Университет Аль-Азхар
Университет Аль-Азхар | |
Тип | Общественный |
---|---|
Учредил | в. 970/972 - основан как высшее исламское учебное заведение. 1961 г. – получил статус университета. |
Религиозная принадлежность | Суннитский ислам |
Президент | Доктор Салама Давуд |
Расположение | , 30 ° 02'45 "N 31 ° 15'45" E / 30,04583 ° N 31,26250 ° E |
Кампус | Городской |
Веб-сайт | азхар |
Рейтинги университетов | |
---|---|
Глобальный – Общий | |
QS Мир [1] | 1201–1400 (2024) |
Мир [2] | 801–1000 (2024) |
USNWR Глобальный [3] | =739 (2023) |
Университет Аль-Азхар ( / ˈ ɑː z h ɑːr / AHZ -har ; египетский арабский : Университет Аль-Азхар (Аль-Шариф) , IPA: [ˈɡæmʕet elˈʔɑzhɑɾ eʃʃæˈɾiːf] , букв. ' Университет (достопочтенного) Аль-Азхара ' ) — государственный университет в Каире , Египет. Связанный с Аль-Азхар Аль-Шариф в исламском Каире , это старейший университет Египта, выдающий ученые степени, и известный как один из самых престижных университетов по изучению ислама . [4] [5] Помимо высшего образования, Аль-Азхар курирует национальную сеть школ, в которой обучается около двух миллионов учащихся. [6] По состоянию на 1996 год [update] при университете было более 4000 учебных заведений Египта. [7]
Основанный в 970 или 972 году Фатимидским халифатом как центр исламского образования, его студенты подробно изучали Коран и исламское право , а также логику, грамматику, риторику и способы расчета фаз луны. Сегодня это главный центр арабской литературы и исламского образования в мире. [8] В 1961 году в учебную программу были добавлены дополнительные нерелигиозные предметы. [9]
Его библиотека считается второй по значимости в Египте после Египетской национальной библиотеки и архивов . [10] В мае 2005 года Аль-Азхар в партнерстве с дубайским предприятием информационных технологий, Проектом ИТ-образования (ITEP), запустил проект Его Высочества Мохаммеда бин Рашида Аль Мактума по сохранению сценариев Аль-Азхара и публикации их в Интернете («Онлайн-проект Аль-Азхар»). ), чтобы в конечном итоге опубликовать онлайн-доступ ко всей коллекции редких рукописей библиотеки, содержащей около семи миллионов страниц материалов. [11] [12]
История [ править ]
Начало правления Фатимидов [ править ]
Аль-Азхар — одна из реликвий исмаилитско-шиитской династии Фатимидов , которая заявляла о своем происхождении от Фатимы , дочери Мухаммеда и жены Али , зятя и двоюродной сестры Мухаммеда. Фатиму называли аз-Захра (Светоносная), и учреждение было названо в ее честь. [13] Она была основана как мечеть фатимидским командиром Джаухаром ас-Сикилли по приказу халифа и имама Аль-Муизза ли-Дина Аллаха , когда он основал город для Каира. Оно началось (вероятно, в субботу) в Джумада аль-Аввале в 359 году хиджры (март/апрель 970 г. н. э.). Его строительство было завершено 9-го числа Рамадана в 361 году хиджры (24 июня 972 года н.э.). И халиф аль-Азиз Биллах , и халиф аль-Хаким би-Амр Аллах расширили его помещения. В дальнейшем он был отремонтирован, отремонтирован и расширен аль-Мустансиром Биллахом и аль-Хафизом ли-Дином Аллахом . [14]
Фатимидские халифы всегда поощряли ученых и юристов проводить свои учебные кружки и собрания в этой мечети, и поэтому она была превращена в медресе, которое претендует на то, чтобы считаться старейшим подобным учреждением, все еще действующим. [14] [15] В мечети преподавали различные предметы от разных ученых. [16] По словам Саеда Фарида Алатаса, эти предметы включали исламское право и юриспруденцию , арабскую грамматику , исламскую астрономию , исламскую философию и логику . [17] При Фатимидах Аль-Азхар также активно продвигал шиитский ислам . [18] [19]
Саладин [ править ]
В XII веке, после свержения династии Исмаилитов Фатимидов , Саладин (основатель суннитской династии Айюбидов ) превратил Аль-Азхар в шафиитский суннитский учебный центр. [8] [20] Поэтому «все сокровища дворца, включая книги, он продал в течение десяти лет. Многие из них были сожжены, брошены в Нил или брошены в огромную кучу, засыпанную песком, так что регулярный Образовался «книжный холм», и солдаты обшивали свою обувь прекрасными переплетами. Число уничтоженных книг, как сообщается, варьируется от 120 000 до 2 000 000». [21] [22] Абд-эль-Латиф читал лекции по исламской медицине в Аль-Азхаре, а согласно легенде, еврейский философ Маймонид читал там лекции по медицине и астрономии во времена Саладина, хотя никакие исторические доказательства не подтверждают это. [23]
Саладин ввел систему колледжей в Египте, которая также была принята в Аль-Азхаре. В рамках этой системы колледж был отдельным учреждением на территории мечети со своими классами, общежитиями и библиотекой. [24]
Мамлюки [ править ]
При мамлюках Аль-Азхар приобрел влияние и повысился престиж. [25] Мамлюки установили зарплату преподавателям и стипендии студентам, а также предоставили учреждению пожертвование. [24] В 1340 году за пределами мечети для этого учреждения был построен колледж. В конце 1400-х годов здания были отремонтированы и для студентов были построены новые общежития. [24]
В это время в Каире было 70 других исламских учебных заведений, однако Аль-Азхар привлекал многих ученых своим престижем. Знаменитый Ибн Халдун преподавал в Аль-Азхаре, начиная с 1383 года. [25]
В то время текстов было мало, и большая часть обучения происходила за счет того, что студенты запоминали лекции и конспекты своих учителей. Фактически слепых мальчиков зачисляли в Аль-Азхар в надежде, что они в конечном итоге смогут зарабатывать на жизнь учителями. [24]
Османы [ править ]
В период Османской империи престиж и влияние Аль-Азхара выросли до такой степени, что он стал выдающимся учреждением исламского образования в мусульманском суннитском мире. [25] В это время был основан Шейх Аль-Азхар - должность, отданная ведущему ученому учреждения; до этого глава учреждения не обязательно был ученым. [26] В 1748 году османский паша пытался заставить Аль-Азхара преподавать астрономию и математику, но безуспешно. [24]
В то время не существовало системы ученых степеней, вместо этого шейх (профессор) определял, достаточно ли подготовлен студент, чтобы поступить в профессоры ( иджаза ). Средняя продолжительность обучения составила 6 лет. Несмотря на отсутствие бюрократии, обучение оставалось строгим и продолжительным. [24] Студенты были свободно организованы в ривак (своего рода братство ), организованное в соответствии с их национальностью и отраслью исламского права, которую они изучали. Каждый ривак контролировался профессором. Ректор, обычно старший профессор, курировал финансы. [24]
Пост-Османский [ править ]
К середине 19 века аль-Азхар превзошел Стамбул и считался столицей суннитского права; [27] главный центр силы в исламском мире; и соперник Дамаска, Мекки и Багдада.
Когда в 1923 году было создано Королевство Египет , подписание конституции новой страны было отложено из-за того, что король Фуад I настаивал на том, чтобы Аль-Азхар и другие религиозные учреждения подчинялись ему, а не египетскому парламенту. [28] Коран Фуад I, Корана издание [29] был впервые опубликован 10 июля 1924 года комитетом Университета Аль-Азхар. [30] Среди видных членов комитета были исламский ученый Мухаммад б. 'Али аль-Хусайни аль-Хаддад. Среди заслуживающих внимания западных ученых/академиков, работавших в Египте в то время, были Бергштрассер и Джеффри . Если оставить в стороне методологические разногласия, то спекуляции намекают на дух сотрудничества. Бергштрассер, безусловно, был впечатлен этой работой. [31]
В марте 1924 года Абдул-Меджид II был свергнут с поста халифа , верховного религиозного и политического лидера всех мусульман мира. [32] Великий шейх аль-Азхара отверг отмену отмены смертной казни. [33] и был частью призыва Аль-Азхара к созыву Исламской конференции . Неудачная «конференция халифата» прошла под председательством великого канцлера Азхара в 1926 году. [34] [35] но никто не смог достичь консенсуса по этой кандидатуре во всем исламском мире. Среди кандидатов, предложенных в халифат, был король Фуад. [34] [35]
Модернизация [ править ]
Пакистанская журналистка-новатор Заиб-ун-Нисса Хамидулла стала первой женщиной, выступившей в университете в 1955 году. В 1961 году Аль-Азхар был восстановлен как университет под руководством второго президента Египта Гамаля Абдель Насера , когда широкий круг светских представителей Впервые были добавлены такие факультеты, как бизнес , экономика , наука , фармация , медицина , инженерное дело и сельское хозяйство . До этой даты Энциклопедия ислама классифицировала Аль-Азхар по-разному: как медресе, центр высшего образования, а с 19 века как религиозный университет, но не как университет в полном смысле этого слова, называя современный переходный процесс «от медресе в университет». [9] [36] Другие академические источники также называют аль-Азхар медресе в досовременные времена до его преобразования в университет. [37] [38] [39] В том же году был открыт исламский женский факультет. [40]
Религиозная идеология [ править ]
Часть серии о |
Ашаризм |
---|
Фон |
Исторически сложилось так, что члены Аль-Азхара представляли различные мнения в исламе. Были представлены обе теологические школы аль- Ашари и аль- Матуриди . Он имеет давнюю традицию преподавания всех четырех школ суннитской исламской юриспруденции ( ханафи , малики , шафи и ханбали ). Главный муфтий каждой школы мысли исполнял обязанности декана и отвечал за учителей и студентов этой группы. [41] Во времена османов ханафитский декан занимал должность primus inter pares . [41] В него также входили представители семи основных суфийских орденов . [42] Аль-Азхар имел антагонистические отношения с ваххабизмом . [43] Согласно отчету Фонда Карнеги за международный мир за 2011 год , Аль-Азхар имеет ярко выраженный суфийский характер:
Приверженность суфийскому ордену уже давно является стандартом как для профессоров, так и для студентов мечети аль-Азхар и университетской системы. Хотя аль-Азхар не является монолитным, его идентичность прочно связана с суфизмом. Нынешний шейх аль-Азхар (ректор школы) Ахмед эль-Тайеб — потомственный суфийский шейх из Верхнего Египта, который недавно выразил поддержку созданию мировой суфийской лиги; бывший великий муфтий Египта и старший ученый аль-Азхар Али Гомаа также является весьма уважаемым суфийским учителем. [44]
Однако в начале 20-го века просвещенные мыслители-модернисты, такие как Мухаммад Абду, возглавили реформу учебной программы, вновь введя стремление к правовой реформе посредством иджтихада . [45] [46] Впоследствии в аль-Азхаре возникли споры между модернистскими интеллектуалами и традиционалистами. [47] Аль-Азхар теперь придерживается модернистской позиции, защищая «васатию» (центризм), реакцию на крайний текстуализм многих ваххабитских салафитских идеологов. Васатийя охватывает целый ряд мыслителей, некоторые из которых являются либеральными интеллектуалами с религиозными наклонностями, проповедниками, такими как Юсуф аль-Кардави и многими членами «Братьев-мусульман» . Однако после переворота 2013 года Аль-Азхар занял позицию против Братства. [48]
Девятнадцатый и нынешний Великий муфтий Египта и ученый Аль-Азхар - Шавки Ибрагим Абдель-Карим Аллам . Университет выступает против открытой либеральной реформы ислама и издал фетву против либеральной мечети Ибн Рушд-Гете в Берлине, поскольку она запретила в своих помещениях ношение вуалей, закрывающих лицо, таких как паранджа и никаб, но при этом позволяла женщинам и мужчинам молиться вместе. Фетва охватывала все нынешние и будущие либеральные мечети . [49]
Совет старших ученых [ править ]
Совет старших ученых Университета Аль-Азхар был основан в 1911 году, но в 1961 году его заменил Центр исламских исследований. В июле 2012 года, после того как закон, ограничивающий автономию Университета Аль-Азхар, был изменен новым президентом Мохамедом Мурси , совет был реформирован. [50] Совет состоит из 40 членов и по состоянию на февраль 2013 года имел 14 вакансий. [51] все они назначены нынешним имамом Аль-Азхара Ахмедом Эль-Тайебом , [52] который был назначен предыдущим президентом Хосни Мубараком . Как только оставшиеся 14 вакансий будут заполнены, новые вакансии будут назначаться самим существующим Советом. [51] Все четыре мадхахиба (школы) суннитской исламской юриспруденции пропорционально представлены в совете ( ханафи , шафииты , ханбали , малики ), и голосование проводится на основе большинства. [50] Помимо Эль-Тайеба, в число других видных членов Совета входит уходящий в отставку Великий муфтий Али Гомаа . [53] Перед советом стоит задача выдвинуть кандидатуру Великого муфтия Египта (при условии одобрения президентом), избрать следующего Великого имама мечети Аль-Азхар , и, как ожидается, он будет последней инстанцией при определении соответствия нового законодательства исламскому праву. [50] Хотя решения совета не являются обязательными (в отсутствие нового законодательства), ожидается, что парламенту будет сложно принять закон, который, по мнению совета, противоречит исламскому праву. [50]
В январе 2013 года Аль-Тайеб передал совету относительно незначительный вопрос, связанный с исламскими облигациями, впервые заявив о юрисдикции совета. [50] В 2013 году Совет избрал Шавки Ибрагима Абдель-Карима Аллама следующим Великим муфтием Египта. Это первый случай, когда Великий муфтий будет избран исламскими учеными с момента создания этой должности в 1895 году. До этого назначение осуществлял глава египетского государства. [52]
Просмотры [ править ]
Аль-Азхара С муфтиями давно консультировались по политическим вопросам. Мухаммед Али-паша назначил муфтиев Аль-Азхара в Консультативный совет в 1829 году, и это повторили Аббас I , а затем Исмаил-паша . В то же время было много случаев, когда египетский правитель игнорировал мнение ученых Аль-Азхара. [41] Шейх Мухаммад Сайид Тантави отметил, что среди приоритетов мусульман - «овладеть всеми знаниями о мире и будущей жизни, не в последнюю очередь о технологиях современного оружия для укрепления и защиты общества и веры». Он добавил, что «владение современным оружием важно для подготовки к любым непредвиденным обстоятельствам или предрассудкам других, хотя ислам является религией мира». [54]
Шейх Тантави также подтвердил, что его вера — лучшая вера, которой следует следовать, и что мусульмане обязаны активно давать да’ва . Он сделал заявления о том, что мусульмане взаимодействуют с немусульманами, которые не представляют угрозы для мусульман. Есть немусульмане, живущие отдельно от мусульман и не являющиеся врагами ислама («Мусульманам разрешено обмениваться интересами с этими немусульманами до тех пор, пока эти связи не запятнают образ веры»), и есть «немусульмане, которые живут в одной стране с мусульманами в сотрудничестве и дружбе и не являются врагами веры» («в этом случае их права и обязанности такие же, как у мусульман, пока они не становиться врагами ислама»). Шиитский фикх (согласно фетве Аль-Азхара) [55] считается пятой школой исламской мысли .
В октябре 2007 года Мухаммад Сайид Тантави , тогдашний Великий Имам Аль-Азхара, выдвинул обвинения в удушении свободы слова, когда он попросил правительство Египта ужесточить свои правила и наказания в отношении журналистов. Во время пятничной проповеди в присутствии премьер-министра Египта Ахмеда Назифа и ряда министров Тантави якобы заявил, что журналистика, которая способствует распространению ложных слухов, а не правдивых новостей, заслуживает бойкота и что это равносильно грех для читателей покупать такие газеты. Тантави, сторонник тогдашнего президента Египта Хосни Мубарака , также призвал наказать восемьдесят ударов плетью «тех, кто распространяет слухи» в обвинении в спекуляциях журналистов по поводу плохого здоровья Мубарака и возможной смерти. [56] [57] Это был не первый раз, когда он критиковал египетскую прессу за освещение новостей, и первый раз, когда пресса обвиняла его в противодействии свободе слова. Во время религиозного праздника в том же месяце Тантави опубликовал комментарии, намекающие на «высокомерных и самозванцев, которые обвиняют других в самых уродливых пороках и необоснованных обвинениях». В ответ Союз прессы Египта выступил с заявлением, в котором предположил, что Тантави, судя по всему, был причастен к подстрекательству и эскалации кампании против журналистов и свободы прессы. [58] Тантави умер в 2010 году, и его сменил Мохамед Ахмед эль-Тайеб .
В 2016 году Ахмед эль-Тайеб переиздал фетву о мусульманах-шиитах , назвав шиитов пятой школой ислама и не видя проблем с переходом из суннитского в шиитский ислам. [59] Однако НПО сообщают, что насилие и пропаганда против шиитского меньшинства страны продолжаются. Мусульманам-шиитам часто отказывают в услугах, помимо того, что их называют уничижительными именами. Антишиитские настроения распространяются через образование на всех уровнях. Священнослужители, получившие образование в Университете Аль-Азхар, публично пропагандируют сектантские убеждения, называя мусульман-шиитов неверными, и поощряют изоляцию и маргинализацию мусульман-шиитов в Египте . [60] [61]
Ученые из Аль-Азхара назвали письма Фарагу Фоде кощунственными. [62] Мухаммад аль-Газали, член Аль-Азхара, объявил Фоду виновным в отступничестве . [62] По словам Женевы Абдо , Мухаммад аль-Газали также добавил, что любой, кто убьет отступника, не будет наказан, в то время как, по словам Натана Брауна , Мухаммад аль-Газали едва не оправдал убийство Фороды. [63] Фода был убит в июне 1992 года. [64] [65] египетской террористической группировкой « Аль-Джамаа аль-Исламия» , которая оправдывала себя фетвами Аль-Азхара. [66] В ответ ученый из Аль-Азхара опубликовал «Ман Катала Фарадж Фауда» . [67]
Известные люди [ править ]
Список выпускников в этой статье Википедии проверки может не соответствовать политике . ( май 2012 г. ) |
10–17 вв.
- Сибт аль-Маридини (1423–1506) арабский физик, математик и астроном. [ нужна ссылка ]
- Абд аль-Азиз аль-Вафаи (15 век) арабский физик, математик и астроном. [ нужна ссылка ]
- Абдул Кадир аль-Багдади (1620–1682 гг. Н.э.) автор, филолог, грамматист, мировой судья, библиофил и ведущий литературный деятель османской эпохи. [ нужна ссылка ]
19 – начало 20 веков
- Мухаммад Абду и Сайд Джамал Эдин Афгани , основатель исламского модернизма
- Изз ад-Дин аль-Кассам , основатель и лидер « Черной руки»
- -Хусайни , муфтий Иерусалима Мухаммад Амин аль
- Ахмед Ораби , египетский националист и генерал армии, возглавивший восстание Ураби против хедива Тевфика.
1910–1950-е годы
- Хасан аль-Банна , основатель « Братьев-мусульман» (он окончил Дар аль-Улум , который является филиалом Каирского университета)
- Сайед Муджтаба Али , бангладешский писатель, журналист, любитель путешествий, академик, ученый и лингвист; учился в университете Аль-Азхар в Каире в 1934–1935 годах.
- Доктор Аюб Али , бангладешский исламский ученый и педагог.
- Мехмед Ханджич , лидер боснийских возрожденцев, один из авторов Резолюции сараевских мусульман и председатель Комитета национального спасения.
- Омар Абдель Рахман , лидер организации «Аль-Гамаа аль-Исламия» , признанной террористической группой правительствами США и Египта; в настоящее время отбывает пожизненный срок за взрыв во Всемирном торговом центре в 1993 году.
- Такиуддин ан-Набхани , лидер и основатель Исламской политической партии Хизб ут-Тахрир (Партия освобождения)
- Шейх Ахмед Ясин , соучредитель и лидер ХАМАС
- Саад Заглул , лидер революции 1919 года в Египте.
- Таха Хусейн , египетский писатель и интеллектуал
- Мухаммад Ма Цзянь , переводчик Корана на китайский язык
- Ахмад Мешари Аль-Адвани , кувейтский поэт и автор государственного гимна Кувейта Аль-Нашид Аль-Ватани
- Ахмад аль-Гумари , марокканский священнослужитель, поступил в школу в 1921 году, бросил учебу из-за смерти члена семьи.
- Абдулла аль-Гумари , марокканский священнослужитель, окончил Азхар в 1931 году.
- Абу Тураб аз-Захири , саудовский писатель индийского происхождения.
1950 – настоящее время
- Алико Данготе , нигерийский бизнес-магнат, изучал бизнес в Аль-Азхаре.
- Ахтар Раза Хан , бывший Великий муфтий Индии . [68]
- Сайид Абдурахман Имбичикойя Тангал Аль-Касими, Аль-Бакави, Аль-Ажари (1922-2015) - бывший президент Самастхи Кералы Джамиат-уль-Улема (1995-2004)
- Заиб-ун-Нисса Хамидулла , пакистанская журналистка, ставшая в 1955 году первой женщиной, выступившей с речью в университете.
- Мохаммед Бурхануддин , дай из Давуди Бора, исследовал и заново открыл прошлую историю Университета Аль-Азхар, получил степень доктора философии Университета Аль-Азхар. [69]
- Абдулла Юсуф Аззам, основатель террористической группировки «Аль-Каида» , палестинский суннитский исламский ученый и богослов.
- Шир Джама Ахмед , сомалийский лингвист, разработавший латинскую графику для сомалийского языка. [70]
- Махмуд Шалтут , [71] Великий шейх Аль-Азхара издал в 1959 году фетву , в которой заявил, что Аль-Азхар признает шиизм как действительную ветвь ислама.
- Махмуд Халил Аль-Хусари , кари и знаток Корана
- Абдель-Халим Махмуд , [ нужна ссылка ] Великий шейх Аль-Азхара представил изучение суфизма как науки в своих трудах и лекциях по этому вопросу.
- Ахмед Субхи Мансур , исламский ученый, священнослужитель и основатель коранистов, изгнанный из Египта, жил в Соединенных Штатах как политический беженец. [ нужна ссылка ]
- Таха Джабир Алалвани , президент Университета Кордовы (Эшберн, Вирджиния, США), бывший председатель Совета по фикху Северной Америки и президент Международного института исламской мысли в Херндоне, Вирджиния (США) [72]
- Абдуррахман Вахид , [ нужна ссылка ] бывший президент Индонезии
- Мухаммад Сайид Тантави , [ нужна ссылка ] бывший Великий Имам Аль-Азхара (17 марта 1996 г. - 10 марта 2010 г.)
- Ахмед эль-Тайеб , Великий имам Аль-Азхара.
- Мухаммад Метвалли Аль Шарави [ нужна ссылка ]
- Египетский мусульманский юрист
- Момун Абдул Гаюм , бывший президент Мальдивской Республики.
- Сайид Абдурахман Имбичикойя Тангал Аль-Айдаруси Аль-Ажари Аль-Касими, Аль-Бакави, исламский ученый из индийского штата Керала; бывший президент Самастхи Кералы Джамиат-уль-Улема (1995-2004), автор книги [Аль-Араб Валь Арабийя (Арабы и арабский язык) (арабский: арабы и арабский язык)]
- Абдулла Саид , бывший председатель Верховного суда Мальдивской Республики [73]
- Абдулла Мохамед , председатель уголовного суда Мальдивской Республики. [73]
- Саламат П. Хашим , основатель и лидер Исламского фронта освобождения моро на Филиппинах .
- Шейх Халифа Усман Нандо , соучредитель Исламского фронта освобождения моро на Филиппинах и вали из автономного региона Бангсаморо на мусульманском Минданао .
- Фатхулла Джамиль , бывший министр иностранных дел Мальдив.
- Бурхануддин Раббани , бывший советско-афганской войны лидер моджахедов и президент Афганистана.
- Мухаммад Джамиль Диди , писатель и писатель с Мальдивских островов
- Ник Абдул Азиз Ник Мат Мурсидул Ам (духовный лидер) Панмалайзийской исламской партии (PAS) и бывший главный министр малайзийского штата Келантан
- Абдул Хади Аванг, президент Панмалайзийской исламской партии (PAS) и бывший главный министр малайзийского штата Теренггану.
- Омар Мауте , сооснователь и лидер террористической организации Мауте в Марави , Филиппины
- Панаккад Шихаб Тангал , мусульманский религиозный лидер, политик и исламский ученый из индийского штата Керала; Кази сотням махалов в Керале, президент IUML Кералы, 1975–2009 гг.
- Саид-ур-Рахман Азми Надви , директор Дарул Улум Надватул Улама и ректор Интегрального университета
- Тимоти Винтер , основатель Кембриджского мусульманского колледжа , профессор исламских исследований Фонда Азиза в Кембриджском мусульманском колледже и колледже Эбрагима, директор по исследованиям (теология и религиоведение) в Вольфсон-колледже, Кембридж , и шейх Заид, преподаватель исламских исследований на факультете Богословие в Кембриджском университете
- Махмуд Саедон , брунейский мусульманский учёный [74]
- Мустафа Хаттаб , английский переводчик Корана и автор серии «Ясный Коран».
См. также [ править ]
- Список исламских учебных заведений
- Факультеты Университета Аль-Азхар
- Список президентов Университета Аль-Азхар
- Список университетов Египта
Примечания [ править ]
- ^ «Мировой рейтинг университетов QS: Университет Аль-Азхар» . Лучшие университеты . 29 июня 2023 г. Проверено 29 июня 2023 г.
- ^ «Университет Аль-Азхар» . Высшее образование Times (THE) . 28 сентября 2023 г. Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ Новости США и мировой отчет. «Университет Аль-Азхар» . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Делман, Эдвард (26 февраля 2015 г.). «Саммит по борьбе с ИГИЛ в Мекке А» . Атлантика .
- ^ Айша Ахмад Сабки (2018). Педагогика в исламском образовании: контекст медресе . Издательство «Изумрудная группа» . п. 16.
- ^ Браун, Натан Дж. (сентябрь 2011 г.). Постреволюционный аль-Азхар (PDF) . Фонд Карнеги за международный мир. п. 4 . Проверено 4 апреля 2015 г.
- ^ Рой, Оливье (2004). Глобализированный ислам: поиск новой уммы . Издательство Колумбийского университета. стр. 92–93. ISBN 9780231134996 . Проверено 4 апреля 2015 г.
В Египте количество учебных заведений, зависящих от Университета Аль-Азхар, увеличилось с 1855 в 1986–1987 годах до 4314 в 1995–1996 годах.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Университет Аль-Азхар» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия . Проверено 19 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сковгаард-Петерсен, Якоб. «аль-Азхар, современный период». Энциклопедия ислама , ТРИ. Под редакцией: Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас и Эверетт Роусон. Брилл, 2010, дата обращения 20.03.2010:
Аль-Азхар, исторический центр высшего исламского образования в Каире, претерпел значительные изменения с конца 19 века: новые правила и реформы привели к расширению роли университета. 1. От медресе до университета
- ^ Публикации Египетской национальной библиотеки . Издательство Египетской национальной библиотеки.
- ^ «AME Info, 26 сентября 2005 г.» . Информация АМЕ. Архивировано из оригинала 19 апреля 2010 года . Проверено 21 марта 2010 г.
- ↑ Пресс-релиз ИТЭФ, 10 октября 2006 г.
- ^ Хальм, Хайнц. Фатимиды и их традиции обучения . Лондон: Институт исмаилитских исследований и IB Tauris. 1997.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Краткая шиитская энциклопедия, Автор: Хасан аль-Амин, http://www.imamreza.net/old/eng/imamreza.php?id=574
- ^ «Самые старые университеты мира, некоторые из которых существуют уже более тысячи лет» . Индия Таймс . 30 ноября 2022 г. Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Годдард, Хью (2000). История христианско-мусульманских отношений . Издательство Эдинбургского университета . п. 99 . ISBN 0-7486-1009-Х .
- ^ Алатас, Сайед Фарид (2006). «От Джамии к университету: мультикультурализм и христианско-мусульманский диалог» . Современная социология . 54 (1): 123. дои : 10.1177/0011392106058837 . S2CID 144509355 .
- ^ Хасан, Сан-Франциско (2016). «Аль-Азхар: Проблема реформирования религиозного образования в Египте». Образование и арабская весна . Брилл. стр. 129–149. ISBN 9789463004718 .
Аль-Азхар был центром, где пропагандировалась шиитская идеология Фатимидов.
- ^ Абдуллаев З. (2023). «Аль-Азхар Медрас» . Инновации современного научного развития в эпоху глобализации: проблемы и решения . 1 (2): 39–40.
- ^ Британская энциклопедия, стр.37, издание 1993 г. ISBN 0-85229-571-5
- ^ Энциклопедия ислама , Лейден, 1936, 3-й том, с. 353
- ^ [1] , Конец Фатимидского халифата
- ^ Неджипогулу, Гулру (1996). Объем Мукарнас , Издательство «Брилл» . п. 56. ИСБН 90-04-10633-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Сина Дубовой. Кэрол Саммерфилд и Мэри Элизабет Девайн (ред.). Международный словарь университетских историй . Тейлор и Фрэнсис . п. 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Флорин Курта, Эндрю Холт (ред.). Великие события в религии: энциклопедия ключевых событий в истории религии . АВС-КЛИО . п. 561.
- ^ Додж 1961 , с. 82.
- ^ Оливер Лиман , АБДУ, МУХАММАД , Коран: энциклопедия Routledge
- ^ The Times , Задержка принятия Конституции Египта. 19 апреля 1923 г.
- ^ Брилл, «[< http://dx.doi.org/10.1163/1875-3922_q3_intro > Приложение II – Согласие Корана]», в: Энциклопедия Корана, главный редактор: Джейн Даммен Маколифф, Джорджтаунский университет, Вашингтон, округ Колумбия. Консультация онлайн 10 июля 2020 г.
- ^ Стефан Уайлд, «Басмалла» Коран: Энциклопедия , Routledge
- ^ Рейнольдс, «Изучение Корана и его противоречия», 2008 г.
- ^ Озджан 1997 , стр. 45–52.
- ↑ The Times, Халифат , 18 марта 1924 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Можжевельник 2012 , с. 85.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Панкхерст 2013 , с. 59.
- ^ Джомье, Дж. «аль-Азхар (аль-Джами аль-Азхар)». Энциклопедия ислама, второе издание. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл, 2010, дата обращения 20.03.2010:
Эта великая мечеть, «блестящая»… является одной из главных мечетей современного Каира. Этот центр обучения... возобновил всю свою деятельность - с этого момента суннитскую - во время правления султана Бейбарса. ... Аль-Азхар в начале XIX века вполне можно было назвать религиозным университетом; чем он не был, так это полноценным университетом, дающим обучение современным дисциплинам, необходимым для пробуждения страны.
- ^ Лулат, ЮГ-М. (2005). История высшего образования в Африке от древности до наших дней: критический синтез . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. п. 70. ИСБН 0-313-32061-6 . OCLC 57243371 .
Что касается характера учебной программы, то она была типичной для других крупных медресе, таких как Аль-Азхар и Аль-Карауин, хотя многие тексты, используемые в этом учреждении, были получены из мусульманской Испании. Аль-Карауин начала свою жизнь как небольшая мечеть, построенная в 859 году нашей эры на пожертвования, завещанные богатой и очень набожной женщиной Фатимой бинт Мухаммед аль-Фахри.
- ^ «Университет Аль-Азхар» . Высшее образование Times (THE) . 04 февраля 2020 г. Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ «Кантара – Мечеть Аль-Азхар» . www.qantara-med.org . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Анвар, Зайна; Абдулла, Рашида (2000). Ислам, репродуктивное здоровье и права женщин . Сестры в исламе (Форум SIS Малайзия). ISBN 978-967-947-249-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Якоб Сковгаард-Петерсен (1997). Определение ислама для египетского государства: муфтии и фетвы Дар аль-Ифта . БРИЛЛ . п. 100.
- ↑ Джадалийя: «Личность Аль-Азхара и его доктрина», Ибрагим Эль-Худайя , 29 июля 2012 г.
- ^ Исламопедия: «Отношения Аль-Азхара с другими суннитскими группами»
- ^ Фонд Карнеги за международный мир», «Салафиты и суфии в Египте», Джонатон Браун, декабрь 2011 г., стр. 12.
- ^ Юнг, Дитрих. «Исламская реформа и глобальная общественная сфера». Ближний Восток и глобализация. Пэлгрейв Макмиллан, Нью-Йорк, 2012. 153–169.
- ^ Говен, Ричард. «Салафизм в современном Египте: панацея или чума?». Политическая теология 11.6 (2010): 802-825.
- ^ Хатина, Меир. «Историческое наследие и вызов современности на Ближнем Востоке: случай Аль-Азхара в Египте». Мусульманский мир 93.1 (2003): 51.
- ^ Браун, Натан Дж. Постреволюционный аль-Азхар. Том. 3. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Фонд Карнеги за международный мир, 2011.
- ^ Ольтерманн, Филип (25 июня 2017 г.). «Либеральная мечеть в Берлине останется открытой, несмотря на фетву Египта» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хани Насира и Саид аль-Сонни, Аль-Арабия: «Старшие ученые и новая конституция Египта» , Аль-Арабия, 10 января 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Натан Дж. Браун, «Новый муфтий Египта». Архивировано 24 февраля 2021 г. в Wayback Machine , Foreign Policy , 12 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иссандр Эль-Амрани, «Прощай, Папа, здравствуй, муфтий» , New York Times ], 13 февраля 2013 г.
- ^ «Новый Великий муфтий Египта избран впервые» , Ahram Online , 11 февраля 2013 г.
- ^ «Великие имамы Аль-Азхара» . Архивировано из оригинала 19 июня 2006 года . Проверено 24 июня 2006 г.
- ^ Вердикт аль-Азхара по шиитам - Шиитская энциклопедия v2.0, Аль-ислам
- ^ «все новости» . Фидсиндикат. 10 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 1 октября 2010 г. Проверено 21 марта 2010 г.
- ^ aljazeera.net ( арабский онлайн )
- ^ «Интернэшнл Геральд Трибьюн» . 29 марта 2009 г. Проверено 21 марта 2010 г.
- ^ «Фетва Великого Имама Аль-Азхара о шиитах» . 19 октября 2016 г.
- ^ Shiia Rights Watch : Египет: За народ или против народа?
- ^ Аль-Монитор : иранский священнослужитель обвиняет египетский Аль-Азхар в антишиитской деятельности. Архивировано 16 октября 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Женевьева Абдо. Нет Бога, кроме Бога: Египет и триумф ислама . Издательство Оксфордского университета . п. 68.
- ^ Браун, Натан Дж. (1997). Верховенство права в арабском мире: суды в Египте и странах Персидского залива . Издательство Кембриджского университета. п. 114.
Хотя он [Мухаммад аль-Газали] едва не оправдал убийство Фавды, его показания также подразумевали, что правительство действовало за пределами ислама...
- ^ Миллер, Джудит (19 июля 2011 г.). У Бога девяносто девять имен: репортажи с воинственного Ближнего Востока . Саймон и Шустер. п. 26. ISBN 9781439129418 .
- ^ «ЕГИПЕТ: Нарушения прав человека со стороны вооруженных группировок» . amnesty.org . Международная амнистия . Сентябрь 1998 года . Проверено 2 декабря 2015 г.
- ^ Бар, Шмуэль (2008). Ордер на террор: фетвы радикального ислама и обязанность джихада . Роуман и Литтлфилд. п. 16, сноска 8.
- ^ де Баетс, Антон (2002). Цензура исторической мысли: Всемирный путеводитель, 1945–2000 гг . Издательство Гринвуд. п. 196. ИСБН 9780313311932 .
В декабре 1992 года собрание сочинений Фоды было запрещено.
- ^ «500 САМЫХ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ МУСУЛЬМАН 2010 ГОДА» (PDF) . Королевский центр исламских стратегических исследований . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ «Служение Давуди Борасу по всему миру» . Муминин.орг. 04.03.2010. Архивировано из оригинала 18 марта 2010 года . Проверено 21 марта 2010 г.
- ^ Дэвид Д. Лейтин, Политика, язык и мысль: опыт Сомали , (University Of Chicago Press: 1977), стр. 102
- ^ АТИГЕТЧИ, ДАРИУШ (2 декабря 2006 г.). Исламская биоэтика: проблемы и перспективы . Springer Science & Business Media. ISBN 978-1-4020-4962-0 .
- ^ «Университет Кордовы» . Университет Кордовы. Архивировано из оригинала 13 февраля 2010 года . Проверено 21 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Верховный суд правительства Мальдив. Архивировано 10 сентября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Очерки памяти вице-канцлера ВБД 1992-2002 гг. (PDF) . Университет Брунея-Даруссалама . 2005.
Ссылки [ править ]
- Баярд Додж (1961). Аль-Азхар: Тысячелетие мусульманского обучения . Институт Ближнего Востока.
- Ардыч, Нурулла (2012). Ислам и политика секуляризма: Халифат и модернизация Ближнего Востока в начале 20 века . Рутледж . ISBN 978-0-415-67166-8 .
- Панкхерст, Реза (12 апреля 2013 г.). Неизбежный Халифат?: История борьбы за глобальный исламский союз с 1924 года по настоящее время . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-025732-3 .
- Озджан, Азми (1997). Панисламизм: индийские мусульмане, османы и Британия, 1877–1924 гг . БРИЛЛ. ISBN 90-04-10632-4 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Витте, Грифф (3 марта 2012 г.). «В мечети аль-Азхар борьба вокруг ислама волнует уважаемое египетское учреждение» . Вашингтон Пост .
Онлайн [ править ]
- Университет аль-Азхар: университет, Каир, Египет (подписка), в Британской энциклопедии онлайн , авторы: редакторы Британской энциклопедии Лаура Этеридж, Неха Парвани и Эмили Родригес
Внешние ссылки [ править ]
- Средневековый Каир
- Аль-Азхар
- Университет Аль-Азхар
- Образование в Каире
- Университеты в Египте
- Исламское образование в Египте
- Медресе в Египте
- Арабская архитектура
- Исламская архитектура
- Муизз Стрит
- 988 заведений
- Здания и сооружения, построенные в 10 веке.
- Учебные заведения, основанные в 10 веке.
- Заведения X века в Египте
- Исламские университеты и колледжи
- заведения 970-х годов
- Каир при Фатимидском халифате