Jump to content

Люди сумба

Люди сумба
Сумбейцы / Сумбанцы
Хумба годы
Двое мужчин танцуют с мечом и щитом, остров Сумба , 1930 год.
Общая численность населения
Примерно 656 000 (2008 г.)
Регионы со значительной численностью населения
Индонезия ( Регентство Западная Сумба и Регентство Восточная Сумба , остров Сумба )
Языки
Языки бима-сумба , язык камбера , индонезийский язык
Религия
Христианство: 64% (¾ протестантизм , ¼ католицизм ) (преимущественно), ислам : 6%, марапу : 30% религия [ 1 ]
Родственные этнические группы
Народ хау , меланезийцы

Народ сумба (или сумбесе ) — этническая группа, населяющая остров Сумба в Индонезии , который разделен на четыре регентства, а именно: Юго-Западное Регентство Сумба , Западное Регентство Сумба , Центральное Регентство Сумба и Восточное Регентство Сумба . Они называют себя Тау Хумба . [ 2 ] Сумбезе удалось сохранить большую часть своей культуры, несмотря на иностранное влияние, которое давным-давно прибыло на Малые Зондские острова .

Источник

[ редактировать ]
Традиционные сумбские дома недалеко от Бонкододи , Западная Сумба , Индонезия .

Мифология

[ редактировать ]

существуют генеалогические связи Между народами Сумба и жителями острова Саву . Согласно мифу о происхождении, они происходят от двух предков, Хаву Меха и Хумба Меха . Хаву Меха родила савунцев , которые первоначально жили на острове Сумба , но позже мигрировали на небольшой остров Саву. Потомство Хумбы Меха осталось в Сумбе . [ 3 ]

Точное время начала заселения острова Сумба неизвестно. Существовали теории, что острова Сумба самые древние жители , австралоиды, позднее ассимилировались с австронезийцами . Доказательством этого стал внешний вид аборигенов Сумбы, имевших некоторые австралоидные черты. Однако генетические исследования показали, что народ сумба немного отличается от других австронезийских народов и австралоидные черты могли быть переняты их предками по пути на остров. [ 4 ] [ 5 ]

Согласно мифологии Марапу , первые люди спустились по лестнице с неба на север острова. [ 6 ] Генетики утверждают, что предки народа сумба действительно изначально населяли северное побережье, а уже потом — остальную часть острова Сумба . С конца периода неолита поселенцы создавали мегалитические сооружения. Причем эта традиция продолжалась вплоть до 20 века.

В средние века сумбы активно торговали ценными породами дерева и ароматной смолой. Благодаря торговцам из Аравии на остров были завезены новые породы лошадей. Сухой климат местной тропической саванны способствовал расширению коневодства. [ 7 ] Предполагается, что народ сумба зависел от яванского королевства Маджапахит , а затем от других королевских отношений в Сумбаве и Сулавеси . Фактически власть была поделена между местными лидерами, с их нескончаемой борьбой за власть. Это привело к развитию рабства.

В 1866 году Сумба была присоединена к колониальным владениям Голландской Ост-Индской компании . Восток острова находился под сильным влиянием колониальной администрации, тогда как западная сторона сохраняла архаичный образ жизни. После восстания 1901 года голландцы провели ряд реформ, направленных на модернизацию экономики и создание единой администрации.

В 1949 году Сумба стала частью независимой Индонезии.

Протестантский миссионер -министр Вибе ван Дейк сидит на могиле Сумбы и проповедует Евангелие жителям Сумбы, около 1925–1929 годов.

Традиционная религия марапу , которая включает в себя как поклонение предкам, так и поклонение божествам, все еще жива в обществе сумба. Марапу является философским центром культурного самовыражения Сумбы и включает в себя традиционные церемонии, традиционные места поклонения ( умарату ), [ 8 ] традиционная архитектура , декоративная резьба и текстиль с его модными стилями, такими как ткани хингги и лау , а также ювелирные изделия и оружие. Христианство начало распространяться в 19 веке с прибытием христианских миссионеров. [ 9 ] Большинство верующих христиан принадлежат к протестантам . [ 10 ]

Культура

[ редактировать ]
Традиционный сумбанский дом в деревне Ратенгаро, Западная Сумба , Индонезия .

Основным занятием сумба издавна было земледелие. Преобладает подсечно-огневое земледелие в условиях тропического климата саванны , а также животноводство. Климат с регулярными сезонными засухами привел к формированию особой сельскохозяйственной стратегии, при которой фермеры одновременно выращивают различные культуры на уровне прожиточного минимума, такие как рис, фасоль, клубнеплоды, кукуруза и так далее. Однако и сегодня она не всегда обильна, но помогает давать достаточно хорошие урожаи. Традиционный основной рацион – рис и маниока. [ 11 ] Голландские миссионеры и колониальные офицеры отмечали, что голод часто становится причиной военных конфликтов. Люди сумба также держат коров, буйволов, кур, овец и лошадей. Местные жители разводят породу небольших, но выносливых лошадей, она хорошо известна и на других островах Индонезии . Традиционные ремесла включают ткачество и резьбу по камню.

Основной тип поселений — деревенские дома, традиционная оборонительная концепция которых предполагает возведение на вершинах холмов и окружение густыми колючими зарослями. [ 12 ] Каркасные бамбуковые хижины построены на столбах, а стены затеняют циновки. Соломенная крыша имеет сложную конструкцию, предназначенную для защиты дома от дождя и солнца, а также для обеспечения естественной вентиляции в зданиях.

Социальные слои в Регентстве Восточной Сумбы среди знати ( марамба ), священников ( кабису ) и простого народа ( ата ) все еще существуют, хотя и не соблюдаются так строго, как в прошлом, и внешне уже не проявляются явно в физическом облике. и одежда человека. Сегодня различия в одежде указывают на разный уровень важности во время таких мероприятий, как традиционные праздники, свадьбы и церемонии смерти, где компоненты используемой одежды изготавливаются заново, а старая или изношенная одежда обычно используется дома или для повседневной работы. [ 13 ]

В прошлом основной одеждой был украшенный саронг икат . [ 14 ] [ 15 ] где и мужчины, и женщины закрывали их только нижнюю часть тела. Самая важная часть традиционного наряда сумбы расположена на покрове тела в виде больших листов ткани хинги для мужчин и ткани лау для женщин. В тканях хинги и лау , изготовленных с использованием ткацких техник и их применения, мути и хада раскрываются как различные символы в социальном и экономическом контексте. [ 16 ]

Исторически восточная часть острова Сумба является центром торговых отношений, где люди связаны с внешним миром. Поэтому во второй половине 2-го тысячелетия нашей эры здесь формируется сложная социальная структура с прослойкой высокопоставленных воинов и вождей, принявших титул монарха - раджа . В западной Сумбе остались лишь небольшие племенные группы, возглавляемые избранными вождями. В обеих частях острова основную социальную роль играют основные племенные общины, занимавшие деревни, контролирующие окружающие земли и водные источники. Они были разделены на небольшие нуклеарные группы и большие расширенные семьи. Родство и наследование учитываются только по отцовской линии. [ 17 ] [ 18 ]

У народа сумба богатый и относительно разнообразный устный фольклор. Сохранились традиционные праздники, включающие в себя скачки, жертвоприношения быков, сложные погребальные ритуалы и бои на копьях. Пасола - это культурный праздник народа сумба, который считается одним из культурных богатств Индонезии, которое очень редко и уникально для народа сумба. [ 19 ] В Регентство Вест-Сумба люди приезжают издалека только для того, чтобы посмотреть пасолу , соревнование, в ходе которого две команды соревнуются в метании друг в друга тупыми копьями. [ 20 ] К 20 веку люди сумба уже построили мегалитические гробницы, наиболее известные из которых находятся в Анакаланге .

Традиционный мужской наряд

[ редактировать ]
Рато /Рату Мерапу ( специалист по ритуалам Марапу ) в традиционной одежде и кабеале готовит свою сирих , 1943 год. трубку

Как упоминалось ранее, одежда взрослого сообщества сумба, как правило, основана на уровне важности, а также на круге окружающей среды в событии, а не на иерархическом социальном статусе. Однако есть некоторые незначительные различия. Например, одежда аристократа обычно состоит из более тонкой ткани и аксессуаров, чем у простолюдина, хотя компоненты и общий вид такие же. Наблюдая за этими аспектами, изучение мужской одежды сумбы сосредоточено на традиционных нарядах, которые носят на крупных мероприятиях, церемониях, фестивалях и тому подобном. Это потому, что в таких случаях мужчины одеваются в лучшем виде. Мужской наряд сумба состоит из головного убора, нательных покрытий и ряда сопутствующих украшений и клинкового оружия.

Что касается покрытия тела, два куска хинги используются , а именно хингги комбу и хингги каору . Хингги комбу носят на бедре и закрепляют широким кожаным ремнем. [ 21 ] Хингги каору или иногда хингги раукадама используется в качестве дополнения. [ 22 ] Тиара патанг повязывается вокруг головы, это тип головного убора с определенными петлями и узлами, имеющими форму гребня. [ 23 ] Этот герб может быть размещен спереди, слева или справа в зависимости от предполагаемого символического значения. Например, гребень, расположенный спереди, символизирует мудрость и независимость. Хингги пахикунг и тиара изготовлены из тканого полотна в икат и . технике Особенно головной убор, выполненный в технике плетения пахикунг , называется тиара пахуду . [ 22 ]

Разнообразные украшения, которые встречаются на хингги и тиаре , особенно те, которые связаны с живыми существами, такими как абстракция человека (череп), креветки, курица, змея, дракон, крокодил, лошадь, рыба, черепаха, кальмар, олень, птица, буйвол. и узоры, на которые повлияли иностранные культуры (китайская и голландская), такие как дракон, трехцветный флаг, корона и лев. Все они имеют свое значение и символ, происходящий из мифологии, разума, а также глубокой веры в Марапу . Цвет хинги также отражает эстетическую ценность и социальный статус. Лучший хингги — это хингги комбу, за ним следует хингги кавару , затем хингги раукадана и, наконец, хингги панда паингу . [ 24 ]

Далее мужской костюм сумбы завершается кабеалой, вставленной с левой стороны пояса. [ 25 ] А канатар (браслет) и мутисалак (коралловые бусы) носят на левом запястье. [ 24 ] Традиционно в мужском наряде нет обуви, однако она широко используется, особенно в городе. Кабеала символ мужественности. Мутисалак символизирует экономическое и социальное положение. Точно так же, как и с другими украшениями. В целом украшения и дополнительные украшения наряда являются символом мудрости, силы и доброты человека. [ 24 ]

Фамильные предметы, такие как шейный круг-пектораль марангга и золотые украшения мадака, также носят во время особых церемоний, хотя эти предметы обычно хранятся на чердаке дома из-за их предполагаемой сильной духовной силы.

Традиционный женский наряд

[ редактировать ]
Женщины Сумбезе держат нож Кахиди Юту во время танца, празднуя строительство нового дома, 1949 год.

Фестивальные и церемониальные женские наряды восточного Сумбезе всегда предполагают выбор из нескольких тканей, названных в соответствии со стилем техники плетения, таких как лау каору , лау пахуду , лау лау мутикау и пахуду кику . [ 26 ] используются декоративные ткани В качестве нижней части саронга , закрывающей грудь, ( лау пахуду кику ). [ 27 ] и плечи покрыты ( таба хуку ) того же цвета, что и саронг . [ 28 ] Головной убор украшает однотонная тиара с хидухай или хай кара . [ 26 ] Над лбом закрепляются металлические украшения, например, из золота или позолоты, которые называются Марангга . [ 29 ] украшаются В то время как уши мамули украшениями в виде золотых ожерелий, они также надеваются на шею и свисают вплоть до груди. [ 30 ] Подобно тому, как мужчины носят с собой Кабеалу , женщины носят с собой нож Кахиди Юту, когда выходят из дома или посещают официальные мероприятия. [ 25 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Страна + Люди» . Информация о Сумбе. Архивировано из оригинала 12 ноября 2017 г. Проверено 10 мая 2017 г.
  2. ^ Джилл Форши (2001). Между складками: истории о ткани, жизни и путешествиях из Сумбы . Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0-8248-2288-0 .
  3. ^ Ян Сихар Аритонанг и Карел Адриан Стинбринк (2008). История христианства в Индонезии . Блестящий. ISBN  978-90-04-17026-1 .
  4. ^ Тимоти А. Джинам, Лих-Чун Хонг, Мод Э. Фиппс, Марк Стоункинг, Махмуд Амин, Джули Эдо, Паназиатский консорциум SNP HUGO и Наруя Сайто (22 июня 2012 г.). «Эволюционная история жителей континентальной Юго-Восточной Азии: гипотеза «раннего обучения», основанная на генетическом анализе данных митохондриальной и аутосомной ДНК» (PDF) . Публикация в предварительном доступе . Проверено 11 мая 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Дж. Стивен Лансинг, Мюррей П. Кокс, Шон С. Дауни, Брэндон М. Габлер, Брайан Холлмарк, Татьяна М. Карафет, Питер Норквест, Джон В. Шенфельдер, Херавати Судойо, Джозеф К. Уоткинс и Майкл Ф. Хаммер (23 года) август 2007 г.). «Коэволюция языков и генов на острове Сумба, восточная Индонезия» (PDF) . Принстонский университет . Проверено 11 мая 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  6. ^ «История + Культура» . Информация о Сумбе. Архивировано из оригинала 19 октября 2015 г. Проверено 11 мая 2017 г.
  7. ^ «Происхождение и история лошади сумба» . Путера Паданг Сабана. Январь 2012 года . Проверено 10 мая 2017 г.
  8. ^ УХ Капита (1976). Сумбанцы и их обычаи . Региональный комитет по изданию рукописей по культуре Сумбы, Совет управления христианской церковной службы Сумбы. п. 81. OCLC   223281227 .
  9. ^ «Финское антропологическое общество». Журнал Финского антропологического общества . Общество. 2007. стр. 136.
  10. ^ Ян Сихар Аритонанг и Карел Адриан Стинбринк (2008). История христианства в Индонезии . Блестящий. п. 317 . ISBN  978-90-041-7026-1 .
  11. ^ «Земледелие» . Фонд Сумба. Архивировано из оригинала 2 мая 2016 г. Проверено 2 мая 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  12. ^ Ирен Дубрава (1 апреля 2015 г.). «Архитектура в Сумбе». Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер Нидерланды. стр. 1–8. дои : 10.1007/978-94-007-3934-5_10232-1 . ISBN  978-94-007-3934-5 .
  13. ^ Уэбб Кин (1997). Признаки признания: полномочия и опасности представительства в индонезийском обществе . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-91763-7 .
  14. ^ Тони (15 марта 2012 г.). «Племенные деревни Сумба» . Современный кочевник . Проверено 10 мая 2017 г.
  15. ^ Мервин МакКаллах. «Сумба Икат» . Дом в Сумбе. Архивировано из оригинала 14 декабря 2015 г. Проверено 10 мая 2017 г.
  16. ^ Даниэль К. Гейрнерт-Мартин (1992). Тканая земля Лабойя: социально-космические идеи и ценности в Западной Сумбе, Восточная Индонезия . Центр незападных исследований Лейденского университета. ISBN  978-90-73782-13-6 .
  17. ^ «Народ и его культура» . Фонд Сумба. Архивировано из оригинала 2 мая 2016 г. Проверено 2 мая 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  18. ^ «Остров Сумба в Индонезии» . Всемирная ассоциация фольклорных фотографов. 22 апреля 2015 года . Проверено 2 мая 2016 г.
  19. ^ Паулюс Лете Боро (1995). Соревнования по верховой езде племени Сумба . Обор. ISBN  978-979-565-028-7 .
  20. ^ Музей этнологии (1999). Декоративное искусство Сумбы . Пепин Пресс. ISBN  978-90-5496-050-8 .
  21. ^ Ким Джейн Сондерс (1997). Современный текстиль для галстуков и красок из Индонезии . Издательство Оксфордского университета. п. 81. ИСБН  978-98-356-0021-0 .
  22. ^ Jump up to: а б «BP3 Таман Мини Индонезия Инда». Традиционная одежда . Фонд «Наша надежда». 1998. с. 208. ИСБН  978-97-987-3509-7 .
  23. ^ Ферри Ндоен, изд. (16 июня 2015 г.). «Получите конверты, учащиеся средней школы № 1 штата Вайнгапу носят традиционную одежду» . Купанг Пост . Проверено 10 мая 2017 г.
  24. ^ Jump up to: а б с «BP3 Таман Мини Индонезия Инда». Традиционная одежда . Фонд «Наша надежда». 1998. с. 209. ИСБН  978-97-987-3509-7 .
  25. ^ Jump up to: а б «Музей Барбера-Мюллера и Ассоциация друзей». Искусство и культура . Ассоциация друзей музея Барбье-Мюллера. 2005. с. 223. ИСБН  978-88-743-9229-2 .
  26. ^ Jump up to: а б «BP3 Таман Мини Индонезия Инда». Традиционная одежда . Фонд «Наша надежда». 1998. с. 210. ИСБН  978-97-987-3509-7 .
  27. ^ «Институт Конинклийк войск» Индонезийское искусство: выставка, предоставленная Королевским Индийским институтом, Амстердам, Нидерланды, с 31 октября по 31 декабря 1948 года . Азиатский институт. 1948. с. 73. ИСБН  978-97-987-3509-7 .
  28. ^ «BP3 Таман Мини Индонезия Инда». Традиционная одежда . Фонд «Наша надежда». 1998. стр. 209–210. ISBN  978-97-987-3509-7 .
  29. ^ Даниэль К. Гейрнерт-Мартин (1992). Сотканная земля Лабойя: социально-космические идеи и ценности в Западной Сумбе, Восточная Индонезия . Центр незападных исследований Лейденского университета. п. 238. ИСБН  978-90-737-8213-6 .
  30. ^ «Музей этнологии (Роттердам, Нидерланды)». Декоративное искусство Сумбы . Пепин Пресс. 1999. с. 21. ISBN  978-90-549-6050-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae8a7a8625c925c1c607589e28ff921e__1718460960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/1e/ae8a7a8625c925c1c607589e28ff921e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sumba people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)