Кади Байдави
Кади Байдави | |
---|---|
![]() рукопись XVI века Персидская Байдави «Китаб Низам ат-Таварих» . Копия создана в Сефевидском Иране , вероятно, в Тебризе. | |
Персональный | |
Рожденный | середина 13 века |
Умер | июнь 1319 г. [3] |
Религия | ислам |
Номинал | сунниты |
Юриспруденция | Шафииты [2] |
Крид | Асари [2] |
Основной интерес(и) | интерпретация |
Известные работы | Свет Откровения и тайны толкования |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием |
Кади Байдави (также известный как Насир ад-Дин аль-Байдави , также пишется Байдави , Байзави и Бейзави ; ум. в июне 1319 года, Тебриз ) был персом. [4] юрист, теолог и комментатор Корана . Он жил в постсельджукскую и раннемонгольскую эпоху . К его произведениям написано множество комментариев. Он также был автором нескольких богословских трактатов. [5]
Он жил во времена Салгуридов . Иранский регион был защищенным местом, поскольку салгуры в этот период ладили с монголами. По этой причине этот регион стал безопасным регионом, предпочитаемым учеными. Он также получил пользу от приехавших сюда ученых. Подробности о его жизни можно найти в его книге «Аль-Гая аль-Кусва». [6]
Единственный персидский труд Байдави, « Китаб Низам ат-Таварих» , является первой исторической книгой, демонстрирующей этнонациональную историю Ирана. [4]
Биография
[ редактировать ]Байдави был уроженцем Байды (от которого произошла его нисба ), небольшого городка в регионе Фарс на юге Ирана . [7] С 1148 года регион контролировался Салгуридами , семьей туркменского происхождения, которые правили как номинальные вассалы Сельджуков , Хорезмшахов и монголов до их падения в 1282 году. [8] Дата рождения Байдави неизвестна, однако, оценивая его достижения на протяжении всей его карьеры, можно сделать вывод, что он родился где-то во время правления салгуридского атабега (правителя) Абу Бакра ибн Саада ( годы правления 1226–1260 ). В этот период в Фарсе процветала культура; Абу Бакр приказал построить множество больниц и религиозных учреждений высокого уровня, что привлекло многих ученых. [7]
Как и большинство населения Фарса, Байдави был мазхаба ( мусульманином-суннитом шафиитского школы ). [9] Образование Байдави неясно. По словам историка аль-Яфии, Байдави обучал свой отец Умар, который был учеником Муджир-ад-Дина Махмуда ибн Аби-аль-Мубарака аль-Багдади аш-Шафии, бывшего ученика Муи. 'ин-ад-Дин Аби-Саид Мансур ибн Умар аль-Багдади, который учился у выдающегося персидского философа аль-Газали (умер в 1111 г.). [10]
Работает
[ редактировать ]аль-Байдави писал по многим предметам, включая фикх (юриспруденцию), историю, арабскую грамматику, тафсир и теологию .
Его основная работа — комментарий к Корану под названием «Света Откровения и тайны толкования» (Анвар ат-Танзил ва-Асрар ат-Та'вил)» . Эта работа во многом представляет собой сокращенное и дополненное издание аз-Замахшари ( «Аль-Кашшаф »). На эту работу, демонстрирующую большую ученость, повлияли взгляды мутазилитов, которые аль-Байдави пытался изменить, иногда опровергая их, а иногда опуская. [11] [12] Помимо в значительной степени опираясь на аль-Кашшаф, тафсир аль-Байдави также опирался на тафсиры Фахр ад-Дина ар-Рази и ар-Рагиба аль-Исфахани . [13] Его отредактировал Генрих Леберехт Флейшер (2 тома, Лейпциг, 1846–1848; индексы под ред. В. Фелла, Лейпциг, 1878). Отбор с многочисленными примечаниями был отредактирован Д. С. Марголиутом как Chrestomathia Beidawiana (Лондон, 1894 г.). [5] а его комментарий к Суре 12 был отредактирован и переведен AFL Beeston . [14]
Его исторический труд «Низам ат-Таварих» («Упорядочение историй») был написан на персидском, его родном языке. [1] Похоже, это часть усилий, направленных на то, чтобы побудить Абака-хана , буддийского правителя Ирака , узаконить правление Ильханата в Ираке путем обращения в ислам. [15] Этот труд сыграл ключевую роль в становлении этнонациональной истории Ирана, являясь первой книгой, посвященной его национальной истории. [4]
Его теологическая/каламическая работа «Тавали аль-Анвар мин Матали аль-Анзар» посвящена логике калама в исламской теологической традиции.
Другие его произведения: аль-Гая аль-Кусва , Минхадж аль-Усул ила Ильм аль-Усул , Луб аль-Альбаб , Рисала фи Тарифат аль-Улюм , Тухфе аль-Абрар , Хавас аль-Коран . [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Сияния Откровения и тайны экзегезы» . www.wdl.org . 13 января 1563 г.
- ^ Jump up to: а б Эспозито, Джон Л. (2004). Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 39. ИСБН 0195125592 .
- ↑ Дата его смерти оспаривается, но наиболее вероятной датой является 1319 г. н. э. / 719 г. хиджры. Иногда упоминаются и другие даты: 1286 г. н.э. / 685 г. хиджры и 1292 г. н.э. / 691 г. хиджры; см . Салех 2017 .
- ^ Jump up to: а б с Ашраф 2006 , стр. 507–522.
- ^ Jump up to: а б Тэтчер 1911 год .
- ^ Айкач, Мустафа , Насер Аддин аль-Байдави и его место в османской богословской традиции , Исламские исследования, 2016/27, том. 3, с. 389
- ^ Jump up to: а б Ибрагим 1979 , с. 311.
- ^ Лимберт 2004 , с. 12.
- ^ Ибрагим 1979 , стр. 311–312.
- ^ Ибрагим 1979 , с. 312.
- ^ Гибб, ХАР; Крамерс, Дж. Х.; Леви-Провансаль, Э.; Шахт, Дж. (1986) [1-е. паб. 1960]. Энциклопедия ислама . Том. Я (АБ) (Новая ред.). Лейден, Нидерланды: Brill. п. 1129. ИСБН 9004081143 .
- ^ Тэтчер 1911 цитирует ср Т. Нельдеке » . «Историю Корана , Геттинген, 1860, стр. 29
- ^ Мухаммад Хусейн, аль-Захаби (2000). Устный перевод и переводчики . Каир, Египет: Мактабах Вахба. стр. 1/212.
- ^ AFL Beeston, Комментарий Байдави к суре 12 Корана: текст, сопровождаемый интерпретирующим изображением и примечаниями (Оксфорд: Oxford University Press, 1963).
- ^ Павлин 2007 .
- ^ Айкач, Мустафа , Насер Аддин аль-Байдави и его место в османской богословской традиции , Исламские исследования, 2016/27, том. 3, с. 390
Источники
[ редактировать ]- Лимберт, Джон (2004). Шираз в эпоху Хафеза . Вашингтонский университет Press. стр. 1–182. ISBN 9780295802886 .
- Салех, Валид (2017). «аль-Байдави» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Ибрагим, Лутпи (1979). «Жизнь и творчество Аль-Байдави». Исламские исследования . 18 : 311–321. JSTOR 20847119 . ( требуется регистрация )
- свободном доступе : Тэтчер, Гриффитс Уилер (1911). « Байдави ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 214. Это, в свою очередь, цитирует:
- К. Брокельманн , История арабской литературы (Веймар, 1898), том. я. стр. 416–418.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в - Павлин, ACS (2007). Средневековая исламская историография и политическая легитимность: Тарихнама Балами . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-40025-1 .
- Ашраф, Ахмад (2006). «Иранская идентичность III. Средневековый исламский период» . Энциклопедия Ираника, Том. XIII, Фаск. 5 . стр. 507–522.
- Джексон, Питер (2017). Монголы и исламский мир: от завоевания к обращению . Издательство Йельского университета. стр. 1–448. ISBN 9780300227284 . JSTOR 10.3366/j.ctt1n2tvq0 . ( требуется регистрация )
- Лейн, Джордж Э. (2012). «Монголы в Иране». В Дарьяи, Турадж (ред.). Оксфордский справочник по истории Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–432. ISBN 978-0-19-987575-7 .
- Лейн, Джордж (2014). «Персидская знать и семьи, поддерживавшие Ильханство» : 182–213.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )