Техит люди
Общая численность населения | |
---|---|
15.972 ( 2010 ) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Южный Соронг Регентство | |
Языки | |
Техит , индонезийский , папуасский малайский | |
Религия | |
Христианство (большинство) Ислам и верования коренных народов (меньшинство) | |
Родственные этнические группы | |
Тяжелый • Мой • Ждал |
Техит — этническая группа, проживающая в южной части полуострова Доберай . Их традиционные поселения сосредоточены вокруг района Теминабуан . Согласно переписи населения Индонезии 2010 года , численность населения Техита составляла 15 972 человека. [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Слово техит или техид происходит от слова «тахиид», что означает «Они техид». Однако лексическое значение утрачено. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Согласно истории, народ техит происходил из культурного региона Торор, охватывающего полуостров Сегет-Селе. Природная катастрофа, вызванная сильным приливом, побудила людей культуры Торор искать убежище и поселиться в районе, известном сегодня как Теминабуан . Техитами, мигрировавшими в Теминабуан на лодке, были кланы Кондологит, Конджол, Сарваник, Кемесрар, Саламук, Блесс, Блесиа, Блескадит, Сремере, Кремак, Момот, Аджоло, Сфарит, Кдамаа и Саламбау. Эти мигрирующие группы позже подарили жителям Теминабуана каменные топоры и керамику. Вероятно, они пришли в Теминабуан несколько сотен лет назад и вытеснили папуасское карликовое племя Салфедрар, обитавшее в этом районе ранее. Техитцы высокие и крепкие, как типичные папуасы, живущие в болотистых прибрежных районах. [ 3 ]
В традиционных историях Техита говорится, что некоторые из них произошли от кефи , дерева, которое они считали царственным. История рассказывала, что клан Фриза, который сейчас проживает в Венселало, расколол кефи. После разделения из него вышли люди. Разделение произошло по указанию суки, имя которой было неизвестно. Роды, происходящие из деревьев кефи, - это Сагисалло, Сера, Селая, Сефлемболо, Сагрим, Сарефе, Сабру, Сакамак, Тесия, Срефло, Савен, дан Яролло. Кроме того, существуют и другие кланы, происходящие из почвы, казуаров , неба и реки, такие как Симат, Фласси, Камесрар, Суахан и другие. В этих традиционных историях возникла смесь культуры, языка и обычаев. Затем между ними произошли смешанные браки, создавшие техитский народ. [ 3 ]
Техит находился под влиянием нескольких эпох. В эпоху Султаната Тидоре людьми Техит возглавляли небольшие королевства, которые проживали в четырех вери (территориях или поселениях), которыми были Вери Амбуам (Теминабуан), Вери Сар, Вери Конда, дан Вери Касрер (Серибау). Король Кайбуса в Теминабуане был самым доминирующим из остальных, имея титул Раджа Кайбус и Анггуок Конджол в качестве первого короля. Торговые отношения были установлены между этими территориями и королевствами на полуострове Онин, такими как Фатагар и Аргуни, и на островах Раджа Ампат , т. е. Салавати. Они торговали меньшими райскими птицами и рабами в обмен на одежду, топоры, мачете, ножи и другое. [ 3 ]
В 1940-е годы европейские миссионеры ( зендинг ) начали распространять христианство среди техитцев. Многие миссионеры были отправлены с Малуккских островов в Теминабуан. Король Кайбус Анггуок сыграл важную роль в содействии распространению христианства. Внедрение этой «чужой» религии привело к тому, что народ техит отказался от своей традиционной культуры и принял модернизацию через церковь. В 1941 году, во время Второй мировой войны , все священники, миссионеры и местные жители бежали вглубь страны. [ 3 ]
Во время японской оккупации техитцы были вынуждены построить шоссе Теминабуан-Аямару с ограниченным количеством техники. Из-за японской тирании по отношению к местным жителям им оказывалось сопротивление. Благодаря сотрудничеству между союзными войсками и жителями Теминабуана японские войска были наконец изгнаны из Теминабуана. После этого голландцы бурили нефть в Соронге . Общество Техит начало перестраиваться в сферах правительства, церкви, социально-экономики, общества и культуры. В этот период племя Техит обычно образовывало единство, состоящее из двух частей: Прибрежного Техита и Горного Техита. [ 3 ]
Общество Техит состоит из нескольких кланов по отцовской линии. Членов клана называют вендла , а их лидеров — нахохох. Лидерство обычно проявляется в социальных вопросах, таких как проблемы распределения наследства, регулирование брака и нарушения обычаев. Нахохох должен провести собрание ( лелех вамар ), чтобы решить вопрос. Решение требует рассмотрения группой мудрых старейшин ( насемба). В прошлом лелех вамар также функционировал как ритуальное учреждение, служившее посредником между надхоином (людьми) и тали нггамери (богом), известным как На Агоу Аллах. [ 3 ]
Традиционные верования
[ редактировать ]Люди техит верят, что вуа (дух) недавно умершего человека отправится в млфитан ( загробную жизнь). Там вуа будут присматривать за своими потомками, которые все еще живут в мире. Если произойдет какое-либо нарушение, вуа придет и проявит себя как тревожный дух, чтобы не дать потомкам повторить нарушение. Уа может проявляться в виде болезней, кабанов или закрытия судьбы людей на охоте и других работах. Это нарушение вуа называется хлембет ысимари (наблюдение духов) и может быть разрешено только путем предложения хеа (жертвоприношений) или совершения самбе (прощения) с помощью мимита (шамана). Самый злобный вуа называется хол , и этот дух боится только тали нггамери или На Агоу Аллаха , которые базируются в ик (небе). [ 3 ]
Как и другие папуасские племена на полуострове Доберай, Техит использовал не хох в качестве валюты (священную ткань), особенно для приданого. В браке у техитцев сёло (дядя по материнской линии) играл важную роль в определении партии племянницы или племянника. Поэтому идеальный брак в обществе Техит заключается между кросскузенами. [ 3 ]
Язык
[ редактировать ]Техитский язык , известный в местном масштабе как сало техит . [ 4 ] состоит из 11-23 диалектов: Техийит (говорят на Теминабуане и его окрестностях), Афсия (также известный как Мболфле ; говорят на Вери Конде и Мбариате, расположенных в южной части Теминабуана), Джемма (говорят на Вехали и Элесе, расположенных в северной части Теминабуана). Теминабуан), Йемиан (говорят на Хане и Санехе), Савиат (говорят на Сороане и его окрестностях), Фкар (говорят в горном регионе), Сайфи, Коньох, Салмейт, Ятфле, Олабра и Сфарьере. [ 3 ]
Средства к существованию
[ редактировать ]Техитцы живут в болотистой местности. Их основной источник дохода — вырубка и сбор стретчинга саго. Между тем, те, кто проживает в лесных районах, в основном занимаются сельскохозяйственной деятельностью, собирая ямс, таро, тыквы и другие. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ананта, Арис (2015). Демография этнической принадлежности Индонезии . Эви Нурвидья Арифин, М. Саири Хасбулла, Нур Буди Хандаяни, Агус Прамоно. Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 978-981-4519-88-5 . OCLC 1011165696 .
- ^ Ананта, Арис; Арифин, Эви Нурвидья; Хасбулла, М. Саири; Хандаяни, Нур Буди; Прамоно, Агус (2015). Демография этнической принадлежности Индонезии . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 978-981-4519-88-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хандоко, Соеварто; Румбевас, Додуниас; Саваки, Мартин; Кренак, Тонсе; Сунарё, Суристина (1983). Содержание и оборудование традиционных домашних хозяйств в соответствии с их назначением, функциями и использованием в регионе Ириан-Джая (PDF) (на индонезийском языке). Индонезия: Министерство образования и культуры . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Фласси, Марлина (09.06.2020). «Создание идентичности племени Техит, Регентство Южный Соронг, Западное Папуа» . СЕНДЕРАВАСИХ: Журнал папуасской антропологии . 1 (1): 1–7. дои : 10.31957/jap.v1i1.1377 . ISSN 2774-552X .