Кьяй

Часть серии о |
Религия Явы |
---|
![]() |
Кьяй aɪ ( / k j / . KYEYE знаток ислама ) – Эта деноминация обычно используется среди этнического яванского народа .
Происхождение
[ редактировать ]Слово кьяй имеет яванское происхождение. Иногда это пишется киай . Традиционно студенты- исламисты в Индонезии учились в школе-интернате, известной как песантрен . В знак уважения лидера школы называли кяи. Традиционное слово для обозначения учителя в исламе — устад , персидское слово . В Индонезии много устадов, которые преподают эту религию.
Образование
[ редактировать ]Киаи получили образование в различных исламских школах-интернатах :
Высокомотивированные ученики переходили от песантрена к песантрену, изучая в каждом тексты, в которых специализировался его киай. После нескольких песантренов в Бантене они отправлялись в песантрены в Богоре, Чианджуре, Чиребоне, Центральной или Восточной Яве и, наконец, если их семьи могли себе это позволить, в Мекку, самый престижный центр исламского образования. [1]
Учащийся в песантрене называется сантри . После смерти кьяи-основателя песантрена его сын или другой шантри может взять на себя руководство школой, и тогда его будут называть кьяи. В большой школе-интернате могут жить и преподавать несколько кяи. [2] Однако у большинства песантренов есть несколько сотен учеников, и только одного человека зовут кяи. Других учителей в школе зовут устадз. Многие индонезийские мусульмане считают, что кьяй имеет более высокий ранг, чем устадз, потому что кьяи управляет собственной школой-интернатом и обладает мистическими способностями. [3]
Функция
[ редактировать ]Киаи отличались от пангулу , государственных чиновников:
Песантрены обычно (хотя и не исключительно) располагались в сельских районах, вдали от основных дорог. Их географическая изоляция как бы символизировала их идеологическую дистанцию от государства. Пангулу , были двумя противоположными типами, как в Бантене , , как государственный чиновник, и независимый учитель, киай так и в других местах на Яве». [1]
Кьяй не является священнослужителем в том же смысле, как священник в христианстве или буддизме . Не существует руководящего органа, который бы предписывал или санкционировал кьяй. Точно так же ни одна организация не может лишить кьяи сана или отстранить его от должности. Причина в том, что кяи имеет свое положение и авторитет, потому что люди будут слушать то, что он говорит. [4]
Некоторые индонезийцы называют широко известного кьяи уламой . На самом деле это слово является формой множественного числа арабского слова «алим», что означает «знающий человек». Благодаря распространенному использованию в Индонезии слово «улама» стало обозначать кьяи высокого уровня, хотя это грамматическое неправильное использование арабского слова. [2]
В легендах, если не на самом деле, кьяй сочетает в себе навыки и роли как исламского ученого, так и суфийского мастера ( шейха или сиека ). Существует множество историй о кьяи, способных совершать такие подвиги, как: [3]
- Летите в Мекку на полуденную молитву и возвращайтесь в песантрен на послеобеденную трапезу;
- Пройти под дождем, не промокнув;
- Медитируйте у океана, пока волны не перестанут двигаться;
- Исцеляйте больных;
- Имейте тайные знания о ком-то, которые могут помочь этому человеку решить личные проблемы.
Другое использование
[ редактировать ]Фамильные предметы
[ редактировать ]является обычным почетным знаком для важных семейных реликвий в кратонах на Яве, таких как гамелан, колесница и крис. Кьяй также Например, гамелан, используемый на ежегодном празднике Гребега в Джокьякарте, называется Кьяи Секати разделен на два инструментальных набора: Кьяи Гунтурмаду и Кьяи Нагавилага. и сам [5] Между тем, королевская колесница Джокьякарты называется Кьяи Гарудаякша . [6] [7]
Это были Сонго
[ редактировать ]В некоторых частях Индонезии знаменитых учеников мистиков Вали Сонго исторически называют кьяи, киай или ки . Говорят, что один из них, Ки Агенг Грибиг, вернулся из Мекки с небольшим количеством выпечки, которая не испортилась за время долгого путешествия. В ознаменование этого подвига жители Джатинома каждый год проводят фестиваль, на котором тысячи этих маленьких лепешек (называемых апем) благословляются и раздаются участникам. Главная дорога из Клатена в Бойолали на Центральной Яве , которая проходит через город Джатином, официально названа в честь Ки Агенга Грибига, хотя в просторечии известна как Джалан Бойолали (Дорога Бойолали).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Брюнессен 1995 .
- ^ Jump up to: а б Замахсяри Дофир. Песантренская традиция: исследование роли кьяи в поддержании традиционной идеологии ислама на Яве. Темпе, Аризона: Серия монографий по программе Университета штата Аризона по изучению Юго-Восточной Азии.
- ^ Jump up to: а б Рональд Люкенс-Булл 2005 Мирный джихад: переговоры об идентичности и современности на мусульманской Яве. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. Стр. 97-99.
- ^ Рональд Люкенс-Булл, 2005 г. Мирный джихад: переговоры об идентичности и современности на мусульманской Яве. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. Стр. 96-97.
- ^ Платвоет, Ян; К. ван дер Торн (1995). Плюрализм и идентичность: исследования ритуального поведения . БРИЛЛ. п. 261. ИСБН 978-90-04-10373-3 . ISBN 90-04-10373-2 .
- ^ «Керета Премили — Колесница Премили» . Фликр. 20 сентября 2010 г.
- ^ «Машина Кандженг Кьяи Гарудаяксы» . Ратавиджаянский музей. Архивировано из оригинала 2 мая 2014 г. Проверено 7 апреля 2011 г.
Источники
[ редактировать ]- Брюнессен, Мартин ван (1995). «Шариатский суд, тарекат и песантрен: религиозные учреждения в султанате Бантен» . Архипел . 50 : 165–200. дои : 10.3406/arch.1995.3069 . Архивировано из оригинала 26 октября 2009 г.