Люди сумба
Хумба годы | |
---|---|
![]() Двое мужчин танцуют с мечом и щитом, остров Сумба , 1930 год. | |
Общая численность населения | |
Примерно 656 000 (2008 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Индонезия ( Регентство Западная Сумба и Регентство Восточная Сумба , остров Сумба ) | |
Языки | |
Языки бима-сумба , язык камбера , индонезийский язык | |
Религия | |
Христианство: 64% (¾ протестантизм , ¼ католицизм ) (преимущественно), ислам : 6%, марапу : 30% религия [ 1 ] | |
Родственные этнические группы | |
Народ хау , меланезийцы |
Народ сумба (или сумбесе ) — этническая группа, населяющая остров Сумба в Индонезии , который разделен на четыре регентства, а именно: Юго-Западное Регентство Сумба , Западное Регентство Сумба , Центральное Регентство Сумба и Восточное Регентство Сумба . Они называют себя Тау Хумба . [ 2 ] Сумбезе удалось сохранить большую часть своей культуры, несмотря на иностранное влияние, которое давным-давно прибыло на Малые Зондские острова .
Источник
[ редактировать ]Мифология
[ редактировать ]существуют генеалогические связи Между народами Сумба и жителями острова Саву . Согласно мифу о происхождении, они происходят от двух предков, Хаву Меха и Хумба Меха . Хаву Меха родила савунцев , которые первоначально жили на острове Сумба , но позже мигрировали на небольшой остров Саву. Потомство Хумбы Меха осталось в Сумбе . [ 3 ]
История
[ редактировать ]Точное время начала заселения острова Сумба неизвестно. Существовали теории, что острова Сумба самые древние жители , австралоиды, позднее ассимилировались с австронезийцами . Доказательством этого стал внешний вид аборигенов Сумбы, имевших некоторые австралоидные черты. Однако генетические исследования показали, что народ сумба немного отличается от других австронезийских народов и австралоидные черты могли быть переняты их предками по пути на остров. [ 4 ] [ 5 ]
Согласно мифологии Марапу , первые люди спустились по лестнице с неба на север острова. [ 6 ] Генетики утверждают, что предки народа сумба действительно изначально населяли северное побережье, а уже потом — остальную часть острова Сумба . С конца периода неолита поселенцы создавали мегалитические сооружения. Причем эта традиция продолжалась вплоть до 20 века.
В средние века сумбы активно торговали ценными породами дерева и ароматной смолой. Благодаря торговцам из Аравии на остров были завезены новые породы лошадей. Сухой климат местной тропической саванны способствовал расширению коневодства. [ 7 ] Предполагается, что народ сумба зависел от яванского королевства Маджапахит , а затем от других королевских отношений в Сумбаве и Сулавеси . Фактически власть была поделена между местными лидерами, с их нескончаемой борьбой за власть. Это привело к развитию рабства.
В 1866 году Сумба была присоединена к колониальным владениям Голландской Ост-Индской компании . Восток острова находился под сильным влиянием колониальной администрации, тогда как западная сторона сохраняла архаичный образ жизни. После восстания 1901 года голландцы провели ряд реформ, направленных на модернизацию экономики и создание единой администрации.
В 1949 году Сумба стала частью независимой Индонезии.
Религия
[ редактировать ]
Традиционная религия марапу , которая включает в себя как поклонение предкам, так и поклонение божествам, все еще жива в обществе сумба. Марапу является философским центром культурного самовыражения Сумбы и включает в себя традиционные церемонии, традиционные места поклонения ( умарату ), [ 8 ] традиционная архитектура , декоративная резьба и текстиль с его модными стилями, такими как ткани хингги и лау , а также ювелирные изделия и оружие. Христианство начало распространяться в 19 веке с прибытием христианских миссионеров. [ 9 ] Большинство верующих христиан принадлежат к протестантам . [ 10 ]
Культура
[ редактировать ]
Основным занятием сумба издавна было земледелие. Преобладает подсечно-огневое земледелие в условиях тропического климата саванны , а также животноводство. Климат с регулярными сезонными засухами привел к формированию особой сельскохозяйственной стратегии, при которой фермеры одновременно выращивают различные культуры на уровне прожиточного минимума, такие как рис, фасоль, клубнеплоды, кукуруза и так далее. Однако и сегодня она не всегда обильна, но помогает давать достаточно хорошие урожаи. Традиционный основной рацион – рис и маниока. [ 11 ] Голландские миссионеры и колониальные офицеры отмечали, что голод часто становится причиной военных конфликтов. Люди сумба также держат коров, буйволов, кур, овец и лошадей. Местные жители разводят породу небольших, но выносливых лошадей, она хорошо известна и на других островах Индонезии . Традиционные ремесла включают ткачество и резьбу по камню.
Основной тип поселений — деревенские дома, традиционная оборонительная концепция которых предполагает возведение на вершинах холмов и окружение густыми колючими зарослями. [ 12 ] Каркасные бамбуковые хижины построены на столбах, а стены затеняют циновки. Соломенная крыша имеет сложную конструкцию, предназначенную для защиты дома от дождя и солнца, а также для обеспечения естественной вентиляции в зданиях.
Социальные слои в Регентстве Восточной Сумбы среди знати ( марамба ), священников ( кабису ) и простого народа ( ата ) все еще существуют, хотя и не соблюдаются так строго, как в прошлом, и внешне уже не проявляются явно в физическом облике. и одежда человека. Сегодня различия в одежде указывают на разный уровень важности во время таких мероприятий, как традиционные праздники, свадьбы и церемонии смерти, где компоненты используемой одежды изготавливаются заново, а старая или изношенная одежда обычно используется дома или для повседневной работы. [ 13 ]
В прошлом основной одеждой был украшенный саронг икат . [ 14 ] [ 15 ] где и мужчины, и женщины закрывали их только нижнюю часть тела. Самая важная часть традиционного наряда сумбы расположена на покрове тела в виде больших листов ткани хинги для мужчин и ткани лау для женщин. В тканях хинги и лау , изготовленных с использованием ткацких техник и их применения, мути и хада раскрываются как различные символы в социальном и экономическом контексте. [ 16 ]
Исторически восточная часть острова Сумба является центром торговых отношений, где люди связаны с внешним миром. Поэтому во второй половине 2-го тысячелетия нашей эры здесь формируется сложная социальная структура с прослойкой высокопоставленных воинов и вождей, принявших титул монарха - раджа . В западной Сумбе остались лишь небольшие племенные группы, возглавляемые избранными вождями. В обеих частях острова основную социальную роль играют основные племенные общины, занимавшие деревни, контролирующие окружающие земли и водные источники. Они были разделены на небольшие нуклеарные группы и большие расширенные семьи. Родство и наследование учитываются только по отцовской линии. [ 17 ] [ 18 ]
У народа сумба богатый и относительно разнообразный устный фольклор. Сохранились традиционные праздники, включающие в себя скачки, жертвоприношения быков, сложные погребальные ритуалы и бои на копьях. Пасола - это культурный праздник народа сумба, который считается одним из культурных богатств Индонезии, которое очень редко и уникально для народа сумба. [ 19 ] В Регентство Вест-Сумба люди приезжают издалека только для того, чтобы посмотреть пасолу , соревнование, в ходе которого две команды соревнуются в метании друг в друга тупыми копьями. [ 20 ] К 20 веку люди сумба уже построили мегалитические гробницы, наиболее известные из которых находятся в Анакаланге .
Традиционный мужской наряд
[ редактировать ]
Как упоминалось ранее, одежда взрослого сообщества сумба, как правило, основана на уровне важности, а также на круге окружающей среды в событии, а не на иерархическом социальном статусе. Однако есть некоторые незначительные различия. Например, одежда аристократа обычно состоит из более тонкой ткани и аксессуаров, чем у простолюдина, хотя компоненты и общий вид такие же. Наблюдая за этими аспектами, изучение мужской одежды сумбы сосредоточено на традиционных нарядах, которые носят на крупных мероприятиях, церемониях, фестивалях и тому подобном. Это потому, что в таких случаях мужчины одеваются в лучшем виде. Мужской наряд сумба состоит из головного убора, нательных покрытий и ряда сопутствующих украшений и клинкового оружия.
Что касается покрытия тела, два куска хинги используются , а именно хингги комбу и хингги каору . Хингги комбу носят на бедре и закрепляют широким кожаным ремнем. [ 21 ] Хингги каору или иногда хингги раукадама используется в качестве дополнения. [ 22 ] Тиара патанг повязывается вокруг головы, это тип головного убора с определенными петлями и узлами, имеющими форму гребня. [ 23 ] Этот герб может быть размещен спереди, слева или справа в зависимости от предполагаемого символического значения. Например, гребень, расположенный спереди, символизирует мудрость и независимость. Хингги пахикунг и тиара изготовлены из тканого полотна в икат и . технике Особенно головной убор, выполненный в технике плетения пахикунг , называется тиара пахуду . [ 22 ]
Разнообразные украшения, которые встречаются на хингги и тиаре , особенно те, которые связаны с живыми существами, такими как абстракция человека (череп), креветки, курица, змея, дракон, крокодил, лошадь, рыба, черепаха, кальмар, олень, птица, буйвол. и узоры, на которые повлияли иностранные культуры (китайская и голландская), такие как дракон, трехцветный флаг, корона и лев. Все они имеют свое значение и символ, происходящий из мифологии, разума, а также глубокой веры в Марапу . Цвет хинги также отражает эстетическую ценность и социальный статус. Лучший хингги — это хингги комбу, за ним следует хингги кавару , затем хингги раукадана и, наконец, хингги панда паингу . [ 24 ]
Далее мужской костюм сумбы завершается кабеалой, вставленной с левой стороны пояса. [ 25 ] А канатар (браслет) и мутисалак (коралловые бусы) носят на левом запястье. [ 24 ] Традиционно в мужском наряде нет обуви, однако она широко используется, особенно в городе. Кабеала – символ мужественности. Мутисалак символизирует экономическое и социальное положение. Точно так же, как и с другими украшениями. В целом украшения и дополнительные украшения наряда являются символом мудрости, силы и доброты человека. [ 24 ]
Фамильные предметы, такие как шейный круг-пектораль марангга и золотые украшения мадака, также носят во время особых церемоний, хотя эти предметы обычно хранятся на чердаке дома из-за их предполагаемой сильной духовной силы.
Традиционный женский наряд
[ редактировать ]
Фестивальные и церемониальные женские наряды восточного Сумбезе всегда предполагают выбор из нескольких тканей, названных в соответствии со стилем техники плетения, таких как лау каору , лау пахуду , лау лау мутикау и пахуду кику . [ 26 ] используются декоративные ткани В качестве нижней части саронга , закрывающей грудь, ( лау пахуду кику ). [ 27 ] и плечи покрыты ( таба хуку ) того же цвета, что и саронг . [ 28 ] Головной убор украшает однотонная тиара с хидухай или хай кара . [ 26 ] Над лбом закрепляются металлические украшения, например, из золота или позолоты, которые называются Марангга . [ 29 ] украшаются В то время как уши мамули украшениями в виде золотых ожерелий, они также надеваются на шею и свисают вплоть до груди. [ 30 ] Подобно тому, как мужчины носят с собой Кабеалу , женщины носят с собой нож Кахиди Юту, когда выходят из дома или посещают официальные мероприятия. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Страна + Люди» . Информация о Сумбе. Архивировано из оригинала 12 ноября 2017 г. Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ Джилл Форши (2001). Между складками: истории о ткани, жизни и путешествиях из Сумбы . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2288-0 .
- ^ Ян Сихар Аритонанг и Карел Адриан Стинбринк (2008). История христианства в Индонезии . Блестящий. ISBN 978-90-04-17026-1 .
- ^ Тимоти А. Джинам, Лих-Чун Хонг, Мод Э. Фиппс, Марк Стоункинг, Махмуд Амин, Джули Эдо, Паназиатский консорциум SNP HUGO и Наруя Сайто (22 июня 2012 г.). «Эволюционная история жителей континентальной Юго-Восточной Азии: гипотеза «раннего обучения», основанная на генетическом анализе данных митохондриальной и аутосомной ДНК» (PDF) . Публикация в предварительном доступе . Проверено 11 мая 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Дж. Стивен Лансинг, Мюррей П. Кокс, Шон С. Дауни, Брэндон М. Габлер, Брайан Холлмарк, Татьяна М. Карафет, Питер Норквест, Джон В. Шенфельдер, Херавати Судойо, Джозеф К. Уоткинс и Майкл Ф. Хаммер (23 года) август 2007 г.). «Коэволюция языков и генов на острове Сумба, восточная Индонезия» (PDF) . Принстонский университет . Проверено 11 мая 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «История + Культура» . Информация о Сумбе. Архивировано из оригинала 19 октября 2015 г. Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ «Происхождение и история лошади сумба» . Путера Паданг Сабана. Январь 2012 года . Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ УХ Капита (1976). Сумбанцы и их обычаи . Региональный комитет по изданию рукописей по культуре Сумбы, Совет управления христианской церковной службы Сумбы. п. 81. OCLC 223281227 .
- ^ «Финское антропологическое общество». Журнал Финского антропологического общества . Общество. 2007. стр. 136.
- ^ Ян Сихар Аритонанг и Карел Адриан Стинбринк (2008). История христианства в Индонезии . Блестящий. п. 317 . ISBN 978-90-041-7026-1 .
- ^ «Земледелие» . Фонд Сумба. Архивировано из оригинала 2 мая 2016 г. Проверено 2 мая 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Ирен Дубрава (1 апреля 2015 г.). «Архитектура в Сумбе». Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер Нидерланды. стр. 1–8. дои : 10.1007/978-94-007-3934-5_10232-1 . ISBN 978-94-007-3934-5 .
- ^ Уэбб Кин (1997). Признаки признания: полномочия и опасности представительства в индонезийском обществе . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-91763-7 .
- ^ Тони (15 марта 2012 г.). «Племенные деревни Сумба» . Современный кочевник . Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ Мервин МакКаллах. «Сумба Икат» . Дом в Сумбе. Архивировано из оригинала 14 декабря 2015 г. Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ Даниэль К. Гейрнерт-Мартин (1992). Тканая земля Лабойя: социально-космические идеи и ценности в Западной Сумбе, Восточная Индонезия . Центр незападных исследований Лейденского университета. ISBN 978-90-73782-13-6 .
- ^ «Народ и его культура» . Фонд Сумба. Архивировано из оригинала 2 мая 2016 г. Проверено 2 мая 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Остров Сумба в Индонезии» . Всемирная ассоциация фольклорных фотографов. 22 апреля 2015 года . Проверено 2 мая 2016 г.
- ^ Паулюс Лете Боро (1995). Соревнования по верховой езде племени Сумба . Обор. ISBN 978-979-565-028-7 .
- ^ Музей этнологии (1999). Декоративное искусство Сумбы . Пепин Пресс. ISBN 978-90-5496-050-8 .
- ^ Ким Джейн Сондерс (1997). Современный текстиль для галстуков и красок из Индонезии . Издательство Оксфордского университета. п. 81. ИСБН 978-98-356-0021-0 .
- ^ Jump up to: а б «BP3 Таман Мини Индонезия Инда». Традиционная одежда . Фонд «Наша надежда». 1998. с. 208. ИСБН 978-97-987-3509-7 .
- ^ Ферри Ндоен, изд. (16 июня 2015 г.). «Получите конверты, учащиеся средней школы № 1 штата Вайнгапу носят традиционную одежду» . Купанг Пост . Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «BP3 Таман Мини Индонезия Инда». Традиционная одежда . Фонд «Наша надежда». 1998. с. 209. ИСБН 978-97-987-3509-7 .
- ^ Jump up to: а б «Музей Барбера-Мюллера и Ассоциация друзей». Искусство и культура . Ассоциация друзей музея Барбье-Мюллера. 2005. с. 223. ИСБН 978-88-743-9229-2 .
- ^ Jump up to: а б «BP3 Таман Мини Индонезия Инда». Традиционная одежда . Фонд «Наша надежда». 1998. с. 210. ИСБН 978-97-987-3509-7 .
- ^ «Институт Конинклийк войск» Индонезийское искусство: выставка, предоставленная Королевским Индийским институтом, Амстердам, Нидерланды, с 31 октября по 31 декабря 1948 года . Азиатский институт. 1948. с. 73. ИСБН 978-97-987-3509-7 .
- ^ «BP3 Таман Мини Индонезия Инда». Традиционная одежда . Фонд «Наша надежда». 1998. стр. 209–210. ISBN 978-97-987-3509-7 .
- ^ Даниэль К. Гейрнерт-Мартин (1992). Сотканная земля Лабойя: социально-космические идеи и ценности в Западной Сумбе, Восточная Индонезия . Центр незападных исследований Лейденского университета. п. 238. ИСБН 978-90-737-8213-6 .
- ^ «Музей этнологии (Роттердам, Нидерланды)». Декоративное искусство Сумбы . Пепин Пресс. 1999. с. 21. ISBN 978-90-549-6050-8 .
