Jump to content

Саббатай Цви

Саббатай Цви
Шабтай Цви
Гравюрный портрет Саббатая Цви 1666 года.
Гравюрный портрет Саббатая Цви 1666 года.
Персональный
Рожденный ( 1626-08-01 ) 1 августа 1626 г.
Умер в. 17 сентября 1676 г. (1676-09-17) (50 лет)
Религия Иудаизм , позже ислам
Национальность Османская
Организация
Основатель саббатианство

Саббатай Цви [1] ( Иврит : שבטי צבי , латинизированный : Šabbĕṯai Ṣĕḇî ; турецкий : Сабетай Севи ; 1 августа 1626 г. - ок. 17 сентября 1676 г. ) [2] был османским еврейским мистиком и рукоположенным раввином из Смирны (ныне Измир , Турция). [3] [4] Вероятно, он был ашкенази по происхождению. [5] Действуя по всей Османской империи , Цви провозгласил себя долгожданным еврейским Мессией и основал саббатианское движение . [6]

По прибытии в Константинополь в феврале 1666 года Саббатай был заключен в тюрьму по приказу великого визиря Кёпрюлюзаде Фазила Ахмед-паши . В сентябре того же года, после перевода из разных тюрем столицы в резиденцию императорских судов в Адрианополе (ныне Эдирне ), он предстал перед судом по обвинению в разжигании мятежа . , предоставил Саббатаю выбор: либо встретить смерть в результате какого-либо испытания, либо принять ислам Великий визирь, представлявший султана Мехмеда IV . Похоже, он выбрал последний путь и стал носить тюрбан с тех пор . Затем главы османского государства наградили его щедрой пенсией за выполнение их политических и религиозных планов. [7] [5] Около 300 семей, последовавших за Цви, также приняли ислам и стали известны как Дёнме . [8]

Впоследствии османы дважды изгоняли его: сначала в Константинополь , а когда его услышали, как он пел псалмы вместе с евреями, в небольшой городок, известный сегодня как Улцинь на территории современной Черногории . Позже он умер в изоляции. [9] [10]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Саббатай Цви родился в османском городе Смирне, предположительно, в Тиша бе-Ав 1626 года, еврейский священный день траура. На иврите Саббатай означает Сатурн , а в еврейской традиции «правление Саббатая», высшей планеты, часто связывалось с пришествием Мессии. [11] Семья Цви была евреями-романиотами из Патр ; отец его, Мардохей, был торговцем птицей в Морее . Во время войны между Турцией и Венецией Смирна стала центром левантийской торговли, а Мордехай стал смирнским агентом английского торгового дома, добившись при этом некоторого богатства. [10]

В соответствии с преобладавшим в то время еврейским обычаем отец Саббатая заставил его изучать Талмуд . Он посещал ешиву под руководством раввина Смирны Джозефа Эскапы . Изучение галахи , или еврейского закона, его не привлекало, но, очевидно, Цви действительно хорошо владел Талмудом. В то же время он увлекался мистикой и каббалой и находился под влиянием Исаака Лурии . практическая Каббала , приверженцы которой использовали аскетизм для общения с Богом и ангелами , для предсказания будущего и совершения всевозможных чудес . Особенно ему нравилась [10] Помимо сочинений Лурии, он читал Зоар и практиковал аскетизм и очистительные упражнения, называемые тиккуним . [4]

Личная история

[ редактировать ]

Влияние английского милленаризма

[ редактировать ]

В первой половине XVII века были популярны милленаристские идеи о приближении мессианского времени. Они включали идеи об искуплении евреев и их возвращении на землю Израиля с независимым суверенитетом. милленаризм . Христианские авторы определили апокалиптический год как 1666 год, и в Англии было широко распространено Это убеждение было настолько распространено, что Менассия Бен Исраэль в своем письме Оливеру Кромвелю и парламенту Рампа обратился к нему как к поводу для реадмиссии евреев в Англию, заявив: «Мнения многих христиан и мои здесь совпадают. что мы оба верим, что время возвращения нашей нации в их родную страну очень близко». [10]

Поскольку он был агентом английского торгового дома в Смирне, отец Саббатая, должно быть, имел деловые контакты с англичанами, и вполне возможно, что его сын узнал кое-что об ожиданиях западных милленаристов дома. [12] Ученые до сих пор оценивают, какое влияние оказал английский и голландский кальвинистский милленаризм на мессианское движение, развившееся вокруг деятельности Цви. [13]

Утверждает, что является ожидаемым еврейским Мессией

[ редактировать ]

Наряду с общими мессианскими убеждениями существовало еще одно вычисление , основанное на отрывке из Зоара (известного еврейского мистического текста), о том, что Израиль будет искуплен долгожданным еврейским Мессией в 1648 году. [10]

В 1648 году Саббатай объявил своим последователям в Смирне, что он ожидаемый мессианский искупитель. Чтобы доказать это, он начал произносить Тетраграмматон — действие, которое иудаизм запрещал всем, кроме Первосвященника Израиля, в Храме в Иерусалиме в Йом Кипур . Поэтому для ученых, знакомых с раввинской и каббалистической литературой, этот акт имел весьма символическое значение. Саббатай также утверждал, что умеет летать, но сказал своим последователям, что он не может делать это публично, потому что они «недостаточно достойны» стать свидетелями такого зрелища. Он также утверждал, что имел видения Бога. [14] Саббатай рано раскрыл свои претензии на то, что он Мессия, Исааку Сильвейре и Моисею Пинейру , последний был зятем итальянского раввина и каббалиста Йозефа Эргаса . [10]

Однако в свои двадцать два года Саббатай был еще слишком молод, чтобы его можно было считать признанным раввинским авторитетом; его влияние на местное сообщество было ограниченным. Несмотря на то, что он в течение нескольких лет вел благочестивую жизнь мистика в Смирне, старое, более авторитетное раввинское руководство с подозрением относилось к его деятельности и местной коллегии раввинов. Во главе с его учителем Джозефом Эскапой они внимательно следили за ним. Когда его мессианские претензии стали слишком смелыми, он и его последователи подверглись указу Херема , своего рода отлучению от церкви в иудаизме . [10]

Примерно в 1651 году (по другим данным, в 1654 году) раввины изгнали Саббатая и его учеников из Смирны. Неизвестно, куда он отправился оттуда, но к 1658 году он появился в Константинополе . Там он встретил проповедника Авраама Ячини , ученика талмудиста Джозефа Трани , который подтвердил его мессианскую миссию. Говорят, что Ячини подделал рукопись, написанную архаичными буквами, которая свидетельствовала о претензиях Саббатая на то, что он Мессия. [10] Она называлась «Великая мудрость Соломона» и начиналась так:

Я, Авраам, сорок лет был заточен в пещере и очень удивлялся, что время чудес не наступило. Затем послышался голос, провозгласивший: «В 5386 году по еврейскому календарю [1626 году н.э.] у Мордехая Цви родится сын; и назовут его Шаббетай. Он смирит великого дракона; ... он, истинный Мессия сядет на Мой престол». [10]

В Салониках, Каире и Иерусалиме

[ редактировать ]
Новая мечеть , построенная общиной Дёнме в Салониках в поздний османский период.

Вооружившись этим документом, Саббатай выбрал своей базой Салоники , в то время центр каббалы. Провозгласив себя Мессией или «помазанником», он приобрел большое количество последователей и устраивал всевозможные мистические мероприятия — например, празднование своего брака как «Безконечного» ( Эйн Соф ) с Торой , подготовку торжественного фестиваль, на который он пригласил своих друзей. Но раввины Салоник во главе с раввином Хийей Авраамом ди Ботоном изгнали его из города, и источники расходятся относительно маршрута, по которому он тогда пошел, при этом Александрия , Афины , Константинополь , Иерусалим и Смирна упоминаются как временные базы. В конце концов он поселился в Каире , где прожил около двух лет (1660–1662). [10]

Там он подружился с Рафаэлем Джозефом Халаби (из Алеппо ), богатым и влиятельным евреем, который занимал высокий пост мастера монетного двора и откупщика налогов в Каире при османском правительстве. Рафаэль Йозеф вел аскетический образ жизни, который включал пост, купание в холодной воде и бичевание себя по ночам, и использовал свое огромное богатство на благотворительность, поддерживая бедных талмудистов и каббалистов, пятьдесят из которых, как сообщается, регулярно обедали за его столом. Он стал сторонником и пропагандистом мессианских притязаний Саббатая. [10]

Примерно в 1663 году Саббатай перебрался в Иерусалим, где возобновил свою прежнюю аскетическую практику частого поста и других покаяний. Многие видели в этом доказательство его необычайного благочестия . Говорили, что у него был хороший голос, и он привлекал большую аудиторию, когда пел псалмы всю ночь или испанские песни о любви, которым давал мистические интерпретации. В других случаях он молился и плакал на могилах благочестивых мужчин и женщин или раздавал сладости детям на улицах. Постепенно у него собрался более широкий круг приверженцев. [10]

В то время еврейская община Иерусалима остро нуждалась в деньгах для уплаты высоких налогов, взимаемых османским правительством. Известный как фаворит богатого и влиятельного Рафаэля Джозефа Халаби в Каире, Саббатай был выбран для того, чтобы обратиться к нему за деньгами и поддержкой, и его успех в получении средств для расплаты с турками повысил его престиж. Его последователи начали его публичную карьеру с поездки в Каир. [10]

Брак с Сарой

[ редактировать ]

Еще одно событие, произошедшее во время его второго пребывания в Каире, помогло распространить славу Саббатая в еврейском мире. Во время Хмельницкого восстания в Польше юную еврейскую сироту по имени Сара нашли христиане и отправили в женский монастырь на попечение. Через десять лет, в возрасте около шестнадцати лет, она сбежала (по ее словам, чудом) и направилась в Амстердам , а затем в Ливорно , где, согласно сообщениям, вела проституционную жизнь , одновременно задумав, что станет невеста Мессии, появление которой считалось неизбежным. [10]

Когда слух о ее приключениях дошел до Каира, Саббатай заявил, что такая супруга была обещана ему во сне, потому что он, как Мессия, должен был влюбиться в развратную женщину. Сообщается, что он отправил послов в Ливорно, чтобы привести к нему Сару, и они поженились в доме Халаби. Сообщается, что ее красота и эксцентричность помогли ему обрести новых последователей. Благодаря ей в карьеру Саббатая вошел новый романтический и распутный элемент. Переворот ее прошлой жизни был истолкован последователями Саббатая как дальнейшее подтверждение его мессианства, следуя библейской истории о пророке Осии , которому также было приказано взять «жену блуда» в качестве первого символического акта его призвания. [10]

Натан из Газы

[ редактировать ]

При финансовой и политической поддержке Халаби, очаровательной жене и множестве последователей Саббатай вернулся в Иерусалим с триумфом . Проезжая через город Газа , в котором в то время проживала важная еврейская община, он встретил Натана Бенджамина Леви, известного с тех пор как Натан из Газы ( נתן העזתי ), который стал очень активным в мессианской карьере Саббатая, служа его правой рукой. и объявляя себя воскресшим Илией , который, как было предсказано, возвестит о приходе Мессии. В 1665 году Натан объявил, что Мессианская эпоха начнется в 1666 году с завоевания мира без кровопролития. Мессия приведет Десять Затерянных Племен обратно в Святую Землю , «верхом на льве с семиглавым драконом в пасти». [10]

Раввины Иерусалима относились к движению Саббатая с большим подозрением и угрожали его последователям отлучением от церкви . Поняв, что Иерусалим — не лучшее место для осуществления его планов, Саббатай уехал в родную Смирну, а Натан провозгласил, что отныне священным городом будет Газа, а не Иерусалим. По пути из Иерусалима в Смирну Саббатая с энтузиазмом встретили в Алеппо . В Смирне, куда он прибыл осенью 1665 года, ему оказали большое почтение. После некоторых колебаний он объявил себя ожидаемым Мессией во время Рош ха-Шана в 1665 году; его заявление было сделано в синагоге под звуки шофара и возгласы: «Да здравствует наш Царь, наш Мессия!» [10]

Затем его последователи стали называть его титулом АМИРА, еврейской аббревиатурой фразы «Наш Господь и Царь, Его Величество да будет превознесен» ( Адонейну Малкеину Ярум Ходо ).

Провозглашенный Мессией

[ редактировать ]
«Саббатай Цви на троне» (изображение из амстердамского/еврейского издания «Тиккун» , Амстердам, 1666 г.).

С помощью своей жены Саббатай стал лидером общины и использовал свою власть, чтобы сокрушить любую оппозицию. Он сверг действующего раввина Смирны Аарона Лапапу и назначил Хаима Бенвениста на его место . Его слава начала распространяться повсюду. Италия, Германия и Нидерланды уже были центрами его мессианского движения, а евреи Гамбурга и Амстердама узнали о событиях в Смирне от заслуживающих доверия христиан. Генри Ольденбург , выдающийся немецкий ученый, ставший первым секретарем Королевского общества , писал Баруху Спинозе ( Spinozae Epistolae No 33): «Весь мир здесь говорит о слухах о возвращении израильтян... к своим собственным страна... Если эта новость подтвердится, это может привести к революции во всем». [10]

Последователями Саббатая вскоре стали многие выдающиеся раввины, такие как Исаак Абоаб да Фонсека , Моисей Рафаэль де Агилар , Моше бен Йонатан Галанте , Моисей бен Мордехай Сакуто и Хаим Бенвенист. Бенджамин Мусафия , приверженец Спинозы Последователем Спинозы стал и . Тем временем распространялись фантастические слухи, которым многие поверили. Например, говорилось: «На севере Шотландии появился корабль с шелковыми парусами и веревками, укомплектованный моряками, говорившими на иврите . На флаге была надпись «Двенадцать колен Израиля». [15] Еврейская община Авиньона (Франция) готовилась к эмиграции в новое королевство весной 1666 года. [10]

Готовность евреев поверить мессианским утверждениям Саббатая Цви во многом можно объяснить отчаянным положением европейского еврейства в середине 17 века. Кровавые погромы Богдана Хмельницкого во время казачьих беспорядков уничтожили около 100 000 евреев в Восточной Европе (около трети еврейского населения Европы в то время) и разрушили многие центры еврейского образования и общественной жизни. Поэтому для большинства евреев Европы это был благоприятный момент для того, чтобы мессия принес обещанное спасение. [ нужна ссылка ]

Распространение влияния Саббатая Цви

[ редактировать ]

Вероятно, с его согласия приверженцы Саббатая планировали отменить многие ритуальные обряды , поскольку, по мнению меньшинства в Талмуде, в мессианское время больше не будет священных обязанностей. Пост десятого тевета стал днем ​​пиршества и веселья. [10] Самуил Примо , который стал секретарем Саббатая, когда тот отправился в Смирну, от имени Мессии направил всем евреям следующий циркуляр:

Первородный Сын Божий, Шабтай Теби, Мессия и Искупитель народа Израилева, всем сынам Израилевым, Мир! Поскольку Пророки удостоили вас увидеть великий день и исполнение слова Божьего, ваш плач и скорбь должны превратиться в радость, а ваш пост — в веселье; ибо вы больше не будете плакать. Радуйтесь песней и мелодией и превратите день, прежде проведенный в печали и печали, в день юбилейный, потому что Я явился. [10]

Сообщение Примо было сочтено кощунственным, поскольку Саббатай хотел отпраздновать свой собственный день рождения, а не святой день. В общинах царило возмущение и разногласия, а многие лидеры, симпатизировавшие движению, были шокированы такими радикальными нововведениями. Соломон Альгази , видный талмудист из Смирны, и другие члены раввината, выступавшие против отмены поста, едва избежали смерти от рук последователей Саббатая. [10]

В Константинополе

[ редактировать ]

В начале 1666 года Саббатай уехал из Смирны в Константинополь ( Стамбул на территории современной Турции ), возможно, вытесненный городскими властями. Поскольку Натан из Газы предсказал, что, оказавшись в Константинополе, Саббатай возложит корону султана на свою голову, великий визирь Кёпрюлю Фазил Ахмет-паша приказал немедленно арестовать его и заключить в тюрьму, возможно, чтобы избежать каких-либо сомнений относительно того, власть по-прежнему принадлежала турецкому султанату. [10] Однако его заключение не обескуражило ни Саббатая, ни его последователей. В тюрьме с ним обращались хорошо, возможно, из-за взяток, которые, похоже, укрепили веру в него его последователей. Тем временем Натан из Газы, Авраам Ячини и другие распространяли невероятные сообщения о чудесных делах, которые «Мессия» якобы совершал в турецкой столице, а мессианские ожидания в еврейских диаспорах продолжали расти. [10]

В Абидосе ( Мигдал Оз )

[ редактировать ]

После двухмесячного заключения в Константинополе Саббатай был переведен в государственную тюрьму-замок в Абидосе в сопровождении некоторых своих друзей. Затем саббатианцы переименовали крепость в Мигдал Оз (Башня Силы). Поскольку Саббатай прибыл накануне Пасхи , он заколол пасхального агнца для себя и своих последователей и съел его с жиром, что является нарушением еврейского закона. Говорят, что он произнес над ним благословение: «Благословен Бог, вновь восстановивший то, что было запрещено». [10]

Огромные суммы, присылаемые ему его богатыми последователями, очарование царственной Сары и сотрудничество, проявленное турецкими чиновниками и другими лицами, позволили Саббатаю демонстрировать почти царское великолепие в тюрьме в Абидосе. Рассказы о его жизни там были преувеличены и распространились среди евреев Европы, Азии и Африки, а в некоторых частях Европы евреи начали снимать крыши со своих домов и готовиться к новому «исходу». Почти в каждой синагоге вывешивались инициалы Саббатая и вставлялись молитвы о нем в следующем виде: «Благослови Господа и Царя нашего, святого и праведного Саббатая Цви, Мессию Бога Иакова». В Гамбурге собор ввел обычай молиться в субботу не только в субботу (еврейскую субботу), но также в понедельник и четверг; неверующие были вынуждены оставаться в синагоге и присоединяться к молитве с громким «аминь» . Изображение Саббатая печаталось вместе с изображением царя Давида в большинстве молитвенников вместе с его каббалистическими формулами и покаяниями. [10]

Такие нововведения вызвали большое волнение в некоторых сообществах. В Моравии волнение достигло такой степени, что правительству пришлось вмешаться, а в Сале (Марокко) эмир приказал начать преследование евреев. В этот период Саббатай объявил, что посты семнадцатого таммуза и девятого ава (его дня рождения) отныне будут праздниками, и задумал превратить День искупления в день празднования. [10]

Неемия ха-Коэн

[ редактировать ]
Саббатай Цви в плену в замке Абидос.

Пока Саббатай находился в тюрьме Абидоса, произошел инцидент, который в конечном итоге привел к его падению. Польские еврейские общины, узнав о мессианских заявлениях Саббатая, послали каббалиста Неемию Ха-Коэна взять интервью у него в плену. [16] Неемия достиг Абидоса после трехмесячного путешествия в начале сентября 1666 года. Встреча прошла неудачно — Неемия объявил Саббатая самозванцем. Говорят, что некоторые саббатианцы подумывали убить Неемию как соперника. [10]

Обращение в ислам

[ редактировать ]

Неемия, однако, бежал в Константинополь, где притворился, что принял ислам , чтобы добиться аудиенции у каймакама , чтобы тот рассказал ему об амбициях Саббатая. Каймакам , сообщил султану Мехмеду IV и Саббатай был выдворен из Абидоса и доставлен в Адрианополь . [10] где визирь дал ему три варианта выбора; подвергнуть себя испытанию своей божественности в виде залпа стрел (если лучники промахнутся, его божественность будет доказана); быть пронзенным; или принять ислам. [17]

На следующий день (16 сентября 1666 г.) Цви предстал перед султаном, сбросил еврейское одеяние и надел турецкий тюрбан на голову , тем самым совершив свое обращение в ислам. Удовлетворенный, султан наградил Саббатая, присвоив ему титул (Махмед) Эффенди и назначив его своим привратником с щедрым жалованьем. Сара и около 300 семей его последователей также приняли ислам. После этого эти новые мусульмане стали известны как Дёнме. [8] Саббатаю было приказано взять вторую жену, чтобы подтвердить свое обращение. Несколько дней спустя он написал общине в Смирне: «Бог сделал меня измаильтянином; Он повелел, и это было сделано. Девятый день моего возрождения». [10]

Разочарование

[ редактировать ]
Бывшие последователи Саббатая раскаиваются за свою поддержку.

Обращение Саббатая опустошило его последователей, и мусульмане, и христиане одинаково высмеивали их. Несмотря на его отступничество , многие из его приверженцев все еще цеплялись за свою веру в него, утверждая, что его обращение было частью мессианской схемы. Такие люди, как Натан из Газы и Примо, которые были заинтересованы в сохранении движения, поощряли такую ​​веру. Во многих общинах 17-е таммуза и 9-е ава по-прежнему отмечались как праздники, несмотря на запреты и отлучения от церкви со стороны раввинов. [10]

Временами Саббатай брал на себя роль благочестивого мусульманина и поносил иудаизм; в других случаях он ассоциировался с евреями как с представителями своей веры. В марте 1668 года он объявил, что исполнился Святого Духа на Пасху и получил откровение.

Либо Саббатай, либо один из его последователей опубликовали мистический труд, в котором утверждалось, что он был истинным Мессией, несмотря на свое обращение, и что его целью было привести тысячи мусульман в иудаизм. Однако он сказал султану, что пытается обратить евреев в ислам, и султан разрешил ему общаться с другими евреями и проповедовать в их синагогах.

Последние годы

[ редактировать ]

Постепенно туркам надоели выходки Саббатая, и закончилась зарплата его привратника. В начале 1673 года султан сослал Цеви в Ульцинь ( Дульчиньо , турецкий : Улькум ), где его жена умерла в 1674 году. Затем Цви женился на Эстер, дочери раввина Иосифа Филосова из Салоник. [18]

В августе 1676 года Саббатай написал еврейской общине в Берате (Албания) письмо с просьбой приобрести религиозные книги. [9] Вскоре после этого он умер в изоляции — по некоторым сведениям, 17 сентября 1676 года, в священный день Йом Кипура . [18] После его смерти его вдова, брат и дети от первой жены переехали в Салоники. [18]

Считалось, что его могила находилась в Берате, в текке, построенном во дворе Императорской мечети ( албанский : Xhamia e Mbretit ), где гробница стояла до 1967 года. Исследования, проведенные в 1985 году, показали, что он действительно был похоронен в Дульчиньо . [19] Его биограф Гершом Шолем упомянул, что его могилу посещали паломники Дёнме из Салоник до начала 20 века. [9]

«К 1680-м годам дёнме собрались в Салониках, космополитическом городе Османской Греции с преимущественно еврейским населением. В течение следующих 250 лет они вели независимую общественную жизнь, заключая смешанные браки, ведя совместный бизнес, поддерживая свои собственные святыни и передавая вниз их тайные традиции».

Наследие

[ редактировать ]

К 19 веку дёнме заняли видное место в торговле табачными изделиями и текстилем. Они основали прогрессивные школы, и некоторые члены стали политически активными. Некоторые присоединились к Комитету Союза и Прогресса (CUP), революционной партии, известной как младотурки . Когда в 1912 году главный город дёнме Селаник (ныне Салоники) стал частью Греции, Греция изгнала мусульман, в том числе дёнме, со своей территории, большинство из которых мигрировали в Турцию. Это завершилось обменом населением в 1923 году между Грецией и Турцией . К середине 20 века они стали сильно ассимилироваться. [8]

Хотя о них мало что известно, различные группы под названием Дёнме продолжают следовать за Саббатаем Цви и сегодня, в основном в Турции . [20] Оценки цифр разнятся. По состоянию на 2016 год в Турции все еще проживает «около 2000» верующих в Дёнме, хотя это число затмевается количеством людей, происходящих из этой группы. [21] Их описывают как публично выдающих себя за мусульман, но в частном порядке исповедующих свои собственные формы мессианских/мистических еврейских верований. [22] Некоторые утверждают, что Дёнме по-прежнему играют роль в турецкой политике (вмешательства), особенно некоторые политические партии в Турции, такие как ПНД . Однако другие отвергают это как антисемитскую теорию заговора . [23]

Дёнме в конечном итоге разделились на три секты, каждая из которых имела совершенно разные убеждения, как отметили османские еврейские ученые Авраам Данон и Джозеф Нехама в статьях французского журнала иудаики более ста лет назад. [24] [25] В 1930-х годах Авраам Галанте опубликовал на французском языке комплексное исследование по истории сект. [26] Совсем недавно профессор Дженгиз Шишман опубликовал новое исследование под названием «Бремя молчания» . [27] [21] Согласно обзору, опубликованному в израильской газете «Джерузалем Пост» , отделение, известное как «Каракаш», придерживается суфийских практик, в то время как «капанчи» вообще не подверглись влиянию ислама и теперь являются полностью светскими. [21]

Дом в центре Измира недалеко от Агоры издавна ассоциировался с Саббетаем Цви. Остававшийся в руинах еще в 2015 году, он с тех пор был восстановлен в своем первоначальном стиле. [28]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Также пишется как Шабтай Цви, Шаббехай Цени, Шабсай Цви, Саббатай Цви.
  2. ^ Шолем (1973) , стр. 103–106, содержит полное обсуждение исторических вероятностей того, что он действительно родился 9 Ава, что, согласно еврейской традиции, является датой разрушения обоих Храмов, а также датой ' предписано» в некоторых традициях для рождения Мессии.
  3. ^ Шолем (1973) , с. 111, упоминается, среди других свидетельств раннего раввинского обучения Саббатая и семиха , проведенного раввином Йозефом Эскафой из его родного города Смирны: «Согласно свидетельству Лейба бен Озера, нотариуса нотариуса ашкеназской общины Амстердама... Саббатаю было восемнадцать лет, когда он был рукоположен в сан хакхама ». Шолем также пишет в предыдущем предложении: «Томас Коэнен, протестантский священник, обслуживающий голландскую общину в Смирне, сообщает нам... что он получил титул хахам , сефардский почетный титул раввина, еще будучи подростком».
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вигодер, Джеффри (1972). Еврейское искусство и цивилизация . п. 44. [ нужна полная цитата ]
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шолем, Гершом. «Шаббатай Цви» . Энциклопедия иудаики . стр. 348–350 – через Encyclepedia.com .
  6. ^ Бали (2008) , стр. 91–92.
  7. ^ Шолем (1973) , стр. 678–681.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кирш, Адам (15 февраля 2010 г.). «Другие тайные евреи, обзор Марка Дэвида Бэра, Дёнме: новообращенные евреи, мусульманские революционеры и светские турки » . Новая Республика . Проверено 20 февраля 2010 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Элси, Роберт (2010). Исторический словарь Албании . Роуман и Литтлфилд. п. 411. ИСБН  978-0-8108-6188-6 .
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кауфман Колер и Генри Мальтер (1901–1906). «ШАББЕТАЙ ЭВИ Б. МОРДЕХАЙ» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  11. ^ Мацейко, Павел (2011). Смешанное множество: Джейкоб Франк и франкистское движение, 1755–1816 гг . Издательство Пенсильванского университета. п. 45. ИСБН  978-0-8122-0458-2 .
  12. ^ Эта теория была первоначально предложена Грецем ; Гершом Шолем решительно выступал против этого в своей основной работе о субботе, цитируемой в этой статье.
  13. ^ Хейд, Майкл (2004). «Еврейский квакер»: христианское восприятие Шабтая Цви как энтузиаста». В Кудерте, Эллисон; Шоулсон, Джеффри (ред.). Гебраика Веритас? Христианские гебраисты, евреи и изучение иудаизма в Европе раннего Нового времени . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 234–265.
  14. ^ Абрамсон, Генри (2 февраля 2012 г.). «Кем был Шабтай Цви?» . Генрибрамсон.com .
  15. ^ Лукач, Гарри Чарльз (1914). Город танцующих дервишей и другие зарисовки и исследования Ближнего Востока . Лондон: Макмиллан и компания. стр. 189–190.
  16. ^ См. Еврейскую энциклопедию , Неемия ха-Коэн.
  17. ^ Хитченс (2011) , с. 123 .
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гальперин (2007) , с. 13.
  19. ^ Йосеф Йиннон, קברו של משיח ישמעאל , Пеамим 25 (1985), стр. 13-35. [1] ; это также еще необходимо сравнить с более новыми исследованиями по этому вопросу, проведенными Freely (2001) .
  20. ^ Хитченс (2011) , с. 124 .
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эшдаун, Ник (6 июня 2016 г.). «Секретная средневековая мессианика турецкого еврейства сохранилась» . «Джерузалем Пост» .
  22. ^ «ИНТЕРВЬЮ: Ченгиз Шишман о 350-летнем «бремени молчания» Дёнмеса – КНИГИ» . Hurriyet Daily News . 14 ноября 2015 г.
  23. ^ Нефес, Тюркай Салим (2013). «Восприятие и использование политическими партиями теорий антисемитского заговора в Турции» . Социологическое обозрение . 61 (2): 247–264. дои : 10.1111/1467-954X.12016 .
  24. ^ Данон, Авраам (1898). «О Саббатае Цеви и его секте». Обзор иудаики (на французском языке). 37 : 103–110. дои : 10.3406/rjuiv.1898.4286 .
  25. ^ Нехама, Джозеф (1902). «Саббатай Севи и саббатяне Салоник». Обзор школ Израильского альянса (на французском языке). 3 :289–323.
  26. ^ Галанте, Авраам (1935). Новые документы о Саббатаи Севи: Организация, привычки и обычаи его последователей (на французском языке). Стамбул: Фрателли Хаим.
  27. ^ Сисман (2015) .
  28. ^ «Культурная инвентаризация — Севи Кортехо» . 6 августа 2020 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Бали, Рифат Н. (2008). Козел отпущения на все времена: Дёнмес или криптоевреи Турции . Стамбул: Исис Пресс. ISBN  978-9754283631 .
  • Свободно, Джон (2001). Потерянный Мессия: В поисках мистического раввина Саббатая Севи . Нью-Йорк: Не обращайте внимания на прессу. ISBN  1-58567-318-8 .
  • Гальперин, Дэвид Джоэл (2007). Саббатай Цви: Свидетельства о падшем Мессии . Литтманская библиотека еврейской цивилизации. ISBN  978-1-904113-25-6 .
  • Хитченс, Кристофер (2011). Бог не велик: как религия все отравляет . Лондон: Atlantic Books. ISBN  978-0-85789-715-2 .
  • Шолем, Гершом (1973). Саббатай Севи: Мистический Мессия: 1626–1676 гг . Лондон: Рутледж Кеган Пол. ISBN  0-7100-7703-3 ; Американское издание: Princeton University Press. ISBN   0-691-09916-2
  • Сисман, Дженгиз (2015). Бремя молчания: Саббатай Севи и эволюция османско-турецкого донмеса . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-024405-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Двек, Яакоб (2019). Раввин-диссидент: Жизнь Якоба Саспортаса . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-18357-2 .
  • Голдиш, Мэтт (2004). Саббатейские пророки . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
  • Хальперн, Орли (28 июня 2002 г.). «В поисках последователей лжемессии» . Гаарец .
  • Идель, Моше (1998). «Саббатианство и мистика». Мессианские мистики . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 183–211.
  • Мацейко, Павел, изд. (2017). Саббатианская ересь: сочинения о мистицизме, мессианстве и истоках еврейской современности . Уолтем, Массачусетс: Издательство Университета Брандейса.
  • Рапопорт-Альберт, Ада (2011). Женщины и мессианская ересь Саббатая Цви, 1666–1816 гг . Оксфорд: Библиотека еврейской цивилизации Литтмана.
  • Сисман, Дженгиз (2016). Преодолев диаспору: исследования саббатианства и донмеса . Стамбул: Издательство Libra.
  • Ван дер Хейвен, Александр (2012). От скромной метафоры к божественной плоти: Сара Ашкенази, мессианская царица Саббатая Цеви и саббатианское движение . Исследования Института Менассии бен Исраэль. Том. 7. Амстердам: Амстердамский университет/Институт Менасе бен Исраэль. ISBN  978-90-815860-5-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84f441f89a8453a12b2daff76d1e4c3c__1720536060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/3c/84f441f89a8453a12b2daff76d1e4c3c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sabbatai Zevi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)