Сумбанский традиционный дом

Традиционный сумбанский дом (сумбанский uma mbatangu , «остроконечный дом») относится к традиционному народному дому народа сумба с острова Сумба , Малые Зондские острова , Индонезия. Сумбанский дом характеризуется высоким центральным пиком на крыше и сильной связью с духами или марапу . [ 1 ]
Дом
[ редактировать ]
Туризм
[ редактировать ]Несколько туристических достопримечательностей в этом районе были широко исследованы и посещены различными местными и иностранными туристами, но лишь немногие из них имеют доступ к дорогам и адекватным удобствам и инфраструктуре, а именно: пляж Мананга-Аба, пляж Мбавана, пляж Оро, Пляж Кавона, пляж Ньюа, Пантай Вайкело, Дом культуры Сумба, озеро Соленая вода Векури и водопад Пабети.
Этот район включает в себя множество традиционных деревень, таких как Вайньяпу и Ратенгаро на юго-западном побережье, а также другие внутри страны. Вайньяпу особенно богат дольменами, которые по состоянию на 2021 год все еще строятся для братских могил.
На острове Сумба проживает несколько культурных и языковых групп; однако все они имеют общее архитектурное наследие. Анимизм силен в сумбанском обществе . Их местная религия сосредоточена на марапу . Марапу включает в себя духов умерших, священных мест, семейных реликвий и инструментов, используемых для общения с духовным миром. [ 2 ] Эта концепция влияет на архитектурное пространство внутри сумбанского дома и деревни. Есть два основных дома сумбанцев. Самый характерный сумбанский дом - это ума мбатангу («остроконечный дом») на востоке Сумбы, имеющий высокий центральный пик. Эта крыша сделана из соломы аланг-аланг и чем-то похожа на центральную вершину яванского джогло , хотя и гораздо более высокая. Самый большой остроконечный дом сумбанцев известен как uma bungguru (сумбанский «дом братства»). Дом является главным домом клана, где проводятся важные ритуалы, связанные с единством клана, например, свадебные церемонии, похороны и т. д. Большой дом также является постоянным местом жительства старейшего жителя деревни. [ 1 ] Другой тип дома - ума камадунгу («лысый дом»), в котором нет центральной вершины. Дом без пика считается не «горячим» для ритуала, поэтому его также называют ума марингу или «прохладный дом». [ 3 ]
Базовый дом в Сумбане имеет квадратную планировку. Эта планировка может быть размером от 5 х 5 метров до 15 х 15 метров. Четыре основных столба поддерживали пик крыши дома, эти столбы пропитаны мистической символикой. В сумбанском доме может разместиться одна семья или несколько больших семей. Два входа расположены слева и справа от дома. В сумбанском доме нет окон, перекрестная вентиляция обеспечивается через небольшие отверстия в стене, сделанной из плетеных пальмовых ветвей, ножен ареки или – у очень богатых людей – шкуры буйвола. Стены часто украшают рога буйвола, напоминание о прошлых жертвоприношениях. [ 3 ]
Традиционная сумбанская деревня обычно расположена на возвышенностях, а дома ( ума ) образуют два или более рядов по обе стороны от центральной площади. Центральная площадь выровнена с севера на юг и содержит мегалитические гробницы и другие священные объекты. В результате дома народа сумба смешиваются с гробницами. [ 1 ]
Строительство
[ редактировать ]
Дом клана Сумбане в основном представляет собой постройку из дерева и бамбука, причем бамбук чаще используется на западной стороне острова Сумба, чем на востоке. [ 3 ] Стволы деревьев составляют четыре основных столба дома и другие несущие элементы. Только определенные породы древесины отводятся для строительства особых домов предков ( ума марапу ). Стены сделаны из панелей из плетеного бамбука или плетеных кокосовых листьев. Целые бамбуковые стебли составляют пол. Крыша сделана из плотной соломы из травы аланг-аланг , привязанной кокосовым листом к рейкам из саженцев. [ 1 ]
Планировка и марапу
[ редактировать ]
Пространство внутри сумбанского дома разделено на три части: верхнее, среднее и нижнее. В верхнем пространстве (примерно в районе высокой остроконечной крыши) хранятся священные реликвии. В этом верхнем пространстве обитает марапу . В верхнем пространстве проводятся подношения еды и другие ритуалы, обращенные к предкам. Только пожилым мужчинам разрешено входить в эту пустую часть здания, и то это редкий случай. В среднем пространстве сумбанского дома ведется повседневная деятельность, а в нижнем пространстве (пространстве под домом) содержится домашний скот, например, куры и свиньи. [ 3 ]
Другое разделение пространства использует концепцию правого или левого пространства (вид снаружи переднего фасада). Пространство справа считается мужским, а левое — женским. Правая сторона дома, называемая «большим (главным) этажом дома» ( кахели бокулу ), в основном отведена для ритуалов и других общественных дел, проводимых мужчинами. Левая сторона дома называется «прохладным полом дома» ( кахели марингу ); и связан с женской домашней деятельностью: приготовлением еды, обедом и сном (вдоль левой стены построены простые отсеки для сна). В сумбанском обществе женщины считаются «владельцами домов» ( мангу умангу ), поскольку они проводят дома больше времени, чем мужчины. С другой стороны, мужчины связаны с внешним миром и внешними отношениями между родами, а также общением с духовным существом. Точно так же дверь справа спереди зарезервирована для доступа мужчин, а дверь слева сзади - для доступа женщин; каждый ведет на чуть более низкую веранду и на улицу. [ 1 ]
Двойственность правого-левого и переднего-заднего дополнительно отражается на четырех основных стойках крыши. Эти четыре столба поддерживали вершину крыши. В центре этих четырех основных столбов расположен очаг. Во время строительства первый приоритет получает передний правый столб, за ним следует задний правый, затем задний левый и затем передний левый. Передний правый столб называется «столбом предсказания» ( камбаниру уратунгу ), название связано с несколькими ритуалами, связанными с марапу . [ 4 ] Человек спросит, чего хочет марапу, и узнает ответ, воткнув копье в переднюю правую стойку. [ 3 ] Будучи самой важной частью дома, передняя правая часть дома также является местом, где сумбанцы хранят связанные мумифицированные трупы. [ 3 ] Эти трупы кладут в сидячем положении лицом к главному (правому переднему) столбу так же, как жрец, занимающийся ритуальными действиями. [ 3 ]
Задний правый столб известен как «столб, который разделяет» ( камбаниру мапаберингу ), поскольку именно здесь мужчины разделывают и разделывают мясо принесенных в жертву животных. [ 4 ] Передний левый столб назван «столбом, который зачерпывает рис» ( камбаниру матаку ), потому что здесь женщины готовят рис, прежде чем передать его через специальное отверстие священнику, который формально предлагает еду марапу в правой передней части. дома. [ 4 ] Задний левый пост называется «постом, который кормит кур и свиней» ( камбаниру матунгу уху вэй, пани ману ), связывая территорию с уходом за животными, приносимыми в жертву марапу. [ 4 ] [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Веллем 2004 , стр. 49–50.
- ^ Фокс 1998 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гунаван Тьяджоно 1998 , стр. 42–3.
- ^ Jump up to: а б с д Форт 1981 , с. 26.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- В-четвертых, Грегори Л. (1981). Ринди: этнографическое исследование традиционной области в Восточной Сумбе . Том. 93. Гаага: КИТЛВ. ISBN 9789024761692 .
- Фокс, Джеймс Дж. , изд. (1998). Религия и ритуал . Индонезийское наследие. Том. 9. Сингапур: Archipelago Press. ISBN 9813018585 .
- Гунаван Тджаджоно, изд. (1998). Архитектура . Индонезийское наследие. Том. 6. Сингапур: Archipelago Press. ISBN 9813018305 .
- Веллем, Ф.Д. (2004). Библия и Марапу: историко-теологическое исследование появления Библии в обществе Сумбы в период 1876-1990 гг. [ Библия и Марапу: историко-теологическое исследование появления Библии в обществе Сумбы 1876 г. -1990 ] (на индонезийском языке). Джакарта: гора Мулиа. ISBN 9796871718 .