Тетум люди
![]() Трое мужчин-тетум в Суаи , Восточный Тимор, в традиционной одежде (2003 г.). | |
Общая численность населения | |
950,000 (2015) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 500,000 |
![]() | 450,000 |
Языки | |
Тетум | |
Религия | |
Христианство ( католицизм в Восточном Тиморе и протестантизм в Западном Тиморе ) | |
Родственные этнические группы | |

Тетум этническая , также известный как Тетун или Белу в Индонезии, — это группа , которая является коренным населением острова Тимор . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Эта этническая группа населяет Регентство Белу в Индонезии и на большей части территории Восточного Тимора . Их язык называется тетум и является частью австронезийской языковой семьи . [ 4 ] [ 5 ] Помимо острова Тимор, эта этническая группа также встречается в Джакарте , Индонезия. [ 5 ] [ 6 ]
Происхождение
[ редактировать ]Среди Тетум Терик из Викеке считается, что первые люди вышли из двух отверстий или влагалищ, «Махума» и «Леки Буи», выйдя на землю, взобравшись по священным щупальцам. Поэтому у Тетум Терик дверь дома традиционно называется влагалищем, а внутренняя часть дома называется ЧАТКОЙ, женской комнатой. По их верованиям, вселенная Тетум Терик, разделенная на подземный и верхний мир, соединена через женское влагалище. Нижний, или священный, мир определяется как женский, в котором доминируют женщины, тогда как светский и мужской верхний мир занимают мужчины. По их убеждениям, два мира должны быть объединены, иначе будет грозить бесплодие, болезни и смерть. [ 7 ]
На основании рассказов, передающихся из поколения в поколение, считается, что этническая группа тетум первоначально пришла из Малакки на Малайском полуострове , затем переселилась в несколько мест, прежде чем окончательно прибыла на остров Тимор, а именно в восточную часть остров. Эта история также считается источником основания Королевства Малакка в Западном Тиморе , который является одним из королевств, возглавляемых этнической группой тетум. [ 5 ]
Обзор
[ редактировать ]
Малайско -полинезийские тетум составляют самую крупную этническую группу в Восточном Тиморе с населением около 450 000 человек и вторую по величине в Западном Тиморе с населением 500 000 человек. Они мигрировали только в 14 веке, когда, согласно их записям, народ тетум пришел из Малакки . Сначала они поселились в центре острова и оттеснили Атони Мето к западной части Тимора. Затем они продвинулись дальше на восток и основали четыре королевства, из которых Вехали был самым могущественным. Точно так же их язык стал лингва-франка в центре и на востоке острова. Даже сегодня тетумы живут в центре острова по обе стороны границы и на юго-восточном побережье.
Тетум говорят на различных диалектах тетума . Тетун Праса является официальным языком Восточного Тимора наряду с португальским . Только в Восточном Тиморе более 432 766 человек говорят на тетуме как на родном языке (2015 г.). Из разных диалектов 361 027 восточнотиморцев заявили, что тетун-праса является их родным языком, 71 418 упомянули тетун-терик , а 321 назвали нанаек (2015). [ 1 ]
Исторический экзоним Белу означает «друг» или «защитник». Поэтому восточная часть острова Тимор в колониальные времена называлась Белу. [ 8 ]
В отличие от других говорящих на тетуне, «Тетум Терик Фехан» организованы по матриархальному принципу , что в остальном характерно только для Бунака и Галоли в Восточном Тиморе. Этническая группа Тетум Терик Фехан проживает в Мануфахи , Кова Лима , Бобонаро и Манатуто . [ 9 ]
Культура
[ редактировать ]Традиционный танец
[ редактировать ]Одним из традиционных танцев этноса тетун является танец Ликурай , который танцуют женщины, приветствуя гостей или бойцов, возвращающихся с войны. [ 2 ]
Свадьба
[ редактировать ]Женщины тетум, состоящие и бывшие в браке, традиционно носят татуировки с определенными мотивами, которые символизируют их социальный статус. Женихи и невесты тетум также носят традиционную одежду с головными уборами, тканями, ожерельями, заклепками и другими украшениями с характерными узорами и значениями. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЖИЛЬЯ ТИМОР-ЛЕШТИ 2015 ГОДА; РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ РАЙОНАМ - ТОМ 2 (ЯЗЫК); Таблица 13. Население по родному языку и возрасту, Тимор-Лешти» (PDF) . Главное статистическое управление, ныне Национальный статистический институт Тимора-Лешти . 2016. Архивировано из оригинала 13 ноября 2019 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Дианавати, Аджен (2004). RPUL SD (Полный общий обзор знаний начальной школы) [ CGKS PS (Полный общий обзор знаний начальной школы) ] (на индонезийском языке). Вахью Медиа. п. 57. ИСБН 978-979-3806-65-5 . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Сибурян, Роберт (ред.). Бета Оранг Купанг: Знакомство с Джоном Хабой через друзей [ Бета Оранг Купанг: Знакомство с Джоном Хабой через друзей ] (на индонезийском языке). Джакарта , Индонезия : Фонд библиотеки индонезийских факелов. п. 20. ISBN 978-602-433-432-1 . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Кана, Кристоффель (1 января 1986 г.). Абу, Рифаи (ред.). Традиционная архитектура Восточной Нуса Тенгара [ Традиционная архитектура Восточной Нуса Тенгара ] (на индонезийском языке). Главное управление культуры . п. 64 . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Четверг (22 ноября 2018 г.). «Послужной список Геракла, «великого» тиморского деятеля в Танах Абанге» [Послужной список Геркулеса, «великого» тиморского деятеля в Танах Абанге]. CNN Indonesia Online (на индонезийском языке) . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Триндаде, Джош (30 июня 2011 г.). «Лулик: основные ценности Тимора-Лешти» . Академия.edu . п. 11 . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Географические названия на нестабильном фоне» (PDF) . Постоянный комитет по географическим названиям для британского официального использования : Восточный Тимор . Декабрь 1999 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 февраля 2013 г. Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Найнер, Сара (январь 2012 г.). «Барлейк: исследование брачной практики и вопросов статуса женщин в Тиморе-Лешти» (PDF) . Фундасаун Махейн . п. 144 . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Хусни, Мухаммед; Сирегар, Тиарма Рита (1 января 2000 г.). Индонезийские традиционные украшения [ Традиционные индонезийские украшения ] (на индонезийском языке). Главное управление культуры . п. 32 . Проверено 1 июня 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвид Хикс: Материнская религия, роль женщины в мифах и ритуалах Тетум. 1984, (= Специальный отчет № 22; Серия монографий по Юго-Восточной Азии ). Центр исследований Юго-Восточной Азии ДеКалба, Университет Северного Иллинойса , OCLC 800516747 .
- БАГ Вроклаге: Этнография белу в Центральном Тиморе. Том 1, Лейден, 1952 г.
- В. Вертельбур: О языке и культуре белу (Тимор). В: Антропос . 50.1, 1955, стр. 155-200.