Волжские финны
Волжские финны [а] — историческая группа народов, проживающих в окрестностях Волги , говорящих на уральских языках . Их современные представители — марийский народ , эрзя и мокшанская мордва , [3] [4] а также носители вымерших мерянского , муромского и мещерского языков. [5]
Современные представители волжских финнов обитают в бассейнах рек Суры и Мокши , а также (в меньшем количестве) в междуречье Волги и Белой . В марийском языке есть два диалекта: луговой марийский и горный марийский .
марийский и мордовский языки ( эрзя и мокша Традиционно считалось, что ) образуют волжско-финскую или волжскую группу внутри уральской языковой семьи. [6] [7] [8] принят такими лингвистами, как Роберт Аустерлиц (1968), Орельен Соважо и Карл Генрих Менгес (1973) и Харальд Хаарманн (1974), но отвергнут другими, такими как Бьорн Коллиндер (1965) и Роберт Томас Хармс (1974). [9] Эта группировка также подверглась критике со стороны Салминена (2002), который предположил, что это может быть просто географическая , а не филогенетическая группа. [10]
Увеличивать
[ редактировать ]Марийцы ) или черемисы ( русские : черемисы , черемисы ; татарские : чирмеш традиционно жили вдоль рек Волги и Камы в России. Большинство марийцев сегодня проживают в Республике Марий Эл , значительная часть населения проживает в республиках Татарстан и Башкортостан .Народ мари состоит из трех различных групп: луговых марийцев, живущих по левому берегу Волги, горных марийцев, живущих по правому берегу Волги, и восточных марийцев, живущих в республике Башкортостан. По данным российской переписи 2002 года, 604 298 человек идентифицировали себя как «марийцы», из них 18 515 указали, что они горские марийцы, а 56 119 — как восточные марийцы. Почти 60% марийцев проживало в сельской местности. [11]
Марья
[ редактировать ]Меря регионов ( русский : меря , меря ; также Меря ) населяли территорию, примерно соответствующую современной территории Золотого кольца или Залесья, России , включая современные Московскую , Ярославскую , Костромскую , Ивановскую и Владимирскую области. . [12] В современном вепсском языке слово мери означает «море». [13] Вполне вероятно, что они были мирно ассимилированы восточными славянами после того, как их территория вошла в состав Руси в X веке. [14]
В VI веке о них кратко упомянул Иордан (как Меренс ); позже « Первоначальная летопись» описала их более подробно. Советские археологи полагали, что столицей Мери было Сарское Городище близ берега озера Неро к югу от Ростова . Летописцы упоминают мерян и в связи с некоторыми примечательными событиями: в 859 г. они были обложены налогом викингами , а в 862 г. приняли участие в битве с ними. В 882 году они сопровождали Олега в Киев, где он установил свою власть, а в 907 году были среди участников византийского похода Олега. [15] В 1235 году монах Юлиан отправляется посетить венгров, оставшихся на востоке. Во втором своем рассказе о путешествии он упоминает, что татары завоевали страну под названием Меровия. [15]
Одна из гипотез классифицирует меря как западную ветвь марийского народа, а не как отдельное племя. Этнонимы у них в основном идентичны, меря — русская транскрипция марийского самоназвания Мярӹ (Мярӛ) . [16]
Незасвидетельствованный мерянский язык [17] традиционно считается членом Волжско-финской группы. [14] [18] Эта точка зрения была оспорена: Евгений Хелимский предполагает, что мерянский язык был ближе к «северо-западной» группе финно-угорских языков ( балто-финнов и саамов ), [19] а Габор Берецкий предполагает, что мерский язык был частью балто-финской группы. [20]
Утверждалось, что меряне воевали с булгарами в войнах против татар . [21]
Некоторые жители ряда районов Костромской и Ярославской областей представляют себя мерянами, хотя в недавних переписях они числились русскими . У современных мерян есть свои сайты [22] [23] демонстрируя свой флаг, герб и национальный гимн, [24] и участвовать в дискуссиях на эту тему в финно-угорских сетях.
В 2010 году вышел фильм «Овсянки» (дословный перевод: «The Buntings », английское название: Silent Souls ), основанный на одноименном романе. [25] посвящен воображаемой жизни современных мерян (или луговых марийцев).
новый тип общественного движения, так называемый «мерский этнофутуризм В начале XXI века возник ». Распространен в центральных регионах России, например, в Москве , Переславле-Залесском , Костромской области , Плёсе. В мае 2014 года в Новой галерее города Иваново открылся арт-проект mater Volga, Sacrum . в рамках «Ночи музеев» [26] В октябре 2014 года на III Фестивале языков в Новгородском университете прошла презентация «Меры языка».
Мещера
[ редактировать ]Предлагается выделить этот раздел в отдельную статью под названием «Мещёрский народ» . ( Обсудить ) (июнь 2024 г.) |
Мещёра или ( рус . мещёра , мещёра мещёра мещёра , Клязьмой территории между Окой и ) жили на . Это была земля лесов, болот и озер. Эту местность до сих пор называют Мещерской низменностью .
Первый русский письменный источник, в котором они упоминаются, — Толковая Палея XIII века. Они также упоминаются в нескольких более поздних русских летописях периода до XVI века. Это резко контрастирует с родственными племенами Меря и Мурома , которые, по-видимому, были ассимилированы восточными славянами в 10 и 11 веках.
Иван II , московский князь, в своем завещании 1358 года писал о селе Мещерке, которое он купил у коренного мещерского атамана Александра Уковича . Деревня, судя по всему, была обращена в православную веру и находилась в вассальной зависимости от Московии .
Мескьера и некоторыми другими , (наряду с Мордуа , Сибирью трудно интерпретируемыми группами) упоминается в «Провинции России» на венецианской карте Фра Мауро (ок. 1450 г.). [27]
В ряде документов упоминается Мещера, касающаяся Казанского похода Ивана Грозного в XVI веке. Эти сведения касаются государства Мещера (известного под предварительным названием Темникова Мещера , по центральному городу Темников ), которое было ассимилировано мордвинами и татарами . Князь А. М. Курбский писал, что на мордовском языке в землях Мещеры говорили .
В деревне Жабки ( Егорьевский район Московской области ) в 1870 году были обнаружены мещёрские захоронения. Найдены женские бронзовые украшения, идентифицированные как финно-угорские и датированные V-VIII вв. Очень похожие находки вскоре появились в Рязанской и Владимирской областях , что позволило археологам установить, что характеризовало материальную культуру мещеры. 12 таких стоянок обнаружено от Москвы-реки , вдоль реки Оки до города Касимова . В настоящее время общепринято мнение, что окско-рязанская культура тождественна мещерской.В могилах женщин обнаружены типичные для волжских финнов предметы IV-VII веков, состоящие из перстней , звенящих подвесок , пряжек и гривен . Особенностью были круглые нагрудники с характерным орнаментом. [ нужна ссылка ] В некоторых могилах сохранились хорошо сохранившиеся медные оксиды украшений с длинными черными волосами, запертыми в маленькие колокольчики, в которые были вплетены подвески. [ нужна ссылка ]
В долине реки Оки мещерская культура, по-видимому, исчезла к XI веку. На болотистом севере они, судя по всему, остались и обратились в православную веру. Мещерская знать, похоже, обратилась и ассимилировалась к XIII веку, но простые мещёрские охотники и рыбаки, возможно, сохраняли элементы своего языка и верований в течение более длительного периода. В XVI веке в Радовицком был основан Свято-Николаевский монастырь с целью обращения оставшихся мещёрских язычников. Княжеский род Мещерских в России получил свое дворянство от того, что первоначально был местными правителями некоторых из этих финских племен.
Мещерский язык [28] не подтверждено, и теории о его принадлежности остаются спекулятивными. [29] Некоторые лингвисты полагают, что это мог быть диалект мордовского языка . [14] в то время как Паули Рахконен на основании топонимических данных предположил, что это был пермский или близкородственный язык. [30] Предположение Рахконена подверглось критике со стороны других учёных, например, российского уралиста Владимира Напольских . [31]
Некоторые топонимы, которые Рахконен предложил как пермские, представляют собой основы гидронимов : Ун-, Ич-, Ул и Вил-, которые можно сравнить с удмуртскими uno «большой», iči «маленький», vi̮l «верхний» и уло «нижний». Рахконен также предположил, что само название Мещера могло быть пермским словом, а его родственным словом было коми mösör «перешеек». [32]
Вопреки распространенному мнению, историк Алимжан Орлов оспаривает финское происхождение Мещеры. Он считает, что изначально это было тюркское, точнее, половецкое ( кипчакское ) племя, появившееся в V-VIII веках на юго-востоке Европы. Он утверждает, что со временем, около 1200-1300 гг., образовались «две мещеры» — одна русская, другая татарская. Орлов утверждает, что есть археологические находки, подтверждающие его теорию. Также, по его словам, Иван Грозный изначально ошибочно определил их как марийцев/черемисов . Орлов и такие исследователи, как Г. Ахмаров и М. Зекиев, заявили, что финское племя не могло перенять татарскую культуру, ссылаясь на теорию о том, что мишарские татары происходят от «татаризированной» части племени. Однако Орлов считает, что предками мишарских татар является тюркская Мещера. [33] [34] [35]
Мордва
[ редактировать ]Мордва мордва (также наиболее крупных , мордва ) остается одним из коренных народов России . Менее трети мордвины проживают в автономной республике Мордовия , Российской Федерации в бассейне реки Волги . Они состоят из двух основных подгрупп, эрзя и мокши , а также более мелких подгрупп каратайской , терюханской и тенгушевской ( или шокшанской ) мордвы, которые полностью обрусели или тюркизировались в течение 19-20 веков.
эрзянская мордва ( эрзя : эрзят , эрзят ; также эрзя , эрза ), говорящие на эрзянском языке , и мокшанская мордва ( мокша : мокшет , мокшет ), говорящие на мокшанском языке Две основные группы — . Каратайская мордва проживает в Кама-Тамагском районе Татарстана и перешла на татарский язык , хотя и с большой долей мордовской лексики ( субстрата ). Терюханы, проживающие в Нижегородской области России, перешли на русский язык в XIX веке. Терюханы признают термин мордва принадлежащим к себе, тогда как каратайцы также называют себя мукшами . Теньгушевская мордва — переходная группа между мокшанами и эрзями. Их еще называют Шокша (или Шокшот ). Они изолированы от основной массы эрзян, а их диалект/язык находился под влиянием мокшанских диалектов.
Он римлянин
[ редактировать ]Муромцы др . ( восточнославянское : Мурома , Мурома ) жили в бассейне реки Оки . О них упоминается в «Первой летописи» и Рогоском летописце . Муромы как этнос сформировались примерно в седьмом веке нашей эры, судя по дате муромских могильников. [15] Их имя до сих пор носит старый город Муром . Муромцы платили дань русским князьям и, как и соседнее племя меря , были ассимилированы в восточными славянами XI-XII веках, когда их территория была включена в состав Руси . [36] Группа их переселилась в Карпатский бассейн вместе с венграми , или булгарами , как их перечисляет Рогоский летописец , среди народов, населявших Карпатский бассейн в 897 году. [37]
При раскопках муромских гробниц археологи обнаружили богатое археологическое наследие. Оружие было одним из лучших в окрестных районах по качеству изготовления, а украшения, в изобилии обнаруженные в погребениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для Муромы были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, спирально оплетенные бронзовой проволокой. Это интересно тем, что не наблюдается у других волжских финских народов. [38]
Как и у других средневековых волжских финнов, в погребениях в качестве погребальной еды присутствовали кости животных. Лошадей хоронили отдельно, взнузданных и оседланных, придавая им позу, имитирующую живое животное, лежащее на брюхе с подогнутыми ногами и поднятой головой (ставилось на ступеньку в могиле). [39]
В 2023 году на берегу реки Оки было раскопано 13 муромских гробниц , сопровождавшихся рядом артефактов, одним из которых была пряжка ремня, наиболее похожая на пряжки ремня венгров -завоевателей . [40] такое оружие, как копья и топоры, а также монеты ( дирхамы ) и пять свинцовых гирь. Из могилы одного из предположительно знатных людей, среди прочего, было обнаружено [41]
Муромские поселения располагались на возвышенностях над пойменными лугами. Основу экономики Муромы составляло животноводство: разводили свиней, крупный рогатый скот и в меньшей степени овец. Лошади играли особую роль, и их разводили также на мясо. Подсечно -огневое земледелие играло незначительную роль в их экономике. Их промысловая охота была направлена на пушную охоту . [38]
Первичная летопись о муромцах:
« По реке Оке , впадающей в Волгу , муромцы , черемисяне и мордва сохраняют свои родные языки». [42]
Рогоский летописец о муромцах:
« В 6405 [897] году жили славяне по Дунаю , а также угры , муромы и дунайские булгары . » [37]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Голден, Питер Б. (2011). Центральная Азия в мировой истории . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 108. ИСБН 978-0-19-515947-9 . OCLC 587229744 .
- ^ Хайду, Питер (1975). Финно-угорские языки и народы . Лондон: Немецкий. п. 159. ИСБН 978-0-233-96552-9 .
- ^ Аберкромби, Джон (1898) [1898]. До- и протоисторические финны . Д. Натт/Адамант Медиа Корпорейшн. ISBN 1-4212-5307-0 .
- ^ «Финно-угорская религия: Географические и культурные предпосылки » Финно-угорские народы» . Британская энциклопедия . Том. 15-е издание. Британская энциклопедия Интернет. 2008 год . Проверено 10 июня 2008 г.
- ^ Синор, Денис (1990). Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Издательство Кембриджского университета. п. 151. ИСБН 0-521-24304-1 .
- ^ Гренобль, Ленор (2003). Языковая политика в Советском Союзе . Спрингер. стр. ПА80. ISBN 978-1-4020-1298-3 .
- ^ Уральская языковая семья: факты, мифы и статистика; Анжела Маркантонио; р57 ; ISBN 0-631-23170-6
- ^ Фогелин, CF; И Фогелин, FM (1977). Классификация и указатель языков мира. Нью-Йорк: Эльзевир. ISBN 0-444-00155-7 .
- ^ Рулен, Мерритт (1991). Путеводитель по языкам мира: Классификация . Издательство Стэнфордского университета. п. 68. ИСБН 0-8047-1894-6 .
- ^ Салминен, Тапани (2002). «Проблемы систематики уральских языков в свете современных компаративистских исследований» . Хельсинки.fi.
- ^ "Всероссийская перепись населения 2002 года" . Perepis2002.ru.
- ^ "Насон - История города Вологды - Озера" .
- ^ "Насон - История города Вологды - Озера" .
- ^ Перейти обратно: а б с Янсе, Марк; Сиджмен Тол; Винсент Хендрикс (2000). Смерть языка и сохранение языка . Издательство Джона Бенджамина. п. А108. ISBN 978-90-272-4752-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Клима, Ласло. История финно-угорского и самоедского народов . стр. 49–50.
- ^ Петров А., КУГАРНЯ, Мария калыкын ертымгорныжо, №12 (850), 2006, 24 марта.
- ^ «Меря» . Мультидерево. 22 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ Вечинский, Джозеф (1976). Современная энциклопедия российской и советской истории . Академическая международная пресса. ISBN 978-0-87569-064-3 .
- ^ Хелимский, Евгений (2006). «Северо-западная» группа финно-угорских языков и ее наследие в топонимике и субстратной лексике Русского Севера». В Нуорлуото, Юхани (ред.). Славянизация Русского Севера (Slavica Helsingiensia 27) (PDF) . Хельсинки: Кафедра славянских и балтийских языков и литератур. стр. 109–127. ISBN 978-952-10-2852-6 .
- ^ Беречки, Габор (1996). «Мерия, вымерший балто-финский язык». В Фернандесе — М.М. Джоселин; Рааг, Раймо (ред.). Контакты языков и культур в Балтийском регионе . Многонациональные документы Уппсалы. стр. 69–76.
- ^ «ДСпейс» . Holda.helsinki.fi . Проверено 27 июля 2024 г.
- ^ « Мериан Мастор » .
- ^ "Меря - Меряния - Залесская Русь - НОВОСТИ" . www.merjamaa.ru .
- ^ «Гимн Мерии» на YouTube
- ^ 07.13.2012+26°С. «Безмолвные души (фильм)» . Themoscownews.com. Архивировано из оригинала 1 марта 2014 г. Проверено 13 июля 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ "Этнофутуризм и сепаратизм" . www.vrns.ru . Archived from the original on 2021-01-25 . Retrieved 2021-11-27 .
- « Все эти народы, то есть неф, алич, маробаб, балимата, кирк, смиций, смесь, сибирский, циман, корзинка, бит, цимарция, находятся в провинции России»; товар 2835 в: Фальчетта, Пьеро (2006), Карта мира Фра Мауро , Брепольс, стр. 700–701, позиция 2835, ISBN. 2-503-51726-9 ; также в списке онлайн
- ^ «Мещерянин» . Мультидерево. 22 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ Айкио, Анте (2012). «Очерк этнолингвистической предыстории саамов» (PDF) . Мемуары Финно-угорского общества . 266 . Хельсинки, Финляндия: Финно-угорское общество : 63–117 . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ Рахконен, Паули (2009), «Лингвистическое происхождение древнего племени мещера и основные районы расселения», Finnisch-Ugrische Forschungen , 60 , ISSN 0355-1253
- ^ "Вопросы Владимиру Напольских-2. Uralistica" . Forum.molgen.org . Retrieved 2012-07-13 .
- ^ Паули Рахконен. Юго-восточный контактный ареал финских языков в свете ономастики: диссертация, Факультет искусств Хельсинкского университета. 2018 год
- ^ "Алимжан Орлов: Нижегородские татары - потомки древней мещеры" .
- ^ Орлов, Орлов. "Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы" .
- ^ Зекиев, М.З. «Мишеры, башкиры и их языки» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 апреля 2014 г.
- ^ Уйбопуу, Валев; Герберт, Лагман (1988). Финно-угры и их язык (на шведском языке). Студенческая литература . ISBN 978-91-44-25411-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Ремете, Ласло Фаркас (2010). Происхождение венгров (на венгерском языке). Будапешт. п. 37.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Рябинин Е. А. (1997). Финно-угорские племена в Древней Руси . Издательство СПбГУ.
- ^ Зеленцова О. В., Яворская Л. В. К вопросу об особенностях ритуальных действий с животными в погребальных обрядах муромы (по археозоологическим материалам Подболотьевского могильника) .
- ^ «АРХЕОЛОГИ НАШЛИ МУРОМСКИЙ МОГИЛЬНИК В МУРОМЕ» . Ежедневная газета «Наследие» .
- ^ «Венгры нашли следы своих древних родственников» . National Geographic (на венгерском языке). 27 августа 2023 г.
- ^ Русская начальная летопись . п. 55.
- Клима, Ласло (1996). Языковая близость волжских финно-угров и их этногенез . Оулу: Societas Historiae Fenno-Ugricae . Проверено 26 августа 2014 г.
- Алексей Уваров , «Очерк о первобытных народах России. Меряне» (1875).
- Таагепера, Рейн (1999). Финно-угорские республики и Российское государство . Рутледж. п. 51. ИСБН 978-0-415-91977-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Эта статья содержит материалы из Owl Edition Nordisk familjebok , шведской энциклопедии, издававшейся между 1904 и 1926 годами и ныне находящейся в свободном доступе .