Харун Насутион
Харун Насутион (1919 – 18 сентября 1998) был индонезийским ученым, чья работа была частью небольшого, но важного направления в исламской мысли, направленного на защиту рационалистических и гуманистических принципов.
Биография
[ редактировать ]Насутион провел большую часть своей юности за пределами Индонезии, живя в Аравии и Египте, а затем переехал в Европу и, в конечном итоге, в Канаду. [ 1 ] Его отец был традиционным религиозным ученым, который, несмотря на собственное погружение в арабскую и исламскую культуру, отправил сына в голландскую начальную школу. [ 2 ] Однако Насутион посещал исламскую среднюю школу, хотя в ней преподавали как светские, так и религиозные предметы. [ 3 ] После неудачного периода дальнейшего обучения в Мекке он отправился в Египет, где посещал лекции в университете аль-Азхар в Каире. В 1962 году он начал обучение в Институте исламских исследований Университета Макгилла в Монреале. Его докторская степень была посвящена богословию Мухаммада Абду с упором на степень, в которой Абдо находился под влиянием учений мутазилитов . [ 4 ] Насутион защитил докторскую диссертацию в 1969 году, а затем вернулся в Индонезию, где занял должность в IAIN в Джакарте.
Именно там он впервые предположил, что технологический и экономический упадок мусульманского мира отчасти обусловлен принятием им ашаритской богословской школы, которую он считал фаталистической. Он был особенно враждебен окказионализму , который стал доминирующим в средневековой мусульманской мысли, считая, что его отрицание существования вторичных (созданных) причин препятствует научным исследованиям. [ 5 ] Решение Насутиона состояло в том, чтобы защитить возрождение взглядов Мутазилов, которые широко рассматривались (и до сих пор считаются) мусульманами как ересь. Что восхищает Насутиона в мысли Мутазилы, так это ее акцент на человеческом разуме в вопросах религии. В основных учениях Мутазилы он пишет:
можно различить форму рационализма, но не рационализм, противостоящий религии или отвергающий абсолютную истину откровения... Можно также различить форму натурализма, но не атеистический натурализм, отрицающий существование и величие Бог... Существует также человеческая свобода и динамизм, но не абсолютная свобода от замысла, установленного Богом... Доктрины динамизма, человеческой свободы и ответственности, рационализма и натурализма, преподанные мутазилитами, внесли значительный вклад в развитие философия, религиозные и светские науки в классический период исламской цивилизации. [ 6 ]
Влияние Насутиона на своих коллег-индонезийских мыслителей значительно. Его коллега-индонезийский мыслитель Нурчолиш Маджид утверждает, что Насутион оказал важное влияние на развитие современной индонезийской религиозной мысли, особенно благодаря его влиянию на студентов IAIN. [ 7 ] Он менее известен за пределами этой страны, но он является частью значительного движения, в которое входят другие мыслители-модернисты, такие как Мохаммед Аркун и Наср Хамид Абу Зайд .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фаузан Салех, Современные тенденции в исламском богословском дискурсе в Индонезии 20-го века: критическое исследование (Лейден: EJ Brill, 2001), стр.231, №71
- ^ Ричард К. Мартин, Марк Р. Вудворд и Дви С. Атмаджа, Защитники разума в исламе: мутазилизм от средневековой школы до современного символа (Оксфорд: Oneworld, 1997), ОСЛК 37923050 , стр.160
- ^ Мартин и др., Защитники разума в исламе , стр.161.
- ^ Мартин и др., Защитники разума в исламе , стр.164.
- ^ Салех, Современные тенденции в исламском теологическом дискурсе в Индонезии 20-го века, стр. 198-200.
- ^ Харун Насутион, «Мутазилы и рациональная философия», переведенный в книге «Защитники разума в исламе» , стр. 191-92. Мартином и др.
- ^ Салех, Современные тенденции в исламском богословском дискурсе в Индонезии 20-го века, стр. 230,233.