Крутящий момент


Торк . , также пишется как крутящий момент или крутящий момент , представляет собой большое жесткое или жесткое металлическое кольцо на шею , сделанное целиком или из прядей, скрученных вместе Подавляющее большинство из них открыты спереди, хотя некоторые имеют застежки-крючки и кольца, а некоторые имеют пазы и защелки с шипами для их закрытия. Кажется, что многие из них предназначены для почти постоянного ношения, и их будет трудно снять.
Торки были найдены в Скифах , Иллирии , [1] Фракийская , кельтская и другие культуры европейского железного века примерно с 8-го века до нашей эры до 3-го века нашей эры. Для кельтов железного века золотой гривна, по-видимому, был ключевым предметом. Он идентифицировал владельца, по-видимому, обычно женщину до III века до нашей эры, а затем мужчину, как человека высокого ранга, и многие из лучших произведений древнего кельтского искусства представляют собой гривны. Кельтские гривны исчезли в период миграции , но в эпоху викингов металлические ожерелья в стиле гривен, преимущественно из серебра, вернулись в моду. [2] Подобные шейные кольца также являются частью ювелирных стилей других культур и периодов.
Терминология и определение
[ редактировать ]
Слово происходит от латинского torquis (или крутящего момента ), от Torqueo , «скручивать», из-за скрученной формы, которую имеют многие кольца. Обычно шейные кольца, открывающиеся спереди при ношении, называются «торками», а те, которые открываются сзади, «воротниками». меньшего размера Браслеты и нарукавники , которые носят на запястье или на плече, иногда имеют очень похожую форму. Торки делались из одиночных или нескольких переплетенных металлических стержней или «веревок» из скрученной проволоки. Большинство из найденных изготовлено из золота или бронзы, реже из серебра, железа или других металлов (золото, бронза и серебро при длительном захоронении сохраняются лучше других металлов).
В тщательно продуманных экземплярах, иногда полых, использовались различные техники, но сложное украшение обычно начиналось с литья , а затем обрабатывалось дальнейшими методами. В Ипсвичском кладе есть незаконченные гривны, которые ясно свидетельствуют об этапах работы. [3] Клеммы с плоскими концами называются «буферами», а в таких типах, как форма «сплавного буфера», где то, что напоминает две клеммы, на самом деле представляет собой единую часть, элемент называется «муфтой». [4]
Бронзовый век Европы и Востока
[ редактировать ]Существует несколько типов твердых золотых, а иногда и бронзовых ожерелий и ошейников позднего европейского бронзового века , примерно 1200 г. до н.э., многие из которых классифицируются как «гривны». Чаще всего они скручены различной формы, в том числе типа «витая лента», когда тонкая полоска золота закручена в спираль. Другие примеры скручивают стержень квадратного или X-образного сечения или просто используют круглую проволоку, причем оба типа встречаются в трех образцах 12–11 веков до нашей эры, найденных в Тайерс-Кросс, Пембрукшир, Уэльс. [5] Клад Милтон-Кейнс содержал два больших экземпляра более толстых и округлых форм, которые также использовались для изготовления браслетов. [6]


Выводы не подчеркнуты, как в типичных гривнах железного века, хотя многие из них можно закрыть, соединив простые выводы вместе. Многие из этих «гривен» слишком малы, чтобы их можно было носить на шее взрослого, и их носили либо как браслеты или нарукавные повязки, либо дети, либо статуи. Археологам сложно датировать многие гривны: некоторые считают, что гривны хранились на протяжении веков как семейные реликвии, а другие полагают, что существовало два периода производства. Различное соотношение серебра в золоте других предметов — обычно до 15% в бронзовом веке и до 20% в железном веке — может помочь решить этот вопрос. [7] есть несколько расширяющихся золотых гривен с С-образным сечением. В огромном северном кладе Мугауна из золота позднего бронзового века от 800 до 700 г. до н. э., найденном в графстве Клэр в Ирландии, [8]
На Востоке гривны появляются в скифском искусстве раннего железного века и включают в себя «классические» украшения, основанные на стилях Востока. Торки также встречаются во фрако-киммерийском искусстве. Гривены обнаружены в Толстом могильнике и кургане Карагодеуашк ( Прикубанье ), датируемые IV веком до нашей эры. Торк — часть Перещепинского клада VII века нашей эры. Тонкие гривны, часто с наконечниками в виде головы животного, встречаются в искусстве Персидской империи Ахеменидов , а также в некоторых других элементах, заимствованных из скифского искусства.
Кельтские гривны
[ редактировать ]
Изображения богов и богинь кельтской мифологии иногда показывают их носящими или несущими гривны, как на изображениях бога Цернунноса, носящего один гривну на шее, с гривнами, свисающими с его рогов или держащимися в руке, как на котле Гундеструпа . Это может представлять божество как источник власти и богатства, поскольку гривна была признаком благородства и высокого социального статуса. [9]
Знаменитая римская копия оригинальной греческой скульптуры « Умирающая Галлия» изображает раненого галльского воина обнаженным, за исключением гривны, именно так Полибий описал гесатов , кельтских воинов из современной северной Италии или Альп , сражавшихся в битве при Теламоне в 225 году до нашей эры. , хотя и другие кельты там были одеты. [10] Одно из самых ранних известных изображений гривны можно найти на Воине из Хиршландена (6 век до н. э.), и большая часть немногих кельтских статуй человеческих фигур, в основном мужских, изображает их в гривнах.
Другие возможные функции, которые были предложены для гривен, включают использование в качестве погремушек в ритуалах или иным образом, поскольку внутри некоторых из них есть камни или металлические детали, и это могут изображать изображения фигур, которые считаются божествами, несущими гривны в руках. Некоторые из них слишком тяжелы, чтобы их можно было носить долгое время, и, возможно, их создавали для размещения на культовых статуях. Их осталось очень мало, но они вполне могли находиться в лесу и не сохранились. Торки явно были ценными, и их часто находили разбитыми на части, поэтому роль средства сбережения могла быть важной частью их использования. Было отмечено, что образцы иберийского золота, похоже, имеют фиксированный вес, кратный финикийскому шекелю . [11]
Что касается браслетов, гривны являются «самой важной категорией кельтского золота», хотя также носили нарукавники и ножные браслеты; напротив, кольца на пальцах были менее распространены среди ранних кельтов. [12] Самые ранние кельтские гривны в основном находят похороненными вместе с женщинами, например, золотой гривна из в колеснице периода Ла Тена захоронения принцессы , найденная в захоронении колесниц Вальдалгесхайма в Германии, и другие, найденные в женских могилах в Виксе во Франции (на иллюстрации). и Рейнхайм . Другой образец Ла Тена был найден как часть клада или ритуального клада, захороненного недалеко от Эрстфельда в Швейцарии. [13] Некоторые авторы полагают, что гривна была преимущественно женским украшением до конца III в. до н. э., когда она стала атрибутом воинов. [14] Однако есть свидетельства мужского износа в ранний период; в богатом двойном захоронении гальштатского периода в Хохмихеле мужчина носит железную гривну, а женщина — ожерелье с бусами. [15] Тяжелый серебряный гривна на железном сердечнике с наконечниками в виде бычьей головы весом более 6 килограммов из Трихтингена, Германия, вероятно, датируется II веком до нашей эры (на рисунке). [16]

Многие находки гривен, особенно в группах и в сочетании с другими ценностями, но не связанные с погребением, представляют собой явно преднамеренные отложения, функция которых неясна. Возможно, они служили ритуальными хранилищами или были спрятаны для хранения во время войны. Некоторые могут представлять собой незавершенную работу мастерской. [17] После раннего периода тории особенно заметны в кельтских культурах, простирающихся до побережья Атлантического океана , от современной Испании до Ирландии и по обе стороны Ла-Манша .
Некоторые очень искусно обработанные гривны с рельефным декором в поздней форме стиля Ла Тен были найдены в Великобритании и Ирландии и датируются примерно III-I веками до нашей эры. Возможно, существует связь с более старой традицией на Британских островах сложных золотых галстуков в форме золотых лунул , которые, по-видимому, были сосредоточены в Ирландии в бронзовом веке , а также с более поздними плоскими или изогнутыми широкими воротниками; Золотые гривны с витой лентой встречаются в обоих периодах, а также в импортированных стилях, таких как плавленый буфер. [18] Наиболее сложные поздние островные гривны толстые и часто полые, некоторые с концами, образующими кольцо или петлю. Самый известный английский пример - многожильный электрум Снеттишам Торк I века до нашей эры, найденный на северо-западе Норфолка в Англии (на рисунке). [19] в то время как одиночный полый гривна из клада Бройтер-Голд с рельефным декором по всему обручу является лучшим образцом этого типа из Ирландии, также I века до нашей эры. [20] В сентябре 2009 года был обнаружен Клад Стерлинга , редкая находка в Шотландии, состоящая из четырех золотых гривен, две из которых представляют собой переплетенные ленты, датируемые III-I веками до нашей эры. [21]

Римлянин Тит Манлий в 361 г. до н. э. вызвал галла на единоборство, убил его, а затем забрал у него торк. За то, что он всегда носил его, он получил прозвище Торкват (тот, кто носит гривну). [23] и его усыновила его семья. После этого римляне стали использовать гривну в качестве украшения выдающихся солдат и элитных подразделений во времена республиканцев . Было обнаружено несколько римских гривен. [24] Плиний Старший сообщает, что после битвы в 386 г. до н.э. (задолго до его жизни) римляне извлекли из мертвых кельтов 183 гривны, и подобная добыча упоминается и другими авторами. [10]
Неясно, носит ли галло-римский «Воин Васереса», скульптуру солдата в римской военной форме, гривну как часть своей римской униформы или как отражение его кельтского происхождения. Квинтилиан сообщает, что императору Августу подарили галлы золотую гривну весом 100 римских фунтов (около 33 килограммов или 73 фунтов), [10] слишком тяжелый, чтобы его носить. Торк из Винчестерского клада I века до нашей эры в целом выполнен в кельтском стиле, но использует римскую технику переплетения золотой проволоки, что позволяет предположить, что это мог быть «дипломатический подарок» римлянина королю британского племени. [25] [26]
Очень поздний пример гривны, использовавшейся в качестве церемониального предмета в раннесредневековом Уэльсе, можно найти в трудах Джеральда Уэльского . Автор писал, что до сих пор существовал некий королевский гривна, которую когда-то носил принц Кыног ап Брихан из Брихейниога (ок. 492 г. н. э.) и был известен как ошейник святого Кинаука. Джеральд лично встретил и описал эту реликвию во время путешествия по Уэльсу в 1188 году. О ней он говорит: «Она больше всего похожа на золото по весу, природе и цвету; она состоит из четырех частей, обработанных вокруг, искусственно соединенных вместе и расколотых». как бы посередине, с собачьей головой и выступающими наружу зубами, жители считают его такой могущественной реликвией, что ни один человек не смеет давать ложные клятвы, когда его кладут перед ним». [27] Конечно, возможно, что этот гривна появился задолго до правления принца Кинога и был гораздо более ранней реликвией, которая была переработана во время британских темных веков и использовалась в качестве символа королевской власти. Теперь оно потеряно.
Есть упоминания в средневековых сборниках ирландской мифологии ; например, в Леборе Габала Эренн (11 век) Элата носила 5 золотых гривен при встрече с Эриу . [28] [29]
Романо-британские гривны из бисера
[ редактировать ]
После римского завоевания Британии , примерно с 75 г. н.э. в течение столетия или более, в Римской Британии , главным образом в северном «пограничном» регионе, появляется другой тип, называемый «бисерный гривна», в двух типах: А с отдельными «бусами» и B изготовлены в виде одной детали. Они изготовлены из медного сплава, а не из драгоценного металла, и, очевидно, более широко распространены в обществе, чем элитные кельтские образцы железного века. [30]
Формы и украшения
[ редактировать ]
Большинство ахеменидских гривен представляют собой тонкие одиночные круглые стержни с соответствующими головами животных на концах, обращенными друг к другу спереди. Некоторые раннекельтские формы отходят от обычного стиля гривны из-за отсутствия перелома у горла и вместо этого густо украшены сплошной передней частью с элементами животных и короткими рядами « балясин », закругленными выступами, переходящими в тупой конец; они видны как на скульптурном гривне, который носит камень « Воин Глауберг », так и на золотом гривне (на рисунке), найденном в том же оппидуме .
Позже почти все кельтские торки возвращаются к перелому горла и сильному акценту на двух окончаниях. Торк Vix имеет двух очень изящных крылатых лошадей, стоящих на причудливых платформах, выступающих вбок прямо перед терминалами, которые представляют собой сплющенные шары под ногами львов. Как и другие элитные кельтские изделия в «ориентализирующем» стиле, украшение демонстрирует греческое влияние, но не классический стиль, и это изделие могло быть сделано греками в кельтском стиле, или в «греко-этрусской мастерской», или кельтами с зарубежное обучение. [31]
Спиральные ленточные гривны, обычно с минимальными концами, продолжают тип бронзового века и находят в кладе Стерлинга в Шотландии и других местах: [32] «Хотя известно более 110 идентифицируемых британских [включая Ирландию] ленточных гривен, датировка этих простых, гибких украшений неуловима», что, возможно, указывает на «давнее предпочтение ленточных гривен, которое продолжалось более 1000 лет». [33] Концевики часто представляли собой слегка расширяющиеся простые круглые цилиндры, которые загибались назад, чтобы зацепиться друг за друга и закрепить гривну на горловине. В других кельтских гривнах могут использоваться различные способы формирования обруча: круглые стержни с простыми или узорчатыми узорами, два или более стержня, скрученные вместе, тонкие круглые стержни (или толстая проволока), намотанные на сердечник, или плетеная золотая проволока. Более редкий тип скручивает один стержень с X-образным профилем.
За исключением британских петлевых терминалов, терминалы гривен железного века обычно формируются отдельно. «Буферная» форма терминала была самой популярной среди находок из современной Франции и Германии, при этом некоторые типы «плавленных буферов» открывались сзади или по бокам. Как в буферных типах, так и в экземплярах с выступающими бахромами орнамента, орнамент в виде низкого рельефа часто продолжается вокруг обруча до середины боковой проекции. В иберийских гривнах тонкие золотые слитки часто наматываются на сердечник из недрагоценного металла, при этом задняя часть представляет собой единую круглую часть с декорированной поверхностью.
c. 150 гривен, найденных на землях иберийских кельтов в Галиции, имели наконечники, оканчивающиеся шариками, заканчивающимися заострением, или небольшим буфером («груши»), или формой с двойной лепкой, называемой скотиями . [34] Заостренный шар также встречается в северной Италии, где обручи часто заканчиваются поворотом на себя, так что концы обращены в стороны, что, возможно, позволяет закрыть их путем зацепления. В обоих случаях в основном использовались простые круглые стержни или тонкие стержни, намотанные на сердечник. На концах британских гривен обычно используются петли или кольца, а основной обруч может представлять собой два или более круглых стержня, скрученных вместе, или несколько жил, каждая из которых состоит из скрученной проволоки. Оформление терминалов в лучших экземплярах сложное, но абстрактное. В этих двух типах сам обруч обычно не имеет дополнительного украшения, хотя большой гривна в кладе Irish Broighter Gold украшена по всему обручу, это единственный ирландский образец, украшенный таким образом.
Галерея
[ редактировать ]- Торк, найден в Венгрии, ок. 1500 г. до н.э., бронза
- Золотой гривна или воротник гальштатской культуры с застежкой, ок. 550 г. до н.э.
- Модель колесницы из Оксусских сокровищ , обе фигуры одеты в гривны.
- Ахеменидский ТОРК из Персии, ок. 350 г. до н.э., Сузы , с ребристым обручем, наконечниками в виде головы животного и каменными инкрустациями, из гробницы Акрополя.
- Золотой кельтский гривна, найденный в Виксе , Франция, 480 г. до н. э.; см. текст.
- Четыре гривны Ликфрита , датируемые ок. 400–250 гг. До н.э. - старейшие золотые гривны, найденные в Великобритании.
- Torques de Foxados : галлецкий гривна с двойными концами «шотландии» и 6-кратным симметричным переплетенным мотивом.
- в форме колокола Торцевая клемма из А-Гуарда, Галисия . Музей Кастро де Сен-Тегра.
- Тип скрученной ленты из Стерлингского клада встречается как в бронзовом, так и в железном веках.
- Серебряная гривна Трихтингена с бычьими головами, возможно, II век до н.э.
- , Клад Снеттишема возможно, инвентарь ювелира, демонстрирующий разнообразие британских форм, ок. 75 г. до н.э.
- Галло -римский «Воин Вашереса».
- Два восточноанглийских гривны с петлями из Ипсвичского клада.
- Восточно-английские гривны с петлями из клада Снеттишем
- Большой серебряный гривна из сокровищ Кордовы в Британском музее.
- Изысканный шейный воротник железного века из Лочара Мосса в Дамфришире , Шотландия (Британский музей) [35]
- Торк, 2-й железный век, культура Кастро, Пиренейский полуостров, Национальный археологический музей , Португалия
См. также
[ редактировать ]
- Седжфорд Торк
- Торкс Ликфрита
- Добыча золота на Британских островах бронзового века
- Список кладов бронзового века в Великобритании
- Список кладов железного века в Великобритании
- Манилла (деньги)
- Калабубу , гривна народа Ниас, сделанная из скорлупы кокосового ореха.
- Браслет — аналогичный предмет, но носится на запястье.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Иллирийцы Дж. Дж. Уилкса, 1992, ISBN 0-631-19807-5 , страница 223, «Иллирийские вожди носили тяжелые бронзовые браслеты»
- ^ Джим Корниш, Начальная школа: Клады викингов. Архивировано 14 октября 2007 г. в Wayback Machine , на веб-сайте Центра дистанционного обучения и инноваций.
- ^ Брэйлсфорд, 19 лет.
- ^ Пример в Британском музее.
- ^ Искусство сохранено: три гривны бронзового века , на сайте Художественного фонда.
- ^ «Годовой отчет Treasure за 2000 год» (PDF) . Департамент культуры, СМИ и спорта . 2001. стр. 13–15, 133. Архивировано из оригинала (PDF) 1 марта 2012 г. Проверено 26 июля 2010 г.
- ^ Кэхилл, 120–121.
- ^ Уоллес, 99 лет; Сокровища, нет. 8. № 4 и 6 – золотые спиральные ленточные гривны бронзового века, а № 10 – сложный плоский воротник. Тейлор имеет полный обзор материалов британского золота бронзового века.
- ^ Грин, 78–79.
- ^ Перейти обратно: а б с Зеленая, 77
- ^ Гонсалес-Руибаль, "Торкс"
- ^ Грин, 45, 74–77.
- ^ Западная Европа железного века, ок. 800 г. до н.э. - Ла Тен. Архивировано 8 октября 2002 г. в веб-архивах Библиотеки Конгресса , на изображениях с веб-сайта всемирной истории.
- ^ Грин, 45–48, 74.
- ^ Грин, 73 года.
- ^ Лэнгс, 69, 71.
- ^ Грин, 45, 49, 70.
- ^ Ключевые примеры всех ирландских типов есть как в «Уоллесе», так и в «Сокровищах»; более старые типы см. в предыдущей ссылке, это железный век: Сокровища № 1. 14, 15, 21 и Уоллес, глава 4, №№. 3, 4 и 10.
- ^ Лэнгс, 110; Грин, 48−49 лет.
- ^ Сокровища, нет. 21; Уоллес, 138–153 гг.
- ^ Уэйд, Майк (4 ноября 2009 г.). «Золотой клад в 1 миллион переписывает историю древней Шотландии» . Таймс . Лондон . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ Гонсалес-Руибаль, «каталог», рис. 33
- ^ Цицерон , De Officiiis , III, 31.
- ^ Римский серебряный крутящий момент с двумя подвесками из римских денариев (конец I-III веков нашей эры) , на веб-сайте Ancient Touch.
- ^ Альберге, Даля (8 сентября 2003 г.). «Золотой клад Винчестера выдает свою тайну» . Таймс . Проверено 2 августа 2010 г.
- ^ «Годовой отчет Treasure за 2000 год» (PDF) . Департамент культуры, СМИ и спорта . 2001. стр. 16–18, 133. Архивировано из оригинала (PDF) 1 марта 2012 г. Проверено 2 августа 2010 г.
- ^ Видение Британии: Джеральд Уэльский, Маршрут архиепископа Болдуина через Уэльс, Глава 2
- ^ Леди Грегори (2004) [1905]. «Царствование Бреса» . Боги и воины . Проект Гутенберг .
- ^ Лебор Габала Эренн . Онлайн-перевод на сайте www.ancienttexts.org.
- ^ Хантер, Фрейзер, «Кельтское искусство в Римской Британии», 132–134, в «Переосмыслении кельтского искусства », изд. Дункан Гарроу, 2008, Oxbow Books, книги Google
- ^ Лэнгс, 31 год.
- ^ Пример найден в Северной Ирландии в 2013 году.
- ^ Тейлор, 63 года.
- ^ Гонсалес-Руибаль подробно описывает их в разделе «Торки» и в следующем «каталоге». Древняя территория галлечи простиралась дальше на восток вдоль побережья, чем современная провинция, и языковой состав региона остается спорным.
- ^ Основные моменты Британского музея. Архивировано 18 октября 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ «Галльское сокровище из Таяка (Жиронда): Золотой крутящий момент и монеты | официальный сайт Музея Аквитании» .
Ссылки
[ редактировать ]- Брэйлсфорд, Дж. В., «Седжфорд Торк», Ежеквартальный журнал Британского музея , Vol. 35, № 1/4 (весна 1971 г.), стр. 16–19, JSTOR.
- Кэхилл, Мэри, «Клад Дуйорка», Irish Arts Review (2002-), Vol. 19, № 1 (лето 2002 г.), стр. 118–121, JSTOR.
- Гонсалес-Руибаль, Альфредо, «Художественное выражение и материальная культура в кельтской Галлеции», E-Keltoi , Том 6, онлайн
- Грин, Миранда, Кельтское искусство, Чтение сообщений , 1996, Художественная библиотека обывателя, ISBN 0297833650
- Лэнг, Ллойд и Дженифер. Искусство кельтов , Темза и Гудзон, Лондон, 1992 г. ISBN 0-500-20256-7
- Прието Молина, Сусана (1996). «Лос-кастреньос-дель-северо-запад Иберийского полуострова» . Комплютум . 7 : 195–223.
- «Сокровища»: Сокровища раннего ирландского искусства, 1500 г. до н.э. - 1500 г. н.э. , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о гривнах (кат. № 4,6,8,10). ,14,15,21)
- Тейлор, Джоан Дж., Золотые изделия Британских островов бронзового века , 1980, издательство Кембриджского университета, книги Google
- Уоллес, Патрик Ф., О'Флойнн, Рагналл, ред. Сокровища Национального музея Ирландии: ирландские древности , 2002, Gill & Macmillan, Дублин, ISBN 0-7171-2829-6