Jump to content

Обычай

Жених и невеста в традиционных малайских свадебных нарядах перед королевским троном во дворце Маймун .
Мусульмане на Кавказе
Группа жителей Минангкабау в одежде адата, 1895 год.

Адат ( арабский : عادات ; чеченский : Адат ; аварский : Адат ; малайский : عادت ; Чагатай : ئادەت ; пушту : عادت ; сербский : адет адет ) — общий термин, полученный из арабского языка для описания множества местных обычаев и традиций, считающихся совместимыми. с исламом, как это наблюдают мусульманские общины на Балканах , Северном Кавказе , в Центральной Азии и Юго-Восточной Азии . Несмотря на свое арабское происхождение, термин адат находит глубокий отклик во всей Приморской Юго-Восточной Азии , где из-за колониального влияния его использование систематически институционализировалось в различных немусульманских общинах. [1] В пределах региона этот термин в более широком смысле относится к обычным нормам, правилам, запретам и запретам , которые определяют поведение отдельных лиц как членов сообщества, а также к санкциям и формам обращения, с помощью которых эти нормы и правила поддерживаются. [2] Адат также включает в себя набор местных и традиционных законов и систем разрешения споров, с помощью которых регулируются эти общества.

Источник

[ редактировать ]

Слово адат происходит от арабского ādāt (عادات), формы множественного числа от āda (عادَة), означающего обычай или привычку, и считается синонимом слова urf (عرف), общеизвестного или общепринятого слова. [3] Обычно это относится к результату давней традиции, либо сознательно принятой, либо результату бессознательной адаптации к обстоятельствам, которой следовали там, где практические соображения имели первостепенное значение. [4]

До прихода ислама народы Северного Кавказа и Средней Азии имели давно сложившиеся кодексы юридического и гражданского права, которые в исламский период стали известны под термином адат . Адатами в традиционных обществах Центральной Азии руководят авторитетные члены общин, обычно советы аксакалов . Он основан на племенном кодексе поведения и многовековом опыте разрешения конфликтов между отдельными людьми, сообществами и племенами. [5] На Северном Кавказе традиционный кодекс ценностей адата считал, что тейп («клан») был главным эталоном верности, чести, стыда и коллективной ответственности. [6] Колониальная администрация Российской империи не вмешивалась в местную правовую практику и делегировала управление на уровне местных общин советам аксакалов и тейпов, как это сделали большевики в первые годы революции 1917 года . Адат практиковался среди жителей Центральной Азии и Северного Кавказа вплоть до начала 1930-х годов, пока советские власти не запретили его использование и не заменили его гражданским правом. [7]

В Юго-Восточной Азии концепция адата и его значения были впервые сформулированы в исламизированном малайскоязычном мире , очевидно, для того, чтобы отличить неисламские практики от исламских. [8] В пятнадцатом веке империя Малакка разработала кодекс международного судоходного права « Унданг-Унданг Лаут Мелака » и гражданский и торговый кодекс « Унданг-Унданг Мелака» , которые были в значительной степени исламскими, но с обширным влиянием адата. Эти кодексы позже распространились по всему региону и стали правовым источником местной юриспруденции в крупных региональных султанатах, таких как Бруней , Джохор , Паттани и Ачех . [9]

В первые десятилетия двадцатого века в Голландской Ост-Индии изучение адата превратилось в специализированную область исследований. Хотя это исследование было связано с потребностями колониальной администрации, оно, тем не менее, породило активную научную дисциплину, которая сравнительно занималась различными системами адата. [10] Среди известных ученых, участвовавших в этом исследовании, были Корнелис ван Волленховен , Тер Хаар и Кристиан Сноук Хургронье . [11] Несколько ключевых концепций, которые до сих пор используются в исследованиях обычного права в современной Индонезии: adatrecht («закон адат»), adatrechtskringen («кружки адата»), beschikkingsrecht (общинные права на землю или «право пользования»), и adatrechtsgemeenschappen («сообщества адатского права»). [12] Закон адата или адатрехт использовался колониальными правительствами в качестве юридического термина, обозначающего предписывающее право, которое получило распространение как независимое юридическое лицо, помимо канонического права . Местные законы и обычаи коренных народов всех этнических групп, в том числе и немусульман, стали называться «адатами» и были закодированы в единицах юридического управления, в результате чего в Ост-Индии был введен правовой плюрализм. В соответствии с этой схемой, основанной на классификации систем адатов как культурно-географических единиц, голландцы разделили Ост-Индию как минимум на девятнадцать областей права адатов. [13]

Современное использование

[ редактировать ]

В некоторых аспектах адат по-прежнему применяется в судах Брунея, Малайзии и Индонезии как личный закон. В Малайзии конституция каждого штата наделяет малайских правителей полномочиями глав ислама и малайских обычаев в соответствующем штате. Государственные советы, известные как Меджлис Агама Ислам дан Адат Истиадат Мелаю (Совет ислама и малайских обычаев), несут ответственность за консультирование правителей, а также за регулирование как исламских дел, так и адата. [14] [15] Судопроизводство по вопросам, связанным с исламскими делами и адатом (например, дела о харта сепенкарян или «супружеской собственности»), осуществляется в шариатском суде . В Сараваке и Сабахе местные законы адата немалайских коренных общин были институционализированы посредством создания судов, известных как Махкама Бумипутера суды Бумипутры ») и Махкама Анак Негери («местные суды») соответственно. [16] Параллельная система существует на полуострове Малайзия для этнических малайцев, называемая Махкамах Пенгулу ( Пенгулу суды — суды старост Мукима ), но с очень ограниченной юрисдикцией. В Индонезии правила адата до сих пор имеют юридическое значение в некоторых регионах, особенно в большинстве индуистских деревень на Бали , в районе Тенгер , а также в регионах Джокьякарта и Суракарта .

После распада Советского Союза в 1990-х годах среди сельских общин начала возрождаться практика адата в Центральной Азии. Во многом это произошло из-за упадка правовых и правоохранительных институтов во многих частях региона. Юридические конституции также способствовали этому процессу, поскольку они наделили некоторые традиционные институты, такие как советы старейшин (аксакалов), некоторыми административными полномочиями. [17] На Северном Кавказе традиционные, клановые системы самоуправления, действовавшие подпольно с 1950-х годов, начали вновь появляться в ответ на пренебрежение федерального правительства и бессилие местной администрации. Из-за утраты исламских ученых и литературы в сталинские годы возникший адат почти не содержал элементов исламского права. Однако в производстве адатов растет участие мусульманских ученых, некоторые из которых сейчас участвуют в принятии важных решений в сельских собраниях и районных администрациях. [18]

Малайская культура

[ редактировать ]

В малайских государствах Юго-Восточной Азии малайское сообщество формально и исторически можно разделить на две разные группы: одна после Adat temenggung , а другая — Adat perpatih .

Адат теменггунг (обычаи или правила Теменггунга ) является наиболее распространенной формой адата, которая является отцовской и более распространенной, и ее можно найти в большинстве малайских штатов. Адат перпатих , ограниченный почти исключительно Негери-Сембилан , где проживают потомки иммигрантов Минангкабау из Западной Суматры , связан с матрилинейным правилом происхождения и политической структурой, основанной на системе родства. [19]

Хотя оба адата возникли в прошлом из племенных организаций, именно в Адате перпатих остатки племенной структуры отчетливо проявляются в настоящее время. В качестве примера можно привести брак между двумя лицами, принадлежащими к одному клану, который считается кровосмесительным и строго запрещен. [20]

Основное внимание к адатам, как теменггунгу , так и перпатихам , в исследованиях и литературе вызывает так называемый закон унданг-унданг адат , или обычное право , или определение прав на собственность, звание и другие привилегии в традиционном малайском обществе. . Исследования адата в основном были сосредоточены на вопросах его связи с исламским ( шариатом ) правом и судебными делами, к которым привели такие конфликты. [21] В малайской культуре существует как минимум пять различных точек зрения на адат:

  • Адатуллах (عادت الله) – абсолютная форма адата, обозначающая естественный порядок, созданный Аллахом: солнце восходит на востоке и заходит на западе. Адатулла может также относиться к любой практике, которая почти полностью основана на ахкаме и правилах ислама, например, концепция мусьявара (дискуссия) и муафакат (консенсус), применяемая в малайской королевской системе. [22]
  • Адат мухакама (عادت محكمة) – этот термин относится к традиционным законам, заповедям и приказам, собранным правителями в юридические кодексы для поддержания социального порядка и гармонии. Законы адата, часто смешиваемые с исламскими законами, были основным письменным юридическим справочником для малайских обществ начиная с классической эпохи и обычно назывались канун . Самым ранним примером адата мухакамы является Камень с надписью Теренггану (1303 г.), который содержит прокламацию, изданную «Шри Падукой Туаном» Теренггану, призывающую его подданных распространять и поддерживать ислам и содержащую десять основных законов для их руководства. Другими известными малайскими правовыми кодексами являются Хукум Канун Мелака («Законы Малакки »), Хукум Канун Паханг («Законы Паханга » ), Унданг-Унданг Сембилан Пулух Сембилан («99 законов») Перака , Хукум Канун Бруней (Законы Брунея) . ) и многие другие. [23]
  • Адатунна (عادتنه) – также широко известная как ресам (нормы), адатунна – это форма адата, полученная из социальных норм, которые воспринимаются как имеющие хорошие моральные ценности и не противоречат ни адатулле , ни адат мухакаме . Примеры включают готон ройонг , организацию румах тербука (форма общественного мероприятия, традиционно проводимого дома во время праздников, где принимают доброжелателей и на которое приглашаются все, независимо от происхождения), и изучение малайского боевого искусства. Силат . [24]
  • Адат истиадат (عادت إستعادت) — определяется как ритуалы, совершаемые в основном во время праздничных торжеств и официальных церемоний, таких как воцарение малайских правителей . Целью этих ритуалов является предписание правильного этикета со средствами прославления торжеств и церемоний. [25]
  • Адат ненек моянг - относится к адат истиадат (ритуалам), практикам, основанным на доисламских элементах, которые, по мнению некоторых ученых, противоречат учению ислама. Хотя ислам глубоко укоренился в жизни малайского общества на протяжении сотен лет, многие практики адат ненек моянг преобладали. и лидеры общин предпринимают постоянные усилия Улемы по содействию прекращению таких практик, как пераяан манди сафар ( фестиваль ванн сафар ) и тепунг тавар (ритуал простой муки), когда человек входит в новый дом в Малайзии. Однако среди малайцев Индонезии улемы поддерживают такую ​​практику и считают, что она не противоречит учению ислама. [26]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хаузер Шойблин, 2013 , стр. 46–47.
  2. ^ Оой 2004 , стр. 123–124
  3. ^ Цинг и Авраам 2009 , стр. 71–76.
  4. ^ Коэн-Мор 2001 , с. 107
  5. ^ Абазов 2005 , с. 3
  6. ^ Цурхер 2007 , с. 14
  7. ^ Абазов 2005 , с. 3
  8. ^ Кинн 1997 , с. 260
  9. ^ Фаузия 2013 , с. 81
  10. ^ Оой 2004 , с. 124
  11. ^ «Индонезийское обычное право и европейский колониализм» . Юридический журнал Таиланда . 15 (осень). 2012 . Проверено 19 марта 2023 г.
  12. ^ Хаузер Шойблин 2013 , с. 46
  13. ^ Абдул Гоффир Мухаймин 2011 , с. 116
  14. ^ Пелетц 1992 , с. 119
  15. ^ Амине, 2010 , стр. 96–97.
  16. ^ Тенгку Ануар Бин Тенгку Далам 1997 , с. 157
  17. ^ Абазов 2005 , с. 3
  18. ^ Ричмонд 2004 , с. 4
  19. ^ Нагата 1974 , стр. 91–92.
  20. ^ Буксбаум 1968 , с. 18
  21. ^ Нагата 1974 , стр. 91–92.
  22. ^ Мухаммад Исмаил, 2013 г.
  23. ^ Мухаммад Исмаил, 2013 г.
  24. ^ Мухаммад Исмаил, 2013 г.
  25. ^ Мухаммад Исмаил, 2013 г.
  26. ^ Мухаммад Исмаил, 2013 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cc4cdcebda221f104920a06356cac643__1699167660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/43/cc4cdcebda221f104920a06356cac643.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Adat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)