Jump to content

Тонгконан

Тонгконанг
Альтернативные названия Традиционный дом Тонгконан
Общая информация
Статус Резиденции
Тип Традиционный дом
Архитектурный стиль индонезийский
Город или город Тана Тораджа ( Южный Сулавеси )
Страна Индонезия
Владелец Тораджан

Тонгконан — традиционный родовой дом, или румах адат , народа Тораджан в Южном Сулавеси , Индонезия . Тонгконан имеет характерную форму лодки и огромную седловидную крышу . Как и большая часть традиционной архитектуры Индонезии австронезийского происхождения, Тонгконан построен на сваях. Его строительство – трудоемкая задача, и обычно его возводят с помощью всех членов семьи или друзей. В первоначальном обществе Тораджи только дворяне имели право строить тонгконан . Простолюдины живут в небольших и менее украшенных домах, называемых бануа .

Сулавеси (ранее известный как Целебес) — большой остров необычайно искривленной формы, лежащий между Калимантаном (индонезийское Борнео ) и группой островов Малуку (также известной как Молуккские острова). Это остров, богатый природными ресурсами, с богатым и разнообразным набором культур, включая некоторые из наиболее самобытных и антропологически значимых в Индонезии. Доминирующими группами острова являются мореплаватели и некогда пираты- мусульмане буги и макасарцы, проживающие на юго-западе острова, а также решительно христианские минахаса на северном полуострове. Однако тораджи , возможно Южного Сулавеси , являются одной из самых самобытных этнических групп во всей Индонезии.

Имя Тораджа имеет происхождение от буги и дано жителям суровой северной части южного полуострова. Тораджа — австронезийская этническая группа, говорящая на различных родственных малайско-полинезийских языках. Как и многие индонезийские этнические группы, тораджи занимались охотой за головами и участвовали в междеревенских рейдах; Таким образом, деревни стратегически располагались на вершинах холмов и были сильно укреплены. Голландские колонизаторы усмирили Тораджа и заставили их построить свои деревни в долинах и перешли от подсечно -огневого земледелия к выращиванию влажного риса , а также разведению свиней и буйволов .

Родная религия – мегалитическая и анимистическая . Многие из этих местных обычаев сохранились, включая жертвоприношения животных , показные похоронные обряды и огромные общественные пиры. Их родная вера начала меняться только тогда, когда протестантские миссионеры впервые прибыли в 1909 году вместе с голландскими колонистами. Сегодня Тораджи на 60 процентов состоят протестантов из христиан- и на 10 процентов из мусульман. Верования остальных основаны на местных религиях. Тораджи в основном христиане и анимисты.

Тораджа разделены на различные географические группы, наиболее важной из которых является Мамаса, сосредоточенная в изолированной долине Калумпанг, и Садан на южных землях Тораджи. В Садане, известном как «Тана Тораджа», расположены торговые города Макале и Рантепао . Внутри Тораджи никогда не было сильной и устойчивой политической группировки. Хорошие дороги теперь доходят до Тана Тораджи из Макассара , крупнейшего города Сулавеси. Это приводит к сезонному притоку иностранных туристов, которые, хотя и вкладывают свои деньги в местную экономику, еще не оказали существенного влияния на жизнь местного населения.

Этимология и история

[ редактировать ]

Слово «тонгконан» происходит от слова « тонгкон » Тораджи («сидеть») и буквально означает место, где встречаются члены семьи. [1]

Согласно тораджанскому мифу , первый дом тонгконан был построен Создателем Пуангом Матуа на небесах . Он был построен на четырех столбах, а крыша была сделана из индийской ткани . Когда первый предок Тораджа спустился на землю, он подражал небесному дому и провел большую церемонию. [2] Альтернативная легенда описывает тораджа , прибывших с севера на лодках, но попавших в сильный шторм, их лодки были настолько сильно повреждены, что они использовали их в качестве крыш для своих новых домов.

Существует три типа тонгконана. Тонгконан Лаюк — дом высшей власти, используемый в качестве центра правительства. Второй тип — тонгконан пекамберан , принадлежащий членам семейной группы, обладающим некоторыми авторитетами в местных традициях (известный как адат ). Последний — тонгконан бату , принадлежащий обычным членам семьи.

Строительство

[ редактировать ]
Тонгконан в Тораджан деревне
Современный Тонгконан

Тонгконан обычно строят с севера на юг. Доминирующей во всей конструкции является двускатная крыша с фронтонами резко загнутыми вверх . Внутреннее пространство невелико по сравнению с огромной конструкцией крыши, закрывающей его. Интерьеры, как правило, тесные и темные, с небольшим количеством окон, однако большая часть повседневной жизни проходит вне домов, а интерьеры просто предназначены для сна, хранения вещей, встреч и иногда защиты.

На строительство большого тонгконана бригаде из десяти человек может потребоваться около трех месяцев и еще месяц на резьбу и покраску внешних стен. Бамбуковые леса возводятся на время строительства. Традиционно с пазом и пазом столярные изделия использовались без гвоздей. Ряд компонентов предварительно изготавливаются с окончательной сборкой на месте . построен на бревенчатой ​​хижины основании в виде Несмотря на то, что тонгконан , он установлен на больших вертикальных деревянных сваях с пазами, прорезанными на их концах для крепления горизонтальных связующих балок . В вершинах свай делаются надрезы под продольные и поперечные балки, поддерживающие верхнюю конструкцию. Остальная часть конструкции собирается на месте . Поперечные балки устанавливаются в сваи с надрезами, а затем надрезаются по размеру продольных балок. На этих основных горизонтальных балках затем формируются боковые панели, которые часто декорируются. Характерная изогнутая форма крыши достигается за счет ряда вертикальных висящих лонжеронов, поддерживающих наклоненные вверх балки. Вертикальный отдельно стоящий столб поддерживает ту часть конькового столба, которая выходит за пределы конька. прогон . Бамбуковые клепки, обвязанные ротангом, собираются слоями поперечно и привязываются продольно к стропилам, образующим крышу. Подкровельное покрытие выполнено из бамбукового стебля. деревянные доски, уложенные на толстые деревянные балки Полы образуют . В настоящее время цинковые все чаще используются кровельные листы и гвозди.

В более крупных деревнях Тана Тораджа дома расположены в ряд, бок о бок, их крыши ориентированы с севера на юг, а передний фронтон обращен на север. Напротив каждого дома находится семейный рисовый сарай, или аланг, традиционно символ семейного богатства, и вместе они образуют второй ряд параллельных зданий. Однако дома Мамаса Тораджа ориентированы в сторону реки, а их рисовые амбары выровнены перпендикулярно дому. [3]

в Считается , что тонгконану Кете Кесу 500 лет; слишком стар, чтобы проследить прямого потомка основателя, чтобы сохранить титул, соответствующий дому. Однако сами здания постоянно обслуживаются и обновляются, поэтому этот возраст относится к продолжительности лет, в течение которых это конкретное место использовалось в качестве места встреч.

Социальная значимость

[ редактировать ]
Танцоры выступают перед Тонгконаном на похоронах Тораджана

Общим для Тораджа всех религий является культурная центральность тонконана как родового дома. Дома являются центром семейной идентичности и традиций, представляя потомков предка-основателя. Кис Йовак и др. (1988) описывает тонгконан Тораджан как не просто дом, а как символ микрокосма . [4]

Будучи центром наследственной идентичности, именно через тонгконан тораджи считают себя связанными с родителями, бабушками и дедушками и более дальними родственниками. Тораджи принадлежат более чем к одному дому, поскольку их происхождение происходит двусторонне, то есть как по мужской, так и по женской линии. После вступления в брак мужчины-тораджи обычно живут в доме своих жен. В случае развода право собственности на дом передается жене, хотя муж может получить компенсацию в виде рисового сарая, который можно разобрать и собрать заново. Тонгконан закопанных , однако, никогда не удаляют, отчасти из-за большого количества плацент, на восточной стороне дома (восток ассоциируется с жизнью).

Тонгконан ; традиционно считается пупом Вселенной и миниатюрным космосом и в этих некоторых регионах это место встречи осей север-юг и восток-запад. Он обращен на север, к «голове неба», где Пуанг Матуа проживает . Аланг . , или рисовые зернохранилища, расположенные по другую сторону двора, обращены на юг или назад, так как это направление, откуда выходят неприятности и болезни В некоторых регионах вход в дом осуществляется через дверь на северном конце восточной стены, а в других — на западном конце северной стены. Таким образом, при входе человек идет на юго-запад или юго-восток. Тонгконан вертикально разделен на три уровня: чердак, где хранятся регалии и семейные реликвии; жилая площадь; и пространство под полом, где содержатся домашние животные. Их сравнивают с верхним миром, средним миром и нижним миром.

Существует три типа тонгконан , которые классифицируются в зависимости от их функции в обществе. Тонгконан лайук («великий тонгконан») или тонгконан песио алук («создатель алук») - это первоначальный дом предков, в котором алук определенной территории адата обосновались . Тонгконан , согласно его буквальному переводу, — это место «сидения» и традиционный центр управления. Обычно люди собирались в местах, имеющих историческое значение, чтобы обсудить и решить вопросы общественного значения. Это место станет резиденцией самого уважаемого члена сообщества. Таким образом, этот дом превратится в величественное здание.

Второй тип — тонгконан пекамберан , или тонгконан пекаиндоран, который принадлежит членам семейной группы и потомкам основателя. Их обязанность – соблюдать местные традиции (известные как адат ). Последний — тонгконан бату , принадлежащий обычным членам семьи. Традиционно только знать могла позволить себе построить большой тонгконан и связанные с ним сложные церемонии.

Обычные жилища, известные как бануа , представляют собой меньшие по размеру и менее украшенные версии домов тонгконан , по которым также можно проследить происхождение семей. Вообще говоря, их жильцами будут семьи с более низким социальным статусом, семьи, которые когда-то составляли часть вотчины более крупной семьи. Эти дома также могут быть преобразованы в тонгконан после того, как в них проживало несколько поколений одной и той же линии и после проведения соответствующих обрядов, но из-за непомерно высоких затрат это традиционно случалось редко. Прежняя исключительность Тонгконана также построить более крупный Тонгконан уменьшается, поскольку многие простолюдины Тораджи находят работу в других частях Индонезии и переводят средства обратно своим семьям, что в некоторых случаях позволяет простым людям .

Орнамент

[ редактировать ]
патедонг ( буйвол ), символизирующий процветание и ритуальное жертвоприношение.

Фронтоны и внешние стены Тонгконан часто украшаются деревом красного, черного и желтого цвета с вырезанными на нем узорами. Общество Тораджа, однако, очень иерархично, и традиционно сельские жители могли украшать свои дома только в соответствии со своим социальным статусом, причем элита была единственными, кто мог вырезать весь внешний вид своего дома резными узорами. [5] Большинство резных фигурок на тонгконане символизируют процветание и плодородие, а отдельные рисунки представляют то, что важно для конкретной семьи, некоторые также представляют социальный статус семьи, связанной с тонгконаном. В других домах нет резьбы и росписи; их поверхность представляет собой просто голую, изношенную непогодой древесину.

pa'barre allo
(солнце и его лучи)

Круглые мотивы представляют солнце, символ власти. Мотивы золотых крисов («кинжалов») символизируют богатство. Используются геометрические спиралевидные узоры и мотивы, в том числе головы буйволов, символизирующие процветание и ритуальное жертвоприношение. Петушки представлены в красном, белом, желтом и черном цветах; цвета, которые представляют местную религию Тораджи Алук То Доло (Путь предков). Черный символизирует смерть и тьму; желтый — Божье благословение и сила; белый — цвет плоти и костей, символизирующий чистоту; и красный — цвет крови, символизирующий человеческую жизнь. Пигменты получают из обычных материалов; черный от сажи; белый из лайма ; красный и желтый от цветной земли; а туак (пальмовое вино) используется для усиления цвета.

Многие мотивы идентичны мотивам на Донг Сон литаврах . Другим источником мотивов считается индуистско-буддийский, особенно мотивы квадратных крестов, которые, возможно, также были скопированы с индийских торговых тканей. Христианские тораджи используют крест как декоративный символ своей веры. Оплата художникам-декораторам традиционно осуществлялась в виде буйволов . Вода также является распространенной темой в дизайне и символизирует жизнь, плодородие и плодородные рисовые поля.

Рога буйвола, висящие вертикально на фронтоне, являются признаком престижа и обычно используются для обозначения богатства семьи. Кроме того, на фасадах установлена ​​голова буйвола, сделанная из крашеного дерева и буйволиного помета, но увенчанная настоящими рогами.

Современный Тонгконан

[ редактировать ]

по-прежнему пользуется большим престижем в ритуальном смысле, он Несмотря на то, что тонгконан , как и многие традиционные индонезийские жилищные стили, имеет небольшой, темный и дымный интерьер, и, следовательно, теряет популярность среди современных тораджанцев. Вместо этого многие жители Тораджан предпочитают жить в одноэтажном доме в паниндонезийском стиле. более просторные, светлые и более вентилируемые жилища типа буги Также все чаще используются . Подход, более соответствующий традиции, заключается в добавлении дополнительного этажа и двускатной крыши, что соответствует современным ожиданиям в отношении пространства и яркости, сохраняя при этом престиж тонконана .

Тонгконан является жизнеспособной частью рынка управляемого туризма, его основополагающая ценность привлекает достаточно людей, чтобы сделать Тана Тораджа одним из наиболее значимых направлений Индонезии для иностранных туристов ; регион, особенно популярный среди европейских посетителей. Сегодня, поскольку туризм демонстрирует богато вырезанный тонгконан как символ этнической группы тораджа, тонгконаны, украшенные геометрическими узорами, часто рассматриваются как символы этнической идентичности тораджи, а не только как символы элитной идентичности. [5]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Адамс 2006 , с. 80.
  2. ^ «Архитектура Тораджи» . toraja.net . Архивировано из оригинала 27 июля 2009 г. Проверено 4 сентября 2009 г.
  3. ^ Доусон и Гиллоу 1994 , с. 137.
  4. ^ см . Кис-Джовак и др. 1988 , гл. 4: Дом как микрокосм , Хетти Нуй-Палм, с. 34
  5. ^ Jump up to: а б Адамс 2006 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6b1f26686b9b68439e29aa93e806cd92__1715834640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/92/6b1f26686b9b68439e29aa93e806cd92.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tongkonan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)