в Японию произошла в 1982 году, когда Кейзо Накамура, чистокровный айнус Южных Курил, был депортирован на Хоккайдо после 15-летней каторжной работы в Магаданской области . Его жена Тамара Тимофеевна Пыхтеева была смешанного происхождения сахалинских айнов и гиляков. После ареста Кейдзо в 1967 году Тамара и ее сын Алексей Накамура были высланы из Камчатского края и отправлены на остров Сахалин, жить в город Томари .
Айны Командорских островов
[ редактировать ]В 1877 году род Бадаевых (Бадаев) отделился от остальных северокурильских айнов и решил поселиться на Командорских островах вместе с алеутами. Они были ассимилированы алеутами и в настоящее время идентифицируют себя как алеуты. Считается, что две из проживавших здесь семей имеют частичное айнское происхождение: Бадаевы и Кузнецовы. [ 23 ]
Командорские острова изначально предназначались как убежище для алеутов (из Атки , Атту , Фокса , Андреанова и т. д.), которые были вынуждены бежать с Аляски после того, как Россия продала ее США. В 1827 году на острове Беринга проживало 110 человек (из них 93 говорили либо на алеутском, либо на алеутско-русском креольском языке). Поскольку подобные проблемы возникли и у северокурильских айнов, царь надеялся переселить их вблизи алеутов. Но айны отнеслись к предложению скептически и отвергли его, так как хотели остаться на материковой Камчатке, география которой была им знакома. На остров переселилась только одна семья айнов, к которой присоединились этнические русские, камчадалы, ительмены, кадьякцы (эскимосы острова Кадьяк), креолы (народ смешанного происхождения]]), коми-зыряне и цыгане . [ нужна ссылка ]
К 1879 году на острове проживало в общей сложности 168 алеутов и 332 креола, а также от 50 до 60 человек других национальностей, включая айнов и русских. Все креолы говорили на алеутском языке , так как это был язык их матерей. Айны, как и другие меньшинства, были быстро ассимилированы алеутами в течение нескольких десятилетий.
Федеральное признание
[ редактировать ]По данным переписного органа Российской Федерации, айны как этнос в России вымерли. Те, кто идентифицируют себя как айны, не говорят на языке айнов и не практикуют какие-либо аспекты традиционной культуры айнов . По социальному поведению и обычаям они почти идентичны древнерусским поселенцам Камчатки и поэтому те льготы, которые предоставляются ительменам, не могут быть предоставлены айнам Камчатки.
Язык айнов вымер как разговорный язык в России. Большерецкие Курилы перестали использовать язык еще в начале XX века. По состоянию на 1979 год на Сахалине оставалось только трое свободно говорящих, а к 1980-м годам этот язык там вымер. Хотя Кейзо Накамура свободно говорил на курильском айнском языке и перевел несколько документов с этого языка на русский для НКВД , он не передал этот язык своему сыну. [ нужна ссылка ] ( Таке Асаи , последний носитель сахалинского айнов, умер в Японии в 1994 году. [ 24 ] )
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Синельщикова Екатерина (27 июня 2019 г.). «Кто такие айны и почему власти до сих пор отрицают их существование?» . www.rbth.com . Проверено 19 июля 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "2. СОСТАВ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ "УКАЗАВШИЕ ДРУГИЕ ОТВЕТЫ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ" " . Archived from the original on 15 September 2023 . Retrieved 15 September 2023 .
- ^ «Рюкюань, генетически схожие люди айнов» . 5 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Айны: один из коренных народов России: Голос России» . Архивировано из оригинала 5 марта 2012 года . Проверено 22 февраля 2012 г.
- ^ Питер Беллвуд; Иммануэль Несс (10 ноября 2014 г.). Глобальная предыстория миграции людей . Джон Уайли и сыновья. п. 227. ИСБН 978-1-118-97059-1 .
- ^ «АНСИПРА-Япония-3» . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : "Камчадальские айны добиваются признания" . YouTube .
- ^ Перейти обратно: а б «Айны» . www.kamchatka-etno.ru . Архивировано из оригинала 23 июня 2012 года . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ "В России снова появились айны - самый загадочный народ Дальнего востока" . 22 March 2011.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2007 года . Проверено 20 июля 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ "Всероссийская перепись населения 2002 года" . Archived from the original on 19 July 2011 . Retrieved 12 July 2009 .
- ^ Маккарти, Терри (22 сентября 1992 г.). «Народ айнов издревле претендует на Курильские острова: охотники и рыболовы, уступившие свои земли русским и японцам, обретают уверенность и требуют своих прав» . Независимый . Архивировано из оригинала 18 декабря 2013 года.
- ^ "Камчатское Время" . Archived from the original on 3 November 2013 . Retrieved 22 February 2012 .
- ^ "Петропавловск-Камчатский » Айны – древние и таинственные" . Archived from the original on 29 December 2016 . Retrieved 22 February 2012 .
- ^ "Айны просят включить их в Единый перечень коренных народов России. Родовая община обратилась к краевым властям - Общество Камчатский край - Камчатка и Магадан, новости Петропавловск-Камчатский, Колыма, лента новостей камчатского края и Магаданской облас" . Archived from the original on 25 March 2016 . Retrieved 22 February 2012 .
- ^ "Алексей Накамура - Интервью" . Archived from the original on 16 May 2013 . Retrieved 22 February 2012 .
- ^ "Айны – борцы с самураями | Сегодня.ру" .
- ^ "Представители малочисленного народа айну хотят узаконить свой статус" . Российская газета . 3 April 2008.
- ^ "Льыоравэтльан - Представители малочисленного народа айну на Камчатке хотят узаконить свой статус" .
- ^ «Российская община айнов заявляет о своем существовании – анализ» . 10 апреля 2011 г.
- ^ «Лидер российских айнов призывает к большему уважению» . Никкей Азия .
- ^ "Русская линия / Библиотека периодической печати: Северные острова принадлежат айнам" .
- ^ "У последней черты – Айны о себе | Тайны веков" . Archived from the original on 11 February 2011 . Retrieved 22 February 2012 .
- ^ «СВЕВЛАД – Русский народ Ажни» . Архивировано из оригинала 27 января 2013 года . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Пилсудский, Бронислав ; Альфред Ф. Маевич (2004). Собрание сочинений Бронислава Пилсудского . Серия «Тенденции лингвистики». Том 3. Вальтер де Грюйтер. стр. 600. ISBN 9783110176148 . Проверено 22 мая 2012 г.