Обычай



Адат ( арабский : عادات ; чеченский : Адат ; аварский : Адат ; малайский : عادت ; Чагатай : ئادەت ; пушту : عادت ; сербский : адет адет ) — общий термин, полученный из арабского языка для описания множества местных обычаев и традиций, считающихся совместимыми. с исламом, как это наблюдают мусульманские общины на Балканах , Северном Кавказе , в Центральной Азии и Юго-Восточной Азии . Несмотря на свое арабское происхождение, термин адат находит глубокий отклик во всей Приморской Юго-Восточной Азии , где из-за колониального влияния его использование систематически институционализировалось в различных немусульманских общинах. [1] В пределах региона этот термин в более широком смысле относится к обычным нормам, правилам, запретам и запретам , которые определяют поведение отдельных лиц как членов сообщества, а также к санкциям и формам обращения, с помощью которых эти нормы и правила поддерживаются. [2] Адат также включает в себя набор местных и традиционных законов и систем разрешения споров, с помощью которых регулируются эти общества.
Источник
[ редактировать ]Слово адат происходит от арабского ādāt (عادات), формы множественного числа от āda (عادَة), означающего обычай или привычку, и считается синонимом слова urf (عرف), общеизвестного или общепринятого слова. [3] Обычно это относится к результату давней традиции, либо сознательно принятой, либо результату бессознательной адаптации к обстоятельствам, которой следовали там, где практические соображения имели первостепенное значение. [4]
До прихода ислама народы Северного Кавказа и Средней Азии имели давно сложившиеся кодексы юридического и гражданского права, которые в исламский период стали известны под термином адат . Адатами в традиционных обществах Центральной Азии руководят авторитетные члены общин, обычно советы аксакалов . Он основан на племенном кодексе поведения и многовековом опыте разрешения конфликтов между отдельными людьми, сообществами и племенами. [5] На Северном Кавказе традиционный кодекс ценностей адата считал, что тейп («клан») был главным эталоном верности, чести, стыда и коллективной ответственности. [6] Колониальная администрация Российской империи не вмешивалась в местную правовую практику и делегировала управление на уровне местных общин советам аксакалов и тейпов, как это сделали большевики в первые годы революции 1917 года . Адат практиковался среди жителей Центральной Азии и Северного Кавказа вплоть до начала 1930-х годов, пока советские власти не запретили его использование и не заменили его гражданским правом. [7]
В Юго-Восточной Азии концепция адата и его значения были впервые сформулированы в исламизированном малайскоязычном мире , очевидно, для того, чтобы отличить неисламские практики от исламских. [8] В пятнадцатом веке империя Малакка разработала кодекс международного судоходного права « Унданг-Унданг Лаут Мелака » и гражданский и торговый кодекс « Унданг-Унданг Мелака» , которые были в значительной степени исламскими, но с обширным влиянием адата. Эти кодексы позже распространились по всему региону и стали правовым источником местной юриспруденции в крупных региональных султанатах, таких как Бруней , Джохор , Паттани и Ачех . [9]
В первые десятилетия двадцатого века в Голландской Ост-Индии изучение адата превратилось в специализированную область исследований. Хотя это исследование было связано с потребностями колониальной администрации, оно, тем не менее, породило активную научную дисциплину, которая сравнительно занималась различными системами адата. [10] Среди известных ученых, участвовавших в этом исследовании, были Корнелис ван Волленховен , Тер Хаар и Кристиан Сноук Хургронье . [11] Несколько ключевых концепций, которые до сих пор используются в исследованиях обычного права в современной Индонезии: adatrecht («закон адат»), adatrechtskringen («кружки адата»), beschikkingsrecht (общинные права на землю или «право пользования»), и adatrechtsgemeenschappen («сообщества адатского права»). [12] Закон адата или адатрехт использовался колониальными правительствами в качестве юридического термина, обозначающего предписывающее право, которое получило распространение как независимое юридическое лицо, помимо канонического права . Местные законы и обычаи коренных народов всех этнических групп, в том числе и немусульман, стали называться «адатами» и были закодированы в единицах юридического управления, в результате чего в Ост-Индии был введен правовой плюрализм. В соответствии с этой схемой, основанной на классификации систем адатов как культурно-географических единиц, голландцы разделили Ост-Индию как минимум на девятнадцать областей права адатов. [13]
Современное использование
[ редактировать ]В некоторых аспектах адат по-прежнему применяется в судах Брунея, Малайзии и Индонезии как личный закон. В Малайзии конституция каждого штата наделяет малайских правителей полномочиями глав ислама и малайских обычаев в соответствующем штате. Государственные советы, известные как Меджлис Агама Ислам дан Адат Истиадат Мелаю (Совет ислама и малайских обычаев), несут ответственность за консультирование правителей, а также за регулирование как исламских дел, так и адата. [14] [15] Судопроизводство по вопросам, связанным с исламскими делами и адатом (например, дела о харта сепенкарян или «супружеской собственности»), осуществляется в шариатском суде . В Сараваке и Сабахе местные законы адата немалайских коренных общин были институционализированы посредством создания судов, известных как Махкама Бумипутера (« суды Бумипутры ») и Махкама Анак Негери («местные суды») соответственно. [16] Параллельная система существует на полуострове Малайзия для этнических малайцев, называемая Махкамах Пенгулу ( Пенгулу суды — суды старост Мукима ), но с очень ограниченной юрисдикцией. В Индонезии правила адата до сих пор имеют юридическое значение в некоторых регионах, особенно в большинстве индуистских деревень на Бали , в районе Тенгер , а также в регионах Джокьякарта и Суракарта .
После распада Советского Союза в 1990-х годах среди сельских общин начала возрождаться практика адата в Центральной Азии. Во многом это произошло из-за упадка правовых и правоохранительных институтов во многих частях региона. Юридические конституции также способствовали этому процессу, поскольку они наделили некоторые традиционные институты, такие как советы старейшин (аксакалов), некоторыми административными полномочиями. [17] На Северном Кавказе традиционные, клановые системы самоуправления, действовавшие подпольно с 1950-х годов, начали вновь появляться в ответ на пренебрежение федерального правительства и бессилие местной администрации. Из-за утраты исламских ученых и литературы в сталинские годы возникший адат почти не содержал элементов исламского права. Однако в производстве адатов растет участие мусульманских ученых, некоторые из которых сейчас участвуют в принятии важных решений в сельских собраниях и районных администрациях. [18]
Малайская культура
[ редактировать ]В малайских государствах Юго-Восточной Азии малайское сообщество формально и исторически можно разделить на две разные группы: одна после Adat temenggung , а другая — Adat perpatih .
Адат теменггунг (обычаи или правила Теменггунга ) является наиболее распространенной формой адата, которая является отцовской и более распространенной, и ее можно найти в большинстве малайских штатов. Адат перпатих , ограниченный почти исключительно Негери-Сембилан , где проживают потомки иммигрантов Минангкабау из Западной Суматры , связан с матрилинейным правилом происхождения и политической структурой, основанной на системе родства. [19]
Хотя оба адата возникли в прошлом из племенных организаций, именно в Адате перпатих остатки племенной структуры отчетливо проявляются в настоящее время. В качестве примера можно привести брак между двумя лицами, принадлежащими к одному клану, который считается кровосмесительным и строго запрещен. [20]
Основное внимание к адатам, как теменггунгу , так и перпатихам , в исследованиях и литературе вызывает так называемый закон унданг-унданг адат , или обычное право , или определение прав на собственность, звание и другие привилегии в традиционном малайском обществе. . Исследования адата в основном были сосредоточены на вопросах его связи с исламским ( шариатом ) правом и судебными делами, к которым привели такие конфликты. [21] В малайской культуре существует как минимум пять различных точек зрения на адат:
- Адатуллах (عادت الله) – абсолютная форма адата, обозначающая естественный порядок, созданный Аллахом: солнце восходит на востоке и заходит на западе. Адатулла может также относиться к любой практике, которая почти полностью основана на ахкаме и правилах ислама, например, концепция мусьявара (дискуссия) и муафакат (консенсус), применяемая в малайской королевской системе. [22]
- Адат мухакама (عادت محكمة) – этот термин относится к традиционным законам, заповедям и приказам, собранным правителями в юридические кодексы для поддержания социального порядка и гармонии. Законы адата, часто смешиваемые с исламскими законами, были основным письменным юридическим справочником для малайских обществ начиная с классической эпохи и обычно назывались канун . Самым ранним примером адата мухакамы является Камень с надписью Теренггану (1303 г.), который содержит прокламацию, изданную «Шри Падукой Туаном» Теренггану, призывающую его подданных распространять и поддерживать ислам и содержащую десять основных законов для их руководства. Другими известными малайскими правовыми кодексами являются Хукум Канун Мелака («Законы Малакки »), Хукум Канун Паханг («Законы Паханга » ), Унданг-Унданг Сембилан Пулух Сембилан («99 законов») Перака , Хукум Канун Бруней (Законы Брунея) . ) и многие другие. [23]
- Адатунна (عادتنه) – также широко известная как ресам (нормы), адатунна – это форма адата, полученная из социальных норм, которые воспринимаются как имеющие хорошие моральные ценности и не противоречат ни адатулле , ни адат мухакаме . Примеры включают готон ройонг , организацию румах тербука (форма общественного мероприятия, традиционно проводимого дома во время праздников, где принимают доброжелателей и на которое приглашаются все, независимо от происхождения), и изучение малайского боевого искусства. Силат . [24]
- Адат истиадат (عادت إستعادت) — определяется как ритуалы, совершаемые в основном во время праздничных торжеств и официальных церемоний, таких как воцарение малайских правителей . Целью этих ритуалов является предписание правильного этикета со средствами прославления торжеств и церемоний. [25]
- Адат ненек моянг - относится к адат истиадат (ритуалам), практикам, основанным на доисламских элементах, которые, по мнению некоторых ученых, противоречат учению ислама. Хотя ислам глубоко укоренился в жизни малайского общества на протяжении сотен лет, многие практики адат ненек моянг преобладали. и лидеры общин предпринимают постоянные усилия Улемы по содействию прекращению таких практик, как пераяан манди сафар ( фестиваль ванн сафар ) и тепунг тавар (ритуал простой муки), когда человек входит в новый дом в Малайзии. Однако среди малайцев Индонезии улемы поддерживают такую практику и считают, что она не противоречит учению ислама. [26]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хаузер Шойблин, 2013 , стр. 46–47.
- ^ Оой 2004 , стр. 123–124
- ^ Цинг и Авраам 2009 , стр. 71–76.
- ^ Коэн-Мор 2001 , с. 107
- ^ Абазов 2005 , с. 3
- ^ Цурхер 2007 , с. 14
- ^ Абазов 2005 , с. 3
- ^ Кинн 1997 , с. 260
- ^ Фаузия 2013 , с. 81
- ^ Оой 2004 , с. 124
- ^ «Индонезийское обычное право и европейский колониализм» . Юридический журнал Таиланда . 15 (осень). 2012 . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Хаузер Шойблин 2013 , с. 46
- ^ Абдул Гоффир Мухаймин 2011 , с. 116
- ^ Пелетц 1992 , с. 119
- ^ Амине, 2010 , стр. 96–97.
- ^ Тенгку Ануар Бин Тенгку Далам 1997 , с. 157
- ^ Абазов 2005 , с. 3
- ^ Ричмонд 2004 , с. 4
- ^ Нагата 1974 , стр. 91–92.
- ^ Буксбаум 1968 , с. 18
- ^ Нагата 1974 , стр. 91–92.
- ^ Мухаммад Исмаил, 2013 г.
- ^ Мухаммад Исмаил, 2013 г.
- ^ Мухаммад Исмаил, 2013 г.
- ^ Мухаммад Исмаил, 2013 г.
- ^ Мухаммад Исмаил, 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Абазов, Рафис (2005), Исторический словарь Туркменистана (Исторические словари Азии, Океании и Ближнего Востока) , Scarecrow Press, ISBN 978-0-8108-5362-1
- Абдул Гоффир Мухаимин (2011), Исламские традиции Чиребона: поклонение и обычаи яванских мусульман , E-Press Австралийского национального университета, ISBN 978-1-920942-30-4
- Амине, Мехди Парвизи (2010), Государство, общество и международные отношения в Азии , издательство Амстердамского университета, ISBN 978-90-5356-794-4
- Буксбаум, Дэвид К. (1968), Семейное право и обычное право в Азии: современная правовая перспектива , Springer, ISBN 978-90-247-0348-7
- Коэн-Мор, Даля (2001), Вопрос судьбы: концепция судьбы в арабском мире, отраженная в современной арабской литературе , Oxford University Press, ASIN B001AU68DW
- Фаузия, Амелия (2013), Вера и государство: история исламской филантропии в Индонезии , BRILL, ISBN 978-90-04-23397-3
- Хаузер Шойблин, Бригитта (2013), Адат и коренное население Индонезии - культура и права между гетерономией и самоприписыванием , Goettingen University Press, ISBN 978-3-86395-132-0
- Кинн, Уэбб (1997), Признаки признания: полномочия и опасности представительства в индонезийском обществе , University of California Press, ASIN B003WOKXPS
- Левинсон, Дэвид и др. ред. Энциклопедия современной Азии (6 том Thomson-Gale, 2002) 1:11–17, о Малайзии.
- Мухаммад Исмаил (2013), Адат Мелайу (Малайский Адат) , Персатуан Илмуан Малайзия (Ассоциация малайзийских малайских ученых), заархивировано из оригинала 13 декабря 2014 г.
- Нагата, Джудит Энн (1974), «Адат в городе: некоторые представления и практики среди городских малайцев» , Bijdragen tot de Taal-, Land-en Volkenkunde , 130 : 91–109, doi : 10.1163/22134379-90002708
- Оой, Кит Джин (2004), Юго-Восточная Азия: историческая энциклопедия, от Ангкор-Вата до Восточного Тимора , ABC-CLIO, ISBN 1-57607-770-5
- Пелетц, Майкл Гейтс (1992), Доля урожая: родство, собственность и социальная история среди малайцев Рембау , University of California Press, ISBN 978-0-520-08086-7
- Ричмонд, Уолтер Коминс (2004), Правовой плюрализм на Северо-Западном Кавказе: роль шариатских судов , Carfax Publishing
- Тенгку Ануар бин Тенгку Далам (1997), Принципы государственности Малайзии , Al-Azim Press, ISBN 978-983-038-038-4
- Цинг, Анна Ловенхаупт; Авраам, Итти (2009), Слова в движении: к глобальному лексикону , издательство Duke University Press, ASIN B00EHNZP7O
- Цурчер, Кристоф (2007), Постсоветские войны: восстание, этнический конфликт и государственность на Кавказе , NYU Press, ISBN 978-0-8147-9709-9