Румох Ачех
Румох Ачех | |
---|---|
![]() Дом Кат Ньяк Дхиен , образец традиционного дома Ачеха, Румо Ачех. | |
Альтернативные названия | Традиционный дом Румох-Ачех |
Общая информация | |
Статус | Резиденции |
Тип | Традиционный дом |
Архитектурный стиль | индонезийский |
Город или город | Ачех |
Страна | Индонезия |
Владелец | Ачехский |
Румо Ачех ( ачехский : «дом Ачеха») — тип традиционного народного дома, найденный в провинции Ачех в Индонезии . По сути, это деревянное свайное жилище . Румох-Ачех — самый большой и высокий из всех народных типов домов, встречающихся в провинции Ачех, другие — Румох-Сантеут и Рангканг . [ 1 ]
Румох-Ачех отражает культуру народа Ачех . Эти дома до сих пор можно найти на окраине Банда-Ачеха , хотя они находятся на грани исчезновения. [ 2 ]
Дом и его периметр
[ редактировать ]
Румох-Ачех – это свайное жилище, возведенное на столбах, опирающихся на плоские камни или бетонный постамент. [ 3 ] Он построен из бревен и увенчан деревянной двускатной крышей, покрытой соломенными пальмовыми листьями или гофрированным металлом. [ 4 ] Румо-Ачех разбросан по традиционному кампунгу ( ачехский : гампонг ) без определенного узора; однако они всегда выровнены фронтонами, обращенными на восток и запад. [ 4 ] Экстерьер может быть украшен резьбой по дереву с цветочными или геометрическими узорами, обычно встречающейся на треугольных фронтонах, вокруг окон и на досках. Треугольный фронтон представляет собой орнаментированную треугольную деревянную ширму, наклоненную наружу и перфорированную для обеспечения перекрестной вентиляции. [ 3 ] Входы в дома расположены с безщипцовой (северной или южной) стороны. [ 4 ] Этот вход представляет собой крутую лестницу, ведущую на крытую переднюю террасу (ачехский язык: seulasa , «веранда»). [ 5 ] Пространство под домом используется для хранения таких товаров, как строительная древесина, дрова, урожай или велосипеды; или для зоны отдыха со скамейками. [ 3 ]
Территория дома обозначена по периметру живой изгородью или забором. Редкие деревья создают тень во дворе дома. [ 3 ] Рисовое зернохранилище (ачехский: krōng Padé , «хранилище риса») — это небольшое рисовое зернохранилище, расположенное под домом или рядом с ним. [ 6 ] [ 5 ] В отличие от рисовых зернохранилищ на Яве , где хранятся снопы риса, в рисовых зернохранилищах в Ачехе хранится неочищенный рис. [ 6 ]
Более состоятельные ачехцы могут построить деревянные ворота (ачехский: кеупале ) у входа в дом. [ 5 ]
Внутренняя планировка
[ редактировать ]
Румо-Ачех всегда ориентирован фронтонами на восток и запад. [ 4 ] Направление восток-запад изначально могло быть связано с жизнью-смертью – эта сакрально-светская символика широко распространена в Индонезии. [ 7 ] После исламизации Ачеха западное направление иногда связывают с направлением Мекки . [ 8 ] Интерьер Румо Ачеха разделен на три части: переднюю (северную или южную ширину дома, где расположена входная лестница), среднюю (центральную ширину дома) и заднюю часть (аналогично спереди, но с противоположной стороны). Эти отдельные зоны разделены деревянными перегородками; коридор соединял переднюю часть с задней через среднюю часть. [ 3 ]
Передняя часть (ачехский язык: seuramou keue , «передняя терраса») [ 5 ] По сути, это длинная просторная галерея. Крутая входная лестница соединяет переднюю часть дома с внешней средой. Ачехское название этой секции «передняя терраса» или «передняя веранда» относится к прежним временам, когда эта часть была полностью открытой. В настоящее время секция полностью огорожена, хотя в ней могут быть окна. Передняя часть отождествляется с «мужской» сферой дома; Подобная символика встречается по всему индонезийскому архипелагу и обозначает часть дома, где общественные мероприятия, такие как прием гостей и чтение Корана . проводятся [ 3 ] В этом разделе также спят молодые люди. [ 9 ]
Задняя часть (ачехский язык: seuramoe likoot , «задняя терраса») [ 5 ] похож на парадную часть тем, что представляет собой просторную длинную галерею, но не имеет главного входа. Это самая приватная часть дома, где женщины готовят еду. Задняя часть отождествляется с «женской» сферой, связанной с семейными делами. [ 3 ] Заднюю часть можно расширить, чтобы добавить больше места для приготовления пищи (ачехский язык: румо дапу , «кухонный дом»). [ 5 ]
Средняя часть (ачехский: румах инонг , «родительский дом») [ 5 ] состоит из коридора (ачехский: рамбат ), соединяющего переднюю и заднюю часть через центр дома, и спален. [ 10 ] Спальни расположены по обе стороны коридора, на востоке и западе, в сторону фронтонов. Спальня на восточной стороне, используемая дочерью, известна как Анджонг . Спальня на западной стороне, главная спальня дома, известна как юрэй . [ 11 ] В спальни можно попасть из задней части через дверные проемы. Вся средняя часть построена примерно на полметра выше передней и задней частей, разница высот хорошо видна снаружи дома. Одна из спален служит церемониальной брачной палатой, где дочери и их мужья будут проживать в первые годы брака. [ 3 ] Можно рассматривать среднюю часть как наиболее важную часть дома по отношению к нижним частям мужской передней части и женской задней части, место для спальни, где может происходить деторождение. [ 12 ]
Строительство
[ редактировать ]
Румо Ачех сделаны полностью из дерева, без гвоздей. Традиционно полы сделаны из досок перьевой пальмы , стены — из тонкого плетеного бамбука, а крыша — из соломенных саговой пальмы листьев . Вся конструкция возведена на свайной конструкции, стоящей на камнях. Земля под домом уплотняется и делается немного выше территории вокруг дома, просачивание почвы предотвращается бордюрами вокруг этого уплотненного грунта. В колониальную эпоху бортики делали из бутылок, втыкаемых в землю снизу вверх. [ 1 ] [ 13 ]
Когда дочери исполнится семь лет, ее отец начнет собирать стройматериалы для строительства дома, в котором дочь будет жить со своим будущим мужем. По ачехским обычаям девушка должна жить с мужем в доме матери до рождения первого ребенка. После этого ей разрешают переехать в собственный дом, находящийся на территории ее матери. Когда ее родители умрут, дочери достанутся рисовые поля и родительский дом. [ 13 ]

Строительство дома начинается с установки столбов для самой высокой средней части дома, а затем следуют более короткие столбы для передней и задней части. [ 13 ] Два поста дома называются «пост короля» (ачехский: таме раджа ) и «пост королевы» (ачехский: таме путроу ) соответственно. [ 1 ] Оба расположены между средней и передней частями: «королевский пост» на правой (северной) стороне, «королевский пост» на левой (южной) стороне. [ 1 ] [ 12 ] [ 14 ] Небольшой кусочек золота вставляется в «стойку королевы» либо на ееверху, либо на одну из напольных переплетов, когда она врезается в «стойку королевы» и фиксируется деревянным шипом. Эти столбы устанавливаются так, как будто они все еще живые деревья, с основанием ствола внизу и верхушкой кроны вверху. В последнюю очередь строятся пластины крыши. Веревки используются для крепления листов крыши к балкам таким образом, чтобы крышу можно было быстро отсоединить в случае пожара. [ 15 ] Декорации из дерева не являются частью этапа строительства, так как такие конструкции добавляются значительно позже. [ 15 ]
Определение времени начала строительства является важным вопросом в ачехской культуре. Владелец дома нанимает традиционного плотника в тот месяц, который считается наиболее благоприятным для начала строительства. В процессе строительства проводится несколько ритуалов: первый – при возведении столбов и балок, второй – при возведении основного здания дома и третий – после завершения строительства. Первая церемония — это опрыскивание места сырьем, таким как сырой рис и вода, после чего следует небольшой обед. Вторая церемония представляет собой торжественную трапезу помощников плотника, обычно пятнадцати человек. Третья и последняя церемония — это большой торжественный пир, на котором принимает столько людей, сколько хочет пригласить владелец. [ 15 ]
Жители Ачеха используют традиционные агрегаты для строительства домов. Основными единицами измерения являются джароэ ( палец ) , палеут (ширина тыльной стороны руки) и ха ( локоть ). Второстепенные единицы — чонгкай (расстояние между растопыренными большим и средним пальцами), люек (длина всей руки) и деупа ( сажень ). [ 15 ]
Отклонить
[ редактировать ]В отличие от традиционных балийских домов, Румо-Ачех находится на грани исчезновения из-за отсутствия хорошей древесины, необходимой для их строительства, и их непрактичности для современного образа жизни. [ 2 ] Самая разумная причина, пожалуй, — это интерес к переменам: люди, живущие в традиционных домах, ассоциируются с бедностью по сравнению с, казалось бы, более высоким статусом современных людей, живущих в современных домах. [ 2 ]
Несколько ачехских архитекторов попытались модернизировать традиционную архитектуру Ачеха. Одна из попыток — воспроизвести навес крыши колокола Чакра Донья (древняя реликвия в Ачехе) в зале Государственного музея Ачеха . Эту новую интерпретацию крыши Чакра Донья выполнил местный архитектор Вим Сутрисно. Стиль крыши Чакра Донья стал популярным в Ачехе, и его можно встретить на воротах отелей или крышах автобусных остановок. [ 16 ] Двускатная крыша также получила новую интерпретацию во многих зданиях, часто с двойными двускатными экранами в комплекте с выступающим деревянным экраном. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Юсриади 2013 .
- ^ Jump up to: а б с Шефолд, Нас и Домениг 2003 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шефолд, Нас и Домениг 2003 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б с д Шефолд, Нас и Домениг 2003 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ризки и Вибисоно 2012 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Хугронье 1984 , стр. 271–2.
- ^ Дэвисон 1998 , с. 19.
- ^ Шефолд, Нас и Домениг 2003 , с. 140.
- ^ Хугронье 1893 , с. 411.
- ^ Хугронье 1893 , стр. 35, 40.
- ^ Хугронье 1893 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Уотерсон 2006 , с. 234.
- ^ Jump up to: а б с Шефолд, Нас и Домениг 2003 , с. 139.
- ^ Шефолд, Нас и Домениг 2003 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б с д Шефолд, Нас и Домениг 2003 , с. 142.
- ^ Шефолд, Нас и Домениг 2003 , с. 144.
- ^ Шефолд, Нас и Домениг 2003 , с. 145.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Дэвисон, Джулиан (1998). Гунаван Тджаджоно (ред.). Архитектура . Индонезийское наследие. Том. 6. Сингапур: Archipelago Press. ISBN 981-3018-30-5 .
- Хугронье, Кристиан С. (1984). Ахехцы: Монографии по антропологии . Том. 1. Лейден: Архив Брилла.
- Хугронье, Кристиан С. (1893). I часть Ачехская ( PDF) (на голландском языке). Лейден: Э. Дж. Брилл.
- Ризки, Р.; Вибисоно, Т. (2012). Знакомство с индонезийским искусством и культурой [ Понимание искусства и культуры Индонезии ] (на индонезийском языке). Джакарта: Смарт Интерактив.
- Шефолд, Реймар; Нас, Питер Дж. М.; Домениг, Гауденц, ред. (2003). Индонезийские дома: традиции и трансформация в народной архитектуре . Том. 1. Лейден: KITLV Press. ISBN 9971692767 .
- Уотерсон, Роксана (2006). «Глава 9: Дома и искусственная среда на островах Юго-Восточной Азии: прослеживание некоторых общих тем в использовании пространства». В Fox, Джеймс Дж. (ред.). Внутри австронезийских домов — перспективы внутреннего дизайна для жизни . Канберра: ANU E Press. ISBN 0731515951 .
- Юсриади (1 мая 2013 г.). «Архитектура дома Ачеха» [Жилая архитектура Ачеха]. Традиционный совет Ачеха . Традиционный совет Ачеха. Архивировано из оригинала 19 января 2016 года . Проверено 19 января 2016 г.