Бетави люди
![]() Свадебный костюм Бетави демонстрирует как ближневосточное (жених), так и китайское (невеста) влияние. | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 7 миллионов | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 6,807,968 (2010) [1] |
![]() | 2,7 миллиона |
![]() | 2,6 миллиона |
![]() | 1,4 миллиона |
Языки | |
Родной Бетави Также индонезийский | |
Религия | |
Большинство Ислам (97,1%) Меньшинства Протестантизм (1,6%), католицизм (0,6%), буддизм (0,6%), другое (менее 0,1%) [2] | |
Родственные этнические группы | |
Народ бетави , или батавы [3] [4] [5] ( Оранг-бетави на индонезийском языке , что означает «народ Батавии »), — австронезийская этническая группа, проживающая в городе Джакарта и его ближайших окрестностях, поэтому их часто называют коренными жителями города. [6] Они являются потомками людей, населявших Батавию (колониальное название Джакарты) с 17 века. [7] [8]
Однако сам термин «коренной» вызывает сомнения, поскольку вполне вероятно, что народ бетави возник в 18 веке как объединение различных этнических групп в Батавию. [9] [10] [11]
Происхождение и история
[ редактировать ]
Бетави — одна из недавно сформировавшихся этнических групп в Индонезии. Они являются креольской этнической группой, их предки прибыли из разных частей Индонезии и из-за границы. До XIX века самоидентичность народа бетави еще не сформировалась. [12] Название Бетави заимствовано из местного перевода термина « Батавия », города, который первоначально был назван в честь батави , древнего германского племени.
В 17 веке голландские колониальные власти начали импортировать в Батавию слуг и рабочую силу со всего архипелага. Одними из первых были балийские рабы , купленные у балийских и амбонских наемников. Впоследствии этому примеру последовали и другие этнические группы; это были малайцы , сунданцы , яванцы , минангкабау , бугинцы и макасарцы . Были также включены иностранные и смешанные этнические группы; такие как индосы , мардейкеры , португальцы , голландцы , арабы , китайцы и индийцы , которые изначально были привезены или привлечены в Батавию для работы. [12]
Первоначально, примерно в 17-18 веках, жители Батавии идентифицировались по этническому происхождению; либо сунданцы, яванцы, малайцы, амбонцы, бугинцы-макассарцы, либо арабы и китайцы. Это было показано в записях переписи населения Батавии, в которых была указана этническая принадлежность иммигрантов к гражданам Батавии. Они были разделены на определенные этнические анклавы кампунги , поэтому в сегодняшней Джакарте есть некоторые регионы, названные в честь этнических названий, таких как Кампунг Мелайу, Кампунг Бали, Макассар и Кампунг Амбон. Эти этнические группы объединились и образовались примерно в XVIII-XIX веках. Лишь в конце 19 или начале 20 века группа, которая впоследствии стала жителями Батавии, называла себя «Бетави», что относится к креольско-малайскоязычной этнической группе, имеющей смешанную культуру различных влияний; Малайский, яванский, сунданский, арабский и китайский. [8] Термин «бетави» впервые был указан как этническая категория в переписи населения Батавии 1930 года. [12] Народ бетави имеет культуру и язык, отличный от окружающих сунданского и яванского языков. Бетави известны своими традициями в музыке и еде. [13]
Язык
[ редактировать ]
Язык бетави, также известный как бетави-малайский, является креольским языком на основе малайского языка . Это был единственный диалект на основе малайского языка, на котором говорили на северном побережье Явы ; В других прибрежных районах северной Явы преобладают яванские диалекты , а в некоторых частях говорят на мадурском и суданском языках . В словаре бетави много хоккиен заимствованных слов из китайского, арабского и голландского языков . Сегодня язык бетави является популярным неофициальным языком в Индонезии и используется в качестве основы индонезийского сленга . Он стал одним из наиболее распространенных языков в Индонезии, а также одним из самых активных местных диалектов в стране. [14]
Общество
[ редактировать ]
Из-за своего исторического чувства маргинальной этнической группы на своей родине народ бетави образует несколько общинных организаций, чтобы защитить себя от других этнических групп и укрепить солидарность бетави. Известные организации включают Forum Betawi Rempug (FBR), Forum Komunikasi Anak Betawi (Коммуникационный форум для народа бетави, Forkabi) и Ikatan Keluarga Betawi (Семейная сеть Betawi, IKB). Эти организации действуют как массовые движения, направленные на усиление переговорных позиций народа бетави, значительная часть которого экономически отнесена к неформальному сектору . [15] Некоторые из них имеют значительно большее количество последователей; например, по состоянию на 2021 год в состав «Форкаби» входят 500 000 человек в Джабодетабекском районе. [16]
Религия
[ редактировать ]Религия Бетавинезе [17]
Значительное большинство народа бетави исповедуют суннитский ислам . Антрополог Фахри Али из IAIN Pekalongan считает, что ислам является одним из основных источников формирования культуры и идентичности бетави, и поэтому эти два фактора невозможно разделить. [18] Элемент ислама можно увидеть во многих частях общества бетави. Например, Forum Betawi Rempug (FBR), организация Betawi, считает, что идеалом своей организации являются три S: Шолат (молитва), Силат (боевые искусства) и Секола ( обучение на основе песантрена ). [15] Бетави часто в своих трудах сильно подчеркивают свою исламскую идентичность, что отмечают многие зарубежные ученые. Сьюзан Абаясекере из Университета Монаша заметила, что многие жители Бетави — набожные и ортодоксальные мусульмане. [19]

Есть бетави, исповедующие христианскую веру. Среди этнических христиан-бетави некоторые утверждают, что они являются потомками португальца Мардейкера , вступившего в брак с местным населением, которое в основном поселилось в районе Кампунг Тугу , Северная Джакарта . Хотя сегодня культура Бетави часто воспринимается как мусульманская культура , она также имеет и другие корни, в том числе христианскую португальскую и китайскую перанаканскую культуру. В последнее время продолжаются дебаты об определении культуры и идентичности бетави, поскольку основные организации бетави подвергаются критике за то, что они принимают только мусульман-бетави, одновременно маргинализируя немусульманские элементы в культуре бетави, такие как португальские христиане бетави тугу и община Тангеранг Сина Бентенг . [20]
Мистер Антинг стал первым, кто принес христианство в общину Бетави Кампунг Савах, и основал протестантскую церковь Кампунг Савах, объединив мистицизм, культуру Бетави и христианство. Однако в 1895 году это сообщество разделилось на три конкурирующие фракции: первую фракцию возглавлял Гуру Лабан, базирующийся в Западном Кампунг Савах, вторую фракцию возглавлял Йосе, базирующийся в Восточном Кампунг Савах, а третью возглавлял Гуру Натаниэль, который был исключен из протестантской церкви. из Кампунг Саваха, искал убежища в соборе Джакарты и принял католицизм . [21] Католическая церковь Св. Серватия в Кампунг-Савах, Бекаси , берущая свое начало от общины Гуру Нафанаила, в своей массе использует культуру и язык бетави . [22] Эту практику разделяют и другие церкви Кампунг Савах. [23]
Религии | Общий |
---|---|
ислам | 6,607,019 |
христианство | 151,429 |
буддизм | 39,278 |
индуизм | 1,161 |
Другие | 2,056 |
Общий | 6,800,943 |
Культура
[ редактировать ]
Культура и искусство народа бетави демонстрируют влияние, которое они испытывали на протяжении всей своей истории. Видны иностранные влияния, такие как португальское и китайское влияние на их музыку, а также сунданское, яванское и китайское влияние на их танцы. Вопреки распространенному мнению, согласно которому культура бетави в настоящее время маргинализирована и находится под давлением со стороны более доминирующих соседних яванской и сунданской культур, культура бетави процветает, поскольку ее перенимают иммигранты, поселившиеся в Джакарте. Культура Бетави также стала визитной карточкой города, поддерживаемой муниципальными властями. На диалекте бетави часто говорят в телешоу и драмах . [25]
Архитектура
[ редактировать ]
Традиционно люди бетави не являются городскими жителями, живущими в гедонгах (зданиях в европейском стиле) или двухэтажных китайских румах токо ( магазинных домах ), сгруппированных внутри и вокруг городских стен Батавии. Они живут в кампунгах вокруг города, окруженных фруктовыми садами. По мере того как Джакарта становится все более и более густонаселенной, растут и традиционные деревни Бетави, которые в настоящее время по большей части превратились в густонаселенную городскую деревню со скромными домами, спрятанными между высотными зданиями и главными дорогами. Некоторые из наиболее аутентичных деревень Бетави сохранились только на окраинах города, например, в Сету-Бабакане, Джагакарсе, Южной Джакарте, граничащем с районом Депок, Западная Ява. Традиционные дома Бетави можно найти в традиционных кампунгах (деревнях) Бетави в районах Кондет и Сету-Бабакан, в Восточной и Южной Джакарте. [13]

В прибрежной зоне в районе Марунда, Северная Джакарта, традиционные дома Бетави построены в стиле румах панггунг , то есть дома, построенные на сваях . Прибрежные дома на сваях были построены в прибрежных влажных районах, которые иногда затоплялись приливами или наводнениями, возможно, на это повлияли малайцев и буги традиционные дома . Малайские мигранты и буги вокруг Батавии исторически концентрировались в прибрежных районах, поскольку они работали торговцами или рыбаками. Сегодня группу рыбацких деревень Буги можно найти на Тысяче островов Джакарты . Примером хорошо сохранившегося стиля Бетави румах панггунг является Румах Си Питунг , расположенный в Марунде, Чилинсинг , Северная Джакарта . [26]
Дома Бетави обычно относятся к одному из трех стилей: румах бабанг (или румах кебайя ), румах гуданг с яванским влиянием (стиль склада) и румах джогло . Большинство домов Бетави имеют остроконечную крышу , за исключением дома джогло, у которого высокая остроконечная крыша. В архитектуре Бетави есть особый орнамент, называемый гиги баланг («зубы кузнечика»), который представляет собой ряд деревянных черепиц, нанесенных на облицовку крыши. Еще одной отличительной особенностью дома Бетави является лангкан , открытая передняя терраса, где семья Бетави принимает своих гостей. Большая передняя терраса используется как жилое пространство на открытом воздухе. [13]
Музыка
[ редактировать ]
Гамбанг кромонг и Танджидор , а также музыка Керонконг Кемайоран произошли от кроконг музыки португальского народа мардейкер из района Тугу в Северной Джакарте. « Си Джали-джали » является примером традиционной песни Бетави.
Танец и драма
[ редактировать ]
Большое бамбуковое изображение гиганта-марионетки в маске Ондел -ондел похоже на китайско - балийский Баронг Ландунг и сунданский Бадаванг , художественные формы танца в масках. [27] Традиционные танцевальные костюмы Бетави демонстрируют как китайское, так и европейское влияние, в то время как такие движения, как танец Японг, [28] который заимствован из сунданского танца Джайпонган с оттенком китайского стиля. Другой танец — Топенг Бетави или танец в маске Бетави . [29]

Популярная народная драма Бетави называется Ленонг и представляет собой форму театра, в которой темы из местных городских легенд и иностранных историй переплетаются с повседневной жизнью народа Бетави. [30]
Боевые искусства
[ редактировать ]
Силат-бетави — боевое искусство народа бетави, которое не было достаточно популярным, но в последнее время приобрело более широкое внимание благодаря популярности фильмов о силате, таких как « Рейд» . [31] Боевое искусство Бетави уходит корнями в культуру Бетави джагоан (букв. «крутой парень» или «местный герой»), которая в колониальные времена часто шла против колониальной власти; презираемый голландцами как головорезы и бандиты, но очень уважаемый местными жителями как защитник коренных жителей. На диалекте бетави их стиль пенчак силат называется маен пукулан (буквально «игровой удар»), что родственно суданскому маен по . Среди других известных школ — Бекси и Цингкрик . Бекси - одна из наиболее часто практикуемых форм силата в Большой Джакарте, которая отличается от других стилей силата Бетави своим стилем боя на ближней дистанции и отсутствием атакующих действий ног. [32]
Церемонии
[ редактировать ]Манкенг — это церемония, используемая на важных общественных собраниях и особенно на свадьбах. Основная цель – принести удачу и защититься от дождя. Его выполняет деревенский шаман , также называемый шаманом Пангкенг, откуда и происходит это название. [33]
Во время свадебной церемонии Бетави существует традиция демонстрации силата Бетави паланг пинту (букв. Дверная перекладина). Это хореографическая имитация боя между свитой жениха и джагоаном кампунгом невесты (местным чемпионом). В схватке, естественно, побеждает окружение жениха, поскольку деревенские чемпионы приветствуют его в доме невесты. [31] Традиционное свадебное платье Бетави отражает китайское влияние в костюме невесты и арабское влияние в костюме жениха. [8] Народ бетави заимствовал китайскую культуру петард во время свадеб, обрезаний или любых праздничных мероприятий. Традиция приносить роти буайя (крокодиловый хлеб) во время свадьбы, вероятно, является европейским обычаем.
Другие праздники и церемонии Бетави включают обрезание или обрезание (мусульманское обрезание ), а также фестиваль Лебаран Бетави . [34]
Кухня
[ редактировать ]Основанный в процветающем портовом городе, Бетави предлагает эклектичную кухню, отражающую иностранные кулинарные традиции, которые веками влияли на жителей Джакарты. Кухня Бетави находится под сильным влиянием перанаканской , малайской , сунданской и яванской кухонь, а также в некоторой степени индийской, арабской и европейской кухонь. [35] У народа бетави есть несколько популярных блюд, таких как сото бетави и сото каки , наси удук , керак телор , наси , улам , асинан кетопрак , ружак , тушеное мясо дженгкол , сайур асем , пробковый пукунг и бетави гадо-гадо .
- соленые огурцы Бетави
- хлеб Крокодиловый
Известные люди
[ редактировать ]
- Си Питунг , легендарный бандит
- Мохаммад Хусни Тамрин , национальный герой Индонезии
- Беньямин Суэб , легендарный комик, певец и актер
- Имам Сяфеи , военный деятель и бывший специальный министр безопасности
- Исмаил Марзуки , композитор и музыкант
- Фаузи Бово , губернатор Джакарты, 2007–2012 гг.
- Зайнуддин М.З. , исламский общенациональный проповедник и политик.
- Сурьядхарма Али , политик
- Омасвати , актриса
- Мпок Нори , комик
- Джулия Перес , актриса и певица
- Сурья Сапутра , актер, певец и модель
- Ико Увайс , актер, мастер боевых искусств и каскадер
- Аю Тин Тин , певица
- Айман Витжаксоно , журналист и ведущий новостей
- Асмиранда Зантман , актриса и певица
- Франческа Габриэлла Деви Резер , актриса, ведущая и модель
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гражданство, этническая принадлежность, религия и повседневный язык индонезийского населения» . Центральное статистическое бюро. 2010. Архивировано из оригинала 10 июля 2017 года . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Арис Ананта, Эви Нурвидья Арифин, М. Саири Хасбулла, Нур Буди Хандаяни, Агус Прамоно (2015). Демография этнической принадлежности Индонезии . Сингапур: ISEAS: Институт исследований Юго-Восточной Азии, с. 270 (по данным переписи 2010 г.).
- ^ Касл, Лэнс (1967). «Этнический профиль Джакарты». Индонезия : 156.
- ^ Гринс, CD (1991). Джакарта Малайский . Том. 2. КИТЛВ Пресс. п. 6. ISBN 9067180351 .
- ^ Крибб, Роберт; Кахин, Одри (2004). Исторический словарь Индонезии (2-е изд.). KITLV Пугало Пресс. п. 55. ИСБН 0-8108-4935-6 .
- ^ Кнорр, Жаклин (2014). Креольская идентичность в постколониальной Индонезии. Том 9 исследований интеграции и конфликтов . Книги Бергана. п. 91. ИСБН 9781782382690 .
- ^ Нет денег, нет меда: исследование уличных торговцев и проституток в Джакарте, проведенное Элисон Мюррей. Oxford University Press, 1992. Глоссарий, страница xi.
- ^ Jump up to: а б с Дина Индрасафитри (26 апреля 2012 г.). «Бетави: Между традицией и современностью» . Джакарта Пост . Джакарта.
- ^ Воландхари, Айёнингсих Дья (2020). Вита, Афри (ред.). «Социо-культурные размышления Общества Бетави на мотиве Батик Бетави» . Продолжающаяся международная конференция 2020: Изменение положения искусства и культурного наследия после эпохи пандемии : 25–29.
- ^ Октадиана, Гера; Рахманита, Мырза; Суприна, Рина; Цзюньян, Пан (25 мая 2022 г.). Текущие проблемы туризма, гастрономии и исследования туристических направлений: материалы Международной конференции по туризму, гастрономии и туристическим направлениям (TGDIC 2021), Джакарта, Индонезия, 2 декабря 2021 г. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-61917-1 .
- ^ Нас, Питер Дж. М. (13 июня 2022 г.). Джакарта Батавия: социокультурные очерки . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-45429-3 .
- ^ Jump up to: а б с «Развенчание «родного джакартанского мифа» » . Джакарта Пост . Джакарта. 7 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Инда Сетиавати (24 июня 2012 г.). «Охота за домом Бетави» . Джакарта Пост . Джакарта.
- ^ Сетионо Сугихарто (21 июня 2008 г.). «Сохранение языка бетави в Джакарте» . Джакарта Пост . Джакарта.
- ^ Jump up to: а б Фариш А. Нур. (2012). Форум Бетави Ремпуг (FBR) в Джакарте: движение этнической и культурной солидарности в глобализирующейся Индонезии. ( Рабочий документ RSIS, № 242 ). Сингапур: Наньянский технологический университет.
- ^ У массовой организации Форкаби новый председатель. Эта статья была опубликована на JPNN.com под заголовком «У массовой организации Форкаби новый председатель» . ЯПНН . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Арис Ананта, Эви Нурвидья Арифин, М. Саири Хасбулла, Нур Буди Хандаяни, Агус Прамоно. Демография этнической принадлежности Индонезии . Сингапур: ISEAS: Институт исследований Юго-Восточной Азии, 2015. с. 270 (по данным переписи 2010 г.).
- ^ Значение ислама для народа бетави . НУ Онлайн . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ Джакарта: История . Сьюзен Абеасекере. Сингапур: Издательство Оксфордского университета, 1987.
- ^ «Бетави или не Бетави?» . Джакарта Пост . Джакарта. 26 августа 2010 г.
- ^ Фирдаус, Рэнди Ферди (20 декабря 2015 г.). «Бетави пробует христианство в Кампунг Савах Бекаси» . merdeka.com . Проверено 12 января 2023 г.
- ^ Жизнь представителей разных религий под одной крышей в Кампунг Савах | Специальный контент
- ^ Рамадиан, Набилла (27 декабря 2022 г.). «История рождественской мессы церкви Кампунг Савах в традиционной одежде Бетави. Страница все» . КОМПАС.com (на индонезийском языке) . Проверено 12 января 2023 г.
- ^ Арис Ананта, Эви Нурвидья Арифин, М. Саири Хасбулла, Нур Буди Хандаяни, Агус Прамоно. Демография этнической принадлежности Индонезии . Сингапур: ISEAS: Институт исследований Юго-Восточной Азии, 2015. с. 273.
- ^ «Что делать с родной культурой Бетави?» . Джакарта Пост . Джакарта. 26 ноября 2010 г.
- ^ « Рума Си Питунг» самая популярная среди достопримечательностей Морского музея Джакарты» . Джакарта Пост . 25 ноября 2017 года . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ «стиль Бетави» . Джакарта Пост . 1 сентября 2013 г.
- ^ «Танец Японг, традиционный танец Бетави» . Индонезия Туризм . 27 марта 2013 г.
- ^ «Традиционный танец Джакарты – танец в масках Бетави» . Путеводитель по Индонезии . 4 августа 2015 г.
- ^ «Ленонг» . Энциклопедия Джакарты (на индонезийском языке). Городское правительство Джакарты. 13 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 16 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Индра Будиари (13 мая 2016 г.). «Бетави «Пенчак силат» затаился среди местных жителей» . Джакарта Пост . Джакарта.
- ^ Натали Эбигейл Будиман (1 августа 2015 г.). «Бетави пенчак силат адаптируется к современности» . Джакарта Пост . Джакарта . Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ (на индонезийском языке) Ванганеа, Йопи и Абдурахман. 1985. Традиционные церемонии, связанные с природными событиями и верованиями в особом столичном регионе Джакарты. Джакарта: Проект культурной инвентаризации и документации Департамента образования и культуры Джакарты. Иметь значение. 61-71.
- ^ Иравати Вардани (23 августа 2015 г.). «Ид-Бетави: мероприятие по сохранению связей и традиций» . Джакарта Пост . Джакарта.
- ^ Инда Сетиавати (8 ноября 2013 г.). «Неделя 5: ускоренный курс кухни Бетави» . Джакарта Пост . Проверено 5 августа 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Замки, Лэнс Этнический профиль Джакарты , Индонезия, том. Я, Итака: Корнельский университет, апрель 1967 г.
- Гиннесс, Патрик Отношения и ценности жителей Бетави-Фриндж в Джакарте , Berita Anthropologi 8 (сентябрь), 1972, стр. 78–159
- Кнёрр, Жаклин В поле противоречия между традиционностью и современностью: оранг-бетави и бетави-ность в Джакарте , Journal of Ethnology 128 (2), 2002, стр. 203–221.
- Кнёрр, Жаклин Креольность и постколониальное общество. Интеграция и дифференциация в Джакарте , Франкфурте и Нью-Йорке: Campus Verlag, 2007 г.
- Саиди, Ридван. Профиль народа бетави: происхождение, культура и обычаи
- Шахаб, Ясмин (редактор), Бетави в современной перспективе: развитие, потенциал и проблемы , Джакарта: LKB, 1997.
- Виджая, Хусейн (редактор), Культурное искусство Бетави. Семинар по раскопкам и развитию, Джакарта: PT Дуния Пустака Джая, 1976 г.