Ниас люди
Оно Ниха | |
---|---|
![]() Фотография жителей острова Ниас, танцующих под Мойо , традиционный танец Ниаса, 2017 г. | |
Общая численность населения | |
1 041 925 (перепись 2010 г.) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Родной Нажмите Также индонезийский | |
Религия | |
Христианство 94,99% ( протестантизм 85%, католицизм 9,99%), суннитский ислам 5%, анимизм 0,01% | |
Родственные этнические группы | |
Народ Батак , Ментавай |
Народ ниас — этническая группа, проживающая на острове Ниас у западного побережья Северной Суматры , Индонезия . На языке Ниас народ Ниас известен как Оно Ниха , что означает «потомки людей». Остров Ниас известен как Тано Ниха , что означает «земля» на языке Ниас .
Народ Ниас — это сообщество, которое продолжает жить в рамках норм и обычаев своей местной культуры. Обычное право народа Ниас обычно называют фондрако , которое регулирует все аспекты жизни от рождения до смерти. [2] Исторические свидетельства мегалитических сооружений и резьбы по камню, найденные внутри острова, доказывают, что древние люди Ниаса практиковали культуру мегалитов. Кастовая . система также признана в обществе Ниаса [3] при этом высшим уровнем из 12 уровней кастовой системы Ниас является Балугу . [4] Чтобы достичь этого уровня касты , нужно уметь проводить большие фестивали, приглашая тысячи людей и забивая тысячи свиней в течение нескольких дней.
Происхождение
[ редактировать ]Мифология
[ редактировать ]
По мнению жителей Ниаса, одно из мифических истоков племени Ниас происходит от древа жизни под названием Тора Сигаруа , которое находится в месте под названием Тетехёли Анаа . Согласно мифу, говорится, что прибытие первого человека на остров Ниас началось во времена короля Сирао, девять сыновей которого были изгнаны из Тетехоли Анаа за борьбу за трон. Следовательно, девять сыновей короля Сирао считались первыми людьми, ступившими на остров Ниас . [5]
Археологические наблюдения
[ редактировать ]
Археологические исследования проводятся на острове Ниас жили с 1999 года. Наблюдения показали, что люди на острове Ниас уже 12 000 лет назад в результате миграции из Азии на остров Ниас в период палеолита . Есть признаки миграции еще 30 000 лет назад. В тот период цивилизация Хоа Бинь во Вьетнаме была похожа на цивилизацию на острове Ниас . Таким образом, предполагалось, что происхождение народа Ниас пришло из территории материковой Азии , которая находится на территории современного Вьетнама . [6]
Новые генетические исследования показали, что народ ниас Северной Суматры произошел от австронезийских народов . Считается, что предки народа Ниас пришли с Тайваня через Филиппины 4–5 000 лет назад. [7] [8]
Десять лет исследований с использованием образцов крови 440 жителей Ниас в 11 деревнях на острове Ниас показали, что Y-хромосома и ДНК митохондрий народа Ниас очень похожи на таковые у тайваньских аборигенов и филиппинских народов . Наблюдение также показало, что гены сегодняшнего народа Ниас больше не несут никаких следов древнего народа Ниас, как у тех, чьи останки были найдены в пещере Тоги Ндрава в Центральном Ниасе . Археологические находки найденных каменных орудий показали, что люди жили в пещере более 12 000 лет назад. Генетическое разнообразие народа Ниас очень низкое по сравнению с другими группами людей, особенно в отношении Y-хромосомы. Это указывает на то, что когда-то в истории Ниаса существовало «узкое» население . Исследования также показали, что люди Ниас не имеют общих генов с этническими группами, живущими на Андаманско - Никобарских островах в Индийском океане , которые географически считаются соседями. Хотя известно, что была миграция австронезийских народов Между Тайванем и индонезийским архипелагом , включая Ниас , до сих пор неясно, началась ли миграция с Тайваня в Ниас или наоборот. [9] [10]
Кланы Ниас
[ редактировать ]Люди Ниас практикуют клановую систему, соответствующую отцовской линии. [11] Кланы, как правило, происходят из существующих деревенских поселений. [12]
Культура
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Преобладающая религия – протестантское христианство. Шесть из семи ниасанцев — протестанты; Остальные примерно поровну разделены между мусульманами и католиками. Хотя первые миссионеры посетили Ниас в 1865 году, христианство быстро росло в начале 1900-х годов, когда голландцы установили контроль над островом, однако оно было принято и распространено местными священниками. Это контрастирует с Северной Суматрой, где христианские церкви были сожжены и разобраны из-за «отсутствия разрешений на строительство». [13]
Деревня и архитектура
[ редактировать ]
Люди Ниас живут в высокоорганизованных деревнях. В деревнях Ниаса часто встречаются впечатляющие каменные памятники и большие дома, стоящие на сейсмостойких деревянных пилонах. Большинство этих деревень потеряли свои старые дома из-за их ветхости и трудностей с поддержанием древних деревянных построек от гнили, насекомых и износа и, следовательно, были заменены другими, более типичными постройками. Другая причина, по которой не так много старых домов было перестроено, связана с чрезмерной вырубкой лесов. [14]
В прошлом деревни Ниаса, особенно в Южном Ниасе, стратегически строились на вершине хребта или холма и были окружены валами и воротами безопасности. Вход в это село обеспечивался всего двумя воротами по крутой лестнице. Ворота ведут на прямой мощеный проспект, проходящий через центр деревни, с рядом традиционных домов по бокам проспекта. Рядом с главной площадью деревни находился дом основателей деревни, омо себуа . В деревнях Ниас пространство перед каждым домом принадлежало жителям. Этот «передний двор» использовался для повседневных дел, например, для сушки урожая перед его хранением. [14]
Деревни в Центральном Ниасе обычно были меньше, чем в их южном аналоге. Дома также расположены дальше от главного проспекта. [14]
Деревянные фигурки
[ редактировать ]
Жители Ниаса придавали большое значение деревянным фигуркам или аду . Единственной целью фигурок Ниаса было удовлетворение ритуальных потребностей, будь то обеспечение богатства или выполнение определенных полезных обрядов. Фигуры Ниасан различаются по размеру: от 20 сантиметров (7,9 дюйма) в высоту до более 2 метров (6,6 футов) в высоту. [15]
Когда умирал пожилой человек, семья делала деревянную статую, известную как аду затуа . Статую открыли на четвертый день после смерти человека. Форма деревянной статуи отражает статус человека, который ее использовал: чем могущественнее владелец, тем внушительнее будет статуя. [15] Люди Ниас верили, что в статуе обитают духи умершего человека, поэтому обо всех событиях, происходящих в семье, сообщали статуям предков посредством молитв. Считалось, что фигуры предков обеспечивали плодородие семьи, скота и сельскохозяйственных угодий. Статуям предков приносились жертвы, особенно в важные события, например, рождения, браки и смерти. В главной комнате дома ставились статуи предков, иногда более сотни. Миссионерская работа в 1930 году зафиксировала удаление «более 2000 «идолов» из дома новообращенного с севера». Некоторые миссионеры даже записали, как дома рушились под тяжестью фигур этих предков. [15] Маленькие аду затуа связывались горизонтально с помощью ротанга и колышков. [16]
В Северном Ниасе большая впечатляющая фигура предка известна как аду сураха салава (на языке Ниаса «портреты почитаемых предков»). Аду сураха салава представляет собой первого известного предка семьи, часто основателя деревни. [17] Аду сураха салава обычно размещалась на стене или на алтаре ( даро-даро ). [16] Еще одна большая статуя предков — Аду Хёрё . Статуи предков Аду Хёрё большие, вытянутые, безрукие и носят высокие раздвоенные головные уборы. Эти статуи обычно встречаются в Центральном Ниасе и редко в Южном Ниасе. [18]
Другие деревянные фигурки не представляют предков. Эти деревянные фигурки были созданы для лечения определенных болезней, защиты деревень или призыва сверхъестественных существ на помощь посредством ритуалов. [16] Эти статуи, как правило, были сделаны грубо, в отличие от искусно вырезанных фигур предков. [18] Иоахим фон Бреннер-Фельзах классифицировал более 60 типов деревянных фигур, не являвшихся предками. [16]
Многие фигуры предков были уничтожены в 1916 году христианскими миссионерскими движениями, которые считали их старым кощунственным религиозным символом. Некоторые из них были проданы коллекционерам и их можно найти в музеях или частных коллекциях по всему миру. [19]
Каменные памятники
[ редактировать ]
Ниас создал одну из самых впечатляющих мегалитических культур в Индонезии, особенно в Центральном и Южном Ниасе. Камни использовались для строительства различных предметов и сооружений. Деревня Ниас отличается впечатляющей каменной кладкой, например, большими лестницами и широкими мощеными улицами. Ритуальные предметы, например, беху (вертикальная колонна), стоячие колонны, прыгающие камни, обелиски, алтари и саркофаги, входят в число многих каменных предметов, изготовленных народом Ниас. [20]
Каменные памятники занимали центральное место на фестивале Оваса, своего рода празднике повышения ранга человека. Публичное освящение каменных памятников считается одним из нескольких требований, которые должен выполнить человек, чтобы доказать, что он реализовал право претендовать на более высокое звание и получить почетные звания. [20]
Беху – это разновидность мегалита в виде вертикальной колонны. Беху устанавливался перед домом хозяина в память о прошлых великих торжествах, устраиваемых хозяином. Чем больше бэху выставлено перед домом хозяина, тем сильнее его положение в деревне. Дворяне демонстрируют бэху , которые больше и многочисленнее, чем простолюдины. Беху оса антропоморфной формы известен как оса- . Оса -оса изображается носящим традиционную одежду Ниаса, например, ожерелье калабубу и серьги-подвески ( фондулу или саро далинга ). Голова оса-оса принадлежит различным зверям, обычно ласаре (мифическому животному с телом оленя и головой дракона), птице-носорогу, оленю или их многоголовой смеси. Прежде чем выставить оса-оса перед домами, их проводили парадом по деревне, при этом хозяин сидел или даже стоял на вершине оса-оса . [21]
Предметы домашнего обихода
[ редактировать ]Народ Ниас изготавливает предметы домашнего обихода с резьбой по зооморфным, цветочным или геометрическим мотивам. Ниже приведен список орудий и продовольствия, произведенных народом Ниас.
- Бари ганаа : миниатюрная шкатулка для драгоценностей.
- Бвоа Тано : глиняный горшок
- Доги (Северный Ниас); Fogao , Dröghija (Южный Ниас): деревянная терка для кокосов, используемая для натирания мякоти кокоса для производства кокосового молока или кокосового масла, важного ингредиента кухни Ниаса.
- Figa lae : банановый лист, используемый в качестве тарелок.
- Халу : рисовый ударник
- Хару : Деревянная ложка, на основании ручки вырезаны различные формы, например кулак.
- Катиди : плетения из бамбука.
- Лёсу: ступка и пестик
- Ниру : инструмент для отделения риса от шелухи.
- Гала : предмет, похожий на поднос, сделанный из дерева.
- Sole Mbanio : контейнер для питья из скорлупы кокосового ореха.
- Тумба , лауру : кружка, в которой взвешивали рис.
Оружие
[ редактировать ]
Сегодня народ Ниас почти всегда представляют как воинственный народ, известный своими традициями охоты за головами и междеревенскими конфликтами в прошлом, где производство оружия ценилось выше сельскохозяйственных орудий. [22] Несмотря на это, жители Ниаса не ведут никаких военных действий, поскольку большинство жителей Ниаса обратились в христианство. [23] Тем не менее, жители Ниаса по-прежнему были известны как искусные мастера по изготовлению оружия и доспехов.
Для создания своего вооружения жители Ниаса использовали самые разные материалы: кожу, шнур или тканые волокна, драгоценный металл, железо и латунь. В качестве оружия ниасы использовали копья, мечи и клинки. Копье Ниас ( тото'а дохо на юге, тохо на севере) в основном использовалось для охоты; древко изготовлено из темной твердой древесины нибунг пальмы , обернутой ротангом. Другой тип копья — буруса с наконечником треугольной формы. [24] Меч Ниас ( гари ) — боевое оружие; и меч, и его ножны имеют простую форму без украшений. [25] Самым известным оружием Ниаса является балато или тологу , стальной меч с защитным амулетом, который, как полагают, обладает магической силой. Балато имеет рукоять из латуни. В ножнах балато находится сферический пучок ротанга ( рагё балату ), который выполнял функцию защитного амулета. Этот защитный амулет обычно прикрепляется к различным предметам, например, к клыкам животных, которые имеют форму челюсти мифического ласара . [26] Балато предназначено только для высшей знати как своего рода доказательство авторитета и социального положения его владельца. [25]
Некоторые выдающиеся вожди покрывали свои доспехи листами золота. Шлемы могут быть изготовлены из железа или плотно сплетенных пальмовых волокон. Щит овальной формы известен как балус в Южном Ниасе, в то время как Северный Ниас производил щит шестиугольной формы, известный как данге . [25]
Кухня
[ редактировать ]- Гови Нихандро или Гови Нитуту : толченая маниока.
- Харинаке : свиной фарш.
- Годо-годо : измельченная маниока, сформованная в шарики для варки, а затем с добавлением кокосовой стружки.
- Кёфё-кёфё : рыбный фарш в форме шариков для сушки или копчения.
- Ниовуру : соленая свинина для более длительного хранения.
- Ракигэ : жареные бананы.
- Тамбёйё : ромб.
- лёма : Леманг
- Гае Нибого : бананы на гриле.
- Казимоне : сделан из саго.
- Ваваясо : клейкий рис.
- Гуло-Гуло Фаро : конфеты из дистиллята кокосового молока.
- Бато : прессованное крабовое мясо в форме шариков для более длительного хранения, найденное на островах Хинако.
- Нами : соленые крабовые яйца для более длительного хранения, иногда в течение нескольких месяцев, в зависимости от количества используемой соли.
- Туо нифаро : пальмовое вино.
- Туо мбануа : сырое пальмовое вино с добавлением лару , корней различных растений, придающих определенное количество алкоголя.
Одежда и украшения
[ редактировать ]
- Фондруру , мужские серьги из драгоценного металла.
- Калабубу , также известное как ожерелье охотника за головами.
- Нифатали-тали , ожерелье из драгоценного металла.
- Нифато-фато , мужское колье из драгоценного металла.
- Суаху , гребешок из дерева или драгоценного металла.
Традиционные пословицы
[ редактировать ]- Hulö ni femanga mao, ihene zinga («Как кошка, которая ест, начиная с боков»): Делая что-то, начинайте от самого простого к сложному.
- Hulö la'ewa nidanö ba ifuli fahalö-halö («Так же, как расколоть воду, она все равно останется»): нечто неотделимое.
- Абаха зохо сафурия морои ба зи офона («Рана на поздней стадии более серьезна, чем в начале»): ход действий может ощущаться сильнее всего ближе к концу.
Другие традиционные практики
[ редактировать ]
- Фахомбо: прыжок через скалу
- Фателе, или Фалуйя, или Фалуайя: военный танец
- Маэна: групповой танец
- Тари Мойо: Танец орла
- Тари Могаэле
- Фанговай: Приветственный танец гостей
- Слава Оно Нихало: Свадьбы
- Омо Хада: Традиционный дом
- Fame'e Töi Nono Nihalö: имя замужней женщины.
- Fasösö Lewuö: соревнование юношей по бамбуку на проверку своих сил
Отклонить
[ редактировать ]Ухудшение культуры Ниасана начало происходить с конца XIX века. Миссионерская деятельность способствовала упадку оригинальной культуры Ниаса. Евангелизация в Ниасе, подобная той, которую проводило Немецкое протестантское рейнское миссионерское общество, привела к разрушению деревянных статуй Ниаса, а также к подавлению уникальной культуры общества Ниаса, например, поклонения предкам, магических практик, фестивалей Оваса (дворяне высокого ранга). фестивали) охота за головами и работорговля. [14] Однако с 1955 года сохранение традиционной культуры Оно Ниха значительно улучшилось благодаря Римско-католической церкви благодаря культурной интеграции в литургию, архитектуру и искусство». [27]
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Ласе, Аполлоний (2011). Словарь Линихи Ниас - индонезийский . Книжное издательство «Компас». ISBN 9789797095413 .
- Сибет, Ахим; Карпентер, Брюс В.; Мейерс, Коэн (2013). Скульптура Ниаса: Коллекция мандалы . Издательство «Красное и белое». ISBN 9789791008723 .
- Сухади Хадивиното (2008). Ниас, из прошлого в будущее . Агентство по сохранению индонезийского наследия. ISBN 978-9791801911 .
- Сузуки, Питер (1958). Критический обзор исследований по антропологии Ниаса, Ментавея и Энгано . М. Нейхофф. АСИН B007T32XL0 .
- Фольклорный музей Нусантары (1990 г.). Ниас: племенные сокровища: космические отражения в камне, дереве и золоте . Делфт: Фольклорный музей Нусантара. ISBN 9789071423055 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гражданство, этническая принадлежность, религия и повседневный язык индонезийского населения» . Центральное статистическое бюро. 2010. Архивировано из оригинала 10 июля 2017 г. Проверено 18 июля 2017 г.
- ^ Сухади Хадивиното 2008 .
- ^ Австрийское общество Льва, Общество Герреса, Институт Антропоса (1984). Антропос, Том 79 . Заунритская книжная, художественная и каменная полиграфическая компания.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Коренные жители острова Ниас» . Лагерь для серфинга. 18 октября 2014 года . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ Статьи, выпуски 41-46 . Крёберовое антропологическое общество. 1969.
- ^ «Первые человеческие следы Северной Суматры находятся на острове Ниас» . Темпо.Ко . Проверено 12 июля 2014 г.
- ^ «Неожиданные островные эффекты в экстремальной форме: снижение разнообразия Y-хромосомы и митохондриальной ДНК у Ниаса» . Оксфордские журналы. Архивировано из оригинала 4 июля 2013 года . Проверено 12 июля 2014 г.
- ^ «Обнаружено происхождение народа Ниас» . Компас.Ком. 16 апреля 2013 года . Проверено 12 июля 2014 г.
- ^ «Отслеживание происхождения народа Ниас на основе ДНК/генов» . Ниас Онлайн. 5 марта 2007 г. Проверено 12 июля 2014 г.
- ^ «Нет коммерческого интереса и патенты не будут поданы» . Ниас Онлайн. 22 октября 2007 года . Проверено 12 июля 2014 г.
- ^ Гэвин В. Джонс, Чи Хенг Ленг и Мазна Мохамад (2009). Мусульманско-немусульманский брак: политические и культурные разногласия в Юго-Восточной Азии . Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 978-98-123-0874-0 .
- ^ Азиатский банк развития (2010). Рассмотрение жалоб при восстановлении Ачеха и Ниаса: опыт Азиатского банка развития и других организаций . Азиатский банк развития. ISBN 978-92-925-4734-9 .
- ^ «История острова Ниас» . www.visitniasisland.com . Посетите остров Ниас. Архивировано из оригинала 25 августа 2021 года.
- ^ Jump up to: а б с д Сибет, Карпентер и Мейерс 2013 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б с Сибет, Карпентер и Мейерс, 2013 , стр. 28–9.
- ^ Jump up to: а б с д Сибет, Карпентер и Мейерс 2013 , с. 30.
- ^ Сибет, Карпентер и Мейерс, 2013 , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: а б Сибет, Карпентер и Мейерс 2013 , с. 29.
- ^ «Таможня Ниас» . Музей наследия Ниаса . Яясан Пусака Ниас. 2017 . Проверено 20 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Сибет, Карпентер и Мейерс 2013 , с. 33.
- ^ Сибет, Карпентер и Мейерс 2013 , стр. 33–4.
- ^ Джером Аллен Фельдман, изд. (1990). Ниас: Сокровища племени: космические отражения в камне, дереве и золоте . Музей Волкенкундиг Нусантара. п. 45. ИСБН 90-714-2305-0 .
- ^ Пол Майкл Тейлор; Лоррейн В. Арагон; Аннамари Л. Райс (художник) (1991). За Яванским морем: Искусство Внешних островов Индонезии . Национальный музей естественной истории, Смитсоновский институт. п. 69. ИСБН 08-109-3112-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ласе 2011 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б с Сибет, Карпентер и Мейерс 2013 , с. 44.
- ^ Музей Волкенкундиг Нусантара 1990 , с. 298.
- ^ Уве Хуммель, Мы не боимся (2007). Кросс и Аду: социально-историческое исследование встречи христианства и культуры коренных народов на Ниасе и островах Бату, Индонезия (1865-1965) . Книжный центр. стр. 100-1 221–223. hdl : 1874/22754 . ISBN 978-90-239-2216-2 .