Архитектура Бали Ага
Бали Ага относится к архитектуре народа Бали Ага , горного народа Бали Архитектура , Индонезия . По сравнению с жителями равнинных Балий , относительная изоляция народа Бали Ага означает, что они меньше подвержены влиянию индуистско-буддийских традиций. Эту отдельную историю можно увидеть в народной архитектуре Бали-Ага, которая демонстрирует большее сходство с австронезийской традицией, разделяемой многими индонезийцами по всему архипелагу. [ 1 ]
Планировка деревни
[ редактировать ]
Планировка деревень Бали Ага аналогична планировке деревень равнинного Бали. Деревни расположены относительно горно-морских осей кая («к горе») и келода («к морю»), а также солнечной тропы кангин (где восходит солнце, восток) и каух (где солнце садится, Запад). Комплексы домов расположены по оси кая-келод, обращены к широкому проспекту. Каждый комплекс домов (называемый банджараном или пекаранганом ) огорожен земляной стеной или живой изгородью. Эти жилые комплексы содержат дома, принадлежащие большой семье. [ 1 ]

Сердце деревни Бали Ага - это общественные длинные дома, называемые бале лантанг (также бале агунг («большой павильон») или бале банджар («деревенский павильон»)), священный муниципальный дом. [ 2 ] Эти конструкции подняты на кирпичный постамент и ориентированы продольно по оси подъем-спуск. Заседания деревенского совета проводятся в бале-лантанге каждое новолуние и полнолуние. Главы домохозяйств собираются вместе и занимают свои места в тюке-лантанге в соответствии со строгим порядком старшинства, который требует, чтобы они сидели в два параллельных ряда в порядке старшинства. Самый старший участник всегда находится на вершине холма ( кая ) на стороне кангина (восхода солнца). [ 1 ]
Деревни Бали Ага можно найти в горах вокруг Кинтамани в центре Бали. Среди наиболее известных деревень Бали Ага — Тенганан в округе Карангасем . [ 3 ]
Комплекс дома
[ редактировать ]Планировка и функции жилого комплекса народа Бали Ага сильно отличаются от низкого балийского жилого комплекса . Первое отличие состоит в том, что каждое здание в жилом комплексе функционально не дифференцировано. В низинном Балийском языке каждый дом (павильон или тюк ) выполняет определенную функцию, например, тюк метен — это павильон для сна, а паон — павильон для приготовления пищи. В жилом комплексе Бали Ага каждый дом представляет собой самостоятельный объект, в котором расположены спальная зона, кухня и все функции дома. В отличие от равнинных балийцев, где только определенные люди могут пользоваться определенным павильоном (например, Дом Метен предназначен только для главы семьи), каждый дом Бали Ага является домом для супружеской пары, их детей, а иногда и для иждивенца пожилого родителя. Семейная единица на Бали Ага известна как курен ; Курен - это термин Бали Ага, обозначающий как очаг, так и группу людей, которые делятся приготовленной на нем едой. [ 1 ]
Вторым отличием является планировка каждого жилого комплекса. Низменные балийские павильоны окружают центральный двор ( натах ). В жилом комплексе Бали Ага каждый дом ( умах ) расположен в линию вдоль оси подъема-спуска, как рядные дома, обращенные к центральному коридору. Один ряд домов указывает на поселение, основанное одним предком мужского пола. Иногда встречаются два параллельных ряда домов, что свидетельствует о существовании более чем одного основателя, обычно группы братьев или зятьев. Все входы в каждый дом обращены внутрь, в сторону центрального коридора. [ 2 ]
По мере того, как дети мужского пола пары Бали Ага женятся и создают свои собственные семьи, новые дома добавляются в конце ряда, спускающегося по склону. Когда умирают старшие поколения, дома, в которых они жили на вершине холма, становятся пустыми и передаются по наследству молодым парам, что напоминает игру в музыкальные стулья. Если наследников нет, дом возвращается в деревню. Эта идеальная схема преемственности не всегда соблюдается, но ожидается, что самый старший член большой семьи должен жить в доме на вершине холма. [ 2 ]
В каждом комплексе есть храм происхождения ( кемулан ) на вершине холма, посвященный предкам большой семьи, которые там проживают. [ 3 ]
Дома
[ редактировать ]Дом Бали Ага представляет собой прямоугольную конструкцию из стоек и балок, поддерживающую крутую кувшинную крышу из бамбуковой черепицы или густой травяной соломы. Он возвышается на невысоком постаменте из утрамбованной земли, облицованном камнем. Стены обычно представляют собой толстые деревянные доски или плетеные бамбуковые полоски. Окна маленькие или отсутствуют. Единственная дверь расположена в центре дома, обращенная в центральный коридор комплекса. [ 2 ]
Планировка комнат в домах ( умах ) Бали Ага строится по принципу «внутри-снаружи» (или слева-справа) и «вверх» ( кая )-спуск ( келод ) (или «мужчина-женщина»). Концепция «внутри-снаружи» относится к социальным взаимодействиям между членами семьи и посторонними. Понятие «вверх-вниз» связано с мужской деятельностью (прием гостей) и женской деятельностью (приготовление пищи). Каждый дом разделен на шесть отсеков, поэтому отсек на склоне горы представляет собой верхнюю часть, предназначенную для главы семьи и домашних святынь, а нижняя часть холма предназначена для женской деятельности, связанной с воспитанием и содержанием семьи. Центральная зона отведена для гостей.
Гостей приглашают в дом, чтобы они сели на тройоган (от ojog , «направиться» или «смотреть»). Тройоган представляет собой приподнятую деревянную платформу, расположенную прямо напротив входа. Полка для размещения лонтарских рукописей находится в стене тройогана. Глава семьи сидел в лубанган геде («большая полость»), еще одной приподнятой платформе, расположенной вверху от центральной входной двери. Его жена шла к очагу (расположенному внизу от центральной входной двери), чтобы приготовить напиток для гостя или принести его из кладовой внизу ( лубанган бетэн ). Размещение гостя в центральном отсеке на внутренней стороне дома отражает некоторые положительные ценности, приписываемые посторонним и экзотическим товарам или влияниям среди балийских ага. [ 4 ]
Отклонить
[ редактировать ]Традиционная архитектура Бали Ага во многих местах исчезает, поскольку дома перестраиваются с использованием современных материалов.
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Рейтер 1998 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дэвисон 2003 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвисон 2003 , с. 31.
- ^ Рейтер 1998 , с. 39.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Дэвисон, Джулиан (2003). Балийская архитектура . Сингапур: Издательство Tuttle. ISBN 9780794600716 .
- Рейтер, Томас (1998). Гунаван Тджаджоно (ред.). Архитектура:Дом и комплексы в горах Бали . Индонезийское наследие. Том. 6. Сингапур: Archipelago Press. ISBN 981-3018-30-5 .