Сопо (структура)

Сопо — казенное сооружение в архитектуре народа Тоба Батак из Северной Суматры , Индонезия . Его форма аналогична традиционному дому батак , за исключением того, что он меньше по размеру и ритуал строительства является противоположностью дома батак. Сопо используется как хранилище для различных предметов, например, риса, магических предметов или трофеев. Сопо также можно использовать как место встреч для общественных мероприятий.
Описание
[ редактировать ]Слово сопо — это слово батакского происхождения, обозначающее структуру, используемую для хранения предметов, будь то рис ( сопо эмэ , эме означает «рис»), военные трофеи (например, черепа дикого кабана или человеческие черепа или копченые и сушеные руки врагов) или магические ритуальные предметы (например, пустахи или волшебные дубинки ). [ 1 ] Сопо обычно имеет внешний вид , похожий на дом Батак Тоба ( рума ), но в случае сопо оно спроектировано как открытая конструкция, а не как закрытая конструкция дома. Открытое пространство, похожее на павильон, используется как общественное пространство для жителей деревни, как место временного отдыха для путешественников, место отдыха для мужчин, соблюдающих целомудрие, или как небольшой форум, где люди могут встречаться и разговаривать. [ 2 ]
В 20 веке многие старые сопо были преобразованы в дома путем добавления деревянных панелей. [ не удалось пройти проверку ] по периферии открытого пространства, образуя закрытую конструкцию. Эти новые жилища по-прежнему называются сопо. Различные типы сопо, оригинальные и переделанные, можно найти в деревнях, окружающих южную часть озера Тоба и на острове Самосир . [ не удалось пройти проверку ] Сегодня в большинстве деревень больше нет традиционного «открытого» сопо. [ 3 ]
Архитектура и функции
[ редактировать ]
Сопо обычно ориентирован лицом к традиционному дому Батак по оси север-юг. Подобно традиционным домам Батак Тоба ( рума ), сопо иерархически разделено на три части, представляющие три царства космоса Батак Тоба. В нижней части содержится домашний скот. Средняя часть используется как место отдыха или для повседневных занятий женщин, например, шитья. Верхняя часть используется как чердак-склад. [ 4 ]
Существуют разные типы сопо в зависимости от количества его постов. Сопо с четырьмя стойками известно как сопо сиопат , сопо с шестью стойками известно как сопо сионам , сопо с восемью стойками - сопо сиуалу , а сопо с двенадцатью стойками - сопо болон («великое сопо»). большого размера Сопо болон обычно строит вождь деревни, поэтому в каждой деревне Батак Тоба будет один сопо болон, расположенный в центре площади и точно на противоположной стороне от дома вождя. Сопо болон до сих пор можно увидеть в деревне Лумбан Наболон, Тапанули Утара . Это большое сопо служило залом для собраний, а его чердак мог использоваться как хранилище священных сокровищ, и в этом случае он не всегда мог функционировать как зернохранилище. С другой стороны, обычное сопо меньшего размера, имеет меньше украшений и стоит на противоположной стороне каждого дома в деревне. Эти обычные сопо используются для хранения риса. [ 5 ]
Основные столбы сопо поддерживаются каменным основанием, известным как бату оджахан . Каждое каменное основание имеет диаметр 40 сантиметров (16 дюймов) в основании и сужается кверху до 20 сантиметров (7,9 дюйма) в диаметре. Эти основные посты поддерживаются более мелкими постами ( тианг-данг пембанту ). Все столбы ограничены анкерными рельсами, которые расположены на четырех узких уровнях. Каждый из уровней якорных рельсов имеет название (снизу вверх): балок рансанг , балок галапанг , сумбан и гуланг-гуланг . В отличие от сопо, дом «Батак Тоба» имеет три слоя анкерных балок вместо четырех. [ 6 ]
Дом Батак Тоба ( рума ) и сопо представляют собой постройку, построенную на столбах с характерной формой крыши. Несмотря на внешнее сходство, конструктивно и архитектурно они были задуманы как инверсия друг друга. Одним из примеров является центральная стойка, которая поддерживала крышу обеих построек: центральная стойка дома Батак Тоба располагалась так же, как росло дерево, с более толстой частью, расположенной внизу; в сопо столб ставят вверх ногами, причем более толстую часть дерева кладут сверху. Другим основным отличием является очевидная открытая структура сопо в отличие от закрытой конструкции дома. Дом Батак Тоба также стоит широко, а столбы выходят наружу, поскольку он стоит на земле; Сопо, с другой стороны, было спроектировано так, что его стойка сходилась внутрь к центру, а затем расширялась по мере продвижения вверх к консольному чердачному складу на уровне крыши. [ 4 ]
Открытое пространство сопо представляет собой деревянную площадку. Эта деревянная платформа используется как место встречи, рабочее место, место для отдыха или других повседневных занятий. В сопо большего размера платформа для сидения окаймлена деревянными досками, соединенными по углам и служащими балюстрадой. У простого сопо нет забора. [ 7 ]
Символизм
[ редактировать ]Дом Батак Тоба и сопо — нейтральные сооружения, используемые как мужчинами, так и женщинами. Несмотря на неисключительное использование обеих структур, рума обычно считается царством женщин, а сопо считается царством мужчин. Символизм очевиден в выражении Батак Тоба рума джабу ни бору, сопо джабу ни баоа , что означает «рума (дом) - жилище для женщин, сопо - жилище для мужчин». Также считалось, что рума символизирует самку буйвола, а сопо - буйвола-самца, что, вероятно, намекает на форму конька крыши, напоминающую спину буйвола. [ 8 ]
Сопо — священное сооружение, поскольку считалось, что урожай содержит дух божества земледелия. Сопо по своей сути более священно по сравнению с домом, поэтому к ним относятся по-разному. Например, сопо всегда строят на земле выше, чем дом. [ 9 ]
В обществе Батак Тоба главный дом наследуется младшему сыну (потому что он считается тем, кто будет заботиться о своих родителях в старости), а старший сын наследует сопо. Если в семье более двух сыновей, младший сын получит главную комнату дома ( джабу бона ), а старший — сопо. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бикман 1988 , с. 156.
- ^ Бикман 1988 , с. 157.
- ^ Домениг 2013 , с. 196.
- ^ Jump up to: а б Домениг 2013 , с. 198.
- ^ Напитупулу 1997 , с. 59.
- ^ Напитупулу 1997 , с. 60.
- ^ Домениг 2013 , с. 200.
- ^ Домениг 2013 , стр. 197–8.
- ^ Jump up to: а б Домениг 2013 , с. 210.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бикман, Э.М. (1988). Мечты беглецов: Антология голландской колониальной литературы . Амхерст: Издательство Массачусетского университета. ISBN 9780870235757 .
- Домениг, Гауденц (2013). Хауэлл, Сигне; Спаркс, Стивен (ред.). Перевернутые столбы для зернохранилища - Дом в Юго-Восточной Азии: меняющаяся социальная, экономическая и политическая сфера . Рутледж. ISBN 9781136824456 .
- Напитупулу, СП (1997). Ситанганг, Хильдерия (ред.). Традиционная архитектура региона Северной Суматры . Джакарта: Главное управление культуры.
- Вергувен, JC (2013). Кеунинг, Дж.; Скотт-Кембалл, Жен (ред.). Социальная организация и обычное право Тоба-Батак Северной Суматры . Перевод. Том. 7. Springer Science & Business Media. ISBN 9789401510356 .